ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды. Т. 1 / Б.Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - 232 с.
2. Краевский, В.В. Ценностные ориентации как основа стратегии образования / В.В. Краевский // Труды научного семинара «Философия - образование - общество». - М., 2005. -Т. 2. - С. 9-21.
3. Рогожникова, Р.А. Подготовка студентов педвузов к воспитанию сознательной дисциплины школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рогожникова Раиса Анатольевна. -Москва, 1992. - 16 с.
4. Рогожникова, Р.А. Теория и практика воспитания дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку : дис. ... д-ра пед. наук / Рогожникова Раиса Анатольевна. - Пермь, 1998. - 327 с.
REFERENCES
1. Ananyev, B.G. (1980), About the person as an object and subject of education, Selected psychological works, Pedagogy, Moscow.
2. Kraevsky V.V. (2005), "Value orientation as the basis for education", Proceedings of scientific seminar "Philosophy - education - society", Vol. 2, publishing house NTA "APFN", (Professional Ser.), Moscow, pp. 9-21.
3. Rogozhnikova, R.A. (1992), Preparation of students of teacher training Universities to educate conscious discipline pupils, dissertation, Moscow.
4. Rogozhnikova, R.A. (1998), Theory and practice of education of discipline of schoolboys on the basis of the valuable relation to a man, dissertation, Perm.
Контактная информация: a.khusainoff2016@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.12.2016
УДК 378
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В АДЪЮНКТУРЕ ВОЕННОГО ВУЗА (ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ)
Александр Николаевич Сивак, доктор педагогических наук, заместитель начальника института по научной и учебной работе, полковник, Николай Николаевич Миняйлен-ко, кандидат юридических наук, профессор, начальник адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье ставится задача имитационного моделирования процесса обучения офицера в адъюнктуре в рамках в контексте организационно-педагогического управления процессом обучения. Представлено конечно-разностное уравнение числа обучающихся в адъюнктуре и алгоритм составления аналогичных уравнений для других переменных имитационной модели.
Ключевые слова: имитационная модель, адъюнкт, адъюнктура, организационно-педагогическое управление.
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF PROCESS OF TRAINING IN A GRADUATE MILITARY COURSE OF MILITARY HIGHER
EDUCATION INSTITUTION (PROBLEM DEFINITION OF RESEARCH)
Alexander Nikolaevich Sivak, the doctor ofpedagogical sciences, institute deputy chief on scientific and educational activity, colonel, Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate of jurisprudence, professor, chief of graduate military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation, Vladimir Anatol-yevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article outlines the task of imitating modeling of the training process for the officer in graduate military course in the context of organizational and pedagogical management of the training process. The final and differential equation of number of the students in graduate military course and algorithm of drawing up the similar equations for other variables of imitating model have been presented.
Keywords: imitating model, graduated in a military academy, graduate military course, organizational and pedagogical management.
В наших предыдущих исследованиях мы выявили необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов в военных вузах, учитывающих современную информационную образовательную среду [5, 6, 9, 10, 11, 14].
Как известно, под организационно-педагогическим управлением понимается перевод педагогической системы из известного начального состояния в желаемое конечное педагогическими методами. В теории оптимального управления, доказано, что задача имеет решение, если известны ограничения на управляющие и управляемые переменные. Будем рассматривать управление процессом обучения в адъюнктуре, как задачу организационно-педагогического управления.
Построим имитационную модель процесса обучения. Метод имитационного моделирования был разработан и успешно был реализован Д. Форрестером в задачах управления предприятием [21], динамики народонаселения на Земле [20], динамике развития города [19]. Метод показал свою надежность и приобрел популярность при исследовании сложных систем. Метод имитационного моделирования оперирует понятиями потоки, уровни и темпы. Данные метод пришел в педагогические исследования сравнительно недавно, в частности при решении задач управления в сфере физической культуры [1, 2, 3, 16, 17, 18, 23, 24, 25].
В дальнейшем, при разработке имитационной модели процесса обучения в адъюнктуре, мы будем рассматривать полный цикл обучения, т.е. от момента поступления в адъюнктуру до ее окончания (3 года - для очной адъюнктуры и 4 года - для заочной).
В системе действуют следующие потоки: информационный поток - I, количество обучающихся NH, количество научных руководителей N^.
В данной статье мы сформируем поток количества обучающихся в адъюнктуре.
Количество мест в адъюнктуре регулируется соответствующими нормативными актами. Обозначим начальный уровень количества обучающихся Nh0, а по завершении обучения - N^, здесь Т - полный период обучения (3 или 4 года). N^ складывается из трех слагаемых: ^Тстеп - количество обучающихся подготовивших диссертацию к защите и ^Тдип - количество обучающихся, получивших только диплом об окончании адъюнктуры, N^ - количество адъюнктов, не закончивших адъюнктуру по различным причинам.
Генеральная цель организационно-педагогического управления обучением в адъюнктуре максимизация ^Тстеп. Метод имитационного моделирования относится к эвристическим методам и значительное число параметров, которые вводятся в модель, определяются методами экспертных оценок [22] и могут корректироваться в процессе моде-
лирования динамики системы во времени на ПК.
Имитационная (математическая) модель представляет собой систему конечно-разностных уравнений. Обозначим через M количество интервалов, в течение которых будет осуществлен переход модели в конечное состояние. В качестве M удобно использовать количество семестров (6 или 8, для заочной формы обучения). Так как мы получаем возможность сравнения фактических результатов, с результатами, полученными на модели, и оперативно провести коррекцию (реализовать обратную связь). Тогда шаг модели At=T/N. В начальный момент времени: ^Тстеп0= Nk0 (все поступившие в адъюнктуру, хотят защитить диссертацию), а NKlam0 = N^. Тем самым поток количества обучающихся нами определен. Значения, введенные для составляющих этого потока в любой момент времени i является уровнем этого потока.
Конечно-разностное уравнение имитационной модели для потока количества обучающихся имеет вид:
NKM = NKi+ NK+- NKi-,
NK+1< NK0,
где
NKi+ - темп (скорость увеличения количества адъюнктов). Если считать, что после отчисления из адъюнктуры, восстановление невозможно, то NKi+=0.
Если восстановление возможно после появления вакантных мест, то NKi+=1 в момент появления вакантного места.
NKi- -темп уменьшения числа адъюнктов.
Данный темп складывается из совокупности факторов, способствующих продолжению обучения в адъюнктуре: типологическое соответствие с научным руководителем, выбор темы диссертация в соответствии с интеллектуальными предпочтениями адъюнкта [4], успешная адаптация к обучению в адъюнктуре [7, 8, 15], выполнение научным руководителем роли тьютора [13], умение и мотивация адъюнкта самостоятельно работать с научной литературой и т. д.
Роль научного руководителя достаточно подробно описана в [13]. Ее необходимо учесть в виде коэффициента, который складывается из требований, представленных в таблице 1 [13, С. 126]
Этот темп также зависит от цели, часто скрываемой, побудившей офицера к поступлению в адъюнктуру - пожить в большом городе, отдохнуть от службы в войсках и т.д. Нивелировать эти факторы можно выявить только при рекомендации конкретного офицера к обучению в адъюнктуре.
На начальном этапе, моделирования обычно предполагают линейную зависимость по результатам предыдущего цикла обучения. Педагогическими методами: субъект-субъектные отношения адъюнкта и тьютора, текущий и рубежный контроль [7, 10, 13, 15] необходимо минимизировать NKi- т.е. реализовать организационно-педагогическое управление.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеевец, В.У. Моделирование физической культуры по месту жительства / В.У. Агее-вец, Н.Ф. Гришин // Теория и практика физической культуры. - 1982. - № 2. - С. 34-36.
2. Алиев, Э.Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерации : дис. ... д-ра пед. наук / Алиев Эмиль Гуметович. - Санкт-Петербург, 2009. - 349 с.
3. Аронов, Г.З. Организационно-педагогическое управление массовой физической культурой в муниципальном образовании : дис. ... канд. пед. наук / Аронов Григорий Зиновьевич. -Санкт-Петербург, 2003. - 229 с.
4. Миняйленко, Н.Н. Экспериментальная оценка структуры интеллекта и уровня адаптации офицеров при поступлении в адъюнктуру военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 9 (139). - С. 102-106.
5. Миняйленко, Н.Н. Направления модернизации образовательной деятельности адъюнктур военных вузов Федеральной службы войск национальной гвардии России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 110-114.
6. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.
7. Миняйленко, Н.Н. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 166-169.
8. Миняйленко, Н.Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для адаптации офицеров к обучению в адъюнктуре вузов внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). — С. 166-169.
9. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.
10. Миняйленко, Н.Н. Образовательная среда при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России, как динамическая педагогическая система / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 171-175.
11. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133-138.
12. Миняйленко, Н. Н. Ретроспективный анализ законодательной базы в контексте дистанционных образовательных технологий / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 142-150.
13. Миняйленко, Н.Н. Роль научного руководителя в системе дистанционного обучения адъюнктуры военного вуза / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 123-129.
14. Миняйленко, Н.Н. Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов / Н.Н. Миняйленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 175-178.
15. Миняйленко, Н.Н. Система контроля адаптационных перестроек офицеров в процессе обучения в адъюнктуре военных вузов войск Национальной гвардии Российской Федерации / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 75-80.
16. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В. Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 3-9.
17. Пискун, О.Е. Интенсификация развития физической культуры и спорта на основе имитационного динамического моделирования в условиях промышленного предприятия : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пискун Олег Евгеньевич. - Л., 1989. - 22 с.
18. Пригода, Г. С. Содержание управления маркетингом предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пригода Геннадий Сергеевич. - Санкт-Петербург, 2006. - 19 с.
19. Форрестер, Дж. Динамика развития города / Дж. Форрестер. - М. : Прогресс, 1974. -
287 с.
20. Форрестер, Дж. Мировая динамика / Дж. Форрестер. - М. : Наука, 1978. - 167 с.
21. Форрестер, Дж. Основы кибернетики предприятия / Дж. Форрестер. - М. : Прогресс, 1971. - 340 с.
22. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -С. 197-201.
23. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 83-89.
24. Чистяков, В.А. Организация и управление физической культурой на промышленном предприятии в условиях рыночных отношений / В.А. Чистяков, Н.И. Пономарев, О.Е. Пискун // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11. - С. 8.
25. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Уче-
ные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
REFERENCES
1. Ageevets, V.U. and Grishin, N.F. (1982), "Modeling of physical culture at the place of residence", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 34-36.
2. Aliyev, E G. (2009), Content and orientation of management of activities of sports federation, dissertation, St. Petersburg.
3. Aronov, G.Z. (2003), Organizational and pedagogical management of mass physical culture in the municipality, dissertation, St. Petersburg.
4. Minyaylenko, N.N. (1016), "Experimental assessment of structure of intelligence and level of adaptation of officers at entering the graduate military course of military higher education institutions of troops of National guard of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 102-106.
5. Minyaylenko, N.N. (2016), "Directions for modernization of educational activity of military higher education institutions graduate military courses of Federal service of troops of National Guard of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 110-114.
6. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.
7. Minyaylenko, N.N. (2016), "Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 166-169.
8. Minyaylenko N.N. (2016), "Psychology and pedagogical conditions necessary for adaptation of officers to training in graduate military course of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 135, No. 5, pp. 166-169.
9. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.
10. Minyaylenko, N.N. (2016), "Educational environment when training graduates in a military academy in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as dynamic pedagogical system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 171-175.
11. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.
12. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.142-150.
13. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Importance of research supervisor in system of distance learning of graduate military course of military higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 123-129.
14. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
15. Minyaylenko N.N. (2016), "Monitoring system for adaptation reorganizations of the officers in the course of training in graduate military course of military higher education institutions of troops of National Guard of Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 75-80.
16. Aliyev, E.G., Andreyev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. "Organization of process management of sports federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 39.
17. Piskun, O.E. (1989), the Intensification of development of physical culture and sport on the basis of imitating dynamic modeling in the conditions of industrial enterprise, dissertation, Leningrad.
18. Prigoda, G.S. (2006), Content of management of marketing of the entities of the sphere of sports and improving services, dissertation, St. Petersburg.
19. Forester, J. (1974), Dynamics of development of the city, Progress, Moscow.
20. Forester, J. (1978), World dynamics, Science, Moscow.
21. Forester, J. (1971), Fundamentals of cybernetics of the entity, Progress, Moscow.
22. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
23. Chistyakov V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Imitating modeling in the sphere of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 21, pp. 83-89.
24. Chistyakov, VA. Ponomarev, N. I. and Piskun O.E. (2000), "Organization and management of physical culture on industrial enterprise in the conditions of the market relations", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 8.
25. Chistyakov, V. A. Aronov, G.Z. and Prigoda, G.S. (2005), "Process of a marketing activity in the sphere of sports and improving services as object of management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 91-100.
Контактная информация: minialenko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.12.2016
УДК 796.015
КВАНТОВЫЙ МЕТОД В ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ
Владимир Ильич Сиваков, доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск,
Дмитрий Владимирович Сиваков, учитель физической культуры,
Владимир Владимирович Сиваков, учитель физической культуры, МАОУ СОШ№ 148 (Ф), г. Челябинск
Аннотация
Метод квантового воздействия применяется в повышении функциональной работоспособности, восстановлении энергосистем, систем, функций спортсменов, спортсменок в циклических, ациклических и в смешанных видах спортивной деятельности. В статье раскрывается квантовый метод в повышении энергосистемы, влияющей на прогнозирование, восстановление и функциональную работоспособность спортсменов, выполняющих учебно-тренировочные и соревновательные нагрузки.
Ключевые слова: спортсмен, квантовый метод, энергетическая система, повышение функциональной подготовленности, успешное выступление в соревновании.
QUANTUM METHOD TO INCREASE TOTAL ENERGY SYSTEM OF ATHLETES Vladimir Ilyich Sivakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Dmitry Vladimirovich Sivakov, the teacher of physical education, Vladimir Vladimirovich Sivakov, the teacher of physical culture, Middle school No. 148, Chelyabinsk
Annotation
The method of quantum effects is not fully used to increase the functional capacity, the restoration of power systems, systems, functions, female athletes in cyclic, acyclic and mixed kinds of sports activities. The article reveals the quantum method to increase the power system affecting the prognosis, rehabilitation and functional performance of athletes performing the teaching and training and competition loads.
Keywords: sportsman, sportswoman, quantum method, energy system, improving functional training, successful performance, competition.
ВВЕДЕНИЕ
Величие и мощность квантового метода весьма значимы для спортивной деятельности, но его недооценивают большинство спортсменов, спортсменок, тренеров по той