8. Шагина, И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов / И.Р. Шагина // Астраханский медицинский журнал. - 2010. - № 2. - С. 26-29.
9. Psychological stress and burnout in medical students: a five year prospective longitudinal study / E. Guthrie, D. Black, H. Bagalkote, etc. // JR. Soc. Med. - 1998. - № 91. - P. 237-243.
REFERENCES
1. Aghajanian, N.A. (1995), "The problem of students' health and development perspectives", Mat. 1st all-Russian scientific conference "Lifestyle and health of students", Moscow, Russian Federation.
2. Ahmetgaleeva, Z.M. (2007), "Professional burnout of teachers and school psychologists", Problems of the study of the syndrome of "burnout" and its correction by specialists of "helping" professions (medical, psychological and pedagogical practice), Kursk, Russian Federation.
3. Glazachev, O.S. (2011), "The Syndrome of emotional burnout among students: the search of ways of optimization of pedagogical process", Herald of the International Academy of Sciences (Russian section), special edition, pp. 26-45.
4. Zelezinskaya, G.A. (2006), "The Quality of life of medical students and clinical residents", Medical journal of Moscow state technical University, No. 4, pp. 20-26.
5. Sevastyanov, N.V. (2009), "The connection between professional burnout and creative potential of a teacher", Education of schoolchildren, No. 10, pp. 47-49.
6. Selye, H. (1960), Essays on adaptation syndrome, publishing house "Med.izd.", Moscow, Russian Federation.
7. Phitiskin, N.P. (2002), Socio-psychological diagnostics of the development ofpersonality and small groups, publishing house of Institute of Psychotherapy, Moscow, Russian Federation.
8. Shagina, I.R. (2010), "The Effect of educational process on the health of students", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 26-29.
9. Guthrie, E. (1998), "Psychological stress and burnout in medical students: a five year prospective longitudinal study", Journal of Social Medicine, No. 91, pp. 237-243.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2015.
УДК 796:159.9
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Алексей Николаевич Николаев, доктор психологических наук, профессор, Псковский государственный университет, г. Псков
Аннотация
Система задач психологического обеспечения спортивной деятельности является основой выполнения тренером или психологом практической работы в спортивных командах. Стройной, и устраивающей всех, системы этих задач пока не создано. Здесь отражены результаты исследования психологических проблем, возникающих (или могущих возникнуть) в спортивных командах. Проблемы представлены как задачи психологического обеспечения спортивной деятельности. Приводится и классификация этих задач.
Ключевые слова: психологическое обеспечение, психологическое сопровождение, психодиагностика, общая психологическая подготовка, специальная психологическая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p200-206
PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL ENSURING SPORTS ACTIVITY AND THEIR
CLASSIFICATION
Alexey Nikolaevich Nikolaev, the doctor of psychological sciences, professor, Pskov State University, Pskov
Annotation
The system of the tasks of the psychological guarantee of sport activity is the basis of fulfillment by trainer or by the psychologist of practical work in the sport commands. With ordered, and that arrang-
ing of all, the systems these tasks it is not thus far created. Are here reflected the results of investigating the psychological problems, which appear (or being powerful to arise) in the sport commands. Problems are represented as the tasks of the psychological guarantee of sport activity. Is given the classification of these tasks.
Keywords: psychological guarantee, psychological tracking, psycho-diagnostics, general psychological preparation, special psychological preparation.
Прежде чем отразить содержание статьи, необходимо обговорить некоторые особенности работы психолога в спортивной команде.
1. О какой деятельности в спортивной команде может идти речь - о психологическом обеспечении спортивной деятельности или о психологическом ее сопровождении? Ответ однозначный - об обеспечении, поскольку психологического сопровождения в реальной деятельности психолога в спортивной команде практически нет. К психологам, как правило, обращаются в следующих ситуациях: на отдельный предсоревновательный учебно-тренировочный цикл (проводимый на сборах и заканчивающийся соревнованием); при наличии острой психологической проблемы в команде; и на весьма ответственные выступления спортсменов. Психологическое обеспечение в спорте иногда подменяется термином «психологическая подготовка», что не правомерно, поскольку они соотносятся, как целое и часть.
2. Тренеры команд высокого уровня спортивного мастерства часто не готовы воспользоваться услугами психолога. В теории того или иного вида спорта практически отсутствует раздел «Психологическая подготовка спортсменов» той или иной спортивной специализации. Поэтому некоторые тренеры слабо разбираются не только в возможностях спортивного психолога, но и в его профессиональных обязанностях. Есть и другие причины, мешающие научно обоснованно поставить перед психологом такие задачи, которые можно вменить в его профессиональные обязанности в его трудовом договоре: ревностное отношение к психологу в случае успешного выступления спортсмена; сохранение определенной таинственности в отношении средств подготовки спортсменов; завышенные или, наоборот, заниженные ожидания по отношению к психологической службе.
Иногда становится очевидной и недостаточность профессиональной подготовленности самих психологов. А начинающие психологи, часто решают не те задачи, которые наиболее актуальны, а те, решения которых им дается легче, например, средствами психодиагностики.
Спортивный психолог, кроме знания психологии, должен: знать вид спорта; владеть практическими умениями и навыками; обладать такими качествами, которые максимально удовлетворяли бы как спортсменов, так и их тренеров; при этом, не быть мистиком и т. д.
Актуальность разработки перечня задач психологического обеспечения в спортивной деятельности обусловлена следующим.
При заключении трудового договора между заказчиком (главным тренером и/или руководителем команды) и исполнителем (практикующим психологом) возникает вопрос о составе задач психологического обеспечения, на который трудно ответить как тренеру, так и психологу. В качестве основных помех при этом выступают: недостаточная конкретизация и полнота этих задач в спортивной психологии; слабость представлений о них у тренеров и даже у самих психологов.
Исследования А. Н. Николаева [3], показали, что между успеваемостью студентов, будущих тренеров по дисциплине «Психология спорта» и успешностью их тренерской деятельности достоверных взаимосвязей нет, поскольку программа не включала в себя обучение умениям выделять задачи психологического характера и умениям их решать.
Системы задач психологического обеспечения, которая устраивала бы в полной мере всех, кто отвечает за психологическое состояние спортсменов и команды в целом,
не создано. Цель работы: создать такую систему.
В качестве методов исследования выступили: теоретический анализ специальной психологической литературы (с использованием контент-анализа); обобщение опыта работы в спорте высших достижений; открытый, не стандартизированный опрос спортсменов высокого уровня мастерства (не ниже кандидатов в мастера спорта) в количестве 414 человек.
Организация опроса. На теоретических занятиях спортсменам был предложен перечень проблем психологического характера, которые могут возникнуть в их спортивной карьере. Предлагалась дополнить этот список. (Можно отметить, что таких дополнений было не много.)
«Психолог, работающий в сфере спорта (на всех его уровнях), должен уметь оперативно и качественно разрешать все затруднения психологического плана, которые мешают достижению поставленных целей спортсмену или спортивной команде» [6, с. 54]. Разрешение этих затруднений и составляет перечень задач психологического обеспечения в спорте.
Подвергнув критике работы авторов, которые изучали задачи, возникающие при психологической подготовке спортсменов к соревнованиям [1, 2, 3, 4, 5], Г. В. Солдатова [6] предприняла попытку создания системы задач психологического обеспечения в спорте. И это ей удалось. Не претендуя на «универсальность» (по видам спорта), Г.В. Солда-това ее получила. Правда, не удалось охватить всего круга задач психологического сопровождения. Кроме того, в нем отсутствует анализ работы В. Г. Савицкого [5]. Были выдвинуты 2 группы задач.
1-я группа - задачи общей психологической подготовки спортсмена: «психологический отбор и ориентация будущего спортсмена в спорт ... и конкретный вид спорта» [6, с. 56]; оказание помощи спортсмену и тренеру в деле спортивной подготовки первого; «формирование благоприятных межличностных отношений» [Там же]; формирование и поддержание мотивов занятий спортом; «психологическая подготовка спортсменов к тренировочной и соревновательной деятельности» [Там же]; «поддержание психологического благополучия спортсменов» [Там же].
2-я группа - задачи специальной психологической подготовки спортсменов: их отбор на соревнования по психологическим критериям; их психологическая подготовка к выступлению на конкретном соревновании; управление состоянием спортсмена в процессе соревнования; помощь в психологическом восстановлении после соревнования или тренировки.
Автор данной статьи так же был подвергнут критике [2], которая сводилась к тому, что вслед за Г. Д. Горбуновым [1], в число задач психологического обеспечения спортивной деятельности включил группу задач по психодиагностике, которые по существу являются его средствами. С этой критикой можно согласиться, только заметить, что у А.Н. Николаева [2] приводятся задачи не психологического сопровождения, а психологического обеспечения спортсменов и тренеров. Правда, это слабое оправдание: группу задач психодиагностики можно убрать.
Прежде чем изложить задачи психологического обеспечения и вариант их классификации, необходимо обратиться к работе иностранного автора - В. Г. Савицкого, который справедливо отмечает, что «психологическая подготовка - это комплекс мероприятий по работе с психикой спортсмена» [5, с. 40] и требуется система длительного психологического сопровождения, наряду с физической, технической и тактической подготовкой. Он отмечает, что «Типичными задачами психолога, которые перед ним ставит тренер, могут быть следующие: освоение методов психорегуляции, снижение уровня тревожности, оценка готовности к соревнованию, развитие конкретных психических качеств» [Там же, с. 41]. Перечисленные задачи не могут быть приняты психологами как руководство к действию и сразу по нескольким причинам. Так, «снижение уровня тре-
вожности» является очень частной задачей, поскольку наряду с излишне высокой тревожностью часто наблюдаются другие неблагоприятные состояния, а «оценка готовности к соревнованию» выступает как средство для применения методов регуляции неблагоприятного состояния. Развитие же качеств, скорее относится к области педагогики.
Далее В. Г. Савицкий [5] приводит виды деятельности психолога в психологической подготовке спортсменов. Однако, как уже отмечалось, психологическое обеспечение шире психологической подготовки.
Возникает вопрос: можно ли задачи психологического обеспечения выводить из видов деятельности? Ответ однозначный: нельзя, поскольку часто психолог выполняет такие виды деятельности, которые носят внутренний характер и являются средством выполнения других задач психологической помощи спортсменам или тренерам. Задачи психологического обеспечения спортивной команды должны исходить из тех проблем, которые возникают или могут возникнуть. Правда, некоторые из видов деятельности, названные В.Г. Савицким, возникают на основе реальных или потенциальных психологических проблем у спортсменов или тренеров: «создание адекватного психического состояния»; «управление психическим состоянием спортсмена» в процессе соревнований; компенсация негативных последствий соревнований.
По какому критерию можно из этих видов деятельности сформулировать задачи психологического обеспечения в спорте? Целесообразно использовать критерий по ответу на вопрос: «Если соответствующий вид деятельности выполнять, то изменится ли у спортсменов острота этой проблемы?». Если проводить мониторинг состояния спортсменов (по В.Г. Савицкому) [5], то повлияет ли это на остроту проблемы? Нет. Значит, этот вид деятельности не решает проблему состояния спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проанализировав литературу, собственный опыт и данные опроса спортсменов можно подойти к выводу о том, что психологическое обеспечение включает в себя 3 группы задач (речь идет о работе со спортсменами, в отношении тренеров задачи те же):
1) задачи общего психологического воздействия (направленного на изменение личности спортсмена);
2) задачи специального психологического воздействия (направленного на изменение текущего состояния и поведения спортсмена);
3) задачи, косвенно относящиеся к спортивной деятельности (не связанные с ней, но влияющие на нее).
Так каков же критерий разделения задач психологического обеспечения на группы? Таким критерием является объект взаимодействия: психологические качества личности спортсмена, его психическое состояние, особые изменения личности и условий в которых он может оказаться. Итак, задачами психологического обеспечения спортивной деятельности является профилактика или решение психологом (а если его в команде нет - тренером) следующих задач.
1. Задачи общего психологического воздействия (взаимодействия).
а) задачи, средствами решения которых, является психодиагностика:
- подготовка рекомендаций тренеру в отношении отбора спортсменов по психологическим критериям для занятий данным видом спорта;
- обеспечение тренера и спортсменов информацией об уровне общей психологической подготовленности последних;
- обеспечение тренера и спортсменов информацией об уровне специальной психологической подготовленности последних;
- подготовка психологических рекомендаций тренеру, направленных на повышение эффективности учебно-тренировочных занятий и выступлений спортсменов на соревнованиях;
- подготовка рекомендаций тренеру по осуществлению дифференцированного подхода в подготовке спортсменов;
- подготовка рекомендаций тренеру для индивидуального подхода к спортсмену в тренировочной и соревновательной ситуациях;
- прогноз психологической совместимости в команде;
- обеспечение тренера информацией о мобилизационной готовности спортсменов к выступлению;
- обеспечение тренера информацией о психологическом климате в команде;
б) задачи, средствами решения которых, является общее психологическое воздействие (взаимодействие):
- формирование, повышение и поддержание у спортсменов мотивов спортивной деятельности;
- помощь тренеру и самостоятельное воспитание у спортсменов жизненно и спортивно важных личностных качеств (а реально - их признаков);
- формирование и поддержание у спортсменов положительного отношения к их спортивной деятельности: к физическим нагрузкам; к спортивному режиму; к условиям соревнований; к своим состояниям; к успехам и неудачам; к тренеру);
- профилактика развития «звездной болезни» у части спортсменов;
- помощь тренерам в обучении технике спортивных упражнений (с использованием психологических приемов);
- подготовка рекомендаций тренеру в отношении психологической совместимости в отдельных группах спортсменов;
- формирование благоприятных межличностных отношений, сплоченности и психологического климата в команде;
- обучение спортсменов и тренеров средствам профилактики и регуляции собственного психического состояния (особенно предстартового);
- обучение психологической защите;
- обучение средствам быстрого восстановления работоспособности;
- психологическая подготовка спортсменов к окончанию спортивной карьеры, включая их профессиональная ориентация.
2. Задачи специального психологического воздействия (взаимодействия).
а) задачи, средствами решения которых, является психодиагностика:
- подготовка рекомендаций тренеру по отбору спортсменов для выступления на конкретном соревновании по психологическим критериям;
б) задачи, средствами решения которых, является специальное психологическое воздействие (взаимодействие):
- психологическая подготовка спортсменов к учебно-тренировочному занятию, при неблагоприятных у них состояниях - утомления, монотонии;
- психологическая подготовка спортсменов к конкретному соревнованию;
- психологическая подготовка спортсмена к конкретному выступлению и конкретному выходу в процессе соревнования;
- регуляция психического состояния и поведения спортсменов в процессе выступления на соревновании (секундирование; самостоятельно или через тренера);
- регуляция психического состояния и поведения спортсменов на учебно-тренировочных занятиях (самостоятельно или через тренера);
- помощь в психологическом восстановлении работоспособности спортсменов после соревнования (или тренировки);
- помощь спортсмену в переживании успеха (при «звездной болезни») или неудачи (при фрустрации) на соревновании.
3. Задачи, косвенно относящиеся к спортивной деятельности:
- поддержание психологического благополучия спортсменов вне спортивной жизни (в его развитии, здоровье, достижении жизненных целей, в личной жизни);
- помощь спортсменам и тренерам в налаживании позитивных отношений с другими людьми;
- помощь в избавлении от пограничных состояний: синдрома хронической усталости, хронических или острых стрессов, неврастении, астении, депрессии, ипохондрии и
др.;
- формирование и закрепление полезных привычек;
- помощь спортсменам и тренерам в избавлении от вредных привычек, от различных зависимостей - от курения, от так называемой, экранной зависимости (компьютерной, телевизионной), от игровой зависимости и пр.
Конечно, все многообразие педагогической деятельности не может быть умещено в эти 33 задачи, сведенных в 3 группы. Тем не менее, предложенный список, включая в себя большинство из них, может служить отправным моментом для планирования психологической деятельности как самого психолога, так и тренера, выполняющего его функции. Средства решения задач психологического обеспечения спортивной деятельности и должны лечь в основу психологического образования педагогов, а также повышения их квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. - 3-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2007. - 296 с.
2. Николаев, А.Н. Конспект лекций: социальная и спортивная психология / А.Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2001. - 33 с.
3. Николаев, А.Н. Психологическое образование тренеров в период постдипломного образования / А. Н. Николаев // Повышение квалификации педагогов в контексте постдипломного образования. - Псков : Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, 2003. - С. 25-31.
4. Попов, А.Л. Спортивная психология : учебное пособие для спортивных вузов /
A. Л. Попов. - М. : Флинта, 1998. - 152 с.
5. Савицкий, В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности /
B.Г. Савицкий // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 6. - С. 40-43.
6. Солдатова, Г.В. Система психологического сопровождения спортсменов как парадигма в подготовке психологов спорта / Г.В. Солдатова // Теория и практика управления образовательным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы. Вестник БПА. - 2013. - Вып. 144. - С. 54-57.
REFERENCES
1. Gorbunov, G.D. (2007), Psycho-pedagogic of sport, Soviet sport, Moscow.
2. Nikolaev, A.N. (2001), Abstract of lectures: social and sports psychology, Lesgaft University, St. Petersburg.
3. Nikolaev, A.N. (2003), "Psychological education of trainers during post-degree education", Professional development of teachers in the context of post-degree education, Pskov regional institute of increase of qualification of educators, Pskov, pp. 25-31.
4. Popov, A.L. (1998), Sports psychology: manual for sports higher education institutions, Flint, Moscow.
5. Savitsky, V.G. (2006), "System of psychological maintenance of sports activity", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 40-43.
6. Soldatova, G.V. (2013), "System of psychological escort of athletes as a paradigm in training of psychologists of sport", Theory and practice of management of educational process: pedagogical, social and psychological problems: BPA bulletin, Issue 1144, pp. 54-57.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.07.2015.
УДК 796.011.1: 159.9
СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НЕСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
Людмила Евгеньевна Пантюхина, старший преподаватель, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Анатолий Петрович Матвеев, доктор педагогических наук, профессор, Жанна Юрьевна Чайка, кандидат биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет
(ФГБОУ ВПО «РГСУ»), Москва
Аннотация
В работе представлена структура мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом у студентов высших учебных заведений на основе корреляционного анализа (рассчитывались ранговые коэффициенты корреляции Спирмена). Дана оценка значимости мотивации для активизации внедрения новых нормативных упражнений на занятиях физкультурой в вузе.
Ключевые слова: студенты вуза, мотивация, структура, занятия физическими упражнениями и спортом.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p206-212
STRUCTURE OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EXERCISES AND SPORTS AMONG THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF NONSPORTS PROFILE
Ludmila Eugenievna Pantyukhina, the senior lecturer, Alexander Sergeevich Makhov, the
doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Anatoly Petrovich Matveev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Jeanne Yurievna Chayka, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow
Annotation
The article presents the structure of motives for the physical exercises and sports among the students of higher educational institutions on the basis of the correlation analysis (rank correlation coefficients Spearman were calculated). The estimation was given to the significance of motivation to enhance the introduction of the new regulatory exercises in physical education classes at the University. Keywords: students, motivation, structure, exercise and sports.
ВВЕДЕНИЕ
Улучшение здоровья населения является проблемой государственной важности. В государственной программе РФ «Развитие физической культуры и спорта» от 16 августа 2014 года одной из основных задач значится «...повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни».
Здоровье студентов неотделимо от здоровья нации, тем более, что формировать мотивацию и потребность в здоровом образе жизни наиболее важно именно у будущих высокообразованных специалистов. Формирование мотивации является одним из основных условий обеспечения высокой результативности любого образовательного процесса [10].
Физическая культура будущих специалистов - один из важнейших видов культуры личности и культуры общества в целом и без нее достичь всестороннего развития молодежи невозможно. В физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в вузе, необходимо стремиться к решению задач уровня образованности, когда познавательные интересы в области физической культуры перерастают в потребность движения, увеличение самостоятельных занятий. Физические упражнения в режиме дня направлены на укреп-