Научная статья на тему 'Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности'

Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3554
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уляева Лира Гаязовна, Мельник Елизавета Вячеславовна

Особую актуальность проблема отношения спортсменов к использованию методов психорегуляции приобретает в связи с усилением роли психологического фактора в спортивной деятельности. В статье обоснованы общая, типовая и индивидуальная модели самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности. Представлены результаты анкетирования спортсменов, которое позволило определить место и содержание психорегуляции в системе психологической подготовки; изучить ее возможности в повышении эффективности спортивной деятельности; рассмотреть саморегуляцию как значимый показатель самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уляева Лира Гаязовна, Мельник Елизавета Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental self-regulation of athletes as an indicator of personal self-realization

The problem of athletes’ attitude to how to use the methods of psycho regulation gains the particular relevance in connection with the strengthening of the role of psychological factors in sports activities. General, typical and individual self-identity models of sports activity are substantiated in the article. There are results of athletes’ questionings, which made it possible to determine the place and content of psychoregulation in the system of psychological training; to explore its potential in improving the effectiveness of sports activities; to examine the self-regulation as significant indicator of self-realization in sports activity

Текст научной работы на тему «Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности»

Психологические науки

УДК 159.9:796

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СПОРТСМЕНОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Лира Гаязовна Уляева, кандидат психологических наук, доцент, Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации ФМБА

России, Москва,

Елизавета Вячеславовна Мельник, кандидат психологических наук, доцент, Белорусский государственный университет физической культуры, Минск

Аннотация

Особую актуальность проблема отношения спортсменов к использованию методов психорегуляции приобретает в связи с усилением роли психологического фактора в спортивной деятельности. В статье обоснованы общая, типовая и индивидуальная модели самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности. Представлены результаты анкетирования спортсменов, которое позволило определить место и содержание психорегуляции в системе психологической подготовки; изучить ее возможности в повышении эффективности спортивной деятельности; рассмотреть саморегуляцию как значимый показатель самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: отношение спортсменов, психологическая подготовка, психорегуляция, саморегуляция, модели психологической самореализации.

MENTAL SELF-REGULATION OF ATHLETES AS AN INDICATOR OF PERSONAL

SELF-REALIZATION

Lira Gayazovna Ulyaeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Federal Research and Clinical Center of Sports Medicine and Rehabilitation of Federal Medical Biological Agency, Moscow, Elizaveta Vyacheslavovna Melnik, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Belarus State University of Physical Culture, Minsk

Annotation

The problem of athletes' attitude to how to use the methods of psycho regulation gains the particular relevance in connection with the strengthening of the role of psychological factors in sports activities. General, typical and individual self-identity models of sports activity are substantiated in the article. There are results of athletes' questionings, which made it possible to determine the place and content of psycho-regulation in the system of psychological training; to explore its potential in improving the effectiveness of sports activities; to examine the self-regulation as significant indicator of self-realization in sports activity.

Keywords: attitude of athletes, psychological training, psycho-regulation, self-regulation, psychological models of self-realization.

ВВЕДЕНИЕ

В спорте актуальность проблемы психорегуляции обусловлена высокой значимостью психологического фактора в обеспечении результативности соревновательной деятельности. Многочисленные исследования спортивных психологов внесли свой вклад в обоснование и разработку новых средств и методов психорегуляции [1, 2, 3, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и др.]. В системе подготовки юных спортсменов овладение приемами саморегуляции является необходимым условием повышения их спортивного мастерства. Саморегуляция изучается, как способность регулировать психическое состояние в условиях стресса, как совокупность средств и приемов, деятельность спортсмена по их использованию. Саморегуляция волевого усилия у подростков 15-16 лет поддерживается за счет внутренних побуждений (воображаемое соревнование, самоопределение), по сравнению

с опорой на внешнюю стимуляцию (соревнование) у младших школьников [4]. Г. Д. Бабушкин [9] определил слабую выраженность умений психорегуляции у спортсменов различной квалификации и указал на необходимость более раннего освоения методов саморегуляции. У юных спортсменов по сравнению со спортсменами, занимающимися на этапе совершенствовании, выявлена низкая эффективность используемых средств психорегуляции на соревнованиях.

Особенности организации и управления своей внешней и внутренней активностью устойчиво проявляются в различных ее видах и образуют индивидуальный стиль саморегуляции поведения спортсмена. Стиль саморегуляции поведения связан с успешность спортивной деятельности и отражает способность спортсмена гибко и адекватно реагировать на изменение условий, осознанно выдвигать цели, что позволяет компенсировать влияние качеств, препятствующих достижению успеха. По мнению В.И. Моросановой [6], саморегуляции обеспечивает мобилизацию и интеграцию особенностей личности для достижения целей, способствует выработке адаптированного поведения. На его основе развивается способность управлять собой в соответствии с поставленной целью и профессиональными задачами. Таким образом, сформированные навыки в постановке целей, моделировании соревновательных условий, определении программы исполнительских действий, ее коррекции и критериев для самооценки успешности являются необходимыми для эффективного функционирования психики в экстремальных условиях.

В связи с этим проблема повышения эффективности использования средств и методов психорегуляции в психологической подготовки, развитие осознанной саморегуляции как специального личностного свойства спортсменов выступает одной из важнейших задач, решаемых в процессе формирования самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения практических задач самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности было выделено 3 основные модели: общая, типовая и индивидуальная.

Общая модель психологической самореализации - это система условий, способствующая оптимальному развитию личности спортсмена в целом. Она включает в себя комплекс психопрофилактических и психогигиенических рекомендаций и мероприятий, формирование оптимального для спортсмена режима работы, распределение тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом психического состояния спортсмена, организацию жизни и деятельности спортсмена в команде и в других группах.

Типовая модель психологической самореализации основана на организации и проведении конкретных психокоррекционных воздействий с применением различных методов: арт- и игротерапии, психодрамы и семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр. В задачи этой модели входит постепенное повышение психологической устойчивости, освоение методов саморегуляции психического состояния, профилактика моно-тонии и эмоционального выгорания в процессе длительных и напряженных этапов учебно-тренировочного процесса.

Индивидуальная модель психологической самореализации основана на коррекции отклонений от запланированных показателей с учетом индивидуально-типологических, личностных и поведенческих особенностей спортсмена. Она реализуется в процессе использования индивидуальных программ, направленных на систематическую работу по развитию нужных показателей с учетом индивидуальных и социальных факторов.

Эти все три модели тесно взаимосвязаны и зависимы друг от друга, несмотря на реализацию различных практических задач. В детско-юношеском спорте большее значение имеет общая модель психокоррекции, которая также может быть направлена на профилактическую работу с командой или отдельным спортсменом, типовая модель - на оп-

тимизацию учебно-тренировочного процесса, раскрытие психологического потенциала спортсмена, а индивидуальная модель - на коррекцию выявленных отклонений в результатах запланированных воздействий или в ситуациях при появлении неожиданных препятствий подготовки (травма, изменение регламента соревнований и т.п.), с обязательным учетом индивидуально-психологических особенностей спортсмена по результатам диагностики.

Важным аспектом на всех этапах формирования личности спортсмена выступает изучение отношения человека к деятельности, которое способствует развитию интереса, повышению спортивной, учебной и профессиональной мотивации, что является определяющим в достижении наивысших результатов. В структуру личности В.Н. Мясищев, наряду с психическими процессами, свойствами и состояниями, включает отношения человека, которые рассматриваются как структурообразующее начало. Большое внимание уделяется установлению зависимости между отношением к деятельности и ее успешностью. Под отношением понимают «индивидуальную реакцию человека на события и готовность к оптимальной форме поведения в них» [7, с. 46]. В спортивной психологии изучение отношений к тренировочной и соревновательной деятельности, к тренеру нашло свое применение в научных исследования при разработке методик диагностики, так и в практической работе. Психологическая подготовка связана с сознательной активностью спортсмена в целенаправленном управлении своими двигательными действиями, с произвольной регуляцией психических процессов и состояний в различных условиях спортивной деятельности.

С целью определения отношения к использованию методов психорегуляции было проведено анкетирование 93 спортсменов. Для этой цели была использована анкета: «Средства и методы психорегуляции». Выявлялась осведомленность спортсменов о методах саморегуляции неблагоприятных психических состояний.

Особенности предстартового состояния спортсменов, их поведение на соревнованиях обусловлены уровнем развития способности к психорегуляции. По результатам исследований ряда авторов отмечено, что значительная часть спортсменов как высокой, так и низкой квалификации не имеет сформированных навыков психорегуляции (зачастую они не могут мобилизоваться при выполнении соревновательных упражнений) [11].

По результатам анкетирования спортсменов было установлено, что 88,3% знают, что такое психорегуляция. Среди них больше 50% применяют различные методы в своей тренировочной деятельности.

При этом 91,3% испытуемых высоко оценивают необходимость их применения при занятиях спортом. 75,5% спортсменов отметили, что их достижения в спорте улучшились после использования психорегуляции. Основная цель психорегуляции заключается в формировании благоприятного психического состояния, позволяющего спортсмену наиболее полно реализовать накопленный на тренировках потенциал.

Среди типичных послесоревновательных психических состояний, которые спортсмены испытывали в своей спортивной деятельности, были выделены: радость победы - 76,7%, горечь поражения - 53,4%, апатия - 19,4%.

Анализ причин возникновения послесоревновательных психических состояний показал наибольшее влияние результатов соревнований - 48,5%, субъективную оценку успеха (победы) или неуспеха (поражения) - 50,5%. Значимость фактора неожиданности при достижении результатов отмечена у 20,4% испытуемых (рисунок 1).

17,5% спортсменов отмечают роль личностных качеств, наличие перспективных целей при переживании психических состояний. 15,5% указывают на роль общественной значимости и только у 6,8% возникновение переживаний возникают при несогласованности результата с уровнем их притязаний. Следовательно, это состояние нуждается в анализе и объективной оценке результатов соревнований, что спортсмен может сделать сам, с помощью своего тренера, психолога или товарищей по команде.

Согласованность результата с уровнем притязаний Общественная значимость Личностные качества Неожиданный результат Результат Победа-поражение

6,8 15, 17 ,5 0,4

48,5

50,5

0 25 50 75

- Причины возникновения психических переживаний у спортсменов

%

Рисунок 1

Самостоятельно справлялись с возникающими неблагоприятными психическими состояниями 53,4% испытуемых. Существует два подхода к пониманию психорегуляции в спорте: как возможность спортсмена воздействовать и регулировать свои чувства, действия или мысли; как система умений и навыков спортсмена по использованию средств психорегуляции в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности для раскрытия физического, технического и тактического потенциала [11].

Также спортсмены отмечают, что помощь в их преодолении оказывали: тренер -45,6%, родители - 36,9%, друзья - 32% (рисунок 2).

Друзья Родители Тренер Самостоятельно

32

6,9

45,6

53,4

%

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Рисунок 2 - Оценка помощи в преодолении неблагоприятных послесоревновательных психических состояний

спортсменов

Организация системы психологической подготовки предполагает четкое определение роли тренера, психолога и самого спортсмена, учет специфики вида спорта, возрастных, гендерных и индивидуально-психологических особенностей, а также этапа подготовки. По результатам многолетних исследований В.И. Моросановой [6] показана важность саморегуляции для продуктивности выполнения различных видов профессиональной деятельности, в том числе управленческой, политической, учебной и спортивной. Сформированные навыки саморегуляции способствуют: уменьшению воздействия на спортсмена стресс-факторов на соревнованиях; проявлению состояния боевой готовности, как оптимального предстартового психического состояния; адекватному реагированию спортсмена на различные неожиданные ситуации; повышению успешности тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.

При изучении используемых средств психорегуляции было установлено, что аутогенная психорегулирующая и психомышечная тренировка спортсменами применялись в равной степени (рисунок 3).

Большее предпочтение психомышечной тренировке, скорее всего, связано с его доступностью. Психомышечная тренировка как метод психического самовнушения, направлена на совершенствование двигательных представлений за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений [8].

Психорегулирующая тренировка Аутогенная тренировка Психомышечная тренировка

30 3

5

38,8

0 10 20 30 40 50 60 70 Рисунок 3 - Использование средств психорегуляции спортсменами

%

90 100

Обучение самоконтролю и саморегуляции психического состояния, развитие помехоустойчивости к сбивающим факторам, управление направленностью сознания на содержание деятельности и повышение эмоциональной устойчивости занимает важное место в учебно-тренировочном процессе. 35% испытуемых отметили, что для овладения умениями психорегуляции с ними проводится специальное обучение. 80,б% спортсменов подчеркивают необходимость введения дополнительных занятий по овладению психорегуляцией.

Для спортсмена психорегуляция может рассматриваться как важное умение в процессе тренировок и соревнований хорошо контролировать свое состояние, быстро восстанавливать работоспособность, полноценно отдыхать, произвольно регулировать уровень воздействия на ЦНС, управлять нервно-психической активностью, целенаправленно избегать как их излишнего возбуждения, так и чрезмерного снижения нервного тонуса, предупреждать и избегать конфликтов и др. [12].

ВЫВОДЫ

Развитие психической саморегуляции у спортсменов должно быть направлено на формирование позитивного, конструктивного отношения к использованию средств и методов психорегуляции в тренировочной и соревновательной деятельности, а также развитию и совершенствование психических функций, лежащих в основе психорегуляции.

Проведенный анкетный опрос позволил определить место и содержание психорегуляции в системе психологической подготовки; изучить ее возможности в повышении эффективности спортивной деятельности; рассмотреть саморегуляцию как значимый показатель самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А. В. Преодолеть себя! / А. В. Алексеев. - 4-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2003. - 280 с.

2. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Советский спорт, 200б. - 29б с.

3. Киселев, Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения / Ю.Я. Киселев. - М. : Советский спорт, 2009. - 27б с.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

5. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб. : Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 2б0 с.

6. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 213 с.

7. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 19б0. - 42б с.

8. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях : словарь-справочник / сост. Е.Н. Сурков ; под ред. В.У. Агеевца. - М. : Физкультура, образование, наука, 199б. - 450 с.

9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : монография / под общ. ред. Г. Д. Бабушкина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 200б. - 380 с.

10. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография / Л.Г. Уляева, Е.В. Мельник [и др.] ; под общ. ред. Л.Г. Уляевой. - М. : ИПК "ОнтоПринт", 2014. - 232 с.

11. Психология соревновательной деятельности спортсмена : монография / под ред. Г. Д. Бабушкина, В.Н. Смоленцевой ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2010. - 2б4 с.

12. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.И. Некрасов [и др.]. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 17б с.

13. Costas, I.K. Inside sport psychology / I.K. Costas, P.C. Terry. - Champaign : Human Kinetics, 2010. - 235 p.

14. Cox, R.H. Sport psychology: Concepts and applications / R.H. ^x. - Boston, N.Y. : The McGraw - Hill Company, 1994. - 458 p.

REFERENCES

1. Alekseev, A.V. (2003), Overcome yourself!, Physical Education and Sports, Moscow.

2. Gorbunov, G.D. (2006), Psychopedagogics of sports, Soviet Sport, Moscow.

3. Kiselev, Yu.Ya. (2009), Mental readiness of an athlete: ways and means of achieving, Soviet Sport, Moscow.

4. Ilyin, E.P. (2008), Sports Psychology, Peter, St. Petersburg.

5. Marishchuk, V.L. and Evdokimov, V.I. (2001), Behavior and human self-control under stress, Publishing House "September", St. Petersburg.

6. Morosanova, V.I. and Aronov, E.A. (2007), Self-awareness and self-regulation of behavior, Publishing House of the "Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences", Moscow.

7. Myasischev, V.N. (1960), Personality and neurosis, Leningrad State University, Leningrad.

8. Ed Ageevets, V.U. and comp. Surkov, E.N. (1996), Sports Psychology in terms, concepts, interdisciplinary links: Dictionary directory, Physical Culture, Education, Science, Moscow.

9. Ed. Babyshkin, G.D. (2006), Psychological support of sports activity: monograph, Publishing House SibGUFK, Omsk.

10. Ed. Ulyaeva, L.G. (2014), Psycho-pedagogical support of sports activities in the context of self-realization: monograph, "OntoPrint", Moscow.

11. Ed. Babyshkin, G.D. and Smolentseva, V.N. (2010), Psychology of competitive activity athlete: monograph, Publishing House SibGUFK, Omsk.

12. Nekrasov, V.I. [et al.] (1985), Psychoregulation in training of athletes, Physical Education and Sports, Moscow.

13. Costas, I.K. (2010), Inside sport psychology, Human Kinetics, Champaign.

14. Cox, R.H. (1994), Sport psychology: Concepts and applications, McGraw - Hill Company, Boston - N.Y.

Контактная информация: lira-ulyaeva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2017

УДК 159+37.01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФЕНОМЕН ПАТРИОТИЗМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Ирина Александровна Федосеева, доктор педагогических наук, Юлия Михайловна Перевозкина, кандидат психологических наук, Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), Новосибирск

Аннотация

В статье рассматривается психосемантическое поле феномена патриотизма в репрезентациях студентов, кадетов и курсантов. Обозначается, что формирование патриотизма закладывается с одной стороны через воспитание, которое включает физическое и духовное развитие личности, с другой стороны неотъемлемой частью становления чувства патриотизма выступает образование, включающее социализацию субъекта, сознательно ориентированного на некоторые идеальные образы, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В этой связи авторы предлагают определить психосемантическое пространство патриотизма учащихся образовательных учреждений и выявить особенности отношения к патриотизму современной молодежи: курсантов, кадетов, студентов. Испытуемые-эксперты (N = 150) оценивали патриота, по 15 биполярным шкалам, полученным в результате выбора на основе частотного анализа характеристик патриота (f > 50). На основе полученного массива данных проводился факторный анализ, позволивший выявить три интегральных фактора «Интеллектуально-нравственный фактор», «Фактор альтруизма», «Фактор героизма», объясняющих 64,17% изменчивости. По выделенным факторам были вычислены оценки для каждого испытуемого, по которым производилось сравнение кадетов, курсантов и студентов (ANOVA). Были обнаружены значимые различия по двум факторам (p < 0,01), демонстрирующие о том, что проекция героического на образ патриота наиболее выражена у респондентов, образование которых связано с военной специальностью, тогда как фактор альтруизма в большей степени апеллирует к женскому началу, связанному с самопожертвованием.

Ключевые слова: образование, патриотизм, психосемантическое пространство, кадеты, курсанты, студенты, молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.