Научная статья на тему 'Исследование типологических особенностей темперамента школьников 13–15 лет, занимающихся баскетболом'

Исследование типологических особенностей темперамента школьников 13–15 лет, занимающихся баскетболом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1109
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ВИДЫ ТЕМПЕРАМЕНТА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / BASKETBALL / TEMPERAMENT / TEMPERAMENT TYPES / PHYSICAL FITNESS / SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болдырева Вера Борисовна, Болдырев Константин Вадимович

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF TYPOLOGICAL FEATURES OF TEMPERAMENT OF 13–15 YEAR OLD SCHOOL CHILDREN INVOLVED IN BASKETBALL

Temperament is one of the most significant properties of the individual. Interest in this problem arose more than two and a half thousand years ago. It was called to clear the existence of individual differences, which are due to the biological and physiological characteristics of the structure and development of the organism, as well as the features of social development, the uniqueness of social ties and contacts. To biologically based structures of personality temperament is related. Temperament determines the presence of many mental differences between people, including the strength and sustainability of emotion, emotional sensibility, pace and vigor of action, as well as a number of other dynamic features.

Текст научной работы на тему «Исследование типологических особенностей темперамента школьников 13–15 лет, занимающихся баскетболом»

УДК 796/799

ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКОВ 13-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

© Вера Борисовна БОЛДЫРЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, e-mail: ver.bor.bold@mail.ru © Константин Вадимович БОЛДЫРЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студент института физической культуры и спорта,

e-mail: ver.bor.bold@mail.ru

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Ключевые слова: баскетбол; темперамент; виды темперамента; физическая подготовленность; спортивная тренировка.

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в т. ч. и психических возможностей. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности человека от индивидуальных свойств нервной системы человека. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состояния организма в целом. На фоне выраженных физиологических проявлений перетренированно-сти зачастую скрытыми, но очень важными являются психологические изменения, поскольку участие спортсменов в соревнованиях различного уровня требует, прежде всего, внутренней устойчивости человека [ 1; 2].

Нагрузки, которые могут явиться причиной определенных патологий и физиологических изменений в организме спортсмена, вынуждают его снизить объем тренировок или вообще уйти из спорта. Если эти изменения будут зафиксированы в стадии их возникновения, то ряд профилактических мер будут

препятствовать их развитию. Для этого тренер и сам спортсмен должны помнить, что успех в спорте зависит от целого ряда условий, в т. ч. и от особенностей процесса обучения, воспитания, подготовки к соревнованиям. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности занимающихся, приспосабливаемых к индивидуальным свойствам нервной системы и темпераменту тренирующегося.

Тип высшей нервной деятельности характеризуется, прежде всего, врожденными и индивидуальными психическими свойствами, т. е. данный феномен является генетически заложенным свойством организма. Но особенности и свойства того или иного данного от природы темперамента могут претерпевать различные изменения в ходе индивидуальной жизнедеятельности человека, на которые оказывает влияние окружающая действительность, в данном случае занятия спортом. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор она от-

носится к разряду спорных и до конца не разрешенных в современной науке. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными [3].

Психологическая подготовка играет важнейшую роль в формировании состояния готовности спортсмена и команды к успешному выступлению в соревновании и должна быть органически вплетена в учебнотренировочный процесс на всех этапах спортивного совершенствования баскетболистов.

Цель нашего исследования - выявить типологические особенности темперамента 13-15-летних школьников, занимающихся баскетболом.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

1) рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;

2) выявить возрастные особенности темперамента у 13-15-летних школьников, занимающихся баскетболом;

3) рассмотреть особенности проявления четырех видов темперамента у 13-15-летних школьников, занимающихся баскетболом.

Для занятий с детьми необходимо обязательно знать и учитывать особенности типов темперамента полноценного спортсмена. Необходимо знать, в какой мере темперамент благоприятствует и насколько он препятствует достижению успеха на разных уровнях спортивной деятельности.

Между отдельными свойствами темперамента существуют определенные функциональные зависимости, которые обеспечивают людям разных темпераментов одинаковый приспособительный эффект: синергии, взаимной компенсации, антагонизмов, взаимного уравновешивания. Синергетические взаимоотношения проявляются в сотрудничестве ряда свойств темперамента, в их однонаправленном влиянии на деятельность путем усиления друг друга. Так, импульсивность и эмоциональность способствуют быстрому переключению отношения взаимной компенсации и проявляются в том, что ос-

лабление одного свойства у данного человека компенсируется усилением другого. Например: присущие прыгунам в воду слабого и инертного типов нервной системы ригидность и недостаточная импульсивность компенсируются длительным и тщательным предварительным ориентированием, обусловленным повышенной тревожностью этих спортсменов. Взаимное уравновешивание проявляется в том, что усиление одного свойства уравновешивается ослаблением другого.

Таким образом, в каждом типе высшей нервной деятельности взаимоотношения его свойств есть такие качества, которые могут существенным образом влиять на спортивную деятельность [3; 4].

При любом типе высшей нервной деятельности человека можно развить отдельные качества личности. Юный спортсмен в процессе учебно-тренировочных занятий вырабатывает собственный стиль решения задач и здесь определенную роль играют особенности его темперамента. Но этот процесс не идет стихийно, а под руководством воспитателя.

Конечно же, особенности типа высшей нервной деятельности спортсмена сказываются на его деятельности. Тот или иной темперамент придает своеобразие выполняемой работе.

Знание особенностей темперамента является обязательной составляющей индивидуального подхода. Без оценки типа высшей нервной деятельности характеристика спортсмена теряет свою рельефность и не дает полного преставления о его облике и возможностях. Часто даже такие простые сведения о спортсмене, как «подвижен, энергичен» или «медлителен, вял», позволяют правильно понять воспитанника и определить методы работы с ним.

Неотъемлемым компонентом учебнотренировочной деятельности баскетболистов является психологическая подготовка, которая, с одной стороны, имеет свои специфические цели и задачи, а с другой, неразрывно связана с другими видами подготовки и может как непосредственно включаться в учебно-тренировочный процесс спортсменов, так и осуществляться в виде специально организованных воздействий.

Наше исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образователь-

ного учреждения - лицей № 21 г. Тамбова, в нем принимали участие 13-15-летние

школьники, занимающиеся баскетболом. В обследовании принимали участие 10 учеников 7-8-х классов.

Тестирование было основано на использовании теста-опросника Айзенка. С помощью этого теста выявлялись отдельные психологические показатели, свидетельствующие о функционировании центральной нервной системы, а также взаимодействии нервных процессов у спортсменов определенных квалификаций.

Методика тестирования предполагала выявление следующих факторов, характеризующих структуру личности: тип высшей нервной деятельности; интроверсия - экстраверсия.

Экстраверсия, интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, потребность в контактах. Он действует под влиянием момента, вспыльчив, беззаботен, импульсивен, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя.

Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Ней-ротизм связан с показателями лабильности -черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональная импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, выраженная чувствительность, неуверенность в себе, выраженная чувственность, склонность к раздражитель-

ности. Невротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с невысокими показателями по шкале нейротизм в неблагополучных стрессовых ситуациях может развиться невроз [4].

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм в случае выраженности показателей понимается в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии [4].

Опираясь на интерпретацию данных по Айзенку, экстравертивному типу личности присущи склонность к риску, общительность, потребность в контактах, импульсивность, оптимистичность. Также такие люди предпочитают движение и действие. Перечисленные качества можно оценить как необходимые спортсмену, особенно в период соревновательной деятельности. Но лицам, обладающим экстравертивным типом, присущи и отрицательно сказывающиеся (особенно на спортивный результат) качества: тенденция к агрессивности; чувства и эмоции у таких людей не имеют строгого контроля (табл. 1).

Среди лиц, занимающихся баскетболом, выявлено следующее: 70 % опрошенных респондентов являются экстравертами, 30 % -интроверты.

Опираясь на интерпретацию данных по Айзенку, экстравертивному типу личности присущи склонность к риску, общительность, потребность в контактах, импульсивность, оптимистичность. Также такие люди предпочитают движение и действие. Перечисленные качества можно оценить как необходимые спортсмену, особенно в период соревновательной деятельности. Но лицам, обладающим экстравертивным типом, присущи и отрицательно сказывающиеся (особенно на спортивном результате) качества: тенденция к агрессивности; чувства и эмоции у таких людей не имеют строгого контроля.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Таблица 1

Результаты исследования темперамента школьниц 13-15 лет, занимающихся баскетболом

№ п/п Возраст Интроверсия-экстраверсия Нейротизм Типы темперамента

Школьник 1 13 10-10 16 Флегматик

Школьник 2 14 5-10 5 Флегматик

Школьник 3 13 4-7 5 Флегматик

Школьник 4 13 11-11 9 Меланхолик

Школьник 5 13 14-6 13 Холерик

Школьник 6 14 6-10 8 Меланхолик

Школьник 7 14 9-2 14 Меланхолик

Школьник 8 13 17-17 8 Флегматик

Школьник 9 13 14-11 17 Холерик

Школьник 10 13 18-11 13 Меланхолик

1. Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и т. д. Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента. В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения «плохой - хороший».

2. Изучение типов нервной системы у детей 13-15 лет, занимающихся баскетболом, подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы), обусловленных, прежде всего, созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата. Среди опрошенных 13-15-летних школьников, занимающихся баскетболом, - 70 % являются экстравертами, 30 % - интроверты. Тренеру

необходимо учитывать особенности темперамента занимающихся с целью создания оптимальных условий во время тренировок.

3. Нами было выявлено, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной или коммуникативной. Тест-опросник позволил исследовать не только структуру, генетические и психофизиологические предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темперамента с другими вышележащими структурами индивидуальности спортсменок баскетболисток 13-15 лет, а именно - с общим интеллектом и способностями.

1. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб., 2006.

2. Немов Р.С. Психология. М., 2002.

3. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. М., 1969.

4. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М., 1983.

Поступила в редакцию 24.04.2013 г.

UDC 796/799

RESEARCH OF TYPOLOGICAL FEATURES OF TEMPERAMENT OF 13-15 YEAR OLD SCHOOL CHILDREN INVOLVED IN BASKETBALL

Vera Borisovna BOLDYREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodics of Sport Disciplines Department, e-mail: ver.bor.bold@mail.ru

Konstantin Vadimovich BOLDYREV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Physical Culture and Sport Institute, e-mail: ver.bor.bold@mail.ru

Temperament is one of the most significant properties of the individual. Interest in this problem arose more than two and a half thousand years ago. It was called to clear the existence of individual differences, which are due to the biological and physiological characteristics of the structure and development of the organism, as well as the features of social development, the uniqueness of social ties and contacts. To biologically based structures of personality temperament is related. Temperament determines the presence of many mental differences between people, including the strength and sustainability of emotion, emotional sensibility, pace and vigor of action, as well as a number of other dynamic features.

Key words: basketball; temperament; temperament types; physical fitness; sports training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.