Психологические науки
УДК 159.9(477)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ5
Е. П. Макарова, Харьковский национальный университет внутренних дел, (Харьков, Украина), e-mail: [email protected]
Аннотация: в статье проведен теоретический и эмпирический анализ психологических особенностей профессиональной идентичности бедующих правоохранителей на этапе специальной подготовке. Рассмотрены определения понятия «профессиональная идентичность» в разных направлениях. Проведен анализ феномена профессиональной идентичности с позиции взаимосвязи когнитивных и мотивационных характеристик личности, что обеспечивает ориентацию в мире выбранной профессии и позволяет реализовать себя и свой личностный потенциал в профессиональной деятельности. На основании эмпирического исследования нами были отмечены особенности статусов профессиональной идентичности, рассмотрены содержательные характеристики идентичности правоохранителей, проанализированы особенности профессионального самоопределения правоохранителей на этапе специальной подготовки. Также установлено, что формирование профессиональной идентичности происходит под влиянием комплекса внешних и внутренних факторов, где особое место имеет этап обучения в высшем учебном заведении, что включает как процесс усвоения знаний, умений, навыков так и на процесс развития профессионально значимых черт особенности курсанта, которые влияют на успешную реализацию индивида в выбранной специальности. Рассматривая профессиональную идентичность, мы стремились связать решение определенных проблем правоохранителей, которые возникают в процессе профессиональной деятельности с развитием профессиональной идентичности. Представление о себе как о профессионале включается в систему профессиональных действий, которые определяют стиль межличностных отношений в профессиональном сотрудничестве. Имея осознанную идентичность будущий правоохранитель определяет не только свое место в социальном мире, а и развивает систему ценностей и переубеждений, адекватных требованиям современных социально - экономическим условиям и динамического мира профессий.
5 Статью представла Чудакова Вера Петровна - Научный сотрудник Института педагогики Национальной Академии педагогических наук Украины; научный корреспондент Института психологии имени Г.С. Костюка Национальной Академии педагогических наук Украины (Киев, Украина). Рецензент: Е.В.Землянская - профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры социологии и психологии Факультета права и массовых коммуникаций Харьковского национального университета внутренних дел (Харьков, Республика Украина).
Ключевые слова: профессиональная идентичность, бедующие правоохранители, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, формирование, развитие, этапы специальной подготовки.
Постановка проблемы. Особое внимание ученных привлекает феномен становления профессиональной идентичности правоохранителей, неотъемлемой частью которого является изучение развитие их профессиональной идентичности. Требования к современному правоохранителю определяют основные задачи профессионального уровня, а именно, владение современными информационными технологиями и формирование способностей личности к самоусовершенствованию.
Современный специалист - правоохранитель должен уметь правильно определять цели и направления профессиональной деятельности, реализовывать теоретические знания в решении оперативных заданий. Для правоохранителя сформированная профессиональная идентичность является важным элементом его успешной профессиональной деятельности, профессионального роста и профессионального развития.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемой становления идентичности занималось значительное количество зарубежных и отечественных ученных (А. Адлер, Е. Белинская, Р. Бэрнс, Э. Эриксон, И. Кон, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
Профессионализму и профессиональному самоопределению посвящены работы таких отечественных ученных Е. Климова, Н. Пряжникова, А. Марковой, О. Бондаренко, К. Абульхановой-Славской, В. Овсянникова, М. Молоканова, В. Петренко, С. Макшанова, Н. Хрящового, Е. Сидоренко, Н. Тализиной, Е. Смирновой, Е. Спиркина, А.Билибина, И. Кондакова, А. Сухарева, И. Калиты, Л.Карнозовой, В. Брагиной, Н. Самоукиной, М. Гинзбурга, С. Боровикова, Е. Борисовой, В. Бодрова [1].
Проведенный анализ, позволяет выделить ряд теоретических подходов, в рамках которых исследуются особенности формирования и развития идентичности: психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсия, А. Ватерман), символический интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кулев, И. Гофман, Г. Фогельсон), бихевиористическое направление (М. Шириф, С. Шириф), когнитивный подход (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Д. Абрамс), деятельный подход (В. Агеев), феноменологическая социология (Т. Парсонс, Г. Саливан, М. Хайдеггер) и т.д.
Непосредственно исследованию личности профессиональной идентичности посвящены работы М. Абдуллаевой, И. Вороцкой, З. Ермаковой, Е. Ермолаевой, Д. Завалишиной, Е. Зэер, Н. Ивановой, Е. Климова, Д. Колесова, Е. Конева, Н. Пряжникова, Ю. Поваренкова, Н. Регуш, Л. Шнайдер и др. В работах, вышеуказанных авторов, рассматривались вопросы, структура, уровни, условия,
факторы и пути развития профессиональной идентичности [3].
Е. Зэер определяет профессиональную идентичность как профессиональный «Я - образ», что содержит профессиональные стереотипы и уникальность своего «Я» "[2]. Ю. Поваренков понятие «профессиональной идентичности» связывает с профессиональной Я - концепцией, профессиональными установками убеждениями, рассматривая профессиональную идентичность как принятие индивидом на социальном и психологическом уровне профессионально ценностных позиций, нормативных для отдельного профессионального пространства. Он использует критерии принятия личностью профессиональных ценностей [4].
Л. Шнайдер профессиональную идентичность рассматривает как многомерный и интегративный психологический феномен, который обеспечивает человеку целостность, идентичность определенность, что развивается во время профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации [5].
Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе трудовой деятельности, а основа закладывается во время профессионального обучения в высшем учебном заведении. Выбор места профессионального обучения выступает первым этапом профессиональной идентификации (способ самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности, это важная составляющая жизненного и личностного самоопределения), если этот выбор не сделан под влиянием окружающей среды, он не ситуативный, а является результатом своего осознанного выбора. Идентификация личности с профессией включает объединение жизни профессионала с его деятельностью, приобретенные им типовые качества начинают проявляться во всех сферах жизнедеятельности и определяют отношение человека к действительности.
В основе профессионального становления курсанта - будущего правоохранителя, лежат процессы идентификации. Вопрос с чем и с кем идентифицирует себя молодая личность, которая выбирает профессию сотрудника милиции, и какие жизненные планы он или она планируют решить через профессиональную деятельность? Возрастная незрелость, идеалистические представления о будущей профессии (либо полное их отсутствие), а в большинстве случаев принудительный выбор этой профессии (по желанию родителей или родственников) неблагоприятно отображаются на результате профессионального становления будущего сотрудника милиции. Поэтому цель нашего исследования - это изучение психологических особенностей профессиональной идентичности на этапе профессиональной подготовке.
Изложение основного материала. Для достижения поставленной цели нами были использован следующий психодиагностический инструментарий: методика
изучения статусов профессиональной идентичности (А. Азбель, А. Грецевой), методика самоотчета «Кто - Я» (М. Кун), свободное сочинение на тему «Я - профессионал - правоохранитель».
В исследовании принимали участие курсанты Харьковского национального университета внутренних дел факультета по подготовке сотрудников милиции для подразделений общественной безопасности и криминальной милиции по делам детей. Курсанты были поделены на две группы: первую группу составили 60 курсантов 1 курса в возрасте 16 - 17 лет, в другую - 60 курсантов 4 курса в возрасте 20 - 23 года.
В результате изучения статусов профессиональной идентичности с помощью методики (А. Азбель, А. Грецевой) было определено следующее (см. табл. 1 и рис. 1).
Таблица 1.
Статусы профессиональной идентичности будущих правоохранителей
Статусы идентичности 1 курс 4 курс t Р
Неопределенная 9,86±2,58 5,61±2,41 3,20 0,001
Навязанная 9,52±2,39 9,67±2,41 0,1 -
Мораторий 15,25±5,25 11,67±3,03 1,98 0,05
Сформированная 14,35±4,09 14,79±3,95 0,3
Согласно полученным результатам, у респондентов первой группы доминирует такой статус идентичности как мораторий (15,25 ± 5,25). Это свидетельствует о том, что они осознают проблему выбора профессии и находятся в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен. Это может быть связано с условиями обучения в высшем учебном заведении, с процессом адаптации к новым условиям, проживанием в общежитии, особенностями условий проживания, постоянным нахождением в коллективе, отсутствием возможности уединится и побыть наедине, привести мысли в порядок. Данный статус идентичности со временем, возможно, изменится, когда процесс адаптации к новым условиям будет пройден. Менее проявленной у респондентов этой группы оказалась навязанная профессиональная идентичность (9,86 ± 2,58). Для курсантов с таким статусом идентичности характерна особенность мотивации выбора направления профессиональной самореализации. Они обладают достаточно сформированным представлением о своем профессиональном будущем, но эти представления и выбор учебного заведения, скорее всего, это результат влияния на личность извне, например родителей, друзей.
У курсантов 4 курса доминирует сформированная профессиональная идентичность (14,79 ± 3,95), это может свидетельствовать о том, что большинство
курсантов этой группы гораздо лучше, чем респонденты первой группы, понимают особенности и специфику будущей деятельности, берут на себя ответственность за свою жизнь как следствие самостоятельного выбора, разрабатывают свой жизненный план, осознают свою принадлежность к определенной профессиональной группе, интегрируют себя в данную группу и начинают реализовывать собственные возможности, получать теоретические и практические знания. Наименьшим проявлением у респондентов в этой группе является неопределенная идентичность (5,61 ± 2,41). Это может свидетельствовать, о том, что на протяжении учебы в профильном учебном заведении большинство курсантов не сомневаются в правильности выбора профессии, имеют четкое представление о карьере и представляют специфику выбранной деятельности.
Сравнение статусов профессиональной идентичности двух групп участников исследования (Рис. 1) дает нам возможность утверждать что, неопределенный статус профессиональной идентичности более характерен для курсантов первого курса (9,86 ± 2,58), нежели для курсантов четвертого курса (5,61 ± 2,41). Мы думаем, что такие данные свидетельствуют о том, что курсанты первого курса однозначно еще не определились, будут ли работать в правоохранительных органах после окончания данного учебного заведения, так как на первом курсе они мало изучают профильных предметов, не проходят практику в подразделениях милиции и поэтому им тяжело представить, где они будут работать, и будут ли они служить в будущем.
□ 1 курс □ 4 курс
16 14 12 10 8 6 4 2 0
9,86
ТЁ
9,52 9,67
■
15,25
^ П 11,67
14,35 14,79
■
■
Неопределенная Навязанная Мораторий Сформированная
Рис. 1. Статусы профессиональной идентичности правоохранителей на этапе
профессиональной подготовки
Навязанная профессиональная идентичность характерна для курсантов
первого курса (9,52 ± 2,39), так как и для курсантов четвертого курса (9,67 ± 2,41) и значительной разницы между ними нет. Данный статус профессиональной идентичности может быть связан с тем, что родители в большинстве случаев не прислушались к пожеланиям ребенка, которые связаны с выбором профессии, а пытались самостоятельно выбрать для него, возможно из соображений престижности, возможно по семейной традиции (по стопам родителей или одного из члена семьи).
Мораторий как профессиональный статус более выраженный у курсантов первого курса (15,25 ± 5,25), чем у курсантов четвертого курса (11,67 ± 3,03). Вероятно, это свидетельствует о том, что данная группа респондентов имеет несколько вариантов о будущего трудоустройства, последующего места учебы, но окончательного решения еще не приняла.
Для достижения особенностей содержательных характеристик профессиональной идентичности правоохранителей на этапе профессиональной подготовки нами была использована методика М. Куна «Кто - Я» (результаты представлены в таблице 2).
Таблица 2
Компоненты идентичности правоохранителей (%)
Показатели -компоненты идентичности 1 курс 4 курс Ф емп Р
Физическое Я 53,3 40,0 1,03
Социальное Я 26,7 23,3 0,3 -
Деятельное Я 13,3 26,7 1,3 0,05
Перспективное Я 6,7 10,0 0,5 -
И так, у курсантов первого курса (53,3%) и у курсантов четвертого курса (40%) в структуре идентичности доминирует физическое Я. Физическая идентичность включает описание своих физических данных, в том числе и описание внешности, болезненных проявлений, пристрастий к еде и вредных привычек.
Социальное Я почти одинаково развито у обеих группах испытуемых (26,7% у первого курса, 23,3% у четвертого курса), это свидетельствует о том, что курсанты обеих групп осознают свою принадлежность к тем или иным социальным группам и сообществам. Идентификация с определенным социальным окружением превращает человека из биологического индивида в социального субъекта и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи в терминах «Мы» и «Они».
Деятельная идентичность курсантов первого курса (13,3%) и курсантов четвертого курса (26,7%) еще находится на этапе развития. Но значительные различия (р < 0,05) между показателями двух групп свидетельствуют о том, что
курсанты первого курса действительно имеют большую потребность в получении новых знаний, умений и навыков, и направляют свою поисковую активность в направлении саморазвития.
Перспективная идентичность личности курсантов первого курса (6,7%) и курсантов четвертого курса (10%) развита слабо, выявлены отдельные признаки профессиональной и семейной перспективы в структуре личностной идентичности, а именно, некоторые пожелания, намерения, мечты, связаны с учебно-профессиональной сферой и с семейным статусом.
Для достижения уровня профессионального самоопределения будущих правоохранителей на этапе профессиональной подготовки нами было использовано свободное сочинение на тему «Я - профессионал -правоохранитель», который дает возможность участнику исследования оценить как себя так и свою профессию, рассказать о причинах выбора данной профессии, позитивные и негативные стороны профессиональной карьеры и т.д. Полученные результаты представлены в таблице 3 и рисунке 2.
Таблица 3.
Сравнительный анализ частот содержательных элементов профессионального самоопределения будущих правоохранителей на этапе
профессиональной подготовки (%)
Содержательные элементы 1 курс 4 курс Ф емп Р
Профессиональная гордость 63,3 76,7 1,13 -
Раскрытие преступлений 76,7 93,3 1,88 0,05
Помощь людям 93,3 96,7 0,6 -
Поднятие имиджа сотрудника милиции 90,0 66,7 2,28 0,01
Гордость за ХНУВД 56,6 63,3 0,52 -
Небезопасность профессии 43,3 33,3 0,79 -
Современное политическое состояние в Украине 20,0 36,7 1,45 -
Я - пример для подражания 46,7 30,0 1,34 -
Необходимость поднятия социального статуса 50,0 46,7 0,26 -
Я - защитник закона 10,0 26,7 1,71 0,05
Как отражено в таблице 3, курсанты первого курса задумываются над тем, как они будут помогать людям (93,3%), поднимать имидж сотрудника милиции (90,0%), раскрывать преступления (76,7%). По нашему мнению, это свидетельствует о том, что профессиональная идентичность у курсантов данной группы формируется гармонично и будет развиваться на протяжении следующих лет учебы. На уровне
статистической значимости (р < 0,05) определено, что курсанты четвертого курса обучения (26,7%) больше склонны определить себя защитниками закона, чем первокурсники (10%).
Для большинства курсантов четвертого курса (96,7%) в данный момент важно помогать людям. Это связано с тем, что они заканчивают этап обучения, у курсантов меняется мировоззрение, вершинами достижения этого периода есть социальная зрелость как готовность к личностному и профессиональному самоопределению. На уровне статистической значимости (р < 0,05) определено, что курсант четвертого курса обучения ( 93,3%) имеют желания раскрывать преступления, что включает и розыск преступников, восстановление мотивов преступления, помощи потерпевшим и т.д. Значительная часть курсантов четвертого курса (76,7%) гордятся своей профессией.
Сравнение частот проявления содержательных элементов профессионального самоопределения будущих правоохранителей на этапе профессиональной подготовки двух групп испытуемых (Рис. 2) дает нам возможность подчеркнуть, что большинство респондентов обеих групп с самого начала своего обучения, в данном учебном заведении, при объединении учебы и несение службы несут с гордостью звание «курсанта» и «рядовой милиции».
профессионального самоопределения будущих правоохранителей на этапе
профессиональной подготовки (%)
Участники исследования считают профессию правоохранителя одной из
наиболее важных, так как именно правоохранитель выступает регулятором порядка, и он предотвращает преступность в государстве. Выбранная ими профессия - это подразделение милиции гражданской безопасности и криминальной милиции по делам детей, и именно они должны будут в будущем остановить преступность пока она не стала смыслом жизни ребенка - преступника.
Большинство курсантов мечтает раскрывать преступления, предотвращать преступность, бороться с коррупцией, свести к минимуму хулиганство на улицах, помогать людям, защищать их права и свободу, помогать каждому гражданину, которому необходима помощь, несмотря на их социальный статус, финансовое положение.
Выводы: Становление профессиональной идентичности это неотъемлемая часть общей системы становления идентичности личности, что определяет направленность личностного самоопределения. Формирование профессиональной идентичности происходит под влиянием комплекса внешних и внутренних факторов, где особое место занимает этап обучения в высшем учебном заведении, что включает в процесс усвоения знаний, умений, так и развитие профессионально - значимых черт особенности курсанта, которые способствуют успешной реализации индивида в выбранной специальности.
Проведение исследования показало, что:
Результаты эмпирического исследования особенностей статусов профессиональной идентичности правоохранителей на этапе профессиональной подготовки показали, что у курсантов четвертого курса наиболее распространенный статус профессиональной идентичности - сформированная идентичность, таким образом, данная группа курсантов готова преступить к работе в подразделениях милиции, реализовывать собственные возможности. У курсантов первого курса наиболее часто встречается такой статус профессиональной идентичности как мораторий, который характеризуется нормативным кризисом самоопределения, когда индивид выбирает из многочисленных вариантов развития только один, который может считать своим.
При изучении содержательных характеристик идентичности правоохранителей на этапе профессиональной подготовки нами были выделены такие показатели профессиональной идентичности как: «курсант», «милиционер», «правоохранитель», «рядовой милиции», «сотрудник ОВД», «командир», «военнообязанный», «будущий полковник», «будущий участковый», «будущий офицер», «будущий профессионал»
Исследуя уровни профессионального самоопределения идентичности будущих правоохранителей на этапе профессиональной подготовки, мы определили, что курсанты первого курса с самого начала своего обучения в учебном заведении гордятся своей профессией, учебным заведением и полны
энтузиазма на будущее.
Перспективным, на наш взгляд, было бы изучение особенностей профессиональной идентичности правоохранителей на разных этапах профессионализации, в зависимости от особенностей профессиональной деятельности и с учетом гендерного подхода.
Литература:
1. Антоненко Т. А. Психолопчн основи впливу цннютно-смисловро! сфери на профешне становлення майбутнього фахiвця / Т. А. Антоненко // Педагопка та психолопя. - 2009. - № 4. - С. 26-36.
2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк / / Психологический журнал. - Т. 18. - № 6. - С. 3544.
3. Макарова О.П., Розвиток профешно! щентичност майбутых правоохорон-цв шляхом соцально психолопчного треннгу / О.П. Макарова // Вюник нацюналь-ного уыверситету оборони Укра!ни. Зб.-к наук. праць.- К. : НУОУ, 2014. - Вип. 6(43). - С. 317-322.
4. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Ю.П. Поваренков // Сибирский психологический журнал. - 2006. - № 24. -С. 53-58.
5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичности: теория, эксперимент, тренинг [учебное пособие] / Л.Б. Шнейдер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 600 с.
PECULIARITIES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS ON THE STAGE OF TRAINING
(by E. P. Makarova)
Abstract. In the article the theoretical and empirical analysis of the psychological characteristics of professional identity of law enforcement officers on the stage of special training has been done. The questions of the definition of «professional identity» have been considered in different directions. The analysis of this phenomenon has been done from the position of interplay of cognitive and motivational characteristics of the person that provides orientation in the world of chosen profession and allows realizing oneself and personal potential in the professional activities. On the basis of experimental studies
of complex analysis of professional identity on stage of special training have been resolved the main task of the research and obtained results that contributed to the research. The features of the status of professional identity have been marked, substantial characteristics of the identity of law enforcement officers have been considered, analyzed the features of professional self-determination of law enforcement at the stage of special training, and investigated the features of valuable orientations in the career of law enforcement officers at the stage of special training. It has been found that the formation of professional identity is influenced by a complex of internal and external factors, where the studying in the higher educational establishment has a special place which includes both the process of learning, skills and development of professionally significant features of the cadet that affect the successful realization of the personality in the chosen specialty. Considering professional identity we have sought to link the solution of some problems of law enforcement that arise as a result of professional activity. Introducing oneself as a professional involved in the system of professional activities that define the style of interpersonal relations in professional collaboration. Conscious identity allows to the future law enforcement officers, not only to determine the place in the social world, but basis on it to develop the system of values and persuasion, adequate to the demands of modern socio - economic conditions and the dynamic world of occupations
Keywords: professional identity, future law enforcement, professional self-determination, professional activity, formation, development, stages of specialized training.
Сведения об авторе
Е. П. Макарова, преподаватель кафедры психологии и педагогики факультета подготовки сотрудников милиции для подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции по делам детей, Харьковский национальный университет внутренних дел (Харьков, Украина).
© Е. П. Макарова, 2014.
© Наука. Мысль, 2014. Подписано в печать 30.12.2014.