УДК 378
СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ТРЕНЕРА К СПОРТСМЕНАМ - ФУТБОЛИСТАМ
Джалилов А.Л., Галимов А.М.
florans955@mail. ru
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия
Аннотация: Футбол является коллективным видом спорта, где индивидуальность каждого игрока дает представление о команде в целом. Высокая спортивная подготовленность всех футболистов определяет результативность матча, сильные стороны одного игрока замещают слабые стороны другого. Одним из основных факторов успешности игры выступает психологическая готовность футболиста к матчу, которая зависит от воздействия тренера. Тренеру необходимо знать и уметь использовать основы формирования у спортсменов установок на матч, опираясь на субъектность. Проблема субъектно-ориентированного влияния тренера на футболистов является важной для спортивной и преподавательской деятельности. Эта проблема требует новой стратегии и тактики в реализации педагогических и управленческих воздействий тренера на спортсменов. Субъектно-ориентированный подход тренера к спортсменам футболистам перед матчем является важным элементом раскрытия резервов психического и физического потенциала игроков и психологической готовности. В данной работе выявлены показатели субъектно-ориентированного подхода тренера как процесса мотивации футбольной команды перед матчем в процессе взаимодействия тренера с игроком.
Ключевые слова: субъект, субъектно-ориентированный подход, футбол, спортсмены, психологическая готовность, тренер, образование.
Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.
SUBJECT-ORIENTED APPROACH OF THE TRAINER TO SPORTSMEN FOOTBALLERS
BEFORE THE MATCH
A. Jalilov, A. Galimov
florans955@mail.ru
Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia
Abstract: Football is a collective sport, where the individuality of each player gives an idea of the team as a whole. High sports readiness of all football players determines the performance of the match, the strengths of one player replace the weaknesses of another. One of the main factors for the success of the game is the psychological readiness of the player for the match, which depends on the impact of the coach. The trainer needs to know and be able to use the basics of the formation of the athletes' installations for the match, relying on subjectivity. The problem of the subject-oriented influence of the coach on the players is important for sports and teaching activities. This problem requires a new strategy and tactics in the implementation of the pedagogical and managerial influences of the coach on the athletes. The subject-oriented approach of the coach to the athletes to football players before the match is an important element in the disclosure of the reserves of players' mental and physical potential and psychological readiness. In this paper, indicators of a subject-oriented approach of a
coach as a process of motivating a football team before a match during the interaction of a coach with a player are identified.
Keywords: subject, subject-oriented approach, football, athletes, psychological readiness, coach, education.
Acknowledgements: The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.
Введение
Сегодня футбол - это коллективный вид соревнования, где каждый игрок отражает общую черту команды. Высокая спортивная форма всех футболистов может стать существенным звеном команды на пути к ее успешному результату [5]. Одним из главных факторов, определяющих результативность игры, считается психологическая готовность игрока к матчу. Она зависит от педагогического воздействия тренера [3; 13; 15].
Роль спортивной педагогики в решении субъектно-ориентированных вопросов влияния тренера на футболистов представляет центральную проблему теории спортивной деятельности. Сегодня эта теория требует обновления стратегии и тактики в реализации педагогических и управленческих воздействий тренера на спортсменов [17]. Тренеру необходимо знать и уметь направлять в нужное русло процесс формирования у спортсменов профессионально важных качеств, опираясь на их индивидуальность [3; 8; 19].
По мнению ряда авторов субъектно-ориентированный подход тренера подразумевает повышение внимания к субъектам и их окружающей среде, и уменьшение внимания к деятельностной составляющей, что влияет на действия субъектов в условиях современной реальности [3; 8; 14; 17; 19; 20]. Данный подход отдает центральное внимание процессам саморазвития и самоактуализации индивида, индивидуальным склонностям, интересам и увлечениям, условиям создания субъектной позиции [17] и уникальной траектории самообразования.
Управление командой тренером через педагогические воздействия должно быть связано с созданием мотивации, ценностей игроков и оптимальных внутрикомандных отношений [12].
Поэтому изучение субъектно-ориентированного подхода тренера к спортсменам футболистам перед матчем является актуальной задачей спортивной педагогики.
Методы
Нами были использованы методы: теоретический анализ, пилотажное исследование, сравнительный опрос. Мы проанализировали 25 литературных источников учебного и научно-методического характера по теме работы, из них 5 иностранных источников.
Результаты и обсуждения
Футбольная спортивная команда как система, направленная для решения определенных целей, состоит из двух подсистем - управляющей (тренер или тренеры) и управляемой, или результирующей (спортсмены) [5; 11]. В командах высокого класса сложность их структуры возрастает, добавляются подсистемы диагностики, обеспечения, контроля и др.
Управление командой имеет свои особенности. Процесс подготовки целостной футбольной команды обязательно предполагает отработку соревновательного взаимодействия. Еще один важный момент управления - правильный подбор игроков в команду [5; 11]. Важен не просто их уровень и личные умения, но и то, как они работают в команде. Для идеального состава необходимо, чтобы игроки дополняли качества друг друга [5]. Это позволит построить по-настоящему разностороннюю команду, которая покажет высокие результаты.
В зависимости от уровня психологического климата команда может быть квалифицирована как [1; 7; 10]:
а) сплоченная - спортсмены воспринимаются тренером как единая целеустремленная группа;
б) расчлененная - внутри имеется несколько сплоченных групп, основанных на неформальных связях, а между группами существуют формальные связи;
в) разобщенная - между всеми членами команды существуют только формальные связи.
Роль тренера состоит не только в том, чтобы помочь спортсмену повысить свое мастерство, но и в том, чтобы психологически повысить мотиваци-онный фон [6; 8].
Тренер проводит с командой большое количество времени и оказывает влияние на поведение, эмоциональное состояние, настрой перед игрой.
Социально-психологическое воздействие на спортсмена или команду реализуется, как правило, через воспитательную работу тренера, которая является непременной составной частью его деятельности на всех этапах подготовки спортсменов [6; 8].
Большие требования, предъявляемые к спортивным достижениям, обязывают тренера непрерывно повышать свои знания. Тренер должен владеть не только методикой обучения и тренировки в своей спортивной специальности, но и хорошо знать смежные дисциплины: физиологию, педагогику, психологию.
Постоянно возникающие проблемы в процессе общения тренера со спортсменами требуют педагогических решений и показывают важность и своевременность выполнения данной работы и свидетельствуют о необходимости разработки конкретных методов управления взаимоотношениями в системе «тренер - спортсмен» [3; 4].
Сегодня редко какой тренер сборной или просто команды, владеет знаниями психологической подготовки спортсмена, все чаще полагаясь на педагогическое мастерство и интуицию [3; 15].
От выбранного подхода тренера зависит психоэмоциональное состояние спортсмена, установка на игру, тренировочный процесс и т. д.
Наиболее распространенные подходы тренера к управлению команды [5; 12; 14; 16; 17; 20]:
- функциональный подход - базируется на декларирование общности процессов управления в технических и социальных системах;
- информационный подход - в моделировании субъектов опирается на теории информации. Индивид в данном подходе рассматривается как пассивное звено переработки информации;
- теоретико-игровой подход - применятся в различных сферах управленческой практики. Теория игр способствовала не только указанию, как следует играть, но и указывала на наиболее вероятное поведение игрока. Однако, схема, которая была положена в основу подхода бедна, это проявлялось в частности, в слишком упрощенном взгляде на человеческие ценности;
- дифференцированный подход - это начало индивидуализации педагогического процесса. Объем и интенсивность нагрузки, предлагаемые спортсмену, должны быть дифференцированы с учетом не только его работоспособности, но и темпов восприятия нагрузки и ритма выполнения учебно-тренировочной программы.
Важнейшей формой раскрытия проблемы является обоснование и выявление приоритетных направлений с целью определения методики регулирования психологического состояния спортсмена перед ответственными соревнованиями [8, 15].
Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности [3; 9; 15]. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.
Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера [3; 4; 9; 15].
Практика психологической подготовки спортсменов показывает, что многие успехи и поражения могут быть объяснены с позиций необходимых воздействий тренеров и самих спортсменов на эмоциональные состояния перед стартом. Вряд ли можно сбрасывать со счетов и особенности психических состояний спортсменов и команд после соревнований, ибо на психику
спортсмена глубоко воздействуют оценки проделанной работы [3; 4]. Различают следующие типы предстартовых состояний [1; 2;]:
- Стартовая лихорадка, характеризующаяся сильным волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью, ошибками, обусловленными ослаблением процессов памяти.
- Стартовая апатия характеризуется следующими признаками: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаще всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижаются общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание.
- Боевая готовность связана с оптимальным соотношением динамики возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании, повышенная восприимчивость и способность мыслить ,действенность и стенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности.
Субъектно-ориентированный подход является органичным развитием субъектно-деятельностного подхода. Здесь происходит увеличение внимания к субъектам и их окружающей среде, и уменьшение внимания к деятельност-ной составляющей в связи с резким понижением влияния нормативных компонентов на действия субъектов в ситуациях современной реальности [17].
Данный подход ставит в центре внимания процессы саморазвития и самоактуализации индивида, индивидуальные склонности, интересы и увлечения, педагогические условия создания субъектной позиции [17] и уникальной траектории самообразования.
В отечественной педагогике можно отметить глубокую изученность содержательных аспектов субъектно-ориентированного подхода тренера и обоснование необходимости его внедрения в тренировочный процесс. Исследователи, в частности, отмечают наличие высоких требований к совершенствованию методического обеспечения, необходимого для реализации принципов данного методологического подхода как воспитание индивидуальности [3; 9; 19; 20].
Европейские страны уже проводят определенные мероприятия, направленные на обогащение тренеров соответствующими психологическими знаниями, что указывает на признание значимости психологической подготовки для спортивной деятельности. В частности, Национальная федерация футбола Италии создала соответствующий Центр подготовки тренеров в г. Ковер-чано, где отбор претендентов на освоение профессии тренера осуществляется с учетом наличия у них четырех основных качеств: иметь призвание к этой деятельности; знать психологию человека и разбираться в психологии игроков (чем глубже, тем лучше), быть коммуникабельным, с открытым характе-
ром, что позволяет устанавливать контакты с игроками, быть образованным, эрудированным [1; 3; 26].
Способность тренера мотивировать игрока сегодня выступает краеугольным камнем всего процесса подготовки. Это оказывает влияние на повышение авторитета тренера, спортивную активность и уровень мотивации футболистов, заинтересованность членов команды в эффективной деятельности [2; 8].
Управление командой тренером через педагогические воздействия должно увязываться с формированием мотивации, ценностей игроков и оптимальных внутрикомандных взаимоотношений. Игрок с высоким уровнем мастерства в меньшей степени нуждается в освещении тренером вопросов техники выполнения игровых действий, нежели в мотивационном психолого-педагогическом воздействии, которое и будет определять эффективность действий футболиста в игре [3; 5; 7; 12].
Управлению мотивацией спортсменов посвящены целые труды, ведь именно от нее зависит успешное выступление. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чем больше сила мотива, тем выше эффективность деятельности [2; 5; 9; 11; 12; 23; 25].
Важнейшей составной частью управления в спортивных играх является общение между тренером и игроками, которое с точки зрения автора А.В. Вертель (2007 г.) является систематическим, сознательным, целенаправленным воздействием на процесс подготовки в целом и на отдельные его компоненты с целью повышения уровня подготовленности игроков и обеспечения соревновательной деятельности.
У спортсмена вырабатывается внутренняя готовность не только осознавать важность мотивации в структуре своей деятельности, но и управлять ею в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
Управление командой тренером через педагогические воздействия связано с формирование внутрикомандных норм и ценностей спортивного коллектива, высокого уровня мотивации у футболистов в тренировочном и соревновательном процессах [12]. При этом важным является то, как характеристики личностных особенностей тренера и футболистов высокой квалификации учитываются в процессе управления футбольной командой тренерским штабом, формируя общую оценку деятельности спортивного коллектива, что может усиливать эффективность педагогических воздействий [2; 9; 12]. Все это актуализирует роль и значение человеческого фактора, личностного начала в спортивной деятельности, важности педагогических воздействий тренера на выработку у спортсменов соответствующих взглядов и убеждений, самовоспитания спортсмена, ценностной и мотивационной сфер в этой деятельности [19]. Центральным в вопросе педагогического воздействия тренера на игроков является выработка приемлемых общегрупповых норм спортивного коллектива, необходимых и достаточных для высокого результата [7; 15].
В спортивной психологии выделяют сложности при реализации педагогических воздействий тренера на футболистов из-за наличия противоречий между [4; 7; 10; 15; 18]:
- коллективным характером тренировочного процесса подготовки футбольной команды и необходимостью индивидуального подхода к игроку;
- современными экономическими условиями, в которых ведется подготовка клубных и сборных команд России и установкой на получение быстрого результата со стороны управления спортивными организациями;
- объективно возрастающими требованиями общества к тренеру как специалисту, который ответственен за результат и уровнем его профессиональной компетентности.
Можно заключить, что как индивид спортсмены могут преследовать свои личные цели, но как команда они имеют одну общую цель. Задача тренера донести до каждого игрока нормы спортивного коллектива, необходимые и достаточные для высокого результата.
Выводы
Предстартовые состояния возникает у спортсменов в связи с предстоящими выступлениями на соревнованиях. Зная тип предстартового состояния спортсмена можно применить методику по его сохранению или устранению.
Тренер не только развивает качества футболистов, но и создает психологический климат в команде, поддерживает ее, мотивирует к новым достижениям, психологически готовит ее к соревнованиям и выступлениям.
Выбор того или иного подхода тренера на игру зависит от целей как самого тренера так и команды в целом, каждый подход определяет направленность и качество воздействия, влияющие на исход матча.
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий.
Субъектно-ориентированный подход ставит в центре внимания процессы саморазвития и самоактуализации индивида, личностные склонности, интересы и увлечения, что подводит спортсмена к оптимальному состоянию перед матчем.
Тренер при формировании взглядов, мнений, представлений о достижения цели спортсмена в командной деятельности должен учитывать конкретные интересы данной личности и его индивидуальные особенности, что позволяет найти конкретные способы педагогического воздействия тренера на игрока, способствуя формированию мотивационной основы спортивной деятельности своих подопечных.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М: Аспект Пресс, 2005. 290 с.
2. Вертель А.В. Особенности управления соревновательной деятельностью в спортивных играх. № 11. 2007. С. 16-18.
3. Воронова, В.И. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в футболе. Наука в олимпийском спорте. № 4. 2013. С. 32-39.
4. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. М. : Академия. 2010. 256 с.
5. Губа В.П. и др. Теория и методика футбола: учебник. Под общ. ред. В.П. Губа, А.В. Лексаков. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Спорт, 2018. 624 с.
6. Дегтярев В.И., Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Роль тренера в жизни спортсмена. Международный студенческий научный вестник. 2015. № 3-5. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13806 (дата обращения: 17.11.2018).
7. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа - коллектив - команда. Модели группового развития. Социальная психология: Хрестоматия. Под ред. О.А. Тихомандрицкая. Аспект Пресс, 2012. С. 214-225.
8. Дударев В.А. Роль и значимость тренера в психологической подготовке спортсменов / В.А. Дударев // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 3. - С. 37.
9. Звездин А.С., Рогалев Л.Н. Деятельность тренера по формированию личностной готовности к спортивной деятельности у юных футболистов 8-10. Непрерывное физкультурное образование в современных социокультурных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия). МЦНИП, 2014. С. 117.
10. Ильин А.Б. Психологический анализ причин конфликтов в спортивных командах. Спортивный психолог. 2004. № 3. С. 27-30.
11. Казиков И.Б. Система подготовки российских спортсменов к играм олимпиад в современных условиях развития спорта: дисс. д-ра пед. наук. Моск. юрид. ун-т МВД РФ. М., 2004. 325 е.: ил.
12. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. Феномен субъектности в семантическом пространстве. Мир психологии. 2017. № 4 (92). С. 137-148.
13. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности. Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14.
14. Неверкович С.Д. Деятельностный подход в изучении руководства и лидерства в спорте. Теория и практика физ. культуры. 2006. № 6. С. 5-8.
15. Неретин А.В. Подготовка будущих тренеров к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде. Известия ВГПУ. № 4. 2010. С. 48-52.
16. Николаева О.О., Марков К.К. Стиль тренера в успешной спортивной деятельности. Современные наукоемкие технологии. 2017. № 6. С. 146-151.
17. Ольховая Т.А. Субъектно-ориентированные технологии профессионального образования. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2014. С. 2642-2646.
18. Параносич В., Лазаревич Л. Психодиагностика спортивной группы. М., ФиС, 1977. 199 с.
19. Трещева О.Л., Карпеева С.А., Карпеев А.Г. Характеристика личностных качеств спортсмена-чемпиона. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (34). С. 102-107.
20. Усманова Е.Н. Индивидуально-дифференцированный подход к обеспечению процесса подготовки юных футболистов на основе учёта их индивидуально-психологических особенностей. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. №1 (30). С. 137-143.
21. Gilbert W., Trudel P. Role of the coach: How model youth team sport coaches frame their roles. The sport psychologist. 2004. Vol. 18. №. 1. P. 21-43.
22. Hosseini H. The codification of a model of coach selection in Iran premier league football teams / Hosseini H., Shafiee P.R., Emadi M. - 2018. - P. 55-69.
23. Keegan R. The motivational atmosphere in youth sport: Coach, parent, and peer influences on motivation in specializing sport participants. Journal of applied sport psychology. 2010. Vol. 22. №. 1. P. 87-105.
24. Salmon J., Hall C., Haslam I. The use of imagery by soccer players. Journal of Applied Sport Psychology. 1994. Vol. 6. №. 1. P. 116-133.
25. Sasso E. Football coach. Moscow: Olympia Press, 2003. 197 p.
Сведения об авторах
Джалилов Алишер Лутфуллоевич, студент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия.
Галимов Алмаз Мирзанурович, канд. пед. наук, доцент, проректор, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия.
Дата поступления 17.01.2019