Научная статья на тему 'Содержание мотивации студентов технического вуза и особенности развития профессиональной идентичности'

Содержание мотивации студентов технического вуза и особенности развития профессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
630
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / MOTIVATION / ATTITUDE TO PROFESSIONAL FUTURE / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSION AND PERSONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зинина Снежана Михайловна

В статье проводится анализ мотивационных целей студентов, сформулированных ими при работе с методикой Ж. Нюттена «Метод мотивационной индукции». Продемонстрирована взаимосвязь мотивационных целей студентов и особенностей отношения к профессиональному будущему. Показана роль выраженной познавательной мотивации и актуальности для студента философско-экзистенциальных проблем в формировании профессиональной идентичности. Обсуждается проблема психологического сопровождения студентов технического вуза в ситуации профессионально-личностного выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF MOTIVATION OF STUDENTS AT THE TECHNICAL UNIVERSITY AND PECULIARITIES OF PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT

The author analyzes the students’ motivational goals which have been formulated on the basis of «Motivation Induction Method» (J. Nuttin). The connection between the motivational goals of students and peculiarities of attitude to their professional future has been revealed. Cognitive motivation as well as relevance of philosophical and existential problems play an important role for students in forming their professional identity. The author discusses the idea of students’ psychological support at the technical university in case of profession and personal choice.

Текст научной работы на тему «Содержание мотивации студентов технического вуза и особенности развития профессиональной идентичности»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зинина С.М.

СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Внедрение в отечественное высшее профессиональное образование уровне-вой системы послужило причиной возникновения особых «социальных ситуаций» в профессионально-личностном развитии студента. Переход на каждый новый уровень образования предполагает принятие студентом решения о траектории своего профессионального образования, нередко в результате профессионально-личностного выбора. Так, выбрав направление профессиональной подготовки «Строительство», через два года обучения студент встает перед выбором профиля обучения, связанного со строительной специальностью. Выбор вида профессиональной деятельности в инженерно-строительной сфере (производственно-организационной, проектно-конструкторской, научно-исследовательской, научно-педагогической) традиционно возникает перед поступлением в магистратуру или в период трудоустройства.

В идеале ситуация необходимости серии профессионально-личностных выборов создает условия для проявления ответственности и самостоятельности студента, позволяет ему ощутить себя субъектом собственного профессионального развития, активизирует процесс профессионального самоопределения. В реальности имеет место противоречие между необходимостью психологического сопровождения студентов в ситуации выбора ими траектории профессионального образования и отсутствием содержания, форм и методов работы психолога вуза, как составляющих элементов реализации концепции психологического сопровождения, разработанной с учетом психологических механизмов профессионально-личностного выбора и специфики направления и профилей профессионального образования.

В рамках разработки концепции психологического сопровождения студентов в ситуации выбора ими траектории профессионального образования нами была проведена серия экспериментальных исследований, выполненных на выборке студентов 4 курса направления «Строительство», профиля «Промышленное и

гражданское строительство», численностью 70 человек (с примерно одинаковым соотношением юношей и девушек). Экспериментальное исследование проводилось в конце весеннего семестра и приходилось на время окончания студентами бакалавриата.

В качестве экспериментальных методов исследования были использованы:

- Опросник А. Азбель для изучения статусов профессиональной идентичности^];

- «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена (в адаптации Д.А. Леонтьева)^];

- «Многофакторная шкала для измерения отношения к будущему» Ж. Нюттена [4].

В основу экспериментального исследования было положено гипотетическое предположение о наличии психологических различий у студентов, принявших решение о траектории своего профессионального образования и студентов, находящихся в ситуации профессиональной неопределённости. Предполагалось, что выявление этих особенностей позволит определить внутренние условия принятия решения в ситуации профессионального выбора.

Внутренними индикаторами прохождения студентами этапов профессионального выбора в нашем исследовании выступили статусы и уровни развития такого компонента профессионального самосознания личности как профессиональная идентичность.

В психологии неоспоримая заслуга в разработке содержания понятия «идентичность» принадлежит Эрику Эриксону. Определяя идентичность как центральную составляющую «Я», как динамическое и сложное личностное образование, Э. Эриксон выделяет в ней три уровня:

1) индивидуальный уровень - представление о себе как неизменной данности, имеющей временную протяженность в прошлом, настоящем и будущем;

2) личностный уровень - как представление и переживание своей уникальности, «тождество» самому себе;

3)социальный уровень - как внутренняя солидарность с групповыми ценностями и идеалами [6].

Именно социальный уровень идентичности определяется самим Эриксо-ном и его многочисленными последователями как «социальная идентичность» личности и получает свою конкретизацию в различных её видах: поло-ролевой, этнической, религиозной, профессиональной. Ж. Марсия, исследуя новообразования юношеского возраста и процесс развития личности, выделяет 4 уровня сформированности идентичности:

1. Сформированная или «реализованная идентичность» характеризуется самостоятельностью личности в принятии решений в ситуации выбора, с опорой на собственные установки и ценности, включенность в процессы самоопределения.

2. «Мораторий» как период самостоятельного поиска собственной системы ценностей, характеризующийся противоречивостью поведения и представлений о самом себе, период «крайностей» и конфронтации с навязанными извне реше-

ниями.

3. «Диффузная идентичность» характеризуется отсутствием предрасположенности к каким-либо социальным моделям поведения, отсутствием переживания себя как активного субъекта своей собственной жизни.

4. «Предрешенная идентичность» возникает, когда в случае социального выбора личность делает опору на ценности и установки других (чаще всего родителей), подстраиваясь под их ожидания [3].

Именно идеи Ж. Марсии были положены в основу методики «Изучение статусов профессиональной идентичности», разработанной А.А. Азбель [1]. Под профессиональной идентичностью её автором понимается представление человека о себе как о причастном определённой профессии. Методика А. А. Азбель, представляющая собой опросник, с 4 вариантами ответов, позволяет определить на каком из четырёх уровней (статусов) профессиональной идентичности находится испытуемый:

I - неопределённая профессиональная идентичность - выбор дальнейшего пути не сделан, чёткие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему;

II - навязанная профессиональная идентичность - человек имеет сформированные представления о своём профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора;

III - мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности - человек осознаёт проблему выбора профессии и находится в процессе её решения, но наиболее подходящий вариант ещё не найден;

IV -сформированная профессиональная идентичность - профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.

Результаты исследования, проведенные нами на выборке студентов с использованием методики А. Азбель, отражены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1

Распределение студентов по статусам профессиональной идентичности

Статус профессиональной идентичности Количество студентов, %

Сформированная 38%

Мораторий 56%

Навязанная 0%

Неопределенная 6%

Как видно из таблицы 1 почти половина студентов (56%) находится на стадии кризиса профессионального выбора или «моратория». Однако, отрадным фактом

можно считать то, что 38% от студенческой выборки обладают сформированной профессиональной идентичностью. Различия процентных долей находятся на уровне статистической значимости ( р<0,5).

Теоретический анализ психологических механизмов личностного выбора позволил прийти к выводу о том, что принятое в результате выбора решение всегда опосредовано психическими образованиями более широкого порядка. В частности, выбор действия («Что делать?» - это традиционный мучительный вопрос для личности в ситуации выбора) опосредуется целью деятельности, а смысл действия или средства деятельности обнаруживается только через установление связи с целью. Профессиональный выбор может опосредоваться для личности образом желаемого будущего, жизненными целями, ценностями, личностными смыслами, значимыми мотивами. Несмотря на всю значимость реализации для человека профессионального проекта, он включен для него в более широкий и обширный жизненный проект. Решение профессиональной проблемы возможно только при выходе за пределы профессиональной жизни, при вхождении в обширный «мир» личности, который по словам С. Л. Рубинштейна представляет собой «совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относится в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен» [5, С.295].

Ж. Нюттен, автор «отношенческой теории мотивации», считал, что рассмотрение личности и среды вне системы отношений, которые возникают между ними, бесплодно для анализа человеческого поведения. Редактируя первый перевод работ Нюттена на русский язык, Д.А. Леонтьев, вполне справедливо отмечал перекличку идей бельгийского психолога и отечественного ученого С. Л. Рубинштейна, в работах которого индивид является лишь полюсом целостной системы «индивид-мир» [4]. Именно этот «мир» студентов и стал предметом нашего исследования с помощью «Метода мотивационной индукции» Ж. Нюттена (ММИ).

Мотивацию Ж. Нюттен понимает в терминах взаимоотношений между индивидом и средой. Методика побуждает испытуемых составить перечень мотива-ционных или целевых объектов, в которых, по мнению автора метода, происходит конкретизация (канализация) потребностей. Спонтанное выражение широкого спектра мотивационных целей позволяет выявить мотивационные устремления той или иной социальной группы.

Фактически обработка материалов исследования, полученных с помощью ММИ представляет собой категориальный контент-анализ завершения неоконченных предложений. Стандартизированная процедура анализа предполагает отнесение 40 вариантов ответов с 10 базовыми мотивационными категориями. Анализ средних показателей встречаемости категорий позволил, ранжировав мотивационные объекты студентов из экспериментальной выборки по частоте встречаемости в текстах бланков для ответов, выявить наиболее значимые. Результаты анализа материалов исследования по ММИ отражены в таблице 2.

Таблица 2

Мотивационные устремления студентов

выбо-

Код Мотивационная категория рочное среднее (М) Ранг

S Мотивационные объекты, относящиеся к некоторым аспектам личности самого субъекта 4,77 4

SR Действия или стремления субъекта, направленные на развитие (актуализацию) его самого (саморазвитие) 5,92 3

R Всякая активность, или «работа», нацеленная на производство некоторых полезных объектов (в противоположность досуговой активности), активность в целом, в том числе профессиональная и учебная 7,06 2

C Мотивационные объекты, включающие социальные контакты (контакт с другими, ожидание чего-то от других (взаимный контакт), цели, формируемые для других 9,04 1

E Активность в связи с получением информации, познанием, исследованием 1,64 8

T Мотивационные цели и ценности, имеющие религиозно-философскую, экзистенциальную или трансцендентальную природу 1,37 9

P Желание обладать чем-то, иметь, приобретать что-то 2,04 7

L Активность связанная с отдыхом, игрой, досугом (противоположность работе) 2,12 6

Tt Все ответы, касающиеся проводимого теста 0,2 10

U Неклассифицируемые и пропущенные ответы 3,6 5

Как видно из таблицы 2 наибольшую частоту встречаемости в бланках ответов имеют мотивационные объекты, связанные с социальными контактами, учебно-профессиональной активностью и процессами самоактуализации студентов. Меньшую частоту встречаемости имеют мотивационные объекты, имеющие отношение к познавательно-исследовательской активности студентов и касающиеся философско-религиозных проблем.

Для выявления взаимосвязи между особенностями развития профессиональной идентичности студентов и предпочитаемыми взаимоотношениями в системе «индивид-среда» был использован метод корреляционного анализа. Так как все измерения были проведены нами в метрической шкале отношений, то показателем связи выступал коэффициент корреляции Пирсона, основные значения которого отражены в таблице 3.

Таблица 3

Взаимосвязь статусов профессиональной идентичности и особенностей мотивационной сферы личности студентов

Код мотивационной категории Статус профессиональной идентичности

Сформированная идентичность Мораторий Навязанная идентичность Неопределённая идентичность

S 0,22 0,08 0,01 0,06

SR 0,06 0,108 0,06 0,226

R 0,16 -0,07 0.06 -0,115

C 0,03 -0,154 -0,198 0,109

E 0,15 0,033 -0,326* -0,01

T 0,248* -0,08 0,124 -0,24*

P 0,076 0,078 0,199 0,24*

L -0,21 0,21 -0,126 -0,016

ТС 0,001 0,0127 0,001 -0,054

U -0,03 0,072 0,18 0,026

( * - р<0,05)

Анализ данных таблицы 3 показал, что при сформированной и неопределённой профессиональной идентичности имеет место диаметрально противоположная тенденция в отношении к мотивационным целям и ценностям, имеющим религиозно-философскую, экзистенциальную или трансцендентальную природу. Данный вид мотивационных объектов имеет прямую корреляционную связь с уровнем сформированности профессиональной идентичности ( г = 0,248; р< 0,05) и обратную связь со степенью неопределенности позиции в профессиональной сфере ( г = - 0,24; р< 0,05). Это позволяет утверждать, что нахождение своего места в профессиональном мире у молодых людей тесто связано с выходом за пределы обыденной жизни, поиском осмысленности всей своей жизни. В протоколах ММИ это отражалось в ответах типа «я мечтаю о том, что скоро все люди будут интеллигентнее», «у меня сильное стремление к счастью», « я действительно хочу, чтобы прекратились войны», «я опасаюсь, что проживу жизнь зря», « я сделаю все зависящее от меня, чтобы мир стал лучше, чище и светлее...», « я надеюсь на светлое будущее», «долгое время я ожидал найти смысл жизни», «самое большое желание - это мир и доброта на планете Земля», «я страстно желаю понять смысл существования».

В результате корреляционного анализа была выявлена обратная связь между частотой встречаемости мотивационных целей познавательного, информационного и исследовательского характера с степенью несамостоятельности в развитии профессиональной идентичности у студентов ( г = - 0,326; р< 0,05). Таким образом, верно положение о том, что исследовательская позиция в отношении с

миром молодых людей взаимосвязана с наличием у них собственного самостоятельного взгляда на свое место в профессиональной сфере и сопротивляемостью влиянию авторитетов. Проведенное корреляционное исследование показало, что имеет место положительная корреляция между показателями «неопределённая идентичность» и «желанием иметь что-то, приобретать» (г = 0,24; р< 0,05). Неопределенность, своего рода профессиональная «беспризорность» связаны с тенденцией усиления ценностей мотивов потребления и владения вещами, мотивацией, которая, скорее всего, имеет компенсаторный характер.

Исследования в области психологии карьеры показывают, что степень оптимизма по отношению к будущему оказывается благоприятным фактором планирования, совладания и выполнения задач в профессиональной деятельности, способствует трансформации намерений в творческое эффективное действие[4]. Психологическое будущее, являясь, по словам Ж. Нюттена, мотивационным пространством личности, взаимосвязано с процессом принятия решения в ситуации выбора студентом траектории пути профессионального образования. Это послужило основанием для изучения особенностей отношения к профессиональному будущему у студентов экспериментальной выборки и выявления связей отношения к будущему с другими факторами профессионально-личностного развития студентов. При использовании переработанного варианта методики Ж. Нюттена «Шкала временных установок» - «Многофакторная шкала для измерения отношения к будущему», в инструкции мы просили студентов оценить с помощью специальной шкалы их отношение к профессиональному будущему.

Анализ средних показателей по основным шкалам данной методики: «Структурированность», «Внутренний контроль», «Степень сложности», «Ценность», «Отдаленность во времени», «Общая аффективная оценка», показал, что профессиональное будущее на этапе окончания бакалавриата воспринимается студентами в среднем как ценное, структурированное, поддающееся внутреннему контролю самой личности, скорее сложное, чем простое и скорее приближенное, чем удалённое. Средние эмпирические показатели по шкале «Общая аффективная оценка» статистически достоверно превосходили средне нормативные (р<0,001), что говорит о высокой эмоционально положительной оценки студентами экспериментальной выборки своего профессионального будущего и их профессиональном оптимизме.

В проведенном нами ранее экспериментальном исследовании было доказано:

- что профессиональное будущее переживается студентами как эмоционально положительное (привлекательное, прекрасное, приятное и светлое) при условии, если оно оценивается как ценное (интересное, полное, полезное).

- чем более приближенным, определённым, и простым оно воспринимается, тем более высокую эмоционально положительную оценку оно получает.

- чем выше уровень профессиональной идентичности (переживание себя как члена определенной профессиональной группы) студента, тем более определенным, упорядоченным, структурированным воспринимает он своё профессиональное будущее;

- чем более навязанной (модой, обществом, авторитетами) является профессиональная идентичность, тем более сложным (трудным, конфликтным, проблемным) воспринимается будущее в сфере профессионального труда;

- чем неопределеннее позиция студента в трудовой сфере, тем ниже общая эмоциональная оценка этого будущего [2].

Вышесказанное позволило нам в качестве показателей благополучия процесса профессионального становления студентов выделить следующие характеристики отношения к будущему - «Структурированность профессионального будущего» и «Общая аффективная оценка профессионального будущего».

Корреляционный анализ показателей отношения к профессиональному будущему студентов и мотивационных целей, результаты которого отражены в таблице 4, имел целью выявление отношений в системе «индивид-среда», которые взаимосвязаны с результативностью процесса профессионального самоопределения студентов.

Таблица 4

Корреляция показателей отношения к профессиональному будущему и особенностей мотивационных сфер студентов

Фактор отношения Код мотивационных объектов

к профессииональному будущему 8 SR R с Е Т р L и

Структуриров анно сть 0,20 0,00 0,18 0,08 0,07 0,03 -0,43* 0,0 0,00 -0,16

Внутренний 0,04 -0,12 0,25** 0,00 0,00 -0,13 -0,01 0,0 0,04 0,00

контроль

Степень сложности 0,00 -0,16 0,00 0,00 0,11 0,00 0,22 0,0 0,18 0,16

Ценность 0,11 0,124 0,00 0,14 -0,18 0,00 0,00 0,0 -0,13 0,10

Отдаленность 0,00 0,30** 0,00 0,10 0,00 -0,10 0,10 0,0 0,18 0,00

во времени

Общая 0,00 0,22 0,00 0,10 -0,17 -0,06 0,00 0,0 -0,13 -0,29**

аффективная

оценка

(* - р<0,01; ** - р< 0,05)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из таблицы 4 статистически значимые коэффициенты корреляции имеют место между показателями следующих шкал:

- «Структурированность профессионального будущего» и «Мотивация потребления и обладания вещами» - обратная связь (г = -0,43; р< 0,01);

- «Внутренний контроль профессионального будущего» и «Исследовательская и познавательная мотивация» - прямая связь (г = 0,25; р< 0,05)

- «Отдаленность профессионального будущего» и «Мотивация самоактуализации и саморазвития» - прямая связь (г = 0,30; р< 0,05)

- «Общая аффективная оценка профессионального будущего» и «Некласси-фицируемые ответы» как показатель аморфности личных целей - обратная связь (г = - 0,29; р< 0,05).

Общий анализ результатов, полученных при обработке данных по всем заявленным ранее экспериментальным методикам позволил придти к следующим выводам:

1. Почти половина студентов на этапе окончания бакалавриата, когда возникает ситуация необходимости принимать решение о траектории своего профессионального образования, находится на стадии моратория (кризиса) профессиональной идентичности.

2. Мотивационные устремления студентов связаны в большей степени с социальными контактами, учебной и производственной активностью, самоактуализацией и саморазвитием.

3. Мотивационные цели и ценности, имеющие религиозно-философскую, экзистенциальную или трансцендентальную природу, опосредуют процесс принятия решения в ситуации профессионального выбора и содействуют развитию профессиональной идентичности.

4. Активность в связи с получением информации, познанием, исследованием связана со способностью студентов проявлять собственную инициативу в принятии профессиональных решений, самостоятельно планировать и контролировать свое профессиональное будущее.

5. Желание обладать вещами, иметь, приобретать что-то, скорее всего, компенсирует хаотичность профессиональных целей и отсутствие определённости и структурированности профессионального будущего.

6. Неопределенность и аморфность жизненных целей студентов сопровождается низкой эмоциональной оценкой своего профессионального будущего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грецов, А.Г., Азбель, А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецова, А.А. Азбель. - СПб.: Питер. 2006. — 170 с.: ил.

2. Зинина, С. М. Профессиональная идентичность студентов и их отношение к профессиональному будущему/ С.М. Зинина // Приволжский научный журнал.-2015.- №4 - с. 183-188.

3. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: «МОДЕК», 2003.- 272 с.

4. Нюттен, Ж. Мотивация, действие, перспектива будущего / Ж. Нюттен. -М.: Смысл, 2004.- 607с.

5. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - 1973 М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

6. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. -197с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.