2. Kabanov, M.M. and Neznanov, N.G. (2003), Essays on dynamic psychiatry. Transcultural research" Bekhterev Institute, Saint Petersburg.
3. Trash, V.M. (2012), "Assessment and prediction of social and psychological changes in social structures - possibilities of a psychodynamic-oriented approach", Contemporary problems of liberal and natural sciences, No 4, pp. 293.
4. Shapoval, V.A. (2013), Method for assessment and prediction of psychological health and professional identity of candidates for service and the personnel of the Ministry of Internal Affairs on the basis of the Psychodynamically Oriented Personal Questionnaire (POPQ) "Resource". - Study Guide", Publishing house of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, St. Petersburg.
5. Shapoval, V.A. (2015), Occupational psychological health of law enforcement officers: diagnostics, prognosis, monitoring: monograph, Publishing house of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, St. Petersburg.
6. Shapoval, V.A. (2004), "Inclination to violence. The possibilities of psychological diagnostics and prognosis in personnel of Departments of Internal Affairs", Prevention of domestic violence: Collection of research articles, Chelyabinsk Law institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Chelyabinsk, pp. 167-190.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.10.2017
УДК 159.9.072.432
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ МНОГОМЕРНЫХ ОПРОСНИКОВ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА СО СПОРТИВНОЙ КОМАНДОЙ
Ольга Владимировна Тиунова, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),
Москва
Аннотация
В статье представлена технология использования в работе со спортивной командой открытых многомерных опросников. Такая форма опроса и последующий контент-анализ полученных результатов позволяет определить отношение спортсменов к тренировочному и соревновательному процессу, выявить особенности внутрикомандных отношений, уровень взаимопонимания спортсменов и остальных участников спортивной подготовки (тренеров, врачей, психолога команды). Дальнейшее обсуждение результатов опроса со спортсменами и тренерами позволяет внести коррекцию в тренировочный процесс, повысить мотивацию спортсменов и совершенствовать формы взаимодействия всех членов спортивного коллектива.
Ключевые слова: психология спорта, психологические тесты, анкетирование, опросники, мониторинг состояния, мотивация, внутрикомандные отношения, психологическое обеспечение спортивной подготовки.
POSSIBILITIES OF APPLICATION OF OPEN MULTIDIMENSIONAL QUESTIONNAIRES IN WORK OF PSYCHOLOGIST WITH SPORTS TEAM
Olga Vladimirovna Tiunova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Federal Science Center of Physical Culture and Sport, Moscow
Annotation
The article presents the technology of application in work with the sports team of the open multidimensional questionnaires. This form of the survey and subsequent content analysis of the obtained results allows determining the attitude of the athletes to the training and competition process, to identify the features of intra team relationships, and the level of understanding of athletes and other participants of the sports training (trainers, doctors, psychologist of the team). Further discussion of the survey results with the athletes and coaches allows making the corrections in the training process, increasing the motivation of athletes, and improving the forms of interaction between all members of the sports team.
Keywords: sports psychology, psychological tests, questionnaires, monitoring, motivation, internal team relationships, psychological support of sports training.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты наших исследований показали, что диагностика является наиболее востребованной составляющей психолого-педагогического обеспечения подготовке спортсменов высокой квалификации [6]. Известно, что опросники - наиболее простой инструмент её проведения [1, 2, 3, 4]. Опросники, не предусматривающие наличие оценочных шкал, «ключей», «норм», предполагают простейший механизм обработки и анализа - исследователями и практиками рассматриваются процентные соотношения ответов [5, 7]. Однако наибольшую сложность в разработке представляют опросники (анкеты), которые должны объективно и полно оценить ту или иную ситуацию в спортивной команде. Заранее подготовленные вопросы («закрытый» опрос) ограничивает возможность откровенных высказываний респондентов, а «открытый» - часто дезориентирует их своей неопределённостью, что приводит к большому числу формальных и поверхностных ответов. В ходе многолетней практической работы в сборных командах страны и ведущих спортивных клубах была разработана технология проведения открытого многомерного опроса (анкетирования).
МЕТОДИКА
Бланк для письменного заполнения представлял собой таблицу, где, в зависимости от ситуации профессиональным спортсменам предлагалось сформулировать своё мнение, исходя из следующей логики:
A) что добавить, что уменьшить, что видоизменить
- в тренировочном процессе, в предстартовой подготовке, в ходе игры, после её окончания;
- на следующих выездных сборах в летний период, для создания рабочей атмосферы в команде, в тренировочном процессе, перед соревнованием, во время него, после соревнования.
Б) «преодолеть, избавиться, снизить» или «стать, приобрести, научиться»
- в личном плане/ в качестве члена команды.
B) что изменить, что добавить, что снизить
- в подготовке команды, в собственной подготовке, на сборах, на соревнованиях.
В) было недостаточно, было слишком много, другие причины поражения
- на подготовительном этапе, накануне и в день соревнований, перед выступлением, во время выступления.
Такая форма опросов не вызывает нареканий у тренерского состава, а членам команды заполнять «многомерный» опросник легко, т.к. логика «что уменьшить - что добавить - что видоизменить» способна вместить всё разнообразие возможных индивидуальных ответов, даёт определённый алгоритм самоанализа или анализа ситуации, а также облегчает подбор слов. «Адресность» этих предложений, их привязка к этапу или форме подготовки делает ответы респондентов конкретными, а результаты опроса практически значимыми.
Ниже в качестве примера представлен бланк опроса команды ВК Динамо (г. Москва), проведённого в конце сезона 2011-2012 гг.:_
——___.Все участники спортив-—^^цой подготовки Вопросы: ^^^^^^ Лично Вам Пожелания
команде или кому-то персонально тренерскому составу и врачам команды психологу команды
Что наиболее важно на этом этапе подготовки?
От чего в тренировочном и/или соревновательном процессе стоит отказаться?
Что сделать дополнительно?
Что видоизменить?
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Форма подачи материала для его последующего обсуждения и формирования правильного отношения команды и тренерского состава к дальнейшей совместной деятельности и неизбежным трудностям спортивной жизни также очень важна. Ниже в виде диаграмм представлены основные результаты опроса. Конкретные высказывания членов команды в данном случае не приводятся, их вес не так важен на фоне выявленного с помощью контент-анализа общего настроения и понимания командой ситуации.
Данная форма презентации результатов опроса способствовала дальнейшему конструктивному сотрудничеству и эффективному взаимодействию спортсменов и спортивного психолога.
На первом рисунке команде было показано количество участников опроса, что позволило:
- обратить внимание тренерского состава на «отстранённость» двух игроков-легионеров, плохо знающих русский язык,
- оказать «воспитательное» воздействие на игрока, демонстративно игнорировавшего участие в опросе.
Тринадцатью спортсменами было сформулировано 102 мысли, (предложения, замечания, эмоции), что косвенно подтверждает высокую продуктивность использования открытых многомерных опросников. На рисунке 2 представлено соотношение «конструктивных» и «неконструктивных» высказываний. При этом важен позитивный оттенок большей их части, что косвенно характеризует атмосферу в команде. Естественно, такая статистика производит сильное впечатление, как на тренерский состав, так и на команду в целом: повышается самооценка спортсменов, растёт доверие к их мнению со стороны тренерского состава и др.
Данный опрос предполагал четыре уровня «ответственности»: индивидуальную работу спортсменов, командную работу, тренерскую работу, а также работу медицинской группы (врача и массажистов) и работу психолога команды. Особый интерес представляло, насколько на тот период подготовки в команде сохранилась личная ответственность каждого игрока и команды в целом за общий, не слишком хороший результат серии последних игр. Из 92-х конструктивных высказываний (Рису-что положительно сказалось на эмоцио-
нок 3) 41,3% подтвердили эту ответственность, нальном состоянии тренерского состава.
Ш о травматизме
□ Ой индивидуальных задача*
□ О командных задача*
□ Адресованные тренерскому составу
Предложения психологу
Рисунок 3 - Анализ всех полученных в ходе опроса предложений
□ Психологическое состояние и поведение
■ Необходимость собственного старания, собственных усилий, собственной отдачи на тренировках
[3 И иди кгутуалон ая отдача на играх
Рисунок 4 - Анализ индивидуальных задач спортсменов, сформулированных в ходе опроса
С| Психологическое звучание
□ Необходимость отдачи, м аксимэл ьных ста ран ийг концептоациИ па Тренировках
Рисунок 5 - Анализ командных задач, сформулированных в ходе опроса
По собраниям
□ По стилю
взаимодействия
□ По тренировочному процессу
Рисунок 6 - Анализ замечаний и предложений в адрес тренерского состава
На рисунке 4 приведён анализ индивидуальных задач. Тот факт, что психологическое состояние и поведение спортсменов оказались для них достаточно важными, прозвучал позитивно для всех членов команды (спортсмены продемонстрировали готовность совершенствоваться, тренеры лишний раз убедились, что психолог в команде нужен, психолог - что спортсмены готовы к целенаправленной работе). Но, конечно, важнейшим показателем «рабочей» атмосферы в команде были формулировки, связанные с необходимостью собственных усилий.
Среди командных задач-пожеланий (Рисунок 5) половина имели «психологическое» звучание. И данная диаграмма была представлена команде не случайно, поскольку тема внутрико-мандных отношений в игровых видах спорта не теряет своей актуальности даже в конце сезона.
Вопросов и предложений тренерскому составу было сформулировано 39 (Рисунок 6).
Развёрнутый анализ (Рисунок 7) позволил тренерскому составу посмотреть на тренировочный процесс глазами профессиональных игроков и увидеть дополнительные возможности его совершенствования.
Разумеется, итоги данного опроса, а также конкретные формулировки, полученные в ходе анонимного заполнения анкет, были в дальнейшем всесторонне проанализированы и тренерским составом, и менеджментом клуба. Однако целый ряд сложностей психологического характера был прёодолён уже на стадии проведения опроса и оглашения его общих, представленных в этой статье, результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология использования в работе со спортивной командой открытых многомерных опросников позволяет определить отношение спортсменов к тренировочному и соревновательному процессу, выявить особенности внутри-
командных отношений, уровень взаимопонимания спортсменов и остальных участников спортивной подготовки (тренеров, врачей, психолога команды).
Дальнейшее обсуждение результатов опроса со спортсменами и тренерами позволяет внести коррекцию в тренировочный процесс, повысить мотивацию спортсменов и совершенствовать формы взаимодействия всех членов спортивного коллектива.
^ По собраниям
По стилю взаимодействия (коммуникации)
□ По стилю взаимодействия (общее настроение)
■ О планировании
тренировочного процесса
□ Об усилении игрового блока подготовки
□ О видоизменениях в ОФП
Рисунок 7 - Развёрнутый анализ замечаний и предложений в адрес тренерского состава
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази, А. Психологическое тестирование. Книга 1 / А. Анастази. - М. : Педагогика, 1982. - 320 с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб. : Питер, 2001. - 528 с.
3. Марищук, В. Л. Психодиагностика в спорте : учеб. пособие для вузов / В. Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова - М. : Просвещение, 2005. - 349 с.
4. Митина, О.В. Разработка и адаптация психологических опросников / О.В. Митина. - М. : Смысл, 2013. - 235 с.
5. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002. -
288 с.
6. Тиунова, О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки: содержание и принципы реализации // Материалы международной научной конференции "Ананьевские чтения-2016. Психология: вчера, сегодня завтра". 25-29 октября 2016 г., г. Санкт-Петербург. - СПб., 2016. - Т. 2. - С. 210-211.
7. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Хазин. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.
REFERENCES
1. Anastasi, A. (1982), Psychological testing: Book 1, Pedagogy, Moscow.
2. Burlachuk, L.F. and Morozov, S.M. (2001), The dictionary-directory on psychological diagnostics, Peter, St. Petersburg.
3. Marishchuk, V.L., Bludov Yu.M. and Serova L.K. (2005), Psychological testing in sport: textbook, Education, Moscow.
4. Mitina, O.V. (2013), The development and adaptation ofpsychological questionnaires, Sense, Moscow.
5. Ed. Volkov, I.P. (2002), Workshop on sport psychology, Peter, St. Petersburg.
6. Tiunova, O.V. (2016), "Psychological support of sports training: content and implementation principles", Proceedings of the international conference "Ananyev reading-2016. Psychology: yesterday, today, tomorrow", 25-29 October 2016, vol. 2, St. Petersburg, pp. 210-211.
7. Hanin, Yu.L. (1980), Psychology of communication in sport, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.10.2017
УДК 159.9.072
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ В ПЕРИОД ИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ольга Игоревна Юрина, старший преподаватель, Инна Валериевна Лаврентьева, кандидат психологических наук, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (Академия ФСИНРоссии, Рязань)
Аннотация
Авторами рассматривается понятие психологического сопровождения, а также особенности психологического сопровождения курсантов в Академии ФСИН России. В статье приведены данные, полученные по результатам первичной диагностики первокурсников академии, которая показывает, что в период адаптации курсанты сталкиваются со многими трудностями. Их преодоление, обеспечение оптимальной адаптации к вузу связано с планомерной и поэтапной организацией психологического сопровождения обучающихся. Представлены этапы проведения психологического сопровождения курсантов.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, курсанты, образовательные учреждения ФСИН России, первичная диагностика, курсанты первокурсники.
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CADETS DURING THEIR INITIAL TRAINING AS ONE OF THE CONDITIONS FOR FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO SERVICE ACTIVITIES
Olga Igorevna Yurina, the senior lecturer, Inna Valeryevna Lavrentyeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
Annotation
The authors consider the concept of psychological support, and also the features of psychological support of the cadets in the academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. The article presents the data obtained based on the results of the primary diagnostics of the freshmen of the Academy, which shows that in the period of adaptation the cadets face many challenges. Their overcoming, ensuring the optimal psychological adjustment to University is connected with the systematic and gradual organization of the psychological support of cadets. The article presents the stages of psychological support of the cadets.
Keywords: psychological support, cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, primary diagnostic, first-year cadets.
Понятие «психологическое сопровождение» в психологической литературе появилось сравнительно недавно, поэтому еще не получило однозначного толкования. Однако идеи психологического взаимодействия субъектов педагогического процесса уже находят свое отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, Л. С. Выготского, П.П. Блонского и др. [1, 4].
Анализ психологических исследований показал, что аспектами рассмотрения психологического сопровождения могут выступать как педагогический процесс (развитие, обучение, воспитание и др.), так и личность сопровождаемого (учащегося, студента,