13. Mazurin, A.V. and Vorontsov, I.M. (2000), Propaedeutic childhood diseases, IKF "Folio", St. Petersburg.
14. Morozov, G.V. and Ivanitsky, A.M. (1988), "Biological and social in the genesis of mental illnesses", Manual of Psychiatry, Vol. 1, Medicine, Moscow, pp. 74-85.
15. Piven, B.N. (2013), Exogenously-organic disorders, ASMU Publishing House, Barnaul.
16. Ed. Tiganov, A.S. (1999),Manual of Psychiatry, Vol. 1, Medicine, Moscow.
17. Skoblo G.V. (1999), "Infantilism", Handbook of psychology and pediatric psychiatry, Tsirkin, S.Y., Peter, St. Petersburg, pp. 301-302.
18. Sukharev, G.E. (1974), On childhood psychiatry lectures, Medicine, Moscow.
19. Ushakov, G.K. (1973), Child psychiatry, Medicine, Moscow. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2016
УДК 159.9+796.332
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ СОЧЕТАНИЯ УСПЕШНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ В ФУТБОЛЕ
Николай Васильевич Журин, кандидат психологических наук, доцент, Татьяна Николаевна Журина, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (БФ НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Брянск; Сергей Анатольевич Елисеев, доктор психологических наук, профессор, Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского (БГУ им. И.Г. Петровского)
Аннотация
В статье рассматривается один из актуальных вопросов современной психологии - психология сочетания успешности и безопасности. Успешность и безопасность футбола в психологическом отношении важны не сами по себе. Как и в любом другом виде спорта, решающее значение имеет их сочетание, что переводит указанную проблему на системный уровень. Чтобы ориентироваться в нем, одного метода исследований недостаточно. Поэтому были применены методы опроса, шкалирования и тест «красно-черные таблицы». В целом оказалось, что во взаимодействии успешности и безопасности в футболе проявляются некоторые индивидуально-психологические особенности. Их психокоррекция возможна в условиях относительной профпригодности.
Ключевые слова: футбол, успешность, безопасность, красно-черные таблицы, беседа, шкалирование, деятельность, личность, аксидентальные способности, индивидуально-психологические особенности, психологическое консультирование, психокоррекция, элементы прогнозирования, системогенез.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p332-336
PSYCHOLOGICAL REFLECTION OF COMBINATION OF SUCCESS AND SAFETY
IN FOOTBALL
Nikolay Vasilyevich Zhurin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Tatyana Nikolaevna Zhurina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Bryansk branch of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Bryansk; Sergey Anatolyevich Eliseev, the doctor of psychological sciences, professor, Bryansk State University named after I. G. Petrovskiy, Bryansk
Annotation
This article discusses one of the most urgent problems of the modern psychology - the psychology of success and security in their combination. The success and the safety of football are not only psychologically important by themselves. As in any other sport, the crucial importance is the combination that puts this problem on the system level. Solely the research method is insufficient to orient in it. Therefore, we
have used the method of interrogation, scaling methods and the test "red-and-black tables". In general, it was found that some individual psychological characteristics are expressed in the interaction of the success and safety in football. Their psycho-correction is possible in the terms of the relative professional suitability.
Keywords: football, success, security, red-and-black tables, conversation, scaling, activity, person, a^dental abilities, individual psychological characteristics, psychological counseling, psycho-correction, forecasting elements, system genesis.
В любом виде спорта успешность имеет решающее значение, что вполне очевидно. Ситуативно содержание успешности может в некоторых пределах меняться, например, в футболе прогноз на победу или хотя бы на ничью, которая либо равносильна победе, либо позволяет борьбу за нее продолжить.
Еще более вариативна безопасность футбольной деятельности. Причем разнообразие футбольного травматизма в некоторых случаях сводит на нет успешность, например, когда в ходе матча травмируется опытный спортсмен, которым может быть вратарь, нападающий, защитник или полузащитник, а также когда травму получают сразу несколько спортсменов. Вероятность травмирования в футболе велика, что общеизвестно.
Сочетания успешность - безопасность были проанализированы нами ранее [1, 2, 3, 4]. Они предполагают четыре варианта рассмотрения:
1) успешность - безопасность;
2) успешность - опасность;
3) неуспешность - безопасность;
4) неуспешность - опасность.
Первый вариант желаем, но далеко не всегда реален. Второй вариант наиболее реален. Здесь мотивация достижения успешности любой ценой выражена наиболее рельефно. Третий вариант - переключение мотивации достижения на безопасность, т.е. уход от опасности, неприемлем из-за исключения рискованности в поведении, без которой спортивная деятельность, особенно высокого уровня, невозможна. Четвертый вариант при очевидной ненужности встречается.
Из вышесказанного следует, что совместное рассмотрение успешности и безопасности возможно только на системной основе [4]. В том числе с психологических позиций. И таким образом, речь идет о системогенезе деятельности, отражающей психологию взаимосвязи содержания успешности и безопасности.
Мы применяли к исследованию взаимосвязи успешности и безопасности футбольной деятельности некоторые методы, хорошо известные в психологии. Прежде всего, это красно-черную таблицу [4, с.112-114]. Применение этого метода диктовалось тем, что он в широком спектре хорошо психологически моделирует деятельность, широко апробирован. Был выбран вариант, где 25 черных цифр и 24 красных. Задание обычное. Отыскивание цифр из набора в порядке возрастания черных и убывания красных, а также когда последовательность черных цифр возрастает, а красных убывает, что выполняется как одна последовательность чередующихся по цвету и величине цифр. Соответственно измеряются три времени: t1 , t2 , t3 и количество ошибок.
Красно-черные таблицы чаще всего применяются для исследования структуры внимания. Наряду с распределением и переключением внимания они дают также информацию о его объеме, устойчивости и других качествах. Качества внимания - бесспорно факторы обеспечения успешности и безопасности. Кроме того здесь обязательно присутствие психомоторики, поскольку в заданиях по тесту требуется показать искомую цифру. Обобщенный анализ теста с учетом ошибок в сравнении с реальной футбольной деятельностью открывает возможность сопоставления структуры успешности и безопасности.
Такой анализ, в котором отразится психология успешности и безопасности в их сочетании будет невозможен без личностного, а еще более обобщенно-системного подхода [4]. Для этого в исследовательскую методику мы ввели опросник, который бы рас-
крывал некоторые особенности личности, и провели шкалирование, используя пятибалльную шкалу, эквивалентную полярной.
В итоге была создана некоторая исследовательская база, где в качестве испытуемых выступали молодые футболисты 16-19 лет, 50 человек, из которых 49 - мужского пола и 1 - женского. Учитывались спортивные достижения испытуемых, самооценка их состояния здоровья, травмируемость, фактор повторяемости, микротравмируемость и также фактор ее повторяемости, самооценка внимания, личное амплуа на футбольном поле, умение чувствовать опасность, противостоять или уходить от нее, т.е. элементы ак-сидентальных спортивных способностей [3].
Подсчет времени выполнения теста проводился с точностью до секунды, ошибки суммировались по всем трем заданиям.
По первому заданию (черные цифры) минимум времени 1 минута 17 секунд, максимум - 3 минуты 40 секунд. Количество ошибок для минимума - 0, для максимума - 2.
Для максимума: травм и микротравм не было, умеет чувствовать опасность, противостоять или уходить от нее. Лучший результат - чемпион района. По шкале, соответствующей опроснику, максимальная оценка - 4. Для минимума: травмы и микротравмы были, причем с повторением, хотя чувствовать опасность, противостоять ей или уходить от нее может (по данным опросника). Высокие показатели в футболе, в том числе серебряный призер чемпионата России, 9-кратный чемпион области и др. По шкале, соответствующей опроснику, максимальный балл - 5.
В результате констатируем по максимуму времени выполнения теста безопасную успешность, во втором случае - опасную успешность. И в том и другом случае достижение успешности стало возможным благодаря включению в структуры деятельности ак-сидентальных способностей различными способами. В структуру этих способностей, очевидно, вошло и внимание, в обоих случаях по самооценке хорошее.
Рассмотрение результатов по набору красных цифр показывает минимум времени - 1 минуту 00 секунд, а максимум - 5 минут 00 секунд. Проведем аналогичное сопоставление с данными опроса и шкалирования. По максимуму времени - травм нет, только две повторившиеся микротравмы. По самооценке внимание очень хорошее, как и здоровье. Участвовал в международных играх по футболу. Умеет чувствовать опасность, противостоять или уходить от нее. Амплуа - нападающий. Категория сочетания успешности и безопасности - опасная успешность, т.к. микротравмы - предостережение в отношении крупных травм. Максимальный балл в шкале, соответствующей опроснику - 5. Количество ошибок по тесту: по минимуму времени - 0, по максимуму - 3.
По третьему и самому сложному заданию минимальное время 3 минуты 50 секунд, а максимальное время 12 минут 14 секунд. Нетрудно видеть, что ^ + 12<3 ,т.е. сумма показателей времени, минимальных или максимальных по первым двум заданиям намного меньше соответствующего показателя по третьему заданию.
По максимуму времени в этом задании мы имеем 12 ошибок. Спортсмен имел 1 микротравму, значительное число заслуг в футболе по Брянской области, амплуа - вратарь, здоровье по самооценке хорошее, не умеет (опять же по самооценке) чувствовать опасность, противостоять или уходить от нее. Т.е. по самооценке некоторый дефицит ак-сидентальных способностей. Максимальный балл по шкале - 5. Стиль обеспечения успешности и безопасности - успешный, безопасный. По нашему мнению одну не повторившуюся микротравму в данном случае можно не учитывать.
Минимум времени выполнения теста в этой части общего задания дает 25 ошибок, т. е. в два с лишним раза больше, чем в предыдущем задании. Из травм был один перелом ноги, а микротравмы - ушибы, вывихи повторялись часто. Призер (второе место) чемпионата Брянской области по футболу среди юношей. Состояние здоровья по самооценке -удовлетворительное. Максимальный балл по шкале - 5. Сочетание по психологии успешности и безопасности определяет стиль футбольной деятельности - успешный,
опасный.
Таким образом, и время выполнения теста и число ошибок, и общий балл шкалирования дают определенную прогностическую информацию, которая, однако, обретает реалистичность лишь при рассмотрении содержательной интерпретации по конкретному спортсмену или по его результатам в футболе.
Просматривая полученные варианты по каждому спортсмену, мы обнаружили отсутствие сочетаний «неуспешность - безопасность» и «неуспешность - опасность». Первое из этих сочетаний говорит о том, что в футбольной деятельности, особенно профессиональной, невозможно выжить без ориентации мотивации достижения на успешность. Второе сочетание характеризуется в футбольной деятельности отсутствием мотивации достижения и на неуспешность и на опасность. Однако в реальности на футбольном поле могут складываться негативные ситуации, когда успешность не достигнута на фоне высокой опасности травмирования. Например, так может завершиться игра, когда подкатом стараются безуспешно перехватить мяч, или нападение на вратаря, спасшего ворота от гола.
Выше мы писали, что тест «красно-черные таблицы» чаще всего используется для диагностики структуры внимания. Хотя при их выполнении включается психомоторика. С другой стороны внимание очевидно связано с направленностью. При анализе выборки испытуемых, в частности, оказалось, что у большинства из них (84,0%) имелось хотя бы одно травмирование или микротравмирование. В ряде случаев отмечалась и повторяемость. Тогда психология отражения сочетания успешности и безопасности в футбольной деятельности образует две подсистемы: внимание - безопасность и внимание - успешность. В свою очередь эти подсистемы подразделяются на подсистемы: безопасность (успешность) - объем внимания, безопасность (успешность) - внимание внешнее (внутреннее), безопасность (успешность) - распределение внимания, безопасность (успешность) - переключение внимания, безопасность (успешность) - устойчивость внимания.
Нетрудно заметить, что при кажущейся на первый взгляд простоте применения теста «красно-черные таблицы» в поиске соотношения психологических индивидуальных особенностей успешности и безопасности прогностическая сторона с учетом вышеизложенных результатов может быть только целостной, системной. Значит, в интервале времени 1мин.00сек. - 12 мин.14сек. и соответствующем числе ошибок 0 - 12 следует фиксировать, по крайней мере, для данной выборки оптимальное психологическое соотношение успешной, но не всегда безопасной деятельности.
Проведем теперь анализ с точки зрения количества ошибок. Наибольшее число ошибок в изучаемой выборке составило 39. Испытуемый, которому соответствует данная ошибка, травм не имел, повторяющиеся микротравмы - имел. Единственный показатель, оцененный в шкале на 4 балла - состояние здоровья. Достижений в футболе нет, состояние по самооценке внимания - среднее, т.е. 3 балла. По нашей классификации - это успешность, хотя и слабо выраженная, в сочетании с опасностью, которая по результатам теста следует из перспективы (возможной) повторяющихся микротравм привести к серьезному травмированию.
Можно с уверенностью отметить, что включение в психодиагностику примененных нами методик открывает некоторые перспективы в рамках практической спортивной психологии. Во-первых, это психологическое консультирование. С его помощью можно, в частности, уточнить особенности проявления психомоторики в других видах спорта -велоспорте, мотоспорте, картинге, гимнастике и др. В том числе здесь открывается возможность уточнить проявление аксидентальных способностей, а также успешности футбольной деятельности. Психологическое спортивное консультирование может быть в том случае, который рассмотрен в данной работе, помочь с выбором футбольного амплуа, уточнением отношения к здоровью.
Для дальнейшего изложения подчеркнем, что профессиональная футбольная деятельность как система не является сферой абсолютной профпригодности. Опасная успешность лишь в отдельных эпизодах бывает, схожа с абсолютной профпригодностью. Поэтому психокоррекция для многих индивидуальных особенностей личности спортсмена-футболиста вполне возможна с учетом условий относительной профпригодности. В индивидуальную психокоррекционную программу тогда на системной основе следует вносить указания для формирования безопасной (с возможным переходом в опасную) успешную футбольную деятельность. Т.е. с влиянием на системогенез безопасной (опасной) успешной деятельности индивидуально-психологических особенностей личности, в том числе отмеченных в данном исследовании.
При этом здесь надо в контексте излагаемого материала учитывать биологическую и социальную природу внимания. Внимание в физиологических основах своих базируется на основных свойствах нервной системы, т.е. силе, подвижности и уравновешенности. В частности, с силой нервных процессов связана устойчивость внимания, с подвижностью - распределение и переключение, с уравновешенностью - баланс возбуждения и торможения, необходимый, в том числе для предотвращения или уменьшения ошибок. В результате профконсультации внимания с получением результатов, аналогичных представленным выше, возможно применение тренировок (тренинга), обучения и воспитания [4, 5]. Для тренировки можно использовать те же или схожие красно-черные таблицы. Сформированная общая культура внимания во многом определит аксидентальную культуру на футбольном поле.
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисеев, С. А. Аксидентальные спортивные способности / С. А Елисеев, Н.В. Журин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 12.- С. 17-20.
2. Журин, Н.В. Поиск психологических резервов путей сокращения травматизма в спорте / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С .А. Елисеев // Человек и вселенная. - 2013. - № 2 (84). - С. 4-7.
3. Журин, Н.В. Системный подход к психологическим проблемам спортивного травматизма / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 196-200.
4. Психологические факторы спортивного травматизма : учебное пособие / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев, И.И. Задиран. - Брянск : Курсив, 2012. - 128 с.
5. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга: пособие для начинающего тренера / В.Г. Пузиков. - СПб. : Речь, 2007. - 224 с.
REFERENCES
1. Eliseev, S.A. and Zhurin, N.V. (2008), "A^dental sport abilities", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 17-20.
2. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N. and Eliseev, S.A. (2013), "The search for psychological reserves of the ways to reduce injuries in sports", Man and the Universe, No. 2 (84), pp. 4-7.
3. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N. and Eliseev, S.A. (2014), "System approach to the psychological problems of sports injuries", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 196200.
4. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N., Eliseev, S.A. and Zadiran, I.I. (2012), Psychological factors of sports injuries, Cursive, Bryansk.
5. Puzikov, V.G. (2007), Technology of the training conducting: guide for the novice trainer, Rech, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2016