УДК 796.08
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ
А. В. Тимушкин, А. М. Кузьмин
Тимушкин Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Балашовский институт (филиал), Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, timushkin-box@ rambler.ru
Кузьмин Алексей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, amkuzmin62@ mail.ru
В статье показаны возможность и необходимость определения лидера в коллективе или группе, организованной для решения профессиональных задач. Определены пути расширения практики взаимодействия обучающихся, включенных в совместную взаимно координированную деятельность, в условиях реального учебно-тренировочного процесса сборной команды института по баскетболу. В результате специально организованных экспериментальных исследований с участием баскетболистов показано решение проблемы определения и воспитания у студентов лидерских качеств в процессе занятий игровыми видами спорта. Предложена методика диагностического исследования, основанная на психологическом тестировании, позволяющем в условиях реального учебно-тренировочного процесса баскетболистов определить лидера спортивной команды. Метод психолого-педагогического тестирования включает социометрию, методику «^-сортировка» (В. Стефансона) и тест «Готовность к риску» (А. М. Шуберта). В ходе исследования были изучены представления испытуемых о себе и проведен анализ шести наиболее часто встречающихся тенденций поведения спортсменов (зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы», избегание «борьбы»). Приобретение студентами опыта своевременного выявления лидера в спортивной команде, обладающего для этого необходимыми лидерскими и психологическими качествами, позволит существенно углубить качественную профессиональную подготовку бакалавров в системе высшего образования. Ключевые слова: профессиональная подготовка, спортивная команда, лидерские качества, психологическое тестирование, социометрия.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2018-18-2-235-238
В процессе реализации компетентностного подхода в системе образования перед высшей школой ставится задача расширения практики взаимодействия обучающихся, развития способности к конструктивной работе в группе, включения их в совместную взаимно координированную
деятельность, которая способствует формированию у них навыков активного диалога с коллегами при сохранении собственной позиции. Важным аспектом в решении этой проблемы является определение лидера в коллективе или группе, организованной для решения профессиональных задач. Вместе с тем проблема межличностного взаимодействия и лидерства в условиях профессиональной подготовки остается открытой для научно-практического изучения. В частности, с научно-теоретических позиций недостаточно изучены возможности спортивной деятельности, способствующие определению и воспитанию у студентов лидерских качеств в процессе занятий игровыми видами спорта, отсутствует адекватное технологическое подкрепление этого процесса, что в значительной степени сказывается на качестве подготовки будущих специалистов.
Спортивная команда представляет собой коллектив, в котором между командой и тренером складываются определенные отношения. Важной задачей педагога, тренера является создание оптимального психологического микроклимата в спортивной команде, что будет способствовать успешному взаимодействию спортсменов на площадке, поле. На взаимоотношение между членами спортивной команды оказывают влияние субъективные и объективные факторы, одним из которых является социально-психологический феномен лидерства.
Лидерство в коллективе является элементом управления деятельностью, общением и организацией членов малой группы или коллектива, осуществляемого лидером как субъектом межличностных отношений. Человек, наделенный лидерскими качествами, талантом управления и творческим мышлением, может способствовать выходу из опасного положения, в то время как упрямый или неуравновешенный человек в состоянии поставить в невыгодное положение всю команду. Лидер, обладающий необходимыми организаторскими способностями, в системе межличностных взаимоотношений, как правило, занимает среди членов группы центральное положение, способствуя лучшей организации и эффективному управлению группой, достижению целей путем, оптимальным для ее членов.
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2
Лидером является человек, который может влиять на других, способный организовать и повести за собой коллектив, помочь выйти из сложной ситуации, взять на себя ответственность за решение. Таких людей делят на две группы: формальные лидеры (выбранные или назначенные для общего руководства) и неформальные (пользующиеся среди большинства окружающих авторитетом). Кроме того, в группах могут быть и полуформальные лидеры. Они не назначаются сверху, а выбираются для руководства большинством голосов членами самой группы. Такой спортсмен, как правило, спонтанно выдвигается на роль неофициального лидера в условиях какой-либо сложной ситуации для того, чтобы организовать и повести за собой коллектив для успешного достижения цели.
Помимо лидеров в иерархическую структуру спортивной команды входят люди, занимающие
низкий статус, - аутсайдеры. Для них свойственны такие качества, как пренебрежение советами и помощью товарищей, склонность к агрессии, независимость.
Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в спортивной команде. В исследовании принимали участие 11 баскетболистов первого и второго разрядов в возрасте от 16 до 23 лет, имеющих спортивный стаж от 2 до 8 лет. Для реализации целевой установки исследования применялся метод тестирования, включающий социометрию, методику «^-сортировка» [1] и тест «Готовность к риску» [2]. В ходе исследования были изучены представления испытуемых о себе и проведен анализ шести тенденций поведения (зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие « борьбы», избегание «борьбы») (табл. 1).
Таблица 1
Суммарные баллы теста «^-сортировка», характеризующие лидерские качества спортсменов
Суммарный балл тенденций поведения Баскетболисты
П.К. С.Б. А.М. М.Б. С.Х. ДБ. Р.К. А.И. А.Г. А.Р. А.Л.
27 29 30 26 24 22 24 30 40 27 34
Для определения положения испытуемых в системе межличностных отношений социометрическое тестирование проводилось по трем критериям: Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно работать в новом коллективе? Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения? и С кем из коллектива ты пошел бы в многодневный туристический поход? Анализ полученных данных показал, что А.Г. имеет более выраженную
Социометрический
склонность к проявлению лидерских качеств в коллективе, чем остальные ее члены. Достаточно высокие показатели проявления лидерских качеств наблюдались также у А.М., А.И., А. Л.
Данные социометрии позволили определить степень сплоченности и разобщенности в коллективе, а также выявить относительно авторитетных членов группы по признакам симпатии - антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые) (табл. 2).
Таблица 2
статус спортсменов
Спортсмены Статус
Первый критерий Второй критерий Третий критерий
П.К. Звезда Звезда Предпочитаемые
С.Б. Принятые Принятые Предпочитаемые
А.М. Принятые Принятые Предпочитаемые
М.Б. Предпочитаемые Предпочитаемые Предпочитаемые
С.Х. Предпочитаемые Предпочитаемые Предпочитаемые
ДБ. Принятые Изолированные Предпочитаемые
Р.К. Принятые Принятые Принятые
А.И. Предпочитаемые Принятые Предпочитаемые
А.Г. Принятые Принятые Принятые
А.Р. Принятые Принятые Предпочитаемые
А.Л. Звезда Звезда Звезда
236
Научный отдел
Анализ данных первого критерия показал, что статус «звезды» получили спортсмены П.К. и А.Л., что основано на их общительности, дружелюбии, хорошей технико-тактической и физической подготовленности. Эти спортсмены всегда могут оказать помощь менее подготовленным игрокам, делятся опытом, никогда не создают конфликтных ситуаций, что позволяет наделить их статусом делового лидера. Они же получили статус «звезды» и по второму критерию, что свидетельствует о высокой степени доверия всех членов команды по отношению к ним. Этих спортсменов обоснованно можно отнести к эмоциональным лидерам, способным создать дружескую атмосферу, обеспечить в коллективе эмоциональную поддержку и взаимовыручку.
Анализ результатов исследования третьего критерия позволяет охарактеризовать группу как сплоченную, в которой все спортсмены могут положиться друг на друга. Наделение статусом «звезды» одного члена команды (А. Л.) свидетельствует, что именно он способен поддерживать целевую установку на победный результат в условиях высокого психического напряжения, сопутствующего соревновательной деятельности.
Результаты исследования позволяют утверждать, что лидирующее положение по отношению к остальным членам группы занимают спортсмены А. Л. и П.К. Они являются как эмоциональными, так и инструментальными (деловыми) лидерами. Наличие двух лидеров в команде баскетболистов
связано со спецификой данного вида спорта, где спортсмены конкурируют за место в основном составе и ведущую роль в команде. В данном случае острого соперничества нет, так как лидеры выполняют разные амплуа в команде. Спортсмен П. К. является связующим игроком, управляющим всем процессом игры, а А.Л. - нападающий, силовая поддержка и опора. Благодаря этому оба лидера прекрасно взаимодействуют внутри команды. Сталкиваясь с подобными ситуациями в своей работе, тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей.
Чем больше игроков будут нацелены на успешное решение задачи, тем больше возможностей у команды добиться успеха. Совместно достигнутый успех будет не только способствовать повышению сплоченности коллектива, но и усилит социальное взаимодействие членов команды. Тренеру, знающему признанных эмоциональных лидеров, можно возлагать на них задачи по профилактике и предупреждению межличностных конфликтов, помощь в организации досуга и проведении общественных мероприятий.
Лидер в команде во многом определяется способностью брать на себя ответственность за принятие решений. С помощью теста «Готовность к риску» нами определена степень готовности спортсменов совершать действия, которые могут способствовать выходу из трудной ситуации или, наоборот, привести к безвыходному положению (табл. 3).
Таблица 3
Результаты теста «Готовность к риску»
Спортсмены Баллы Результаты
П.К. 1 Среднее значение осторожности
С.Б. -22 Слишком осторожен
А.М. 13 Склонен к риску
М.Б. 6 Среднее значение осторожности
С.Х. 7 Среднее значение осторожности
Д.Б. 0 Среднее значение осторожности
Р.К. -2 Среднее значение осторожности
А.И. 11 Склонен к риску
А.Г. -28 Слишком осторожен
А.Р. -2 Среднее значение осторожности
А.Л. 16 Склонен к риску
Анализ полученных данных показал, что спортсмены А.М., А.И. и А. Л. имеют достаточно высокую готовность к риску в сочетании с низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Соотнесение полученных данных с результатами
педагогического наблюдения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности свидетельствует о способности этих спортсменов рисковать в трудной игровой ситуации, что порой приводит к нежелательному результату.
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2
У спортсменов, имеющих среднее значение осторожности, намного больше шансов привести команду к победе, так как не в каждой критической ситуации необходимо идти на риск, который может негативно отразиться на исходе борьбы. Наличие в команде шести человек, имеющих среднее значение осторожности, свидетельствует о возможности коллектива достойно вести борьбу независимо от факторов, способных вывести команду из равновесия. Присутствие в команде слишком осторожных спортсменов (С. Б., А. Г.), не способных достойно вести борьбу при отсутствии достаточной мотивации в достижении успеха, снижает групповой уровень притязаний перед соревнованиями и во время соревнований.
Таким образом, комплексные психологические исследования позволяют решить задачу
своевременного выявления лидера команды, обладающего для этого необходимыми психологическими качествами, и на этой основе успешно решать многочисленные педагогические задачи, возникающие в ходе учебно-тренировочной, соревновательной деятельности и в процессе профессиональной подготовки бакалавров в системе высшего образования.
Список литературы
1. Методика «^-сортировка» (В. Стефансон) // Психологические тесты : в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М., 2001. Т. 2. С. 65-69.
2. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара, 2001. 672 с.
Образец для цитирования:
Тимушкин А. В., Кузьмин А. М. Определение лидера в профессиональном коллективе в процессе взаимоотношений в спортивной команде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 235-238. БО!: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-235-238.
Defining Leader in a Professional Group in Course of Communication in a Sport Team
A. V. Timushkin, A. M. Kuzmin
Alexander V. Timushkin, Balashov Institute (Branch), Saratov State University, 29, Karl Marks Str., Balashov, 412300, Saratov Region, Russia, [email protected]
Alexey M. Kuzmin, Saratov State Vavilov Agrarian University, 1, Tea-tralnaya Sqr., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
The paper addresses the possibility and necessity of defining the leader in a collective or group, organized to solve professional issues. It defines the ways of expanding the interaction practices of students engaged in co-operative mutually coordinated activity in a real-life training process of the university basketball team. The results of a specially organized experiment with a team of basketball players demonstrate the solution of a problem of defining and developing leadership skills in students via game-based sports. They offer a diagnostic study technique based on psychological testing that allows defining the leader of a sport team during the real-life
training process. The psychological and pedagogical tests used in the work include sociometry, «Q-sorting» (V. Stephenson), and «Risk Appetite» (A. M. Schubert). During the experiment, students' self-concepts were studied, and six behavior tendencies (dependence, independence, sociability, unsociability, acceptance of «fight», avoidance of «fight») were analyzed. By gaining the experience of timely defining the team leader with all necessary leadership and psychological qualities one makes it possible to improve the quality of professional education of bachelors in higher education institutions.
Key words: professional education, sport team, leadership skills, psychological testing, sociometry.
References
1. Metodika "Q-sortirovka" (V. Stefanson) ["Q-sorting" technique]. In: Psikhologicheskie testy: v 2 t. [Psychological tests: in 2 vol.]. Moscow, 2001, vol. 2, pp. 65-69 (in Russian).
2. Raygorodskiy D. Ya. Prakticheskayapsikhodiagnostika. Metodika i testy [Practical psychodiagnostics. Methods and tests]. Samara, 2001. 672 p. (in Russian).
Cite this article as:
Timushkin A. V., Kuzmin A. M. Defining Leader in a Professional Group in Course of Communication in a Sport Team. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 235-238. DOI: 10.18500/18197671-2018-18-2-235-238.
23B
Научный отдел