Научная статья на тему 'Показатели готовности офицеров к самостоятельной научной деятельности в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации'

Показатели готовности офицеров к самостоятельной научной деятельности в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЪЮНКТУРА / ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивак Александр Николаевич, Миняйленко Николай Николаевич

В статье выявлены показатели готовности офицеров к самостоятельной научной деятельности в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации. К ним относятся: высокий уровень готовности адъюнктов к самостоятельному сбору необходимой научной информации; хорошо развитые навыки работы в качестве пользователя компьютерной техники; мастерское владение современными информационными технологиями и программным обеспечением; психологическая устойчивость и умение аргументировано отстаивать свои позиции в ходе научной деятельности. Сюда же можно отнести: высокий уровень концентрации во время работы с научной литературой по изучаемой проблеме; высокий уровень адаптации к самостоятельной научной деятельности и перенесению интеллектуальных нагрузок; устойчивая мотивация адъюнктов к достижению высоких научных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сивак Александр Николаевич, Миняйленко Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of readiness of officers for independent scientific activity in the graduate military course of military higher education institutions of troops of National Guard of the Russian Federation

The article reveals the readiness indicators for the officers defining the independent scientific activities in the graduate military course of military higher education institutions of troops of National Guard of the Russian Federation. There are the following ones among them: the high level of readiness of graduated in a military academy for independent collection of the necessary scientific information; the well-developed skills of work as the user of the computer; the masterful ownership of the modern information technologies and software; the psychological stability and ability to defend reasonably the own point of view during the scientific activities. Here it is also possible to include: the high level of concentration during the work with the scientific literature covering the studied problem; the high level of adaptation to independent scientific activities and intellectual loads; the steady motivation of the graduated in a military academy for achievement of high scientific results.

Текст научной работы на тему «Показатели готовности офицеров к самостоятельной научной деятельности в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации»

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев, А.И. Подготовка квалифицированных спортсменов в комплексном многоборье : монография / А.И. Сергеев, А.И. Требенок ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б.и.], 2008. - 208 с.

2. Сергеев, А.И. Разработка модельных характеристик физической подготовленности спортсменок различной квалификации в летнем полиатлоне / А.И. Сергеев, О.В. Мащенко // Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки : междунар. сб. науч. тр. - Смоленск, 2009. - С. 502-504.

3. Требенок, А.И. Летний полиатлон: методика подготовки квалифицированных спортсменов-полиатлонистов : монография / А.И. Требенок, А.А. Требенок ; Московский Ун-т МВД России. - Брянск : [б.и.], 2007. - 171 с.

4. Уваров, В.А. Полиатлон : учеб. пособие / В.А. Уваров, Т.С. Гильмутдинов ; Мар. гос. ун-т. - Йошкар-Ола : [б.и.], 2003. - 120 с.

REFERENCES

1. Sergeev, A.I. and Trebenok, A.I. (2008), Preparation of qualified athletes in the complex all-round events monograph, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk.

2. Sergeev, A.I. and Maschenko, O.V. (2009), "Development of modeling characteristics of physical fitness of sportswomen of different qualification in the summer poliathlon", Innovative solutions of actual problems ofphysical education and sports training: Intern. Collection of Scientific Papers, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk, pp. 502-504.

3. Trebenok, A.I. and Trebenok, A.A. (2007), Summer poliathlon: technique of training of qualified poliathlon: athletes: monograph, Moscow University of the Interior Ministry of Russia, Bryansk.

4. Uvarov, V.A. and Gilmutdinov, T.S. (2003), Poliathlon: textbook, State University of Mari El Republic, Yoshkar-Ola.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2016

УДК 378

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ ОФИЦЕРОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДЪЮНКТУРЕ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александр Николаевич Сивак, доктор педагогических наук, заместитель начальника

института по научной и учебной работе, полковник, Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник

адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье выявлены показатели готовности офицеров к самостоятельной научной деятельности в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации. К ним относятся: высокий уровень готовности адъюнктов к самостоятельному сбору необходимой научной информации; хорошо развитые навыки работы в качестве пользователя компьютерной техники; мастерское владение современными информационными технологиями и программным обеспечением; психологическая устойчивость и умение аргументировано отстаивать свои позиции в ходе научной деятельности. Сюда же можно отнести: высокий уровень концентрации во время работы с научной литературой по изучаемой проблеме; высокий уровень адаптации к самостоятельной научной деятельности и перенесению интеллектуальных нагрузок; устойчивая мотивация адъюнктов к достижению высоких научных результатов.

Ключевые слова: адъюнктура, показатели готовности, самостоятельная научная деятельность, вузы войск Национальной гвардии Российской Федерации.

INDICATORS OF READINESS OF OFFICERS FOR INDEPENDENT SCIENTIFIC ACTIVITY IN THE GRADUATE MILITARY COURSE OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF TROOPS OF NATIONAL GUARD OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Alexander Nikolaevich Sivak, the doctor ofpedagogical sciences, institute deputy chief on scientific and educational activity, colonel, Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, chief of graduate military

course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation

Annotation

The article reveals the readiness indicators for the officers defining the independent scientific activities in the graduate military course of military higher education institutions of troops of National Guard of the Russian Federation. There are the following ones among them: the high level of readiness of graduated in a military academy for independent collection of the necessary scientific information; the well-developed skills of work as the user of the computer; the masterful ownership of the modern information technologies and software; the psychological stability and ability to defend reasonably the own point of view during the scientific activities. Here it is also possible to include: the high level of concentration during the work with the scientific literature covering the studied problem; the high level of adaptation to independent scientific activities and intellectual loads; the steady motivation of the graduated in a military academy for achievement of high scientific results.

Keywords: graduate military course, readiness indicators, independent scientific activities, higher education institutions of troops of National Guard of the Russian Federation.

В настоящее время готовность офицеров к самостоятельной научной деятельности в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации считается основным критерием эффективности их научной деятельности [2, 4, 5, 7]. Анализ особенностей подготовки офицеров в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации свидетельствует, что значительное внимание должно уделяться формированию навыков самостоятельной научной деятельности [5]. При этом самостоятельные занятия должны носить творческий характер. Они должны побуждать адъюнктов к поиску новых подходов к решению научных задач.

В современной практике подготовки адъюнктов можно выявить следующие отличительные особенности образовательного процесса:

- задачи по теоретической и экспериментальной подготовке должны решаться совместно;

- прослеживается тенденция возрастания роли использования современных информационных технологий в ходе образовательного процесса адъюнктов [3, 6, 7, 9, 10, 11, 12];

- специфика образовательной деятельности адъюнктов определяется наличием у них высокого уровня развития навыков самостоятельной научной деятельности;

- научная деятельность требует высокого уровня готовности адъюнктов к самостоятельному решению научных задач, а также высокого уровня адаптации к ней.

В настоящее время значительно возросли требования к уровню готовности адъюнктов к научной деятельности. В связи с этим, необходим поиск наиболее информативных показателей готовности адъюнктов к научной деятельности. Для решения этой задачи были проанализированы результаты подготовки адъюнктов всех вузов, войск Национальной гвардии Российской Федерации. Всего к исследованиям привлекалось 38 адъюнктов вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации. Изучалась корреляционная связь эффективности подготовки адъюнктов (успешность защит диссертаций) с основными показателями готовности к самостоятельной научной деятельности. Показатели готовности из [1] были адаптированы к решаемой нами задачи. Ранжирование было проведено в соответствии рекомендациями [13]. Результаты этого исследования пред-

ставлены в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ корреляционной связи эффективности подготовки адъюнктов с основными показателями готовности к самостоятельной научной деятельности (п=38)_

Ранг Показатели Эффективность подготовки адъюнктов (успешные защиты диссертаций)

1 Высокий уровень готовности адъюнктов к самостоятельному сбору необходимой научной информации +0,73

2 Хорошо развитые навыки работы в качестве пользователя компьютерной техники +0,67

3 Мастерское владение современными информационными технологиями и программным обеспечением +0,58

4 Психологическая устойчивость и умение аргументировано отстаивать свои позиции в ходе научной деятельности +0,47

5 Высокий уровень концентрации во время работы с научной литературой по изучаемой проблеме +0,41

6 Высокий уровень адаптации к самостоятельной научной деятельности и перенесению интеллектуальных нагрузок +0,37

7 Устойчивая мотивация адъюнктов к достижению высоких научных результатов +0,32

Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о необходимости развития навыков самостоятельной научной деятельности у адъюнктов. Проведенное исследование показало, что подготовка адъюнктов должна осуществляться мастерского владения современными информационными технологиями и программным обеспечением. Было установлено, что у адъюнктов слабо развиты представления об особенностях научной деятельности; отсутствуют элементарные навыки работы в качестве пользователя компьютерной техники. Вместе с тем, эти показатели являются основными в структуре готовности адъюнктов к научной деятельности.

Можно констатировать, что в настоящее время, в системе подготовки адъюнктов функционирует устаревшая схема образовательного процесса. Для дальнейшего успешного функционирования системы подготовки адъюнктов в вузах войск Национальной гвардии Российской Федерации предполагается вести научную разработку инновационных подходов к образовательному процессу на основе владения современными информационными технологиями. Современные инновационные процессы в подготовке адъюнктов должны быть направлены на обоснование теоретических и практических рекомендаций по разработке вопросов повышения качества образования в адъюнктурах.

В отечественной педагогике накоплен достаточно большой опыт подготовки адъюнктов. Анализ исследований в данной проблематике показывает, что выбор оптимального варианта подготовки адъюнктов позволяет эффективно решать образовательные задачи. Обобщенный анализ требований, предъявляемых к подготовке адъюнктов, показывает, что достижение высокого результата возможно лишь на основе формирования навыков самостоятельной научной деятельности у адъюнктов.

Таким образом, исследование современной практики подготовки адъюнктов позволяет сформулировать ряд характерных особенностей образовательного процесса с ними:

а) адъюнкты в ходе образовательной деятельности выполняют специфические задачи, а это требует хороших устойчивых навыков самостоятельной научной деятельности;

б) подготовка адъюнктов представляет собой педагогический процесс по эффективному формированию навыков самостоятельной научной деятельности;

в) действующие программы по подготовке адъюнктов не позволяют эффективно готовить их к научной деятельности, поскольку не отвечают современным требованиям.

Одним из основных показателей готовности адъюнктов к эффективному обучению является высокий уровень адаптации к самостоятельной научной деятельности и перене-

сению интеллектуальных нагрузок. Адаптация офицеров к обучению в адъюнктуре требует создания оптимальной среды для проявления у них творчества в научно-педагогической деятельности. Адаптация может считаться успешной при условии высокого уровня развития у офицеров личностных качеств, необходимых для эффективной самостоятельной научной деятельности. Приходя из войск в адъюнктуру, офицеры полностью меняют уклад своей жизни. Во время обучения в адъюнктуре они должны приобрести навыки самостоятельной научной деятельности. Для многих офицеров это является серьезной проблемой. Практика показывает, что не у всех офицеров, адаптация к учебной деятельности в адъюнктуре, протекает успешно. Это негативно сказывается на активности их познавательного поведения. Активный характер познавательного поведения адъюнктов характеризуется стремлением собрать как можно больше новой научной информации о предмете исследования. Пассивный характер познавательного поведения адъюнктов характеризуется отсутствием желания заниматься научной деятельностью. В этом случае появляется страх и неуверенность в своих силах при решении научных задач. Практика свидетельствует, что положительная роль адаптации проявляется в уверенности адъюнктов в себе, в своих силах и способностях, при преодолении трудностей самостоятельной научной деятельности. В противном случае напряженность нарастает на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями о том, что научный труд может не состояться. В таких случаях, адъюнкт считает себя неспособным влиять на окружающую ситуацию, связанную с написание диссертации. Это негативным образом сказывается на его самостоятельной научной деятельности.

Та ким образом, в ходе исследования были выявлены показатели готовности офицеров к самостоятельной научной деятельности в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации. К ним относятся: высокий уровень готовности адъюнктов к самостоятельному сбору необходимой научной информации; хорошо развитые навыки работы в качестве пользователя компьютерной техники; мастерское владение современными информационными технологиями и программным обеспечением; психологическая устойчивость и умение аргументировано отстаивать свои позиции в ходе научной деятельности. Сюда же можно отнести: высокий уровень концентрации во время работы с научной литературой по изучаемой проблеме; высокий уровень адаптации к самостоятельной научной деятельности и перенесению интеллектуальных нагрузок; устойчивая мотивация адъюнктов к достижению высоких научных результатов.

ВЫВОД. Современный период подготовки адъюнктов характеризуется: увеличением требований к качеству их обучения в адъюнктуре. Дальнейшее развитие системы подготовки адъюнктов должно быть направленно на поиск, использование и развитие инноваций в системе их обучения, на основе выявленных показателей готовности к самостоятельной научной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кислый, А.Н. Показатели, определяющие готовность спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону / А.Н. Кислый, М.В. Лисичкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 72-75.

2. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133138.

3. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.

4. Миняйленко, Н.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 166-169.

5. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.

6. Миняйленко, Н.Н. Система контроля адаптационных перестроек офицеров в процессе обучения в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 75-80.

7. Миняйленко, Н.Н. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 166-169.

8. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ законодательной базы в контексте дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Миняйленко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 142-150.

9. Сивак, А.Н. Информационные технологии дистанционного обучения (для вузов внутренних войск МВД России) : учебное пособие / А.Н. Сивак, С.А. Дымов, В.А. Чистяков. -СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2013. - 367 с.

10. Формирование учебно-методических комплексов учебных дисциплин в системе дистанционного обучения СПбГУФК имени П. Ф. Лесгафта : учебно-методическое пособие / Е.А. Никитина, С.С. Филиппов, Е.Е. Пущенко, В.А. Чистяков - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2007. - 130 с.

11. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.

12. Чистяков, В.А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения / В.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - С. 49-50.

13. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.

REFERENCES

1. Kisly, A.N. and Lisichkin, M.V. (2016), "Indicators defining the readiness of athletes for competitions in army biathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 7275.

2. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.

3. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.

4. Minyaylenko, N.N. (2016), "Psychology and pedagogical conditions necessary for adaptation of officers to training in graduate military course of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 166-169.

5. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.

6. Minyaylenko, N.N. (2016), "Monitoring system for adaptation reorganizations of the officers in the course of training in graduate military course of military higher education institutions of troops of National Guard of Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 75-80.

7. Minyaylenko, N.N. (2016), Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 166-169.

8. Minyaylenko, N.N. (2016), "Monitoring system for adaptation reorganizations of the officers in the course of training in graduate military course of military higher education institutions of troops of National Guard of Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7,

pp. 75-80.

9. Sivak, A. N., Dymov, S.A. and Chistyakov, V.A. (2013), Information technologies of distance training (for higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia): education guidance, Publishing house of Polytechnical university, St. Petersburg.

10. Nikitina, E.A., Filippov, S.S., Pushchenko, E.E. and Chistyakov, V.A. (2007), Forming of educational and methodical complexes of subject matters in system of distance training of Lesgaft University: educational and methodical benefit, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

11. Chistyakov, VA. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.

12. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), "Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50.

13. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2016

УДК 796.011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Ирина Михайловна Силованова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Иванова, кандидат педагогических наук, Андрей Игоревич Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье представлены результаты опроса родителей детей младшего школьного возраста отдельных школ г. Смоленска к физической культуре и здоровому образу жизни. Определен уровень теоретическо-методических знаний родителей о физическом воспитании младших школьников. Выявлен недостаточный уровень знаний по следующим темам: средства физического воспитания, методы контроля и самоконтроля физического состояния, закаливание, физические качества и двигательные способности, показатели физического развития. Предложен комплекс мероприятий, направленный на формирование знаний и умений родителей в области физического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, теоретико-методическая подготовленность, здоровый образ жизни, дети младшего школьного возраста, семья.

DETERMINATION OF LEVEL OF METHODICAL READINESS OF PARENTS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION AND HEALTHY

LIFESTYLE

Irina Mikhailovna Silovanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Yurievna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences,

Andrey Igorevich Sergeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk

Annotation

The article presents the results of the survey of parents of the primary school children of some schools of Smolensk concerning the physical education and healthy lifestyle. The level of parents' theoretical and methodological knowledge about the physical education of junior schoolchildren was determined. The lack of knowledge on the following topics has been revealed: the means of physical education, the methods of control and self-control of one's physical condition, cold training, physical qualities and motor abilities, physical development indicators. The complex of measures directed at the parents' formation of the knowledge and skills in the field of physical education has been offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.