отбор, отбор в профессию, отбор в юношеский спорт, отбор в спорт высших достижений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианова, О.А. Технико-тактическая подготовка спортсменов в керлинге с использованием технологии формирования познавательных характеристик : дис. ... канд. пед. наук / Андрианова О.А. - СПб., 2009. - 179 с.
2. Донди, А. Надежность выполнения гимнастических прыжков на бревне : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Донди А. - СПб., 2007. - 23 с.
3. Пуни, А.Ц. Состояние психической готовности и психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни // Вопросы психологии спорта / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1975. - С. 3-15.
4. Тунис, М. Психология вратаря / М. Тунис. - М. : Человек, 2010. - 128 с.
REFERENCES
1. Andrianova, O.A. (2009), Technical and tactical training of athletes in curling with use of technology of formation informative characteristics, dissertation, St, Petersburg.
2. Dondi, A. (2007), Reliability ofperformance of gymnastic jumps on a log, dissertation, St. Petersburg.
3. Puni, A.Ts. (1975), "Condition of mental readiness and psychological preparation for competitions in sport", Questions of sport psychology, GDOIFK, Leningrad, pp. 3-15.
4. Tunis, M. (2010), Psychology of the goalkeeper, Person, Moscow.
Контактная информация: lidia.serova@bk.ru
Статья поступила в редакцию 14.01.2017
УДК 378
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В АДЪЮНКТУРЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Александр Николаевич Сивак, доктор педагогических наук, заместитель начальника института по научной и учебной работе, полковник, Николай Николаевич Миняйлен-ко, кандидат юридических наук, профессор, начальник адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлен алгоритм моделирования задачи процесса обучения офицера в адъюнктуре в рамках в контексте организационно-педагогического управления процессом обучения. Представлена система эвристических конечно-разностных уравнений числа обучающихся в адъюнктуре. Коэффициенты модели имеют следующий смысл: отрицательные - неуправляемые внешние воздействия, положительные - управляющие воздействия, т.е. выявленные ранее педагогические условия, способствующие скорейшей адаптации к обучению в адъюнктуре и оказывающие влияние на успешность подготовки диссертационного исследования к защите. Целью моделирования является максимизация числа офицеров, успешно окончивших адъюнктуру.
Ключевые слова: моделирование, имитационная модель, адъюнкт, адъюнктура, организационно-педагогическое управление.
MODELING ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF TRAINING PROCESS IN A GRADUATE MILITARY COURSE OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Alexander Nikolaevich Sivak, the doctor ofpedagogical sciences, institute deputy chief on scientific and educational activity, colonel, Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate of jurisprudence, professor, chief of graduate military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation, Vladimir Anatol-yevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In article the algorithm of modeling of a task of training process of the officer in a graduate military course within in the context of organizational and pedagogical management of training process is provided. The system of the heuristic final and differential equations of number of students in a graduate military course is provided. Coefficients of model make the following sense: negative - uncontrollable external impacts, positive - corrective actions, i.e. the revealed earlier pedagogical conditions promoting the fastest adaptation to training in a graduate military course and exerting impact on success of preparation of a dissertation research for protection. The purpose of modeling is maximization of number of the officers who successfully ended a graduate military course.
Keywords: modeling, simulation model, graduated in a military academy, graduate military course, organizational and pedagogical management.
В наших предыдущих исследованиях мы выявили необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов в военных вузах, учитывающих современную информационную образовательную среду [5, 6, 9, 10, 11, 14].
Как известно, под организационно-педагогическим управлением понимается перевод педагогической системы из известного начального состояния в желаемое конечное педагогическими методами. В теории оптимального управления, доказано, что задача имеет решение, если известны ограничения на управляющие и управляемые переменные. Будем рассматривать управление процессом обучения в адъюнктуре, как задачу организационно-педагогического управления.
Метод показал свою надежность и приобрел популярность при исследовании сложных систем. Метод имитационного моделирования оперирует понятиями потоки, уровни и темпы. Данные метод пришел в педагогические исследования сравнительно недавно, в частности при решении задач управления в сфере физической культуры [1, 2, 3, 16, 17, 18, 21, 22, 23].
В нашей работе [19], был представлен алгоритм эвристического составления конечно-разностных уравнений имитационной модели процесс обучения офицеров в адъюнктуре военного вуза. Модель предназначена для решения задачи прогноза процесса обучения в адъюнктуре. Организационно-педагогическое управление, если заданы ограничения на управляющие и управляемые параметры становится задачей классической теории управления, т.е. имеет решение. Целевой функцией в нашей задаче является максимизация числа офицеров, успешно закончивших адъюнктуру.
Уравнения имитационной модели процесса обучения в адъюнктуре (мы рассматриваем полный цикл обучения, т.е. от момента поступления в адъюнктуру до ее окончания: 3 года - для очной адъюнктуры и 4 года - для заочной).
В системе действуют следующие потоки: информационный поток - I, количество обучающихся NH, количество научных руководителей N^.
Количество мест в адъюнктуре регулируется соответствующими нормативными актами. Обозначим начальный уровень количества обучающихся Nh0, а по завершении обучения - N^, здесь Т - полный период обучения (3 или 4 года). N^ складывается из трех слагаемых: ^Тстеп - количество обучающихся подготовивших диссертацию к защите и ^Тдип - количество обучающихся, получивших только диплом об окончании адъюнк-
туры, Мкув - количество адъюнктов, не закончивших адъюнктуру по различным причинам.
Генеральная цель организационно-педагогического управления обучением в адъюнктуре есть максимизация ^Тстеп. Метод имитационного моделирования относится к эвристическим методам и значительное число параметров, которые вводятся в модель, определяются методами экспертных оценок [20] и могут корректироваться в процессе моделирования динамики системы во времени на ПК.
Обозначим через М количество интервалов, в течение которых будет осуществлен переход модели в конечное состояние. В качестве М удобно использовать количество семестров (6 или 8, для заочной формы обучения). Так как мы получаем возможность сравнения фактических результатов, с результатами, полученными на модели, и оперативно провести коррекцию (реализовать обратную связь). Тогда шаг модели Д1=1Ш. В начальный момент времени: МкТстеп0= (все поступившие в адъюнктуру, хотят защитить диссертацию), а МкТдип0 = Мкув0. Тем самым поток количества обучающихся нами определен. Значения, введенные для составляющих этого потока в любой момент времени 1 является уровнем этого потока.
Конечно-разностное уравнение имитационной модели для потока количества обучающихся имеет вид:
N¿+1 = МК1-,
N<0,
где - темп (скорость увеличения количества адъюнктов). Если считать, что после отчисления из адъюнктуры, восстановление невозможно, то N^+=0.
Если восстановление возможно после появления вакантных мест, то N+=1 в момент появления вакантного места.
^^ -темп уменьшения числа адъюнктов.
Данный темп складывается из совокупности факторов, способствующих продолжению обучения в адъюнктуре:
- типологическое соответствие с научным руководителем,
- выбор темы диссертация в соответствии с интеллектуальными предпочтениями адъюнкта [4],
- успешная адаптация к обучению в адъюнктуре [7, 8, 15],
- выполнение научным руководителем роли тьютора [13],
- умение и мотивация адъюнкта самостоятельно работать с научной литературой
и т. д.
Роль научного руководителя достаточно подробно описана в [13]. Ее необходимо учесть в виде коэффициента, который складывается из требований, представленных в таблице 1 [13, С. 126].
Этот темп также зависит от цели, часто скрываемой, побудившей офицера к поступлению в адъюнктуру - пожить в большом городе, отдохнуть от службы в войсках и т.д. Нивелировать эти факторы можно выявить только при рекомендации конкретного офицера к обучению в адъюнктуре.
На начальном этапе, моделирования обычно предполагают линейную зависимость по результатам предыдущего цикла обучения. Педагогическими методами: субъект-субъектные отношения адъюнкта и тьютора, текущий и рубежный контроль [7, 10, 13, 15] необходимо минимизировать т.е. реализовать организационно-педагогическое управление.
Информационный поток описывается следующим уравнением:
1к1+1 1к1+ 1к1+- ^-к^
где 1к1+1 - информация об обучаемых в момент времени 1+1, 1к1+ - темп положительной информации об обучаемых (сдача контрольных нормативов - написание статей, выступлений на конференциях, отчеты о подготовке диссертации); 1к1- - темп отрица-
тельной информации (проступки, невыполнение учебного плана и т.д.).
Если 1к1_ принимает ненулевое значение (срабатывает отрицательная обратная связь), то необходимо немедленно корректировать темп Мк1+ заслушать отчет научного руководителя и адъюнкта, оказать помощь в подготовке статьи или доклада и т.п.
Валидность модели проверяется решением задачи прогноза за несколько предыдущих периодов (полных циклов обучения), так как при моделировании процесса за прошлые периоды, так как результат моделирования известен заранее, то можно подобрать некоторые коэффициенты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеевец, В.У. Моделирование физической культуры по месту жительства / В.У. Агеевец, Н.Ф. Гришин // Теория и практика физической культуры. - 1982. - № 2. - С. 34-36.
2. Алиев, Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерации : дис. ... д-ра пед. наук / Алиев Эмиль Гуметович. - Санкт-Петербург, 2009. - 349 с.
3. Аронов, Г.З. Организационно-педагогическое управление массовой физической культурой в муниципальном образовании : дис. ... канд. пед. наук / Аронов Григорий Зиновьевич. - Санкт-Петербург, 2003. - 229 с.
4. Миняйленко, Н.Н. Экспериментальная оценка структуры интеллекта и уровня адаптации офицеров при поступлении в адъюнктуру военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 9 (139). - С. 102-106.
5. Миняйленко, Н.Н. Направления модернизации образовательной деятельности адъюнктур военных вузов Федеральной службы войск национальной гвардии России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 110114.
6. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.
7. Миняйленко, Н.Н. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 166-169.
8. Миняйленко, Н.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). — С. 166-169.
9. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.
10. Миняйленко, Н.Н. Образовательная среда при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России, как динамическая педагогическая система / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 171-175.
11. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133-138.
12. Миняйленко, Н. Н. Ретроспективный анализ законодательной базы в контексте дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 142-150.
13. Миняйленко, Н.Н. Роль научного руководителя в системе дистанционного обучения адъюнктуры военного вуза / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 123-129.
14. Миняйленко, Н. Н. Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 175-178.
15. Миняйленко, Н.Н. Система контроля адаптационных перестроек офицеров в процессе обучения в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С.
75-80.
16. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 3 (37). - С. 3-9.
17. Пискун, О.Е. Интенсификация развития физической культуры и спорта на основе имитационного динамического моделирования в условиях промышленного предприятия : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пискун Олег Евгеньевич. - Л., 1989. - 22 с.
18. Пригода, Г.С. Содержание управления маркетингом предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пригода Геннадий Сергеевич. - Санкт-Петербург, 2006. - 19 с.
19. Сивак, А. Н. Организационно-педагогическое управление процессом обучения в адъюнктуре военного вуза (постановка задачи исследования) / А.Н. Сивак, Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12 (142). - С. 111116.
20. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.
21. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 8389.
22. Чистяков, В.А. Организация и управление физической культурой на промышленном предприятии в условиях рыночных отношений / В.А. Чистяков, Н.И. Пономарев, О.Е. Пискун // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11. - С. 8.
23. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
REFERENCES
1. Ageevets, V.U. and Grishin, N.F. (1982), "Modeling of physical culture at the place of residence", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 34-36.
2. Aliyev, E G. (2009), Content and orientation of management of activities of sports federation, dissertation, St. Petersburg.
3. Aronov, G.Z. (2003), Organizational and pedagogical management of mass physical culture in the municipality, dissertation, St. Petersburg.
4. Minyaylenko, N.N. (1016), "Experimental assessment of structure of intelligence and level of adaptation of officers at entering the graduate military course of military higher education institutions of troops of National guard of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 102-106.
5. Minyaylenko, N.N. (2016), "Directions for modernization of educational activity of military higher education institutions graduate military courses of Federal service of troops of National Guard of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 110-114.
6. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.
7. Minyaylenko, N.N. (2016), "Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 166-169.
8. Minyaylenko N.N. (2016), "Psychology and pedagogical conditions necessary for adaptation of officers to training in graduate military course of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 166-169.
9. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.
10. Minyaylenko, N.N. (2016), "Educational environment when training graduates in a military academy in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as dynamic pedagogical system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 171-175.
11. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.
12. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.142-150.
13. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Importance of research supervisor in system of distance learning of graduate military course of military higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 123-129.
14. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
15. Minyaylenko N.N. (2016), "Monitoring system for adaptation reorganizations of the officers in the course of training in graduate military course of military higher education institutions of troops of National Guard of Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 75-80.
16. Aliyev, E.G., Andreyev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. "Organization of process management of sports federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 39.
17. Piskun, O.E. (1989), the Intensification of development of physical culture and sport on the basis of imitating dynamic modeling in the conditions of industrial enterprise, dissertation, Leningrad.
18. Prigoda, G.S. (2006), Content of management of marketing of the entities of the sphere of sports and improving services, dissertation, St. Petersburg.
19. Sivak, A.N., Minyaylenko, N.N. and Chistyakov V.A. (2016), "Organizational and pedagogical management of process of training in a graduate military course of military higher education institution (problem definition of research)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 142, No. 12, pp. 111-116.
20. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
21. Chistyakov V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Imitating modeling in the sphere of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 21, pp. 83-89.
22. Chistyakov, VA. Ponomarev, N. I. and Piskun O.E. (2000), "Organization and management of physical culture on industrial enterprise in the conditions of the market relations", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 8.
23. Chistyakov, V. A. Aronov, G.Z. and Prigoda, G.S. (2005), "Process of a marketing activity in the sphere of sports and improving services as object of management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 91-100.
Контактная информация: minialenko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.01.2017
УДК 796.41
СТАБИЛОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАВНОВЕСИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ КАК КРИТЕРИИ СЛОЖНОСТИ ИХ
ОСВОЕНИЯ
Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяна Михайловна Огурцова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Елена Гавриловна Сайкина, доктор педагогических
наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург; Елена Анатольевна Лукуни-на, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва; Александр Михайлович Пухов, кандидат биологических наук, научный сотрудник, Великолукской