Научная статья на тему 'Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России'

Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ВУЗЫ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / АДЪЮНКТЫ / БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миняйленко Николай Николаевич

Подготовка адъюнктов во многом определяется состоянием образовательной среды, успешностью деятельности адъюнктуры военного вуза, которая осуществляет: организацию процесса набора; консолидацию деятельности базовых кафедр; подбора научных руководителей из числа наиболее квалифицированных преподавателей кафедр; выбор, согласование и утверждение тем, наиболее актуальных и значимых для внутренних войск, т.е. от состояния образовательной среды военного вуза. На основе методов экспертной оценки выявлены факторы, подготовки адъюнктов в адъюнктурах военных вузов внутренних войск МВД России. Особое внимание эксперты обратили на наличие постоянного мониторинга уровня научного потенциала адъюнктов, формирование высокого уровня личной ответственности адъюнкта за качество диссертационного исследования, наличие благоприятной образовательной среды в вузе, обеспечивающей рост научного потенциала адъюнктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миняйленко Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia

Training of graduates’ in a military academy in many respects is defined by a condition of the educational environment, success of activity of graduate military course of military higher education institution which carries out: the organizations of process, a set, consolidation of activity of basic departments, selection of research supervisors from among the most qualified teachers of departments, the choice, coordination and the statement by that, the most actual and significant for internal troops, i.e. from a condition of the educational circle of the military of higher education institution. On the basis of methods of an expert assessment factors, training of graduates’ in a military academy in the postgraduate courses of military higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed. Experts have paid special attention to existence of continuous monitoring of level of scientific potential of graduates’ in a military academy, formation of high level of a personal responsibility of the graduated in a military academy for quality of dissertation research, existence of the favorable educational environment in higher education institution providing growth of scientific potential of graduates in a military academy.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России»

Исходя из того, что одной из характеристик рациональности техники вариантов выполнения упражнения является степень мышечного напряжения необходимого для решения двигательной задачи, а средняя амплитуда турнов электрической активности мышц может являться одной из ее характеристик, в процессе анализа определялась суммарный показатель средней амплитуды турнов основных групп мышц.

Таким образом, в результате математических расчетов было установлено, что для выполнения двигательной задачи в соответствии с вариантом техники основного хода требуется различное количество электрической активности мышц. Наименьшие показатели суммарной средней амплитуды турнов зафиксированы в первом варианте (2204,93мкВ), наивысшая активация мышц требовалась при выполнении основного хода в шестом варианте (3824,33мкВ) (различия достоверны, p<0,05). То есть по своей энергоемкости первый вариант являлся более рациональным и экономным.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2016

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ АДЪЮНКТОВ В ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник

адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск России

Аннотация

Подготовка адъюнктов во многом определяется состоянием образовательной среды, успешностью деятельности адъюнктуры военного вуза, которая осуществляет: организацию процесса набора; консолидацию деятельности базовых кафедр; подбора научных руководителей из числа наиболее квалифицированных преподавателей кафедр; выбор, согласование и утверждение тем, наиболее актуальных и значимых для внутренних войск, т.е. от состояния образовательной среды военного вуза. На основе методов экспертной оценки выявлены факторы, подготовки адъюнктов в адъюнктурах военных вузов внутренних войск МВД России. Особое внимание эксперты обратили на наличие постоянного мониторинга уровня научного потенциала адъюнктов, формирование высокого уровня личной ответственности адъюнкта за качество диссертационного исследования, наличие благоприятной образовательной среды в вузе, обеспечивающей рост научного потенциала адъюнктов.

Ключевые слова: факторы; вузы внутренних войск МВД России; адъюнкты; боевая деятельность; средства подготовки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p166-169

FACTORS DEFINING THE HIGH EFFICIENCY OF TRAINING OF THE GRADUATES IN MILITARY ACADEMY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, professor, chief of graduate

military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia

Annotation

Training of graduates' in a military academy in many respects is defined by a condition of the educational environment, success of activity of graduate military course of military higher education institution which carries out: the organizations of process, a set, consolidation of activity of basic departments, selection of research supervisors from among the most qualified teachers of departments, the choice, coordination and the statement by that, the most actual and significant for internal troops, i.e. from a condition

of the educational circle of the military of higher education institution. On the basis of methods of an expert assessment factors, training of graduates' in a military academy in the postgraduate courses of military higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed. Experts have paid special attention to existence of continuous monitoring of level of scientific potential of graduates' in a military academy, formation of high level of a personal responsibility of the graduated in a military academy for quality of dissertation research, existence of the favorable educational environment in higher education institution providing growth of scientific potential of graduates in a military academy.

Keywords: factors; higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia; graduates' in a military academy; fighting activity; means of preparation.

Образовательная среда представляет собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, обеспечивающих целенаправленные педагогические воздействия на все составляющие подготовки адъюнктов. Каждый из этих компонентов должен содержать такие свойства, наличие которых способствует качественной подготовке адъюнктов в адъюнктурах вузов ВВ МВД России.

Повышению качества подготовки адъюнктов постоянно уделялось самое пристальное внимание, сейчас оно стало еще более актуальным в связи с перестройкой армии, насыщением ее самым современным оружием, воспитанием патриотизма и гордости за вооруженные силы. Неслучайно, что в 2016 году призыв в вооруженные силы проходит, как никогда успешно. Это означает, что в войсках востребованы знающие и квалифицированные командиры. Основным поставщиком нового офицерского корпуса должна стать и становится адъюнктура военного вуза. Важным направлением повышения качественной подготовки адъюнктов является поиск и обоснование факторов, определяющих эффективность их обучения, реализацию личностно-ориентированного процесса обучения.

Организация и процесс обучения адъюнкта тесно связаны с формированием у последнего системного мышления, устоявшимися навыками самостоятельной работы, умением систематизировать научную литературу по теме диссертации, выделять главное и второстепенное, конструктивным сотрудничеством не только с научным руководителем, но и с другими специалистами в данной отрасли знания. Умением публично обоснованно отстаивать свою точку зрения, выступать ка кафедральных семинарах, вузовских и внешних конференциях, только в этом случае он подойдет к публичной защите диссертации подготовленным, сформировавшимся профессионалом. Созданию всех этих условий должен способствовать, как начальник адъюнктуры, так и весь профессорско-преподавательский состав вуза ВВ МВД, т.е. совместно создавать образовательную среду вуза, позволяющую организовать эффективную подготовку адъюнкта. Вышесказанное, предполагает, что ППС военного вуза ВВ МВД, не стоит на месте, а постоянно повышает свою научную и профессиональную компетентность. Этому способствуют ежегодные отчеты преподавателей об их научной деятельности (количество статей, количество ссылок на их публикации, выступления на конференциях, индекс Хирша и т.д.). Практика такого мониторинга, проводимого под руководством заместителем начальника ввуза по научной работе, не позволяет преподавателю «почивать на лаврах», а вынуждает его вести непрерывную научную работу. Тем самым руководство работой адъюнкта над диссертацией переходит на новый качественный уровень и делает связь между адъюнктом и его научным руководителем еще более тесной, этому способствуют и совместные публикации в ведущих научных журналах, выступления на всероссийских и международных конференциях.

В процессе подготовки адъюнкты обучаются различным методам научного поиска, формируют уверенность в правильности своего направление при решении сложных научных задач, имеющих большое практическое значение, что, в конечном счете, приводит его в уверенности в своих силах и значимости проблемы для внутренних войск МВД России. Содержание обучения адъюнктов всецело учитывает особенности боевой дея-

тельности. Вместе с тем, практика свидетельствует, что необходимо модернизировать структуру организации обучения адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России, с целью повышения эффективности этого процесса.

Обучение адъюнкта в военном вузе представляет собой сложную систему, на которую влияет множество причин, движущих сил, т.е. факторов (http://tolkslovar.ru/f202.htm). К сожалению, до настоящего времени не сформировано единое мнение о факторах, определяющих эффективность подготовки адъюнктов. Данная проблема относится к задачам непараметрической статистики и решается методами экспертных оценок [4]. Для выявления факторов, влияющих на эффективность процесса обучения в адъюнктуре Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД России, был проведен опрос 82 ведущих преподавателей ввуза, имеющих подготовленных кандидатов наук или ведущих активную научную деятельность или читавших курсы лекций в адъюнктуре в различное время. Результаты опроса нами были проанализированы и сформулированы причины (движущие силы) - факторы, определяющие эффективность процесса обучения в адъюнктуре. Экспертам было предложено расположить эти факторы в порядке убывания степени их влияния на процесс обучения, т.е. провести ранжирование [4]. Коэффициент конкордации этого ранжирования составляет 0,74, что говорит о достаточной согласованности мнений экспертов [4]. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, определяющие эффективность системы подготовки адъюнктов

в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России (п=82)

Факторы Ранговый показатель (%)

Высокий уровень личной ответственности каждого адъюнкта за качественную подготовку диссертации к защите 19,8

Использование индивидуального подхода к подготовке адъюнктов в интересах внутренних войск МВД России 17,7

Ориентация подготовки адъюнктов на практические потребности реальной служебно-боевой деятельности войск 15,3

Наличие благоприятной образовательной среды в вузе, обеспечивающей рост научного потенциала адъюнктов 14,4

Наличие целевого характера обучения адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России 10,6

Объективный учет качества формирования навыков самостоятельного научного поиска у адъюнктов 9,7

Высокий уровень личной ответственности научных руководителей за качественную подготовку адъюнктов в вузе 7,3

Наличие постоянного мониторинга уровня научного потенциала адъюнктов и их научных руководителей 5,2

В качестве основных факторов, определяющих высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России, респонденты отметили: высокий уровень личной ответственности каждого адъюнкта за качественную подготовку диссертации к защите, а также использование индивидуального подхода к подготовке адъюнктов в интересах внутренних войск МВД России. Отмечается важность ориентации подготовки адъюнктов на практические потребности реальной служебно-боевой деятельности войск, а также наличие благоприятной образовательной среды в вузе, обеспечивающей рост научного потенциала адъюнктов. Менее значимыми факторами являются: наличие целевого характера обучения адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России; объективный учет качества формирования навыков самостоятельного научного поиска у адъюнктов; высокий уровень личной ответственности научных руководителей за качественную подготовку адъюнктов в вузе. Особое внимание эксперты обратили на наличие постоянного мониторинга уровня научного потенциала адъюнктов.

На основании проведенного исследования мы предлагаем следующие направления решения задачи повышения эффективности деятельности адъюнктуры (повышение каче-

ства обучения адъюнктов):

совершенствование форм планирования и организации обучения за счет внедрения в учебный процесс адъюнктов электронных образовательных технологий

- организацию дистанционных курсов по подготовке кандидатов для поступления в адъюнктуру;

- введение электронных журналов для осуществления непрерывного мониторинга за ходом работы над диссертацией;

- проведение курсов повышения квалификации в родственных вузах научных руководителей по вопросам повышения качества подготовки адъюнктов;

- разработка объективных критериев оценки качества обучения адъюнктов, на основе устоявшихся навыков проведения самостоятельной научной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133-138.

2. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.

3. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.

4. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.

REFERENCES

1. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.

2. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.

3. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.

4. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

Контактная информация: minialenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.03.2016

УДК 796.077.5

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Елена Янверовна Михайлова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье проанализированы особенности организации подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта. Предложены основные направления развития системы подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.