УДК 159.923 (072): 159.98
Kolesnikova A.A., master's student, Department of General, Law and Engineering Psychology, Far East State University of Communication Lines (Habarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Nevstrueva T.H., Professor, Department of Psychology, Far East State Humanities University (Habarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
PERSONAL MATURITY IN THE CONTEXT OF THE PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALIZATIONS. The article discusses the development of personal maturity and formation of professional identity of students of different specializations in training at the university. In the paper the authors present and analyze the results of a study of personal maturity and professional identity of psychology students and students enrolled in technical disciplines, conducted among student. A comparative analysis to identify differences in the development of these phenomena as between students of different specializations, and students from the younger one specialization courses for seniors. The professional identity is understood as a phenomenon that provides a person with holistic quality, determinancy and that are formed in the course of the professional education together with the processes of self-determination, personalization , etc. The researchers also analyze and examine the correlation of personal maturity and professional identity.
Key words: personal maturity, professional identity.
А.А. Колесникова, магистр каф. «Общая, юридическая, инженерная психология» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, педагог-психолог Хабаровского государственного медицинского колледжа, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
Т.Х. Невструева, проф. каф. «Психология» Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
В статье рассмотрены вопросы развития личностной зрелости и становления профессиональной идентичности студентов разных специализаций в период обучения в ВУЗе. Представлены и проанализированы результаты исследования личностной зрелости и профессиональной идентичности студентов-психологов и студентов, обучающихся по техническим специальностям. Проведен сравнительный анализ для выявления различий в развитии указанных феноменов, как между студентами разных специализаций, так и среди студентов одной специализации от младших курсов к старшим. Также проанализирована и рассмотрена взаимосвязь личностной зрелости и профессиональной идентичности. Ключевые слова: личностная зрелость, профессиональная идентичность.
Проблема личностной зрелости рассматривалась в исследованиях зарубежных и отечественных исследователей -Э. Эриксона, Г. Олпорта, К. Роджерса, Ф. Перлза, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, П.М. Якобсона, К.А. Абуль-хановой-Славской, И.С. Кона, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братуся, Л.И. Анцыферовой, A.A. Бодалева, A.A. Деркача, В.М. Русалова, A.A. Реана, Д.А. Леонтьева, Е.Л. Доценко и др.
Анализ психологических исследований показал многозначность и разноплановость понятия «личностная зрелость» и наличие многочисленных критериев, набор которых зависит как от цели исследования, так и концепции личности. При этом следует отметить, что хронологические рамки достижения личностной зрелости достаточно условны. Отечественные психологи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) считают, что этот возраст приходится на период средней юности (17 - 21 год), когда ярко проявляется тенденция к развитию интеллектуальных и творческих способностей, изменению ведущих мотивов и интересов.
В последнее время, в системе образования и профессиональной деятельности становится все более важным разработка стандартов по различным направлениям профессиональной деятельности специалистов. Эти стандарты включают и требования непосредственно к качествам личностно зрелого человека, например, ответственность, уверенность в себе, решительность, целеустремлённость, общительность и другие.
Н.М. Дидык выделила профессионально значимые характеристики личностной зрелости будущих психологов: самопринятие, позитивная «Я»-концепция, ответственность, интернальный локус контроля, самодостаточность, Эго-идентичность; саморегуляция, креативность, стремление к самоактуализации, социа-бельность, психическое здоровье, рефлексия и другие [1].
Значительно число научных исследований по вопросам определения профессионально значимых личностных качеств инженерно-технических специальностей (А.Г. Асмолов, В.Г. Горчакова, С.А. Дружилов, А.К. Маркова и др.). Для будущего специалиста технических специальностей важна совокупность следующих качеств: чувство ответственности, коммуникабельность, интеллектуальность, высокая концентрация внимания, хорошая память, аккуратность, самостоятельность, смелость, решительность, активность, энергичность, возможность удовлетворения
потребностей в самоактуализации, самоуважении, способность к совместному труду и сотрудничеству, стрессоустойчивость и многие другие.
Профессионально важные качества будущих психологов и специалистов технических специальностей имеют как сходство, так и различия. Так для психологов особенно важны качества, связанные со спецификой психологической помощи человеку (эмпатия, самопринятие, положительная «Я»-концепция; аутентичность и т. д.).
Следует подчеркнуть, что в последнее десятилетие были проведены различные исследования (О.А. Лукасевич, Н.М. Ди-дык, А.О. Кошелева, Г.Ю. Кравец, И.А. Шляпникова), посвященные личностной зрелости. Однако в этих работах не затрагиваются вопросы взаимосвязи личностной зрелости будущих специалистов и профессиональной идентичности.
Профессиональная идентичность - феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, формирующийся в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации [2]. Процесс обучения в вузе сопровождается становлением профессиональной идентичности [3; 4; 5]. По мнению У.С. Родыгиной, понятия «профессиональная идентичность специалиста» и «профессиональная идентичность студента», следует рассматривать как два различных психологических феномена, но имеющих преемственный характер [6]. Профессиональная идентичность студента - это единство представлений о себе, эмоциональных переживаний, осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с собой как будущим специалистом [7].
На будущих специалистов значимое влияние оказывает вся образовательная система ВУЗа, и период обучения должен эффективно использоваться для успешного становления личностной зрелости.
Нами было проведено эмпирическое исследования, целью которого стало определение уровня развития личностной зрелости студентов и статуса профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по гуманитарной специальности «Психология» и студентов технических специальностей. Эмпириче-
ское исследование проводилось в 2013 - 2014 гг. на базе ВУЗов г. Хабаровска. Выборка включала 126 студентов дневного отделения (1-2 и 4-5 курсы), обучающихся в Дальневосточном государственном университете путей сообщения (ДВГУПС), Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ) и Дальнево-сточномгосуд3 рственномгуман итарном университете(ДВГ ГУ),в кото выхееущесовляется профессионтлннео под готовка студен-сев по специалносч»и«Психог10гвд» и лонеодеским специально-стям«Подъеспс-транспонтнде, свутетелевые, дорожным средства и оборудование», «Локомотивы», «Вагоны».
Лтяеуора эмпирических датныебмтанчполезснанымето-днтв еДиагнсститэ утевняоичностнойтчелсcти» нЮ.З. Гилпнчх) и «Определение статуса профессиональной идентичности» (ав-родА.А. т^т^ые,е^1м утеет^т-iA .Г. Грецова). Стаинстическ^вт об-пронзводтлноь прп пчкломи носкосмвк^Н; Ехсеч 2007 и SPSS версии 21. Для выявления значимых различий меж-есгруепамо о нечестнв сс^т^д^тиднртрго кыиееpияMылвыlPонн teey-nepиУ КМ-^ь^^тносч для AчярнныммтlxвыCрpoки зорточяци-оевыйон ачи^.
Пп одзстненоам нноодротеним по методине «Дзепичоеикс уровня личностной зрелости» были получены исходные данные пoм-тиcжaлaм: о^и^ротень лl^^^lкет^nc^lр з^оости, мотнва-уиндocтижтимH, «Н»-«cплыпlLeс, иевссвн tнaAдпвeлтмы оолга, жизненная установка, способность к психологической близости с дчнзим челозелтЫl 1Д мередскс установлоиыы следующие тровне-ныleнфсeквФтнвocтндй зpeлoтeиlИресмaвыcoкий уровень; вы-сыкунудовлеенеритедыный; нeyдoилесвчeеодльный.
Авчлиз показателти се шеалам нозвслилвещчлить следующее:
1 .Пoшкaтр«ыбщийрcооеыьтвeгюcтнoтиечсеcтзн нт чоудспоои CсLыeлем) свысрквмтчовиям личностнс смпнлocтире» ставляет от 4 до 11%, с неудовлетворительным уровнем - от 36,5 до 46%,Низсп пoкекнлнлимоинт еииднчеnьcтвoвaте, -ее сзщч-еоиyющсcвоMpалoвaтельнoйспcтемe ВУЗа прсктилcсMнссчия и еорыитcниеAч влегдн стфпвсждается совданиемoквиоодчныx Чслонно птoяврeниялзуeрсвыoH чрттрчит от/дентаи уолы-статочно глубоко влияет на процесс её развития.
4 5 11
100% 6 4
80% 59 44,5 48 56
60%
40% 36,5 44,5 46 40
20%
0% /
1 курс - 5 курс - 1 курс - 5 курс -
психологи психологи технич. Спец технари
■ неудовлетворительный ■ удовлетворительный ■ высокий
Рис.1. П оказатели пошкале «Общий уровень личностной зрелости»
2.Шкаеа «Мотивыцил достржпиий». Пысцент студентов с высоклм и иесьма втеоптмуровоем в гр»о»ахлаимерео схож и составляетоткм,5 досы%. Неэдовлетвор»икллаый уровсхь по иылй шкалтколебеотсялт 19% у стлдентоа рии ууоссо тех-ническиучпецивльносвейдо 32% устудинчов-всвхологсвмлид-ших курсов. При этом статистически значимых различий также необнаружено.
100% 80% 45 41 40,5 44
60% 40% 23 29,5 40,5 28
32
20% 29,5 19 28
0% /
1 курс - 5 курс - 1 курс - 5 курс -
психологи психологи техн. спец. техн спец.
■ неудовлетворительный ■ удовлетворительный ■ высокий
3. По шкале «Отношение к своему «Я» («Я»-концепция)» неудовлетворительный уровень выявлен у студентов технических специальностей старших и младших курсов - 76 и 69% соответственно, у студентов-психологов этот процент составил 59% - у младших курсов и 55,5% - у старших курсов. 15% студентов-психологов старших курсов показали высокий уровень по этой шкале. Эта шкала оценивает личность человека по таким характеристикам зрелости, как уверенность в своих возможностях, удовлетворенность своими способностями, темпераментом и характером, своими знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем данный аспект предполагает такой существенный параметр поведения, как адекватная самооценка, высокая требовательность к себе, отсутствие самодовольства, скромность, уважение к другим людям.
По этой шкале выявлены статистически значимые различия (уровень значимости р=0,044) между студентами старших курсов технических специальностей и студентами-психологами. В определённой мере это связано и с более широким набором дисциплин гуманитарного цикла при подготовке психологов, что овлияет на активизацию процесса самопознания и становление образа собственного «Я». Однако, значительный процент неудовлетворительного уровня по данной шкале, может быть связан с нереализованными ожиданиями в отношении роста профессионального мастерства в самовосприятии студентов. Видимо, это объясняет тот факт, что у студентов-психологов старших курсов будущая работа не всегда связывается со специальностью.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
9 |(5 ■ 29,5 240
32 23 69 20 76
59 55,5
1 курс - 5 курс - 1 курс - 5 курс -психологи психологи техн.спец. техн. спец.
I неудовлетворительный
удовлетворительный
Рис.3. Показателипошкале «Отношениексвоему«Я» («Я»-концепция)»
4. По шкале «Чувство гражданского долга» статистически значимых различий не обнаружено. В целом можно сказать, что невысокие средние баллы по этой шкале, говорят о недостаточном патриотическом воспитании, а также отсутствии интереса к глобальным вопросам жизни страны. Разницу же в показателях между старшими курсами по проценту с высоким и очень высоким уровнями (48% у психологов и 28% у технических специальностей) по данной шкале можно объяснить тем, что профессия психологов предполагает непосредственное взаимодействие с людьми (человек-человек), в отличие от студентов технических специальностей (человек-техника). Такие особенности профессии предполагают большую профессиональную ответственность ипотребностьв общениистудентов-психологов.
100% 1800% 680% 460% 240% 20%
41 48
18 ^
41 41
33 28
23 28
44 44
1 курс - 5 курс - 1 курс - 5 курс -психороги психологи техн. спец. техн. спец.
I неудовлетворительный
удовлетворительный
Р ис. 2 .Показатели по шкале «Мотивация достижений»
Рис.4.Показатели по шкале«Чувствогражданскогодолга»
5.По шкале «Жизненная установка» с высоким и весьма высоким уровнем показатели практически одинаковые и составляют у студентов технических специальностей 32%, у студен-
тов-психологов старших курсов 29,5%, а показатели с неудовлетворительным уровнем существенно различаются - у психологов 18,5%,аустудентов технических специальностей - 44%.
У младших курсов студентов-психологов и технических специальностей показатели также незначительно отличаются, с высоким и весьма высоким уровнем (18% и 23%), с неудовлетворительным уровнем (41% и 36,5%).
Статистически значимые различия по данной шкале были обнаружены между студентами-психологами младших и старших курсов (на уровне значимости р=0,017). Это может говорить о том, что студенты-психологи к старшим курсам становятся более ответственными, поведение отличается большей осмысленностью, рациональностью. У студентов преобладает интеллект над чувствами, что, безусловно, имеет огромное значение в профессиональной деятельности психолога, чтобы адекватно посмотреть на проблему клиента. У студентов технических специальностей подобных различий между студентами старших и младших курсов не обнаружено.
6. Шкала «Способность к психологической близости с другим человеком» включает в себя такие характеристики как доброжелательность к людям, эмпатия (способность к чувствованию и сопереживанию), умение слушать, то есть те профессионально важные качества, которые необходимы в работе практикующему психологу, и которые должны формироваться при обучении студентов-психологов в ВУЗе. Но результаты нашего исследования значимых отличий между показателями младших и старших курсов не выявили. У старших курсов студентов-психологов и студентов технических специальностей с высоким уровнем - 26% и 20%, с неудовлетворительным уровнем - 55,5% и 68%. Студенты младших курсов с высоким уровнем - 23% и 25%, с неудовлетво-рительным-63,5%и54%.
Рис. 6. Показатели по шкале «Способность к психологической близости с другим человеком»
В методике «Определение статуса профессиональной идентичности» авторы выделяют четыре статуса профессиональной идентичности - «состояния», в которых может находиться студент в процессе профессионального обучения:
Неопределённая профессиональная идентичность - выбор дальнейшего пути еще не сделан, чёткие представления о карьере или о профессиональной жизни отсутствуют, и человек даже не задумывалсянадэтой проблемой.
Навязанная профессиональная идентичность - человек имеет сформированные представления о своем профессиональ-
ном будущем, но они навязаны извне (например, родителями или друзьями) и не являются результатом самостоятельного выбора.
Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности - человек осознает проблему выбора профессионального пути и находится в процессе поиска адекватного решения, альтернативы определены, но наиболее подходящий вариант еще не определён.
Сформированная профессиональная идентичность - профессиональные планы студента довольно чётко определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения. [8]
Анализ эмпирических данных по методике «Определение статуса профессиональной идентичности» показал незначительные различия между студентами психологами младших и старших курсов. На стадии моратория (кризис выбора) соответственно находятся 39% - 37%; на стадии сформированной профессиональной идентичности 39% - 37%, на стадии неопреде-лённойпрофессиональнойидентичности22% -19%.
У студентов технических специальностей младших и старших курсов на стадии мораторий (кризис выбора) находятся соответственно 52% - 38%, на стадии сформированной профессиональной идентичности 37% - 42%, и на стадии неопределённой профессиональной идентичности 12% - 15%. Отметим, что навязанная профессиональная идентичность выявлена только у студентов старших курсов, при этом процент довольно низок - 7% у психологов и 4% у технических специальностей.
Корреляционный анализ полученных данных показал наличие значимых связей между шкалами личностной зрелости и статусами профессиональной идентичности и представлен в таблице 1.
У студентов-психологов старших курсов выраженность статуса «Неопределённая профессиональная идентичность» отрицательно коррелирует со шкалами «Мотивация достижений», «Чувство гражданского долга» и «Способность к психологической близости с другим человеком», что говорит об осознанности выбора профессии. Однако же, в отличие от студентов младших курсов, корреляций со статусом сформированной профессиональной идентичности здесь не найдено, обнаружена лишь положительная корреляция шкалы «Способность к психологической близости с другим человеком» с выраженностью статуса «Мораторийпрофессиональнойидентичности».
У студентов технических специальностей старших курсов обнаружена положительная корреляция выраженности статуса «Сформированная профессиональная идентичность» со шкалами «Общий уровень ЛЗ», «Жизненная установка» и «Способ-ностьк психологическойблизости к другим человеком».
Результаты эмпирического исследования позволяют сде-латьследующие выводы:
Выявлена незначительная динамика роста личностной зрелости у студентов в процессе обучения в ВУЗе (процент студентов с высоким уровнем личностной зрелости составляет от 4 до 11%)
Выявлены различия между старшими курсами студентов технических специальностей и студентов-психологов по статусам профессиональной идентичности. У студентов младших курсов технических специальностей большинство (52%) находятся на стадии моратория профессиональной идентичности (кризис выбора), а к старшим курсам основная часть (42%) студентов переходит на стадию сформированной профессиональной идентичности. У студентов-психологов статус профессиональной идентичности за время обучения практически не изменяется, бо-
100°% 18 29,5 23 32
80°% 60°% 41 52 40,5 24
40°% 41 44
20°% V'5P 36,5 36,5
0%
1 курс - 5 курс - 1 курс - 5 курс -психологи психологи техн. спец. техн. спец.
I неудовлетворительным
удовлетворительным
Рис.5. Показатели по шкале «Жизненнаяустановка»
100% 80% 60% 40% 20% 0%
* 26 25 20
13,5 18,5 ^ 21 Ош
53,5 55,5 54 68
1 курс - 5 курс - 1 курс - 5 курс -психологи психологи техн. спец. техн. спец.
I неудовлетворительным
удовлетворительным
I высоким
Таблица 1
Значимые корреляционные связи между шкалами личностной зрелости и статусами профессиональной идентичности
Группа Шкала личностной зрелости Статус идентичности Коэффициент Пирсона Уровень значимости
Психологи 1 курс Общий уровень личностной зрелости Сформированная 0,519 0,05
Неопределенная -0,579 0,01
Мотивация достижений Мораторий 0,585 0,01
Неопределенная -0,643 0,01
Отношение к своему «Я» («Я» - концепция) Сформированная 0,568 0,01
Неопределенная -0,651 0,01
Способность к психологической близости с другим человеком Сформированная 0,486 0,05
Неопределенная -0,492 0,05
Психологи 5 курс Общий уровень личностной зрелости Навязанная -0,572 0,01
Мотивация достижений Неопределенная -0,385 0,05
Навязанная -0,563 0,01
Отношение к своему «Я» («Я» - концепция) Навязанная -0,569 0,01
Чувство гражданского долга Неопределенная -0,437 0,05
Жизненная установка Навязанная -0,431 0,05
Способность к психологической близости с другим человеком Мораторий 0,444 0,05
Неопределенная -0,411 0,05
Технич. спец. 1 курс Мотивация достижений Неопределенная -0,278 0,05
Технич. спец. 5 курс Общий уровень личностной зрелости Сформированная 0,462 0,05
Жизненная установка Сформированная 0,584 0,01
Способность к психологической близости с другим человеком Сформированная 0,535 0,01
лее того к 5 курсу у 7% студентов появляется статус навязанной профессиональной идентичности.
Личностно зрелому студенту на технических специальностях удается достичь сформированной профессиональной идентичности. У студентов-психологов к пятому курсу, как следствие несформированной профессиональной идентичности, происходит переосмысление своей профессии и своего места в ней. В процессе обучения они разочаровываются в выбранной профессии из-за нереализованности ожиданий относительно роли психологического образования в собственной жизни, полученные знания не способствуют личностной самореализации. Выпуск студентов без сформированной профессиональной идентично-
Библиографический список
сти чреват тем, что у таких выпускников, профессиональная самореализация уже не связывается с работой по специальности и, как следствие, студенты активно ищут другие сферы своей занятости.
Следует отметить, что сложно прогнозировать успешное достижение личностной зрелости будущими специалистами, не осознавая влияние условий, создаваемых в современном ВУЗе в процессе их подготовки.
Полученные результаты являются основой для последующего углубленного изучения феномена личностной зрелости и профессиональной идентичности студентов в период обучения в ВУЗе.
1. Дидык Н.М. Профессионально значимые характеристики будущих психологов. Available at: http://www.info-library.com.ua/
2. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности: учебное пособие. Москва - Воронеж, 2004.
3. Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2005.
4. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва, 2002.
5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность (Структура, генезис и условия становления). Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2001.
6. Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов. Психологическая наука и образование. 2007; 4.
7. Шляпникова И.А. Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости: Диссертация ... кандидата психологических наук. Челябинск, 2010.
8. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. Санкт-Петербург, 2006.
References
1. Didyk N.M. Professional'no znachimye harakteristiki buduschih psihologov. Available at: http://www.info-library.com.ua/
2. Shnejder L.B. Treningprofessional'nojidentichnosti: uchebnoe posobie. Moskva - Voronezh, 2004.
3. Mischenko T.V. Stanovlenie professional'noj identichnosti u studentov pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2005.
4. Povarenkov Yu.P. Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka. Moskva, 2002.
5. Shnejder L.B. Professional'naya identichnost' (Struktura, genezis i usloviya stanovleniya). Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.
6. Rodygina U.S. Psihologicheskie osobennosti razvitiya professional'noj identichnosti studentov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2007; 4.
7. Shlyapnikova I.A. Vzaimosvyaz''ego-identichnostiilichnostnojzrelosti: Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Chelyabinsk, 2010.
8. Grecov A.G., Azbel' A.A. Uznaj sebya. Psihologicheskie testy dlya podrostkov. Sankt-Peterburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 12.02.15