Научная статья на тему 'Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов'

Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЪЮНКТУРА / МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миняйленко Николай Николаевич, Чистяков Владимир Анатольевич

В статье представлена реализация модульной системы обучения, предписываемой методическими рекомендациями по организации деятельности адъюнктур, средствами системы дистанционного обучения на платформе Moodle. Дано краткое описание системы дистанционного обучения, разрабатываемой в Санкт-Петербургском институте внутренних войск МВД России и решаемые этой системой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миняйленко Николай Николаевич, Чистяков Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions

Realization of the modular system of the training ordered by the methodical recommendations about the organization of activity of the postgraduate courses by means of the system of distance learning on the moodle platform is presented in article. The short description of the system of distance learning developed at the St. Petersburg institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the tasks solved by this system is given.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные технологии в системе подготовки адъюнктов военных вузов»

5. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

Контактная информация: minialenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2016

УДК 378

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ АДЪЮНКТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник

адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск России, Санкт-Петербург,

Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлена реализация модульной системы обучения, предписываемой методическими рекомендациями по организации деятельности адъюнктур, средствами системы дистанционного обучения на платформе Moodle. Дано краткое описание системы дистанционного обучения, разрабатываемой в Санкт-Петербургском институте внутренних войск МВД России и решаемые этой системой задачи.

Ключевые слова: адъюнктура, модульные технологии, дистанционное обучение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p175-178

ELECTRONIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN SYSTEM OF TRAINING OF

GRADUATES IN THE MILITARY ACADEMY OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, professor, chief of graduate

military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia, St. Petersburg,

Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Realization of the modular system of the training ordered by the methodical recommendations about the organization of activity of the postgraduate courses by means of the system of distance learning on the moodle platform is presented in article. The short description of the system of distance learning developed at the St. Petersburg institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the tasks solved by this system is given.

Keywords: graduate military course, modular technologies, distance learning.

Подготовка научно-педагогических кадров предполагает большой объем самостоятельной работы. В этом смысле адъюнкты имеют значительное преимущество перед аспирантами гражданских вузов. Это связано, во-первых, с тем, на протяжении всех лет обучения в военном вузе курсанты накопили значительный опыт самостоятельной работы (самоподготовка - обязательный элемент процесса обучения в военном вузе), и во-вторых, с тем, что в адъюнктуру зачисляются офицеры уже прошедшие службу в войсках. В наших работах [2-5, 7] выявлена проблемная ситуация и определены факторы, влияющие на повышение эффективности деятельности адъюнктуры и предложен механизм выделения наиболее значимых факторов. Также в [2] обоснована необходимость использования информационных образовательных технологий, в частности дистанционных образовательных технологий [8-10].

В методических рекомендациях по организации деятельности адъюнктур предписывается использовать методологию модульной организации учебных курсов [1, с. 33].

МОДУЛИ обучения

ЦЕЛИ

разработки

V ПРИНЦИПЫ /

-- модульного

ооучения

расчленение содержания дисциплины на логически завершенные части, отвечающие профессиональным, педагогическим и дидактическим задачам, определение для всех частей дисциплины целесообразных видов и форм обучения для повышения качества преподавания и восприятия учебного материала;

анализ совокупности полученных модулей всех дисциплин образовательных программ па отсутствие содержательного дублирования, временных и логических разрывов между модулями различных дисциплин, видами и формами обучения, усиление междисциплинарных связей;

повышение эффективности самостоятельной работы обучаемых путём улучшения её организации и усиления текущего контроля

системный подход к построению структуры дисциплины, самих образовательно-профессиональных (основных и дополнительных) программ и определению их содержания;

структурирование знаний на обособленные элементы, проблемность учебного материала, формирующая у обучаемых осознанную перспективу интеллектуального роста, и ясно выраженный принцип сотрудничества обучающих и обучающихся;

обеспечение методически правильного согласования всех видов учебных занятий внутри каждого модуля и между ними;

гибкость структуры построения модульного курса и самих образовательно-профессиональных программ;

эффективный контроль знаний обучаемых, рассредоточение по семестру контрольных мероприятий;

возможность индивидуализации обучения и установления индивидуальных рейтингов обучаемых;

возможность реализации методических принципов развивающего обучения, при которых создаются предпосылки для творческой деятельности обучаемых

Рисунок 1. Цели и принципы модульного обучения (по [1])

Представленный в [6] анализ существующих систем дистанционного обучения позволяет выбрать платформу создания систем дистанционного обучения МооШе (moodle.org), которая позволяет реализовать все цели и принципы дистанционного обучения.

Действительно, по пунктам реализация целей разработки (по [1, с 33]):

• «расчленение содержания дисциплины на логически завершенные части, отвечающие профессиональным, педагогическим и дидактическим задачам, определение для всех частей дисциплины целесообразных видов и форм обучения для повышения качества преподавания и восприятия учебного материала» - реализовано посредством модуля Курс (включающий в себя следующие элементы: страница, гиперссылка, пояснение файл, тест, книга, базы данных, видео, аудио, классная комната).

• «анализ совокупности полученных модулей всех дисциплин образовательных программ на отсутствие содержательного дублирования, временных и логических разрывов между модулями различных дисциплин, видами и формами обучения, усиление междисциплинарных связей» - реализован наличием блока плагиат (проверка дублирования), возможностью создавать ссылки, как между отдельными страницами курса, так и между темами различных курсов, системой контекстных подсказок.

• «повышение эффективности самостоятельной работы обучаемых путём улучшения её организации и усиления текущего контроля - реализовано путем существова-

ния развитой батареи тестов для текущего и рубежного контроля знаний обучаемого. (Для справки в разрабатываемой системе дистанционного обучения реализованы два вида тестов: эссе - ответ в свободной форме (формирование умения выражать свои мысли); задание - переход к следующей теме происходит только после правильных ответов на вопросы изучаемой темы (глубина и прочность знаний), развитой системы обратной связи ученика с преподавателем, включая Бкуре).Наличие электронного деканата в котором в режиме реального времени фиксируются все успешные и ошибочные действия обучаемого, что позволяет реализовать принципы эффективного контроля знаний обучаемых, рассредоточение по семестру контрольных мероприятий; возможности индивидуализации обучения и установления индивидуальных рейтингов обучаемых и реализации методических принципов развивающего обучения, при которых создаются предпосылки для творческой деятельности обучаемых.

На рисунке 2 представлен скрин-шот реализуемой в настоящее время системы дистанционного обучения в Санкт-Петербургском институте внутренних войск МВД России. Реализуемая система дистанционного обучения решает две задачи:

1. Заочные подготовительные курсы по подготовке офицеров к поступлению в адъюнктуру.

2. Сопровождение адъюнктов в течение всего периода обучения, подготовка к сдаче кандидатских экзаменов, и педагогическое сопровождение при написании кандидатской диссертации (через систему электронного деканата).

Щ Адъюнктура

Основное меню 1 1 ОбщениеТЪЮНКТУРУ Прием в адъюнктуру [Добавить новую тему| Адъюнктура Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД

Навигация Ею| Документы приемной комиссии Календарь ЕЮ I

□ Моя домашняя страница ► Адъюнктура ► Курсы Порядок и условия приема в адъюнктуру ВОО внутэенних войск МВД России определен в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 26 марта 2014 г. № 233 Редактировать | Удалить Обсудить эту тему (Пока 0 ответов) Ш.™ ;; | » » 1

страницы ▼ Базовые курсы Электронный ЕЮ деканат

Редактировать Иностранный язык

^Резервное Философия

^Восстановить Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

анк вопросов ► Общая педагогика. История педагогики и образования

профиля Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

► Администрирование Теория и методика профессионального образовани

[Найти] Р„„=.

Рисунок 2. Главная страница системы ДО СПВИ

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации по организации деятельности адъюнктур военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России / под общей редакцией В.В. Золотова. - М. : [б.и], 2014. - 96 с.

2. Миняйленко, Н.Н. Объективные причины, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки адъюнктов во внутренних войсках МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 133-138.

3. Миняйленко, Н.Н. Применение современных информационных технологий в моделях педагогической деятельности адъюнктур военных вузов / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 100-104.

4. Миняйленко, Н.Н. Ретроспективный анализ деятельности адъюнктур военных вузов в условиях изменяющейся образовательной среды / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 178-183.

5. Миняйленко, Н.Н. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России / Н.Н. Миняйленко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 166-169.

6. Сивак, А.Н. Информационные технологии дистанционного обучения (для вузов внутренних войск МВД России) / А.Н. Сивак, С.А. Дымов, В.А. Чистяков. - СПб. : Из-во Политехнического ун-та, 2013. - 367 с.

7. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.

8. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе диссертационного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.

9. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.

10. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 9099.

REFERENCES

1. Ed. colonel general Zolotov V.V. (2014), Methodical recommendations about the organization of activity graduate military course the military educational organizations of the higher education of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow.

2. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.

3. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.

4. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.

5. Minyaylenko, N.N. (2016), "Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 166-169.

6. Sivak, A.N., Dymov, S. A., Chistyakov, VA. (2013), Information technologies of distance learning (for higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia), Publishing house of Polytechnical University, St. Petersburg.

7. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

8. Chistyakov V.A. (2014), Interaction of subjects of educational process in system of dissertation training (on the example of higher education institution ofphysical culture), dissertation, St. Petersburg.

9. Chistyakov V.A. (2010), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 118122.

10. Chistyakov V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.

Контактная информация: minialenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.