Научная статья на тему 'Результаты изучения отношения тренеров к педагогической профессии в спорте'

Результаты изучения отношения тренеров к педагогической профессии в спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА / СПОРТ КАК ПРОФЕССИЯ ТРЕНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Сяюсюе

В статье представлены результаты изучения отношения китайских тренеров к своему педагогическому труду в работе с юными спортсменами. Особое внимание уделено ценностным ориентациям испытуемых на профессию спортивного тренера. Представленные в данной статье материалы по итогам опроса китайских тренеров на выборке 60 чел. с указанием частоты применения тех или иных методов спортивного обучения и воспитания позволили нам выявить и охарактеризовать типичные педагогические приёмы работы тренера со своими учениками в избранном виде легкой атлетики. В Народном Китае принято, что не спортивный начальник, а спортивный тренер есть высший авторитет в спортивной команде. Он главный учитель, наставник и воспитатель спортсменов. Будучи таковым спортивный тренер обязан владеть педагогическим мастерством, подтвержденным дипломом физкультурного ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the studies of coaches` attitude to the pedagogic profession in sports

The article presents the results of the study of Chinese coaches` attitudes to their pedagogical activity in work with young athletes. Particular attention has been paid to the testiest value orientations to the profession of a sports coach. The materials presented in this article following the results of poll of the Chinese trainers against the selection of 60 people with the indication of frequency of application of these or those methods of sports training and education allowed us to reveal and characterize the typical pedagogical working methods of the trainer with the pupils in the chosen type of track and field athletics. In National China it has been accepted, that not the sports chief, but the sports trainer is of the highest authority in the team. He is the chief teacher, the instructor and the tutor of the athletes. Being like it he is obliged to master the pedagogical skill, confirmed with the diploma of sports higher education institution.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения отношения тренеров к педагогической профессии в спорте»

УДК 159.9:796.01

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ТРЕНЕРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРОФЕССИИ В СПОРТЕ

Чжан Сяюсюе (Китай), аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты изучения отношения китайских тренеров к своему педагогическому труду в работе с юными спортсменами. Особое внимание уделено ценностным ориентациям испытуемых на профессию спортивного тренера. Представленные в данной статье материалы по итогам опроса китайских тренеров на выборке б0 чел. с указанием частоты применения тех или иных методов спортивного обучения и воспитания позволили нам выявить и охарактеризовать типичные педагогические приёмы работы тренера со своими учениками в избранном виде легкой атлетики. В Народном Китае принято, что не спортивный начальник, а спортивный тренер есть высший авторитет в спортивной команде. Он главный учитель, наставник и воспитатель спортсменов. Будучи таковым спортивный тренер обязан владеть педагогическим мастерством, подтвержденным дипломом физкультурного ВУЗа.

Ключевые слова: отношение, спортивное воспитание, обучение, личность спортсмена, спорт как профессия тренера.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p175-178

RESULTS OF THE STUDIES OF COACHES' ATTITUDE TO THE PEDAGOGIC

PROFESSION IN SPORTS

Chzhan Saosue (China), the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the study of Chinese coaches' attitudes to their pedagogical activity in work with young athletes. Particular attention has been paid to the testiest value orientations to the profession of a sports coach. The materials presented in this article following the results of poll of the Chinese trainers against the selection of б0 people with the indication of frequency of application of these or those methods of sports training and education allowed us to reveal and characterize the typical pedagogical working methods of the trainer with the pupils in the chosen type of track and field athletics. In National China it has been accepted, that not the sports chief, but the sports trainer is of the highest authority in the team. He is the chief teacher, the instructor and the tutor of the athletes. Being like it he is obliged to master the pedagogical skill, confirmed with the diploma of sports higher education institution.

Keywords: attitude, sports education, training, personality of athlete, profession of sports coach.

Спорт - это жизнь! Это - лозунг возрожденных в 1896 г. по инициативе барона Пьера де Кубертена (1863-1937) античных Олимпийских игр. Для китайской спортивной молодёжи этот лозунг обрел особую значимость в XXI веке после триумфа китайского спорта на XXIX Олимпийских играх в Пекине в 2010 году. Ныне, в эпоху гиподинамии и техногенных вредностей современного информационного общества, массовый спорт в КНР воспринимается как главное и основное средство физического воспитания детей и оздоровления молодежи [1].

За прошедшие 50 лет государственная политика в развитии физкультурнопедагогического образования и спортивной подготовки школьной и студенческой молодёжи в КНР была существенно модернизирована теоретически, организационно и материально. Тренерская практика обогатилась новыми, адаптированными к китайской культуре, продуктивными западными научными идеями и современными методами физического воспитания и спортивной тренировки [1, 3, 4].

В сфере образования китайцы чтут заповедь Конфуция: «Покажи мне - и я запомню; дай мне испытать самому - и я научусь!». Преодолев социальные сложности Ма-одзедуновской эпохи 50-годов прошлого века, китайцы успешно использовали советский и западноевропейский опыт подготовки тренеров и спортсменов, сохранив при этом верность своим национальным традициям в физическом воспитании учащейся и студенческой молодежи. Например, в Шанхайском институте физической культуры особо ценится лесгафтовский опыт вузовской подготовки молодых спортивных специалистов, но вместе с тем акцент делается на национальные традиции физического воспитания [2].

Мотивированные олимпийской идеей «спорт - это жизнь!», воодушевленные национальными спортивными достижениями на международной арене, китайские спортивные тренеры и специалисты, бывшие студенты ИФК, продолжают упорно осваивать и применять у себя лучший зарубежный физкультурно-спортивный опыт работы с учащейся и студенческой молодежью.

Спортивные достижения КНР ныне зафиксированы в таблицах мировых рекордов, официальных итогах прошедших с начала XXI века Олимпийских игр (2008,2012). Успехи физического воспитания школьников и студентов, достижения олимпийского спорта в КНР объясняются четкой и бескомпромиссной политикой ЦК КПК в сфере образования и спорта, подчинением частных и корпоративных интересов национальным государственным интересам в развитии ФКиС, жестким и всесторонним контролем использования госсредств и частных инвестиций на спорт. Государство сделало ставку на сознательное отношение граждан КНР к своему здоровью и долголетию. Сделав ставку на сознательность граждан в КНР отменена пенсия по старости, - будь всегда молодым! Государство эффективно использует частные инвестиции в развитии народного и олимпийского спорта, выявляет и жестко карает казнокрадов, чиновников-взяточников, вплоть до их публичной смертной казни. И хотя в КНР ещё много бедности, нерешенных социальных и экономических проблем, тем не менее, успехи в развитии народного и студенческого спорта очевидны, что побуждает к научному исследованию его организации и управления.

Организация исследования. В связи с вышеозначенным автор данной статьи в роли аспиранта кафедры психологии НГУ им. П.Ф. Лесгафта в 2011/12 уч. году изучал педагогический опыт работы китайских тренеров ДЮСШ по легкой атлетике. Опрос тренеров проводился на курсах повышения квалификации Пекинского университета. Отдельные результаты этого исследования уже публиковались в данном журнале [5]. Ниже продолжаем излагать результаты нашего исследования психологии китайских тренеров по спорту.

Выборка испытуемых. Выборка испытуемых включала 60 тренеров по легкой атлетике (средний возраст 40±6,2 лет; по полу - 26 женщин, 34 мужчины; педагогический стаж 10±3,8 лет; МС - 8, КМС - 1, спортивный разряд - 41 чел.; по уровню физкультурного образования: специалисты - 12, бакалавры - 32,магистры - 16).

Методом исследования служила авторская методика стандартизованного анкетного опроса по 17 позициям (см. табл.1.). Инструкция испытуемому: пользуясь предложенной таблицей с перечнем вопросов, оцените своё личностное отношение к проблеме по каждому вопросу в баллах от 0 (« незначимо») до 10 («значимо в высшей степени»). Статистический анализ результатов опроса осуществлен по компьютерной программе Stat-graphics Plus for Windows.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно полученным данным испытуемые были единодушны в мнении о том, что наиболее значимым для успеха в педагогической деятельности тренера являются взаимопонимание в ситуации его личного контакта со спортсменами в учебно-тренировочном процессе (9,73±0,52) и непосредственно при подготовке к соревнованиям (9,67±0,55).

Особо значимым для успеха в обучающей деятельности тренера являются методы контроля самочувствия учеников, обучение их самоконтролю собственных функциональных состояний (8,80±0,76). Испытуемые отмечают особую важность метода показа в начальном двигательном обучении новичков в ДЮСШ. Это достигается посредством побуждения учеников к имитации-подражанию своему тренеру как образцу-эталону -«делай как Я» (8,57±1,45), либо имитации-подражания лучшему из спортсменов в учебной группе - «делай как ОН» (8,17±0,87). Опрос выявил также высокую педагогическую значимость тренерской оценки правильности индивидуального выполнения учениками заданных упражнений (8,43±0,90).

Выявлено, что в работе с юными легкоатлетами опрошенные нами китайские тренеры правильно понимают необходимость текущего педагогического контроля объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, но оценивают значимость варьирования тренировочными нагрузками не выше 7 баллов (6,77±1,76).

Таблица 1

Использование будущими тренерами методов спортивного обучения в учебно-

тренировочном процессе с учащимися ДЮСШ (N=60)

№ п/п Название переменной М т

1. Инструктирую, объясняю задачи предстоящей тренировки 9,73 0,52

2. Инструктирую, объясняю задачи предстоящего соревнования 9,67 0,55

3. Спрашиваю учеников о самочувствии, обучаю самоконтролю 8,80 0,76

4. В обучении использую метод показа («делай как Я») 8,57 1,45

5. В обучении учитываю индивидуальность юного спортсмена 8,43 0,90

6. Использую различные методы ОФП 8,30 1,14

7. Использую различные методы восстановления после нагрузок 8,27 0,53

8. Критикую за невнимательность к моим указаниям и советам 8,23 0,97

9. Ставлю в пример лучших в группе («делай как ОН !») 8,17 0,87

10. Предлагаю ученикам самим понять причины их неудач в спорте 8,12 0,78

11. Контролирую спортивный режим дня учеников путем опроса 8,07 1,09

12. Хвалю за правильное отношение к выполнению упражнений 7,97 1,13

13. Использую видеоролики в обучении спортивной технике 7,87 1,03

14. Использую видеоролики в обучении идеомоторной тренировке 7,80 1,25

15. Использую видеоролики в обучении медитации и релаксации 7,60 1,07

16. Использую видеоролики в обучении аутогенной тренировке 7,57 1,18

17. Применяю различные варианты тренировочных нагрузок 6,77 1,76

* М - среднее арифметическое по выборке; т - стандартное отклонение.

Согласно результатам опроса (табл. 1) китайские тренеры по легкой атлетике активно применяют в своей работе с юными спортсменами компенсаторные методы ОФП -общефизической подготовки (8,30±1,14); используют различные методы восстановления после интенсивных тренировочных нагрузок (8,27±0,53);мотивируют учеников одобрением, позитивной оценкой, похвалой за ответственное отношение и добросовестное выполнение заданий тренера (7,97±1,13). Отмечено, что в случае невнимательности юных спортсменов к указаниям их тренера, либо вялого выполнения упражнений, тренер обязан сделать ученикам замечания, критиковать их за лень, за небрежное отношение к тренировке (8,23± 0,97).

Опрос также подтвердил, что опрошенные тренеры регулярно используют в обучении своих спортсменов метод просмотра видеозаписей выступлений элитных барьеристов на 110 и 400 м., метателей, прыгунов (7,87±1,03). Они демонстрируют ученикам китайские по своему происхождению приёмы идеомоторного (7,80±1,25) и аутогенного тренинга (7,57±1,18), напоминают юным спортсменам что и современные методы упражнений медитации (7,60±1,07) были также изобретены китайцами.

Обсуждение Представленные в данной статье материалы по итогам опроса китайских тренеров на выборке 60 чел. с указанием частоты применения тех или иных методов

спортивного обучения и воспитания позволили нам выявить и охарактеризовать типичные педагогические приёмы работы тренера со своими учениками в избранном виде легкой атлетики. В Народном Китае принято, что не спортивный начальник, а спортивный тренер есть высший авторитет в спортивной команде. Он главный учитель, наставник и воспитатель спортсменов. Будучи таковым спортивный тренер обязан владеть педагогическим мастерством, подтвержденным дипломом физкультурного ВУЗа. Ему доверено самое ответственное дело - формировать здоровье, обучать спорту и воспитывать юных китайцев в духе патриотизма и национальных ценностей. Сказанное о ведущей роли тренера в спортивном обучении и воспитании юных легкоатлетов подтверждают многие публикации по истории ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта [2].

ВЫВОДЫ

1. Показано, что современный спортивный тренер является центральной фигурой, субъектом педагогического процесса в работе с спортсменами, он - главный наставник и воспитатель юных спортсменов, он оценивает, поощряет и награждает учеников за успехи в соревнованиях.

2. Своими педагогическими знаниями и опытом, профессиональным мастерством детский тренер воздействует на личность юного спортсмена, управляет процессами лидерства и взаимовлияний в команде, поощряет инициативу и добросовестность своих учеников, формирует чувства коллективизма и патриотизма.

3. Детский тренер обязан контролировать спортивного режим учеников, интересоваться их школьными успехами и хобби, вмешиваться в межличностные и семейные взаимоотношения своих учеников с целью предупреждения и разрешения конфликтов, воспитывать и мотивировать своих спортсменов на добросовестное выполнение тренировочной программы при подготовке к ответственным соревнованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ань Цзин. Ментальный тренинг в подготовке теннисистов к соревнованиям / Ань Цзин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 5-9.

2. Костюченко, В.Ф. Слагаемые тренерского успеха выпускников НГУ им. П.Ф. Лесгафта / В.Ф. Костюченко // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2013. - Вып. 109. - С. 6-16.

3. Хао Цзин. Принципы спортивного воспитания китайских учащихся и студенческой молодежи / Хао Цзин // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2007. - Вып. 77. - С. 9396.

4. Чжан Сяосюе. Спорт, физическое воспитание молодёжи, здоровье трудящихся в государственной политике народного Китая / Чжан Сяосюе, О.И. Волков. // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2013. - Вып. 109. - С. 71-83.

5. Чжан Сяосюе. Отношение студентов к спорту как будущей профессии тренера / Чжан Сяосюе // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 151-155.

REFERENCES

1. Ann Tszin (2009), “Mental training in preparation of tennis players for competitions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 57, No. 11, pp. 5-9.

2. Kostuchenko, V.F. (2013), “Composed coach's success of graduates of Lesgaft University”, Messenger of the Baltic pedagogical academy, Issue 109, pp. 6-16.

3. Khao Tszin (2007), “Principles of sports education of the Chinese pupils and student's youth”, Messenger of the Baltic pedagogical academy, Issue 77, pp. 93-96.

4. Chzhan Saosue and Volkov, O.I., “Sports, physical training of youth, health of workers in a state policy of national China”, Messenger of the Baltic pedagogical academy, Issue 109, pp. 71-83.

5. Chzhan Saosue (2013), “Relation of students to sports as future profession of the coach”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 151-155.

Контактная информация: volkov_bpa@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.