ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
А.П. ШУМИЛИН, А.И. ЧИКУРОВ, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования состояния психической готовности дзюдоистов высокой квалификации на этапе подготовки к соревнованиям. Выявлена динамика психической готовности дзюдоистов в процессе подготовки к соревнованию. Показано влияние характера состояния готовности на подготовку к соревнованиям, на предстартовое состояние спортсменов. Выделены две группы спортсменов с учетом характера психического состояния и его влияния на состояние спортсменов перед стартом. Представлены результаты взаимосвязи характера психического состояния и результативности соревновательной деятельности дзюдоистов.
Abstract
In clause the results of research of a condition of mental readiness of elite judo wrestlers at a stage of preparation to competitions are submitted.
Dynamics of mental readiness in judo wrestlers is revealed during preparation for competition.
The influence of character of a condition of readiness on preparations for competitions on prestart condition of the sportsmen is shown.
Two groups of the sportsmen are selected in view of character of a mental condition and its influence on a condition of the sportsmen before start.
The results of interrelation of character of a mental condition and productivity of competitive activity in judo wrestlers are submitted.
Ключевые слова: психическая готовность, подготовка, соревнования, этап, дзюдоисты, состояние, компоненты готовности.
Актуальность
Психическая готовность человека к любой деятельности (особенно экстремального характера) имеет чрезвычайное значение и определяет результат предстоящей деятельности [5, 7]. В период подготовки к выполнению деятельности состояние психической готовности может изменяться, принимая позитивное или негативное направление. Систематический контроль за состоянием психической готовности позволит своевременно вносить необходимые коррекции. Одной из предпосылок организации психологической подготовки спортсменов к соревнованию мы считаем контроль за состоянием психической готовности на предсоревновательном этапе. Именно на основе контроля состояния психической готовности, ее изменения на этапе непосредственной подготовки конкретного спортсмена к соревнованию и отклонения от заданных параметров и должна строиться психологическая подготовка спортсмена к соревнованию.
Цель исследования - изучить динамику состояния психической готовности дзюдоистов к соревнованию.
Гипотеза исследования
Предполагалось, что состояние психической готовности дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованию имеет определенную динамику, влияет на формирование предстартового состояния, что в конечном счете определяет результативность соревновательной деятельности.
Задачи исследования
1. Выявить динамику психической готовности дзюдоистов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованию.
2. Определить влияние изменений состояния психической готовности дзюдоистов на этапе непосредственной подготовки к соревнованию на характер предстартового состояния.
3. Определить характер взаимосвязи между психической готовностью к соревнованию и результативностью соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования
Динамика психической готовности дзюдоистов изучалась на предсоревновательном этапе. Для выявления динамики психической готовности дзюдоистов было проведено исследование, в котором приняло участие 18 спортсменов г. Красноярска: из них 10 - мастера спорта, 8 - кандидаты в мастера спорта. Исследование проходило в период подготовки дзюдоистов к соревнованиям (первенство Красноярского края).
Состояние психической готовности определялось по сформированности четырех компонентов: потребностно-мотивационного, эмоционального, сенсомоторного (двигательного), рефлексивного. Исследование проводилось по методике Г.Д. Бабушкина [5].
Состояние готовности определялось:
1) в начале этапа непосредственной подготовки к соревнованию (в начале втягивающего микроцикла);
2) в конце втягивающего микроцикла;
3) в конце ударного микроцикла;
4) в конце восстановительного микроцикла (продолжительность микроцикла составляла одну неделю).
1. Потребностно-мотивационный компонент, «запускающий» активность спортсмена и являющийся ее «движителем», выступает центральным звеном предстартовой психической готовности и включает потребности, мотивы, установки, цели, уровень притязаний, лежащие в основе процесса регуляции состояния, поведения и деятельности спортсмена.
При оперативной диагностике потребностно-моти-вационного компонента перед соревнованием выявлялись:
- соревновательная мотивация - мотивация достижения успеха [2];
- потребность в стремлении спортсмена к достижению высоких спортивных результатов [4];
- направленность спортивной мотивации на соревнование и на тренировочный процесс [4].
2. Рефлексивный компонент является осознаваемым компонентом регуляции деятельности. Он включает интеллектуальную переработку спортсменом своей подготовленности, собственного опыта, фактов с точки зрения их личностной значимости. Рефлексия проявляется в совокупности оценок и самооценок спортсмена, содержащих информацию о свойствах субъекта предстоящей деятельности, его социальном окружении и его влиянии, условиях деятельности, о ценности данных свойств и условий. Оценки и самооценка становятся инструментами самоуправления для спортсмена и регуляции деятельности. Они выполняют ответственную роль в организации поведения и текущей деятельности спортсмена.
При психодиагностике предстартовой психической готовности нужны данные о соответствии оценок и самооценки спортсмена объекту отражения и об отступлениях от адекватности. Объективными сведениями о возможностях и состояниях спортсмена являются оценки тренера и других руководителей команды, имеющих опыт наблюдения за выступлением спортсмена на соревнованиях.
При диагностике рефлексивного компонента выявлялись следующие показатели готовности:
- отношение к предстоящему соревнованию [8]; определялись следующие показатели: уверенность в успешном предстоящем выступлении, восприятие возможностей соперников, желание участвовать в соревновании, субъективное восприятие оценки возможности спортсмена другими людьми;
- личностная значимость выступления и результатов предстоящих соревнований для спортсмена по методике Е.Г. Бабушкина [4].
3. Эмоциональный компонент предстартовой психологической подготовленности спортсмена проявляется в отношении к предстоящему соревнованию и самому себе в форме переживания. В эмоциях проявляется результат соответствия знаний спортсмена о благопри-
ятных или нежелательных раздражителях тому, что воздействует на него в период подготовки к соревнованию и участию в нем. Переживаемые эмоции проявляются в следующих психических состояниях: тревоги, уверенности, стресса, напряженности, внутриличностного конфликта, предстартовой лихорадки, апатии и др. При диагностике эмоционального компонента предстартовой психической готовности выявлялись физиологические и психологические аспекты эмоций:
- тревожность как состояние [8];
- коэффициент вегетатики с помощью цветового теста М. Люшера [7];
- способность к психорегуляции с помощью психофункционального теста А.В. Алексеева [1];
- эмоциональное состояние по методике Ю.Я. Киселева [3].
4. Сенсомоторный (двигательный) компонент предстартовой психической готовности спортсмена включает показатели сенсорной устойчивости и моторной устойчивости и обусловливает эффективность исполнения движений. При диагностике сенсомоторного компонента определялись:
- дозированный теппинг-тест [7];
- точность воспроизведения дифференцированного усилия 20 кг [7].
По результатам тестирования находились:
1) выраженность составляющих элементов (всего 14 составляющих каждого из четырех компонентов);
2) выраженность каждого из четырех компонентов в отдельности;
3) общий итоговый балл, характеризующий степень предстартовой психологической подготовленности спортсмена.
Максимальная выраженность психической готовности составляет 42 балла (наивысшая готовность), минимальная - 14 баллов (неготовность спортсмена к соревнованию).
Общий итоговый балл предстартовой психической готовности спортсмена дает основание для ранжирования спортсменов по степени готовности к конкретному соревнованию. Выраженность каждого из составляющих компонентов показывает пробелы в психологической подготовленности спортсмена и указывает на содержание работы для тренера, психолога по психологической подготовке спортсмена к соревнованию.
Результаты
Состояние психической готовности дзюдоистов к соревнованию в целом (включая все компоненты) составило:
- на начало этапа подготовки к соревнованию -30,6 балла;
- после первого микроцикла (втягивающего) -
30.5 балла;
- после второго микроцикла (ударного) - 29,6 балла;
- после третьего микроцикла (восстановительного) -
29.5 балла.
ш
Исходя из того, что высокий уровень психической готовности к соревнованию находится в пределах 30-42 баллов, можно говорить, что уровень психической готовности наблюдаемых дзюдоистов на этапе подготовки к соревнованию находится на грани высокого и среднего уровня готовности. При этом значительная часть спортсменов (55%) имеет средний уровень готовности к соревнованию. Говоря о динамике состояния готовности (как группового показателя) к соревнованию, следует отметить незначительное ее снижение после ударного микроцикла. Причиной этого могли быть высокие физические нагрузки в этом микроцикле. Детальный анализ состояния готовности позволит выявить динамику каждого конкретного компонента психической готовности спортсмена. Рассмотрим динамику составных компонентов психической готовности дзюдоистов на этапе подготовки к соревнованию.
Учитывая, что высокий уровень сформированности потребностно-мотивационного компонента находится в пределах 7-9 баллов, а выявленный нами уровень соответствует среднему значению (6,5 балла), то вполне очевидно его влияние на предстартовое состояние и результаты выступления на предстоящем соревновании. В этом мы видим резервы повышения психической готовности дзюдоистов к соревнованиям.
Рассматривая проявление эмоционального компонента психической готовности дзюдоистов, следует отметить его высокую динамичность по сравнению с потребностно-мотивационным компонентом. После втягивающего микроцикла эмоциональный компонент достигает высокого уровня готовности. После ударного микроцикла наблюдается его существенное снижение (р < 0,05), что, по-видимому, обусловлено высокими физическими нагрузками. После восстановительного микроцикла эмоциональный компонент достигает высокого уровня готовности к соревнованию. Однако не все составляющие эмоционального компонента достигают необходимого уровня к соревнованию. Рассмотрим каждую из составляющих эмоционального компонента отдельно.
1. Ситуативная тревожность находится в пределах оптимума (30-45 баллов) на протяжении всего периода подготовки к соревнованию и не имеет существенных изменений.
2. Эмоциональное состояние, по Ю.Я. Киселеву [3], характеризуется высокой динамичностью. Составляющие компоненты эмоционального состояния включают самочувствие, настроение, желание тренироваться, желание соревноваться, удовлетворенность тренировочным процессом, отношения с товарищами по команде, отношения с тренером, спортивные перспективы, готовность к соревнованию. На значительное ухудшение эмоционального состояния дзюдоистов (до 40 баллов) повлияли высокие физические нагрузки во втягивающем микроцикле. В дальнейшем происходило постепенное его повышение. Однако высокого уровня (70-90 баллов) оно так и не достигло. Это свидетельствует о некоторых упущениях
в психологической подготовке дзюдоистов к соревнованию. В этой связи необходимо выявлять составляющие эмоционального состояния в процессе подготовки к соревнованию и вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс.
3. Вегетативный компонент эмоционального состояния; определялся коэффициент вегетатики с помощью восьмицветового теста М. Люшера.
Вегетативный компонент эмоционального состояния свидетельствует о нормальной переносимости физических и психических нагрузок спортсменами и находится в пределах оптимума (0,9-1,5). При этом обнаружены достоверные его изменения после втягивающего микроцикла (снижение) и после восстановительного микроцикла (повышение до оптимума).
4. Способность управлять своим эмоциональным состоянием (по А.В. Алексееву) [1]. Данный компонент находится в пределах среднего уровня сформированно-сти и фактически не изменяется в процессе подготовки дзюдоистов к соревнованию. Способность управлять своим эмоциональным состоянием имеет важное значение в соревновательной деятельности спортсмена [1, 5, 6 и др.]. В настоящем исследовании выявлен недостаточный уровень ее сформированности, что свидетельствует о невнимании спортсменов и их тренеров к ее развитию и о резервах повышения психической готовности дзюдоистов к соревнованиям.
Сенсомоторный (двигательный) компонент
Для выявления состояния сенсомоторного (двигательного) компонента определялись воспроизведение дозированного мышечного усилия (20 кг) и дозированный теппинг-тест за 10 с.
1. Дозированный теппинг-тест. Сначала находилось максимальное значение количества ударов, затем наполовину меньше. Находился коэффициент, полученный от деления дозированного значения на максимальное. В настоящем исследовании на всех четырех этапах обследования выявлен коэффициент, находящийся в пределах от 0,5 до 0,6, что свидетельствует об оптимальном состоянии двигательного компонента психической готовности спортсменов.
2. Воспроизведение дозированного мышечного усилия в 20 кг показало достаточно высокие оценки усилия, что также свидетельствует об оптимальном состоянии готовности спортсмена к соревнованию. В процессе непосредственной подготовки к соревнованию данный показатель существенно не изменялся.
Рефлексивный компонент
Данный компонент включает две составляющие - отношение к предстоящему соревнованию и значимость для спортсмена выступления в соревновании.
1. Отношение к предстоящему соревнованию существенно снижается (р < 0,05) после восстановительного микроцикла. В процессе дальнейшей подготовки к соревнованию дзюдоисты оценивают себя адекватно
в соответствии со своими возможностями. Однако при приближении соревнования, когда становятся известными соперники, то отношение к предстоящему соревнованию несколько ухудшается. По-видимому, спортсмены недостаточно физически, технически, психологически подготовлены к борьбе с предстоящими соперниками.
2. Значимость для спортсмена участия в предстоящем соревновании также несколько снижается. Так, если на начало предсоревновательной подготовки значимость выступления в предстоящем соревновании была достаточно высокая (2,69 балла из трех возможных), то к окончанию этапа подготовки она снизилась до 2,46 балла. Видимо, это повлияло на отношение к соревнованию.
Таким образом, исследование уровня психической готовности дзюдоистов к соревнованию и ее динамики в процессе непосредственной подготовки к конкретному соревнованию показало недостаточно высокий ее уровень, что может сказаться на характере предстартового состояния спортсмена и на его результатах выступления на соревновании.
После проведенного этапа непосредственной подготовки, в процессе которой регистрировалось состояние психической готовности, дзюдоисты принимали участие в соревновании. Перед соревнованием (за час) определялось предстартовое состояние. На соревнованиях фиксировалась результативность соревновательной деятельности по методике А.П. Шумилина [9].
Анализ характера психической готовности дзюдоистов на предсоревновательном этапе и непосредственно перед соревнованием показал следующее. По характеру влияния состояния психической готовности на предсо-ревновательном этапе на предстартовое состояние были выделены две группы дзюдоистов.
Для первой группы характерно следующее. У спортсменов на предсоревновательном этапе были выявлены оптимальные характеристики состояния психической готовности. Динамика состояния готовности носила положительный характер (постепенное повышение показателей готовности). Предстартовое состояние спортсменов этой группы было оптимальным (состояние боевой готовности).
Для спортсменов второй группы характерны существенные отклонения в состоянии психической готовности на предсоревновательном этапе, что значительно повлияло на их предстартовое состояние, которое характеризовалось как предстартовая апатия и предстартовая лихорадка. Анализ результативности соревновательной деятельности выявил существенные различия между этими двумя группами. Для первой группы коэффициент результативности составил 0,56, для второй - 0,32.
Следующей задачей исследования было выявление взаимосвязи состояния психической готовности дзюдоистов с результативностью соревновательной дея-
тельности. Для этого были вычислены коэффициенты корреляции между результативностью соревновательной деятельности и состоянием психической готовности дзюдоистов в конце этапа подготовки к соревнованию.
Вычисленные коэффициенты составили:
- с готовностью ( в целом) к соревнованию: г = 0,587, р < 0,05;
- с мотивационно-потребностным компонентом: г = 0,781, р < 0,01;
- с эмоциональным компонентом: г = 0,493, р < 0,05;
- с рефлексивным компонентом: г = 0,490, р < 0,05;
- с сенсомоторным (двигательным): г = 0,481, р < 0,05.
На основе полученных коэффициентов корреляции можно говорить о высокой значимости состояния психической готовности дзюдоистов к соревнованию для результативности соревновательной деятельности. Из составных компонентов готовности наибольшее значение имеет потребностно-мотивационный компонент, включающий: преобладание соревновательной мотивации над тренировочной мотивацией; мотивацию достижения успеха; стремление к достижению высоких результатов. Отсюда становится ясным о преобладающем значении потребностно-мотивационного компонента для результативности соревновательной деятельности дзюдоистов и необходимости доведения его составных компонентов в процессе подготовки к соревнованию до высокого уровня.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить характер динамики состояния психической готовности высококвалифицированных дзюдоистов к соревнованию. Наиболее выраженные изменения наблюдались в эмоциональном и рефлексивном компонентах. Если динамика эмоционального компонента имела положительную направленность (повышение готовности), то динамика рефлексивного компонента имела отрицательную направленность (снижение готовности). Достоверных изменений в динамике мотивационно-потребностного и сенсомоторного компонентов не наблюдалось.
Наивысшие показатели психической готовности дзюдоистов к соревнованию были выявлены в сенсомо-торном компоненте.
В исследовании выявлено влияние состояния психической готовности в период подготовки спортсменов к соревнованию на характер предстартового состояния и на результативность соревновательной деятельности дзюдоистов. Высокий уровень психической готовности дзюдоистов в период подготовки к соревнованию обусловливает оптимальное предстартовое состояние спортсмена и более высокие спортивные результаты на соревновании.
а
Литература
1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
2. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск: СибГАФК, 2000. - 132 с.
3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. - 190 с.
4. Научно-исследовательская работа студентов: учебное пособие / под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск, 2005. - 371 с.
5. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: монография / под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2006. - 380 с.
6. Смоленцева В.Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов: дис. ... д-ра психол. наук. - Омск, 2006. - 314 с.
7. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: монография. - М.: Академический проект, 2005. - 126 с.
8. Ханин ЮЛ. Психология общения в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 209 с.
9. Шумилин А.П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2003. - 150 с.