9. Медведков В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Улучшение дыхательной функции крови средствами физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы ФК и С: Электронный журнал. - 2010. - № 1 (14). - С.70-74.
10. Медведков В.Д., Медведкова Н.И., Аширова С.В. Взаимосвязь между элиминационным эффектом по свинцу и объёмом мышечных нагрузок // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 31-34.
Bibliography
1. Zelenin, L.A. Balance improvement of the children with cerebral palsy as the basis for normalization of their movement without any aids // Modern problems of science and education. 2012. № 3. - P.4-7
2. Zelenin, L.A. New training simulator for rowers' safety, equilibrium and technical readiness improvement/ L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov//Scientific notes of P.F. Lesgaft University. - 20011. - № 7 (77). - P. 76-80.
3. Zelenin, L.A., Medvedkov V.D. Peculiarities of canoe training simulator structure and effects of its use/ L.A. Zelenin, V.D. Medvedkov // Pedagogical - psychological and medical-biological problems of Physical Culture and Sport: [Russian scientific electronic magazine] - 2011. - № 3 (20). - P. 64-69.
4. Zelenin, L.A. Scientific and applied results of readiness increase of canoeists beginners. // L.A. Zelenin // Scientific notes of P.F. Lesgaft University. 2012. № 3(85). P. 94-103.
5. Zelenin, L.A. Stalling conditions of the snow-gliding «Canoe-training simulator» from the position of biomechanical rowing / L.A. Zelenin, S.P. Kataev //Scientific notes of P.F. Lesgaft University. 2012. № 4(86). P. 4857.
6. Zelenin, L. А. Medvedkov V.D. Applied-scientific features of a new system sliding on snow «Simulator-canoe»/ LA Zelenin, V.D. Medvedkov // Pedagogical - psychological and medical-biological problems of Physical Culture and Sport: [Russian scientific electronic magazine] - 2011. № 3 (20). P. 59-63.
7. Medvedkova, N.I., Medvedkov V.D. Rational trend of physical upbringing in the technical University// Higher education today. - 2010. - № 4. - P. 89-90.
8. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova S.V. Xenobiotic relief, blood structure improvement and functional condition of children improvement using the directed physical loads // Adaptive physical culture. - 2010. -№ 3 (43).- P. 29-31.
9. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova S.V. Blood respiratory function improvement by means of physical culture // Pedagogical - psychological and medical-biological problems of Physical Culture and Sport: Electronic magazine. - 2010. - № 1 (14). - P.70-74.
10. Medvedkov, V.D., Medvedkova, N.I., Ashirova, S.V. Interrelation between elimination effect on lead and muscular loadings volume// Sports science bulletin. - 2010. - №5. - P. 31-34.
Статья поступила в редакцию: 4.06.2013 г. УДК 796.8:159.9
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО -РИМСКОГО СТИЛЯ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
А.С. Кузнецов - доктор педагогических наук, профессор Д.Р. Закиров - старший преподаватель Ю.Ю.Крикуха
Набережночелненский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Набережные Челны
INDIVIDUAL TRAINING OF GRECO-ROMAN STYLE WRESTLERS WITH DIFFERENT TYPES OF TEMPERAMENT
A.S. Kuznetsov - Dr. Hab, professor
D.R. Zakirov - senior teacher U.U. Krikucha - associate professor Naberezhnochelninsky branch «Povolzhskaya state academy of physical culture,
sport and tourism», 68
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7
Naberezhnye Chelny e-mail: kzm [email protected]
Ключевые слова: борьба греко-римского стиля, типы темперамента, методика.
Аннотация. В статье рассматривается вопросы подготовки борцов греко-римского стиля на основе учета психологического статуса. Проведено определение типов темперамента борцов с использованием компьютерной программы "D&K-TEST" по методике Душанина. Представлена методика подготовки борцов греко-римского стиля.
Key words: Greco-Roman style wrestling, the types of temperament, psychological status, method.
Annotation. The article deals with the training of the of Greco-Roman style wrestlers taking into account the peculiar properties of their individual mind during the precompetitive training. The definition of the wrestlers mental status using computer technology "D & K-TEST" is held. An experimental method of Greco-Roman style wrestlers training taking into account the peculiar properties of the individual mind is held.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда физическая, тактическая, техническая подготовленности борцов достигает высокого профессионального уровня, выигрывает тот, кто психологически более устойчив. Характеризуя психологическую подготовку в спортивной борьбе можно отметить, что на сегодняшний день отсутствуют программы многолетней психологической подготовки в спортивной борьбе с учетом возрастных особенностей и квалификационных требований, и тем более с учетом свойств темперамента спортсменов. Индивидуальный подход к подготовке спортсмена, основанный на знании особенностей его психики, заслуживает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и тренировки в спорте.
Греко-римский стиль спортивной борьбы отличается от других видов борьбы своей зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества спортсменов. Соревновательная деятельность борцов характеризуется действиями выполняемымина фоне сильного психического напряжения. Борцу во время поединка необходимо воспринимать большой объем информации о намерениях и действиях противника, поэтому борцы высокой квалификацииобладают исключительно тонким восприятием ситуаций боевой обстановки, точным расчетом времени и дистанции, умением находить нужный момент для проведения технических действий, оптимальным распределением мышечных усилий, оперативным тактическим мышлением [1,2,3] .
Целью исследования явилась разработка и экспериментальное обоснование методики подготовки борцов греко-римского стиля на основе учета индивидуально-своеобразных свойств психики.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе МАОУ ДОД ДЮСШ «Витязь» г. Набережные Челны и МБОУ ДОД СДЮСШОР г. Альметьевска в период 2009 - 2013 г.
В предварительном исследовании, проведенном с помощью анкетирования, приняли участие 32 спортсмена, занимающиеся греко-римской борьбой, и 14 тренеров. Для определения типов темперамента спортсменов нами был использован тест Г. Айзенка.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие юные борцы греко-римского стиля в возрасте 16-20 лет. Были сформированы одна экспериментальная и одна контрольная группы по 16 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проводя психологический анализ, особое внимание мы уделили установлению взаимосвязи между отдельными особенностями психики. На основе такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой приводится комплексное описание психологических черт данного спортсмена. В результате проведенного психологического исследования были определены личностные особенности борцов, а также определены особенности их характера. Также нами был определен тип темперамента борцов греко-римского стиля с помощью методики Г. Айзенка. По результатам тестирования группа была разделена на 4 подгруппы: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Все эти типы темперамента - это типы с сильной нервной системой, что является очень важным фактором, учитывая специфику занятий спортивной борьбой.
В ходе анализа анкетных данных спортсменов - борцов, имеющих высокие спортивные результаты, мы выявили, что из них: - флегматики - 40 %;- холерики - 27 %;-сангвиники - 18 %;- меланхолики 15 %. Как свидетельствуют наши исследования большинство спортсменов - борцов, имеющих спортивный разряд МСМК - холерики. Спортсмены - борцы, имеющие спортивный разряд ЗМС - флегматики. В группе спортсменов первого спортивного разряда представителей холерического и флегматического типа не выявлено, 50% без них оказались меланхолического типа и 50% сангвинического типа. В группе борцов, где спортивная квалификация кандидаты в мастера спорта 25% -меланхолики, 25% холерики, 12,5% - флегматики, и 37,5% - сангвиники. В группе мастеров спорта 26,6% - холерики, 33,3% - флегматики, и 40%- сангвиники. В этой группе борцов представителей меланхолического типа не выявлено. В группе заслуженных мастеров спорта оказались 100% сангвиники. В группе борцов мастера спорта международного класса 10 спортсменов распределились следующим образом: 30% - меланхолики, 10%-холерики, 50%-флегматики и 10% - сангвиники. Среди борцов наибольшее количество оказалось сангвинического типа темперамента - 36,8%, флегматики -31,5% , холерики -18,4%, и меланхолики - 15,78%.
Проведенный анализ типов темперамента борцов греко-римского стиля позволило определить, что спортсмены имеют различный психологической статус, следовательно, рекомендации по психорегуляции борцов пере соревнованиями должно быть различными и это позволило разработать методику тренировки.
Экспериментальная методика включает в себяопределение типов темперамента борцов греко-римского стиля, характеристику психологического статуса, методыпсихорегуляции, этапыформирования состояния психической готовности с учетом индивидуально-своеобразных свойств психики, и педагогические приемы, используемые для реализации методов психорегуляции. В таблице 1 представлено примерное содержание недельных циклов тренировки борцов на этапе предварительной подготовки к соревнованиям.
Таблица 1
Примерное содержание недельного цикла тренировки борцов на этапе предварительной
подготовки к соревнованиям
Содержание Дни недельного микроцикла
недельных Понедель Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресе
циклов ник ние
подготовки
Общая +
физическая
подготовка
Совершенствова + + + +
ние физических
качеств:
быстроты
ловкости + +
силы + + +
выносливости + +
Специальная + + +
тактическая
подготовка: учебные схватки
Учебно- + + +
тренировочные
схватки
Тренировочные +
схватки
прикидки
Нагрузка Малая * Средняя Большая *
Отдых активный
Восстановительные средства Парная баня, массаж Парная баня, массаж
Примечание: *- при четырех разовых занятиях на ковре
В 1 и 2-м микроциклах большое внимание уделяется общефизической подготовке, где использовались специальные имитационные упражнения. В тренировочном процессе используются учебно-тренировочные и учебные схватки, которые способствуют увеличению интенсивности тренировочного процесса. Тренировочный процесс был максимально приближен к условиям предстоящих соревнований.
В тренировочных микроциклах большое внимание уделяется сочетанию объема и интенсивности нагрузок, к концу микроцикла может приближаться к условиям соревнований. Однако объем должен возрастать медленнее, чем интенсивность. Продолжительность учебно-тренировочных схваток может превышать время, указанное в правилах соревнований. Интенсивность нагрузки в предсоревновательной подготовке борцов наращивается за счет усиления темпа в специальных упражнениях и схватках, а также за счет повышения плотности занятий.
Содержание недельных циклов тренировки борцов на этапе предварительной подготовки к соревнованиям было одинаковым в экспериментальной и контрольной группах. В тренировочный процесс экспериментальной группы были включены средства и методы психорегуляции психического состояния борцов перед соревнованиями, между схватками с учетом типов их темперамента.
В таблице 2 представлена структура и содержание средств и методов психорегуляции психического состояния борцов с учетом их типов темперамента в предсоревновательный период подготовки.
В процессе реализации экспериментальной методики были использованы следующие педагогические приемы: укрепление активного, положительного отношения к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; составление индивидуальных планов участия в соревнованиях и ведения схваток; предоставление информации о предстоящих соревнованиях; повышение мотивации к успешным выступлениям и к достижению желаемой цели; определение значимость соревнований; изучение правил соревнований, преимуществ и недостатков соперников.
Таблица 2
Содержание и педагогические приемы психорегуляции психического состояния борцов в
период предсоревновательной подготовки
Типы темперамента Содержание психорегуляции Педагогические приемы
Сангвино- Подавляющие средства Требования к сознательному
холерик (интроверт) психологического воздействия. Снижение уровня эмоционального возбуждения, особенно перед соревнованием за день до них. отношению к замечаниям тренера, активизация внимания спортсмена с помощью вопросов, позволяющих выяснить степень осознания прослушанного, требования повторить наиболее важные пункты инструкции, самооценки действий в соответствии с замечаниями тренера. Контроль за самообладанием в период соревнований. Проживание с представителями 1 и 3-й энергетической группы. Общение и проживание со всеми спортсменами всех биоэнергетических групп и типов темперамента.
Еженедельная психоэмоциональная релаксация. Культурно-массовые мероприятия с использованием современных музыкальных и развлекательных программ (шоу, викторины, конкурсы, игры, просмотр видео- и кинофильмов с природной тематикой. Просмотр любимых программ. Культурно-массовые мероприятия, музыкальные мероприятия.
Аутотренинг с использованием методов пространственного, временного и силового контроля за целостным воспроизведением соревновательного упражнения
Сангвино-холерик (интро -экстраверт) Работа с психологом. Психо-педагогические средства. Идеомоторная тренировка.
Психоэмоциональная разгрузка в процессе проведения культурно-массовых мероприятий с использованием универсальных развлекательных программ, просмотр видео- и кинофильмов с репертуаром классических литературных (исключить остросюжетные) и музыкальных произведений. Успокаивающие психологические средства воздействия, снижающие уровень эмоционального возбуждения. Перед стартом повышение уровня индивидуальной мотивации и личной ответственности.
Регуляция психического состояния с использованием идеомоторной тренировки с элементами самовнушения. Аутотренинг с концентрацией внимания на пространственных , временных и силовых параметрах соревновательного упражнения
Флегмато- холерик (интроверт) В период соревнований и между схватками применяются активизирующие средства После успешных схваток заостряли внимание спортсменов на особенности выполнения основных
психологического воздействия. Перед соревнованиями повышение эмоционального состояния компонентов приема, давалась установка запомнить ощущения. Количество схваток увеличивалось. Индивидуальные особенности спортсменов, препятствующие успешной деятельности (синдром неуспеваемости). Вменяли в обязанность проделывать на каждом тренировочном занятии медленные, плавные и статические упражнения (первые следовало выполнять без рывков, статические удерживать не менее 5-6 сек.) Разнообразили скорость выполнения упражнений, ставили задачи сделать элемент (или борцовскую комбинацию) в медленном или максимальном темпе, ускоряя или сохраняя скорость. Игнорируют продумывание предстоящих действий и не концентрируют внимание во время подготовки к выполнению комбинации. При неудачном выполнении упражнения стремятся к повторным попыткам без должного анализа причин. Применяется авторитарный метод воздействия
Психо-эмоциональная разрядка ( музыка, литература, видео и кинофильмы)
Аутотренинг с установкой на целостное воспроизведение наиболее сложных технических действий и приемов.
Меланхолик (интроверт) Отвлекающие и успокаивающие средства психологического воздействия, способствующие снижению ситуативной тревожности. Привлекали к различным заданиям, отвлекающим от соревнований. Повысить уровень индивидуальной мотивации и личностной ответственности. Когда из-за быстрого снижения работоспособности борцы прекращали выполнять основные упражнения, переключали их на другой вид деятельности, связанный с выработкой качеств, типичных для борца. Обращали внимание на самые малейшие их успехи, чтобы подбодрить, вселить уверенность; в процессе тренировок чередовали сложные упражнения с более доступными; при появлении симптомов утомления или перетренировки исключали все упражнения, требующие морально-волевого напряжения, заменяли их средствами общей физической подготовки, любыми другими упражнениями, требующими
Аутотренинг с концентраций внимания на многократном дифференцированном повторении отстающих элементов техники предстоящего соревновательного упражнения, с периодическим включением средств, способствующих повышению помехоустойчивости.
В ысокоэ моциональные развлекательные программы,
компьютерные игры. механического повторения действий.
Регуляция психического состояния за счет мероприятий, отвлекающих от мыслей о предстоящих соревнованиях. Использовали метод самовнушения.
Сангвино-меланхолик (экстраинтроверт) Успокаивающие средства разностороннего воздействия. В условиях соревнований снизить уровень личностной тревожности. Перед участием в основных соревнованиях корректно акцентировать внимание спортсмена на повышение уровня индивидуальной мотивации и личностной ответственности за предстоящий спортивный результат. Накануне выполнения упражнения предлагали сосредоточиться на правильном выполнении одного из главных компонентов целостного двигательного акта. После схватки требовали самооценки качества выполнения борцовских приемов. При неудачном выполнении приемов запрещали повторные попытки без предварительного выяснения причин неудачи; обязывали выполнять подводящие упражнения. Наряду с преимущественным применением целостного метода обучения широко практиковали изолированное совершенствование различных приемов схватки. Отрабатывали приемы (путём постановки задач) целостного упражнения; периодически предлагали выполнить отдельные приемы как самостоятельные упражнения; не торопились с положительной оценкой их деятельности; требовали отличного выполнения приемов, максимально ответственного отношения к каждому тренировочному подходу; заставляли больше работать над слабо усвоенными элементами программы. В процессе занятий и проведения учебно-тренировочных и учебных схваток строго регламентировали количество разминочных подходов. Регламентировали индивидуальную разминку на соревнованиях и во время тренировки накануне соревнований. Контролировали разминку перед соревнованиями, добивались качественной проработки основных мышечных групп. При обнаружении признаков предстартовой лихорадки вводили в
Мероприятия психологической разгрузки ( развлекательные программы, посещение клубов, компьютерные игры).
Психологическая поддержка. Отвлекающие приемы от мыслей о соревнованиях, самовнушение
комплекс разминки отвлекающие __приемы._
Борцы с типом темперамента «сангвино-холерики» обладают высоким и средним уровнем мотивации к занятиям спортом, высокими средним уровнем личностной тревожности, легко возбудимы, раздражительны, при неудачных выступлениях могут впадать в депрессию. Чрезмерно эгоистичны, нетерпеливы, недостаточно внимательно выслушивают замечания тренера и не всегда точно их учитывают. Для коррекции психических состояний с такими борцами использовали мероприятия психорегуляции, которые способствовали снижению уровня эмоционального возбуждения, особенно перед соревнованием или за день до соревнований, еженедельная психо-эмоциональная релаксация; культурно-массовые мероприятия с использованием современных музыкальных и развлекательных программ (шоу, викторины, конкурсы, игры, просмотр видео- и кинофильмов с природной тематикой); включали просмотр любимых программ и видеофильмов, беседы с психологом. Перед стартом повышали уровень индивидуальной мотивации и личной ответственности, регулировали психические состояния борцов с использованием идеомоторной тренировки с элементами самовнушения, использовали формулы аутотренинга с концентрацией внимания на пространственных, временных и силовых параметрах соревновательного упражнения. Контролировали психическое состояние в период соревнований.
Типу темперамента «флегмато-холерик» (интроверт) характерны повышенная ситуативная тревожность, колебания при принятии решений, способность скрывать (маскировать) состояние возбудимости, а также раздражительность и склонность к внутренней депрессии. В процессе занятий чрезмерно накапливают отрицательные эмоции. Умеренно эгоистичны, терпеливы к поведению окружающих, рассудительны, скрытны и застенчивы. Этому типу также присущи задатки консервативного лидера. Устойчивы к воздействию внешних раздражителей, контролируют собственное поведение, не теряют самообладание в условиях максимального стресса, немногословные. В процессе занятий недостаточно внимания уделяют технике выполнения движений. Не склонны к отшлифовке своих действий при выполнении борцовских приемов. Для коррекции психических состояний после успешных подходов заостряли внимание спортсменов на особенностях выполнения основных компонентов приема, давали установку на запоминание ощущений; просили изменять скорость выполнения приемов, выполнить борцовский прием в медленном или максимальном темпе. В период соревнований и между схватками применяли активизирующие средства психологического воздействия. Перед соревнованиями проводили мероприятия по повышению эмоционального состояния, использовали психоэмоциональную разрядку (музыку, литературу, видео и кинофильмы), проводили аутотренинг с установкой на целостное воспроизведение наиболее сложных технических действий и приемов. Для флегмато-холериков, характерна склонность, глубоко не задумываясь, изменять тактический план соревнований в зависимости от оценок ближайших противников. С целью концентрации внимания на действия противника чаще выдвигали требование - выполнять все упражнения без единого нарушения и до конца.
Для борцов, относящихся к типу темперамента «сангвино-меланхолик», характерны: способность принимать правильное решение в условиях субмаксимального стресса, повышенный уровень личностной тревожности, возбудимости, раздражительности. Они бесхитростные, рассудительные, недостаточно общительные, краткие в высказываниях, не склонны прислушиваться к мнению окружающих, не терпят хитрости по отношению к себе, недостаточно коммуникабельны. Из мероприятий, направленных на коррекцию психических состояний, использовали успокаивающие средства разностороннего воздействия. В условиях соревнований для снижения уровня личностной тревожности корректно акцентировали внимание спортсмена на повышение индивидуальной мотивации и личностной ответственности за предстоящий спортивный результат, включали мероприятия
психологической разгрузки (развлекательные программы, посещение клубов, компьютерные игры); использовали методы самовнушения. После схватки требовали самооценить качество выполнения выделенного компонента. При проведении учебно-тренировочных схваток во время неудачного выполнения приемов обязывали проанализировать причины неудачи. Не торопились с положительной оценкой их деятельности; требовали отличного выполнения приемов, максимально ответственного отношения к каждому тренировочному подходу; отрабатывали слабо усвоенные элементы.
Борцы с типом темперамента «меланхолики», характеризуются способностью принимать быстрое и правильное решение в условиях стресса различной силы; минимальным уровнем личностной тревожности, возбудимости, раздражительности; высоким уровнем ситуативной тревожности; обладают конструктивной логикой, склонностью принимать мнение окружающих, подчиняться требованиям коллектива, интересам дела; слабокоммуникабельны; высоко устойчивые к воздействию внешних раздражителей. В работе с данным типом применяли следующие мероприятия по психорегуляции: отвлекающие и успокаивающие средства психологического воздействия, способствующие снижению ситуативной тревожности. Использовали различные задания, отвлекающие от соревнований. Включали аутотренинг с концентрацией внимания на многократном дифференцированном повторении отстающих элементов техники. Перед предстоящим соревнованием включали в работу вид аутотренинга, способствующий повышению помехоустойчивости. Для регуляции психического состояния использовали методы самовнушения.
В процессе занятий и проведения учебно-тренировочных и учебных схваток для всех типологических групп борцов строго регламентировали количество разминочных подходов. Регламентировали разминку на соревнованиях и во время «опробования места» накануне соревнований, добиваясь качественной проработки основных мышечных групп. При обнаружении признаков предстартовой лихорадки вводили в комплекс разминки отвлекающие приемы. Использовались организационно-методические приемы положительного отношения к выступлениям в соревновательных условиях. Стремились укреплять положительное отношение к соревнованиям. С каждым борцом была условная договорённость о том, что он не будет по собственной инициативе принимать решения (выступать ради выступлений, для выигрыша или достижения высоких результатов) без предварительного согласования с тренером.
На фоне быстрого снижения работоспособности борцы прекращали выполнять основные упражнения. В таких ситуациях нами использовались следующие педагогические приёмы: переключали на другой вид деятельности; обращали внимание на малейшие успехи. В процессе тренировок чередовали сложные упражнения с более легкими. При появлении симптомов утомления или перетренировки исключали упражнения, требующие морально-волевого напряжения, заменяли их средствами общей физической подготовки, любыми другими упражнениями, требующими механического повторения действий.
При подготовке к соревнованиям важную роль в спортивной борьбе играет правильный подбор партнеров. Добивались, чтоб каждый умел выполнить роль атакующего борца. При совершенствовании бросков выполняли их в режиме, приближенном к соревновательной обстановке. Стремились к пониманию борцами сущности отрабатываемого элемента. В подготовку борцов включался анализ коронных приемов предполагаемых противников: для сангвино-холериков с целью принятия правильных решений, для сангвино-меланхоликов с целью повышения устойчивости к воздействию внешних раздражителей.
Борцы - меланхолики устойчивы к воздействию внешних раздражителей, поэтому их внимание не заостряли на анализе мастерства противников.
Сильных инертных (флегматиков) не торопили приступать к самостоятельному выполнению двигательного действия. Давали время хорошо подумать, побуждали к анализу предстоящих действий. Стремились воспитать выносливость к схваткам, требующим
быстроты. Количество повторений при этом оговаривалось как обязательный минимум и постепенно возрастало от тренировки к тренировке. Указывали на целесообразность разумного риска, побуждали к большей самостоятельности, инициативе.
В процессе предсоревновательной подготовки у борцов наблюдается накопление психического перенапряжения, связанное с предстоящими соревнованиями. В рамках разработанной методики подготовки борцов греко-римского стиля мы также включили в подготовку средства и методы, предупреждающие психическое перенапряжение.
Стресс - это состояние общего напряжения организма, возникающее под действием чрезвычайного раздражителя. Состояние стресса разделяется на три фазы. На первой стадии это шок, на второй - выброс гормонов, стимулирующих механизм приспособления организма к изменяющимся условиям жизни, на третьей - общее истощение организма. Продолжительность фаз может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Особое место в жизни спортсмена занимают чрезмерные эмоциональные стрессовые ситуации - соревнования.
В процессе подготовки борцов необходимо учитывать признаки и факторы риска психического перенапряжения. Зная эмоциональные, физические и поведенческие признаки психического перенапряжения, можно определить основные средства и методы устранения и снижения их воздействия. В нашей методике также включены средства и методы, устраняющие дистрессовые признаки и мероприятия, направленные на повышение психического состояния борцов в соревновательный период и между схватками.
Для достижения мгновенного расслабления и преодоления нервозности перед стартами борцам типов «флегмато-холерики», «сангвино-холерики» предложили выполнение следующих асан «Йоги»: шавасана, пашимоттанасана, парипурна, навасана, ардханавасана, сарвангасана и её цикл, халасана, сиршасана.
Всем борцам экспериментальной группы предложен в рамках экспериментальной методики аутотренинг. Каждая формула аутотренинга повторяется от 2 до 6 раз. Ко второму этапу применения аутотренинга переходят сразу же после того, как в результате 1-2 недель регулярных занятий отчетливо проявляются вызываемые ощущения. На третьем этапе для снятия психоэмоционального напряжения перед схватками достаточно обходиться двумя формулами. Заканчивать сеанс аутотренинга на всех трех этапах рекомендуется следующими формулами: «я расслабляюсь и успокаиваюсь...», «состояние приятного покоя». После этого необходимо неторопливо, на глубоком вдохе, хорошо потянуться всем телом, выдохнуть, встать на ноги, сделать несколько простых разминочных упражнений и приступить к тренировке.
С целью улучшения эмоционального состояния борцов перед соревнованиями и между схватками для сангвино-холериков, флегмато-холериков использовали медитацию и технику дыхания.
Во время использования техники дыхания обращалось внимание на психическое состояние организма. При снижении тонуса организма и сонливости использовали сочетание дыхания. При перевозбуждении, бессоннице выполняли все наоборот: удлиняли выдох и паузу после него. Ритм изменяли постепенно и естественно до тех пор, пока выдох не стал вдвое длиннее вдоха.
Таблица 3
Содержание медитации и техники дыхания_
Техника выполнения Дозировка Методическое указание
Сесть, скрестив ноги по-турецки, руки свободно положить на колени 10-15 мин ежедневно натощак Взгляд направлен в бесконечность. Все внимание сосредоточить на дыхании
Сесть на стул, руки положить на колени ладонями вверх, 15 мин Мысленно обратиться к Космосу
расслабиться
Вдох на 4 счета, на 2 счета 40-60с Вдох к концу занятия
задержка и на 4 счета выдох. возрастает в 5 раз, задержка
(4:2:4). - в 4-5, выдох - только в два
Применять сочетания раза.
Последовательно Выполняется такое
(5:2:3, 6:2:4, 9:2:4). сочетание дыхания при
депрессии, сонливости,
снижении тонуса организма.
Таким образом, тип нервной деятельности, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности требует от тренера учитыватьтип
темпераментаспортсмена и применять соответствующие педагогические приемы, методы психорегуляции и мероприятия по улучшению состояния психической готовности перед соревнованиями и между схватками.
Необходимо учитывать следующие особенности при тренировке спортсменов с типом темперамента «холерик»: энергию холерика необходимо использовать в правильном русле и эффективно; поддерживаются его полезные увлечения, связанные со спортом; разговаривать со спортсменами тихим голосом, но требовательно, без уговоров; ограничивается все, что возбуждает нервную систему борца; у спортсмена этого типа должны быть трудовые обязанности в команде; давать спортсмену задания, которые не будут приносить постоянного успеха; строго соблюдать спортивный и соревновательный режим; помогать спортсмену переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва; необходимо предвидеть выброс сил холерика.
Необходимо учитывать следующие особенности при тренировке спортсменов с типом темперамента «сангвиник»: проявлять строгость и требовательность; контролировать их действия и поступки; добиваться, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством; небрежно выполненные приемы предложить выполнить заново, при этом можно помогать; учить внимательно относиться к товарищам по команде, стремиться, чтобы складывались устойчивые отношения; формировать устойчивость интересов; мотивировать деятельность спортсмена. Необходимо учитывать следующие особенности при тренировке спортсменов с типом темперамента «флегматик»: не торопить спортсмена; создавать специальную обстановку, ставить его в условия, когда необходимо проявить собранность; хвалить за скорые действия; приучать к движениям, заниматься гимнастикой; ставить в пары с подвижными спортсменами, но контролировать это; относится к флегматику так, как он относится к миру - спокойно.
Необходимо учитывать следующие особенности при тренировке спортсменов с типом темперамента «меланхолик»: придерживаться принципа постепенности; приучать спортсмена не бояться новых противников; говорить с ним спокойно, мягко, убеждающее; способствовать преодолению трудностей; поддерживать положительные эмоции спортсмена; необходимо давать идеалы и образцы для подражания; каждая победа должна сопровождаться благодарностью.
В процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмены испытывают различные психические состояния, вплоть до крайней степени стресса. Психическое состояние определяется условиями деятельности и особенностями спортсмена и формируется в процессе психологической подготовки. В основном психологическая подготовка направлена на формирование устойчивости к стрессовым воздействиям. Многие специалисты в работах о надежности показали роль и значение различных психических факторов в обеспечении надежности спортсменов высокого класса. Надежность гарантирует высокую эффективность действий спортсмена вопреки возникающим внешним и внутренним помехам.
Исследователи выявили, что надежность зависит от трех факторов, таких, как независимость, социальная смелость в суждениях и поступках; способность противостоять стрессу; сильная мотивация достижения цели.
Для формирования успешности и надежности в спортивной деятельности необходимо включать в тренировочной процесс мероприятия по формированию состояния психической готовности.
В рамках формирования состояния психической готовности борцов экспериментальной группы нами решены следующие задачи на этапе ранней предсоревновательной подготовки: 1) сбор и анализ информации об условиях предстоящего соревнования и о противниках; 2) уточнение данных о собственной подготовленности, состоянии и возможностях; 3) определение и формулировка цели участия в соревновании.
Содержание средств включало: создание уверенности в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата. Для реализации использовали комплекс специальных мероприятий психорегуляции по методике.
Предоставление собранной видеоинформации о соперниках борцам осуществлялось с учетом их типов темперамента. Для борцов с типом темперамента «сангвино-холерик» видеоинформация о их соперниках предоставлена с целью указания на слабые стороны соперников. Борцам - сангвино-флегматикам позволили посмотреть весь снятый видеоролик о ведении схваток их будущими соперниками. Борцам меланхоликам решили не предоставлять информацию о соперниках, но провели установку об организации предстоящий схватки, уточнению данных о собственной подготовленности, состоянии и возможностях, определили цели участия в соревнованиях. Целевая установка во всех типологических группах борцов прошла с учетом психологического статуса борца.
На этапе в период основных соревнований решали следующие задачи:
1) вероятностное программирование соревновательной деятельности;
2) специальная подготовка к встрече с неожиданными препятствиями и соревновательными ситуациями в ходе соревнования;
3) закрепление способов настроить участников перед выполнением соревновательных упражнений. Формирование состояния психической готовности включало в себя: совершенствование способности управлять своими действиями, чувствами и мыслями в соответствии с предлагаемыми условиями соревнования. Использовали следующие средства формирования: интеллектуальное, экспериментальное представление будущих действий (вариативное), идеомоторную подготовку, моделирование будущих условий соревнования, аутогенную тренировку, выполнение соревновательных упражнений с обязательным использованием психологической настройки.
На этапе в период самих соревнований и между схватками решали следующие задачи:
1) ограждение от всевозможного влияния, способного повысить меру значимости участия в соревновании;
2) определение наиболее приемлемых по условиям данного соревнования способов регулирования неблагоприятных внутренних состояний, сохранения нервно-психической свежести;
3) определение целесообразных форм, времени и места секундирования. Формирование состояния психической готовности состояло из создания уверенности в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата.
После соревнований решали следующие задачи:
1) восстановление психического состояния после однократного (день соревнования) участия в соревновании;
2) восстановление психического состояния после схваток и между схватками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нами выявлены основные характеристики психологического статуса и принадлежности к биоэнергетическим группам борцов с учетом индивидуальных свойств психики, которые определены с использованием компьютерной технологии «D&K-TEST».
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7
По результатам проведенного исследования определены четыре группы спортсменов, входящие в следующие типологические группы: сильные подвижные (сангвино-хол ерики, интроверты и интро-экстраверты), сильные инертные (флегмато-холерики), слабые инертные (меланхолики) и сильные и слабые инертные (сангвино-холерики). При проведении кардио-экспресс -диагностики «D&K-TEST» борцы экспериментальной группы разделились на три биоэнергетические группы. Так, к II группе относятся 5 спортсменов, к III группе - 5 спортсменов и к IV группе - 6 спортсменов.
В структуре распределения по биоэнергетическим группам по частоте встречаемости преобладают вторая и третья группы, примерно в равных соотношениях: 5 (37,5%) человек, соответственно, и к четвертой группе отнесены 6 человек (17,7%), первая и пятая группа не выявлены.
3. Реализация методики психологической подготовки борцов греко-римского стиля на основе учета типов темперамента, использование педагогических приемов, содержания и средств формирования состояния психической готовности в период соревнований, методов борьбы с перенапряжением обусловили повышение спортивного мастерства, улучшение психоэмоционального состояния, состояния психической готовности, физической подготовленности и результативности выступлений.
Литература
1. Алаторцев, В. А. Готовность спортсмена к соревнованиям : опыт психологического исследования / В. А. Алаторцев. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 31 с.
2. Бабушкин, Г. Д. Аутовоздействие и гетеровоздействиепри развитие самообладания у спортсменов / Г. Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева. - Саратов : СГПИ, 1996. - С. 149-151.
3. Кузьмин, М.А. Роль личностных свойств в адаптации спортсменов художественных видов спорта и единоборств/ М.А. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 4 (86) -2012 . - С. 73-75.
Bibliography
1. Alatortsev, VA An athlete readiness to compete: the experience of psychological research / VA Alatortsev. -Moscow: Physical Culture and Sports, 2009. - 31 sec.
2. Babushkin, GD Autoinfluence and geteroinfluence and development of self-control of athletes / G. Babushkin, VN Smolentceva. - Saratov: SSPI, 1996. - S. 149-151.
3. Kuzmin, MA The role of personality traits in the adaptation of art sports athletes and arts / MA Kuzmin / / Proceedings of the University named after. PF Lesgaft. - № 4 (86) -2012. - S. 73-75.
Статья поступила в редакцию: 5.04.2013 г. УДК: 796.032
СИДНЕЙСКИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ: БОРЬБА ЗА НАСЛЕДИЯ -ПРЕОДОЛЕНИЕ КРАТКОВРЕМЕННЫХ РАЗОЧАРОВАНИЙ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ДЕФИЦИТОВ
Зинаида Кузнецова - д.п.н. профессор, Россия Кристин Тухи - университет Гриффит, Австралия
SYDNEY OLYMPIC GAMES: THE FIGHT FOR THE LEGACY - OVERCOMING BRIEFLY FRUSTRATION AND LONG - TERM DEFICITS
Zinaida Kuznetsova - professor, Russia Kristin Tuhi - university Griffit, Australia
e-mail: kzm diss@mail. ru