Научная статья на тему 'Личностная зрелость как условие профессиональной жизнестойкости психолога'

Личностная зрелость как условие профессиональной жизнестойкости психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2484
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГОВ / PERSONAL MATURITY / STUDENT-PSYCHOLOGISTS / PROFESSIONAL ACTIVITY OF PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погорова Райшат Исмаиловна, Шаймарданова Елена Владимировна, Доценко Евгений Леонидович

В статье намечены перспективы исследования личностной зрелости-студентов-психологов.Обзор научной литературы позволил выявить два перечня: 1) черты, характеризующие зрелую личность, 2) черты, которые способствуют осуществлению профессиональной деятельности психолога. Очевидно сходство перечней оба содержат такие черты, как коммуникативную компетентность, рефлексивность, стремление к саморазвитию, эмпатийность и эмоциональную устойчивость, ответственность, способность принимать решения, творческую адаптивность и креативность. На базе отмеченного сходства предложены размышления о соотношении квалификации и личностной зрелости в профессиональной деятельности и профессиональном становлении психологов. Выдвинуты подлежащие эмпирическойпроверкепредположения: у студентов-психологов выше разброс в уровне личностной зрелости, чем у студентов иных профессий; позитивная динамика становления личностной зрелости в ходе обучения у студентов-психологов выражена сильнее, чем у студентов других направлений; уровень личностной зрелости положительно коррелирует с успешностью обучения; личностное становление студентов-психологов имеет различные проявления в разных культурных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Погорова Райшат Исмаиловна, Шаймарданова Елена Владимировна, Доценко Евгений Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personalmaturityasthefactor of psychologist’s professional hardiness

The article is devoted to tracing some empirical research perspectives in the topic of psychology students’ personal maturity. In the result of the science literature observation two lists were collected. The first one includes the traits which are attributed to personal (psychological, psychosocial, developmental…) mature individuals. The second one contains the traits which are imputed to professional psychologists. The two lists to a great extent are similar: communicative competence and constructive social relationships, self-reflection, self-development (self-actualization), empathy and emotional stability, responsibility, decision making ability, creativity… Some assumptions are under consideration: a) variation in the level of personal maturity is stronger for entrants of department of psychology than for other entrants; b) positive dynamic of personal maturity are clearer for student-psychologists than for other students; c) the level of personal maturity and success of schooling are positively correlated; d) personal maturation of student-psychologists are differ in different cultural circumstances.

Текст научной работы на тему «Личностная зрелость как условие профессиональной жизнестойкости психолога»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-11-10 УДК 159.923

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПСИХОЛОГА

Погорова Р.И., Шаймарданова Е.В., Доценко Е.Л.

В статье намечены перспективы исследования личностной зрелости-студентов-психологов.Обзор научной литературы позволил выявить два перечня: 1) черты, характеризующие зрелую личность, 2) черты, которые способствуют осуществлению профессиональной деятельности психолога. Очевидно сходство перечней - оба содержат такие черты, как коммуникативную компетентность, рефлексивность, стремление к саморазвитию, эмпатийность и эмоциональную устойчивость, ответственность, способность принимать решения, творческую адаптивность и креативность.

На базе отмеченного сходства предложены размышления о соотношении квалификации и личностной зрелости в профессиональной деятельности и профессиональном становлении психологов. Выдвинуты подлежащие эмпириче-скойпроверкепредположения: у студентов-психологов выше разброс в уровне личностной зрелости, чем у студентов иных профессий; позитивная динамика становления личностной зрелости в ходе обучения у студентов-психологов выражена сильнее, чем у студентов других направлений; уровень личностной зрелости положительно коррелирует с успешностью обучения; личностное становление студентов-психологов имеет различные проявления в разных культурных условиях.

Ключевые слова: личностная зрелость; студенты-психологи; профессиональная деятельность психологов.

PERSONALMATURITYASTHEFACTOR OF PSYCHOLOGIST'S

PROFESSIONAL HARDINESS

Pogorova R.I., Shaymardanova E.V., Dotsenko E.L.

The article is devoted to tracing some empirical research perspectives in the topic of psychology students' personal maturity. In the result of the science literature observation two lists were collected. The first one includes the traits which are attributed to personal (psychological, psychosocial, developmental...) mature individuals. The second one contains the traits which are imputed to professional psychologists. The two lists to a great extent are similar: communicative competence and constructive social relationships, self-reflection, self-development (self-actualization), empathy and emotional stability, responsibility, decision making ability, creativity.

Some assumptions are under consideration: a) variation in the level of personal maturity is stronger for entrants of department of psychology than for other entrants; b) positive dynamic of personal maturity are clearer for student-psychologists than for other students; c) the level of personal maturity and success of schooling are positively correlated; d) personal maturation of student-psychologists are differ in different cultural circumstances.

Keywords: personal maturity; student-psychologists; professional activity of psychologists.

С первых лет обучения студенты направления (специальности) психология изучают проблемы становления и формирования личности, знакомятся с представлениями авторов о структуре личности и личностной зрелости. Можно было бы ожидать, что данные особенности учебных программ способствуют личностной зрелости студентов, однако, характер совершаемых ими поступков и высказываний нередко свидетельствует об обратном.

Цель данной статьи - наметить перспективы исследования становления личностной зрелости студентов-психологов.

Научные представления о личностной зрелости

Понятие «зрелость» широко употребляется в психологической литературе. С ним можно встретиться и при рассмотрении современных исследований, и в классических трудах, созданных в середине прошлого века, его используют как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Анализ источников позволяет обнаружить значительное количество словосочетаний со словом «зрелость»: психологическая зрелость [5], социальная зрелость [2, 26, 31], психосоциальная зрелость [31], личностная зрелость [12, 23, 35, 37], акмеологическая зрелость и дефенитивная зрелость [29], мотиваци-онная зрелость [13].

Существуют близкие по смыслу понятия: «психическое здоровье» [3], «полноценное функционирование» (Роджерс), «самоактуализация» (Маслоу), Г. Олпорт предлагает разумность, здоровье и зрелость использовать как взаимозаменяемые.

В зарубежной литературе имеются аналоги представленных терминов: психологическая зрелость (psychological maturity), психосоциальная зрелость (psychosocial maturity), зрелость развития (developmental maturity), зрелость эго (ego maturity). Некоторые из этих понятий более широкие по отношению к другим: психосоциальная зрелость включает в себя психологическую зрелость как аспект в сочетании с субъективной оценкой возраста и проблемами поведения^].

Для перечисленных характеристик предложены критерии оценки. Так, зрелость развития можно оценить с помощью двух критериев: возрастные изменения какой-либо характеристики (силы я, защитных механизмов, стиля идентичности)и изменения характеристики, зависящее от её специфической природы (например, стиль идентичности, который построен на приверженности ценностям, целям и личным предпочтениям может считаться более зрелым, чем

стиль, в котором не закреплена приверженность личным целям)[38]. Для оценки психологической зрелости в зарубежной литературе предлагается использовать шкалы большой пятёрки [42,43]; критерии идентичности, автономности, ориентации на работу[43];критерий способности к близким (интимным) отношениям^]. Так, предложен тест для оценки психологической зрелости студентов, субшкалами которого выступают ориентация на работу, идентичность и автономность[43].

Работы ряда авторов посвящены установлению характера взаимоотношений между перечисленными выше категориями и такими аспектами, как здоро-вье[39]; психологическое благополучие[41]; возраст[42], стратегии совладания со стрессовыми ситуациями[44], когнитивные способности[40]. Приведем некоторые примеры закономерностей, установленных в современных зарубежных исследованиях: психологическая зрелость и конкретное содержание идентичности студентов позволяют судить о рисках для их здоровья[39]; психологическая зрелость возрастает от юности к ранней взрослости[42]; более высокий уровень психосоциальной зрелости у подростков и юношей связан с более высокими результатами тестов когнитивных способностей[40].

Значительное число авторов определяют личностную зрелость через перечисление индивидуально-психологических особенностей, черт характера, качеств, которыми обладает зрелая личность или критериев личностной зрелости. Нередко списки разных авторов заметно отличаются. Следует отметить, что представления авторов о личностной зрелости зависят от принятых ими представлений о структуре личности, психическом здоровье и психопатологии, и от их школьной принадлежности.

Обсуждаемые черты зрелой личности для удобства последующего анализа можно объединить в несколько смысловых групп:

- принятие себя и других - указана как необходимое условие зрелости личности, личностного роста самоактуализации в работах А. Маслоу, С.Л. Братченко и С.Л. Мироновой [6] В.А. Ананьева[3]; используютсяи близкие

по смыслу«фундаментальное доверие к человеческой природе»у К. Роджерса, доверие к собственным душевным движениям, осознание своей caмoцeнности [3], положительное представление о природе человека [23];

- адекватное восприятие реальности- эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней (Маслоу), реалистическое восприятие действительности (Олпорт), адекватное восприятие реальности, принятие мира [3], целостное восприятие мира [23], ориентация на объективное восприятие сложившейся ситуации [30];

- социальное чувство - чувство идентификации, симпатии и привязанности, сострадание (Маслоу), расширение чувства Я (Олпорт), чувство глубинной сущностной общности между людьми [6], чувство принадлежности ко всему человечеству[3], способность полностью разделять ценности социума и реа-лизовывать их в своем поведении и установка личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества [31];

- конструктивные социальные взаимоотношения- контактность[23], глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения (Маслоу), социали-зированность и конструктивные социальные взаимоотношения [6], гармоничные отношения с другими людьми, хорошее ролевое развитие и умение принимать роли, различные по статусу и содержанию [3], демократический характер [3], терпимость [12, 28], терпеливость[3], позиция ненасилия, терпимое отношение [20];

- способность к рефлексии и самопознанию- самообъективация, включающая самопонимание (Олпорт), открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, адекватная и гибкая «Я-концепция» [6], способность к отслеживанию хода выполнения собственных действий и их результатов, к проявлению оценочной рефлексии [31], рефлексивность [12, 20], сознательное самоопределение, осмысленность жизни [24], рефлексивный компонент личностной зрелости - достигнутая эго-идентичность [37];

- саморазвитие и самоактуализация - саморазвитие [28]; актуализация способности к личностному росту [20]; направленность на самоактализацию [23], мотивы самореализации [30];

- способность к эмпатии и эмоциональная устойчивость - эмпатия [6, 12, 21, 23], способность устанавливать тесные эмоциональные отношения [3],эмоциональная близость [21], теплота в отношении к другим (Олпорт), способность к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения [31], эмоциональная зрелость [12, 36];

- ответственность и способность принимать решения - ответственность [12, 20, 28], ответственная свобода [6], способность нести ответственность за свои действия и решения, способность брать ответственность за свою жизнь [3], ответственность в разных сферах деятельности [37];

- способность к творчеству, креативность - креативность [3, 12], способность к творчеству, проявляющуюся в адаптированности к изменяющимся окружающим условиям (Роджерс), способность действовать независимо от условий, но в соответствии с собственными, сознательно поставленными целями (Божович), гибкая «Я-концепция», творческая адаптивность [6], гибкость поведения [23], мотивы творчества, способность быстрее обучаться новым правилам поведения [30].

Исследования психологов как представителей профессии

Анализ современных отечественных диссертационных исследований, направленных на изучение психологов как представителей своей профессии, позволяет утверждать, что для профессии психолога характерно наличие взаимовлияния личности и профессиональной деятельности.

Исследователи подчёркивают значимость личностных детерминант профессионального становления и развития. Среди них личностные составляющие профессиональной компетентности [34, 16], индивидуально-психологические особенности [11], субъектная активность личности [3], индивидуально-личностные или личностно-профессиональные качества [14, 33],

внутриличностная компетентность [25]. Их общая идея в том, что профессиональное становление и успешность профессиональной деятельности психолога обусловлены его личностными свойствами.

Л.А. Плужникова [25] отмечает, что процессы самопознания и саморазвития, опирающиеся на смысложизненные и профессиональные ценности, обеспечивают студенту-психологу наиболее полную самореализацию не только в жизни, но и в профессиональной деятельности. В.М. Просекова [27] выделяет «Силу Я» или «Слабость Я» в качестве конструктов, конституирующих имплицитную теорию профессионального Я психологов-практиков. М.В. Донцова [9] утверждает, что личностно значимая задача по осознанию психологических защит и их прорабатыванию в ситуациях обучения является, кроме того, ещё и профессионально значимой задачей.

Помимо влияния личности психолога на профессиональную деятельность, в исследованиях отмечается и обратное влияние профессиональной деятельности на его личность. Согласно А.А. Лебедевой [18], в процессе обучения на психолога возрастает уровень выраженности таких качеств личности, как ответственность, наблюдательность, эмпатия, креативность и коммуникативные способности. О.А. Дорошева [8] отмечает, что деятельность психолога-эксперта приводит к выработке сложных способов оценки в ситуации выбора. О.А. Ашихмина [4] описывает эмоциональное выгорание как проявление негативного влияния профессиональной деятельности психолога на личность, профессиональной деформации. Е.В. Дмитриенко [10] утверждает, что по мере накопления профессионального опыта происходят изменения в мотивационной сфере психолога, выражающиеся в согласованности личностных и профессиональных мотивов.

Внимание исследователей в этой области сосредотачивается, как правило, вокруг изучения влияния индивидуально-психологических особенностей на процесс профессиональной деятельности психологов или на процесс обучения и профессионального становления студентов-психологов. При этом, значитель-

ная часть авторов изучают особенности, способствующие профессиональной деятельности и обучению, позитивные ресурсы личности, которые также можно назвать профессионально важными качествами психолога. Среди них наиболее часто удостаиваются упоминания:

-коммуникативная компетентность [4, 7, 16, 17,18]

- рефлексивность и способность к самопознанию [1, 4, 15, 25, 36],

- стремление к саморазвитию [8, 16, 25,34],

- эмпатийность [18, 15, 36],

- эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость [4, 8, 16],

- ответственность [16, 18, 32],

- субъектность [1, 15, 27],

- тактичность и толерантность [15, 17, 19],

- гибкость мышления и поведения [4, 11],

- креативность [18],

- способность принимать решения [15, 16],

- наблюдательность [15, 18].

Сравнив предложенный список с перечнями черт зрелой личности, описанными выше, обнаруживаем, что качества, которые в исследовательских работах отнесены к профессионально важным для психолога, включены также в перечни качеств зрелой личности.

Психолог - это квалификация или личностная зрелость?

Сходство двух перечней побуждает к некоторым размышлениям.

Об ожиданиях к психологу со стороны пользователей.

Клиенты и заказчики нередко отдают предпочтение специалисту, ориентируясь на его личное обаяние и социальный статус как признаки профессиональной силы, как наиболее доступные, не требующие специальных знаний о профессии, знакомства с сертификатами или поиска информации о специалисте. В основном на этом поверхностном эффекте строят свой бизнес в сфере психологических услуг люди, не имеющие профессиональной подготовки. Со

студентами полезно обсуждать, для решения каких задач и в какой степени резонно опираться на поверхностные атрибуты социально успешного человека. Стоит перейти некоторую грань - и взаимодействие «клиент/заказчик - психолог» рискует уподобиться дружеской беседе или передаче опыта от более успешного человека к менее успешному. Более глубокий слой ожиданий к психологу со стороны клиентов и заказчиков содержит запрос на личностно зрелого профессионала. Это ожидание часто сопряжено с неготовностью работать с молодым психологом - недостает доверия. Студентам следует помочь осмыслить, каким образом а) обеспечить себе ресурс личностной зрелости в качестве профессионального атрибута, б) дать знать клиенту или заказчику о его (ресурса) наличии.

О профессиональном становлении психолога.

Профессиональное становление психолога в большинстве случаев по возрасту совпадает с периодом личностного самоопределения. Это обстоятельство - равно как и стимулирующее влияние изучаемого материала и направляющего побуждения со стороны преподавателей - способствует сопряжению личностного и профессионального в человеке. Собственный опыт достижения личностной зрелости может служить базой для сопровождения другого человека на этом пути. Личностно зрелый психолог способен к принятию себя и других, творческой адаптации к изменяющейся действительности, и эти свойства в некоторых ситуациях способны частично компенсировать отсутствие элементов профессиональной квалификации.

Вместе с тем, различная восприимчивость студентов к мотивирующим влияниям образовательной среды может объясняться различным объёмом и содержанием опыта внутриличностной работы, уже имеющегося у студентов на момент поступления в вуз.

Помимо мотивационного обеспечения, инициирующего и подкрепляющего сознательное движение к зрелости, студенты-психологи нуждаются в оснащённости информацией и умениями, позволяющими сознательно спланиро-

вать некоторые элементы процесса становления личностной зрелости. В качестве значимого источника такого рода знаний, умений и навыков также можно рассматривать преподавателей и студентов старших курсов. Однако чтобы их добыть, требуются, как и в случае с мотивирующим воздействием, собственные усилия и способности студентов.

Внимание преподавателей следует сосредоточить на готовности и умении студентов совершать усилия, с помощью которых готовится критически важный фактор их личностного становления. В систематических усилиях в наибольшей степени сопряжены желание и умение как предпосылки к личностному росту.

О вариативности востребованности личностной зрелости.

Для психологов, работающих в разных сферах, степень влияния личности на профессиональную деятельность будет различной. Соответственно, различается и вклад, который вносит личностная зрелость в процесс профессионализации и получения профессиональной квалификации. Например, для психолога-консультанта или тренера - всилу характера взаимодействия с клиентом и специфики общественных ожиданий - приобретение квалификации без личностной зрелости лишается смысла. А вот специалист в области психологической диагностики не столь плотно контактирует с личностью клиента и деятельность его не носит преобразующего по отношению к личности характера, в связи с чем роль личностной зрелости в профессиональном становлении в данном случае будет менее значимой.

О культурных особенностях становления личностной зрелости.

Вероятно, личностная зрелость будет по-разному проявляться в различных культурных особенностях. В разных условиях будут различаться и приоритеты по различным признакам личностной зрелости. Так, следует ожидать, что в более традиционных культурах, где заметна сильная зависимость мнений и поведения молодого поколения от позиции старших, личностная зрелость будет наполняться различным содержанием. А признаки таковой могут иметь не-

сколько иной состав. Встает вопрос о том, как согласовать в представлениях студентов-психологов два взгляда - тот, что пришел к нам из европейской и американской психологий, и тот, что бытует в повседневной практике, скажем, северокавказских народов. В условиях миграции населения и обеспечения мобильности студентов между вузами вопрос о культурных различиях приобретает вполне прикладные очертания.

Заключение.

Сказанное носит во многом гипотетический характер, поэтому некоторые идеи мы выделили как приоритетные для проверки. А именно:

1. Для студентов, поступивших на направление «психология», характерен больший разброс по уровню личностной зрелости, чем для студентов других направлений.

2. У студентов направления «психология» по сравнению со студентами других направлений в процессе обучения более отчётливо проявляется положительная динамика становления личностной зрелости.

3. Уровень личностной зрелости положительно коррелирует с успешностью обучения студентов-психологов.

4. Личностное становление студентов-психологов имеет различные проявления в разных культурных условиях.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» № 14.B37.21.0546.

Список литературы

1. Аксенов А.А. Психологическая специфика формирования мотива выбора профессии психолога уголовно-исполнительной системы: Дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2009. 213с.

2. Александрова Г.Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества: Дис. ... канд. пси-хол. наук. Казань, 2004. 150 с.

3. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.

4. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 219с.

5. Брантова Ф. С. Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 247 с.

6. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. Научный сборник / Под. ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. СПб, 1997.C. 38-46.

7. Войтенко Л. М. Коммуникативная компетентность как детерминанта профессионального становления будущего психолога: Дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2011. 254с.

8. Дмитриенко Е.В. Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 224с.

9. Донцова М.В. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 309.

10. Дорошева О.А. Психолого-акмеологические особенности становления судебного психолога-эксперта в процессе профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 181с.

11. Елисеева О.О. Имидж как фактор доверия психологу-консультанту: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 293с.

12. Калинина Р.Р. Проблемы личностной зрелости в педагогической деятельности // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2010. № 11.С. 70-78.

13. Колмогорова Л. А. Содержание и динамика мотивационной зрелости студентов-первокурсников в адаптационный период: Дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2008. 190 с.

14. Косарева А.Б. Индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 302.

15. Кот Т.В. Психолого-акмеологические факторы развития диагностической компетенции будущего психолога: Дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2011. 225.

16. Кустова А.П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2011. 214с.

17. Кутбиддинова Р.А. Формирование межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности будущих психологов в условиях полиэтнической образовательной среды: Дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 211.

18. Лебедева А.А. Развитие профессионально важных качеств психолога-консультанта: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 173с.

19. Лукаш Л.А. Социально-психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления Дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 232с.

20. Маркова С.В. Развитие личностной зрелости педагога детского дома в профессиональной деятельности : Дис. ... канд. психол. наук. Елец, 2012. 201с

21. Маркова О.Н. Отношение к собственности у предпринимателей с разным типом личностной зрелости: Дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2006. 207 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Морозова Е.А. Психологические механизмы становления зрелости личности у подрастающего поколения средствами образовательной среды.// Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011. №3 URL: http://psyedu.ru/journal/2011/3/2413.phtml (дата обращения: 13.10.2013)

23. Нестерова Е.А. Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников: Дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2005. 219 с.

24. Омаров Э.З. Особенности личностной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей: Дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2011. 196 с.

25. Плужникова Л.А. Развитие внутриличностной компетентности студента-психолога в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2011. 199 c.

26. Портнова А.Г. Личность зрелость: подходы к определению. // Сибирский психологический журнал. 2008. №27. С. 37- 42.

27. Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психологов-практиков :Психосемантический аспект: Дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2001. 210.

28. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: АСТ:Прайм-Еврознак, 2007. 407с

29. Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? // Психологический журнал. 2006. №5. С. 83-97.

30. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 178 с.

31. Сухобская Г.С. Понятие "зрелость социально-психологического развития человека" в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.

32. Фальковская Л.П. Типологические особенности мотивационной сферы личности психологов образования: Дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2008. 195 с.

33. Фроликова О.А. Мотивация как фактор развития личностно-профессиональных качеств студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2010. 147 с.

34. Харитонова Т.Г. Онтология, специфика и особенности организации психопрофилактики в деятельности практического психолога: Дис. ... доктор психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 461 с.

35. Шамионов Р.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 157с.

36. Шибаева Г.Е. Динамика рефлексивно-эмпатийных свойств личности в процессе профессионального становления студентов-психологов: Дис. .канд. психол. наук. М., 2010. 236с.

37. Шляпникова И.А. Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости: Дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2010. 201 с.

38. Cramer Ph. Journal of Research in Personality no 46 (2012): pp. 306-316.

39. Hardy, S.A., Francis, S.W., Zamboanga, B.L., Kim, S.Y., Anderson, S.G., Forthun, L.F. Journal of Clinical Psychology 69, no 4 (2013): pp. 364-382.

40. Galambos, N.L., MacDonald, S.W.S., Naphtali, C., Cohen, A.-L., De Frias, C.M. Developmental Neuropsychology 28, no 1 (2005): pp. 473-492.

41. Lambie, G.W., Smith, H.L., leva, K.P. Adultspan Journal 8, no 2 (2009): pp. 114-127.

42. Lüdtke, O., Roberts, B.W., Trautwein, U., Nagy, G. Journal of Personality and Social Psychology. 101, no 3 (2011): pp. 620-637.

43. Morales-Vives, F., Camps, E., Lorenzo-Seva, U. European Journal of Psychological Assessment 29, no 1 (2013): pp. 12-18.

44. Theodoratou-Bekou. Groupwork 18, no1 (2008): pp. 76-98.

45. Winefield, H.R., Harvey, E.J. Journal of Genetic Psychology 157 no1 (1996): pp. 93-103.

References

1. Aksenov A.A. Psikhologicheskaya spetsifika formirovaniya motiva vybora professii psikhologa ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Psychological specific of motive of choice of psychologist vocation of the penitentiary system]: Dissert. ... candidate psychol. science. Ryazan, 2009. 213 p.

2. Aleksandrova G.G. Psikhologicheskie kriterii sotsial'noy zre-losti lichnosti v usloviyakh sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Psychological criteria of a social maturity of the personality in the modern Russian society]: Dissert. ... candidate psychol. science. Kazan, 2004. 150 p.

3. Ananyev V.A. Osnovy psikhologii zdorov'ya. Kniga 1. Kontseptual'nye osnovy psikhologii zdorov'ya [Bases of psychology of health. Book 1. Conceptual bases of psychology of health]. St. Petersburg: Rech', 2006. 384 c.

4. Ashikhmina O. A. Emotsional'naya ustoychivost' psikhologov sistemy obrazovaniya na raznykh etapakh professionalizatsii [Emotional stability of psychologists of an education system at different stages of professionalizing]: Dissert. ... candidate psychol. science. Moscow, 2010. 219 p.

5. Brantova F.S. Predstavleniya o psikhologicheski zreloy lichnosti v soznanii lyudey raznogo vozrasta [Representations of psychologically mature personality in the minds of people of different ages]: Dissert. ... candidate psychol. science. Moscow, 2011. 247 p.

6. Bratchenko S.L., Mironova M.R. Lichnostnyy rost i ego kriterii [Personal growth and its criteria]. Psychological problems of person's self-realization. St. Petersburg, 1997. pp.38-46.

7. Voytenko L.M. Kommunikativnaya kompetentnost' kak determi-nanta professional'nogo stanovleniya budushchego psikhologa [Communicative competence as a determinant of the psychologist professional development]: Dissert. . candidate psychol. science. Sochi, 2011. 254 p.

8. Dmitrienko E.V. Sotsial'no-professional'naya identichnost' psikhologa-konsul'tanta na raznykh etapakh professionalizatsii [Social and professional psy-

chologist-consultant identity at different stages of professionalization]: Dissert. ... candidate psychol. science. Yaroslavl, 2010. 224 p.

9. Doncova M.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie professional'no-lichnostnogo stanovleniya studentov-psikhologov [Psychological support of vocational and personal formation of psychology students]: Dissert. ... candidate psychol. science. Moscow, 2009. 309 p.

10. Dorosheva O.A.Psikhologo-akmeologicheskie osobennosti stanovleniya sudebnogo psikhologa-eksperta v protsesse professional'noy deyatel'nosti [Psycho-akmeologicalpeculiarities of the forensic psychological expert in the professional activities]: Dissert. ... candidate psychol. science. Rostov-on-Don, 2010. 181 p.

11. Eliseeva O.O. Imidzh kak faktor doveriya psikhologu-konsul'tantu [Image as a factor the trust to psychologist-consultant]: Dissert. ... candidate psychol. science. Moscow, 2011. 293 p.

12. Kalinina R.R. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye i psikhologo-pedagogicheskie nauki[Bulletin of the Pskov State University. Series: Socio-humanitarian and psycho-pedagogical science]. No11 (2010).pp.70-78.

13. Kolmogorov L.A. Soderzhanie i dinamika motivatsionnoy zrelosti studentov-pervokursnikov v adaptatsionnyy period [Content and motivational speaker maturity of first-year students in the adaptation period]: Dissert. ... candidate psychol. science. Barnaul, 2008. 190 p.

14. Kosareva A.B..Individual'no-lichnostnye osobennosti gotovnosti studentov-psikhologov k samorealizatsii v budushchey professional'noy deyatel'nosti [Individual and personal characteristics of readiness of psychology students to self-realization in the professional activity]: Dissert. ... candidate psychol. science. Moscow, 2010. 302 p.

15. Kot T.V. Psikhologo-akmeologicheskie faktory razvitiya diagnosticheskoy kompetentsii budushchego psikhologa [Psychological and acmeological factors of

development of diagnostic competence of the future psychologist]: Dissert. ... candidate psychol. science. Tambov, 2011. 225 p.

16. Kustova A.P. Professional'naya kompetentnost' psikhologa organov vnutrennikh del [Professional competence of the psychologist of law-enforcement bodies]: Dissert. ... candidate psychol. science. St. Petersburg, 2011. 214 p.

17. Kutbiddinova R. A. Formirovanie mezhetnicheskoy tolerantnosti i kommunikativnoy kompetentnosti budushchikh psikhologov v usloviyakh polietnicheskoy obrazovatel'noy sredy [Formation of inter-ethnic tolerance and communicative competence of future psychologists in the polietnic educational environment]: Dissert. ... candidate psychol. science. Nizhny Novgorod, 2011. 211 p.

18. Lebedeva A.A. Razvitie professional'no vazhnykh kachestv psi-khologa-konsul'tanta [Development of professionally important feature of psychologist-consultant]: Dissert. ... candidate psychol. science. St. Petersburg., 2012. 173 p.

19. Lukash L.A. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti razvitiya tolerantnoy lichnosti psikhologa v protsesse professional'nogo stanovleniya [Socio-psychological characteristics of the development of tolerancepersonality of psychologist in the professional development]. Dissert. ... candidate psychol. science. Moscow, 2011. 232 p.

20. Markova S.V. Razvitie lichnostnoy zrelosti pedagoga detskogo doma v professional'noy deyatel'nosti [The development of personal maturity of the teacher in the profession]: Dissert. ... candidate psychol. science. Elets, 2012. 201 p.

21. Markova O.N. Otnoshenie k sobstvennosti u predprinimateley s raznym tipom lichnostnoy zrelosti [Property attitudes of businessmen with different types of personal maturity]: Dissert. ... candidate psychol. science. Tambov, 2006. 207 p.

22. Morozova E.A. Psychological Science and Educationno3 (2011) http://psyedu.ru/journal/2011/3/2413.phtml (accessed October,13 2013)

23. Nesterova E.A. Formirovanie effektivnogo roditel'stva cherez razvitie lichnostnoy zrelosti roditeley mladshikh shkol'nikov [Formation of effective parenting

through the development of personal maturity of the parents of school kids]: Dissert. ... candidate psychol. science. Kurgan, 2005. 219 p.

24. Omarov E.Z. Osobennosti lichnostnoy zrelosti uspeshnykh i neuspeshnykh predprinimateley [Personal maturity features of successful and non-successful businessmen]: Dis. ... Candidate. psychol. Science. Tyumen, 2011. 196 p.

25. Pluzhnikova L.A.Razvitie vnutrilichnostnoy kompetentnosti studenta-psikhologa v vuze[The development of intrapersonal competencies of students in psychology at the university]: Dissert. ... candidate psychol. science. Tambov, 2011. 199 p.

26. Portnova A.G. Siberian psychological journalno 27 (2008). pp.37 - 42.

27. Prosekova V.M. Dinamika professional'nogo samosoznaniya psikhologov-praktikov :Psikhosemanticheskiy aspekt [The dynamics of professional consciousness practitioners in psychology]: Psychosemantic aspect: Dissert. ... candidate psychol. science. Tyumen, 2001. 210 p.

28. Rean A.A. Psikhologiya lichnosti. Sotsializatsiya, povedenie, obshchenie [Personality Psychology. Socialization, behavior, communication]. St. Petersburg: AST, Prime Evroznak, 2007. 407 p.

29. Rusalov V.M. Psychological Journal no 5 (2006):pp. 83-97.

30. Semenov M.Yu. Osobennosti otnosheniya k den'gam lyudey s raz-nym urovnem lichnostnoy zrelosti [Many attitudes of people with different levels of personal maturity]: Dissert. ... candidate psychol. science. Yaroslavl', 2004. 178 p.

31. Sukhobskaya G.S. The new knowledge no (2002): pp. 17-20.

32. Fal'kovskaya L.P. Tipologicheskie osobennosti motivatsionnoy sfery lichnosti psikhologov obrazovaniya [Typological features of the motivational sphere of the educational psychologists]: Dissert. ... candidate psychol. science. Novosibirsk, 2008. 195 p.

33. Frolikova O.A. Motivatsiya kak faktor razvitiya lichnostno-professional'nykh kachestv studentov-psikhologov [Motivation as a factor in the de-

velopment of personal and professional features of psychology students] : Dissert. ... candidate psychol. science. Kursk, 2010. 147 p.

34. Kharitonova T.G. Ontologiya, spetsifika i osobennosti organizatsii psikhoprofilaktiki v deyatel'nosti prakticheskogo psikhologa [Ontology, the specifics and the details of psychoprophylaxis in the activities of the practical psychologist]: Dissert. ... candidate psychol. science. Nizhniy Novgorod, 2012. 461 p.

35. Shamionov R.M. Lichnostnaya zrelost' i professional'noe samoopredelenie v podrostkovom i yunosheskom vozraste [Personal maturity and professional self-determination in adolescence and young adulthood]: Dissert. ... candidate psychol. science. St. Petersburg, 1997. 157 p.

36. Shibaeva G.E. Dinamika refleksivno-empatiynykh svoystv lichnosti v protsesse professional'nogo stanovleniya studentov-psikhologov [The dynamic of reflexive and empathy capability in the professional development of psychology students]: Dissert. ... candidate psychol. science. Moscow, 2010. 236 p.

37. Shlyapnikova I.A.Vzaimosvyaz' ego-identichnosti i lichnostnoy zrelosti [The relationship of ego-identity and personality maturity]: Dissert. ... candidate psychol. science. Chelyabinsk, 2010. 201 p.

38. Cramer Ph. Journal of Research in Personality no 46 (2012): pp. 306-316.

39. Hardy, S.A., Francis, S.W., Zamboanga, B.L., Kim, S.Y., Anderson, S.G., Forthun, L.F. Journal of Clinical Psychology 69, no 4 (2013): pp. 364-382.

40. Galambos, N.L., MacDonald, S.W.S., Naphtali, C., Cohen, A.-L., De Frias, C.M. Developmental Neuropsychology 28, no 1 (2005): pp. 473-492.

41. Lambie, G.W., Smith, H.L., leva, K.P. Adultspan Journal 8, no 2 (2009): pp. 114-127.

42. Lüdtke, O., Roberts, B.W., Trautwein, U., Nagy, G. Journal of Personality and Social Psychology. 101, no 3 (2011): pp. 620-637.

43. Morales-Vives, F., Camps, E., Lorenzo-Seva, U. European Journal of Psychological Assessment29, no 1 (2013): pp. 12-18.

44. Theodoratou-Bekou. Groupwork 18, no1 (2008): pp. 76-98.

45. Winefield, H.R., Harvey, E.J. Journal of Genetic Psychology 157 no1 (1996): pp. 93-103.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Погорова Райшат Исмаиловна, старший преподаватель кафедры психологии

Ингушский государственный университет

ул. Х.-Б.Муталиева, д. 6, г. Магас, Республика Ингушетия, 386102, Россия pogorova-03@bk. ru

Шаймарданова Елена Владимировна, студент института психологии и педагогики

Тюменский государственный университет ул. Семакова, д.10, г. Тюмень, 625003, Россия shaimardanovae@bk. ru

Доценко Евгений Леонидович, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, профессор, доктор психологических наук

Тюменский государственный университет ул. Семакова, д.10, г. Тюмень, 625003, Россия dotsenko_e@bk. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Pogorova Rayshat Ismailovna, senior lecturer of department of psychology

Ingush state University

6, Kh.-B. Mutalieva str., Magas, Republic of Ingushetia, 386102, Russia pogorova-03@bk. ru

Shaymardanova Elena Vladimirovna, student of the Institute of psychology and pedagogy

Tyumen State University

10, Semakova str., Tyumen, 625003, Russia

shaimardanovae@bk. ru

Dotsenko Evgeny Leonidovich, head of deans of general and social psychology, professor, PhD in Psychology

Tyumen State University

10, Semakova str., Tyumen, 625003, Russia

dotsenko_e@bk. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.