2. Елисеев, С.А. Профессиография безопасности / С.А. Елисеев // Человек и Вселенная. -2006. - № 7 (60). - С. 26-30.
3. Елисеев, С.А. Взаимосвязь надежности и безопасности при изложении предмета «Инженерная психология» / С.А. Елисеев // Человек и Вселенная. - 2010. - № 3 (74). - С. 4-7.
4. Журин, Н.В. Системный подход к психологическим проблемам спортивного травматизма / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 196-200.
5. Журин, Н.В. Спорт и способности / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев // Материалы науч.- практ. конф. «Лесгафтовские чтения - 2015». - Брянск, 2015. - С. 38-40.
6. Психологические факторы спортивного травматизма : учебное пособие / Н.В. Журин, Т.Н. Журина, С.А. Елисеев, И.И. Задиран. - Брянск : Курсив, 2012. - 128 с.
7. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований : учебное пособие / В.И. Тю-тюнник. - М. : УМК «Психология», 2002. - 208 с.
8. Шадриков, В. Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию / В. Д. Шад-риков. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 656 с.
REFERENCES
1. Dmitrieva, M.A., Krylov, A.A. and Naftulev, A.I. (1979), Psychology of work and engineering psychology: tutorial, Publishing House of Leningrad University, Leningrad.
2. Eliseev, S.A. (2006), "Professiography of safety", Man and the Universe, No. 7 (60), pp. 2630.
3. Eliseev, S.A. (2010), "The relationship of reliability and safety in presentation of the subject "Engineering psychology"", Man and the Universe, No. 3 (74), pp. 4-7.
4. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N. and Eliseev, S.A. (2014), "Systematic approach to psychological problems of sports injuries", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 196200.
5. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N. and Eliseev, S.A. (2015), "Sports and abilities", Materials of scientific-practical conference "Lesgaftovskie Chteniya - 2015", Bryansk, pp. 38-40.
6. Zhurin, N.V., Zhurina, T.N., Eliseev, S.A. and Zadiran, I.I. (2012), Psychological factors of sports injuries: tutorial, Cursive, Bryansk.
7. Tyutyunnik, V.I. (2002), Fundamentals of psychological research: tutorial, TMC "Psychology", Moscow.
8. Shadrikov, V.D. (2009), From individual to individuality. Introduction to psychology, Publishing House "Institute of psychology of RAS", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.10.2016
УДК 378.14:159.9
ИЗ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»)
Александр Андреевич Ерошенко, кандидат психологических наук, доцент,
Ирина Александровна Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВО «ВГАФК»),
Волгоград
Аннотация
В статье рассматривается возможность повышения качества профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов-психологов, посредством применения в образовательном процессе активных методов. В ней также представлены итоги экспериментальной работы по изучению вопроса об эффективности использования метода анализа конкретных ситуаций на учебных занятиях по дисциплине «Педагогическая психология», приведены научно обоснованные доказательства.
Положительные результаты исследования позволяют авторам сделать вывод о целесообразности применения метода анализа конкретных ситуаций в комплексе с другими методами активного обучения для дальнейшей подготовки студентов.
Ключевые слова: педагогическая психология, организация обучения, активные методы обучения, метод анализа конкретных ситуаций, социально-психологический тренинг, диагностика коммуникативно-личностных особенностей обучающихся, эффективные методы профессиональной подготовки.
FROM THE EXPERIENCE OF PRACTICAL APPLICATION OF METHOD OF ANALYSIS OF SPECIFIC SITUATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS (ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE "PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY")
Aleksandr Andreevich Eroshenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer;
Irina Alexandrovna Kirillova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd
Annotation
The article discusses the possibility of improving the quality of professional training of students, future teachers-psychologists, through the application in the educational process of the active methods. It also presents the experimental work results on studying the effectiveness of the method of analysis of concrete situations application during the classes in the discipline "Pedagogical psychology", it provides evidence-based proofs. The positive results of the study allow the authors to make a conclusion about expediency of application of the method of analysis of the specific situations in combination with other methods of active learning for further preparation of the students.
Keywords: educational psychology, organization of training, active learning methods, method of analysis of specific situations, socio-psychological training, diagnostics of communicative and personal characteristics of students, effective methods of training.
В последнее время в подготовке психолого-педагогических кадров, а именно педагогов-психологов, происходят значительные изменения, направленные на получение обучающимися необходимых специальных знаний и овладение ими практическими умениями и навыками, но и на профессиональное развитие личности (коммуникативно-личностный аспект, операционально-технологический аспект). Указанные изменения продиктованы социальным заказом государства на подготовку специалистов, способных осознанно и эффективно решать профессиональные задачи. Вследствие этого, в сферу профессионального образования стали внедряться различные вариативные инновации и технологии. Очевидно, что в научно-педагогическом сообществе встал вопрос об условиях эффективности применения этих инноваций (инновационных методов и технологий обучения) в образовательном процессе.
В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть возможности использования на учебных занятиях по педагогической психологии со студентами активных методов социально-психологической подготовки, в частности - метода анализа конкретных ситуаций - (далее МАКСи) и ответить на поставленный вопрос. При этом мы исходим из предположения о том, что МАКСи, включенный в контекст целостных коммуникативно-личностных технологий, может способствовать формированию у будущего специалиста умений формулировать и конструктивно решать задачи (проблемы) в конкретной обстановке, оценивать альтернативы, применять полученные теоретические знания на практике, учитывать точки зрения других участников процесса. И, в конечном счете, способствовать развитию у субъекта образования коммуникативно-личностных характеристик и формированию профессиональных компетенций. Одно из наиболее широких определений МАКСи было предложено в 1954 году в классическом издании, посвященному применению данного метода в Гарвардской школе бизнеса: «Это метод обучения, при котором студенты и преподаватели непосредственно участвуют в дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как вос-
произведение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, а затем обсуждаются ими самостоятельно между собой, что, в свою очередь, создает основу для последующих совместных дискуссий в аудитории под руководство преподавателя. Метод конкретных ситуаций, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе» [9, с. 38].
Применяя этот метод в подготовке студентов, будущих педагогов-психологов, мы исходили из положения о том, что применение МАКСи наиболее эффективно, если данный метод будет включен в систему других методов активного обучения (групповая дискуссия, мозговой штурм, коммуникативные упражнения, ролевые и игровые игры, социально-психологический тренинг и другое). Иначе говоря, МАКСи должен являться одним из компонентов в структуре форм и методов работы в русле целостных коммуникативно-личностных технологий. Одним из подтверждений гипотезы выступило экспериментальное исследование М.А. Федосеевой, выполненное под нашим руководством [6]. Ею в процессе учебно-практических занятий со студентами, - будущими социальными работниками и педагогами, на протяжении 14-16 аудиторных часов применялся МАКСи в комплексном сочетании с другими методами активного обучения. По окончании экспериментального исследования М.А. Федосеева зафиксировала у обучающихся не только повышение уровня знаний по изучаемому предмету, но и позитивные изменения в установках педагогической толерантности, а также в уровне эмпатии, некоторых аспектов коммуникативной компетентности, принятии себя и других. В качестве ещё одной иллюстрации приведем результаты и другого эксперимента, проведенного нами со студентами, - будущими педагогами-психологами. В нем также зафиксированы значимые различия (на уровне от р < 0,05 до р < 0,01) по показателям степени выраженности авторитарных педагогических установок у испытуемых до и после проведения занятий с применением методов активного обучения, включающих МАКСи. Под влиянием методов активного обучения существенно снизился как общий показатель авторитарной установки, так и отдельные её компоненты.
В своем опыте внедрения МАКСи в образовательный процесс, мы опирались на концепции активного социально-психологического обучения (далее - АСПО), разработанные Ю.Н. Емельяновым [5], Т.С. Яценко [7], а также концепцию активного (контекстного) обучения в вузе А. А. Вербицкого [2]. Одним из важных положений, которым мы руководствовались при применении МАКСи в процессе учебно-экспериментальной работы со студентами, было положение о том, что методы активного обучения, в том числе МАКСи, должны воспроизводить, моделировать ситуации реальной профессиональной деятельности специалиста. И в этом мы видим, вслед за указанными авторами, ценность применения данных методов в развитии и коррекции профессиональной коммуникативно-личностной подготовки специалистов, а также ценность контекстного обучения. Как подчеркивает А. А. Вербицкий, «основная идея контекстного образования состоит в том, чтобы наложить усвоение студентом теоретических знаний на «канву» усваиваемой им профессиональной деятельности. Для этого необходимо последовательно моделировать в разных формах учебной деятельности студентов профессиональную деятельность специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст)» [3, с. 8].
Стоит отметить, что внедрение МАКСи проводилось нами в течение нескольких лет в группах студентов, будущих педагогов-психологов, на всех этапах обучения. Основным методом являлся формирующий эксперимент, суть которого заключалась в использовании преподавателем в учебном процессе коммуникативно-личностных технологий с включением различных видов МАКСи при изучении психологических дисциплин. В нашем опыте МАКСи использовался с разными целями:
1) с целью создания проблемной ситуации в начале учебного занятия (лекции/семинара), для того чтобы, во-первых, активизировать интерес и учебно-познавательную деятельность студентов, во-вторых, для того чтобы показать практиче-
ское значение изучаемого материала в работе педагога-психолога или в жизни людей;
2) с целью контроля усвоенных знаний как текущего, так и итогового.
Приведем вариант использования МАКСи в этих целях на примере изучения курса «Педагогическая психология». Как правило, при изучении вопроса о сущности, особенностях и видах малых учебных групп студенты особого интереса к теме не проявляют. Они недостаточно понимают значение этой проблемы для работы практического психолога и для осознания своих собственных межличностных отношений в реальных малых группах, в том числе учебных. Поэтому с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов перед чтением лекции по вышеуказанной теме давалась такая установка: прослушать предложенное задание, содержащее социально-психологическую ситуацию и вопросы к ней. Указывалось, что ответы на вопросы к ситуации следует после обсуждения в парах письменно представить после прослушивания лекции. На занятии были даны уточнения, что ситуация взята из реальной практики работы психолога Беличевой С.А. [1] с трудными подростками.
Задание. Проанализировать ситуацию и определить особенности следующих малых групп, участником которых был Анатолий, с точки зрения их формальности, рефе-рентности, уровня развития (зрелости), социальной направленности: а) семья; б) школьный класс; в) спортивный клуб; г) уличная компания. Если в ситуации нет достаточной информации, то высказать предположительный ответ, а также указать, какой информации не хватает для ответа. На пункте в и г дать развернутый ответ с обоснованием.
Ситуация. Анатолий пришел в спортивный клуб, желая овладеть приемами каратэ, чтобы применять их на улице. В школе он учился плохо, мнением одноклассников не дорожил, в классе был изгоем. Дома обстановка у А. была крайне неблагоприятная.... Основная жизнь А. проходила на улице, среди ребят, занимавшихся мелкими кражами, хулиганством.... По правилам клуба возможность заниматься каратэ он получал не сразу, лишь только после испытательного срока. За это время А. увлекся игрой на гитаре, активно участвовал в жизни клуба, в вокально-инструментальном ансамбле. Это помогло А. преодолеть в себе чувство неуверенности, затруднения в общении, отстаивание в интеллектуальном развитии.... Клуб заменил ему не только уличную компанию, но и в какой-то мере семью. Он увлеченно занимался спортом, окончил школу, определился с будущей профессией [1].
Для отслеживания эффективности применения методов активного обучения, определения оптимальных психолого-педагогических условий их внедрения мы использовали следующие методы и методики:
- метод наблюдения за учебным и коммуникативным поведением студента на учебном занятии;
- опросные методы, в том числе, шкалу оценки выраженности коммуникативно-личностных установок студента;
- методику изучения эмоционального состояния и эмоциональной атмосферы в учебной группе - «Эмоциональная цветопись» в модификации Лутошкина А.Н.;
- специально разработанную анкету, направленную на изучение мнений и отношений студентов к применению методов активного обучения на учебных занятиях по психологии.
Остановимся более подробно на вышеуказанной анкете. Данная анкета включала задания и вопросы разных видов, например, проективного характера на завершение ситуаций и предложений («Если бы я был преподавателем психологии, то на занятиях я бы.»). Анкета также содержала и вопросы закрытого типа (например, «Какие из приведенных ниже занятий с применением МАКСи (перечисляются темы), по Вашему мнению, наиболее эффективны для Вашей профессиональной подготовки?»). Другой тип закрытых вопросов направлен на анализ и оценку эффективности применяемых методов («Укажите, как, на Ваш взгляд, влияет применение МАКСи на процесс и результатив-
ность учебных занятий?». Варианты ответов: а) активизируют деятельность студентов; б) вызывает интерес, способствует поддержанию мотивации; в) развивает способность сопереживания, эмпатии; г) помогает осмысленному усвоению материала; д) формирует творческую активность; е) способствует формированию профессиональной направленности личности).
Для диагностики коммуникативно-личностных особенностей студентов применялись следующие методики:
- опросник изучения эмпатии (апробированный и модифицированный опросник А. Мехрабиана);
- методика косвенного измерения системы самооценок (КОСС),
- проективные методики рисуночного типа («Каким (ой) видят меня другие», «Каким (ой) вижу я себя сам (а)»).
Указанная диагностическая программа применялась до и после проведения формирующей работы на занятиях. Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью математических методов (методы ранговой корреляции Спирмена, методы вычисления параметрических и непараметрических критериев различий).
Анализ полученного эмпирического материала показал следующее: подавляющее большинство студентов различных курсов и групп (от 83% до 97%), в которых применялись МАКСи, положительно оценили значение этого метода для эффективной учебно-профессиональной подготовки. По мнению вышеуказанных реципиентов, применение методов активного обучения в наибольшей степени влияет на такие аспекты обучения, как: качество и осознанность усвоения учебного материала; активность участия студентов в учебной деятельности на занятиях; повышение интереса к изучаемым вопросам и проблемам. Студенты видят в этом методе возможность проявлять инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками, необходимыми для профессиональной деятельности. Эти данные можно проиллюстрировать примером использования МАКСи на одном из учебных занятий по теме «Психология личности учителя и психология личности ученика». После вступительного слова преподавателя и сообщения инструкций о порядке работы, студентам предлагалось в малых группах (5 человек) проанализировать и обсудить ситуацию, приведенную Ю.П. Гиппенрейтер [4], и письменно ответить на вопросы:
В распечатке к ситуации содержались следующие вопросы:
1. Можно ли считать описанного в ситуации ребенка личностью?
2. Какие факты и аргументы из взятой ситуации можно привести в пользу своей точки зрения?
3. Правильной ли была тактика педагога Анны С. по отношению к ребенку (обосновать свой ответ)?
Ситуация: «Слепоглухонемая девочка Элен воспитывалась в состоятельной семье. Её родители единственному ребенку оказывали всяческое внимание. В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода.... В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи.... Ко времени приезда учительницы Анны, которую родители пригласили для воспитания и обучения Элен, такие припадки бешенства повторялись уже по нескольку раз в день. .. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее.... Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть «врага», схватки с которым продолжались еще долгое время...» [4, с. 294].
В методическом плане процедура работы с ситуацией включала три этапа:
1) обсуждение ситуации в малых группах с письменной фиксацией ответов на поставленные вопросы;
2) обсуждение найденных решений в форме общегрупповой дискуссии;
3) заключительное слово преподавателя, с последующим выполнением контрольного задания студентами, направленного на проверку и осознание сущности различий между понятиями «индивид» и «личность».
Студентам предлагалось выбрать из предложенного списка понятия, характеризующие человека как «индивид» и человека как «личность» (ответственность, трудолюбие, вспыльчивость, доброжелательность, высокий темп реакций, медлительность, заниженная самооценка и др.).
Анализ результатов выполнения контрольных заданий после проведения занятия в учебных группах показал, что там, где применялась указанная ситуация, решаемая с помощью МАКСи, студенты более успешно справлялись с предложенными заданиями и более успешно усваивали учебный материал.
Следует признать, что в наибольшей степени применение МАКСи влияет на когнитивную сферу личности (взгляды, представления, знания и установки). Что же касается собственно личностных качеств и коммуникативно-операциональных характеристик (умения и навыки), то влияние МАКСи на эти аспекты проявлялось в меньшей степени при использовании этого метода вне контекста других методов активного обучения (деловая игра, ролевая игра, дискуссия, социально-психологической тренинг).
Обобщая сказанное, еще раз подчеркнем, что в развитии профессиональных коммуникативно-личностных качеств будущего специалиста важным является комплексный характер применения методов активного обучения. В частности, по нашим данным, применение методов активного обучения в форме социально-психологического тренинга может способствовать развитию эмпатии, коррекции самооценки, развитию профессионально-личностной готовности к общению-диалогу, общению-сотрудничеству. Более того, уточним, что по отношению к коррекции самооценки в группах социально-психологического тренинга мы наблюдали динамику разного типа: повышенная неадекватная самооценка имела тенденцию к снижению; а заниженная - к повышению. Фактически анализ нашего исследовательского материала подтвердил наличие психологического механизма изменения самооценки, выделенного Т.С. Яценко [7]: механизма дезинтеграции компонентов самооценки с последующей вторичной её интеграцией. Другими словами, на протяжении длительных занятий в группе социально-психологического тренинга, при условии соблюдения таких требований его проведения, как диалогичность, безоценочность, конструктивность обратной связи, равенство позиций в общении и др., компоненты неадекватной завышенной или заниженной самооценки проходят через стадии ослабления и разрушения связей между отдельными её компонентами. Затем на последующих этапах социально-психологического тренинга они вновь объединяются, интегрируются в целостный позитивный и уже более адекватный образ собственного Я.
Таким образом, применение методов активного обучения может выступать важным средством коррекции коммуникативно-личностной самооценки и средством развития, такого важного личностного образования педагога-психолога, как его готовность к общению-сотрудничеству, общению-диалогу.
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
1) применение МАКСи наиболее эффективно при включении данного метода в комплекс других методов активного обучения, в том числе, в структуру форм и методов, составляющих коммуникативно-личностную технологию;
2) на разных этапах вузовского обучения наблюдается различная динамика влияния МАКСи на формирование коммуникативно-личностных характеристик будущего специалиста, при этом в наибольшей степени это влияние касается когнитивных (содержание учебного материала), коммуникативно-операциональных характеристик (умение слушать, умение устанавливать и поддерживать контакты, активно поддерживать групповую дискуссию и другое), а при условии включения в целостные коммуникативно-
личностные технологии - и на такие коммуникативно-личностные особенности, как готовность к общению-диалогу, самооценки профессиональных качеств личности;
3) внедрение методов активного обучения в учебный процесс имеет определенную последовательность и логику, направленную от простого к сложному. Начальный этап внедрения методов активного обучения основывается на использовании различных вариантов МАКСи, именно он позволяет перейти к более сложным формам и методам активного социально-психологического обучения (групповым дискуссиям, «мозговой атаке», ролевым и деловым играм, социально-психологическому тренингу);
4) успешность применения МАКСи в значительной степени зависит от профессионально-методологической и методической готовности преподавателя к внедрению коммуникативно-личностных технологий в учебном процессе. Такая готовность, в свою очередь, наиболее эффективно формируется в условиях применения методов активного обучения на занятиях по повышению их профессиональной квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева ; Консорциум "Социальное здоровье России". - М. : [б.и.], 1994. - 224 с.
2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.
3. Вербицкий, А. А. Контекстное образование: проблемы и перспективы / А. А. Вербицкий // Педагогика. - 2014. - № 9. - С. 3-14.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.
5. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.
6. Федосеева, М.А. Сравнительный анализ педагогической толерантности у будущих социальных работников и учителей начальных классов / М.А. Федосеева, А.А. Ерошенко // Новая философия образования: человек в пространстве культуры. - Волгоград : Перемена, 2014. - С. 108114.
7. Яценко, Т.С. Активное социально-психологическое обучение : теория, процесс, практика : учебное пособие / Т.С. Яценко, Я.М. Кмит, Б.М. Алексеенко. - Хмельницкий : Изд-во Нац. акад. гос. погран. службы, 2002. - 795 с.
8. Яценко, Т С. Динамика развития глубинной психокоррекции : теория и практика : монография / Т. С. Яценко. - Днепропетровск : Инновация, 2015. - 567 с.
9. Education Criteria for Performance Excellence Baldrige National Quality Program. -Baldridge : National Institute of Standards and Technology, 2000. - 92 p.
REFERENCES
1. Belicheva, S.A. (1994), Fundamentals of preventive psychology, Social health of Russia, Moscow.
2. Verbitsky, A.A. (1991), Active learning in higher education: contextual approach, Higher school, Moscow.
3. Verbitsky, A.A. (2014), "Context education: problems and perspectives", Pedagogy, No. 9: pp. 3-14.
4. Gippenreiter, Y.B. (2002), Introduction to General psychology. Lectures, Chero, with the participation of publishing house "Yurait", Moscow.
5. Emelyanov, Yu.N. (1985), Active social and psychological training, Publishing house Leningrad state University, Leningrad.
6. Fedoseeva, МА. and Eroshenko, A.A. (2014), "Comparative analysis of teaching tolerance of future social workers and primary school teachers", New philosophy of education: the person in the space of culture, publishing house "Change", Volgograd, pр. 108-114.
7. Yatsenko, T.S. (2002), Active socio-psychological training: theory, process, practice: study guide, Staryi NAPWU. Khmelnitsky.
8. Yatsenko, T.S. (2015), Dynamics of development of deep psychocorrection: theory and practice: monograph, Innovation, Dnepropetrovsk.
9. 2000 Education Criteria for Performance Excellence Baldrige National (2000), Quality Program, National Institute of Standards and Technology, Р.38.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2016
УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ С ОБРАЗОМ
БУДУЩЕГО РЕБЕНКА
Виктория Викторовна Коломенская, кандидат психологических наук, Ирина Ивановна Таран, кандидат психологических наук, доцент, Наталья Александровна Скляр, кандидат психологических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),
г. Великие Луки
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей отношения беременных женщин к себе и будущему ребенку. Описаны выявленные взаимосвязи компонентов самосознания женщин ожидающих ребенка с составляющими образа их будущего малыша. Полученные данные определяют основные направления психологической работы с беременными.
Ключевые слова: беременность, самооотношение, тип отношения к беременности, образ будущего ребенка.
CORRELATION BETWEEN PREGNANT WOMAN'S SELF-EVALUATION AND THE IMAGE OF A FUTURE CHILD
Victoria Viktorovna Kolomenskaya, the candidate of psychological sciences, Irina Ivanovna Taran, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Natalya Aleksandrovna Sklyar, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki
Annotation
The article presents the empirical studies' results of the pregnant women's attitude to herself and the future baby. There is a description of relations between the components of self-awareness of women expecting the child and elements of the image of their future baby. The findings determine the main directions of psychological work with pregnant women.
Keywords: pregnancy, self-evaluation, type of attitude to pregnancy, image of a future child.
ВВЕДЕНИЕ
Жизненный путь человека начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Значение этого периода невозможно переоценить. Исследователи генома человека опубликовали сенсационные данные о том, что лишь 1/3 всех качеств и особенностей человека как физиологических, так и психологических обусловлены генетическими программами, 1/3 формируется в период внутриутробной жизни, и только 1/3 это то, что воспитывается и складывается в течение всей последующей жизни. Таким образом, значение периода внутриутробной жизни для человека равноценно всем воздействиям на него в течение многих лет жизни после родов [3].
Беременность это этап когда многие процессы в психике женщины меняются. Женщина по-другому начинает относиться к себе, она представляет, каким будет ее будущий малыш. Эмоциональное и физическое самочувствие женщины, ожидающей ребенка, воздействует на течение беременности и родов, состояние плода и развитие малыша в будущем [2].
Ученые отмечают, что формирование образа будущего ребенка у женщины наступает задолго до наступления первой беременности и длится на протяжении всего периода