Научная статья на тему 'Экспериментальная оценка структуры интеллекта и уровня адаптации офицеров при поступлении в адъюнктуру военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации'

Экспериментальная оценка структуры интеллекта и уровня адаптации офицеров при поступлении в адъюнктуру военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ МАКЛАКОВА / ТЕСТ АМТХАУЭРА / АДЪЮНКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миняйленко Николай Николаевич

В статье представлены результаты тестирования офицеров, поступающих в адъюнктуру. Мы отвергаем произвольное назначение темы диссертационного исследования адъюнкта, и предлагаем выбор темы назначать в соответствии с его структурой интеллекта, тем самым мы изначально мотивируем адъюнкта для работы над «удобной» для него темы. Входное тестирование психологической адаптированности показало, что все адъюнкты имеют заниженную самооценку, неуверенность в своих силах и нуждаются в психолого-педагогической поддержке со стороны научного руководителя или тьютора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миняйленко Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental assessment of structure of intelligence and level of adaptation of officers at entering the graduate military course of military higher education institutions of troops of National guard of the Russian Federation

Results of testing of the officers entering the graduate military course have been presented in the article. We reject any arbitrary topic of the dissertation research of the graduated in a military academy, and we suggest the appointing of the choice of the subject according to the structure of the intelligence, thereby we initially motivate the graduated in a military academy for work over "convenient" subject for him. Entrance testing of the psychological adaptation has shown that all graduates in a military academy have the underestimated self-assessment, the uncertainty in the forces and they need in psychology and pedagogical support from the research supervisor or the tutor.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная оценка структуры интеллекта и уровня адаптации офицеров при поступлении в адъюнктуру военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации»

4. Mizyurova E.Yu. (2012), "Creative activity development of students in the process of foreign language study", Collection, Language: questions of theory and practice teaching, Word, Saratov, pp 7778.

5. Myasishchev, V.N. (1957), "Problems of man and his place relations in psychology", Problems of psychology, No. 5, pp. 142-154.

6. Slastenin V.A. (2004), "Experience of philosophical and pedagogical reflection: to 180 anniversary of K.D. Ushinsky", Pedagogical heritage of K.D. Ushinsky and modern problems of modernization of education: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference (17-19 March 2004), Moscow, pp. 10-19.

7. Mizyurova E.Yu. (2009), Earth-water planet, Saratov. Контактная информация: elvmiz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2016

УДК 378

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ОФИЦЕРОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В АДЪЮНКТУРУ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник

адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье представлены результаты тестирования офицеров, поступающих в адъюнктуру. Мы отвергаем произвольное назначение темы диссертационного исследования адъюнкта, и предлагаем выбор темы назначать в соответствии с его структурой интеллекта, тем самым мы изначально мотивируем адъюнкта для работы над «удобной» для него темы. Входное тестирование психологической адаптированности показало, что все адъюнкты имеют заниженную самооценку, неуверенность в своих силах и нуждаются в психолого-педагогической поддержке со стороны научного руководителя или тьютора.

Ключевые слова: тест Маклакова, тест Амтхауэра, адъюнктура.

EXPERIMENTAL ASSESSMENT OF STRUCTURE OF INTELLIGENCE AND LEVEL OF ADAPTATION OF OFFICERS AT ENTERING THE GRADUATE MILITARY COURSE OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF TROOPS OF NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, chief of graduate military

course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation

Annotation

Results of testing of the officers entering the graduate military course have been presented in the article. We reject any arbitrary topic of the dissertation research of the graduated in a military academy, and we suggest the appointing of the choice of the subject according to the structure of the intelligence, thereby we initially motivate the graduated in a military academy for work over "convenient" subject for him. Entrance testing of the psychological adaptation has shown that all graduates in a military academy have the underestimated self-assessment, the uncertainty in the forces and they need in psychology and pedagogical support from the research supervisor or the tutor.

Keywords: Maklakov's test, Amtkhauer's test, graduate military course.

Обучение в адъюнктуре представляет собой наиболее яркий пример личностно-ориентированного обучения (кадры высшей квалификации - это штучное производство). Как показано нами в [10] такое обучение реализуется при применении дистанционных

образовательных технологий при наличии специально подготовленных тьюторов (наставников) [11, 12, 19]. Опираясь на существующий опыт проектирования и создания систем дистанционного обучения [1, 2, 13-18] и собственные исследования [3-6, 8, 9], нами был спроектирован и запущен сайт «Адъюнктура» [7].

В статье представлена система входного контроля офицеров, поступающих в адъюнктуру с целью реализации для них режима наибольшего благоприятствования: выбор темы исследования в соответствии со структурой интеллекта и выбора комплекса психолого-педагогических воздействий для организации ускоренной адаптации к обучению.

В соответствии с общей программой исследования, достаточно подробно описанной в нашей предыдущей работе: система контроля адаптационных перестроек офицеров в процессе обучения в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации, предложена программа ускоренной адаптации офицеров при обучении в адъюнктуре, алгоритм которой состоит в следующем:

«На первом этапе после зачисления в адъюнктуру проводится тестирование по Амтхауэру и на основе полученного профиля выбирается научный руководитель, определяется и утверждается тема исследования - максимально приближенная к имеющемуся у офицера военно-профессионального опыта и предрасположенности его интеллекта. На втором этапе ускоренной адаптации проводится регулярное (раз в семестр) тестирование по А.Г. Маклакову с целью выявления динамики психологической адаптации и подбора психолого-педагогических воздействий» [7, с 75].

Из группы офицеров, поступающих в адъюнктуру в 2016 году, мы случайным образом выбрали 5 человек, которые прошли тестирование на сайте адъюнктуры.

В тесте структуры интеллекта Амтхауэра мы остановились на группе вербальных субтестов (1-4), так как они ориентированы на гуманитариев, к которым относятся обучающиеся в адъюнктуре: «1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным», и далее « Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении» (Шр://р8у1аЪ.ш1Ъ/Тест_структуры_интеллекта_Амтхауэра).

В таблице 1 представлены результаты тестирования по Амтхауэру (абсолютные значения). За правильный ответ дается 1 балл, за ошибочный ответ - 0 баллов. Все субтесты имеют ограничение по времени (до 10 минут на 1 тест).

Таблица 1 - Структура интеллекта по Амтхауэру

ФИО Дополнение предложений (Субтест 1) Исключение слова (Субтест 2) Аналогии (Субтест 3) Обобщение (Субтест 4)* (Субтест 2 + Субтест 4) (Субтест 1 + Субтест 3)

1 9 17 14 9 26 23

2 14 7 14 9 16 28

3 6 15 11 12 27 17

4 12 16 12 7 23 24

5 15 12 11 12 24 26

* Субтест 4 мы упростили, дав несколько вариантов ответов, среди которых один верный

Из таблицы 1 непосредственно следует, что адъюнкт 1 больше тяготеет к теоретическим исследованиям, но, в то же время обладает способностями к реализации их на практике.

Адъюнкту 2 импонирует исследование, имеющее четко выраженную практическую направленность, а адъюнкты 4 и 5 одинаково уверенно будут себя чувствовать, как при проведении теоретических, так и практических исследований, адъюнкт 3 - чистый

теоретик.

Результаты этого тестирования необходимо учесть научным руководителям при выборе тем научных исследований для закрепленных за ними соискателей. Это даст соискателю первоначальный мотивационный импульс, что предложенную ему тему исследования он выполнит.

Второе тестирование, проведенное при поступлении, служило для оценки начального уровня психологической адаптированности, чтобы дать тьютору [11, 12, 19] возможность выбора психолого-педагогические воздействия для реализации ускоренной адаптационной перестройки каждого конкретного адъюнкта.

В таблице 2 представлены результаты тестирования адъюнктов 1-5 по А.Г. Макла-кову (Шр://р8у1аЪ. ш!Ъ/Многоуровневый_личностный_опросник_« Адаптивность»).

Таблица 2 - Тестирование по А.Г. Маклакову (шкалы 3-го и 4-го уровня) (в стэнах)

ФИО ПР КП МП ЛАП Группа

1 3 3 4 1 4

2 2 4 5 1 4

3 3 5 3 2 4

4 3 5 3 2 4

5 3 4 5 2 4

Поведенческая регуляция (ПР), Коммуникативный потенциал (КП), Моральная нормативность (МН), Личност-

ный адаптационный потенциал (ЛАП)

Как непосредственно следует из таблицы, все адъюнкты вошли в четвертую (последнюю группу), т.е. они все без исключения нуждаются в принятии срочных мер к их адаптации. Нам это кажется совершенно естественным: офицеры пришли из действующей армии в тихую мирную жизнь и им требуется определенное время, чтобы приспособиться к кардинально новым условиям жизни.

Если обратиться к интерпретации результатов в соответствии с (Шр://р5у1аЬ.ш&/Многоуровневьш_личностньш_опросник_<<Адаптивность>>),

Из таблицы следует, что все адъюнкты имеют:

• ПР: средний и ниже среднего уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, самооценки, адекватного восприятия действительности;

• КП: средний уровень коммуникативных способностей, быстрое становление контактов с окружающими, не конфликтность.

• МН: средний уровень социализации, адекватная оценка своей роли в коллективе, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения.

Таким образом, для ускорения адаптационных перестроек необходимо, прежде всего, повышать самооценку адъюнктов, формировать у них уверенность в своих силах. Педагогический механизм этого процесса хорошо известен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Внедрение системы дистанционного обучения в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2003. - № 51. - С. 64-69.

2. Дистанционное обучение в СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта: первый опыт реализации / В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 45-48.

3. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133-138.

4. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.

5. Миняйленко, Н.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко //

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). — С. 166-169.

6. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.

7. Миняйленко Н.Н., Система контроля адаптационных перестроек офицеров в процессе обучения в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 75-80.

8. Миняйленко, Н.Н. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 166-169.

9. Миняйленко, Н.Н. Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 175-178.

10. Миняйленко Н.Н., Чистяков В.А. Ретроспективный анализ законодательной базы в контексте дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 142-150.

11. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса / Сост. Моисеева М.В., Троян Г.М. — М. : Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. - 16 с.

12. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик),

A. А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М.-Тверь : «СФК-офис», 2012 - 246 с.

13. Сивак А.Н. Информационные технологии дистанционного обучения (для вузов внутренних войск МВД России) : учебное пособие / А.Н. Сивак, С.А. Дымов, В.А. Чистяков. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2013. - 367 с.

14. Формирование учебно-методических комплексов учебных дисциплин в системе дистанционного обучения СПбГУФК имени П.Ф. Лесгафта : учебно-методическое пособие / Е.А. Никитина, С.С. Филиппов, Е.Е. Пущенко, В.А. Чистяков - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2007. - 130 с.

15. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.

16. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 48 с.

17. Чистяков, В.А. Использование систем дистанционного обучения в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза / В.А. Чистяков // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта за 2008 год. - СПб., 2009. - С. 88-89.

18. Чистяков, В.А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения /

B.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - С. 49-50.

19. Шамсутдинов, Р.Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения / Р.Р. Шамсутдинов, А.Р. Абдурахманова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1134-1135.

REFERENCES

1. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E.

(2003), "Implementation of system of distance training in Lesgaft Academy", Bulletin of the Baltic pedagogical academy, No. 51, pp. 64-69.

2. Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Knyazeva, N.P., Chistyakov, V.A. and Pushchenko, E.E.

(2004), "Distance training in Lesgaft Academy: first experience Implementation", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 45-48.

3. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.

4. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.

5. Minyaylenko N.N. (2016), "Psychology and pedagogical conditions necessary for adaptation of officers to training in graduate military course of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 166-169.

6. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.

7. Minyaylenko N.N. (2016), "Monitoring system for adaptation reorganizations of the officers in the course of training in graduate military course of military higher education institutions of troops of National Guard of Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 75-80.

8. Minyaylenko, N.N. (2016), "Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 166-169.

9. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.

10. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.142-150.

11. Moiseeva M.V. and Trojan, G.M. (2006), Basis of activities of the tutor in system of remote education: Program of a specialization training course, publishing house "Training Service", Moscow.

12. Kovaleva T. M., Kobyshcha, E.I. Hopova, (Smolik) S. Yu., Terov, A.I. and Cheredilina, M.Yu. (2012), Profession "tutor", "SFK-office", Moscow-Tver.

13. Selevko, G.K. (1998), Modern educational technologies: education guidance, National education, Moscow.

14. Sivak A. N., Dymov, S.A. and Chistyakov V.A. (2013), Information technologies of distance training (for higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia): education guidance, Publishing house of Polytechnical university, St. Petersburg.

15. Nikitina, E.A., Filippov, S.S., Pushchenko, E.E. and Chistyakov, V.A. (2007), Forming of educational and methodical complexes of subject matters in system of distance training of Lesgaft University: educational and methodical benefit, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

16. Chistyakov, VA. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.

17. Chistyakov V.A. (2009), "Use of systems of distance training in system of advanced training of the faculty of higher education institution", In the book: Materials of final scientific and practical conference of the faculty of National state university of physical culture, sport and health of P.F. Lesgaft for 2008, the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation, National state university of physical culture, sport and health of P.F. Lesgaft, St. Petersburg, pp. 88-89.

18. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), "Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50.

19. Shamsutdinov, R.R. and Abdurakhmanova A.R. (2014), "Role of the tutor in system of distance learning", Young scientist, No. 4, pp. 1134-1135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: minialenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.09.2016

УДК 796.012

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ 6-11 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ

Артем Владимирович Момент, аспирант, Денис Викторович Семенов, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),

Великие Луки

Аннотация

В целях определения информативности стабилометрии в качестве метода диагностики нарушений осанки у детей была проведена серия экспериментов. Сравнивались показатели функ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.