УДК 159.99
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА:
СПЕКТР СОВРЕМЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Ольга Владимировна Тиунова, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),
Москва
Аннотация
В статье представлены актуальные вопросы профессиональной самореализации спортивного психолога - практическая и научная деятельность, подготовка кадров, работа со СМИ. Проведён анализ существующей в спортивной отрасли ситуации, представлен спектр возможностей, организационные и методические принципы их реализации. Показаны преимущества данной психологической специальности в условиях конкуренции на рынке труда.
Ключевые слова: психология спорта, профессиональная самореализация психолога, построение карьеры, конкурентоспособность, организационные аспект, методические особенности.
PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SPORTS PSYCHOLOGIST: RANGE OF MODERN OPPORTUNITIES FOR SELF-REALIZATION
Olga Vladimirovna Tiunova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Federal science center of physical culture and sport, Moscow
Annotation
The article presents the actual issues of the professional fulfillment of the sports psychologist -practical and scientific activity, training, working with the media. The analysis of the current situation in the sports sector has been done, the situation presented a range of possibilities, organizational and methodical principles of their implementation. The article has showd the benefits of this psychological profession in the conditions of competition in the labour market.
Keywords: sports psychology, professional psychologist-realization, career development, competitiveness, organizational aspects, and methodological features.
ВВЕДЕНИЕ
Перспективы и сложности самореализации спортивного психолога редко становятся предметом обсуждения в профессиональной среде. Об этом не принято говорить в связи с множеством социально-экономических факторов, к наличию которых каждый специалист приспосабливается самостоятельно. Нельзя забывать и о высокой степени конкуренции, которая существует в области спортивной психологии в связи со скудным отраслевым финансированием данного направления научно-методического обеспечения спортивной деятельности.
Между тем спектр возможностей для профессиональной самореализации спортивного психолога в наше время достаточно широк. Ниже представлен результат их анализа, а также организационные и методические принципы реализации. Все они были успешно апробированы в многолетней практической и научной работе Научно-методическим объединением «Лаборатория физической культуры и практической психологии» (г. Москва).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Профессия спортивного психолога позволяет достаточно быстро «встроиться» в систему спортивной подготовки, быть правильно понятым и в итоге принятым в спортивный коллектив по сравнению с психологами, имеющими иную специализацию.
В то же время нельзя говорить о высокой востребованность данной психологической специализации. Современный российский спорт с той или иной степенью успешности использует другие ресурсы и возможности повышения спортивного мастерства. При этом приходится признать, что наличие спортивного психолога в команде (или индиви-
дуальная работа спортсмена с психологом) вовсе не гарантирует стремительного повышение спортивной результативности: многое зависит от сложности спортивной или жизненной ситуации спортсмена, квалификации и опыта психолога, а также внутренней мотивации того и другого [5].
Следует отметить и существенно возросший за последние годы уровень информированности широких слоёв населения (в том числе спортсменов), в отношении различных способов решения психологических проблем. Профессиональный спортивный психолог уже не является единственным носителем полезной спортсмену информации. Теперь за психологической консультацией обращаются те, кто самостоятельно прошёл определённый путь в собственной психологической подготовке. Это является позитивной тенденцией, однако теперь работа спортивного психолога усложняется - очевидные рекомендации и решения могут звучать банально, что снижает доверие к специалисту.
В целом современный рынок «психологического» труда характеризуется:
- очевидным «перепроизводством» психологов, при относительно невысокой востребованности социумом (и спортивной средой) их профессионального потенциала;
- достаточно низким уровнем заработной платы психологов, как в государственных, так и в коммерческих организациях;
- понятным желанием психологов различных специализаций «попробовать себя в спорте», что, в частности, вызвано его возросшей популярностью;
- появившейся возможностью пройти профессиональную переподготовку по специальности «Спортивная психология» для всех желающих с любым высшим профессиональным образованием;
- готовностью недипломированных специалистов (эзотериков, экстрасенсов, шаманов и т.п.) предложить спортсменам, тренерам и командам якобы быстрые и эффективные решения психологических задач.
Опыт показывает, что в неизбежной конкуренции на рынке услуг, связанных со спортивной психологией, наибольшее преимущество получают три категории специалистов:
A) специалисты, имеющие:
- высокий спортивный статус, физкультурное и психологическое образование,
- жизненный и профессиональный опыт,
Б) специалисты, технологию работы, которых
- отличается обоснованностью и логичностью,
- основана на комплексном подходе,
- использует алгоритмизированные рекомендации, что обеспечивает её «модульность», гибкость,
- понятна заказчику/клиенту (тренеру, спортсмену),
- оцифрована и доступна для контроля.
B) специалисты, использующие широкий спектр современных возможностей для самореализации. Ниже этой теме будет уделено особое внимание.
Большое значение в поиске и выборе наиболее интересной и оплачиваемой формы профессиональной деятельности имеет понимание спортивным психологом всего спектра возможностей, которые предоставлены существующими в нашей стране экономическими условиями и отраслевой ситуацией:
1) Практическая работа:
1.1. Индивидуальная работа:
- со спортсменами высокой квалификации,
- с ближайшим спортивным резервом,
- с юными спортсменами и их родителями,
- с тренерским составом,
- со спортивными врачами.
1.2. Работа в спортивных организациях:
- в сборных командах,
- в клубных командах,
- в УОР, ДЮСШ и др.,
- - в региональных Программах подготовки спортсменов и ближайшего резерва.
Стоит отметить, что при планировании практической работы со спортсменами или
спортивными организациями в современных условиях целесообразно ориентироваться не на длительность работы (она лимитируется финансированием), а на «минимальный и достаточный» уровень участия в том или ином проекте, но с охватом наибольшего числа спортсменов, тренером и др.[2].
1.3. «Конверсия» технологий спортивной психологии.
Технологии спортивной психологии находят своё применение и в корпоративном спорте, и в системе организации профессиональных конкурсов [7]. Использование психологических методик, апробированных в области спорта, много лет практикуется в ко-учинге для самоопределение, самоорганизации, самопостроения и самореализации индивида. Wellness-coaching, психологические аспекты формирования здорового образа жизни различных социальных групп населения, сохранения мотивации к занятиям физической культурой и массовым спортом также очевидно связаны со спортивной психологией [8]. Примечательно, что теперь в Государственные образовательные стандарты по программе «Физическое воспитание» для системы высшего профессионального образования введен комплекс вопросов, напрямую связанных с психологической работой студентов по самосовершенствования [1, 9].
Отдельно стоит отметить очевидную необходимость введение в систему оценки эффективности той или иной физкультурно-оздоровительной методики показатели, связанные с психофизическим и психоэмоциональным состоянием занимающихся, поскольку именно такой подход будет иллюстрировать оздоровительный эффект занятий в полной мере.
2) Научно-исследовательская работа:
- НИР в рамках госзаказов, госзаданий, грантов и др.,
- подготовка научных публикаций,
- научное руководство, консультирование адъюнктов, аспирантов, формирование научной школы.
Знание специальной, в том числе зарубежной литературы - естественная база не только для научной, но и для практической работы.
Однако в связи многомерностью и многофакторностью психологического обеспечения спортивной подготовки целесообразно отметить, что публикуемые исследования констатирующего характера полезны спортивному психологу, прежде всего, для формирования «стартовой позиции» в своей практической работе. В дальнейшем психологу приходится строить работу, уже исходя из реальных обстоятельств, с которыми он сталкивается в ходе консультирования или в работе с командой. Исследования же, посвященные оценке эффективности того или иного методического решения, полезны для последующей практической реализации только со сходным контингентом и при воспроизведении условий, близких к экспериментальным. От авторов таких работ требуется четкое описание условий эксперимента и перечень всех факторов, которые характеризовали психолого-педагогический процесс и группы испытуемых.
Стоит отметить и еще одно обстоятельство, характеризующее возможность научной деятельности для спортивных психологов: в «Национальном государственном Университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта» (г. Санкт-Петербург) существует единственный теперь в нашей стране диссертационный совет, где в рамках специальности 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спор-
тивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» к защите может быть принято диссертационное исследование как по спортивной педагогике, так и по спортивной психологии [4].
Нами проведён системный анализ тематик диссертационных исследований, посвященных вопросам спортивной психологии для выявления основных тенденций развития спортивной науки [3]. Он позволяет определить степень научного обеспечения различных физкультурно-спортивных направлений, а значит, может служить дополнительным информационным ресурсом для планирования государственного финансирования наименее разработанных вопросов психологического обеспечения спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
3) Подготовка кадров:
- активное участие в тематических научно-практических конференциях,
- активное участие в работе профессиональных сообществ,
- супервизия и консультирование,
- преподавание в вузах,
- проведение вебинаров, семинаров,
- проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Разумеется, многие из перечисленных форм работы по подготовке кадров могут быть использованы в различных сочетаниях [6].
4) Формирование общественного мнения:
- работа в общественных спортивных организациях (методических советах, комиссиях и др.)
- активное участие в отраслевых научно-практических конференциях, неформальная подготовка их резолюций, адресованных органам исполнительной власти в области ФКиС,
- сотрудничество со СМИ (экспертные оценки, интервью, участие в круглых столах, дебатах, ведение рубрики в периодических, в т.ч. Интернет, изданиях и др.).
- ведение собственного тематического сайта.
Смысл данного вида профессиональной деятельности спортивного психолога сводится не только к информированию целевой аудитории о возможностях сотрудничества с ним или с тем коллективом, который он представляет. Необходимо формировать «рабочее» отношение к психологической подготовке спортсмена, за счет ряда простых, но принципиально важных постулатов, например:
- психологическая подготовка является неотъемлемой частью спортивной подготовки, а физическая, тактическая и техническая подготовка спортсмена имеют множе-
Фармакологическая подготовка (+)
Психологическая подготовка
* ПСИХОЛОГ
сам спортсмен родители юного спортсмена тренер
Техническая подготовка
V_>
Рисунок 1 - Психологическая подготовка в комплексной системе подготовки спортсмена (принципиальная схема)
ство психологических аспектов (рисунок 1),
- психологическая подготовка в жизни спортсмена осуществлялась с первых дней его занятий спортом - за счет знаний тренера, жизненного опыта родителей юного спортсмена, собственных выводов спортсмена по опыту побед и поражений (рисунок1). Обращение к психологу не является показателем слабости спортсмена - это продолже-
ние ранее начатой работы и свидетельствует о его ответственном отношении к спортивному будущему,
- в психологической подготовке не используются «волшебные слова» или специальные «таблетки». Простые решения дают эффект только на фоне правильно выстроенной системы подготовки,
- психологическая подготовка начинается с понимания спортсменом тренировочного процесса и ответственности за каждый компонент собственной подготовки,
- цель «выиграть» очевидна, но её достижение зависит от решения конкретных задач, реализации заранее подготовленного плана соревновательной борьбы и коррекции собственного состояния,
- высокий уровень предсоревновательного волнения, напряжения - это естественное состояние спортсмена, с ним не нужно бороться, но оно должно контролироваться и помогать в реализации накопленного потенциала.
ФОРМД Полноценная подго-
товка специалиста в области спортивной психологии к самореализации по всему спектру перечисленных выше возможностей связана с еще одним важным обстоятельством: нельзя забывать, что содержания любой работы тесно связано с организационными условиями и выбранной методикой (технологией) реализации намеченного содержания в предлагаемых обстоятельствах (рисунок 2).
Организационные аспекты работы спортивного психолога также могут быть описаны в виде трехмерной модели (рисунок 3).
Опираясь на эту схему, специалисту-практику легко оценить свой уже имеющийся опыт и подготовить дополнительные программы профессиональной самореализации.
Независимо от формы и направленности психологической работы при её кратковременном и долговременном планировании целесообразно опираться на определённый алгоритм действий (рисунок 4).
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Рисунок 2 - Три аспекта планирования работы спортивного психолога (принципиальная схема)
Рисунок 3 - Организационные аспекты работы спортивного психолога (принципиальная схема)
Рисунок 4 - Алгоритм психолого-педагогической и консультационной работы (принципиальная схема)
Началом любой психолого-педагогической и консультационной работы является определение «запроса» клиента или заказчика. Он может быть перепроверен или уточнён с помощью дополнительного тестирования или специального анкетирования. С организационными условиями работы напрямую связана разрабатываемая программа действий. Весь процесс её реализации должен сопровождаться текущим контролем и оперативной коррекцией. Через определённое время необходимо провести промежуточный анализ полученных результатов (тестирование, обсуждение результатов, уточнение запроса) и скорректировать дальнейший ход подготовки.
Результатом работы спортивного психолога могут являться:
- реализация запроса или пересмотр клиентом первоначальной формулировки, основанный на изменении отношения к проблемной ситуации или нового её понимания,
- достижение поставленного результата,
- освоение определённых техник, методических решений и их успешная апробация на практике,
- достижение по объективным или субъективным показателям состояния психоэмоциональной или психофизической «нормы».
Такой подход к описанию, планированию и оценке организационных и методических аспектов психологического обеспечения спортивной деятельности позволяет спортивному психологу системно анализировать литературные данные, рационально использовать опыт коллег, выстраивать собственную эффективную технологию работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ориентация на представленный выше спектр возможностей профессиональной самореализации спортивного психолога позволит:
- молодым специалистам лучше понимать свою профессиональную «миссию», расширять тематики самоподготовки, рационально планировать карьеру,
- спортивным психологам, имеющим опыт правильно рассчитывать трудозатраты, избегать профессиональных неудач, повысить собственную конкурентоспособность.
Также данная статья может стать поводом для широкой дискуссии по актуальным вопросам профессиональной самореализации спортивных психологов в современных экономических и спортивных реалиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеевец, А.В. Физическая культура в зеркале развития образовательных стандартов / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров Л.Б., Ефимова-Комарова // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта - 2016. - № 2 (132) - С.- 8-20
2. Басова, Н.В. О необходимости фандрайзинга в развитии социально-значимых спортивных проектов / Н.В. Басова, И. Л. Дмитриева // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта -2016. - № 9 (139) - С.7-10
3. Баранов, В.Н. Системный анализ тематик диссертационных исследований как метод выявления основных тенденций развития спортивной науки / В.Н. Баранов, К.В. Захаров, О.В. Тиунова // Вестник спортивной науки. - 2017. - №2. - С. 64-70
4. Диссертационный совет НГУ им. П.Ф. Лесгафта [Электронный ресурс] // URL: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/dissertacionnyy-sovet (дата обращения: 03.08.2017).
5. Елисеев, С.А. Профессиография практикующего психолога в спортивной деятельности / С.А. Елисеев, Н.В. Журин, Т.Н. Журина // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта -2016. - № 10 (140) - С. 242-246.
6. Тиунова, О.В. Разработка и реализация многоуровневой системы повышения квалификации по спортивной психологии / О.В. Тиунова //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3(145). - С. 223-228
7. Тиунова, О.В. Система психологического обеспечения подготовки участников и экспертов чемпионатов рабочих специальностей WORLDSKILLS / О.В. Тиунова // Спортивный психолог - 2017. - № 1 (44). - С. 32-36
8. Тиунова, О.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом [Текст]: методические рекомендации / О.В. Тиунова, Д.А. Фильченков, М.В. Томилова -М. : Советский спорт, 2013. - 38 с. - ISBN 978-5-97180640-0
9. Фильченков, Д.А. Актуальные вопросы подготовки рабочих программ дисциплины "Физическая культура" в соответствии с требованиями образовательных стандартов [Текст] / Д.А. Фильченков, С.Г. Ларина, О.В. Тиунова, И.Ю. Семочкина // Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика [монография] - М. : Издательство "Перо", 2015. - С. 50-80
REFERENCES
1. Ageevets, A.V., Yefimov-Komarov V.Y. and Yefimov-Komarov L.B. (2016), "Physical culture in a mirror of development of educational standards", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 8-20.
2. Basova, N. V. and Dimitrov I. L. (2016), "On the need of fundraising for development of the socially important sports projects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 7-10.
3. Baranov V.N. , Zakharov K.V. and Tiunova O.V. (2017). "System analysis of the topics of dissertation researches as a method to identify the main trends in the development of sports science", Vestnik sportivnoy nauki, No. 2, pp. 64-70.
4. Dissertation Council of the University, available at: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/dissertacionnyy-sovet.
5. Eliseev, S.A., Zhurin N.V. and Zhurina T. N. (2016), "Professiography of practicing psychologist in sports activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 242246.
6. Tiunova, O.V. (2017), "Development and implementation of multilevel system of qualification increase in sports psychology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 223-228.
7. Tiunova, O. V. (2017), "The psychological support system for participants and experts of working professions championship worldskills", Sportivniypsiholog, Vol. 44, No. 1, pp. 32-36.
8. Tiunova, O.V., Filchenkov, D.A. and Tomilova M.V. (2013), Use of different forms of motivation to maintain a healthy lifestyle, physical culture and sports, Methodical recommendations, Soviet sport, Moscow, ISBN 978-5-9718-0640-0
9. Filchenkov, D.A., Larin' S.G. and Tiunova, O.V. (2013), "Topical issues of preparation of the working programs of the discipline "Physical culture" in accordance with the requirements of educational standards", in monograph Problems of development of education and training: theory and practice, Publishing house "Pero", Moscow, pp. 50-80.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.07.2017
УДК 159.99
ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Татьяна Борисовна Юшачкова, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), г. Магнитогорск
Аннотация
Работа посвящена проблеме отношения к здоровью в юношеском возрасте, содержит результаты исследования ценности здоровья и его самооценки на данном возрастном этапе, описание психологических особенностей юношей и девушек, для которых здоровье имеет высшую и, наоборот, наименьшую ценность.
Ключевые слова: здоровье, отношение к здоровью, ценность здоровья, самооценка здоровья, юношеский возраст.