2. Melikov, A.V., Korsakov, S.V., and Andreeva, E.G. (2016), "Influence of various factors on the effectiveness of methods of braking on roller skis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (134), pp. 163-171.
3. Melikov, A.V., Korsakov, S.V., and Andreeva, E.G. (2016), Methods of movement across road obstacles on roller skis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp.156-162.
4. Melikov, A.V., Korsakov, S.V., and Andreeva, E.G. (2016), Methods of turning at movement on roller skis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (136), pp. 104-110.
5. Ramenskaia, T.I. and Batalov, A.G. (2015), Cross-country skiing, Buki-Vedi, Moscow.
6. Ainegren, M., Carlsson, P. and Tinnsten, M. (2013), "An experimental study to compare the grip of classical style roller skis with on-snow skiing", Sports Engineering, Vol. 16, Is. 2, June, pp. 115122.
7. Ainegren, M., Carlsson, P. and Tinnsten, M. (2009), "Roller ski rolling resistance and its effects on elite athletes' performance", Sports Engineering, Vol. 11, Is. 3, June, pp.143-157.
8. Ainegren, M., Carlsson. P. and Tinnsten, M. (2008), "Rolling resistance for treadmill roller skiing", Sports Engineering, Vol. 11, Is. 1, September, pp. 23-29.
9. Baumann, W. (1985), "The mechanics of the roller ski and its influence on technique in cross country skiing", Biomechanics: Current Interdisciplinary Research, Springer, Netherlands, Vol. 2, pp.711-716.
10. Bucher, W. and Steger, S. (2012), 80 Spiel und Übungsformen für SKIKE, Hofmann, Schorndorf, Germany.
11. Hoffman, M.D., Clifford, P.S., Bota, B., Mandli, M. and Jones. G.M. (1990), "Influence of body-mass on energy-cost of roller skiing", Journal of Applied Biomechanics, Vol. 6, Is. 4, Nov., pp.374385.
12. Hübner, R. (2012) Nordic Skaten, Paul Pietsch Verlage, Stuttgart, Germany.
13. 0ksnes, M. (2015), The effect of fatigue on technique transitions in classical roller skiing: Master thesis, Norwegian University of Science and Technology, Trondheim, Norway.
14. Reinking, T.J. (2014), The effect of lower limb loading on economy and kinematics of skate roller skiing: Thesis MS, Montana State University, Bozeman, United States.
15. Schindelwig, K., Mössner, M., Hasler, M. and Nachbauer. W. (2016) "Determination of the rolling resistance of roller skis", Journal of Sports Engineering and Technology, doi: 10.1177/1754337116628719.
16. Roller skating, available at: www.roller.ru.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2016
УДК 378
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПЕРЕСТРОЕК ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В АДЪЮНКТУРЕ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник
адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
В статье рассмотрен алгоритм ускоренной адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре, состоящий из двух этапов. На первом этапе после зачисления в адъюнктуру проводится тестирование по Амтхауэру и на основе полученного профиля выбирается научный руководитель, определяется и утверждается тема исследования - максимально приближенная к имеющемуся у офицера военно-профессионального опыта и предрасположенности его интеллекта. На втором этапе ускоренной адаптации проводится регулярное (раз в семестр) тестирование по А.Г. Маклакову с целью выявления динамики психологической адаптации и подбора психолого-педагогических воздействий. Адаптация к научной деятельности осуществляется при прохождении двух дистанционных курсов «Основы научно-методической деятельности» и «Метод проектов в научной деятельности».
Ключевые слова: адъюнктура, адаптация, тест Амтхауэра, тест Адаптивность, дистанционные образовательные технологии.
MONITORING SYSTEM FOR ADAPTATION REORGANIZATIONS OF THE OFFICERS IN THE COURSE OF TRAINING IN GRADUATE MILITARY COURSE OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF TROOPS OF NATIONAL GUARD OF RUSSIAN FEDERATION
Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, chief of graduate military
course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation
Annotation
The article considers the algorithm of the accelerated adaptation of the officers to training in graduate military course consisting of two stages. At the first stage after enrolling in the graduate military course the test on Amthauer is applied and on the basis of the received profile the research supervisor is elected, the research subject - as close as possible to available for the officer of military professional experience and predisposition of his intelligence is defined and claimed. At the second stage of the accelerated adaptation the educational establishment applies the testing (once in a semester) following the method of A.G. Maklakov for the purpose of identification of the dynamics of the psychological adaptation and selection of psychology and pedagogical influences. Adaptation to the scientific activity is carried out when passing two remote courses "Bases of the scientific and methodical activity" and "Method of projects in scientific activity".
Keywords: graduate military course, adaptation, Amthauer test, adaptability test, remote educational technologies.
В нашей предыдущей работе [5] мы выявили психолого-педагогические условия, необходимые для адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре. К таким условиям мы отнесли: включение в процесс адъюнктской подготовки отдельных программ по формированию навыков у офицеров самостоятельной научной деятельности; формирование установки у офицеров на постоянное саморазвитие и поиск новой научной информации по изучаемой проблеме; использование индивидуального подхода к офицерам в ходе адъюнктской подготовки. Менее значимыми условиями являются: формирование военно-педагогической направленности у офицеров в ходе их обучения в адъюнктуре военных вузов; разработка комплекса мероприятий и объективных критериев по контролю над уровнем развития личностных качеств у офицеров, необходимых военному педагогу; осуществление мероприятий по поиску путей повышения интереса и мотивации офицеров к учебе в адъюнктуре. Ранжирование условий методом экспертных оценок [10] мы расположили их по уровню значимости. Применение той или иной педагогической технологии в обучении естественным образом предполагает организации комфортной для ученика системы контроля, в противном случае, ожидать сохранение мотивации в процессе обучения. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации - это «штучное производство», что предполагает личностно-ориентированный подход в обучении [12]. Однако, подавляющую часть времени адъюнкт должен работать самостоятельно [3, 6, 7]. В рамках современной образовательной среды в данном случае на первый план выхолят электронные образовательные технологии, и в первую очередь - технологии дистанционного обучения [4, 8]. Анализ опыта успешных систем дистанционного обучения [1, 2, 9, 11, 12, 13] показал, что реализации принципов личностно-ориентированного обучения, необходимо соответствующее структурирование учебного материала, наличие удобной телекоммуникационной связи с преподавателем, наличие в учебных курсах разветвлённой системы тестирования.
Все вышесказанное определило алгоритм реализации педагогических технологий,
позволяющих ускорить адаптационные перестройки офицера при обучении в адъюнкту -ре.
1. Выбор научного руководителя
Успешность подготовки диссертации к защите тесно связана с выбором темы исследования и научного руководителя. При решении этой задачи необходимо учесть
предыдущий опыт военно-профессиональной деятельности офицера и его научные предпочтения. Поэтому все вновь поступившие в адъюнктуру офицеры проходят тест Амт-хауэра (рисунок 1).
Jvi-9raduati.ru/cou1nvi пО».,х.рЬр7иИ.'до1у1(1=3
Х?АДЪЮНКТУРА |ав
Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации
I ол-г^ к*«*«.««» дежи*«« иим»гаев ч
ЛИЧНОСТНЫЙ ДЛЛП11»
■ Ф * Р
м а
Рисунок 1. Сайт Адъюнктуры. Психологическое тестирование.
Тест Амтхауэра «разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического»
(М1р://р8у1аЪ.т£о/Тест_структуры_интеллекта_Амтхауэра). По результатам тестирования выявлялась область научных интересов адъюнкта и после консультаций с будущим научным руководителем утверждалась тема диссертационного исследования.
2. Контроль адаптационных перестроек.
Адаптация к обучению в адъюнктуре складывается из двух составляющих:
- психологическая адаптация;
- адаптация к самостоятельной научной деятельности: написание научных статей, рефератов, выступление на семинарах и конференциях, подготовка диссертационного исследования к защите.
Для оценки психологической адаптации нами использовался тест А.Г. Маклакова «Адаптивность» (рисунок 2). Тест «Адаптивность» «предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности» (Шр://р8у1аЪ.шЮ/Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»). Прохождение данного тест осуществляется 1 раз в семестр.
Рисунок 2. Адъюнктура. Тест Адаптивность.
В тесте мы ограничиваемся использованием шкал 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН) и 4-го уровня — личностный адаптационный потенциал (ЛАП). Наибольший для нас интерес представляет шкала «Поведенческая регуляция (ПР) — это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей» (там же). Основными педагогико-психологические приемы для повышения уровня ПР направлены на повышение самооценки офицера, одобрения направленности и промежуточных результатов его исследования на семинарах.
Адаптация к самостоятельной научной деятельности проводится в on-line режиме при прохождении двух элективных курсов «Основы научно-методической деятельности» и «Метод проектов в научной деятельности».
ЛИТЕРАТУРА
1. Внедрение системы дистанционного обучения в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2003. - № 51. - С. 64-69.
2. Дистанционное обучение в СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта: первый опыт реализации / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 45-48.
3. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133138.
4. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.
5. Миняйленко, Н.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - № 5 (135). - С. 166-169.
6. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.
7. Миняйленко, Н.Н. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 166-169.
8. Миняйленко, Н.Н. Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 175-178.
9. Формирование учебно-методических комплексов учебных дисциплин в системе дистанционного обучения СПбГУФК имени П.Ф. Лесгафта : учебно-методическое пособие / Е.А. Никитина, С.С. Филиппов, Е.Е. Пущенко, В.А. Чистяков - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2007. - 130 с.
10. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.
11. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
12. Чистяков, В.А. Использование систем дистанционного обучения в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза / В.А. Чистяков // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта за 2008 год. - СПб., 2009. - С. 88-89.
13. Чистяков, В.А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения / В.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - С. 49-50.
REFERENCES
1. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.
2. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.
3. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.
4. Minyaylenko, N.N. (2016), "Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 166-169.
5. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
6. Minyaylenko N.N. (2016), "Psychology and pedagogical conditions necessary for adaptation of officers to training in graduate military course of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp.166-169.
7. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
8. Chistyakov, VA. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
9. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), "Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50.
10. Stepanov, V. S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E. (2004), "Distance training in Lesgaft Academy: first experience Implementation", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 45-48.
11. Nikitina, E.A., Filippov, S.S., Pushchenko, E.E. and Chistyakov, V.A. (2007), Forming of educational and methodical complexes of subject matters in system of distance training of Lesgaft University: educational and methodical benefit, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
12. Stepanov, V. S., Filippov, S.S., Knyazeva, N. P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E. (2003), "Implementation of system of distance training in Lesgaft Academy", Bulletin of the Baltic pedagogical academy, No. 51, pp. 64-69.
13. Chistyakov V.A. (2009), "Use of systems of distance training in system of advanced training of the faculty of higher education institution", In the book: Materials of final scientific and practical conference of the faculty of National state university of physical culture, sport and health of P.F. Lesgaft for 2008, the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation, National state university of physical culture, sport and health of P.F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 88-89.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.07.2016
УДК 796.077.4
УЧЁТ И АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СПОРТСМЕНАМИ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Ольга Федоровна Мухачёва, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Александр Юрьевич Клопов, Заслуженный работник ФК РФ, кандидат педагогических наук, доцент, СДЮСШОР №1 Московского района, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье приведены результаты работы коллектива СДЮШОР, направленные на достижение спортивных результатов, и раскрыто значение учёта и контроля в учебно-тренировочной деятельности тренера-преподавателя, осуществляющего спортивную подготовку.
Ключевые слова: учёт, анализ, контроль, учебно-тренировочное занятие.
ACCOUNTING AND ANALYSIS OF THE INDIVIDUAL WORK WITH TOP LEVEL
ATHLETES
Olga Fedorovna Mukhacheva, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Alexander Yurievich Klopov, the Honored Worker of the Russian Federation in physical culture, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Specialized Children and Youth Sports School of Olympic reserve № 1 of Moscow District of
St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the team work of the Specialized children and youth sports school of the Olympic reserve aimed at achieving the sports results, and it has disclosed the value of the accounting and control in the educational and training activities of the teacher trainer, conducting the sports training.
Keywords: accounting, analysis, control, training sessions.
Определяя направления деятельности отделения тхэквондо (ВТФ) и разрабатывая программу спортивной подготовки, согласно федеральным стандартам по виду спорта тхэквондо (ВТФ) (Приказ Минспорта РФ от 18 февраля 2013 г. № 62), мы в очередной раз убедились, что одним из основных элементов планирования учебно-тренировочной деятельности является учёт и контроль. Актуальность контроля и учёта определилась при составлении индивидуального плана учебно-тренировочной работы и назначения восста-