Научная статья на тему 'Повышение уровня функциональной подготовленности в соревновательном периоде в женском студенческом футболе'

Повышение уровня функциональной подготовленности в соревновательном периоде в женском студенческом футболе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
603
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / FOOTBALL / ДЕВУШКИ 17-22 ЛЕТ / 17-22 YEAR-OLD GIRLS / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / FUNCTIONAL TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Набойченко Е.С., Самойлов В.И., Коломийчук Т.А.

Анализ методик построения тренировочного процесса в игровых видах спорта (футболе), направленных на совершенствование функциональной подготовленности в соревновательный период, свидетельствует об актуальности данной проблемы. Одной из основных задач учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде является подготовка спортсменов к достижению высоких спортивных результатов. Наибольших спортивных результатов добиваются те спортсмены, которые во время тренировочного процесса, как в подготовительном, так и в соревновательном периоде, осуществляют целенаправленное воздействие на ведущие, доминирующие факторы соревновательной деятельности. В игровых видах спорта к таким факторам относятся функциональная, техническая и другие виды подготовки. Уровень технической подготовки определяется качеством выполнения технико-тактических действий. Функциональная подготовленность оценивается объемом проделанной двигательной активности, выполняемой с максимальной и околомаксимальной интенсивностью (объем и количество рывков, спринтов, ускорений, общий километраж преодоленной дистанции за игру и др.). Применение в тренировочном процессе соревновательного цикла упражнений силового характера для мышц всего тела и упражнений, направленных на развитие аэробных возможностей мышц ног, позволяет удерживать функциональные возможности футболистов на уровне, приобретенном в подготовительном периоде. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. В статье рассматривается комплекс мер, направленных на повышение уровня физической подготовки спортсменок в соревновательный период на основании данных оперативного контроля игровой двигательной активности. Результаты. Экспериментальные данные подтвердили эффективность предложенного направления, реализация которого обусловила повышение уровня функциональной подготовленности игроков в соревновательный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого соревновательного сезона. Применение в соревновательный период методики повышения общей и аэробной возможности силы мышц ног, на основании данных оперативного контроля двигательной активности (в режиме он-лайн), позволило поддерживать высокий уровень функциональной подготовленности, достигнутый в подготовительный период, на протяжении всего сезона. Высокий объем двигательной активности в матче способствовал повышению качественного выполнения технико-тактических действий (передач и остановок мяча, ведения единоборств, перехватов и т.п.) и успешному выступлению команды в чествуемых соревнованиях. Заключение. В данной статье рассмотрены педагогические аспекты повышения уровня функциональной подготовленности девушек, занимающихся футболом, в соревновательный период. Использование данных аспектов способствует возникновению нового импульса к поиску ориентированных методов и методических приемов спортивной подготовки в игровых видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Набойченко Е.С., Самойлов В.И., Коломийчук Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF FUNCTIONAL TRAINING IN THE COMPETITIVE PERIOD IN A FEMALE STUDENT''S FOOTBALL

The methodologies analysis of the training process organization in sports games (football), directed at functional readiness development during competitive period, proves the urgency of this problem. One of the main aims of educational-training process during the preparatory period is sportsmen’s training for high sports results achievement. The best results achieve the sportsmen, who purposefully influence the main, dominating factors of competitive activity during the training process (competitive and preparatory periods). In sports games such factors are functional, technical and other kinds of training. The level of technical training is determined by the quality of technical-tactical actions fulfillment. Functional readiness is estimated by the volume of motional activity, fulfilled with maximum and almost maximum intensity (the volume and quantity of dashes, sprints, speeding-ups, general mileage of the distance during the game and others).The use of power exercises for muscles and the exercises, directed at legs muscles’ aerobic abilities development in the training process of the competitive cycle, helps to state football-players’ functional abilities at the level got during the preparatory period. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation. Materials. The article is about a complex of measures, directed at the level increase of sportsmen’s physical training during the competitive period on the game motional activity operational control basis of the data. Results. Experimental facts proved the effectiveness of the chosen direction, the realization of which conditioned the level increase of the players’ functional readiness during competitive period in comparison with the same period of the previous competitive season. The use of the methodology of general and aerobic power increase of legs muscles during the competitive period, on the basis of the operational control over motional activity (on-line), data allowed to keep a high level of functional readiness, achieved during the preparatory period, during the whole season. A great volume of motional activity during the match provided the quality improvement of technical-tactical actions fulfillment (a ball pass and stops, single combats, grasps) and success of a team in the competitions. Conclusion. The article is about pedagogical aspects of functional readiness level increase among girls going in for football during the competitive period. The use of these aspects causes a new impulse to search for directional methods and methodical techniques of sports training in sports games.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня функциональной подготовленности в соревновательном периоде в женском студенческом футболе»

УДК 796.015 DOI 10.14526/01_1111_16

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ В ЖЕНСКОМ СТУДЕНЧЕСКОМ ФУТБОЛЕ

Набойченко Е.С. - кандидат экономических наук, доцент Самойлов В.И., Коломийчук Т.А.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.

Ельцина, г. Екатеринбург

INCREASING THE LEVEL OF FUNCTIONAL TRAINING IN THE COMPETITIVE PERIOD IN A FEMALE STUDENT'S FOOTBALL

E.S. Naboychenko - candidate of economic Sciences, associate Professor,

V.I. Samoylov, T.A. Kolomiychuk

Ural Federal University, Ekaterinburg

e-mail: amydr@bk.ru

Ключевые слова: футбол, девушки 17-22 лет, функциональная подготовка, педагогический эксперимент.

Аннотация. Анализ методик построения тренировочного процесса в игровых видах спорта (футболе), направленных на совершенствование функциональной подготовленности в соревновательный период, свидетельствует об актуальности данной проблемы. Одной из основных задач учебно-тренировочного процесса в подготовительном периоде является подготовка спортсменов к достижению высоких спортивных результатов. Наибольших спортивных результатов добиваются те спортсмены, которые во время тренировочного процесса, как в подготовительном, так и в соревновательном периоде, осуществляют целенаправленное воздействие на ведущие, доминирующие факторы соревновательной деятельности. В игровых видах спорта к таким факторам относятся функциональная, техническая и другие виды подготовки. Уровень технической подготовки определяется качеством выполнения технико-тактических действий. Функциональная подготовленность оценивается объемом проделанной двигательной активности, выполняемой с максимальной и околомаксимальной интенсивностью (объем и количество рывков, спринтов, ускорений, общий километраж преодоленной дистанции за игру и др.). Применение в тренировочном процессе соревновательного цикла упражнений силового характера для мышц всего тела и упражнений, направленных на развитие аэробных возможностей мышц ног, позволяет удерживать функциональные возможности футболистов на уровне, приобретенном в подготовительном периоде.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.

Материалы. В статье рассматривается комплекс мер, направленных на повышение уровня физической подготовки спортсменок в соревновательный период на основании данных оперативного контроля игровой двигательной активности.

Результаты. Экспериментальные данные подтвердили эффективность предложенного направления, реализация которого обусловила повышение уровня функциональной подготовленности игроков в соревновательный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого соревновательного сезона.

Применение в соревновательный период методики повышения общей и аэробной возможности силы мышц ног, на основании данных оперативного контроля двигательной активности (в режиме он-лайн), позволило поддерживать высокий уровень функциональной подготовленности, достигнутый в подготовительный период, на протяжении всего сезона. Высокий объем двигательной активности в матче способствовал повышению качественного выполнения технико-тактических действий (передач и остановок мяча, ведения единоборств, перехватов и т.п.) и успешному выступлению команды в чествуемых соревнованиях.

Заключение. В данной статье рассмотрены педагогические аспекты повышения уровня функциональной подготовленности девушек, занимающихся футболом, в соревновательный период. Использование данных аспектов способствует возникновению нового импульса к поиску ориентированных методов и методических приемов спортивной подготовки в игровых видах спорта.

Keywords: football, 17-22 year-old girls, functional training, pedagogical experiment.

Annotation. The methodologies analysis of the training process organization in sports games (football), directed at functional readiness development during competitive period, proves the urgency of this problem. One of the main aims of educational-training process during the preparatory period is sportsmen's training for high sports results achievement. The best results achieve the sportsmen, who purposefully influence the main, dominating factors of competitive activity during the training process (competitive and preparatory periods). In sports games such factors are functional, technical and other kinds of training. The level of technical training is determined by the quality of technical-tactical actions fulfillment. Functional readiness is estimated by the volume of motional activity, fulfilled with maximum and almost maximum intensity (the volume and quantity of dashes, sprints, speeding-ups, general mileage of the distance during the game and others).The use of power exercises for muscles and the exercises, directed at legs muscles' aerobic abilities development in the training process of the competitive cycle, helps to state football-players' functional abilities at the level got during the preparatory period.

Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.

Materials. The article is about a complex of measures, directed at the level increase of sportsmen's physical training during the competitive period on the game motional activity operational control basis of the data.

Results. Experimental facts proved the effectiveness of the chosen direction, the realization of which conditioned the level increase of the players' functional readiness during competitive period in comparison with the same period of the previous competitive season.

The use of the methodology of general and aerobic power increase of legs muscles during the competitive period, on the basis of the operational control over motional activity (on-line), data allowed to keep a high level of functional readiness, achieved during the preparatory period, during the whole season. A great volume of motional activity during the match provided the quality improvement of technical-tactical actions fulfillment (a ball pass and stops, single combats, grasps) and success of a team in the competitions.

Conclusion. The article is about pedagogical aspects of functional readiness level increase among girls going in for football during the competitive period. The use of these aspects causes a new impulse to search for directional methods and methodical techniques of sports training in sports games.

Введение. Спорт высших достижений является своеобразной вершиной айсберга, основанием которого являются массовые занятия физической культурой. При этом студенческий спорт можно рассматривать как буферную (переходную) зону (от занятий физической культурой в школе к профессиональной деятельности), без которой на современном этапе развития нашего общества достижение максимальных спортивных результатов невозможно. Отсюда такое пристальное внимание государства к студенческому спорту, к выступлению наших спортсменов на Всемирных студенческих спортивных играх (Универсиадах).

Основной задачей учебно-тренировочного процесса в

подготовительном периоде в учебных и группах совершенствования мастерства, по мнению тренеров игровых и циклических видов спорта (п=26), является подготовка спортсменов к достижению высоких спортивных результатов. Но, как показывает практика и методические разработки ученых, наибольших спортивных результатов добиваются те спортсмены, которые во время тренировочного процесса как в подготовительном, так и в соревновательном периоде осуществляют целенаправленное воздействие на ведущие, доминирующие факторы соревновательной деятельности. В циклических видах спорта, например, в спринте, к таким доминирующим факторам можно отнести быстроту в разных ее проявлениях - быстроту одиночного сокращения, быстроту реакции на сигнал и т.д. В художественной гимнастике - гибкость, координацию движений. В игровых видах спорта -футболе, хоккее с шайбой, гандболе и др., результат определяется совокупностью таких факторов, которые должны быть направлены как на совершенствование отдельных качеств спортсмена (быстрота, выносливость, технико-тактическая

подготовка и т.п.), так и на развитие коллективных действий, определяющих

эффективность соревновательной

деятельности.

Проведенные педагогические

исследования учебно-тренировочных процессов студенческих футбольных женских команд (гг. Екатеринбурга, Москвы и Свердловской области) с 2009 по 2013 г. показали, что в подготовительном периоде годового цикла тренировочного процесса акцент делался на развитие и совершенствование функциональной и технико-тактической подготовленности футболисток,

определяющей успех в соревновательной деятельности. В то же время в период соревновательного цикла направленность педагогических воздействий сводилась к выполнению специальных технико-тактических упражнений, без учета уровня функциональной подготовленности

спортсменок. Анализ научно-

методической литературы и данных, полученных в процессе наших лонгитудных исследований, позволяет констатировать, что существуют противоречия между характером тренировочных нагрузок (построением тренировочного процесса) в учебных группах и группах совершенствования мастерства и требованиями,

предъявляемыми в соревновательный период к отдельному игроку и команде в целом. Данное противоречие, по мнению ученых, (и мы полностью с этим согласны) снижает эффективность системы подготовки спортсменок. В связи с этим становится необходимым поиск и разработка эффективных средств подготовки футболисток и

корректирование тренировочного процесса в период соревновательной деятельности, основанной на оперативной оценке их специальной подготовленности [1,4,6,8].

Мы предполагали, что введение в тренировочный процесс студенток, занимающихся футболом, в

соревновательном периоде специфических упражнений, выполняемых с

максимальной и околомаксимальной интенсивностью, позволит поддерживать высокий уровень функциональной

подготовленности на всем протяжении соревновательного цикла.

Объектом нашего исследования являлась специальная подготовка футболисток группы совершенствования мастерства - сборная команда института «ЯВА- УПИ» (девушки) в

соревновательном периоде.

Предмет исследования - учебно-тренировочный процесс футболисток 1720 лет на основе данных анализа соревновательной деятельности.

Цель исследования - разработать методику повышения физической подготовки женской футбольной команды в соревновательном периоде на основе данных игровой деятельности в режиме он-лайн.

Методы и организация

исследования. Поддержание высокого уровня функциональной подготовленности спортсмена на протяжении всего соревновательного периода - задача нелегкая, а порой и невыполнимая, если соревновательный цикл растянут на такое продолжительное время, как 4-6 месяцев. Как правило, на такой продолжительный соревновательный цикл приходится несколько пиков физической

подготовленности спортсмена, и здесь одной из главных задач тренера является подведение спортсмена к финальным играм (решающим стартам) в максимальной спортивной форме, причем тренер руководит футбольной командой, состоящей из 10 и более игроков, когда на одну и ту же физическую нагрузку организм игроков команды реагирует по-разному и период восстановления у каждого игрока тоже разный.

Одной из главных проблем подготовки спортсменов в игровых видах спорта (хоккей, футбол, баскетбол и др.) в соревновательном периоде является поддержание высокого уровня

функциональной подготовленности на протяжении всего соревновательного цикла, нивелирование (сглаживание) функциональных спадов. Без оперативной обратной информации о функциональном состоянии отдельного игрока и команды в

целом мы не можем с полной уверенностью утверждать, что применение в данном тренировочном занятии тех или иных средств, методов подготовки является оправданным и необходимым в данный конкретный момент. Результаты исследований показали, что для оперативного управления функциональной подготовленностью команды в процессе соревновательной деятельности следует использовать данные, полученные непосредственно в режиме он -лайн (реального времени), например, в процессе тренировки, игры, соревнования. Это связано с тем, что выполнение тестовых заданий и упражнений в соревновательный период требует дополнительных временных и физических затрат и, как показала практика, это порой негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии игроков. В настоящее время большим подспорьем в получении информации о функциональном состоянии отдельного игрока и команды в целом является использование различных информационно-коммуникативных технологий, телевизионных компьютерных систем типа ASCENSIO SYSTEM Ltd., UK, которые позволяют объективно отслеживать уровень функциональной подготовленности в режиме реального времени, подсчитывать количество разнообразных технико-тактических

действий, выполняемых игроком и командой. Еще одним положительным моментом за использование как на тренировке, так и в игре современных информационно-коммуникативных технологий, в психологическом плане, является то, что осуществляется постоянный контроль со стороны «независимого эксперта», что не позволяет игроку выключаться из игрового момента до его окончания.

Опираясь на результаты

исследований А.В. Антипова, М.А. Годика, В.П. Губы, А.В. Лексакова, М. Мухамадиева, К.С. Сарсания, С.К. Сарсания, В.Н. Селуянова, Л.В. Слуцкого, П. Черепанова и др., мы можем оценивать специальную подготовленность

футболистов по различным данным игровой деятельности. Так, существование достоверной корреляции между

показателями спринтерских ускорений (объем и количество ускорений) и данными аэробной подготовленности мышечного аппарата (г= 0,88-0,94), позволяет определять уровень аэробной подготовленности мышечного аппарата футболистов, т. е. в зависимости от объема проделанной двигательной активности, выполняемой с максимальной и околомаксимальной интенсивностью

(преодоленная дистанция, количество выполненных рывков и спринтов и т.п.), в ходе конкретного матча игроком мы можем судить об аэробной подготовленности его мышечного аппарата на данный момент времени [1,2,3,4,5].

Как показывает практика, и это находит свое подтверждение в работах М.А. Годика, В.Н. Селуянова, Л.В. Слуцкого и др., применение в тренировочном процессе во время соревновательного периода только специальных технико-тактических

упражнений не позволяет удерживать аэробные возможности футболистов на уровне, приобретенном в

подготовительном периоде [1,2,4,6].

Проведенный анализ результатов функциональной подготовленности

женских студенческих команд в соревновательный период сезонов 20102014 годов (команды гг. Москвы, Екатеринбурга и Свердловской области в играх на Первенство России среди команд Первой лиги, Спартакиад студенческих команд и др.) показал, что уровень функциональной подготовленности на протяжении сезона претерпевает значительные колебания. Было выявлено, что чем выше уровень двигательной активности игроков по таким показателям, как рывки, ускорения, преодоленная дистанция в матче, тем выше уровень функциональной подготовленности

(аэробных возможностей) спортсменок. Для оперативного выявления уровня подготовленности команды по ходу

соревновательного периода в режиме он -лайн в сезоне 2013 г. нами были использованы визуальные методы с применением видеосистем и

математические методы обработки данных двигательной активности и технико-тактических действий игроков. Это позволило установить, что на протяжении 10 игр (5 недель) с начала соревновательного цикла команда показывала хороший уровень игры (команда выиграла 7 встреч и 3 игры закончила в ничью) в сопоставлении с уровнем команд соперниц. После этого наступил спад в двигательной активности игроков команды (по данным видеосистем и расшифровки технико-тактических действий игроков команды), который, по нашему мнению, сказался на результатах дальнейших игр - команда проиграла 4 игры и 2 игры свела в ничью. Затем ситуация выровнялась и команда могла на равных проводить игры с другими командами. На протяжении всего сезона мы наблюдали волнообразную картину выступления команды, которая имела определенную закономерность: чем выше была двигательная активность команды, тем выше уровень функциональной подготовленности игроков. Высокий уровень функциональной

подготовленности команды являлся залогом качественного выполнения технико-тактических действий (точность передач, выигранные единоборства, перехваты мяча и т.п.). Тренировочный процесс в исследуемый период был направлен на выполнение специальных технико-тактических упражнений,

приближенных к игровой обстановке, в основной части занятия. В подготовительной части занятия наряду с упражнениями разминочного характера обязательным условием было выполнение каждым игроком 10-30 ускорений по 15-30 м, а также прыжки-многоскоки на одной и на двух ногах по 20-40 раз. Количество прыжков, ускорений и дистанция варьировались в зависимости от календаря игр, дня микроцикла, в который была тренировка.

С учетом полученных данных функциональной подготовленности

женских студенческих команд в соревновательный период на базе футбольной команды ЯВА-УПИ (девушки в возрасте 17-22 лет) в сезоне 2013-14 года был проведен педагогический

эксперимент.

Для повышения уровня

функциональной подготовленности

спортсменок в соревновательный период нами была разработана методика повышения общей и аэробной возможности силы мышц ног на основании данных оперативного контроля

двигательной активности.

Тренировочный процесс команды ЯВА-УПИ (девушки в возрасте 17-22 лет) в подготовительный период сезона 2013 г. не претерпел значительных изменений по сравнению с предыдущим сезоном. По окончании подготовительного периода уровень функциональной

подготовленности команды расценивался как высокий, а у отдельных игроков -выше прошлогоднего. Кроме того, на фоне высокой двигательной активности команды отмечался высокий показатель выполнения технико-тактических

действий (количество передач,

выигранных единоборств, перехватов мяча и др.) в контрольных/товарищеских играх. С началом соревновательного периода в тренировочный процесс команды нами был внесен ряд изменений - помимо выполнения специальных технико-тактических упражнений в недельных микроциклах, мы, в соответствии с разработками В.Н. Селуянова с соав. (2001, 2007), Л.В. Слуцкого (2009), использовали силовые упражнения и упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей мышц ног. Силовые упражнения мы условно разделили на 2 подгруппы - основные (1,2 упражнение) и вспомогательные (3-5 упражнение):

1) приседания со штангой 10-15 кг из положения полуприседа (110о) до угла в коленных суставах 80-90 о;

2) исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах до угла 100о, руки вдоль туловища, поднимать таз максимально высоко вверх - конечное положение. Затем таз опускается вниз, но не касается земли, остается на весу, что способствует нахождению мышц задней поверхности бедра и ягодичных в постоянном напряжении. После того как спортсменки адаптировались к

выполнению данного упражнения, начиная с 10-го занятия мы ввели дополнительные условия, а именно: подъем таза выполнялся не двумя ногами, а одной, другая нога была выпрямлена в коленном суставе, после 10 подъемов таза происходила смена опорной ноги.

3) отжимания (или статическое упражнение - выполнение упора лежа) -туловище прямое;

4) подтягивания на низкой (0,7-1 м) перекладине с опорой пятками на землю;

5) исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки за головой - подъем туловища с поворотом в сторону с касанием колена локтем.

Данный комплекс упражнений выполнялся по следующей методике:

- режим работы мышц -статодинамический (в упражнениях 1, 2 -мышцы постоянно находятся в напряжении; в упражнениях 3, 4 -туловище напряжено и держится прямо; в упражнении 5 - при отведении туловища назад лопатки не касаются земли);

- упражнения объединялись в супер-серии, супер-серию основных (упражнения 1, 2) и вспомогательных упражнений (упражнения 3-5);

- в тренировочном занятии выполнялись 1 -3 супер-серии основных упражнений и одна супер-серия вспомогательных упражнений;

- количество повторений в одном упражнении составляет 10-15 раз;

- интервал отдыха между упражнениями составляет 20-30 с;

- интервал отдыха между супер-сериями

- 60 с;

- на 1 -м занятии выполнялся один круг, состоящий из 1-5 упражнений; на 3-4-м занятиях число кругов увеличивается до 2 и состоит из 2 последовательных выполнений упражнений 1 -2, после этого по одному разу выполняются упражнения 3-5; на 12-м занятии последовательно выполнялись по 3 раза упражнения1 -2, затем 1 раз выполнялись последовательно упражнения 3-5;

- упражнения выполнялись после игровой тренировки, 1 -2 раза в неделю в зависимости от календаря игр.

Кроме того, в том же микроцикле было предусмотрено выполнение упражнений, влияющих на увеличение аэробных возможностей мышц ног:

1) 10 прыжков-многоскоков с интенсивностью 70-90% от максимальной, с интервалом отдыха по 45 с, количество повторений 3-8 раз;

2) рывки с места по 15-30 м с интенсивностью 70-90% от максимальной, с интервалом отдыха по 45 с, количество повторений 3-8 раз;

3) бег на 50/100 м со скоростью 100 м за 20-22 с. количество повторений 410 раз.

Данный комплекс упражнений выполнялся по следующей методике: упражнения выполнялись в конце основной части занятия, направленного на

совершенствование технико-тактической подготовленности, 1 -2 раза в неделю в зависимости от календаря игр.

Результаты педагогического эксперимента. Проведенный после 10 игр (5 недель соревновательного цикла) анализ данных двигательной активности игроков команды показал, что уровень функциональной подготовленности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

команды в целом был выше уровня аналогичного периода сезона 2013 г. на 23%. Результаты наших исследований, основанные на мониторинге двигательной активности и выполнения технико-тактических действий игроков команды в сезоне 2014 г., не выявили длительных и глубоких спадов в игре команды, о чем свидетельствует успешное выступление команды в соревнованиях различного

уровня. Анализ двигательной активности команд, противостоящих друг другу, показал, что команда, выполнившая больший общий метраж рывков и ускорений, большее количество рывков и спринтов, но уступившая в таких показателях ТТД, как общее количество передач, точных передач, и т.п., способна добиваться положительного результата в игре.

В процессе нашего педагогического исследования мы проводили

систематическую и регулярную оценку специальной подготовленности

студенческой женской футбольной команды по данным игровой деятельности и можем сделать следующие выводы. Полученные по ходу проведения футбольных матчей (в соревновательном периоде) статистические данные позволяют выявить уровень различных сторон специальной подготовленности футболисток и внести своевременные коррективы в тренировочный процесс. Анализ игр команды «ЯВА-УПИ» показал, что уровень физической подготовленности на протяжении всего соревновательного периода не на много отличался от аналогичных показателей лидеров соревнований (достоверных различий по ^ критерию Стьюдента не обнаружено), в которых принимала участие команда. Выявлено, что чем выше уровень двигательной активности команды, тем выше индекс перехода от обороны к нападению, атакующих действий команды, скорость передач и других технико-тактических действий. Это, по нашему мнению, стало возможным в результате выполнении плана предсезонной подготовки и применения в соревновательном периоде разработанной нами методики повышения общей и аэробной возможности силы мышц ног.

Заключение. Таким образом, тренировочный процесс в

соревновательный период в женском студенческом футболе целесообразно строить с учетом показателей двигательной активности игрока в конкретной игре. Необходимым условием

поддержания высокого функционального состояния игроков в соревновательной деятельности на протяжении длительного времени является использование в тренировочном процессе как специальных технико-тактических упражнений,

выполняемых в условиях, приближенных к игровым, так и скоростно-силовых упражнений общеразвивающего и специализированного характера.

Литература

1. Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. - М. : ФиС, 1980. - 130 с.

2. Губа. В. П. Интегральная подготовка футболистов / В. П. Губа, А. В. Лексаков, А. В. Антипов. - М. : Советский спорт, 2010. - 208 с.

3. Денисенко, Ю.П. Пути повышения эффективности подготовки в футболе / Ю.П. Денисенко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - № 3(4). - С.40-55. Режим доступа: http://elibrary.ru/item. а$р?1ё=11610213.

4. Селуянов, В. Н. Физическая подготовка футболистов / В. Н. Селуянов, С. К. Сарсания, К. С. Сарсания. - М. : ТВТ Дивизион, 2004. - 192 с.

5. Слуцкий, Л. В. Управление физической подготовкой футболистов на основе контроля соревновательной двигательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Слуцкий. - М. : 2009. - 116 с. : ил.

6. Черепанов, П. Силовая подготовка футболистов. Скорость атакующих действий в футболе : метод. разработки / П. Черепанов, М. Мухамадиев. - М. : Профиздат, 2012. - 88 с. : ил.

7. Федотов, В. В. Информативность показателей специальной подготовленности футболистов как фактор корректировки тренировочного процесса в соревновательной деятельности / В. В. Федотов, А. В. Шамонин // Инновационные аспекты физической культуры и спорта : материалы научно-практической конференции (Москва, 20-21.06.2013 г.). - вып.6. -М-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. - Москва : МГСУ, 2013. - С. 246253.

8. Федотов, Е. В. Оценка соревновательной нагрузки и разработка средств специальной подготовки спортсменок в хоккее на

траве с использованием мониторов сердечного ритма / Е. В. Федотов, К. С. Сарсания, А. В. Скотникова // Теория и практика физической культуры. - № 3. - 2006. - С. 23-26.

9. Шамонин, А. В. Оценка спортивно -технической подготовленности студентов методического отделения «футбол» МГСУ / А. В. Шамонин // Вестник МГСУ. - № 4. - 2012. - С. 231-234.

References

1. Godik M. A., Kontrol' trenirovochnykh i sorevnovatel'nykh nagruzok [The control over the training and competitive loads ], Moscow : FiS, 1980, 130 p.

2. Guba V. P., Integral'naya podgotovka futbolistov [Football players' integral training], Moscow : Soviet sport, 2010, 208 p.

3. Denisenko U.P., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2007, No. 3(4), pp. 40-55, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=11610213/.

4. Seluyanov V. N., Fizicheskaya podgotovka futbolistov [Football players' physical training], Moscow : TVT Division, 2004, 192 p.

5. Slutskiy L. V., Upravlenie fizicheskoi podgotovkoi futbolistov na osnove kontrolya sorevnovatel'noi dvigatel'noi deyatel'nosti [Football players' physical training management on the basis of control over competitive physical activity], Moscow : 2009, 116 p.

6. Cherepanov P., Silovaya podgotovka futbolistov. Skorost' atakuyushchikh deistvii v _futbole [Football players' power training. The speed of onrushing actions in football], Moscow : Profizdat, 2012, 88 p.

7. Fedotov V. V., Innovatsionnye aspekty fizicheskoi kul'tury i sporta : materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [innovative aspects of physical culture and sport : materials of the scientific-practical conference] (Moscow, June, 20-21, 2013), Moscow : MSCU, 2013, pp. 246-253.

8. Fedotov E. V., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury , 2006, No. 3, pp. 23-26.

9. Shamonin A. V., Otsenka sportivno-tekhnicheskoi podgotovlennosti studentov metodicheskogo otdeleniya «fútbol» MGSU, 2012, No. 4, pp. 231-234.

Статья поступила в редакцию: 17.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.