Научная статья на тему 'Влияние сбивающих факторов на тренировочную и соревновательную деятельность волейболистов'

Влияние сбивающих факторов на тренировочную и соревновательную деятельность волейболистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1007
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романина Елена Васильевна, Хорева Юлия Александровна

В данной работе представлено многообразие сбивающих факторов, наблюдаемых в процессе игры в волейбол, которые оказывают дезорганизующие влияние на психику спортсмена и выполнения им технико-тактических действий, снижая, тем самым эффективность соревновательной деятельности волейболиста и всей команды в целом. Опираясь на эти данные, тренер получает возможность целесообразно проводить занятия в плане их совершенствования и в решении ряда других вопросов спортивного воспитания, что позволит повысить эффективность соревновательной деятельности волейболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романина Елена Васильевна, Хорева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the distracting factors on the training and competitive activities of the volleyball players

Variety of the distracting factors observed during the volleyball games which have disorganizing influence on the sportsman’s mentality and technical and tactical actions implemented by him thus reducing the effectiveness of the competitive activity of the volleyball player and the entire team have been presented in the study. Relying on the data, the coach receives an opportunity to conduct the lessons exercises rationally in terms of their improvement and solving a number of other issues of sports education that can help to increase the effectiveness of the competitive activity of the volleyball players.

Текст научной работы на тему «Влияние сбивающих факторов на тренировочную и соревновательную деятельность волейболистов»

3. Maslou, A. (1982), Self-actualization, Psychology of the personality. Texts, publishing house "MSU", Moscow.

4. Shakhmatov, N.F. (2005), Mental aging: happy and painful, Medicine, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.10.2014.

УДК 796.325:159.9

ВЛИЯНИЕ СБИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ НА ТРЕНИРОВОЧНУЮ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Елена Васильевна Романина, кандидат психологических наук, профессор, Юлия Александровна Хорева, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В данной работе представлено многообразие сбивающих факторов, наблюдаемых в процессе игры в волейбол, которые оказывают дезорганизующие влияние на психику спортсмена и выполнения им технико-тактических действий, снижая, тем самым эффективность соревновательной деятельности волейболиста и всей команды в целом. Опираясь на эти данные, тренер получает возможность целесообразно проводить занятия в плане их совершенствования и в решении ряда других вопросов спортивного воспитания, что позволит повысить эффективность соревновательной деятельности волейболистов.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, сбивающие факторы, индивидуально-психологические особенности, помехоустойчивость, программа психологической подготовки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p204-208

INFLUENCE OF THE DISTRACTING FACTORS ON THE TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITIES OF THE VOLLEYBALL PLAYERS

Elena Vasilievna Romanina, the candidate of psychological sciences, professor, Julia Aleksandrovna Khoreva, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

Variety of the distracting factors observed during the volleyball games which have disorganizing influence on the sportsman's mentality and technical and tactical actions implemented by him thus reducing the effectiveness of the competitive activity of the volleyball player and the entire team have been presented in the study. Relying on the data, the coach receives an opportunity to conduct the lessons exercises rationally in terms of their improvement and solving a number of other issues of sports education that can help to increase the effectiveness of the competitive activity of the volleyball players.

Keywords: competitive activity, disorganizing factors, individual psychological characteristics, noise stability, psychological training program.

ВВЕДЕНИЕ

Тренировочная и соревновательная деятельность в волейболе характеризуется большим количеством и разнообразием сбивающих факторов субъективного и объективного характера, оказывающих отрицательное влияние на психическое состояние, характер поведения, и результативность соревновательной деятельности волейболистов. Степень негативного влияния сбивающих факторов на конкретного волейболиста имеет прямую зависимость от его индивидуально-типологических особенностей.

По итогам анализа литературных данных была выявлена необходимость более углубленной разработки проблемы связи психологических особенностей личности и дея-

тельности волейболиста со степенью его подверженности сбивающим факторам, и, прежде всего, с причинами возникновения наибольших для него трудностей в соревновании. Выявление этих связей открывает возможность разработать способы оптимизации психических состояний волейболиста, дать рекомендации по практическому использованию вариантов путей преодоления сбивающих факторов, что позволит повысить эффективность тренировочного и соревновательного процесса. Опираясь на эти данные, тренер получил бы возможность целесообразно проводить тренировочные занятия в плане их совершенствования и в решении ряда других вопросов спортивной подготовки волейболистов.

Цель исследования. Выявить особенности влияния сбивающих факторов на психику и игровое поведение волейболистов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Задачи исследования:

1. Выявить разнообразие внешних и внутренних сбивающих факторов наблюдаемых в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов, оказывающих негативное влияние на их психическое состояние и игровое поведение.

2. Исследовать зависимость проявлений психологических характеристик личности волейболистов (типы акцентуации характера, структура темперамента, мотивация успеха и боязнь неудачи, уровень нервно-психического напряжения) и сбивающими факторами объективного и субъективного характера.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились в период 2008-2013 г., и включало четыре этапа: поисковый, предварительный, основной и контрольные эксперименты. В организации, проведенного эмпирического исследования принял участие 151 испытуемый - игроки женских и мужских волейбольных команд высшей и первой лиги чемпионата России и студенческой волейбольной лиги России. Основной контингент игроков имеет квалификацию мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и первого спортивного разряда.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной задачи по выявлению объективных и субъективных сбивающих факторов наблюдаемых в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов, была разработана и экспериментально апробирована анкета опроса волейболистов «Сбивающие факторы в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов».

На основе полученных результатов был проведен анализ значимости выявленных источников сбивающих факторов, так группу максимальных по силе влияния сбивающих факторов, составили два наиболее значимых для волейболистов источника из двенадцати, а именно облик зала 98% (освещение, размеры зала, покрытие площадки, низкие потолки, расположение трибун, окраска зала) и игровые действия соперника 85% (атакующие удары, качественная подача, блок, скидки, быстрый темп игры, игра без ошибок, новые комбинации).

Группа средних по силе влияния сбивающих факторов, составили следующие факторы: игра в день приезда 75%, реплики тренера 65%, неудобная форма 60%, присутствие на игре близких людей 55%, игра в маленьком зале 55%, игра в большом зале 50%, длительность матча 50%, игра после травмы 45%.

Источники минимальных по силе влияния сбивающих факторов, составили три источника из двенадцати, а именно большое количество зрителей 35% (отвлекает от игры, вызывает волнение, агрессивное поведение зрителей), незнакомая команда соперника 30% (незнакомая тактика игры, физические данные, высококачественная экипировка), предстартовое поведение соперника 25% (наглость и неуважение, хамское поведение, эмоциональное и шумное поведение).

Для решения второй поставленной задачи, волейболистам предлагалось ответить на вопросы по следующим методикам: типы акцентуации характера (Леонгард К.); опросник нервно-психического напряжения (НПН); структура темперамента (Русалова В.М.); мотивация успеха и боязнь неудачи (Реана А.А.). После подсчета результатов по всем методикам, включая и авторскую анкету опроса волейболистов, выполнялся статистический анализ (с помощью компьютерной программы MS Excel 2003), в результате которого была установлена зависимость между проявлением психологических характеристик личности волейболистов и сбивающими факторами субъективного и объективного характера.

Исследование зависимости проявлений акцентуаций характера волейболистов от влияния сбивающих факторов, предоставило возможность установить доминирующие для волейболистов типы акцентуаций характера. Так, ведущими типами акцентуаций характера являются демонстративный и гипертимный тип. Слабее выражен педантичный, дистимный и циклотимный тип акцентуаций характера. Более подвержены влиянию сбивающих факторов волейболисты эмотивного типа акцентуации характера, таким игрокам приходится больше прилагать усилий в выработке помехоустойчивости и саморегуляции. Волейболисты с неуравновешенным типом больше всех подвержены влиянию сбивающих факторов, таким игрокам не свойственны командные виды спорта в силу своего характера.

По результатам исследования зависимости уровня выраженности нервно-психического напряжения волейболистов от влияния сбивающих факторов объективного и субъективного характера, сделан вывод, что нервно психическое напряжение волейболист испытывает из-за сбивающих факторов субъективного характера, а именно негативных проявлений собственной психики. Следующей причиной явились сбивающие факторы объективного характера - игра в нестандартных залах. Сбивающие факторы объективного характера, а именно теряется чувство площадки в маленьком зале, и игровые возможности ограничены в маленьком зале, могут стать причиной возникновения у волейболиста астенического состояния. Зависимости между уровнем субдепрессивного состояния волейболистов и сбивающими факторами объективного и субъективного характера обнаружено не было.

Далее, по результаты корреляционного анализа между шкалами психомоторной активности волейболистов и влиянием сбивающих факторов объективного и субъективного характера, установлено, что действия и поведение людей окружающих спортсмена могут стать причиной негативного эмоционального состояния и снижения темпа в работе. Различные негативные проявления собственной психики спортсмена наносят ущерб в первую очередь на выполнении им игровых функций, а именно у волейболиста наблюдается снижение темпа в работе, пластичности в общении и обостряется эмоциональная чувствительность. Неудачные игровые ситуации на площадке во время соревнований могут стать причиной снижения темпа и эргичности в работе волейболиста, а так же повысить и обострить эмоциональность в работе.

Корреляционный анализ взаимосвязи между типами акцентуаций характера волейболистов и особенностями проявления психодинамических свойств личности волейболистов в процессе общения и поведения, показал, что наличие определенных типологических особенностей характера влияет на высокую или низкую выраженность психодинамических свойств личности в процессе общения и поведения. Наиболее ярко это выражено у эмотивного типа акцентуации характера, гипертимного, неуравновешенного и циклотимного типа акцентуации характера.

Результаты опроса волейболистов, по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» Реана А. А. показали, что мотив достижения успеха относится к позитивной мотивации и наблюдается у 80% волейболистов. При такой мотивации спортсмены, начиная соревнование, имеют в виду достижение чего-то конструктивного, положительного, а

именно, выиграть игру. В основе их активности лежит надежда и потребность на достижение успеха.

Мотив боязнь неудачи наблюдается у 2% волейболистов. Смешанный тип характерен для 18% волейболистов.

Таким образом, принимавшие в нашем исследовании волейболисты обладают теми качествами, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов. В основе их активности лежит потребность в достижении успеха на соревнованиях.

По результатам корреляционного анализа между зависимостью мотива достижения успеха от влияния сбивающих факторов объективного и субъективного характера, можно сделать вывод, что чем больше игрок мотивирован на достижение успеха в соревновании, тем меньше неудачные игровые ситуации во время игры и негативные проявления собственной психики спортсмена оказывают сбивающее влияние на психологический настрой и выполнение игровых функций волейболиста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявление объективных и субъективных сбивающих факторов в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов, позволит спортивным педагогам при изучении свойств личности спортсменов сделать обоснованные выводы о том, какого рода сбивающие факторы будут с наибольшей вероятностью оказывать на них существенное негативное влияние и, как следствие, каким сторонам их психолого-педагогической подготовки нужно уделять наибольшее внимание для совершенствования спортивного мастерства, повышения эффективности игровых действий и в решении ряда других вопросов спортивного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.

2. Романина, Е.В. Психологические особенности соревновательной деятельности стрелков спортсменов / Е.В. Романина, М.В. Грицаенко // Материалы конференции «Современные тенденции и проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в обществе». - Воронеж, 2000. - С. 14-16.

3. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте : методическое пособие [Электронный ресурс]. М., 2010 // URL : http://bmsi.ru/issueview/0aac62e7-be15-4924-891a-2e32d5b5d395/files/publication.pdf. - Дата обращения 30.09.2014.

4. Страхов, В.И. Спортивная самоидентификация / В.И. Страхов. - Саратов : ИЦ «Наука», 2008. - 160 с.

5. Теплова, Л.П. Анализ сбивающих факторов, влияющих на соревновательную деятельность волейболистов различной квалификации / Л.П. Теплова, О.П. Топышев // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы 2 Междунар. науч.-практ. заоч. конф., г. Смоленск 2003 г. / Смоленский гос. ин-т физ. культуры, Каф. спорт. игр. - Смоленск, 2003. - С. 190-194.

6. Ханин, Ю.А. Стресс и тревога в спорте / Ю.А. Ханин. - М. : Физкультура и спорт, 1983.

- 287 с.

7. Черникова, О.А. Эмоции в спорте / О.А. Черникова. - М. : Физкультура и спорт, 1985. -

227 с.

REFERENCES

1. Rodionov, A.V. (1983), Influence of psychological factors on sports result, publishing house "FIS", Moscow.

2. Romanina, E.V. and Gritsayenko, M.B. (2000), "Psychological features of competitive activity of shooters of athletes", Materials of the "Current Trends and Problems of Development of Physical Culture, Sport and Tourism in Society" conference, Voronezh, pp. 14-16.

3. Sopov, V.F. (2010), Theory and a technique of psychological preparation in modern sport. Methodical grant, Moscow, available at: http://bmsi.ru/issueview/0aac62e7-be15-4924-891a-2e32d5b5d395/files/publication.pdf. - Date of the address 30.09.2014.

4. Strakhov, V.I. (2008), Sports self-identification, publishing house IC "Science", Saratov.

5. Teplova, L.P. and Topyshev, O.P. (2003), "Analysis of the forcing-down factors influencing competitive activity of volleyball players of various qualification ", Sports in physical training, a recreation and sport: materials 2 International conference, Smolensk 2003, pp. 190-194.

6. Khanin, Yu.A. (1983), Stress and alarm in sport, publishing house "FIS", Moscow.

7. Chernikova, O. A. (1985), Emotions in sport, publishing house "FIS", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.10.2014.

УДК 796.034.2+797.21

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ПЛОВЦОВ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оксана Викторовна Пристав, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург; Константин Николаевич Дементьев, кандидат педагогических наук, профессор, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Сергеевич Москаленко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГА-СУ); Андрей Александрович Скороходов, аспирант, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью привлечения студентов и курсантов технических вузов к систематическим занятиям спортом в контексте популяризации физ-культурно-спортивной деятельности. В работе рассмотрены результаты исследования мотивацион-ной основы предпочтений студентов и курсантов в различных видах спорта. Авторы показали возможность использования полученных данных в практике взаимодействия преподавателя со студентом. Статья предназначена для специалистов физической культуры (физической подготовки) и спортивной психологии.

Ключевые слова: мотивация физкультурно-спортивной деятельности, студенты вузов, курсанты военных вузов, виды спорта, физическая культура, учебно-тренировочный процесс, плавание, обучение в вузе.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p208-212

STUDY OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF UNIVERSITY STUDENTS-SWIMMERS IN THE CONTEXT OF THE PROMOTION OF SPORTS ACTIVITY

Oksana Victorovna Pristav, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Konstantin Nikolaevich De-mentyev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Olga Vjacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Nikolaevich Moskalenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; Andrey Aleksandrovich Skorokhodov, the post-graduate student, St.

Petersburg State Polytechnic University

Annotation

Relevance of research due to the need to attract the students and cadets of the technical colleges to systematic physical culture occupations in the context of promotion of sports activity. The article discusses the results of the study of the motivational basis of preferences of students and cadets in various sports. The authors demonstrated the ability to use the data obtained in the practice of interaction of the teacher and the student. This article is intended for specialists of physical culture (physical training) and sports psychology.

Keywords: motivation of sports activity, university students, cadets of military schools, sports, culture and training process, swimming, college education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.