Контактная информация: melikoff.andrey@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 02.04.2016
УДК 378
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ АДЪЮНКТОВ В ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ, КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник
адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
Подготовка адъюнктов в военных вузах до настоящего времени, регламентировалась соответствующими нормативно-правовыми актами, разработанными МВД России. Переподчинение внутренних войск МВД России вновь создаваемой Федеральной службе национальной гвардии России и вхождение их в состав войск Национальной гвардии России (Росгвардии) (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/707786/) естественным образом требует пересмотра системы подготовки научно-педагогических кадров. В статье установлены факторы, определяющие направленность образовательной среды при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск. В качестве основных факторов, определяющих направленность образовательной среды при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России, респонденты отметили: обеспечение преемственности в подготовке адъюнктов для вузов внутренних войск МВД России, а также использование непрерывности в повышении научной квалификации адъюнктов. Отмечается важность индивидуального выбора направления для научного поиска в ходе адъюнктской подготовки, а также ориентация подготовки адъюнктов на потребности в педагогах для вузов внутренних войск МВД России. Менее значимыми факторами являются: направленность подготовки адъюнктов к вариативным условиям педагогической деятельности и постоянный контроль над уровнем научного роста адъюнктов вузов внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: факторы; вузы внутренних войск МВД России; подготовка адъюнктов; образовательная среда; педагогическая система.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p171-175
EDUCATIONAL ENVIRONMENT WHEN TRAINING GRADUATES IN A MILITARY ACADEMY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA, AS DYNAMIC
PEDAGOGICAL SYSTEM
Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, chief of graduate military
course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
Training of the graduates in the military academy until now was regulated by the relevant normative legal acts developed by the Ministry of the Internal Affairs of Russia. Resubmission of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the created Federal service of the National Guard of Russia and entrance of them in the structure of troops of National Guard of Russia naturally demands the revision of the system of preparation of the research and educational personnel. The article outlines the factors defining the orientation of the educational environment when training graduates in a military academy in higher education institutions of the internal troops. As the major factors defining the orientation of the educational environment when training graduates in the military academy in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia respondents have noted: the ensuring the continuity in training of graduates in the military academy for higher education institutions of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and also use of the continuity in increase of sci-
entific qualification of the graduates in a military academy. Importance of the individual choice of the direction for scientific search is noted during the preparation, and also orientation of the training of graduates in a military academy on the needs for teachers for higher education institutions of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Less significant factors are the following: the orientation of the training of graduates in the military academy for variable conditions of the pedagogical activity and constant control over the level of the scientific growth of the graduates for the military academy of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: factors, higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, training of graduates in a military academy, educational environment, pedagogical system.
Подготовка адъюнктов внутренних войск МВД России осуществляется на кафедрах вузов и во многом определяется состоянием образовательной среды. Образовательная среда представляет собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, обеспечивающих целенаправленные педагогические воздействия на все составляющие подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России. Каждый из этих компонентов должен обеспечивать ориентацию и подготовку офицеров к поступлению в адъюнктуру. От того, какие кадры поступают в адъюнктуру, во многом зависит и итоговый результат их обучения в ней. Практика показала, что в адъюнктуру приходят офицеры с недостаточным уровнем развития научно-педагогической подготовленности. У них недостаточно развиты адекватные ценностно-смысловые ориентации, обеспечивающие высокое качество их подготовки в адъюнктуре. В наших предыдущих исследованиях последовательно были выявлены объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России [1], факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России [3]. Для создания динамической системы управления подготовкой адъюнктов, необходимо выявить факторы, определяющие направленность образовательной среды подготовки, позволяющие реализовать систему подготовки научно-педагогических кадров в условиях непрерывно меняющихся внешних условиях.
Под организационно-педагогическим управлением понимается перевод педагогической системы из известного начального состояния в желаемое конечное состояние педагогическими методами. Задача управления имеет решение, если известны ограничения на управляющие и управляемые параметры. К чему приводят натурные опыты над системой образования России хорошо известно: значительно проще разрушить работающее, чем создать что-новое. Это связано, в первую очередь с неумением, создавать научно-основанные прогнозы на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Разработку системы управления подготовкой адъюнктов в военных вузах России, предполагается проводить путем моделирования этой системы с применением системы стандартов IDEF (http://www.studfiles.ru/preview/3001157/), позволяющих унифицировать как создание моделей реальных систем, так и последующее моделирование на ПК:
«IDEF0 - методология функционального моделирования. С помощью наглядного графического языка IDEF0, изучаемая система предстает перед разработчиками и аналитиками в виде набора взаимосвязанных функций (функциональных блоков - в терминах IDEF0). Как правило, моделирование средствами IDEF0 является первым этапом изучения любой системы;
IDEF3 - методология документирования процессов, происходящих в системе, которая используется, например, при исследовании технологических процессов на предприятиях. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса. IDEF3 имеет прямую взаимосвязь с методологией IDEF0 - каждая функция (функциональный блок) может быть представлена в виде отдельного процесса средствами IDEF3;
IDEF5 - методология онтологического исследования сложных систем. С помощью методологии IDEF5 онтология системы может быть описана при помощи определенного словаря терминов и правил, на основании которых могут быть сформированы достовер-
ные утверждения о состоянии рассматриваемой системы в некоторый момент времени. На основе этих утверждений формируются выводы о дальнейшем развитии системы, и производится её оптимизация» (http://www.studfiles.ru/preview/3001157/).
Для подготовки входной информации по стандарту IDEF5, необходимо выявить факторы (утверждения) влияющие как положительно, так и отрицательно, на изучаемую систему и проранжировать их по степени влияния [5].
Формирование будущего офицера-педагога с высоким научным потенциалом в адъюнктуре неразрывно связано с процессом его личностного развития и научного роста. Процесс научного роста адъюнктов осуществляется не изолированно. Это происходит под влиянием не только конкретного коллектива и образовательной среды вуза, но и при условии активности самого офицера.
В связи с указанными проблемами при создании эффективной образовательной среды для подготовки адъюнктов, необходимо выявить факторы, определяющие ее направленность. Направленность образовательной среды при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России должна обеспечивать высокое качество их подготовки. Преподаватели вузов внутренних войск МВД России, отвечающие за подготовку адъюнктов должны обладать современными научными знаниями в области педагогики, психологии, социологии и других наук. Они должны принимать участие в различных научно-практических конференциях, генерировать научные идеи и формулировать основные научные направления исследований. Они должны выявлять склонности адъюнктов к научно-педагогической деятельности. К данной работе целесообразно привлекать психологов, способных выявить не только склонности, но и способности будущих адъюнктов к научно-педагогической деятельности. В результате адъюнктуры вузов внутренних войск МВД России заранее, заблаговременно получают определенную информацию о своих потенциальных адъюнктах. При поступлении офицеров в адъюнктуру должна быть объективная информация об их различных качествах и способностях. Очень эффективным способом выявления способностей и склонностей будущих адъюнктов к научно-педагогической деятельности является привлечение офицеров внутренних войск МВД России к выполнению НИР. Для этого разрабатываются индивидуальные задания для будущих адъюнктов. Таким образом, должна обеспечиваться непрерывность научной подготовки адъюнктов. Непрерывность обеспечивает высокий уровень образования адъюнктов. Она осуществляется целенаправленно, в определенной мере ориентируясь на потребности последующей деятельности после окончания адъюнктуры в вузе. За счет этого офицер, несмотря на накопленный профессиональный опыт, никогда не останавливается в профессиональном и личностном развитии. Он имеет возможность двигаться вперед, осваивая все новые вершины научного знания. Кроме того, за счет этого появляется дополнительная возможность осуществлять постоянный педагогический мониторинг научного развития офицера.
Таким образом, формирование будущего офицера-педагога с высоким научным потенциалом в адъюнктуре неразрывно связано с процессом его личностного развития и научного роста. Процесс научного роста адъюнктов осуществляется не изолированно. Это происходит под влиянием не только конкретного коллектива, но и образовательной среды вуза. Направленность образовательной среды при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России должна обеспечивать высокое качество их подготовки. В связи с указанными проблемами при создании эффективной образовательной среды для подготовки адъюнктов, целесообразно выявить факторы, определяющие ее направленность.
Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 43 преподавателей Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. В качестве основных факторов, определяющих направленность образовательной среды при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России, респонденты отмети-
ли: обеспечение преемственности в подготовке адъюнктов для вузов внутренних войск МВД России, а также использование непрерывности в повышении научной квалификации адъюнктов. Отмечается важность индивидуального выбора направления для научного поиска в ходе адъюнктской подготовки, а также ориентация подготовки адъюнктов на потребности в педагогах для вузов внутренних войск МВД России. Менее значимыми факторами являются: направленность подготовки адъюнктов к вариативным условиям педагогической деятельности и постоянный контроль уровня научного роста адъюнктов вузов внутренних войск МВД России. Выбранные экспертами факторы были проранжи-рованы по их уровню значимости в соответствии с [5].
На основе проведенного исследования были намечены следующие пути улучшения качества образовательной среды при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России:
- обеспечение преемственности в подготовке адъюнктов для вузов внутренних войск МВД России и непрерывности в повышении их научной квалификации;
- совершенствование направленности подготовки адъюнктов к вариативным условиям педагогической деятельности.
ВЫВОД. Выявлены факторы, определяющие направленность образовательной среды при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России. Установлено, что обеспечение индивидуального выбора направления для научного поиска в ходе адъюнктской подготовки, ориентация подготовки адъюнктов на потребности в педагогах для вузов внутренних войск МВД России, а также постоянный контроль над уровнем научного роста адъюнктов являются основными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133138.
2. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.
3. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.
4. Миняйленко, Н.Н. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 166-169.
5. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.
REFERENCES
1. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.
2. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.
3. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 166-169.
4. Minyaylenko, N.N. (2016), "Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 178-183.
5. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
Контактная информация: minialenko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.04.2016
УДК 378
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ АДЪЮНКТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник
адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск России, Санкт-Петербург,
Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлена реализация модульной системы обучения, предписываемой методическими рекомендациями по организации деятельности адъюнктур, средствами системы дистанционного обучения на платформе Moodle. Дано краткое описание системы дистанционного обучения, разрабатываемой в Санкт-Петербургском институте внутренних войск МВД России и решаемые этой системой задачи.
Ключевые слова: адъюнктура, модульные технологии, дистанционное обучение.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p175-178
ELECTRONIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN SYSTEM OF TRAINING OF
GRADUATES IN THE MILITARY ACADEMY OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, professor, chief of graduate
military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia, St. Petersburg,
Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Realization of the modular system of the training ordered by the methodical recommendations about the organization of activity of the postgraduate courses by means of the system of distance learning on the moodle platform is presented in article. The short description of the system of distance learning developed at the St. Petersburg institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the tasks solved by this system is given.
Keywords: graduate military course, modular technologies, distance learning.
Подготовка научно-педагогических кадров предполагает большой объем самостоятельной работы. В этом смысле адъюнкты имеют значительное преимущество перед аспирантами гражданских вузов. Это связано, во-первых, с тем, на протяжении всех лет обучения в военном вузе курсанты накопили значительный опыт самостоятельной работы (самоподготовка - обязательный элемент процесса обучения в военном вузе), и во-вторых, с тем, что в адъюнктуру зачисляются офицеры уже прошедшие службу в войсках. В наших работах [2-5, 7] выявлена проблемная ситуация и определены факторы, влияющие на повышение эффективности деятельности адъюнктуры и предложен механизм выделения наиболее значимых факторов. Также в [2] обоснована необходимость использования информационных образовательных технологий, в частности дистанционных образовательных технологий [8-10].