Научная статья на тему 'Формирование профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов при помощи активных методов обучения'

Формирование профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов при помощи активных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Л. Д.

Kolesnikova L.D. Forming of professional and personal identity of the students of psychology by means of the active methods of training. The article suggests forming professional and personal identity by means of a special course designed by the author with the active methods of training being the basis of it. The achieved results demonstrate the development of empathy; correction of egocentrism, selfevaluation; the changes in motivated orientations; the forming of «useful» feeling of danger; the increase of professional satisfaction in students of psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of professional and personal identity of the students of psychology by means of the active methods of training

Kolesnikova L.D. Forming of professional and personal identity of the students of psychology by means of the active methods of training. The article suggests forming professional and personal identity by means of a special course designed by the author with the active methods of training being the basis of it. The achieved results demonstrate the development of empathy; correction of egocentrism, selfevaluation; the changes in motivated orientations; the forming of «useful» feeling of danger; the increase of professional satisfaction in students of psychology.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов при помощи активных методов обучения»

7 классе. Причинами их самоубийства были психологическое насилия, взаимное непонимание, отчужденности в семье.

На Web-сайте www.vnexpress.net проводилось исследование 5100 человек по вопросу «К кому обращаются ваши дети, когда у них психологические проблемы?». Ответы были в процентном соотношении: 52 % - к друзьям, 31,8 % - ни к кому, 10 % - к маме, 1,7 % - к папе.

Итак, во вьетнамском обществе семья играет очень важную роль. Конечно, это относится и к другим обществам, но во Вьетнаме семья приобрела особое значение, поскольку она служила моделью общества и поэтому была в центре внимания религии. Однако следует сказать, что изменения в прежних традиционных представлениях о любви и нормах взаимоотношений людей различных полов, нормах семейного воспитания, происшедшие во Вьетнаме в последнее время, как и развитие гражданского бра-

ка, развода, перманентного эмоционального развода, и разрыв поколений, отчуждение детей к родителями не изменили общего позитивного отношения вьетнамцев к браку как необходимому шагу в устройстве своей личной жизни.

1. Maurice Porot, переводчик Ву Тхи Чин // Дети и семейное отношение. М., 2004.

2. Нгуен Линь Хиеу // Центр научного исследования о женщинах и семье. 2003. № 3. С. 35.

3. Нгуен Маи Хой, Чан Ту Ань, Нгуен Маи Лан // Женские чувствительности о жизни и любви. «Универсан - Хо Ши Минь», 2004.

4. Чыонг Ван Хоа, Лыу Иен // Секрет сохранения семейного счастья. М., 2003.

5. Режим доступа: www.vnexpress.net. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 12.04.2006 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРИ ПОМОЩИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Л.Д. Колесникова

Kolesnikova L.D. Forming of professional and personal identity of the students of psychology by means of the active methods of training. The article suggests forming professional and personal identity by means of a special course designed by the author with the active methods of training being the basis of it. The achieved results demonstrate the development of empathy; correction of egocentrism, self- evaluation; the changes in motivated orientations; the forming of «useful» feeling of danger; the increase of professional satisfaction in students of psychology.

В последнее время возросло практическое значение психологии в нашей стране. В соответствии с социальным запросом общества открывается много новых факультетов, готовящих профессиональных психологов разных профилей. И, конечно же, возрастают требования к личности, а это диктует необходимость совершенствования процесса подготовки молодых людей к жизни и профессиональной деятельности.

Проведенное нами экспериментальное исследование выявило наличие тенденций, которые свидетельствуют о затруднении процессов личностной и профессиональной идентификации студентов-психологов: низ-

кий уровень осознания своих возможностей; недостаточно выраженный уровень притязаний; инфантильность; недостаточная сфор-мированность отношения к профессии (неопределенное восприятие профессии психолога, трудности в выделении предметного содержания будущей профессиональной деятельности, отсутствие связи работы с профессией, негативная оценка материального аспекта профессии и др.); низкий уровень развития эмпатии; неадекватную структуру мотивов в процессе учебной деятельности; проблемы с самооценкой; высокие уровни ситуативной и личностной тревожности и др.

Целостное и систематическое воздействие на формирование профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов возможно в рамках разработанного нами специализированного курса «Формирование профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов».

Целью специализированного курса является развитие необходимых личностных качеств, формирующих адекватную профессиональную и личностную идентичность психолога: конкретизация представлений о содержании деятельности психолога в зависимости от специализации; формирование установок критического и творческого мышления; усиление мотивации профессиональной подготовки и личностного роста студентов и др.

Спецкурс включает в себя три раздела, логически взаимосвязанных друг с другом: лекционный (теоретический), практические занятия и тренинги.

Основной целью лекционного курса является ознакомление студентов с классическими и современными научными представлениями о сущности личностной и профессиональной идентичности, профессионального развития, формирования личности про-фессионала-психолога и др.

Второй раздел - практические занятия -посвящен диагностике личностной и профессиональной идентичности студентов-психо-логов.

Третий раздел - тренинги - включает в себя тренинги для формирования профессиональной и личностной идентичности сту-дентов-психологов. Его цель - помочь будущим специалистам в выполнении их профессиональной деятельности психолога.

Формой проведения занятий были: лекции, мини-лекции; практические занятия (тесты на самопознание); семинары-тренинги: видеотренинги, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, психогимнастические упражнения.

Спецкурс был рекомендован для прохождения студентами-психологами 2 курса дневного отделения. Длительность курса -календарный год.

Спецкурс прошли 150 человек. Средний возраст испытуемых - 19 лет, практически все испытуемые были женского пола (98 % испытуемых).

Важное место в программе спецкурса отводится активным методам обучения -тренингам.

Тренинг является наиболее продуктивной психотерапевтической и гуманистической технологией, он рассматривается как совокупность методов развития коммуникативных качеств и рефлексивных способностей, умения анализировать поведение членов группы и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них, умения адекватно воспринимать себя и окружающих [1]. В процессе тренинга осуществляется процесс научения, приобретается социально-профессиональный опыт [2].

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются: нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии; наличие более или менее постоянной группы; определенная пространственная организация; акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»; применение активных методов групповой работы; объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия; атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности [3].

Важная задача специализированного курса - самоактуализация студентов-психо-логов. В рамках спецкурса нами использовались пути, ведущие личность к самоактуализации, описанные А. Маслоу: 1) полное переживание того, что происходит с полной концентрацией, сосредоточенностью и погруженностью, как в детстве; 2) в каждом выборе, который делает человек, необходимо делать выбор в пользу личного продвижения и роста, а не отступления; 3) двигаться к самоактуализации - стремиться стать реальным, существовать фактически в настоящем, независимо от мнений других; 4) быть честным и принимать ответственность за свои действия; 5) вера своим суждениям и инстинктам и действие в соответствии с ними; 6) постоянный процесс развития своего потенциала и возможностей; 7) наличие «пик-переживаний» - радостных и волнующих

моментов в жизни каждого человека, которые могут длиться от нескольких минут до нескольких часов; 8) диагностика своих психологических защит и отказ от них [4, 5].

Одной из важных задач любого тренинга является развитие самосознания его участников, как в личностном, так и в профессиональном плане. Уровень осознания существенно повышается благодаря получению информации, сопоставлению и интерпретации разных точек зрения и возможностей восприятия.

Тренинги позволили участникам групп:

- выработать навыки выявления, анализа и решения конкретных психологических проблем, ориентации в нестандартных ситуациях, с которыми они постоянно встречаются на практике;

- повысить свою компетентность в области делового, профессионального, межличностного общения;

- приобрести навыки партнерской беседы, публичных выступлений, аргументировать обоснование своей точки зрения, конструктивного поведения в эмоционально напряженных или конфликтных ситуациях;

- развить способность адекватно воспринимать себя и других в процессе общения и совместной деятельности;

- развить креативное (творческое) мышление;

- приобрести практические навыки общения в различных условиях, отработать применение специфических психологических приемов, помогающих при установлении и поддержании желаемых отношений с «сотрудниками» и «клиентами» [6].

После прохождения студентами специализированного курса «Формирование профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов» были отмечены следующие положительные изменения: рост

значений показателей перспективной идентичности; развитие эмпатии; коррекция эгоцентризма, самооценки; изменение мотивационно-ценностных ориентаций; формирование «полезной» тревожности; повышение степени удовлетворенности профессией.

Наблюдения за поведением и учебной деятельностью студентов экспериментальной группы показали, что они приобрели знания, овладели профессиональными умениями и навыками, отмечается рост объема представ-

лений о профессии. Студенты стали более уверенными, научились осознанно планировать, контролировать и анализировать свое поведение и профессиональную деятельность.

Кроме этого, были отмечены следующие положительные эффекты формирующего эксперимента: повышение самооценки за

счет эмоциональной поддержки и обратной связи; изменение отношения личности к психотравмирующим ситуациям; коррекция межличностных отношений; снятие психоэмоциональной напряженности; выработка позитивных черт личности; снятие астении; восстановление социального статуса; повышение коммуникабельности; уверенности в себе; мобильности и гибкости мышления; уменьшение уровня реактивной и личностной тревожности; улучшение внутрисемейных и межличностных отношений; повышение чувства ответственности; осознание роли психологических механизмов в формировании симптомов; изменения в установках и отношениях; улучшение социального функционирования; повышение социальной активности; повышение работоспособности; повышение адаптации к непрерывно меняющимся условиям среды; быстрое восстановление эмоционального равновесия, принятие людей и ситуаций такими, какими они есть; повышение активности личности; симптоматические улучшения: улучшение сна, исчезновение страхов, нормализация артериального давления, исчезновение различных болевых симптомов, обучение навыкам «борьбы со стрессом» и т. д.

Письменные отзывы студентов также свидетельствуют об эффективности и целесообразности разработанного нами специализированного курса. Вот лишь некоторые отзывы студентов.

«Этот курс перевернул мою жизнь, перевернул меня. Я поняла, что «ужасно» хочу помогать людям, я вновь поверила в себя. У меня - крылья за спиной! Спасибо» (Наталья Б.).

«Я впервые ощутила себя по-настоящему счастливой, ощутила счастье в нашей серой жизни. Спецкурс помог мне стать более раскрепощенной, уверенной. Помог ответить на вопросы: «Что такое жизнь?», «Зачем мы пришли в этот мир?» Я впервые почувствовала себя не одинокой в этой жизни» (Анастасия К.).

«За время спецкурса я научилась больше ценить и понимать людей, научилась быть добрее, перестала бояться общения с другими людьми, обрела душевный покой...» (Светлана С.).

Предложенная система работы по формированию профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов показала ее высокую целесообразность, что позволяет рекомендовать ее внедрение в практику обучения студентов-психологов для повышения личностных и профессиональных качеств студентов-психологов и повышения эффективности их профессиональной подготовки.

Результаты проведенного исследования диктуют настоятельную необходимость создания в вузе психологической службы, главными задачами которой могли бы стать: помощь студентам в скорейшей адаптации к новым условиям жизни и учебы; помощь в преодолении личностных и психосоматических проблем; индивидуальные профессиональные консультации и оптимизация условий профессионального выбора; помощь в формировании комфортных межличностных отношений в студенческих группах и общении с преподавателями.

Нами выделены психолого-педагоги-ческие условия, оказывающие позитивное воздействие на формирование профессиональной и личностной идентичности студен-тов-психологов во время обучения в вузе:

1. Совершенствование форм и методов обучения:

- использование современных форм и методов обучения, различных образовательных технологий с акцентом на формирование ценностно-мотивационного компонента;

- формирование познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности;

- оптимальное соотношение теории и практики;

- знакомство студентов с основными нормативными материалами и стандартами;

- совершенствование возможностей по учету индивидуальных психологических особенностей учащихся;

- развитие творческого потенциала преподавателей и повышение их профессионального мастерства;

- моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе;

- развитие мышления студентов как условие профессионального роста;

- максимальная профессионализация обучения;

- развитие рефлексивной позиции сту-дентов-психологов как обращенности к своим профессионально-личностным возможностям;

- включение студента в различные виды профессионально-ориентированной учебной деятельности (факультативы, спецкурсы; участие в студенческих конференциях, семинарах; практические занятия по психологии на предприятии и в учреждениях);

- ранняя организация профессиональной психологической практики, которая является мощным элементом формирования профессиональной и личностной идентичности;

- организация соревнования в учебной деятельности (широкое освещение результатов аттестации, сессий, конкурсы на лучшее знание психологии и др.);

- организация самостоятельной деятельности студентов (подготовка рефератов, курсовых работ) с четкими требованиями по ее выполнению и критериями оценки.

2. Совершенствование взаимоотношений между преподавателями и студентами:

- развитие и укрепление принципов «педагогики сотрудничества» и диалога преподавателей со студентами на всех этапах обучения;

- активизация процесса педагогической поддержки;

- уважение личности каждого студента.

3. Организация внеучебной деятельности студентов:

- конкурсы, «Студенческая весна»,

КВН и др.;

- учет мнений студентов при принятии решений в вузе.

4. Формирование позитивной микросреды в учебных группах.

1. Топоров В.П. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995.

2. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. М.; Новосибирск, 2002.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.

4. Маслоу А. Дальние достижения человеческой природы. М., 2002.

5. Маслоу А. // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 108-117.

6. Большаков В.Ю. Психотренинг. М., 1994

Поступила в редакцию 12.04.2006 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К ИМПРОВИЗАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В.О. Родионова

Rodionova V.O. Psychological aspects of developing a spontaneous and nonstandard response to an unexpected situation during arts lessons in schoolchildren of 7-10 years of age. The article stresses the importance of developing such abilities at an early age, the possibility to inspire the children to imaginative activities and suggests a number of techniques to achieve the desired effect.

Проблему формирования импровизационной способности как одной из общих креативных способностей личности ставит само наше время. В условиях ускоряющегося процесса развития различных сторон общества, увеличения числа источников получения информации человеку необходимо уметь быстро реагировать на неожиданные ситуации, изменения окружающей действительности, что объективно вызывает в личностном росте определенные поведенческие и эмоциональные изменения.

Анализ научных работ (О.А. Авсияна, Е. Билькиса, С.Н. Бирюкова, Л.П. Гроссмана, В. А. Кан-Калика, С.М. Мальцева, Л. А. Сабуровой, М.А. Сапонова, В.Н. Харькина, И.М. Ямпольского и др.) показывает, что способность к импровизации можно определить как способность, которая позволяет без предварительной подготовки к решению внезапно возникшей задачи увидеть проблему и быстро, самостоятельно осуществить поиск, применение новых, оригинальных способов достижения намеченной цели.

Во многих исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, В.И. Ки-реенко, Н.С. Лейтеса, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А. Binet, M.F. Carlin, J.L. Langhlin, R.D. Saniga и др.) подчеркивается актуальность развития способностей именно в детские годы. Таким образом, целенаправленное

формирование импровизационной способности возможно и целесообразно начать на самых ранних этапах становления: у ребенка в период раннего детства, в дошкольном возрасте, в основном в процессе игры, - и затем продолжить работу в данном направлении с младшим школьником уже в учебной деятельности. Известным является тот факт, что уже дошкольник успешно импровизирует (Л.С. Выготский). Как правило, его импровизация возникает из-за недостаточного развития критичности, отсутствия необходимого опыта и проявляется в игровой деятельности (Г.И. Вергелес, А.И. Раев). Ценность младшего школьного возраста для формирования способности к импровизации заключается в том, что к этому моменту складываются реальные предпосылки, обусловливающие успешное протекание импровизации. Они выражены в желании импровизировать (Л.С. Выготский), в сензитивности данного периода для становления способностей, раскрытия индивидуальных особенностей, а также достаточной информированности (Е.Е. Данилова, Б.М. Теплов).

Многообразие дисциплин в общеобразовательной начальной школе позволяет развивать импровизационную способность у детей в самых разнообразных сферах учебной деятельности: в процессе выполнения заданий по математике, русскому языку, чтению, музыке, трудовому обучению и другим предметам. Приступать к формированию указанной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.