Научная статья на тему 'Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики'

Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13775
1369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ / САНГВИНИК / ХОЛЕРИК / МЕЛАНХОЛИК / ФЛЕГМАТИК / ИНТРОВЕРТ / ЭКСТРАВЕРТ / ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / TEMPERAMENT / SANGUINE / CHOLERIC / MELANCHOLIC / PHLEGMATIC / INTROVERTED / EXTROVERTED / VISUAL PSYCHODIAGNOSTICS / HUMAN PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисов Денис Дмитриевич

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием индивидуальности человека. Особое внимание уделено роли темперамента в структуре формирования индивидуальности. Для этой цели в начале работы были рассмотрены наиболее известные теории темперамента, а затем предложено авторское видение проблемы взаимосвязи темперамента и индивидуальности. Представлены подходы к использованию метода визуальной психодиагностики при исследовании темперамента и его практической значимости при первичном определении темперамента человека с помощью предложенного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPERAMENT AND PERSONALITY. RESEARCH ON TEMPERAMENT BY VISUAL PSYCHODIAGNOSTICS

The article deals with issues related to the formation of human personality. Particular attention is paid to the role of temperament in the structure of the formation of personality. For this purpose, at the beginning of the work the most well-known theories of temperament are considered, and then the author's view on the problem of temperament and personality relationship is given. The approaches to using the visual psychodiagnostics in the study of temperament and its practical significance in the primary determination of human temperament with the help of the proposed method are introduced.

Текст научной работы на тему «Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики»

► слово молодым УЧЕНЫМ

ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА МЕТОДОМ ВИЗУАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ1

TEMPERAMENT AND PERSONALITY. RESEARCH ON TEMPERAMENT BY VISUAL PSYC HODIAGN OSTI CS

Борисов Денис Дмитриевич

Магистрант Московского городского психолого-педагогического университета E-mail: borisov6575@yandex.ru

Borisov Denis D.

Student in the master's program at Moscow State University of Psychology and Education E-mail: borisov6575@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием индивидуальности человека. Особое внимание уделено роли темперамента в структуре формирования индивидуальности. Для этой цели в начале работы были рассмотрены наиболее известные теории темперамента, а затем предложено авторское видение проблемы взаимосвязи темперамента и индивидуальности. Представлены подходы к использованию метода визуальной психодиагностики при исследовании темперамента и его практической значимости при первичном определении темперамента человека с помощью предложенного метода.

Abstract. The article deals with issues related to the formation of human personality. Particular attention is paid to the role of temperament in the structure of the formation of personality. For this purpose, at the beginning of the work the most well-known theories of temperament are considered, and then the author's view on the problem of temperament and personality relationship is given. The approaches to using the visual psychodiagnostics in the study of temperament and its practical significance in the primary determination of human temperament with the help of the proposed method are introduced.

Ключевые слова: индивидуальность, темперамент, сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик, интроверт, экстраверт, визуальная психодиагностика, личность.

Keywords: personality, temperament, sanguine, choleric, melancholic, phlegmatic, introverted, extroverted, visual psychodiagnostics, a human personality.

1 Статья представлена на II Международную конференцию «Психологическая антропология и антропопрактика: теория и практика - туда и обратно» 10-11 октября 2016, кафедра психологической антропологии Института детства МПГу.

С развитием научных представлений о темпераменте ученые стали значительно лучше представлять, что такое темперамент, какую роль он выполняет в процессе формирования индивидуальности и каковы его специфические особенности в структуре психических явлений.

Исследователь темперамента в психической активности человека Я. Стреляу отмечал: «Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Так возникла "наука о темпераментах", в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем» [1, с. 19].

Влияние темперамента на личность колоссально. В зависимости от того, к какому типу по темпераменту относится личность, будет зависеть индивидуальная совокупность особенностей, сопровождающих ее психическую сущность. Именно поэтому вопрос исследования темперамента крайне важен при исследовании вопроса об индивидуальности.

Кроме того, исследование индивидуальности представляет актуальный вопрос для психологии. К. Г. Юнг писал, что «индивидуальное - вот единственная реальность» [2, с. 53]. Попытавшись понять индивидуальность человека во всей ее самобытности, мы сможем понять природу человека в целом.

Для глубокого научного анализа темперамента во взаимосвязи с индивидуальностью необходимо использовать специальную технику и подвергать доводы относительно этого скрытого от взора человека психического свойства глубоким эмпирическим исследованиям. Однако это не всегда представляется возможным ввиду отсутствия:

а) специального образования (психофизиолога, нейропсихолога, физиолога);

б) доступа к специальной технике;

в) финансовых ресурсов для проведения соответствующих экспериментов по исследованию темперамента.

Темперамент всегда интересовал ученых и первые теории темперамента по отношению к индивидуальным различиям вышли из медицинской науки. Первым автором, который провел классификацию людей, стал греческий врач Гиппократ. Перу Гиппократа принадлежит дифференциация людей в зависимости от жидкости, наибольшим образом преобладающей в организме человека. Таковой жидкостью считалась флегма, кровь, желчь и черная желчь [3, с. 396].

В зависимости от преобладания той или иной жидкости определялся индивидуальный набор реакций, особенностей поведения и мироощущение человека. Данная теория вошла в историю под названием гуморальной теории темперамента.

Следующей наиболее распространенной теорией темперамента стала теория психоаналитика К. Г. Юнга, в основе которой - способ пополнения энергии индивидом и направленности этой энергии на конкретный объект. Юнг писал, что «общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У ин-тровертного отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится о том, как бы отвлечь либидо от объекта, как если бы ему надо было оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, напротив, относится к объекту положительно.

Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, и поэтому значение его постоянно приходится повышать» [4, с. 104].

Согласно Юнгу, экстраверты - это люди, направляющие свою энергию во внешний мир и черпающие силы для дальнейшей жизнедеятельности из внешнего мира. Интроверты, по Юнгу, это полная противоположность экстравертам. Их энергия всегда направлена на свой внутренний мир, в котором интроверты чаще всего и пребывают.

Затем, с развитием психофизиологии, ученые-психофизиологи благодаря своим возможностям и научному интересу к этой тематике также внесли свой вклад в исследование темперамента. Одним из первых ученых, который приложил усилия к исследованию темперамента на базе психофизиологии, стал И. П. Павлов.

Изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, И. П. Павлов заметил индивидуальные различия в их поведении и в протекании у них условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И. П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила возбуждения по Павлову определяла работоспособность нервной клетки, обуславливая ее выносливость. Сила торможения, в свою очередь, обуславливала образование тормозных условных реакций, таких как угасание и дифференцировка.

Выделенные И. П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

а) сильный, уравновешенный, подвижный, живой тип нервной системы - сангвиник;

б) сильный, неуравновешенный, подвижный, безудержный тип нервной системы -холерик;

в) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы - флегматик;

г) слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип нервной системы -меланхолик [5, с. 123].

Вслед за И. П. Павловым существенный вклад в знание о темпераменте внесли Б. М. Теплов и его ученик В. Д. Небылицын.

Исследования в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына расширили представления о перечне основных свойств нервной системы.

В ходе экспериментов отечественными учеными были выявлены две дополнительные характеристики высшей нервной деятельности:

а) динамичность - легкость, быстрота, с которой нервная система генерирует процесс возбуждения или торможения. Говоря по-другому, динамичность характеризует легкость и скорость выработки условных рефлексов;

б) лабильность - скорость возникновения и прекращения возбудимого и тормозного процесса. Наряду с этим было обнаружено важное положительное свойство слабого типа - высокая чувствительность [6].

Высокая чувствительность представляет большой интерес для исследования характера, так как высокая чувствительность, по отношению к исследованию характера - сен-зитивность, во многом определяет уровень реакций и их влияние на индивидуальность человека.

Известно, что высокочувствительные люди гораздо лучше других понимают окружающих, и это во многом обуславливает выбор ими той или иной профессии. Но вместе с тем у высокочувствительных людей есть и свои недостатки, которые вытекают не из того факта, что они обладают особым строением нервной системы, а из того, что их реакции на некоторые явления способны потрясти их жизнедеятельность. Другими словами, высокочувствительные люди более уязвимы для экзогенных факторов, чем иные представители человеческого рода.

Вслед за исследованиями Б. М. Теплова и В. М. Небылицина неоценимый вклад в исследование темперамента и индивидуальных различий внес отечественный ученый В. С. Мерлин, который положил начало новой области исследований в области темперамента под общим названием интегральной индивидуальности.

В исследованиях В. С. Мерлина и его сотрудников были установлены многозначные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента [7, с. 150]. Не оказалось ни одного свойства темперамента, которое не было бы связано с каким-либо свойством нервной системы. При этом одно и то же свойство темперамента может быть связано как с отдельным свойством нервной системы, так и с несколькими. Таким образом, каждое свойство темперамента находится в зависимости от нескольких свойств нервной системы.

По мнению автора статьи, темперамент существенным образом влияет не только на скорость и динамику протекания нервных процессов, влияющих на индивидуальность личности, но и на склонность индивида к тем или иным формам социального взаимодействия, индивидуальный стиль жизнедеятельности и особенности мировосприятия.

1. Форма социального взаимодействия - это своеобразный стиль общения, предпочтение индивидом одних форм социального взаимодействия другим, проявляющийся в поведении последнего.

Так, согласно этой точке зрения, некоторые люди склонны к тому, чтобы быть ведомыми, и в группе играют роль исполнителя, а другие имеют склонность к тому, чтобы быть лидером.

В основе этих и многих других склонностей личности лежит темперамент, обуславливающий форму социального взаимодействия, которую мы рассмотрим через групповую деятельность.

Сложно представить меланхолика (по Павлову, меланхоликам свойственен слабый тип нервной системы), выполняющего роль лидера в крупной коммерческой организации. Такой род деятельности для меланхолика является сложным ввиду

особенностей его нервной системы. Однако меланхолик может быть лидером в небольших группах людей, объединившихся для достижения конкретной, как правило, легкодостижимой цели.

Другое дело - формы социального взаимодействия сангвиника, который, обладая большим резервом энергии, способен вести за собой группы людей и явно лучше меланхолика приспособленный к выполнению лидерской и руководящей роли.

Холерик по форме социального взаимодействия, как никто другой, подходит для выполнения важной для группы деятельности благодаря своим быстрым реакциям и плещущей через край энергии. Однако несмотря на это холерику лучше не поручать долгосрочные проекты. В силу особенностей своей нервной системы холерик склонен быстро утомляться и не доводить дело до логического завершения.

Флегматик в деятельности - это чаще всего умственный центр. Флегматик характеризуется способностью принимать верные и взвешенные решения, что делает его незаменимым для управленческой деятельности.

2. Индивидуальный стиль жизнедеятельности проявляется прежде всего в полученных путем воспитания в детстве установках, приобретенных с течением жизни ценностей и опыта.

Несмотря на то, что индивидуальный стиль жизнедеятельности формируется в процессе социализации личности и становится более явным с ее развитием, многие задатки индивидуального стиля жизнедеятельности личности лежат в ее темпераменте.

Рассмотрим этот тезис на примере отношения к ценностям меланхолика, сангвиника, флегматика и холерика.

Меланхолики в силу погруженности в себя более, чем сангвиники, холерики и флегматики, склонны к разделению «аскетических» ценностей христианства, буддизма, ницшеанства, экзистенциальной философии, требующих от человека большого внутреннего осмысления. Если описывать образ меланхолика на литературный манер, то это всегда ищущий спокойствия странник, путешествующий в мире и одновременно вне его в придуманных им концепциях и абстрактных образах. Именно поэтому меланхолику лучше всего удается рассмотреть глубинный смысл религиозных идей и других глубоких концепций.

Сангвиник - это человек с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Согласно современным теоретическим представлениям, во главу угла жизнедеятельности он ставит удовлетворение материальных нужд. Исходя из этого представления чаще всего сангвиники - это материалисты по своей природе и натуре. Для них главная ценность -это их потребность в удовлетворении своих физических нужд и получении физического, эстетического и душевного удовольствия.

Холерики выделяются сильной, неуравновешенной и подвижной нервной системой, с преобладанием возбуждения над торможением. Для такого человека ценность представляет то, что способно удовлетворить его потребности и подкрепить необузданную природу. Такой человек будет более склонен к экспрессивным идеологическим течениям и поддержанию их ценностей, в группу которых можно отнести церковь пятидесятников, общину кришнаитов и т. д.

Флегматики - это люди с сильной, уравновешенной и инертной нервной системой, способные сохранять спокойствие даже в самых сложных ситуациях. Представляется, что, исходя из особенностей своей нервной системы и темперамента, флегматики более умеренны в выборе ценностей. Однако некоторые типичные формы ценностей для них подобрать все же можно. К этим ценностям можно отнести практически все идеологические системы, за исключением самых радикальных.

3. Особенности мировосприятия основаны на внутреннем убеждении личности относительно определенных сторон жизни, к которым можно отнести отношение к жизни, религии, государству, морали.

С точки зрения автора, на мировосприятие в целом и отдельные жизненные стороны в частности темперамент оказывает значительное влияние.

Однако в этом вопросе следует сделать уточнение. Темперамент, согласно наиболее распространенным представлениям, - это психофизиологическая характеристика личности, отвечающая за скорость протекания нервных процессов.

На темпераменте базируется протекание реакции живого организма, продиктованное особенностями нервной системы последнего.

В вопросе о взаимосвязи темперамента и особенностей мировосприятия нет четкой зависимости, однако несмотря на это можно выявить данную взаимосвязь, исследуя эмоциональные и двигательные реакции личности по отношению к тому или иному аспекту внешнего мира.

Один человек может всей душой испытывать ненависть к действующему политическому режиму и выражать свое неуважение к нему через активные действия и яркую экспрессию эмоций, а, другой - при той же самой ненависти к режиму будет сохранять спокойствие и выражать свои мысли достаточно сдержанно.

В выявлении зависимости мировосприятия от темперамента следует смотреть не только на показатели специальных опросников и тестов, но и на внешнюю сторону выражения реакций: на поведение и исследовать эту корреляцию, полагаясь на визуальную психодиагностику.

Все вышеперечисленные факторы влияют на формирование индивидуальности.

Различных вариантов индивидуальности, полагаясь исключительно на нейродина-мический пласт, можно составить бесконечное множество. Смысл данного текста заключается не в том, чтобы с полной точностью составить всевозможные классификации индивидуальности и различные ее варианты, а в описании предположительных факторов, которые могут оказать влияние на формирование индивидуальности.

4. Подходя к вопросу визуальной психодиагностики темперамента и индивидуальных различий личности, следует дать определение этому понятию.

Визуальная психодиагностика - это метод определения основоположных составляющих индивидуальность человека структур психики (характера, темперамента, личностных черт, когнитивных способностей) путем наблюдения за внешними наиболее ярко выраженными характеристиками индивида.

Исходя из смысла сказанного, визуальная психодиагностика относится к специфическому психологическому методу познания - это сложный многогранный

процесс определения типа личности на основании большого количества психологических факторов.

При определении темперамента методом визуальной психодиагностики следует учитывать следующий ряд факторов:

A. Характер жестикуляции и передвижений человека:

• скорость жестикуляции и передвижений;

• резкость-плавность жестикуляции и передвижений;

• уверенность-неуверенность в жестикуляции и передвижении.

Б. Эмоциональную экспрессию:

• выражение эмоций;

• насыщенность эмоций;

• скорость протекания эмоциональной реакции;

• мимику и микромимику.

B. Вокальные характеристики:

• темп речи;

• тон речи.

Г. Характер процесса слушания собеседника.

При использовании названных факторов в процессе визуальной психодиагностики обязательно следует учитывать контекст, в котором действует субъект. В противном случае диагност может допустить ряд ошибок и неправильно определить темперамент испытуемого, что впоследствии чревато неправильными выводами об общем портрете личности.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Темперамент, с позиции психофизиологии, рассматривался не как отдельная структура личности, но как ее составная часть, влияющая на личность и на формирование индивидуальности последней.

2. Темперамент существенным образом влияет не только на скорость и динамику протекания нервных процессов, влияющих на индивидуальность, но и на склонность индивида к тем или иным формам социального взаимодействия, индивидуальный стиль жизнедеятельности и особенности мировосприятия.

3. Метод визуальной психодиагностики представляет собой достаточно сложный способ познания, требующий от наблюдателя обстоятельной теоретической подготовки и специальных личностных качеств, способствующих претворению этого метода в жизни.

Список литературы

1. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] / Я. Стреляу. -М.: Прогресс, 1982. - 232 с.

2. Юнг, К. Г. Человек и его символы [Текст] / К. Г. Юнг и последователи. - М.: Серебряные нити, 2006. - 352 с.

3. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. - М.: Юрайт, 2014. - 639 с.

4. Юнг, К. Г. Психологические типы [Текст] / К. Г. Юнг. - СПб.: Азбука, 2001. -736 с.

5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст]: учебник для вузов / Б. Д. Карвасарский, А. П. Бизюк, Н. Н. Володин; под ред. Б. Д. Карвасарского. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 896 с.

6. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В. А. Аверин. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 192 с.

7. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности [Текст]: избр. психол. тр. / В. С. Мерлин. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2009. - 544 с.

References

1. Strelyau Ya. Rol temperamenta v psikhicheskom razvitii. Moscow: Progress, 1982. 232 p.

2. Jung C. G. (et al.) Chelovek i ego simvoly. Moscow: Serebryanye niti, 2006. 352 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Nemov R. S. Psikhologiya: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Yurayt, 2014. 639 p.

4. Jung C. G. Psikhologicheskie tipy. St. Petersburg: Azbuka, 2001. 736 p.

5. Karvasarskiy B. D., Bizyuk A. P., Volodin N. N. Klinicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. St. Petersburg: Piter, 2014. 896 p.

6. Averin V. A. Psikhologiya lichnosti. St. Petersburg: Izd-vo Mikhaylova V. A., 2001. 192 p.

7. Merlin V. S. Psikhologiya individualnosti: izbr. psikhol. tr. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta, 2009. 544 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.