Научная статья на тему 'Компоненты стиля руководства тренера как фактор эффективности ра- боты спортивной команды'

Компоненты стиля руководства тренера как фактор эффективности ра- боты спортивной команды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стиль работы тренера / спортивная команда / удовлетворенность / взаимосвязь / coach’s working style / sports team / satisfaction / interconnection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жесткова Юлия Константиновна, Шарифуллина Светлана Рафаэльевна, Мутаева Ильсияр Шафиковна

В статье рассматривается опыт изучения процесса воспитания взаимоотношений между тренерами и спортсменами в игровых видах спорта. Данный процесс должен занимать важное место в создании и формировании спортивной команды. Нами изучалась удовлетворенность спортсменов от взаимоотношений с тренером в рамках их профессиональной деятельности. Разработанные суждения позволили определить и оценить в балльной системе взаимосвязь между стилевыми компонентами управленческой деятельности тренера и взаимоотношениями со спортсменом. Выявлены очень благоприятные и достаточно благоприятные условия удовлетворенности спортсменов. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, моделирование, анкетный опрос, методы математической статистики. Исследование осуществлялось в 27 юношеских спортивных командах города Елабуга в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис, футбол. Общий объем выборки составил 290 спортсменов-разрядников. Для выявления компонентов стиля руководства тренерами использованы суждения, адресованные спортсменам. Материалы. Для выявления эффективности функционирования спортивного коллектива согласно современным представлениям судили по показателям результативности команд и удовлетворенности спортсменов различными сторонами жизни в коллективе. Результативность команд определялась их местом в чемпионате. Разработано 12 вариантов компонентов стиля руководства тренера, наиболее часто встречающихся в работе с командой. Они распределены по значимости, представленной в ответах респондентов. Результаты. На основании педагогических наблюдений и опроса респондентов разработана многокомпонентная модель стиля руководства тренера, включающая 12 типов взаимодействия тренера со спортсменами, характеризующих функциональные аспекты этой роли. При этом мы исходили из сложившегося в психологии понимания стиля руководства как стабильно проявляющихся особенностей взаимодействия руководителя с коллективом в целом и с отдельными его членами. Эти особенности взаимодействия в системе «руководитель-коллектив» выражаются, согласно литературным данным, в частоте реализации руководителем ряда функций, которые представлены в качестве компонентов стиля руководства тренера. Предположили, что частота реализации тренером соответствующих компонентов стиля руководства – важное условие роста эффективности спортивного коллектива. Заключение. Становление спортивного коллектива под руководством тренера проходит несколько стадий своего формирования. В нашем примере мы изучили этапы функционирования существующих команд, которые достигли определенного уровня подготовленности. Для успешного развития данного вопроса необходимо рассмотреть все этапы развития спортивной команды и удовлетворенность спортсменов на каждом этапе существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Style components of a coach’s management as the effectiveness factor of

The article discusses the experience of studying the relationship between coaches and athletes in team sports. This process should take an important place in a sports team creation and formation. We studied the satisfaction of athletes with the relationship between the coach within their professional activities. The developed judgments made it possible to determine and evaluate in a point system the interrelationships between the style components of the coach’s managerial activity and the relationship with the athlete. We revealed very favorable and quite favorable conditions for the athletes’ satisfaction. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical observation, modeling, questionnaire survey methods of mathematical statistics. The research was carried out in 27 youth sports teams of Yelabuga in the following kinds of sports: basketball, volleyball, badminton, table tennis, football. General sampling size was 290 athletes, who had categories. In order to identify the components management style coaches used judgments addressed to athletes. Materials. To identify the effectiveness of the sports team functioning in accordance with modern concepts, we estimated the effectiveness indices of teams and athletes’ satisfaction with various aspects of life in the team. The effectiveness of teams was determined by their place in the championship. We created 12 variants of the coach’s management style components, which can be met most often while working with the team. These components are distributed according to the importance presented in the respondents’ answers. Results. On the basis of the pedagogical observations and the survey results we created a multi-component model of a coach’s management style. The model includes 12 types of interaction between the coach and the athletes. They characterize the functional aspects of this role. At the same time, we took into consideration formed in psychology notion of management style as stably demonstrated features of interaction between a leader and the team in general and between its separate members. These peculiarities of interaction in “manager-team” system are seen, according to literary data, in the frequency of some functions realization by the manager. They are presented as the components of the coach’s management style. It is assumed that the frequency of the corresponding management style components realization by the coach is an important condition for the effective sports team development. Conclusions. The sports team formation under the guidance of the coach goes through several stages of its formation. In our research work we studied the functioning stages of the existing teams. They reached a certain level of readiness. In order to solve his problem successfuly it is necessary to consider all stages of a sports team development and the satisfaction of athletes at each stage of existence.

Текст научной работы на тему «Компоненты стиля руководства тренера как фактор эффективности ра- боты спортивной команды»

УДК 796.01(07) DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-45-52

Компоненты стиля руководства тренера как фактор эффективности работы спортивной команды

Жесткова Ю.К.1*, Шарифуллина С.Р.1, Мутаева И.Ш.2

'Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

г. Елабуга, Россия ORCID: 0000-0003-2947, zhest.13@list.ru* ORCID: 0000-0003-4569-2525, radlana@mail.ru 2Набережночелнинский колледж(филиал) Поволжской государственный академии физической

культуры спорта и туризма г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-9387-7033, mutaeva-i@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается опыт изучения процесса воспитания взаимоотношений между тренерами и спортсменами в игровых видах спорта. Данный процесс должен занимать важное место в создании и формировании спортивной команды. Нами изучалась удовлетворенность спортсменов от взаимоотношений с тренером в рамках их профессиональной деятельности. Разработанные суждения позволили определить и оценить в балльной системе взаимосвязь между стилевыми компонентами управленческой деятельности тренера и взаимоотношениями со спортсменом. Выявлены очень благоприятные и достаточно благоприятные условия удовлетворенности спортсменов. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, моделирование, анкетный опрос, методы математической статистики. Исследование осуществлялось в 27 юношеских спортивных командах города Елабуга в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис, футбол. Общий объем выборки составил 290 спортсменов-разрядников. Для выявления компонентов стиля руководства тренерами использованы суждения, адресованные спортсменам. Материалы. Для выявления эффективности функционирования спортивного коллектива согласно современным представлениям судили по показателям результативности команд и удовлетворенности спортсменов различными сторонами жизни в коллективе. Результативность команд определялась их местом в чемпионате. Разработано 12 вариантов компонентов стиля руководства тренера, наиболее часто встречающихся в работе с командой. Они распределены по значимости, представленной в ответах респондентов. Результаты. На основании педагогических наблюдений и опроса респондентов разработана многокомпонентная модель стиля руководства тренера, включающая 12 типов взаимодействия тренера со спортсменами, характеризующих функциональные аспекты этой роли. При этом мы исходили из сложившегося в психологии понимания стиля руководства как стабильно проявляющихся особенностей взаимодействия руководителя с коллективом в целом и с отдельными его членами. Эти особенности взаимодействия в системе «руководитель-коллектив» выражаются, согласно литературным данным, в частоте реализации руководителем ряда функций, которые представлены в качестве компонентов стиля руководства тренера. Предположили, что частота реализации тренером соответствующих компонентов стиля руководства - важное условие роста эффективности спортивного коллектива. Заключение. Становление спортивного коллектива под руководством тренера проходит несколько стадий своего формирования. В нашем примере мы изучили этапы функционирования существующих команд, которые достигли определенного уровня подготовленности. Для успешного развития данного вопроса необходимо рассмотреть все этапы развития спортивной команды и удовлетворенность спортсменов на каждом этапе существования.

Ключевые слова: стиль работы тренера, спортивная команда, удовлетворенность, взаимосвязь.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНОМ ТРЕНИРОВКИ

Для цитирования: Жесткова Ю.К.*, Шарифуллина С.Р., Мутаева И.Ш. Компоненты стиля руководства тренера как фактор эффективности работы спортивной команды. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 45-52. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-45-52.

Style components of a coach's management as the effectiveness factor of

sports team work

Yuliya K. Zhestkova1*, Svetlana R. Sharifullina1, Ilsiyar Sh. Mutaeva2

1Yelabuga Institute (branch) of the Kazan (Volga Region) Federal University

Yelabuga, Russia ORCID: 0000-0003-2947, zhest.13@list.ru* ORCID: 0000-0003-4569-2525, radlana@mail.ru 2Naberezhnye Chelny College (Branch) of the Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and

Tourism Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-9387-7033, mutaeva-i@mail.ru

Abstract: The article discusses the experience of studying the relationship between coaches and athletes in team sports. This process should take an important place in a sports team creation and formation. We studied the satisfaction of athletes with the relationship between the coach within their professional activities. The developed judgments made it possible to determine and evaluate in a point system the interrelationships between the style components of the coach's managerial activity and the relationship with the athlete. We revealed very favorable and quite favorable conditions for the athletes' satisfaction. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical observation, modeling, questionnaire survey methods of mathematical statistics. The research was carried out in 27 youth sports teams of Yelabuga in the following kinds of sports: basketball, volleyball, badminton, table tennis, football. General sampling size was 290 athletes, who had categories. In order to identify the components management style coaches used judgments addressed to athletes. Materials. To identify the effectiveness of the sports team functioning in accordance with modern concepts, we estimated the effectiveness indices of teams and athletes' satisfaction with various aspects of life in the team. The effectiveness of teams was determined by their place in the championship. We created 12 variants of the coach's management style components, which can be met most often while working with the team. These components are distributed according to the importance presented in the respondents' answers. Results. On the basis of the pedagogical observations and the survey results we created a multi-component model of a coach's management style. The model includes 12 types of interaction between the coach and the athletes. They characterize the functional aspects of this role. At the same time, we took into consideration formed in psychology notion of management style as stably demonstrated features of interaction between a leader and the team in general and between its separate members. These peculiarities of interaction in "manager-team" system are seen, according to literary data, in the frequency of some functions realization by the manager. They are presented as the components of the coach's management style. It is assumed that the frequency of the corresponding management style components realization by the coach is an important condition for the effective sports team development. Conclusions. The sports team formation under the guidance of the coach goes through several stages of its formation. In our research work we studied the functioning stages of the existing teams. They reached a certain level of readiness. In order to solve his problem successfuly it is necessary to consider all stages of a sports team development and the satisfaction of athletes at each stage of existence. Keywords: coach's working style, sports team, satisfaction, interconnection.

For citation: Yuliya K. Zhestkova*, Svetlana R. Sharifullina, Ilsiyar Sh. Mutaeva. Style components of a coach's management as the effectiveness factor of sports team work. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(1): 45-52. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-1-45-52.

Введение

В процессе спортивной подготовки в группах спортсменов в игровых видах спорта важное место занимает создание коллектива, где должна быть создана атмосфера дружбы, взаимопомощи, взаимопонимания. В этой связи взаимоотношения тренера и спортсмена играют весьма важную роль в формировании нравственного климата спортивного коллектива. В процессе тренировочных занятий между тренером и спортсменом складываются определенные взаимоотношения, которые основаны на единстве цели, стоящей перед ними. Спортсмены предъявляют большие требования к профессиональным знаниям тренера и его стилю руководства.

Стиль руководства, выбираемый тренерами в профессиональной деятельности, определяется его личностными качествами, а также выбранным им видом спорта. Тренер как личность растет и развивается в процессе становления в профессии. В начале своей профессиональной деятельности каждый тренер задает себе вопрос, как и какие цели он будет ставить пред собой и спортсменом. Одни создают условия для эффективных занятий через коллективизм, дружбу, взаимопомощь, взаимопонимание. Другие с первого дня формируют хорошие привычки для регулярных тренировок. Третьи воспитывают спортивный, соревновательный дух в коллективе и в команде. Четвертые думают о создании спортивной команды. Для достижения любых целей нужны знания, опыт, наставники и анализ своих возможностей и недостатков, а также модель разных технологий подготовки.

Анализ научно-методической литературы по вопросам тренерской деятельности и стиля руководства тренера показал, что работа тренера и спортсмена имеет разнонаправленные цели и задачи [4,5,11]. С одной стороны, тренер хочет воспитать спортсмена команды, с другой - должен быть спортсмен, который желал бы заниматься у данного тренера для достижения высоких результатов.

В практике много случаев, когда из-за взаимоотношений между тренером и спортсменом вторые покидают спорт или переходят к другому тренеру.

С другой стороны, необходимо задать вопрос, каким должен быть тренер, чтобы иметь такие профессиональные качества, которые позволяли бы реализовать главную цель спортивной подготовки - подготовку высококвалифицированных спортсменов и успешный команды, при условии, если тренер рассматривает свою работу как формирование у спортсмена всех необходимых личностных качеств, передачу знаний, развивая при этом умения и навыки спортсмена [2,6,7].

В этой связи вопрос о стиле руководства тренера и совпадение его с удовлетворенностью спортсмена в совместной работе в индивидуальных тренировках и в команде всегда остается открытым.

Игровые виды спорта в этом плане выступают как площадка для испытания стилевых ролей тренера в руководстве подготовкой спортсмена и команды.

Спортивная команда - это группа лиц, относящаяся к спортивному коллективу, состоящая из спортсменов, занимающихся одним видом спорта, имеющих особые признаки, характеризующие эффективность работы команды снаружи и изнутри.

Целью данной работы явилось изучение возможностей реализации компонентов стиля руководства тренера во взаимосвязи с признаками удовлетворенности членов спортивной команды.

Материалы и методы

С помощью разработанных нами суждений изучались взаимоотношения между тренером и спортсменом, проявляющиесяе в удовлетворенности работой тренера и команды. Исследование осуществлялось в 27 юношеских спортивных командах города Елабуга в таких видах спорта, как баскетбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис, футбол. Общий объем выборки составил 290 спортсменов-разрядников. Для выявления компонентов стиля, реализуемых тренерами, использовали следующие суждения, адресованные спортсменам: 1. Прежде чем принять ответственное решение, касающееся команды, тренер обсуждает его со спортсме-

нами. 2. Тренер ставит перед спортсменами четкие цели, которые они должны достичь. 3. Давая членам команды какие-либо задания, тренер проверяет выполнение каждого из них. 4. Тренер старается быть близким к членам команды, стремится избежать дистанции между собой и спортсменами. 5. Тренер стремится к развитию у спортсменов инициативности в спорте и в жизни. 6. Тренер подробно разбирает действия каждого спортсмена на тренировках и в соревнованиях. 7. Принимая ответственные решения, касающиеся команды, тренер учитывает мнения спортсменов. 8. Тренер подробно информирует спортсменов о том, что происходит в команде, спортивной школе, в избранном виде спорта. 9. Тренер пытается лучше узнать и понять своих учеников. 10. Тренер ставит перед членами команды цели, кажущиеся порой недосягаемыми,

и побуждает спортсменов к успешному их достижению. 11.Успешные действия спортсменов на тренировках и в соревнованиях поощряются тренером. 12. Осуществляя свои руководящие функции в команде, тренер передает некоторые из них отдельным игрокам.

Оценка используемых суждений проводилась по балльной системе от 1 до 7 баллов с учетом вариантов ответов спортсменов (рисунок 1). С помощью шкалы оценки давали представление об особенностях взаимоотношений между тренером и спортсменом.

На рисунке 1 представлена шкала оценки суждений спортсменами. Каждый спортсмен получал бланк оценки и суждения.

СУЖДЕННЯ

1 1 ■1 М 3 4 5 б 7 а 9 10 11 12

7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7

6 6 6 6 Ь 6 6 6 6 Ь 6 6

5 5 5 ъ

4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4

3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

нС

|=:

Рисунок 1 - Шкала оценивания суждений, характеризующих стиль руководства тренера По каждому суждению имелось 7 вариан- кадров.

тов ответа: от «Всегда» (7 баллов) до «Никогда» (1 балл). Респондент мог выбрать только один из них. Под каждым суждением обводился кружочком вариант ответа от 1 до 7. При обработке данных на основе индивидуальных ответов вычислялись среднегрупповые (командные) показатели по каждому суждению.

Результаты и обсуждение

Повышение подготовленностии высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта в значительной степени определяется уровнем профессиональной подготовленности тренерского состава. Сегодняшний уровень развития игровых видов спорта требует работы нескольких тренеров, отвечающих за виды подготовки, что обусловливает рассмотрение многоуровневой системы подготовки тренерских

А.Р. Баймурзин, Т.А. Баймурзина, С.Д. Неверкович (2018), рассматривая методологические основы определения реализации концепции подготовки физкультурных кадров, определили время, необходимое для становления профессионального мастерства специалиста в области физической культуры и спорта. Отмечена необходимость становления выпускника как профессионального тренера, для чего необходимо от 5 до 10 лет. В этой связи авторы отметили, что стратегию развития физической культуры и спорта следует планировать на срок от 10 до 15 лет. Каждому специалисту нужен определенный период времени для выхода на репродуктивный уровень профессионального мастерства, где он окончательно может определиться со стилем руководства командой [1,2].

Вопросы управленческого характера тре-

буют проектирования профессиональной деятельности тренеров [3,4,6].

Н.Н. Лагусева (2006), развивая концепцию подготовки специалистов в области туризма, отмечает необходимость научно-педагогического сопровождения для развития конкурентоспособного специалиста, характеризуя тем самым необходимость совершенствования педагогической технологии подготовки специалистов [3].

М.Н. Тугаев, Е.В. Царев (2004) рассматривали научную проблему подготовки педагогов и создали многоуровневую акмеологическую модель как основу становления их в профессиональной деятельности, определяя уровневый подход к созданию образовательной среды [3].

Тренер - главное действующее лицо в подготовке спортсменов и создании эффективного спортивного коллектива и команды. В спортивной практике распространено несколько заметных вариантов стиля руководства тренера: авторитарист, либерал и демократ. Данные стили часто встречаются в работе тренера. Нельзя утверждать, что один успешный, а другой - нет. На стилевые качества тренера накладывает отпечаток и тип темперамента. Если тренер может оценить свои возможности и своевременно ориентироваться в различных профессиональных ситуациях, можно назвать его профессионалом не только в своем деле, но и в построении отношений с коллегами и командой [8,9,10].

На основании педагогических наблюдений и опроса респондентов разработана много-

компонентная модель стиля руководства тренера, включающая 12 типов взаимодействия тренера со спортсменами, характеризующих функциональные аспекты этой роли. При этом мы исходили из сложившегося в психологии понимания стиля руководства как стабильно проявляющихся особенностей взаимодействия руководителя с коллективом в целом и с отдельными его членами. Эти особенности взаимодействия в системе «руководитель-коллектив» выражаются, согласно литературным данным, в частоте реализации руководителем ряда функций, которые представлены в качестве компонентов стиля руководства. Предположили, что частота реализации тренером соответствующих компонентов стиля руководства - важное условие роста эффективности спортивного коллектива.

Об эффективности функционирования спортивного коллектива мы (в согласии с современными представлениями) судили по показателям результативности команд и удовлетворенности спортсменов различными сторонами жизни в коллективе. Результативность команд определялась их местом в чемпионате по соответствующему виду спорта. Удовлетворенность спортсменов измерялась посредством методики, подробно описанной ранее.

В таблице 1 представлены 12 вариантов компонентов стиля руководства тренера, наиболее часто встречающихся в работе с командой. Они распределены по значимости, выраженной в ответах респондентов.

Таблица 1 - Компоненты стиля руководства тренера и их характеристика

Далее нами определены компоненты удовлетворенности членов команды, спортивного коллектива процессом работы и отношениями с тренерами. Анкетный опрос участников исследования позволил определить 10 вариантов удовлетворенности спортсменов работой тренера и команды: удовлетворенность игрой команды (А), отношениями между спортсменами (Б), отношениями между тренером и командой (В), личными отношениями с тренером (Г), эмоциональной атмосферой в команде (Д), тренировками (Е), своими результатами ((Ж), отношением

партнеров к спорту (З), деловой атмосферой в команде (И); команда - «дом родной» (К).

С целью выяснения связей между стилем руководства тренера и эффективностью функционирования команды выполнены две вычислительные процедуры. Одна из них заключалась в корреляции по методу Пирсона среднегруппо-вых показателей стиля руководства тренера со среднегрупповыми оценками удовлетворенности спортсменов. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Корреляционные отношения между среднегрупповыми показателями стиля

ства тренера и удовлетворенности спортсменов

руковод-

Параметры удовлетворенности спор теме нов

1 А 0,403 *** Б В 0,313* Г 0,309 * д 0,526** Е 0,602 * Ж 3 И 0,431 *** К

2 0653 * 0,541** 0,541 ** 0.436 0,499 0,609* 0409 *** - 0,497 ***

3 0.463 *** 0,653 * 0,631 0,595 ** 0,650 * 0,605* - 0,403 ***

= г: 4 - 0.699 * 0,711 * 0,567 ** 0,499 - - 0,431 *** -

- 5 0.417 *** 0,677 * 0,702* 0,615 0,523 ** 0,516 ** - 0,471 *** 0391 ***

н 1 6 0,504 * * 0,576 ** 0,523* * 0,450 0394 *=»=* 0,439 - - -

7 030 *** - 0,757 * 0306* 0,530 ** 0,593 «* 0,395 - - 0^99

- 0,675 * 0,664* 0,565 ** 0,536 ** 0,435 ** - 0,400 *** -

| 9 10 0455 *=*=* - 0,794 * - 0,437 ** 0,311* 0,556* * 0,637 * 0,674 0466 н* 0,492 ** 0,432 ***

11 - - 0,674 * 0.696* 0,652 * 0,655 * - - 0,513 ** -

12 0.493 ** - 0,563 ** 0,519* * 0,393 *** 0,504 ** 0,466 ***

Примечание:* - р<0,001;** - р<0,001; *** - р < 0,05

Для удобства чтения таблицы 2 в нее включены только корреляции, превышающие уровень значимости 5%. Их количество достаточно велико - 61,5% от общего числа полученных корреляционных индексов, что, в согласии с принятой нами логикой анализа причинно-следственных связей между обсуждаемыми переменными, свидетельствует о весьма значительном влиянии частоты реализации тренером определенных способов взаимодействия со спортсменами (т.е. компонентов стиля руко-

водства) на их удовлетворенность. Причем, судя по числу статистически значимых корреляций, различные составляющие стиля руководства тренера неоднозначно сказываются на удовлетворенности спортсменов. Наиболее сильное влияние оказывают на нее такие компоненты стиля руководства, как постановка конкретных целей, развитие инициативности у спортсменов, забота о членах команды; в то же время, например, постановка сверхцелей перед членами команды отражается на их удовлетворен-

ных целей, близости к спортсменам, развитию инициативности у спортсменов и делегированию полномочий. По-видимому, частота реализации тренером именно этих компонентов стиля руководства, а также таких его составляющих, как обсуждение принимаемых решений, проверка выполнения заданий, забота о членах команды может рассматриваться в качестве одного из условий эффективности спортивного коллектива.

Взаимосвязь между компонентами стиля руководства тренера и удовлетворенностью спортсменов характеризует сильную команду как эффективно функционирующую группу и как реальную команду, готовую к успеху.

Взаимосвязь между компонентами стиля руководства тренера и удовлетворенностью спортсменов характеризует слабую команду отсутствием использования правил взаимодействия и средним уровнем социально-психологической зрелости.

ности довольно слабо. Объяснение подобного рода различий следует, по-видимому, искать в степени соответствия тех или иных проявлений стиля руководства тренера как общим задачам, стоящим перед командой, так и личным потребностям спортсменов.

Высокий уровень удовлетворенности спортсменов свидетельствует о положительной оценке спортсменами умения тренера управлять командой. По всем показателям удовлетворенности спортсменов сложилось очень благоприятное, достаточно благоприятное отношение тренера к руководству.

Дополнительно мы рассмотрели характеристики связи стиля руководства с удовлетворенностью спортсменов в командах разной результативности. По итогам участия в чемпионате все команды были разбиты на две условные группы: сильные (13 коллективов - призеров чемпионата в своем виде спорта) и слабые (14 коллективов, занявших в чемпионате места с 5-го и ниже). Оказалось, что влияние тех или иных компонентов стиля руководства тренера на удовлетворенность спортсменов в сильных и слабых командах отличается. В сильных коллективах на удовлетворенности спортсменов наиболее существенно сказываются такие виды активности тренера, как развитие инициативности у спортсменов, забота о членах команды, делегирование полномочий. В слабых коллективах теснее всего с параметрами удовлетворенности игроков коррелируют следующие компоненты тренерского стиля руководства: постановка конкретных целей, близость к спортсменам, забота о членах команды. Иными словами, для спортсменов более высокого уровня мастерства особенно существенны возможность действовать самостоятельно и внимание тренера, а для менее квалифицированных спортсменов - четкая регламентация действий и также внимание тренера.

Как видно из таблицы 2, почти по всем компонентам стиля руководства тренера полученные данные свидетельствуют в пользу высокорезультативных команд. Причем наиболее существенная разница в средних показателях между сильными и слабыми коллективами имеет место по 4 компонентам: постановке конкрет-

Заключение

Таким образом, изложенные выше материалы, во-первых, поддерживают выдвинутую нами гипотезу относительно возможного характера связи между стилем руководства тренера и эффективностью спортивного коллектива и, во-вторых, показывают, что принятое в исследовании понимание стиля руководства как многомерно-функционального образования и его конкретное эмпирическое воплощение позволяют более полно и содержательно, нежели при традиционном подходе, раскрыть своеобразие взаимодействия тренера с коллективом спортсменов, выделить наиболее существенные в плане эффективного функционирования последнего параметры активности спортивного педагога.

Становление спортивного коллектива под руководством тренера проходит несколько стадий своего формирования. В нашем примере мы изучили этапы функционирования команд, которые достигли определенного уровня подготовленности. Для успешного развития данного вопроса необходимо рассмотреть все этапы развития спортивной команды и удовлетворенность спортсменов на каждом этапе существования.

Список литературы

1. Баймурзин А.Р., Баймурзина Т.А., Неверкович С.Д. Методологические основы определения оптимального периода времени реализации концепции стратегического управления вузов физической культуры и спорта. Пе-дагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 95-100. DOI: 10.14526/2070-47982018-13-4-95-100.

2. Неверкович С.Д. Игровое про-ективрование целостных форм профессиональной деятельности. 6-я Международная научная конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 7-11 июня 2010 г. Министерства спорта, туризма и молодеж. Политики РФ, Рос. Гос. Ун-т физ. Культуры спорта и туризма, рос. Ассоц. Психологов физ. Культуры и спорта. М. 2010: 27-29.

3. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: АСТ Астрель. 2006: 19.

4. Тутаева М.Н., Царева Е.В. Психологический, акмиологический и социокульур-ный аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров. Теория и практика: Межвуз. Сборник научных трудов. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та. 2004: 236-240.

5. Frey M. College coaches' experiences with stress: "Problem solvers have

Статья подана в редакцию: 15.02.2019

problems, too". The Sport Psychologist. 2007; 21: 38-57.

6. Gould D., Greenleaf C., Guinan D., Dieffenbach K., McCann S. Pursuing performance excellence: Lessons learned from Olympic athletes and coaches. Journal of Excellence. 2001; 4: 21-43.

7. Manley A.J., Greenlees I.A., Graydon J., Thelwell R., Filby W.C.D., Smith M.J. Athletes' perceived use of information sources when forming initial impressions and expectations of a coach: An explorative study. The Sport Psychologist. 2008; 22: 73-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Miller P.S., Salmela J.H., Kerr G. Coaches' perceived role in mentoring athletes. International Journal of Sport Psychology. 2002; 33: 410-430.

9. Thelwell R.C., Weston N.J.V., Greenlees I.A., Hutchings N.V. A qualitative exploration of psychological skills use in coaches. The Sport Psychologist. 2008a; 22: 38-53.

10. Thelwell R.C., Weston N.J.V., Greenlees I.A., Hutchings N.V. Stressors in elite sport: A coach perspective. Journal of Sports Sciences. 2008b; 26: 905-918.

11. Nazarenko L., Kuznetsova Z., Kuznetsov A. Modeling educational activities of the coach. Proceedings of the 6th International Congress on Sport Sciences Research and Technology Support. icSPORTS. 2018.

Жесткова Юлия Константиновна* - старший преподаватель, Елабужский институт (филиал)Казанского (Приволжского) федерального университета, 423800, Россия, г. Елабу-га, ул. Казанская, дом 89, e-mail: zhest.13@list.ru*

Шарифуллина Светлана Рафаэльевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, 423800, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: radlana@mail.ru

Мутаева Ильсияр Шафиковна - кандидат биологических наук, профессор, Набе-режночелнинский колледж (филиал) Поволжской государственный академии физической культуры спорта и туризма, 423807, Россия, г. Набережные Челны, ул. Батенчука, дом 21, e-mail: mutaev-i@mfqi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.