УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ
АДАПТАЦИИ ОФИЦЕРОВ К ОБУЧЕНИЮ В АДЪЮНКТУРЕ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник
адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
Установлена структура психолого-педагогических условий, необходимых для адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России. К основным условиям относятся: включение в процесс адъюнктской подготовки отдельных программ по формированию навыков у офицеров самостоятельной научной деятельности; формирование установки у офицеров на постоянное саморазвитие и поиск новой научной информации по изучаемой проблеме; использование индивидуального подхода к офицерам в ходе адъюнктской подготовки. Менее значимыми условиями являются: формирование военно-педагогической направленности у офицеров в ходе их обучения в адъюнктуре военных вузов; разработка комплекса мероприятий и объективных критериев по контролю над уровнем развития личностных качеств у офицеров, необходимых военному педагогу; осуществление мероприятий по поиску путей повышения интереса и мотивации офицеров к учебе в адъюнктуре.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; адаптация; учебная деятельность; вузы внутренних войск МВД России; адъюнктура; офицеры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p166-169
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR ADAPTATION OF OFFICERS TO TRAINING IN GRADUATE MILITARY COURSE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, chief of graduate military
course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation
The structure of the psychology and pedagogical conditions necessary for adaptation of the officers to training in graduate military course of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia has been established. The main conditions include: the inclusion in process of preparation of the separate programs for formation of the skills at officers for the independent scientific activity; the formation of settings at officers on the continuous self-development and search for the new scientific information on the studied problem; the use of the individual approach to officers during preparation. Less significant conditions are the following: the formation of the military and pedagogical orientation at officers during their training in graduate military course of military higher education institutions; the development of the complex of actions and objective criteria on control over a level of development of the personal qualities at the officers necessary for the military teacher; the implementation of actions for search for ways of increasing the interest and motivation of officers to study in graduate military course.
Keywords: psychology and pedagogical conditions, adaptation, educational activity, higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, graduate military course; officers.
Адаптация к учебной деятельности офицеров для обучения в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России требует создания оптимальной среды для проявления у них творчества в научно-педагогической деятельности. Адаптация может считаться успешной при условии высокого уровня развития у офицеров личностных качеств, необходимых для эффективной научно-педагогической деятельности. Приходя из войск в адъюнктуру, офицеры полностью меняют уклад своей жизни. Известно, что адаптация есть процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Процесс адап-
тации будет протекать значительно быстрее, если будут созданы определенные психолого-педагогические условия, в этом смысле можно говорить об управлении процессом адаптации к обучению офицеров в адъюнктуре. Во время обучения у адъюнктов должен быть создан определённый информационный запас знаний об условиях предстоящей научно-педагогической деятельности. Они должны приобрести навыки самостоятельной научной деятельности. Для многих офицеров это является серьезной проблемой. Преодолевая эти трудности, офицеры успешно адаптируются к новым условиям учебной деятельности.
Вместе с тем, практика показывает, что не у всех офицеров процесс адаптации к учебной деятельности в адъюнктуре протекает успешно. Это негативно сказывается на их познавательном поведении. Известно, что это поведение может носить активный или пассивный характер. Активный характер познавательного поведения адъюнктов характеризуется стремлением собрать ка к можно больше новой научной информации о предмете исследования. Пассивный характер познавательного поведения адъюнктов характеризуется отсутствием желания заниматься научной деятельностью. В этом случае появляется страх и неуверенность в своих силах при решении научных задач. Практика свидетельствует о том, что положительна я роль адаптации, проявляется при уверенности адъюнктов в себе, в своих сила х и способностях, при преодолении трудностей научно-педагогической деятельности. В противном случае напряженность нарастает на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями о том, что научный труд может не состояться. В таких случаях, адъюнкт считает себя неспособным влиять на окружающую ситуацию, связанную с написание диссертации. Это негативным образом сказывается на его научно-педагогической деятельности. Практика показывает, что на активность познавательного поведения адъюнктов можно влиять с помощью создания оптимальной среды для проявления у них творчества в научно-педагогической деятельности. Для этого необходимо обосновать соответствующие психолого-педагогические условия.
На основе анализа учебно-методической литературы и личного опыта руководства адъюнктурой, нами был выявлен комплекс причин, влияющих на процесс адаптации к обучению в адъюнктуре. Предлагаемый нами комплекс психолого-педагогических условий прошел уточнение и дополнение по результатам бесед, проведенных нами с ведущими преподавателями адъюнктуры Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД России. Окончательный вариант комплекса психологических условий представлен в таблице. Для выявления уровня значимости, каждого из условий на процесс адаптации, в соответствии с рекомендациями [5] нами была сформирована группа экспертов из числа профессорско-преподавательского состава пяти вузов внутренних войск МВД России, имеющих стаж работы с адъюнктами не менее 10 лет. Всего в экспертизе участвовало 64 респондента. Ранжирование проводилось методом парных сравнений. Результаты этого исследования представлены в таблице.
В ходе проведенного исследования была установлена структура психолого-педагогических условий, необходимых для адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России. К основным условиям относятся: включение в процесс адъюнктской подготовки отдельных программ по формированию навыков у офицеров самостоятельной научной деятельности; формирование установки у офицеров на постоянное саморазвитие и поиск новой научной информации по изучаемой проблеме; использование индивидуального подхода к офицерам в ходе адъюнктской подготовки.
Менее значимыми условиями являются: формирование военно-педагогической направленности у офицеров в ходе их обучения в адъюнктуре военных вузов; разработка комплекса мероприятий и объективных критериев по контролю над уровнем развития личностных качеств у офицеров, необходимых военному педагогу; осуществление мероприятий по поиску путей повышения интереса и мотивации офицеров к учебе в адъюнк-
туре.
Таблица
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для адаптации
офицеров к обучению в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России (п=64)
Психолого-педагогические условия Ранг (%)
Включение в процесс адъюнктской подготовки отдельных программ по формированию навыков у офицеров самостоятельной научной деятельности 21,3
Формирование установки у офицеров на постоянное саморазвитие и поиск новой научной информации по изучаемой проблеме 19,7
Использование индивидуального подхода к офицерам в ходе адъюнктской подготовки 15,2
Формирование военно-педагогической направленности у офицеров в ходе их обучения в адъюнктуре военных вузов 12,8
Разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития личностных качеств у офицеров, необходимых военному педагогу 12,2
Разработка объективных критериев оценки уровня развития личностных качеств, необходимых военному педагогу 9,8
Осуществление мероприятий по поиску путей повышения интереса и мотивации офицеров к учебе в адъюнктуре 5,3
Создание среды для проявления творчества в научно-педагогической деятельности адъюнктов 3,7
Итого: 100
Таким образом, можно сделать вывод, что основным психогенным воздействием на офицеров являются условия учебы в адъюнктуре и особенности научно-педагогической деятельности. С целью проверки эффективности данных условий для успешной адаптации офицеров к научно-педагогической деятельности, проводился педагогический эксперимент. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности выявленных условий, для адаптации офицеров к научно-педагогической деятельности. У испытуемых экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях, характеризующих функциональный, психологический и социальный компоненты адаптации к научно-педагогической деятельности.
Вывод. Успешность или недостаточная успешность процесса адаптации к условиям учебы в адъюнктуре, определяется эффективностью использования выявленных психолого-педагогических условий. С помощью этих условий можно формировать военно-педагогическую направленность личности офицеров на научно-педагогическую деятельность, проявление интереса к науке, необходимые для педагога личностные качества, готовность офицеров к овладению новыми знаниями, умениями, навыками, а также высокую работоспособность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133-138.
2. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.
3. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.
4. Миняйленко, Н.Н. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 166-169.
5. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -С. 197-201.
REFERENCES
1. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.
2. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.
3. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.
4. Minyaylenko N.N. (2016), Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 166-169.
5. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
Контактная информация: minialenko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.05.2016
УДК 796:61
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВГАСУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ С УЧЕТОМ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Елена Вячеславовна Нефедова, старший преподаватель, Екатерина Александровна
Козловцева, преподаватель, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ), Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
(ВГИФК), Воронеж
Аннотация
Статья посвящена исследованию работоспособности студентов. Рассматривается проблема повышения эффективности учебного процесса, на основе внедрения в практику физического воспитания достижений результатов научных исследований, сконцентрированных на оптимизации учебного процесса таким образом, чтобы без угрозы переутомления и перетренированности выполнять запланированную физическую работу, обеспечивающую высокий уровень работоспособности. Проведенное исследование свидетельствует о расширении функциональных возможностей организма студентов посещающих занятия с расширенным использованием средств физической культуры в учебном процессе, с учетом конституциональных особенностей студентов.
Ключевые слова: весоростовой индекс; соматический тип; динамометрия; физическое развитие; пропорциональность развития.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p169-173
CHARACTERISTIC OF PHYSICAL EFFICIENCY OF STUDENTS OF THE VORONEZH STATE ARCHITECTURE AND CIVIL ENGINEERING UNIVERSITY WHEN CARRYING OUT OCCUPATIONS TAKING INTO ACCOUNT THE CONSTITUTIONAL FEATURES OF THE ENGAGED
Elena Vyacheslsvovna Nefedova, the senior teacher, Ekaterina Aleksandrovna Kozlovtseva,
the teacher, Voronezh State Architecture and Civil Engineering, Voronezh, Alla Vtalyevna Yezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of
Physical Education, Voronezh
Annotation
The article investigates the performance of the students. The authors considers the problem of increase of efficiency of the educational process on the basis of implementation in practice of physical edu-