Научная статья на тему 'Исследование состояния психической готовности борцов греко-римского стиля в различные периоды подготовки на этапе спортивного совершенствования'

Исследование состояния психической готовности борцов греко-римского стиля в различные периоды подготовки на этапе спортивного совершенствования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЦЫ / КОМПОНЕНТЫ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закиров Д. Р.

В статье рассматриваются проблема исследования состояния психической готовности борцов греко-римского стиля с типологическими свойствами состояния психики. Диагностика уровня состояния психической готовности борцов в период ответственных соревнований позволит создать типологические нормативы, предназначенные для оценки психического состояния организма. Установлено, что в процессе подготовки борцов, учитывая типы темперамента, происходит повышение уровня состояния психической готовности. Подобран, опробован на практике метод определения интегрального показателя состояния психической готовности борцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование состояния психической готовности борцов греко-римского стиля в различные периоды подготовки на этапе спортивного совершенствования»

УДК 796.8

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Д.Р. Закиров

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта

и туризма,

г. Набережные Челны, Республика Татарстан

THE RESEARCH OF THE PSYCHICAL READINESS STATE OF GREEK-ROMAN STYLE WRESTLERS IN DIFFERENT PERIODS OF TRAINING ON THE STAGE OF SPORTING IMPROVEMENT

D.R. Zakirov

Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and

Tourism,

Naberezhnye Chelny, the Republic of Tatarstan

е-mail: kzm_diss@mail .ru

Ключевые слова: борцы, компоненты состояния психической готовности, интегральный показатель состояния психической готовности.

Аннотация. В статье рассматриваются проблема исследования состояния психической готовности борцов греко-римского стиля с типологическими свойствами состояния психики. Диагностика уровня состояния психической готовности борцов в период ответственных соревнований позволит создать типологические нормативы, предназначенные для оценки психического состояния организма. Установлено, что в процессе подготовки борцов, учитывая типы темперамента, происходит повышение уровня состояния психической готовности. Подобран, опробован на практике метод определения интегрального показателя состояния психической готовности борцов.

Key words: wrestlers, the components of the psychical readiness state, the integral index of the psychical readiness.

Annotation:The article is about the problem of psychical readiness state research of Greek-Roman style wrestlers, taking into consideration the typological characteristics of the mental state. Diagnostics of the psychical readiness state level of Greek-Roman style wrestlers in the period of important competitions will make it possible to create typological standards which will help to assess the psychical state of the organism. It was found out that in the process of the wrestlers' training taking into consideration the type of temperament helped to increase the level of the psychical readiness state. The method of identification of the integral index of the wrestlers' psychical readiness was selected and tested in practice.

Общепризнанным в настоящее время является тот факт, что психологическая готовность спортсмена - это решающий фактор победы в олимпийском спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты психофизиологии и биофизики осо-

бое внимание уделяют разработке специальных технологий психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов. Подготовка спортсменов высокой квалификации -длительный процесс, в котором динамика психической готовности к соревновательной деятельности с ростом квалификации имеет большое практическое значение. Практика спорта высших достижений подтверждает неблагополучие в системе подготовки ведущих спортсменов, с точки зрения психологического обоснования спортивной тренировки к социально значимым соревнованиям [1].

Соревнования практически по всем видам спорта связаны со значительным риском и опасностью. По этой причине довольно часто даже у опытных спортсменов возникают перед соревнованиями или в ходе соревнований чувства тревожности, излишнего возбуждения, апатии, что отрицательно сказывается на результате [2,3 ].

Результат у спортсменов, имеющих примерно одинаковую физическую и функциональную подготовку, бывает разный. Причин несколько, но все они в той или иной мере связаны с эмоциями. Эмоциональные переживания во время соревнований, невероятное нервное напряжение накануне отличаются значительной насыщенностью, быстрой сменой состояний, интенсивностью протекающих процессов. Успехи или неудачи в ходе соревнований, ошибки или предвзятость в судействе вызывают у спортсменов бурные эмоции, приводящие иногда к агрессии, обостренной враждебности, к действиям, выходящим за рамки дозволенного правилами и этикой спорта. Кроме того, в ходе соревнований нередко возникают весьма ответственные, порой опасные для жизни и здоровья экстремальные ситуации, заставляющие спортсмена действовать на пределе собственных возможностей, требующие умения быстро оценивать складывающую ситуацию и реагировать на нее точными своевременными действиями. Все это позволяет сделать вывод о том, что успешное выступление спортсменов, спортивных команд в ответственных соревнованиях зависит не только от их физической и тактико-технической подготовки, но и в немалой степени от готовности спортсмена в трудных ситуациях проявить морально-волевые и психологические качества, а также способности быстро мобилизовать свои резервы и полностью настроиться на полную реализацию их в соревновательной деятельности.

На I этапе исследования мы провели анкетирование, проанализировали результаты опросных листов и сделали выводы о динамике состояния психической готовности спортсменов в процессе соревновательной деятельности. Проводя исследование состояния психической готовности борцов, взяли за основу несколько анкет для выяснения следующих параметров: потребности в поисках ощущений (на основе опросника, разработанного М. Цукер-маном), показатели самочувствия, активности и настроения (по опроснику САН, названному по первым буквам трех функциональных состояний). Предполагая, что все вышеперечисленные параметры входят в структуру состояния психической готовности спортсмена, мы выявили изменения всех компонентов состояния психической готовности в период между соревнованиями.

На II этапе наших исследований нами проведен выбор опросников и опробован на практике метод определения интегрального показателя состояния психической готовности борцов. Для этого использовали опросник (по Шуберту) для определения склонность к риску; вопросник (по Т. Элероу) для определения мотивации к достижению цели - к успеху; вопросник по Т. Элероу использовали для оценки мотивации к избеганию неудачи - к самозащите.

Интегральный показатель состояния психической готовности определили по 3-х параметрической формуле С.В. Колмогорова:

к = 3Л(а*в+в*с+а*с)*100,

компонентами формулы являлись значения трех показателей: мотивации к достижению цели; склонности к риску; обратной величины значения мотивации к избеганию неудачи, которую можно назвать уверенностью.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, '№4(25) 2012 _ISSN 2070 4798

Интегральный показатель трех компонентов вычисляется по несколько измененной 3- параметрической формуле:

СПГ=(а* в+в * с+а* с),

- где СПГ- величина состояния психической готовности в условных единицах.

Для анализа и сравнения строились треугольники на осях, на которых откладывались численные значения.

Психологическую подготовку спортсмена разделяют на общую и специальную. Как отмечает Ю.Ф. Курамшин [5], суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсмена именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий и достижения спортивного результата. К общей подготовке также относится саморегуляция психических состояний, выработка эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитание способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т. д.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно со всеми видами подготовки.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном старте.

Психологическая готовность спортсмена состоит из следующих компонентов: уверенности в своих силах; стремления к успеху; устойчивость; склонности к риску; самозащиты.

Компонентами психологической подготовки спортсмена являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные психические состояния, проявляемые в этих условиях [6]. Специфика вида спорта проявляет различные требования к качествам и структуре психологической подготовленности спортсмена. Спортсменам, специализирующимся в борьбе, присущи такие качества, как склонность к риску, лидерству, высокий уровень мотивации, умение сконцентрировать свои силы. Но одновременно с этим спортсменам свойственны самозащита, недоверчивость, упрямство, склонность к конфликтам. Также эти качества проявляются в различных уровнях в зависимости от типологических свойств борцов.

Психологическая подготовка также разделяется на 2 вида: психологическая подготовка к тренировочному процессу; психологическая подготовка к соревнованиям.

В процессе учебно-тренировочных занятий происходит формирование мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности: воспитание волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствование специфических психических возможностей. У юных спортсменов преобладают, как правило, опосредованные мотивы занятий спортом -быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др.

Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному процессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирование и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощрений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятий коллективных решений, особенности личности тренера [5,6].

Кроме мотивации, у борцов необходимо формировать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающим успешность тренировочной деятельности.

Компонюнтами системы отношений спортсменов к тренировочному процессу является отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревнова-

тельным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму.

Основой общей физической подготовки является волевая подготовка. Основные волевые качества в спорте - целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Психологическая подготовка к соревнованиям выражается в состоянии психологической готовности к схваткам. Состояние психологической готовности состоит из подготовки к ранним соревнованиям и непосредственно соревнованиям. Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных участниках, целях выступления и т.д. Непосредственная психологическая подготовка к соревнованиям - это психическая настройка, управление перед стартом, проявление необходимых волевых качеств.

Успешность выступления спортсмена в соревнованиях во многом зависит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед соревнованиями и в ходе соревнования.

Как отмечает Ю.Ф. Курамшин [5], состояние психической готовности, возникающее у спортсмена перед соревнованиями, обычно подразделяется на следующие виды: боевую готовность, стартовую лихорадку, стартовую апатию, торможение вследствие возбуждения.

Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов, а при других препятствует.

Таким образом, нами выявлены основные компоненты состояния психической готовности, которые позволяют нам рассматривать и оценивать состояние психической готовности.

Вышеуказанные показатели позволили нам исследовать состояние психической готовности борцов до и после соревнований.

В ходе исследования состояния психической готовности борцов в различные периоды подготовки нами была проведена обработка результатов по следующим параметрам: по-требноси в поисках ощущений, показателям самочувствия, активности и настроения. Состояние группы изменилось статистически существенно с доверительной вероятностью д=0,95. В результате исследования данных, приведенных в таблице 1, выяснилось, что потребность в поисках ощущений в соревновательный период равняется 9,8, а в период самих соревнований он повышается и составляет 12,6. Показатель самочувствия в соревновательный период равняется 5,8, а в период самих соревнований он составляет 6,4. Показатель активности повышается от 5,6 к 6,7. Показатель настроения в соревновательный период равняется 5,1, а в период самих соревновательный он повышается и составляет 6,3.

Таблица 1

Изменение показателей состояния психической готовности борцов _в различных периодах подготовки_

Исследуемые показатели Период соревнований

Перед соревнованиями Во время соревнований t расч. t кр.

Потребность в поисках ощущений 9,8+1,69 9,7+1,59 12,6+2,22 9,9+2,02 6 2,02 2,31

Самочувствие 5,8+0,79 5,6+0,69 6,4+0,97 5,9+0,85 3,67 1,97 2,31

Активность 5,6+0,84 5,7+0,73 6,7+0,97 6,0+0,69 6,13 2,78 2,31

Настроение 5,1+0,74 5,2+0,63 6,3+1,16 5,6+1,12 4,13 2.13 2,31

Анализируя динамику состояния психической готовности борцов, занимающихся в группе спортивного совершенствования, при помощи сравнения выявили достоверные изменения всех рассматриваемых нами параметров состояния психической готовности.

В представленной нами таблице видно, что потребность в поисках ощущений или склонности к риску в соревновательный период у борцов экспериментальной группы составляет 9,8 у.е., а в период самих соревнований выросла до 12,6, т.е. достоверно повышается. Это связано с тем, что соревнования имеют значимую роль для борцов всех типов темперамента. Исходя из этого, мы можем судить о том, что самочувствие, активность и настроение также меняются в сторону повышения, т.к. борцы надеются добиться лучшего результата, к которому он готовился в течение года.

Приведенные выше табличные данные мы представили в виде диаграммы, где наглядно видно повышение всех изучаемых нами показателей во время самих соревнований.

у. е. 14

12 10 8 6 4 2 0

□ период соревнований □ соревнования

Рис. 1. Изменение показателей психической готовности борцов экспериментальной

группы в период соревнований Условные обозначения: ППо - потребность в поисках ощущений; А -активность; С -самочувствие; Н - настроение

На рисунке 2 представлено изменение показателей психической готовности борцов контрольной группы, которые тренировались по программе ДЮСШ, психорегуляцией своего психического состояния занимались самостоятельно. Из рисунка видно, что в период соревнований и во время соревнований состояния психической готовности изменяются незначительно в сравнении с таковыми борцов экспериментальной группы.

В представленной нами таблице 1 и на рисунке 2 видно, что потребность в поисках ощущений или склонность к риску в соревновательный период у борцов контрольной группы составила 9,7 у.е., а в период самих соревнований изменилась незначительно и составила 9,9 у.е., т.е. повысилась незначительно. Это связано с тем, что соревнования имеют значимую роль для борцов, могла накопиться усталость, которая повлияла на компонент потребности в поисках ощущений. Исходя из этого, мы можем судить о том, что самочувствие, активность и настроение также изменилась незначительно, но в сторону повышения.

и период соревнований □ соревнования

Рис. 2. Изменение показателей психической готовности борцов контрольной группы

в период соревнований

Условные обозначения: ППо - потребность в поисках ощущений; А -активность; С -самочувствие; Н - настроение

Нами проведен анкетный опрос спортсменов перед соревнованиями, т.е. перед ответственным стартом.

При анализе индивидуальных данных борцов контрольной и экспериментальной групп, полученные с помощью вышеуказанной методики, обнаружено, что величина показателей значительно варьирует.

На рисунках 3, 4 наглядно представлены изменения компонентов состояния психической готовности борцов экспериментальной и контрольной групп на этапах исследования.

Определение показателей состояния психической готовности на этапах исследования позволило выяснить, что состояние психической готовности у борцов ко второму этапу увеличивается. Это связано с тем, что основным критерием и ведущим компонентом, как было указано выше, состояния психической готовности от этапа к этапу является выраженность стремления вести борьбу и уверенность в своих силах. Многие авторы считают снижение этого показателя также может быть связано с достижением цели, что отмечается у многих борцов.

На рисунках 3 и 4 представлены результаты исследований (в условных единицах) компонентов состояния психической готовности (мотивации достижения цели, склонности к риску, уверенности) борцов, проведенных за неделю до соревнований и во время схваток.

На рисунке 3 представлены средние арифметические величины всех компонентов состояния психической готовности борцов контрольной группы. Видно, что ведущим компонентом у борцов является мотивация к достижению цели. У борцов она составила на первом этапе исследований - 0,58 у.е., а на втором этапе исследований - 0,58 у.е., изменений в мотивации к достижению цели не наблюдается. Успеху формирования мотивации способствует постановка далеко оттставленных целей, формирование и поддержание установки на успех. У некоторых борцов этот показатель ниже и уменьшается ко 2-му этапу исследований. Воз-

можно, это связано с неудачными стартами в прошедшем сезоне, переутомлением, типом нервной системы, неправильной организацией психологической подготовки борца.

Показатель, характеризующий склонность к риску, колеблется от 0,46 до 0,49 у борцов за период соревнований. Как видно, у борцов этот показатель изменяется больше по сравнению с остальными компонентами состояния психической готовности.

Третий компонент - уверенность - ко второму этапу исследований у борцов повышается от 0,50 у.е. до 0,51 у.е. Эти изменения, на наш взгляд, тоже незначительны. Следовательно, у борцов контрольной группы отстает психологическая подготовка к конкретному старту, мало внимания со стороны тренеров уделяется формированию психологической готовности.

условные единицы

0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

0,58 0,58

0,49

0,5 0,51

Мотивация достижения цели

Склонность к риску

Уверенность

□ 1 этап □ 2 этап

Рис. 3. Компоненты состояния психической готовности у борцов контрольной группы до и после эксперимента

На рисунке 4 представлены средние арифметические величины всех компонентов состояния психической готовности борцов экспериментальной группы. Видно, что ведущим компонентом у борцов экспериментальной группы является мотивация к достижению цели. На первом этапе исследований у борцов она составила 0,57 у.е., а во время соревнований выросла до 0,66. Успеху формирования мотивации достижения цели способствует установка целей к соревнованиям и между схватками, формирование и поддержание установки на успех. У борцов - меланхоликов этот компонент ниже и уменьшается межу соревнованиями. Это мы связываем с тем, что у данного типа темперамента преобладают материальные мотивации над спортивными. Высоким уровенем мотивации достижения цели в спорте обладают борцы сангвино-холерики (интроверты), средним уровнем - сангвино-холерики (интро-экстроверты). Сангвино-меланхолики, флегмато-холерики имеют посредственный уровень мотивации достижения к цели. Возможно, это связано у них с неудачными стартами в прошедшем сезоне, переутомлением, типом нервной системы, неправильной организацией психологической подготовки спортсмена и т.д.

Склонность к риску у борцов экспериментальной группы от начала к концу эксперимента достоверно значимо меняется.

Показатель, характеризующий склонность к риску, у борцов экспериментальной группы колеблется от 0,49 до 0,52 у.е. Как видно, у борцов этот показатель намного выше,

чем у борцов контрольной группы. А в свою очередь, этот компонент состояния психической готовности у борцов также выше между схватками. Это связано с высокой престижностью достигаемых результатов для борцов сангвино-холериков.

Компонент уверенность и ко второму этапу исследований у борцов повышается от 0,51 у.е. до 0,55 у.е., он является ведущим по сравнению с остальными компонентами. Мы предполагаем, что этот показатель у борцов экспериментальной группы, возможно, связан с приобретением пика спортивной формы, но больше - с коррекцией психических состояний с учетом индивидуально-психологических свойств борцов.

у.е.

Мотивация Склонность к риску достпженняцшш-

Рис. 4. Компоненты состояния психической готовности у борцов экспериментальной

группы до и после эксперимента

Таким образом, можно отметить, что определение состояния психической готовности у спортсменов в течение периода исследований позволит более качественно управлять тренировочным процессом, учитывая изменения отдельных сторон их психической готовности. Проведение психорегуляции в рамках реализации экспериментальной методики позволило качественно повысить уровень состояния психической готовности борцов всех типов темперамента. Включение в методику таких средств, как техники «Йога», медитации, техники дыхательных упражнений, формулы аутотренинга также позволило повысить состояние психической готовности борцов экспериментальной группы.

На рисунках 5 и 6 представлены результаты исследования (в условных единицах) компонентов состояния психической готовности (мотивации достижения цели, склонности к риску, уверенности) борцов контрольной и экспериментальной группы, проведенного за неделю до ответственных стартов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИ УВЕРЕННОСТЬ

Рис. 5. Изменение показателей состояния психической готовности борцов контрольной и

экспериментальной группы до соревнований

Из рисунков 5 и 6 видно, что показатели состояния психической готовности борцов экспериментальной группы изменяется более выраженно.

ЛИ УВЕРЕННОСТЬ

Рис. 6. Изменение показателей состояния психической готовности борцов контрольной и

экспериментальной группы после соревнований

Условные обозначения: — контрольная группа; - экспериментальная группа

Таким образом, в результате анализа нами сделаны следующие выводы:

1. Психологическая подготовка к соревнованиям осуществляется заблаговременно и называется общей психологической подготовкой; непосредственная подготовка перед конкретным соревнованием называется специальной психологической подготовкой. Спортсмен достигает высокой психической готовности лишь при соответствующей своему разряду высокой спортивно-технической и физической подготовленности. При этом важное место занимает подготовка борцов с учетом психологического статуса. Своевременное проведение психорегуляции психического состояния борцов с учетом типов темперамента позволяет повысить состояние психической готовности перед соревнованиями и во время схваток. Принципы формирования состояния психологической готовности борцов определяются структурой этого состояния и предполагают, в первую очередь, сильное желание борца участвовать в данном соревновании, стремление самоотверженно вести борьбу до конца и создание обоснованной и сознательной уверенности в своих силах.

Выявлена структура состояния психической готовности, компонентами которой являются мотивация достижения цели, склонность к риску, уверенность;

2. Анализируя динамику состояния психической готовности борцов экспериментальной группы занимающихся в группе спортивного совершенствования, выявили достоверные изменения всех рассматриваемых нами параметров состояния психической готовности; проведя исследование компонентов состояния психической готовности спортсменов, занимающихся в группе спортивного совершенствования в соревновательный период и в перед ответственных стартов и схваток, выявили изменения состояния психической готовности.

На II этапе исследования состояние психической готовности увеличивается, что связано с основным критериями и ведущими компонентами (выраженность стремления вести борьбу и уверенность в своих силах), так как на втором этапе мы исследовали ответственные соревнования, к которым спортсмен готовится в течение года. Но у некоторых спортсменов ко второму этапу исследования ведущие компоненты состояния психической готовности снижаются. Мы считаем, что это происходит по причине достижения или неудач на выступлениях в первом этапе исследования, типа нервной системы, неправильной организации психологической подготовки спортсмена.

3. Компонентами интегрального показателя состояния психической готовности борцов являются следующие показатели: мотивация достижения цели, склонность к риску, уверенность.

Таким образом, использование экспериментальной методики подготовки борцов с учетом типов темперамента позволило позитивно повлиять на состояние психической готовности, особенно на такие компоненты, как мотивация достижения цели, склонность к риску и уверенности. В контрольной группе эти изменения незначительны.

Литература:

1. Алаторцев, В. А. Готовность спортсмена к соревнованиям : опыт психологического исследования I В. А. Алаторцев. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 31 с.

2. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории технологии спортивной подготовки и физического воспитания I В.К. Бальсевич II Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4. - С. 2126.

3. Бундзен, П. В. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте I П.В. Бундзен, К.Г. Коротков. - М., 1994. - С. 25-30.

4. Крикуха, Ю. Ю. Метод проблемного обучения как основа индивидуальной тактической подготовки борцов на этапе спортивного совершенствования I Ю.Ю. Крикуха II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. № 8. С. 66-68.

5. Курамшин, Ю.Ф. теория и методика физической культуры: учебник I Ю.Ф. Курамшин. - М. : Советский спорт, 2003. - С. 383-388.

6. Рудик, П.А. Психология спорта I П. А. Рудик. - М., 2009. - 408 с.

Bibliography

1. Alatortsev, V.A. Readiness of the sportsman to the competitions: experience of the psychological researchI V.A.Alatortsev. - M. : Physical culture and sport, 2009. - 31 p.

2. Balsevich, V.K. The prospects of the sports training technology and physical education general theory development/V.K. Balsevich// Theory and practice of physical culture. - 2006. - №4. - p.21-26.

3. Bundzen, P.V. Innovative process in the psychical training development and the development of the psycho diagnosis in the Olympic sport./P.V.Bundzen, K.G. Korotkov. - M., 1994.- P.25-30.

4. Krikukha, Y.Y. The method of the problem teaching as the main component of the wrestlers personal tactical training on the stage of sporting improvement/ Y.Y.Krikukha// Scientific notes of P.F.Lesgaft University. -2009.№8.p.66-68.

5. Kuramshin, Y.F. The theory and methodology of physical culture: textbook / Y.F.Kuramshin. - M.: Soviet sport, 2003. P 383-388.

6. Rudik, P.A. Sports psychology/P.A. Rudik.-M., 2009.- 408 p.

Статья поступила в редакцию: 01.11.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.