научный журнал
Н.В. Соловьева
Средняя общеобразовательная школа №15 г. Балаково, Россия.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования профессиональной идентичности в юношеском возрасте, показана неравномерность развития профессиональной идентичности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке учащихся 9 класса (n=20, 14 до 16 лет) и студентов 1-5 курсов очного и заочного отделений направлений подготовки «психология», «экономика», «юриспруденция» (n=20, 18-25 лет) с применением психодиагностической методики «Изучение статусов профессиональной идентичности», разработанной A.A. Азбель. В ходе анализа полученных результатов зафиксирован выраженный кризис профессиональной идентичности на выпускных курсах ВУЗа, показана необходимость целенаправленного формирования профессиональной идентичности в ходе обучения в ВУЗе совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации.
Ключевые слова: идентичность; профессиональная идентичность; статус профессиональной идентичности; кризис профессиональной идентичности; профессиональное развитие.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы профессиональной идентичности является актуальной в рамках глобального кризиса идентичности современного человека. Профессиональная идентичность - это важнейший фактор психологического благополучия человека, поскольку она обеспечивает «психоэкологический баланс» - ощущение стабильности окружающего мира и уверенности в своих силах [1, с.51].
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Л.Б. Шнейдер предлагает понимать под профессиональной идентичностью «результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющихся в осознании себя представителем определённой профессии и профессионального сообщества, определённую степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими, проявляющиеся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я» [2, с.114]. Л.Б.Шнейдер описывает функции профессиональной идентичности через: (а) идентификацию себя с профессиональной группой, оцениваемой позитивно, и отчуждение относительно других профессиональных
научный журнал
сообществ; (б) раскрытие своего функционального потенциала, самоосуществление [2, с.120].
Установление своей идентичности в профессиональной деятельности, согласно концепции Э. Эриксона, - важнейшая задача, встающая перед человеком в период юности и ранней взрослости. Выполнение этой задачи средней и высшей школой стало предметом нашего исследования.
Исследование формирования профессиональной идентичности проводилось с опорой на концепцию статусов идентичности Дж. Марсиа. По Дж. Марсиа, как отмечает А.А. Азбель, идентичность - это структура «эго», внутренне самосоздающаяся, динамическая организация способностей, убеждений и индивидуальной истории. Проявляется структура «эго» через решение проблем, через способы выхода из кризиса. В зависимости от того, самостоятельно ли приобретена идентичность, сформировалась она или нет после кризиса в юности, канадский исследователь классифицирует её по четырем статусам (типам): диффузная идентичность - кризис не пережит, «Я» размыто, у человека отсутствует чувство непрерывности и тождественности в меняющемся мире; предрешенная идентичность — идентичность установлена без самостоятельного поиска и отражает идентичности других людей; мораторий — человек перебирает возможные альтернативы развития, но преобладает нерешительность; достигнутая идентичность - вариант развития выбран, кризис пережит, «Я» знает, к чему стремиться [3].
ВЫБОРКА, МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе эмпирического исследования было проведено изучение особенностей формирования профессиональной идентичности выпускников среднего звена школы и студентов ВУЗа. Исследование проводилось в период февраль-март 2014 года на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа №14» г. Балаково и на базе Балаковского филиала НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия. Испытуемыми являлись старшие подростки-учащиеся 9 класса, в возрасте от 14 до 16 лет, и юноши, девушки, обучающиеся на 1-5 курсах очного и заочного отделений направлений подготовки «психология», «экономика», «юриспруденция», в возрасте 18-25 лет.
В качестве метода диагностики профессиональной идентичности была выбрана методика «Изучение статусов профессиональной идентичности», разработанная A.A. Азбель. Методика позволяет определить степень выраженности статусов профессиональной идентичности (ПИ), на каком из четырёх уровней находится испытуемый: неопределённая (диффузная) ПИ; навязанная (предрешенная) ПИ; мораторий (кризис выбора) ПИ; сформированная (достигнутая) ПИ [3].
Статистическая обработка данных исследования проводилась с помощью критерия ф - углового преобразования Фишера.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что у большинства студентов доминирует сформированная ПИ (84,6%), то есть, они готовы к становлению в данном профессиональном русле, уверены в правильности принятого самостоятельно решения. Этот статус ярко выражен у 53,8% опрошенных студентов, в среднем выражен у 15,4%, имеет выраженность выше среднего уровня - у 15,4% испытуемых. В студенческой выборке такие статусы, как неопределенная ПИ и мораторий, представлены незначительно. Состояние неопределенной идентичности, характеризующееся не только отсутствием профессиональных целей, но и неактуальностью их построения, отмечается у 15,4% студентов. Кризис выбора, сопровождающийся оцениванием соответствия профиля обучения их ожиданиям, «мораторий ПИ» достигает средней степени выраженности у 53,8% опрошенных, причем однозначное доминирование статуса отмечается лишь у 7,7% студентов. Статус «навязанная ПИ», отражающий недостаток самостоятельности в учебно-профессиональном выборе, у испытуемых либо совсем не выражен (7,7%), либо выражен слабо (92,3%).
При сопоставлении студенческой выборки с выборкой старшеклассников общеобразовательной школы были обнаружены различия между группами по двум шкалам методики A.A. Азбель: «мораторий» и «сформированная ПИ». Для школьников в большей степени, чем для студентов, свойственно состояние «моратория» (кризиса выбора). Этот статус доминирует у 40% учащихся общеобразовательной школы и лишь у 15,4% студентов высшего учебного заведения. Статистическая обработка данных исследования с помощью углового преобразования Фишера подтвердила достоверность выявляемых различий (ф*эмп = 3.974, р=0,01). «Сформированная ПИ» доминирует у преобладающего большинства студентов (84,6%), менее часто у школьников (в 55% регистрируемых случаев). Расчет критерия Фишера доказывает статистическую значимость выявляемых в ходе качественного анализа результатов различий (ф*эмп = 4.695, р=0,01).
В целом, по данным исследования, для выборки выпускников среднего звена школы свойственно преобладание статуса «моратория» (кризиса выбора дальнейшего профессионального развития), предполагающего перебор профессионально значимых альтернатив, и статуса «сформированной ПИ», подразумевающего законченное действие личности по принятию одной из множества альтернатив дальнейшего профессионального развития (в среднем 10,25 и 8,9 баллов
научный журнал
соответственно). Как отмечает автор методики А.А. Азбель, «статусы достигнутой профессиональной идентичности и моратория являются для старшеклассников нормативными и адекватными...Статус профессиональной идентичности, сформированный в старшем школьном возрасте, имеет ключевое значение для дальнейшего формирования целостной профессиональной идентичности, которая является одним из основных компонентов в составе эго-идентичности человека» [1]. Статусы «неопределенная ПИ» и «навязанная ПИ» у учащихся либо не выражены, либо выражены незначительно (в среднем 4,45 и 2,7 баллов соответственно).
С целью изучения процесса формирования профессиональной идентичности проводилось сопоставление результатов диагностики статусов ПИ студентов на каждом этапе обучения в СГА. В ходе исследования было установлено, что статус сформированной ПИ в наименьшей степени выражен у студентов-первокурсников (в среднем 8,6 балла), в наибольшей - у студентов 2-3 курсов (в среднем 14,5 баллов). Отмечается снижение выраженности сформированной ПИ на выпускном курсе (10,25 балла). Статус «навязанная ПИ» проявляется незначительно во всех трех изучаемых группах. Наибольшее значение статуса фиксируется у студентов 1 курса - в среднем 2,8 балла, притом, что у 2-3 курсов и у 4-5 курсов - лишь 1 балл. Статус «мораторий» выражен примерно одинаково на каждом этапе обучения в СГА (средний балл 9,6; 8,25; 9,25 соответственно). Анализ результатов исследования также показал, что выраженность статуса «неопределенная ПИ» на выпускных курсах (средний балл - 6) несколько повышается по сравнению с более ранними этапами обучения (3,6 балла в среднем на 1 курсе и 1,5 балла на 2-3 курсах).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование позволило обнаружить то, что профессиональная идентичность студентов развивается неравномерно. В развитии чередуются латентные и кризисные периоды, выделяются стадии с эволюционным и революционным течением. Анализируя полученные результаты, мы зафиксировали выраженный кризис профессиональной идентичности на выпускных курсах ВУЗа, характеризующийся обострением неопределенного состояния ПИ и снижением выраженности статуса «сформированной ПИ».
Данные исследования показывают необходимость целенаправленного формирования профессиональной идентичности в ходе обучения в ВУЗе совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации. В настоящее время нами осуществляется апробация программы тренинга
профессиональной идентичности, разработанная на основе тренингов Л.Б. Шнейдер, Е.К. Лютовой-Робертс [2], [4]. В ходе занятий со студентами нами используются разнообразные средства активного психологического обучения для решения следующих задач: понимания своего профессионального Я, осознания профессиональных возможностей, принятия себя в профессии, определения путей профессионального роста, управления собою в профессиональных ситуациях, и в целом своим профессиональным развитием. Задачи тренинга решаются путем развития рефлексии, привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной деятельности, проектирования образа профессионального будущего, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осмысления своей профессиональной позиции. По итогам реализации программы тренинга предполагается преодоление обозначенных выше проблем генезиса профессиональной идентичности.
Библиографический список
1. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т.22, №4. С. 51-59.
2. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.
3. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. диссерт. на соискан. учен. степ. канд. психол. наук. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 18 с.
4. Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. - СПб: Речь, 2007. - 307 с.
N.V. Solovyova
Features of formation of professional identity
Abstract. The article considers the problem of formation of professional identity in adolescence, shows the uneven development of professional identity. It presents the results of an empirical study performed on a sample of students in grade 9 (n=20, 14 to 16 years) and students 1-5 years foil-time and correspondence departments training areas «psychology», «Economics», «law» (n=20, 18-25 years) with the use of psychodiagnostic methods «Study of the status of professional identity» developed A.A. Azbel. During the analysis of the results recorded marked the crisis of professional identity at the final courses of the University, the necessity of purposeful formation of professional identity in the course of education in conjunction with the formation processes of self-determination, self-organization and personalization is shown. Keywords: identity; professional identity; status of professional identity; crisis of professional identity; professional development.