Спортивная тренировка
УДК 159.9:796.01, 316.62 йО!: 10.14529/Ивт180107
СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА
С.А. Васюра1, Н.И. Иоголевич2
1 Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Россия,
2 Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия
Цель работы. Выявить стилевые характеристики коммуникативной активности спортсменов командных и индивидуальных спорта. Организация и методы исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 119 человек: представители командных видов спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол) - 58 человек и индивидуальных видов спорта (легкая атлетика, спортивная гимнастика, биатлон) - 61 человек. Средний возраст 18,7 лет. Для диагностики коммуникативной активности спортсменов использовался тест суждений А.И. Крупнова; разноуровневые коммуникативные свойства индивидуальности спортсменов изучались с помощью опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (психодинамический уровень), 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (личностный уровень). Результаты и обсуждение. Установлено, что у спортсменов, занимающихся командными видами спорта показатели коммуникативной активности связаны только с условиями общения. Для спортсменов командных видов спорта характерна взаимосвязь динамического, когнитивного и рефлексивно-оценочного компонентов коммуникативной активности с условиями общения, что определяется спецификой групповой деятельности в командах. У представителей индивидуальных видов спорта с коммуникативной активностью связаны экспрессивно-речевые характеристики общения и отношения-обращения, т. е. те характеристики, которые отражают коммуникативную и интерактивную стороны общения. У спортсменов командных видов спорта установлены стилевые характеристики коммуникативной активности -«Энергичность, смелость», «Контроль активности и эмоций», «Сдержанность в общении», а у спортсменов индивидуальных видов - «Экспансивность, смелость», «Доминирование», «Гибкость». Стилевые характеристики детерминированы психодинамическими и личностными свойствами спортсменов. Заключение. Стилевые характеристики коммуникативной активности спортсменов разных видов спорта имеют особенности, как природно обусловленные, так и определяемые спецификой спортивной деятельности (характером общения со спортсменами и тренером).
Ключевые слова: общение, спортсмены, командные и индивидуальные виды спорта, интегральная индивидуальность, коммуникативная активность, стиль.
Введение. В последние годы возрастает социальная значимость спорта, проявляющаяся в изменении отношения общества к спорту и спортсменам, в повышении требований к их интегративным личностным характеристикам - настойчивости, ответственности, активности. В психологии спорта общению как социально-психологическому феномену отводится важное значение, поскольку, как отмечается во многих работах, формы, виды и особенности коммуникативного взаимодействия в спортивной деятельности оказывают
значительное влияние на соревновательную успешность спортсменов [8, 11, 13, 25, 28, 29].
Внимание ученых направлено в основном на исследование профессионального общения тренера со спортсменами [4, 5, 12, 20, 23, 24, 26, 27, 31], а также на изучение коммуникативной компетентности и ее отдельных характеристик у представителей различных видов спорта [1, 9, 14, 21, 23, 28, 32], проявляющихся во взаимодействии с участниками спортивной деятельности (тренерами/членами команды/конкурентами и т. д.) [8, 13, 18, 25].
При этом в психологии малоизученным остается вопрос о том, какие индивидуально-психологические особенности спортсменов обусловливают их эффективное общение или затрудняют его. Этот вопрос стоит особенно остро в отношении членов спортивных команд, для которых достижение и поддержание групповой сплоченности играет ключевую роль в результативности деятельности [10, 22].
Общение спортсменов - представителей командных и индивидуальных видов спорта -должно анализироваться в социально-психологическом контексте, который определяет специфику стилевых характеристик их коммуникативной активности. В силу многогранности самого общения и многообразия подходов к его трактовке в современной психологии сложилась неоднозначная, противоречивая картина характеристик эффективного (оптимального) и затрудненного общения. Мы полагаем, что незатрудненное и затрудненное общение представляют собой интегральные феномены, разделяем точку зрения В.А. Ла-бунской, которая считает, что для изучения личности и общения важен введенный В.С. Мерлиным принцип интегральной индивидуальности. «Подход к личности как интегральной индивидуальности позволяет рассматривать любую из ее составляющих в качестве детерминанты изменения самых различных сторон, характеристик, уровней, видов и качеств общения. Если в исследованиях взаимодействия личности и общения происходит отход от данного принципа, то неизбежно формируется «коллекционерский» взгляд на личностные причины затруднений в общении. ... Альтернативой «коллекционерскому» подходу может стать подход, базирующийся на рассмотрении интегративных личностных феноменов, которые являются основополагающими факторами затрудненного или незатрудненного общения» [16, с. 15-16].
Таким образом, для решения задачи познания особенностей общения спортсменов индивидуальных и командных видов спорта, с нашей точки зрения, перспективно и информативно исследование коммуникативной активности спортсменов с позиций системного подхода в русле учения об интегральной индивидуальности [6, 7] и концепции коммуникативной активности человека [3]. Психологические исследования коммуникативной активности спортсменов немногочисленны [2, 3, 15, 21].
Термин «коммуникативная активность» стал использоваться в психологической науке относительно недавно, и связан со смещением исследовательских акцентов с процессуальных и результативных аспектов человеческого общения к его субъектной составляющей. В нашей работе коммуникативная активность понимается как сложное многокомпонентное психологическое образование, обеспечивающее взаимодействие субъекта общения с другими людьми, исходящее от него и по его собственной инициативе. В структуру коммуникативной активности входят: динамические, эмоциональные, мотивационные, когнитивные, регулятивные, продуктивные и рефлексивно-оценочные компоненты [3]. Структура коммуникативной активности, характер ее взаимосвязей со свойствами разных иерархических уровней индивидуальности специфичны в зависимости от возраста, гендера (пола) и профессиональной деятельности человека, в том числе спортивной деятельности. В деятельности складывается и проявляется в обычных и затрудненных условиях взаимодействия индивидуальный стиль коммуникативной активности, он обусловлен симптомо-комплексом свойств разных иерархических уровней интегральной индивидуальности.
Поэтому цель представленного исследования - изучение стилевых характеристик коммуникативной активности спортсменов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- выявить социально-психологические характеристики спортсменов как субъектов общения;
- определить коммуникативную активность спортсменов, сравнить выраженность её компонентов у представителей командных и индивидуальных видов спорта;
- у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта изучить психодинамические и личностные свойства, проявляющиеся в коммуникативной сфере, установить стилевые характеристики коммуникативной активности, детерминированные вышеназванными свойствами.
Организация и методы исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 119 человек: представители командных видов спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол) - 58 человек и индивидуальных видов спорта (легкая атлетика, спортив-
ная гимнастика, биатлон) - 61 человек. Средний возраст 18,7 лет. Более половины участников исследования имеют квалификацию кандидата в мастера спорта, остальные - массовые разряды.
Для диагностики коммуникативной активности спортсменов использовался тест суждений А.И. Крупнова; разноуровневые коммуникативные свойства индивидуальности спортсменов изучались с помощью опросника формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (психодинамический уровень), 16 факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (личностный уровень). Представление о трудном партнере по общению в соответствии с ролевой позицией «спортсмен» («коллега»), по отношению к которым проявляется повышенная чувствительность участников исследования, определялось с помощью опросника «Социально-психологические характеристики субъекта общения» В.А. Лабунской.
Обработка экспериментальных данных осуществлялась методами математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ (по Спирмену), факторный анализ. Для обработки результатов исследования использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS 13.0 для персонального компьютера.
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные по методике В.А. Лабунской «Социально-психологические
характеристики субъекта общения» позволяют оценить степень индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения спортсменов как субъектов общения (табл. 1). Анализ средних значений формально-содержательных показателей характеристик общения у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта позволяет констатировать, что наименее выражены в каждой выборке экспрессивно речевые характеристики, а наиболее выражены - отношение-обращение (эмоциональное отношение к партнеру по общению) и условия общения. Таким образом, можно утверждать, что спортсмены, независимо от вида спорта, которым они занимаются, наиболее сензитивны к условиям общения с другими спортсменами и к отношению-обращению партнера по общению (в ролевой позиции «спортсмен»).
Для сравнения выраженности компонентов коммуникативной активности у представителей командных и индивидуальных видов спорта был применен и-критерий Манна-Уитни, по результатам которого значимые различия не установлены. Таким образом, динамические, эмоциональные, мотивационные, регулятивные, продуктивные и рефлексивно-оценочные компоненты коммуникативной активности у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта не отличаются.
Для выявления взаимосвязей между показателями коммуникативной активности и социально-психологическими характеристиками
Показатели / Parameters Средние значения (балл) Average values (point)
Спортсмены командных видов спорта Athletes of team sports Спортсмены индивидуальных видов спорта Athletes of individual sports
Экспрессивно-речевые характеристики Expressive-speech characteristics 7,60 7,92
Социально -перцептивные характеристики Social and perceptual characteristics 8,28 8,42
Отношение-обращение Emotional attitude - treatment 9,16 9,30
Навыки взаимодействия Communication skills 8,50 8,65
Условия общения Communication conditions 9,31 9,59
Таблица 1 Table 1
Средние значения социально-психологических характеристик спортсменов командных и индивидуальных видов спорта (методика В.А. Лабунской) Average values of social and psychological characteristics of the athletes involved in team and individual sports (Labunskaya's technique)
субъекта общения нами был проведен корреляционный анализ (критерий Спирмена) в каждой из выборок спортсменов (табл. 2, 3).
Как видно из табл. 2 и 3, у представителей командных и индивидуальных видов спорта корреляционные связи показателей отличаются как количественно, так и качественно. У спортсменов, занимающихся командными видами спорта, показатели коммуникативной активности связаны только с условиями общения (одновременное общение с группой лиц, самочувствие в ходе общения и пр.). Это означает, что с ростом осведомленности и личностных трудностей реализации коммуникативной активности повышается чувствительность к условиям общения как характеристикам, определяющим его эффективность; с ростом стремления к общению чувствительность к условиям общения снижается.
Установлено, что у представителей индивидуальных видов спорта с коммуникативной активностью связаны экспрессивно-речевые характеристики общения и отношения-обращения, т. е. те характеристики, которые отражают его коммуникативную и интерактивную стороны общения. Экспрессивно-речевые характеристики - это, например, поддержка зрительного контакта, темп речи и пр., составляют потенциал коммуникативного взаимодействия партнеров по общению. Следует отметить, теоретическая модель отношений-обращений отражает силу проявления отношений в действиях, поступках, формах обращения, а также степень их актуализации в жизнедеятельности человека. В рамках общения спортсменов, в случае, если особенности поведения спортсмена затрудняют общение с ним (т. е. он является субъектом затрудненного общения), данный параметр характеризует
Таблица 2 Table 2
Коэффициенты корреляционных связей (R) между показателями коммуникативной активности и показателями социально-психологических характеристик субъекта общения (спортсмены командных видов спорта)* Coefficients of correlations (R) between the parameters of communication activity and socio-psychological characteristics of the subject of communication (athletes of team sports) (n = 58)*
Показатель / Parameter R P
Эргичность - условия общения Ergicity - communication conditions -0,263 0,046
Осведомленность - условия общения Awareness - communication conditions 0,337 0,010
Личностные трудности - условия общения Personal difficulties - communication conditions 0,259 0,050
*Здесь и в табл. 3 представлены только значимые коэффициенты корреляции. *Here and in Table 3 reflects only statistically significant coefficients.
Таблица 3 Table 3
Коэффициенты корреляционных связей (R) между показателями коммуникативной активности и показателями социально-психологических характеристик субъекта общения (спортсмены индивидуальных видов спорта) (n = 61)
Coefficients of correlations (R) between the parameters of communication activity and socio-psychological characteristics of the subject of communication (athletes of individual sports) (n = 61)
Показатель / Parameter R P
Эргичность - экспрессивно-речевые характеристики общения Ergicity - expressive-speech characteristics of communication 0,327 0,010
Эргичность - отношение и обращение к партнеру Ergicity - treatment and attitude to a partner 0,284 0,040
Эгоцентричность - отношение и обращение к партнеру Self-centered (egocentricity) - treatment and attitude to a partner 0,252 0,050
Осведомленность - экспрессивно-речевые характеристики общения Awareness - expressive-speech characteristics of communication -0,260 0,043
Операциональные трудности - экспрессивно-речевые характеристики общения Operational difficulties - expressive-speech characteristics of communication -0,265 0,039
проявление отношений к партнеру в виде способов обращения и поведенческих актов: трений, конфликтов, трансформирующих общение в направлении деформаций или разрушения, или сотрудничества, диалога, содействия, изменяющих общение в направлении его развития и оптимизации. Кроме того, системообразующим параметром в модели структуры отношений является их модальность, т. е. качественные особенности отношения, демонстрирующие его психологическое содержание. В модальности отражаются знак (доверительное - неприязненное) и интенсивность отношений.
С ростом эргичности у спортсменов -представителей индивидуальных видов спорта повышается сенситивность к экспрессивно-речевым характеристикам партнера по общению и характеристикам отношения-обращения (например, безразличное отношение партнера по общению), и наоборот. Эгоцен-тричность имеет прямую связь с такой характеристикой субъекта общения, как отношение-обращение, с повышением эгоцентрично-сти у спортсменов усиливается сензитивность к данным характеристикам субъекта общения, наоборот - при снижении эгоцентричности сензитивность снижается. У спортсменов индивидуальных видов спорта такие показатели коммуникативной активности, как осведомленность и операциональные трудности имеют отрицательную связь с экспрессивно-речевыми характеристиками общения. Таким образом, с развитием когнитивного компонента коммуникативной активности (осведомленность) и рефлексивно-оценочного (операциональные трудности) у спортсменов снижается чувствительность к эксперессивно-речевым характеристикам общения.
Результаты корреляционного анализа позволяют констатировать, что для спортсменов, занимающихся командными видами спорта, характерна взаимосвязь динамического, когнитивного и рефлексивно-оценочного компонентов коммуникативной активности с условиями общения, что, на наш взгляд, определяется спецификой групповой деятельности спортсменов в футбольных, хоккейных, волейбольных и пр. командах. Таким образом, у этих спортсменов динамический и когнитивный компоненты коммуникативной активности являются катализатором форм общения и взаимодействия в изменяющихся или затрудненных условиях общения в команде,
а рефлексивно-оценочный компонент коммуникативной активности может выполнять функцию сдерживания общения при изменении его условий.
Спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, более чувствительны к коммуникативным и интерактивным характеристикам общения, о чем свидетельствуют взаимосвязи динамических, мотивационных, когнитивных и рефлексивно-оценочных компонентов коммуникативной активности с экспрессивно-речевыми характеристиками и отношением-обращением партнера. Можно утверждать, что они более чувствительны к индивидуально-психологическим характеристикам партнера по общению, актуализирующимся в коммуникативной и интерактивной сферах общения. Выявленные в данной выборке спортсменов связи коммуникативной активности с экспрессивно-речевыми характеристиками и отношением-обращением могут быть объяснены прямым эффектом компонентов коммуникативной активности на чувствительность к экспрессии, речи, отношению, обращению партнера по общению, с другой стороны, этот эффект может быть опосредован спецификой индивидуальной спортивной деятельности спортсмена, в которой общение с другими спортсменами не играет ключевой роли, оно имеет определенное значение во время тренировок, подготовки к соревнованиям и пр. Поэтому их коммуникативная активность может рассматриваться как медиатор коммуникативного и интерактивного аспектов общения с партнером.
Для выявления у спортсменов стилевых характеристик коммуникативной активности, детерминированных психодинамическим свойствами и личностными свойствами, был выполнен факторный анализ. Для его проведения (табл. 4) были взяты показатели коммуникативной активности, а также психодинамических и личностных свойств, относящиеся к коммуникативной сфере - социальная эр-гичность, социальная пластичность, социальный темп, социальная эмоциональность (по методике ОСТ В.М. Русалова), факторы А, Е, Н, Ь, К, (по личностному опроснику Р.Б. Кеттелла).
Для выделения факторов в двух выборках спортсменов применялся метод главных компонент, кумулятивный процент объяснимой дисперсии составил в выборке спортсменов, занимающихся командными видами спорта -
Таблица 4 Table 4
Результаты факторного анализа показателей коммуникативной активности, психодинамических и личностных свойств представителей командных и индивидуальных видов спорта Results of the factor analysis of communication activity, psychodynamic and personal characteristics of the athletes involved in team and individual sports
Показатель Parameter Индивидуальные виды спорта Individual sports Командные виды спорта Team sports
1F 2F 3F 1F 2F 3F
Эргичность / Ergicity 0,S45 0,S79
Аэргичность / Anergicity 0,53S -0,503 0,512
Стеничность / Sthenicity 0,464 0,523
Астеничность / Asthenicity 0,751 0^
Интернальность / Internality 0,663 0,6S9
Экстернальность / Externality 0,S06 0,651
Социоцентричность / Sociocentricity 0,б14 0,445 0,564 0,506
Эгоцентричность / Self-centered 0^31 0,550 0,633 0,4S5
Осмысленность / Meaningfulness 0,455 0,526 0,506 0,556
Осведомленность / Awareness -0,511 0,56S 0,432 -0,545 0,563 0,442
Предметность / Substance (subject-matter) 0,551 0,526
Субъектность / Subjectivity -0,б05 -0,63S
Операциональные трудности / Operational difficulies -0,бЗ2 0,453 -0,6S0 0,479
Личностные трудности / Personal difficulties -0,б91 0,4S9 -0,747 0,426
Социальная эргичность / Social ergicity 0,495 0,624
Социальная пластичность / Social plasticity 0,620 0,445 0,449
Социальный темп / Social tempo 0,4S3 0,556
Социальная эмоциональность / Social emotionality 0,397
Фактор А / Factor А 0,47S 0,534
Фактор Е / Factor E 0,427 0,629 0,41S 0,39S 0,565
Фактор Н / Factor H 0,6S6 0,729
Фактор L / Factor L 0,695 0,533
Фактор N / Factor N -0,655 -0,713
Фактор Q2 / Factor Q2 -0,521 -0,490
53,3 %, индивидуальными видами - 51,5 %. Интерпретация факторов проводилась с учетом факторных нагрузок показателей.
У спортсменов, занимающихся командными видами спорта, в первый фактор из показателей коммуникативной активности вошли: эргичность (0,845), эгоцентричность (0,831), социоцентричность (0,614), предметность (0,551), осмысленность (0,455), с отрицательным знаком - личностные трудности (-0,605), операциональные трудности (-0,632), субъектность (-0,605), осведомленность (-0,511). Таким образом, коммуникативная активность спортсменов характеризуется выраженным стремлением к контактам, к расширению круга общения, превалированием эгоцентриче-
ской направленности мотивации общения. Коммуникативная активность характеризуется также направленностью общения на решение задач, возникающих в совместной деятельности спортсменов, глубоким пониманием роли коммуникативной активности в своей жизни.
Коммуникативная активность детерминирована: психодинамическими свойствами -социальной эргичностью (0,495), социальным темпом (0,483); личностными свойствами -смелостью (фактор Н; 0,686), общительностью (фактор А; 0,487), доминантностью (фактор Е; 0,845), конформизмом (фактор Q2; -0,521). Таким образом, коммуникативная активность спортсменов определяется как психодинами-
ческими свойствами, так и личностными -смелостью и предприимчивостью, общительностью, напористостью и склонностью к утверждению себя, склонностью принимать решение вместе с группой.
На основе качественного анализа показателей, вошедших в первый фактор, данный комплекс стилевых характеристик коммуникативной активности спортсменов командных видов спорта был назван нами «Энергичность, смелость».
Второй фактор, характеризующий стиль коммуникативной активности включает такие показатели, как: экстернальность (0,806), ас-теничность (0,751), интернальность (0,663), осведомленность (0,568), эгоцентричность (0,550), осмысленность (0,526), личностные трудности (0,489), стеничность (0,464), операциональные трудности (0,453), социоцент-ричность (0,445). Таким образом, коммуникативная активность спортсменов может быть охарактеризована как внешне регулируемая, с преобладанием астенических эмоций в общении, неумением субъекта общения разграничить в своем сознании общительность и другие свойства личности, проявляющиеся в сфере общения. Кроме вышеназванных данный фактор включает и один показатель психодинамических свойств - социальную эмоциональность (0,397). С учетом показателей, вошедших в данный фактор стилевых характеристик коммуникативной активности, он был назван «Контроль активности и эмоций».
Третий фактор включает такие показатели коммуникативной активности, как аэр-гичность (0,538) и осведомленность (0,432). Из индивидуально-психологических свойств данный фактор содержит такие психодинамические и личностные характеристики, как: подозрительность (фактор Ь; 0,695), доминантность (фактор Е; 0,629), социальная пластичность (0,620), с отрицательным знаком -дипломатичность (фактор К; -0,655). Коммуникативная активность этих спортсменов характеризуется стремлением поддерживать устойчивые контакты с узким кругом хорошо знакомых людей, неумением проанализировать значение коммуникативной активности в собственной жизни и деятельности. Данный фактор, характеризующий стилевой комплекс коммуникативной активности, был обозначен нами «Сдержанность в общении».
У представителей индивидуальных видов спорта установлены иные структуры факто-
ров, описывающие стилевой комплекс коммуникативной активности. Первый фактор включает следующие показатели коммуникативной активности с положительным знаком: эргичность (0,879), эгоцентричность (0,633), социоцентричность (0,564), предметность (0,526), стеничность (0,523), осмысленность (0,506); и с отрицательным знаком: личностные трудности (-0,747), операциональные трудности (-0,680), осведомленность (-0,545), аэргичность (-0,503). Состав переменных коммуникативной активности, вошедших в данный фактор, свидетельствует о том, что у спортсменов выражено стремление к установлению и расширению контактов, направленность общительности на решение профессиональных, практических вопросов и задач. Из показателей индивидуально-психологических свойств в фактор вошли: смелость (фактор Н; 0,729), социальная эргичность (0,624), социальный темп (0,556), общительность (фактор А; 0,534), социальная пластичность (0,445), доминантность (фактор Е; 0,418); конформизм (фактор Q2; -0,490). Исходя из содержания показателей, этот фактор, представляющий комплекс стилевых характеристик коммуникативной активности спортсменов, был назван «Экспансивность, смелость».
Во второй фактор из показателей коммуникативной активности вошли: интерналь-ность (0,689), астеничность (0,688), экстер-нальность (0,651), осведомленность (0,563), осмысленность (0,556), социоцентричность (0,506), операциональные трудности (0,479), личностные трудности (0,426). Таким образом, данный фактор отражает такие особенности коммуникативной активности, как: внутренняя регуляция коммуникативной активности, преобладание астенических эмоций в общении, наличие трудностей реализации активности как личностного, так и операционального плана. Из индивидуально-психологических свойств в фактор входит доминантность (фактор Е; 0,565). Второй комплекс стилевых характеристик коммуникативной активности был назван нами как «Доминирование».
Третий фактор включает такие показатели коммуникативной активности, как: аэргич-ность (0,512) и осведомленность (0,442), а из индивидуально-психологических свойств -социальную пластичность (0,449), доминантность (фактор Е; 0,565), подозрительность (фактор Ь; 0,533), дипломатичность (фактор К;
-0,713). Третий фактор, описывающий комплекс стилевых характеристик коммуникативной активности спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, был назван нами «Гибкость». Коммуникативную активность этих спортсменов отличает стремление к постоянству социальных контактов в сочетании с осведомленностью в вопросах межличностного общения, а также социальная гибкость, т. е. легкий переход от одного способа общения к другому.
Знание и учет специфики стилевых характеристик коммуникативной активности спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, позволит на научной основе осуществлять социально-психологическую адаптацию новых членов спортивной команды, учитывать тренеру для достижения поставленных целей при взаимодействии со спортсменами их стилевые особенности общения, предупреждать нежелательные коммуникативные конфликты.
Развитость коммуникативной сферы является важным личностным копинг-ресурсом человека, поэтому познание стилевых характеристик коммуникативной активности, детерминированных психодинамическими и личностными свойствами спортсменов, позволит разработать рекомендации и для копинг-поведения спортсменов в условиях соревновательной деятельности [17, 30].
Заключение. Результаты проведенного эмпирического исследования стилевых характеристик коммуникативной активности спортсменов командных и индивидуальных видов спорта позволяют сделать следующие выводы.
1. Спортсмены, независимо от вида спорта, которым они занимаются, наиболее сензи-тивны к условиям общения с другими спортсменами и к отношению-обращению партнера по общению (в ролевой позиции «спортсмен»), менее чувствительны к экспрессивно-речевым характеристикам партнера.
2. У спортсменов индивидуальных и командных видов спорта динамические, эмоциональные, мотивационные, регулятивные, продуктивные и рефлексивно-оценочные компоненты коммуникативной активности не отличаются. У спортсменов, занимающихся командными видами спорта, показатели коммуникативной активности связаны только с условиями общения (одновременное общение с группой лиц, самочувствие в ходе общения и пр.). Спортсмены, занимающиеся индивиду-
альными видами спорта более чувствительны к коммуникативным и интерактивным характеристикам общения, о чем свидетельствуют взаимосвязи динамических, мотивационных, когнитивных и рефлексивно-оценочных компонентов коммуникативной активности с экспрессивно-речевыми характеристиками и отношением-обращением партнера.
3. Стилевые характеристики активности в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта имеют свои особенности. У представителей командных видов спорта выявлены такие комплексы стилевых характеристик коммуникативной активности спортсменов, как: 1) «Энергичность, смелость», 2) «Контроль активности и эмоций», 3) «Сдержанность в общении». У спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, установлены следующие комплексы стилевых характеристик коммуникативной активности: 1) «Экспансивность, смелость», 2) «Доминирование», 3) «Гибкость».
Выявленные в исследовании стилевые характеристики коммуникативной активности спортсменов, по-видимому, складываются под влиянием специфики спортивной деятельности, в частности, под влиянием частоты и характера общения с другими спортсменами и тренером, с другой стороны, эти характеристики имеют и природную обусловленность. Кроме того, у представителей командных видов спорта стилевые характеристики активности в общении складываются в ходе игрового взаимодействия, специфики игры (например, волейболисты во время игры ближе друг к другу и непосредственно контактируют друг с другом, а футболисты и хоккеисты - с противником).
Практическая значимость исследования заключается в возможности организации психологического сопровождения студентов, обучающихся на спортивных факультетах, а также в психодиагностических и развивающих целях. Данные, полученные в результате исследования о стилевых характеристиках спортсменов - представителей командных и индивидуальных видов спорта могут быть применены в психологическом консультировании работников специализированных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов для участия в соревнованиях. Сформулированные в результате эмпирического исследования выводы могут применяться при подготовке и повышении квалификации спор-
тивных тренеров, в работе спортивных секций; могут служить ориентиром для практической деятельности специалистов, работающих со спортивными командами, способствующим оптимизации общения и становлению стилевых характеристик коммуникативной активности спортсменов.
Литература
1. Адольф, В.А. Развитие профессионального общения у студентов спортивных специальностей (на примере волейбола) /
B.А. Адольф, М.С. Найда, А.Н. Савчук // Истор. и соц.-образоват. мысль. - 2013. -№ 2. - С. 49-53.
2. Васюра, С.А. Особенности коммуникативной активности юношей и девушек (на примере студентов факультета физической культуры) / С.А. Васюра //Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Сер. «Физкультура и спорт». -2001. - № 1. - С. 51-66.
3. Васюра, С.А. Психология коммуникативной активности / С.А. Васюра. - Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2009. -294 с.
4. Власова, Е.В. Внутренние факторы формирования направленности педагогического общения тренеров / Е.В. Власова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 232-236.
5. Власова, Е.В. Технология оптимизация направленности общения тренеров и ее социально-психологическая ценность / Е.В. Власова // Вестник Псковского гос. ун-та. Сер. «Психолого-педагогические науки». - 2016. -№ 4. - С. 95-103.
6. Вяткин, Б.А. Новые горизонты теории интегральной и индивидуальности В.С. Мерлина / Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман //ХХХ1 Мер-линские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании. -Пермь: Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2016. - С. 11-17.
7. Вяткин, Б.А. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина: история и современность / Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман // Образование и наука. - 2017. - Т. 17, № 2. -
C. 145-160. В01: 10.17853/1994-5639-2017-2145-160
8. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Издат. центр «Академия», 2004. - 224 с.
9. Горская, Г. Б. Общение как регулятор психической напряженности деятельности высококвалифицированных спортсменов / Г.Б. Горская // Актуальные вопросы физ. культуры и спорта. - 2016. - Т. 18, № 1. - С. 80-89.
10. Девишвили, В.М. Групповая сплоченность в спортивных командах разного профессионального уровня / В.М. Девишвили, М. О. Мдивани, Д. С. Елгина // Нац. психол. журнал. - 2017. - № 4 (28). - С. 121-128. В01: 10.11621/пр]. 2017.041
11. Дмитриев, Ф.Б. Комплексная методика подготовки и критерии эффективности работы судей по баскетболу / Ф.Б. Дмитриев. - М.: Издат. центр «Наука», 2017. -128 с.
12. Журова, И.А. Влияние спорта на формирование личности / И. А. Журова // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. - 2014. - Т. 6. - № 2. -С. 129-132.
13. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
14. Колесник, И.С. Формирование коммуникативных навыков в процессе спортивной подготовки боксеров / И.С. Колесник, Ф.А. Гатин, Д.А. Осипов // Пед.-психол. и мед.-биол. проблемы физ. культуры и спорта. - 2016. - Т. 1. - № 1 (38). - С. 40-46. В01: 10.14526/01 1111 77
15. Кузнецов, С.А. Особенности мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / С.А. Кузнецов // Соц. психология и общество. - 2013. - № 4. -С. 106-113.
16. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менд-жерицкая, Е.Д. Бреус. - М. : Академия, 2001. -288 с.
17. Лебедев, И.Б. Формирование адаптивного копинг-поведения у спортсменов как форма подготовки к экстремальным ситуациям / И.Б. Лебедев, Е.А. Печенкова // Человеческий капитал. - 2015. - № 3 (75). -С. 133-136.
18. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. -М.: Академия, 2016. - 269 с.
19. Молдованова, И.В. Психологическая совместимость как фактор, влияющий на сплоченность волейбольной команды / И.В. Молдованова, И.А. Журова, А.В. Егоров // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. - 2017. - Т. 6. -№ 2. - С. 141-147.
20. Пономарев, П.Л. Педагогическое воздействие тренера на баскетболистов высокой квалификации в тренировочной и соревновательной деятельности / П.Л. Пономарев, Л. В. Костикова // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 1. - С. 40-44.
21. Рыкова, Б.В. Особенности коммуникативной компетентности у спортсмена-футболиста и пути ее формирования / Б.В. Рыкова, С.С. Синяев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 8 (16). - С. 27. -https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1029595 (дата обращения 25.01.2018).
22. Серова, Л.К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте / Л.К. Серова. - М. : Юрайт, 2017. - 161 с.
23. Серова, Л.К. Типы направленности общения тренеров со спортсменами /Л.К. Серова, Е.В. Власова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). -С. 227-231. В01: 10.5930Н8т.1994-4683.2015. 02.120.р227-231
24. Ткачева, М.С. Психологические особенности действия социогенных помеховлия-ний в спорте /М.С. Ткачева // Известия Саратов. ун-та. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4. -№ 3. - С. 265-271.
25. Фадина, А.Г. Психология общения в спорте / А. Г. Фадина. - Астрахань: Астраханский гос. ун-т, Издат. дом «Астраханский университет», 2010. - 100 с.
26. Чернявская, В.С. Обратная связь в профессиональной коммуникации спортивного тренера как психолого-педагогическая проблема / В. С. Чернявская, Е.В. Каерова // Сибирский пед. журнал. - 2010. - № 2. -С. 371-379.
27. Ярмонов, А.А. Влияние стиля педагогического общения тренера на показатели психологического климата в спортивной группе / А.А. Ярмонов // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2016. - № 28. - С. 82-85.
28. Baumann, S. Psychologieim Sport / S. Baumann. - Aachen: Meyer &Meyer, 2000. -357p.
29. Evans, B.M. Informing programs to improve interpersonal coach behaviours: a systematic review using the RE-AIM framework / B.M. Evans, M. McGuckin, H. Gainforth, M.W. Bruner, J. Côte // The British Journal of Sports Medicine. - 2015. - No. 49 (13). -P. 871-877. DOI: 10.1136/bjsports-2015-094634
30. Holt, N.L. Coping in Professional Sport: A Case Study of an Experienced Cricket Player / N.L. Holt // Athletic Insight: The Online Journal of Sport Psychology. - 2003. - Vol. 5. - No. 1. -P. 1-9.
31. Jarvis, M. Psychologie in Sport. Sport psychology: a student's handbook /M. Jarvis. -New York: Routledge, 2006. - 256p.
32. Karageorghis, C. Inside Sport Psychology / C. Karageorghis, P^erry. - Champaign, IL: Human Kinetics Publishers, Inc., 2011. -248 p.
Васюра Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Институт педагогики, психологии и социальных технологий, Удмуртский государственный университет. 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 6. E-mail: vasyura@ inbox.ru, ORCID: 0000-0002-0439-3353.
Иоголевич Наталья Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий, Институт сервиса и отраслевого управления, Тюменский индустриальный университет. 625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, 2. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0550-2176.
Поступила в редакцию 5 января 2018 г.
DOI: 10.14529/hsm180107
STYLE CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION ACTIVITY IN ATHLETES OF TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS
S.A. Vasyura1, [email protected], ORCID: 0000-0002-0439-3353, N.I. iogolevich2, [email protected], ORCID: 0000-0003-0550-2176
1Udmurt Ural State University, Udmurt, Russian Federation, 2Tyumen Industrial University, Tyumen, Russian Federation
Aim. The aim of this article is to determine style characteristics of communication activity in athletes of team and individual sports. Materials and methods. The study involved 119 people: 58 representatives of team sports (football, hockey, basketball, volleyball, handball) and 61 representatives of individual sports (athletics, artistic gymnastics, biathlon). The average age of participants is 18.7 years. For the diagnostics of communication activity in athletes we used Krup-nov test. Multilevel communicative properties of the athlete's individuality were studied with the help of Rusalov questionnaire on formal and dynamic individual properties (psychodynamic level) and Cattell's 16 personality factor test. Results. We established that in the athletes involved in team sports parameters of communication activity are connected only with the conditions of communication. Such athletes demonstrate the correlation of dynamic, cognitive, and reflexively evaluative components of communication activity with the conditions of communication as a result of team activity. Representatives of individual sports show expressive speech characteristics of communication and treatment, i.e. those characteristics, which reflect communicative and interactive parts of communication. In the athletes involved in team sports we established the following style characteristics of social communication: "High energy level, courage", "Control of activity and emotions", "Restraint in communication", though in the athletes involved in individual sports we revealed "Expansiveness, courage", "Dominance", "Flexibility". Style characteristics are determined by psychodynamic and individual properties of athletes. Conclusion. Style characteristics of social communication in the athletes of different specializations depend on both inborn qualities of athletes and their sport activity (communication between athletes and a coach).
Keywords: communication, athletes, team and individual sports, integral individuality, communication activity, style.
References
1. Adol'f V.A., Nayda M.S., Savchuk A.N. [Development of Professional Communication Among Students of Sports Specialties (On the Example of Volleyball)]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazo-vatel'naya mysl' [Historical and Socio-Educational Thought], 2013, no. 2, pp. 49-53. (in Russ.)
2. Vasyura S.A. [Peculiarities of Communicative Activity of Young Men and Girls (On the Example of Students of the Faculty of Physical Culture)]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Fizkul'tura i sport [Bulletin of the Perm State Pedagogical University. Series Physical Culture and Sport], 2001, no. 1, pp. 51-66. (in Russ.)
3. Vasyura S.A. Psikhologiya kommunikativnoy aktivnosti [Psychology of Communicative Activity]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2009. 294 p.
4. Vlasova E.V. [Internal Factors Shaping the Pedagogical Communication of Trainers]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named after P.F. Lesgaft], 2015, no. 4 (122), pp. 232-236. (in Russ.)
5. Vlasova E.V. [Technology Optimization of the Orientation of Communication of Trainers and Its Social and Psychological Value]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta Ser. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Pskov State University Series Psychological and Pedagogical Sciences], 2016, no. 4, pp. 95-103. (in Russ.)
6. Vyatkin B.A., Dorfman L.Ya. [New Horizons of Integral Theory and Individuality Merlina]. KKKIMerlinskie chteniya: Teoriya, metodologiya i praktika integral'nogo issledovaniya individual'nosti v sovremennom chelovekoznanii [ХХХI Merlin Readings. Theory, Methodology and Practice of Integral Research of Individuality in Modern Human Science], 2016, pp. 11-17. (in Russ.)
7. Vyatkin B.A., Dorfman L.Ya. [Theory of Integral Individuality Merlina. History and Modernity]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2017, vol. 17, no. 2, pp. 145-160. (in Russ.) DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160
8. Gogunov E.N., Mart'yanov B.I. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of Physical Education and Sports]. Moscow, Academy Publ., 2004. 224 p.
9. Gorskaya G.B. [Communication as a Regulator of Mental Tension of Highly Skilled Athletes]. Aktual'nye voprosy fizicheskoy kul'tury i sporta [Actual Issues of Physical Culture and Sports], 2016, vol. 18, no. 1, pp. 80-89. (in Russ.)
10. Devishvili V.M., Mdivani M.O., Elgina D.S. [Group Cohesion in Sports Teams of Different Professional Level]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2017, no. 4 (28), pp. 121-128. (in Russ.) DOI: 10.11621/npj.2017.041
11. Dmitriev F.B. Kompleksnaya metodika podgotovki i kriterii effektivnosti raboty sudey po basketbolu [Comprehensive Methodology of Training and Criteria for the Effectiveness of Judges in Basketball]. Moscow, Science Publ., 2017. 128 p.
12. Zhurova I.A. [Influence of Sports on the Formation of Personality]. Interekspo GEO-Sibir' [Interexpo GEO-Siberia], 2014, vol. 6, no. 2, pp. 129-132. (in Russ.)
13. Il'in E.P. Psikhologiya sporta [Psychology of Sports]. St. Petersburg, Peter Publ., 2012. 352 p.
14. Kolesnik I.S., Gatin F.A., Osipov D.A. [Formation of Communicative Skills in the Process of Sports Training of Boxers]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2016, vol. 1, no. 1 (38), pp. 40-46. (in Russ.) DOI: 10.14526/01_1111_77
15. Kuznetsov S.A. [Osobennosti Motivation Athletes Team and Individual Sports]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2013, no. 4, pp. 106-113. (in Russ.)
16. Labunskaya V.A., Mendzheritskaya Yu.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrudnennogo obshche-niya: Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrektsiya [Psychology of Difficult Communication. Theory. Methods. Diagnostics. Correction]. Moscow, Academy Publ., 2001. 288 p.
17. Lebedev I.B., Pechenkova E.A. [Formation of Adaptive Coping Behavior in Athletes as a Form of Preparation for Extreme Situations]. Chelovecheskiy capital [Human Capital], 2015, no. 3 (75), pp. 133-136. (in Russ.)
18. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta [Sociology of Physical Culture and Sports]. Moscow, Academy Publ., 2016. 269 p.
19. Moldovanova I.V., Zhurova I.A., Egorov A.V. [Psychological Compatibility as a Factor Influencing the Cohesion of the vVolleyball Team]. Interekspo GEO-Sibir' [Interexpo GEO-Siberia], 2017, vol. 6, no. 2, pp. 141-147. (in Russ.)
20. Ponomarev P.L., Kostikova L.V. [Pedagogical Influence of the Coach on Basketball Players of High Qualification in Training and Competitive Activities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2008, no. 1, pp. 40-44. (in Russ.)
21. Rykova B.V., Sinyaev S.S. [Features of Communicative Competence in a Sports Player and the Way of Its Formation]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) [Modern Research of Social Problems (Electronic Scientific Journal)], 2012, no. 8 (16), p. 27. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1029595. (accessed 25.01.2018).
22. Serova L.K. Sportivnaya psikhologiya: professional'nyy otbor v sporte [Sports Psychology. Professional Selection in Sports]. Moscow, Yurayt Publ., 2017. 161 p.
23. Serova L.K., Vlasova E.V. [Types of Orientation of Communication Between Coaches and Athletes]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Uchenye Zapiski Universiteta im. P.F. Les-gaft], 2015, no. 2 (120), pp. 227-231. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p227-231
24. Tkacheva M.S. [Psychological Features of the Action of Sociogenic Interference in Sports]. Iz-vestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiyarazvitiya [News of the Saratov University. New Episode. Acmeology of Education. Psychology of Development], 2015, vol. 4, no. 3, pp. 265-271. (in Russ.)
25. Fadina A.G. Psikhologiya obshcheniya v sporte [Psychology of Communication in Sports]. Astrakhan', Astrakhan University Publ., 2010. 100 p.
26. Chernyavskaya V.S., Kaerova E.V. [Feedback in the Professional Communication of a Sports Coach as a Psychological and Pedagogical Problem]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, no. 2, pp. 371-379. (in Russ.)
27. Yarmonov A.A. [Influence of the Teacher's Pedagogical Communication Style on the Parameters of the Psychological Climate in the Sports Group]. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e [Physical Culture, Sport and Health], 2016, no. 28, pp. 82-85. (in Russ.)
28. Baumann S.Psychologieim Sport. Aachen: Meyer &Meyer, 2000. 357 p.
29. Evans B.M., McGuckin M., Gainforth H., Bruner M.W., Côte J. Informing Programs to Improve Interpersonal Coach Behaviours. A Systematic Review Using the RE-AIM Framework. The British Journal of Sports Medicine, 2015, no. 49 (13), pp. 871-877. DOI: 10.1136/bjsports-2015-094634
30. Holt N.L. Coping in Professional Sport: A Case Study of an Experienced Cricket Player. Athletic Insight: The Online Journal of Sport Psychology, 2003, vol. 5, no. 1, pp. 1-9.
31. Jarvis M. Psychologie in Sport. Sport Psychology. A Student's Handbook. New York: Rout-ledge, 2006. 256 p.
32. Karageorghis C., Тerry P. Inside Sport Psychology. Champaign, IL: Human Kinetics Publishers, Inc., 2011. 248 p.
Received 5 January 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Васюра, С.А. Стилевые характеристики активности в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / С.А. Васюра, Н.И. Иоголевич // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18, № 1. -С. 82-94. БО!: 10.14529/И8ш180107
Vasyura S.A., Iogolevich N.I. Style Characteristics of Communication Activity in Athletes of Team and Individual Sports. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 82-94. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm180107