4. Миняйленко, Н.Н. Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов / Н.Н. Миняйленко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 175-178.
5. Полный цветопсихологический тест Макса Люшера /Сост. В. Драгунский. -М. : Асток Пресс, 1995. - 448 с.
6. Таймазов, В.А. Программа инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 207-212.
7. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
8. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
9. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Kuznetsov, P.A., Zueva, H.A. and Chistyakov, V.A. (2018), "Method of projects at group training with use of remote educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 134-137.
2. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of remote educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 142-150.
3. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Role of the research supervisor in the system of distance learning of a graduate military course of military higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 123-129.
4. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in the system of training of graduateds in a military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
5. Ed. Dragunsky, V. (1995), Full color psychological test of Max Lusher, Astok Press, Moscow.
6. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2017), "Program of innovative development of remote educational technologies at the Lesgafta university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 207-212.
7. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in the system of distance learning (on the example of higher education institution ofphysical culture), dissertation, St. Petersburg.
8. Chistyakov, V.A. (2010), "Magic number seven - result of information exchange of the person with the external environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 118122.
9. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2018
УДК 159.9:796
ПОБЕДИТЕЛЯМИ И РОЖДАЮТСЯ, И СТАНОВЯТСЯ
Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор,
Петр Юрьевич Галкин, кандидат педагогических наук, доцент, проректор, Юлия Николаевна Подгорная, соискатель, тренер-преподаватель,
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
В спортивной практике считается, что целенаправленная подготовка к осуществлению задуманного на 40-70% обеспечивает успех. Остальные проценты зависят от внешних обстоятельств
(окружение, обстоятельства, ситуация), особенностей личности - накопленного мастерства и подготовленности спортсмена, уровня сознания (умения считывать, интерпретировать и использовать информацию и свои возможности для самореализации и саморегуляции себя и происходящего). В статье представлена уровневая модель везения в спорте и некоторые факторы её определяющие.
Ключевые слова: везение, удача, успех, сознательное, бессознательное, уровни везения, факторы определяющие, эффект Розенталя.
CHAMPIONS ARE BORN AS WELL AS BECOME
Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Peter Yurievich Galkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vice-rector, Julia Nikolaevna Podgornaya, the competitor, coach, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
In sports practice it is considered that the purposeful preparation for implementation of the conceived for 40-70% provides success. Other percent data depend on the external circumstances (environment, circumstances, situation), features of the personality - the saved-up skill and readiness of the athlete, consciousness level (ability to read out, interpret and use information and the opportunities for self-realization and self-control of and the events). The level model of the luck in sports and some factors of its defining is presented in article.
Keywords: luck, fortune, success, conscious, unconscious, luck levels, determinants, Rosenthal effect.
В спорте, где нацеленность на результат максимальная (быстрее, выше и сильнее), ибо это является смыслом самой деятельности, да еще связано с временным аспектом (с желанностью в конкретный момент) постоянно используются слова «везение, удача, фортуна». Достаточно посмотреть на высказывания тренеров и спортсменов в СМИ, которые при успешном достижении результата говорят «повезло», а в противоположном варианте - «неудачно выступили», «фортуна отвернулась», «не повезло».
Что же понимается под этими словами? Рассмотрим на основе универсальной энциклопедии «Википедия».
Удача - позитивно воспринимаемое событие, возникшее в результате случайного, непредсказуемого или не учитываемого стечения обстоятельств в жизни человека. Синонимы: везение, успех, счастье. Также может обозначать желательный исход какого-либо события или действия, особенно в ситуациях, когда он не (полностью) зависит от действий или решений личности. Примерами везения-удачи могут быть выигрыш в лотерею, рулетку или другую азартную игру. Удача - событие случайное и непредсказуемое.
Везение - благоприятное стечение обстоятельств для достижения чего-либо. Близко по смыслу и понятие фортуна. Оно определяется условием: быть в нужном месте (внимательно читать и понимать ситуацию), в нужное время (тогда, когда надо), в нужном состоянии (иметь соответствующую готовность) и делать то, что должно (соответствующий уровень мастерства), а там будь что будет (без ожидания и нетерпения). Если человек умеет понимать и выстраивать эти условия, то ему следует брать бразды правления в свои руки. Если нет, то довериться Высшим силам, обстоятельствам, судьбе. Хотя возможен и третий вариант, когда готовишься к осуществлению и призываешь Высших помочь тебе в достижении желаемого. Это сегодня открыто демонстрирует большая часть спортсменов мирового уровня.
Успех - подготовка и реализация желаемого и прогнозируемого события или результата. Поэтому правильнее говорить, мы выступили успешно или неуспешно, в соответствии с возможностями или нет. Т.е. успех - это заслуженное достижение (первый уровень - успел вовремя сотворить), везение - дополнительные слагаемые и условия помогающие (второй уровень - успел увести с собой вовремя), удача - желаемое, но не всегда достижимое (третий уровень).
Рассмотрим затронутую тему более подробно. Обеспечиваются вышеуказанные явления нашей психической и физической деятельностью. В человеческой психике выделяются сознательная и бессознательная части. При этом доля сознательной части составляет в среднем около 4-6%, т.е. только 6% планов и программ человеческого поведения являются сознательными и осознанными. 94% остальных действуют и функционируют на бессознательном уровне автономно, при этом их быстрота действия в несколько раз превышает сознательные. В сознании хранится минимальная часть накопленного опыта, в котором большая часть характеризуется как неэффективный багаж (мы знаем, как не надо и предполагаем, как лучше, но это пока не проверено).
В спортивной практике считается, что целенаправленная подготовка к осуществлению задуманного на 40-70% обеспечивает успех. Остальные проценты зависят от внешних обстоятельств (окружение, обстоятельства, ситуация), особенностей личности - накопленного мастерства и подготовленности спортсмена, уровня сознания (умения считывать, интерпретировать и использовать информацию и свои возможности для самореализации и саморегуляции себя и происходящего). Однако, если посмотреть с точки зрения удачи (обслуживаемая бессознательным), то предвидится соотношение - 70:30 (обстоятельства: сам), если с позиции везения, то 50:50, а с позиции успеха - 30:70. Поэтому разные авторы по-своему раскрывают эти закономерности. Отдельные авторы предлагают выработку определённых привычек и качеств личности, обеспечивающих эффективность достижений. Так мировая знаменитость, консультант по организационному управлению Стивен Кови считает, что успех в любом деле обеспечивают: проактивность, постоянное представление конечной цели, порядок приоритетности, взаимодействие на принципах «выиграл-выиграл», сначала стараться услышать, а потом быть услышанным, стремиться к творческому взаимовыгодному взаимодействию, постоянно совершенствоваться, стремиться к изменениям во всех сферах жизни [6].
Знаменитый российский спортивный психолог Р.М. Загайнов, обобщая свой сорокалетний опыт, пытается показать, что «чемпионами рождаются» и выделяет ведущие личностные особенности чемпионов: непобедимость, воля, сконцентрированность на процессе, нацеленность на обязательное достижение успеха, профессионализм; закрытость; ритуализм (системный опыт психологического настроя на выполнение деятельности); сопротивляемость, защищающая личность от разрушения; стабильность и другие. Пока, думаем, достаточно.
Почему же одним везёт, и они легко достигают желаемого, а другим приходится приложить массу усилий и старания для получения этого же уровня? Существуют даже народные пословицы и выражения, отражающие обе тенденции: «не родись красивой, а родись счастливой» и «талант - это 10% способностей и 90% пота». В любые времена среди общей массы людей всегда находились те, кто при прочих равных условиях достигал успеха - их называют Победители. Также находились и те, кто даже при лучших условиях терпели неудачу - неудачники, проигравшие. Основная масса, при этом, находилась где-то посередине, выступая своеобразными середняками. Основываясь на определённых знаниях, мы предлагаем следующее деление по везению (таблица 1) опираясь на идеи А. Берна, С.В. Ковалева, В.В. и Г.А. Макаровых [1; 5; 7].
Таблица 1 - Уровневое деление людей по везению и успешности
Условное название Уровневое определение Значение (в баллах)
полные, абсолютные 10
Победители постоянные 9
частые 8
крепкие 7
Середняки «покрайнемерщики» 6
слабые, «кое-какеры» 5
относительные 4
Неудачники, проигравшие частичные 3
полные 0-2
Такой подход позволяет объединить все противоречивые взгляды по данному вопросу и объяснить уровневую «относительную истинность» понимания вопроса. Если спортсмен действительно с первых трех уровней предопределённости (победитель), то удача и везение ему сопутствуют в 70% случаев при постоянных собственных усилиях в самореализации. Спортсмену - середняку такое свойственно не всегда (50:50), а при определённых (заслуженных или судьбоносных) обстоятельствах. Неудачникам требуются колоссальные усилия для достижения конкретного результата и не факт, что он его добьется (помехи, обстоятельства). Отсюда возникает необходимость исследования предопределённости спортсмена. Такие исследования проводятся в биологических науках (генетика, биохимия и т.п.), психологии, социологии и др. Определённые знания в этом направлении представлены в таких древних учениях как астрология, нумерология и др. Попытка объединения разрозненных знаний в общую модель исследования представлена в работе [4].
Данный феномен может рассматриваться в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Горизонтальный аспект человеческого везения активно исследуется едва ли не всеми науками, так или иначе связанными со спортивной деятельностью и жизнью человека, в то время как вертикальный его аспект анализируется редко и исключительно в психологических науках [4; 6].
Конечно же, психологов и тренеров всегда интересовало - чем же отличаются эти люди при прочих равных условиях: материальных, физических, физиологических, социальных и прочих, достигающие разных уровней успешности и везения? Рассмотрим лишь на уровне психики.
Проведенные исследования подвели к интересным выводам: ключевые различия кроются в их картах (мировоззрении), уровневой предопределённости (телесной - особенности строения и функционирования; личностной - особенностях сущности, темперамента и характера; социальной - адаптации и взаимоотношений) и нацеленной самореализации, которая воплощается в конкретный результат при соответствующем сознании, готовности и усилии. Кстати, этот феномен в психологии получил название «Эффект Розенталя» (он же «Эффект Пигмалиона», суть которого заключается в том, что экспериментатор, твердо убеждённый в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает физическое подтверждение) [8, с. 792].
В психологии в конце прошлого века открыта закономерность «ОТ» к «К»: объясняющая разумное использование возможностей сознательного и бессознательного в единстве. Смысл её заключается в том, чтобы уйти «ОТ» проблемы надо повернуться лицом «К» решению [6]. Спортивная деятельность связана с временной планкой успешности и зависит от множества факторов. Но и в ней эти тенденции сохраняются. Так, в психологии спорта выделены две классические противоположные тенденции в намерениях и, как следствие, состояниях спортсменов перед соревнованиями. Одни стремятся полностью реализоваться и нацелены на достижения (К) [3]. Другие сориентированы на избегание неудачи (ОТ). В практике встречаются и чередование данных тенденций у одного и того же спортсмена в зависимости от этапов подготовки и обстоятельств (болен, не готов). Наиболее успешным вариантом в спорте высших достижений является стремление к достижению нужного (высокого) результата (победы или конкретного места в соответствии с желаниями и возможностями).
В исследованиях по гендерному признаку показано, что спортсменам чаще свойственен первый вариант, а спортсменкам второй. Однако наши исследования показывают, что на первых этапах спортивного совершенствования такая тенденция существует при недоработке тренера. На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства это больше связано скорее не с половым различием, но прежде всего, с индивидуальными особенностями спортсменов (мировоззрением, опытом и характером, самооценкой и низкой степенью саморегуляции и т. п.), его подготовкой и окружением.
Стать победителем в спорте и жизни пока удается немногим. Пока это случайный процесс с множеством неизвестных. Поэтому необходимы дальнейшие исследования в выборе методологии и организации, как исследований разбираемых феноменов, так и практического воплощения в спорте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берн, Э. Люди, в которые играют в игры / Э. Берн. - М. : Эксмо, 2012. - 264 с.
2. Джеймс, М. Рождённые выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт упражнениями / М. Джеймс, Д. Джонгвард. - М. : Прогресс, 1993. - 336 с.
3. Загайнов, Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена : методическое пособие для олимпийцев / Р.М. Загайнов. - М. : Советский спорт, 2005. - 106 с.
4. Карлышев, В.М. Обоснование феномена предопределённости как основы для исследований благополучной жизни / В.М. Карлышев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 280-288.
5. Ковалев, С.В. Краткий курс благополучия. Самоучитель интегрального нейропрограм-мирования / С.В. Ковалев. - М. : Перо, 2016. - 272 с.
6. Кови, С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности / С.Р. Кови. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 374 с.
7. Макаров, В.В. Транзактный анализ - восточная версия / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. -М. : Академический Проект, 2002. - 496 с.
8. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 800 с.
REFERENCES
1. Bern, E. (2012), People who play the game, Eksmo, Moscow.
2. James, M. and Jongvard, D. (1993), Born to win. Transactional analysis gestalttherapie, Progress, Moscow.
3. Zagajnov, R.M. (2005), Psychological skills coach and athlete, methodical handbookfor Olympians, Soviet sport, Moscow.
4. Karlyshev, V.M. (2017), "Justification of the phenomenon of predestination as the basis for research prosperous life", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 280-288.
5. Kovalev, S.V. (2016), А Short course of well-being. Tutorial integrated neuroprogramming, Pero, Moscow.
6. Covey, S.R. (2012), Seven habits of highly effective people. Powerful tools ofpersonality development, Alpina Publisher, Moscow.
7. Makarov, V.V. and Makarova, G.A. (2002), Transactional analysis - East version, Academic Project, Moscow.
8. Golovin, S.Yu. (1998), Dictionary practical psychologist, Harvest, Minsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2018
УДК 159.922
ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ
Мария Николаевна Кузнецова, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (ФГАОУВО «ЮУрГУ (НИУ)»), Челябинск
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам изучения теоретических аспектов деструктивного поведения личности. В статье рассматриваются понятия «деструктивность», «деструктивное поведение» различных авторов, приводится анализ классических концепций, характеризующих биологические и социологические аспекты деструктивности и деструктивного поведения у человека.
Ключевые слова: деструкции, деструктивность, деструктивное поведение, теории