Научная статья на тему 'Значимость психофизиологической подготовки молодежи к экстремальным факторам воинской службы'

Значимость психофизиологической подготовки молодежи к экстремальным факторам воинской службы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М Сыздыкова

The author of the article concluded, that proper level of professional psychophysical health is the base of fighting activity and it favour the exposing of professionalism of soldiers for the achievement of the battle result. The results of fundamental elaboration of medico-psychological problem of diagnosis, correction and treatment of the stress consequences in soldiers allow working out the problems of the health protection as the condition of the supporting of the fighting readiness and the fighting efficiency of the forces.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М Сыздыкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF PSYCHOPHYSIOLOGIC TRAINING OF YOUNG MEN FOR EXTREME FACTORS OF ARMED FORCES

Автор мақалада кәсіби психофизикалық денсаулық деңгейі жауынгерлік белсенділіктің негізі ретінде қызмет етіп, жауынгерлердің әскери нәтижеге жетуіне ықпал ететіндігін көрсеткен. Диагностиканың медико-психологиялық проблемаларын түбегейлі әзірлеудің, әскери қызметшілердің стресінің зардаптарын коррекциялау мен емдеудің нәтижелері әскери бөлімдердің жауынгерлік дайындығын қалпында ұстаудың шарты ретінде әскери қызметшілердің психикалық саулығын шешуге мүмкіндік береді.

Текст научной работы на тему «Значимость психофизиологической подготовки молодежи к экстремальным факторам воинской службы»

Д. Г. МаFзyмова

ОФТАЛЬМОЛОГИЯЛЬЩ ПАТОЛОГИЯ ЖАРДАЙЫНДАРЫ МУГЕДЕКТ1КТ1Ц НЕГ1ЗГ1 СЕБЕПТЕР1 ЖЭНЕ ОДАН ОЦАЛТУДЬЩ КАРИДАЛАРЫ

Автор сокырлыктыч басты себептерi - глаукома, кез жаракаты, алыстан кврмеушiлiк, кез торшасы мен керу нервiсiнiч ауруларын зерттеген. Диабеттiк ретинопатия наукастарыныч артуы, кез ауруларыныч «жасаруы» байкалады. Осыран байланысты офтальмологиялык патологияра ушыраран ауруларды очалту-дыч жеке бардарламасын жасау проблемасы мачызды болып табылады. Мунда казiргi заманры офтальмо-патологияныч жорары дечгейiн ескере отырып, медициналык очалту жетекшi орын алады.

М. Сыздыкова

ЗНАЧИМОСТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ФАКТОРАМ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Карагандинский Областной психоневрологический диспансер

На современном этапе военная служба характеризуется наличием повышенных информационных и физических нагрузок, высоким нервно-психическим напряжением и возросшими расходами функциональных резервов организма [9]. Одним из требований успешного прохождения воинской службы является психофизиологическое соответствие организма. Анализ результатов изучения качественных характеристик допризывной молодежи позволяет сделать вывод о том, что наметилась тенденция к их ухудшению по многим показателям. Комплектование армии и флота в последнее время усложнилось следующими проблемами: дефицитом призывного ресурса, ущербностью социально-экономических и морально-психологических аспектов подготовки военных кадров и прохождения воинской службы, высокими требованиями к физическому и интеллектуальному развитию и состоянию здоровья военнослужащих, осваиваемых новейшую боевую технику и вооружение [24].

Показатели пригодности молодежи к основным военным специальностям постоянно снижаются. Так, 30-40% юношей призывного возраста имеют низкий уровень профессионально значимых качеств, 40% - недостаточный уровень физической подготовленности, 28% - недостаточное интеллектуальное развитие. Более 40% призывников живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума. Почти у 30% обследованных подростков обнаружены различные соматические болезни, а также неврозы, фобические реакции, энцефалопатии, пониженная масса тела [9].

Медицинские и социологические исследования последних лет также свидетельствуют о снижении уровня здоровья молодого поколения Вооруженных Сил [20, 21, 32, 33] и офицерского состава [33].

В таких сложившихся обстоятельствах возникает необходимость целенаправленного отбора граждан по индивидуально-психологическому и физическому развитию,

уровню образования и состояния здоровья для наиболее эффективного овладения конкретной воинской специальностью и приобретения практических навыков ратного труда. Для успешного выполнения боевых задач призывники должны быть физически и психически здоровыми. Они должны быть способны к повышенному волевому напряжению и сохранению устойчивости при тяжелых физических и сильных эмоциональных нагрузках [24].

Главенствующую роль во всем многообразии показателей здоровья играет адаптивность человека. Хорошо известно, что активная деятельность индивида, как и вида в целом, сохраняется благодаря непрерывному процессу адаптации к меняющимся условиям среды. В течение жизни человек испытывает закономерные адаптивные напряжения. С одной стороны, это обусловлено изменением режима, увеличением физических и умственных нагрузок, с другой - физиологическими процессами перестройки организма.

Особенно это выражено у детей школьного возраста, когда наиболее часто регистрируют невротические расстройства, предшествующие соматической патологии, формируются хронические заболевания, что не может не сказаться на дальнейших периодах онтогенеза человека [35]. Категория здоровья измеряется не только физическими, химическими и прочими параметрами (длина, масса тела, концентрация или количество вещества и др.), но прежде всего скоростью и ускорением этих величин [30].

Оценка здоровья человека во многом связана с уровнем биологической и социальной адаптации, при этом социальная адаптация опирается на биологические механизмы. С точки зрения авторов, адаптивность организма - это непрерывный системный процесс, состоящий из взаимной связи неспецифических адаптационных реакций, которые формируют относительно стабильное состояние и определяют в конечном счете индивидуальные адаптивные возможности [30].

Интегральной характеристикой состояния здоровья является уровень приспособительных возможностей организма, который учитывает и гомеостаз, и функциональные резервы, и степень напряжения регуляторных механизмов [5, 6]. Взаимодействие, обусловленность и гармония факторов окружающей природы и составляющих здоровье человека обеспечивают гомеостаз, ста-

билизацию адаптивных регуляторных систем и сохранение здоровья. Дисфункция любой из них ведет к дисбалансу во всей живой системе [1]. Если норма здоровья - равновесие со средой обитания, то любое стойкое нарушение гомеоста-за есть болезнь [2]. В связи с этим для всестороннего представления о качестве и количестве здоровья необходимо располагать информацией не только о параметрах внутренней среды организма, но и о действии внешних факторов и характере их взаимодействия [28].

Адаптация осуществляется за счет усиления активности отдельных элементов функциональной системы (процесс актуализации) и включения в состав функциональной системы новых элементов (процесс мобилизации). Для процесса адаптации характерны два важнейших свойства: непрерывность течения и периодичность процессов, лежащих в его основе [27]. Признание сложности и многогранности процесса адаптации позволило выделить ряд компонентов, обеспечивающих приспособление организма к окружающей среде. К ним относятся регуляторные, пластические, энергетические и неспецифические компоненты адаптации [36, 41, 42].

Эмоциональный стресс является своего рода «засорением» нормальной психической деятельности человека. Психоэмоциональный стресс возникает в так называемых конфликтных ситуациях, в которых субъект длительно ограничен в возможностях удовлетворения своих насущных социальных и биологических потребностей [12]. Эмоциональное напряжение человека усиливают и социальные конфликты в связи с рядом нерешенных проблем в сфере политики, экономики, социальных и межнациональных отношений, экологические катастрофы типа Чернобыльской аварии и, наконец, войны. Все это приводит к росту алкоголизма, наркомании и самоубийства, что еще более усугубляет социальные конфликты [16].

Эмоциональные стрессы особенно ярко проявляются при работе человека в экстремальных условиях. Научно-технический прогресс приводит к тому, что на современных предприятиях начинают складываться экстремальные условия, вынуждающие человека ежедневно работать в условиях неудобной позы, монотонии, адинамии, напряжения зрения и т.д. Особо выражены экстремальные ситуации при службе в армии [10].

По мере углубления стрессорной реакции происходит существенная трансформация ее сердечно-сосудистых проявлений. Это выражается в том, что тонус сосудов и общее периферическое сопротивление сосудов большого круга кровообращения прогрессирующе возрастают. В этих условиях снижается ударный объем сердца, а артериальное давление возрастает за счет повышения тонуса сосудов. При таком развитии стрес-сорной реакции и прогрессирующем возрастании артериального давления активизируются депрес-сорные рефлексы. При этом ритм сокращения

сердца может замедляться до исходных величин или на несколько сокращений ниже исходных величин, что сдерживает дальнейшее повышение артериального давления. Отмечена заслуживающая внимания особенность - в стрессорных ситуациях ритм сердца в некоторых случаях вообще не изменяется по частоте. Однако вольтаж зубцов электрокардиограммы достоверно свидетельствует о существенном изменении нервных влияний на миокард, которые не вызывают изменений частоты сокращений сердца в связи с тем, что парасимпатические и симпатические влияния на водитель сердечного ритма у здорового человека хорошо сбалансированы [13].

На ритм сокращений сердца в условиях стрессов влияют адаптационная реакция, направленная на оптимизацию кровоснабжения нервной системы в связи с повышением ее функциональной активности, эмоциональное сопровождение умственной работы, депрессорные рефлексы, сдерживающие гипертензию. Кроме того, сами психофизиологические реакции в виде концентрации и сосредоточенности внимания, волевого напряжения имеют вегетативные компоненты [18].

В последнее десятилетие значительно расширился спектр факторов риска, нарушающих здоровье подростков. Среди них наряду с социально-экономическим и экологическим неблагополучием немаловажную роль играют инновационные системы обучения, обусловленные реформированием школьного образования [3, 14]. В современных условиях обучения имеется целый ряд школьных факторов риска, обусловливающих формирование состояния психической напряженности, оказывающих негативное воздействие на эффективность усвоения знаний, развитие и здоровье учащихся [7].

Специалисты в области профилактической медицины, возрастной физиологии и психологии, оздоровительной физической культуры, социальной и коррекционной педагогики к основным школьным факторам риска относят стрессовую тактику педагогических воздействий, чрезмерную интенсификацию учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональную организацию режима труда и отдыха [25]. Большой объем информации, подлежащей усвоению, загруженность школьников учебными заданиями, дефицит времени для активного отдыха, чрезмерная продолжительность самоподготовки на фоне сниженной двигательной активности приводят к значительному психоэмоциональному напряжению учащихся и, как следствие, к ухудшению их функционального состояния [34].

В условиях острых или, наоборот, длительных и непрерывных конфликтных ситуаций у отдельных предрасположенных субъектов эмоциональный стресс трансформируется в патогенный фактор, нарушающий нормальные физиологические функции, что приводит в итоге к формиро-

ванию разнообразных психосоматических заболеваний. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует быстрой его адаптации к широкому диапазону разнообразных воздействий внешней среды. Однако еще не вполне сформировавшийся организм подростков не всегда способен адекватно реагировать на сильные и продолжительные напряженные ситуации, а также недостаточную двигательную активность, что, несомненно, приводит к функциональным расстройствам и заболеваниям [22].

Выполнение обязанностей военнослужащими во время учений, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в боевой обстановке сопровождается чрезмерным функциональным напряжением и развитием утомления, что снижает физическую работоспособность, боеспособность и создает угрозу жизни [37]. Во время службы в армии и на флоте происходит нарушение динамического стереотипа, что приводит к резко выраженному напряжению адаптивных функций организма. Ситуацию хронического эмоционального и физического стресса усугубляет необходимость адаптации к климатогеографиче-ским условиям региона несения службы [29].

В период адаптации к службе солдаты, матросы сталкиваются с особыми социально-психологическими условиями. Ситуационно обусловленные реакции дизадаптации встречаются достаточно часто в условиях военной службы. Транзиторность, ограничение дизадаптации конкретными ситуациями, средовыми условиями сближает указанные реакции с субклиническими формами отклоняющегося поведения. Вместе с тем выраженность аффективных и поведенческих нарушений требует психопатологической оценки с соответствующим решением экспертных вопросов. Следует учитывать, что ситуационно провоцированные поведенческие нарушения нередко приводят к госпитализации и увольнению из армии в первые месяцы службы [39].

В последние годы стали актуальными прогнозирование изменений состояния здоровья человека в условиях военной службы в экстремальных ситуациях и их коррекция. Это проблема эколого-профессионального стресса, а также психосоциальных аспектов адаптации военнослужащих, связанных с ведением боевых действий и увольнением из Вооруженных Сил [40].

Для оценки адаптации военнослужащих к новым условиям существования, таким как климатические, профессиональные, социальные, надо исследовать динамику их функционального состояния с помощью физиологических, психофизиологических и социально-психологических показателей [12]. Используя системный подход к проблеме приспособления человека к любым новым условиям внешней среды, в том числе при ведении боевых действий или в других чрезвычайных ситуациях, адаптационный процесс необходимо изучать на трех взаимосвязанных уровнях: биологическом, психологическом и социаль-

ном [43].

По данным литературы, адаптация молодых воинов составляет от нескольких недель до нескольких месяцев [17], в ряде случаев она не завершается и к концу военной службы [11], что чаще наблюдается при попадании людей в условия, резко отличающиеся от привычных [8]. Многие исследователи считают, что основной этап биологической адаптации большинства военнослужащих длится 4-7 мес. [31, 37]. Процессы же психологической и социальной адаптации более продолжительны. Они взаимосвязаны и зависят от особенностей формирования личности воина и военной службы [26].

Эти процессы можно объединить общим термином «военно-профессиональная адаптация» - приспособление человека к новой социальной среде, военной технике и специфическим (не климатическим) условиям военного труда и быта, включая установление иерархических неформальных взаимоотношений членов малых групп (отделение, расчет, взвод и т.д.), соответствие военной специальности индивидуально-психологическим качествам, профессионально-трудовым навыкам и интересам новобранца, становление его личностных качеств в процессе службы [19]. Можно утверждать, что физиологические показатели характеризуют преимущественно биологическую адаптацию, а психофизиологические и социально-психологические -военно-профессиональную, хотя все они взаимосвязаны [38].

При обследовании 328 военнослужащих, различающихся по социально-психологическому статусу (сроку службы, типу организации коллектива) и основному месту жительства (до призыва в Вооруженные Силы), но находившихся в сходных климатогеографических условиях, М. В. Мах-невым и соавт. [38] выделены основные этапы их адаптации к военной службе. Основной этап адаптации обследованных лиц продолжался не менее 1 г., причем средние сроки биологической и социально-психологической адаптации существенно не различались. В 90% случаев можно было выделить три этапа адаптации. На I этапе наблюдалось перенапряжение физиологических резервов организма, что сопровождалось повышением заболеваемости, ухудшением показателей психического статуса, умственной и физической работоспособности, реже - снижением массы тела. Для военнослужащих, призванных из других регионов, этот этап, как правило, завершался через 5-7 мес., у призывников из местных жителей - на 1 мес. раньше. II этап продолжался около года и сопровождался стабильной прибавкой массы тела, улучшением самочувствия, прогрессивным увеличением мышечной силы, роста, спортивных результатов при сдаче нормативов военно-спортивного комплекса, снижением общей и инфекционной заболеваемости. III этап характеризовался стабилизацией показателей биологического компонента и продолжением

военно-профессиональной адаптации, обусловленной совершенствованием профессионального мастерства и формированием новых взаимоотношений в коллективе: одна часть воинов становилась младшими командирами, другие - наставниками молодого пополнения. В принципе, в той или иной степени период военно-профессиональной и отчасти биологической адаптации воинов продолжался в течение всей их службы, но наиболее интенсивно - первые 6 мес.

«Отягощенное» течение начального периода адаптации связано со значительными отличиями привычной социальной среды современной молодежи от армейской. В большинстве случаев действие абиотических факторов внешней среды и физической нагрузки на призывников после первых месяцев службы, которая нередко проходит в учебных подразделениях, принимает относительно постоянный характер. Однако социально-психологический статус, взаимоотношения с другими членами коллектива, обновляющиеся 1-2 раз в год, профессиональные навыки и мастерство меняются. На каждом новом этапе службы социально-психологическая адаптация в определенной мере начинается как бы заново, но на качественно более высоком уровне. Этот процесс условно можно назвать адаптацией по спирали [4]. Как правило, военнослужащие меняют не менее трех коллективов: пересыльный пункт (экипаж), учебное подразделение, основное место службы. Условия же пребывания в первых двух коллективах, особенно санитарно-гигиенические, чаще хуже, чем в последнем. Это косвенно подтверждается показателями заболеваемости, в первую очередь, инфекционной, анализируемых контингентов, а также данными других авторов [15].

Полной биологической адаптации у большинства войнов за годы службы не происходит в связи с тем, что они редко служат в местах своего постоянного жительства, поскольку действует экстерриториальный принцип комплектования армии. Поэтому многие военнослужащие вынуждены приспосабливаться к новым климатогеогра-фическим условиям практически в течение всего года в соответствии со сменой его сезонов - так называемая «сезонная адаптация» [44].

Кроме того, необходимо учитывать, что у 18-20-летних юношей продолжаются процессы психического и физического развития, интенсивность которых значительно снижается только к 25 годам [19].

Знание механизмов социальной дизадапта-ции позволяет целенаправленно проводить психопрофилактическую работу среди военнослужащих на начальных этапах развития дизадаптивно-го поведения. Призыв на военную службу и ее прохождение является мощным психоэмоциональным фактором, воздействующим на психику и заставляющим личность приспосабливаться к новым условиям жизни и быта. Военная служба представляет собой важный и трудный этап раз-

вития личности. Непривычные психические и физические нагрузки, строго регламентирующий характер деятельности и общения, относительная социальная популяция обусловливают психологическую новизну условий жизнедеятельности молодого человека. Психическая адаптация в этих условиях происходит в процессе формирования адекватных психологических отношений к себе, к своей деятельности и окружающим. При наличии акцентуации характера, эмоционально-волевой или нервно-психологической неустойчивости снижаются адаптационные возможности личности, уменьшается «степень свободы» поведения, ее реакции становятся менее адекватными требованиями профессиональной среды [19].

Первый период пребывания в воинском коллективе оказывает на личность чрезмерное воздействие, приводящее к расстройствам психофизиологических функций, вызываемых дизадап-тацией поведения и деятельности. Нарушения социального поведения и профессиональной деятельности чаще возникают при возрастании психических и физических нагрузок. Для них характерно однообразие формального проявления у каждого индивида в виде аффективных реакций, депрессивно-ипохондрических состояний и диза-даптивного поведения - от эмоционального напряжения, раздражительности, вспыльчивости до формирования реакции неадекватного ответа, проявляющегося в нарушении дисциплины и социальных норм в коллективе. Ограниченное число возможных реакций, по-видимому, можно объяснить этапным механизмом формирования типа реагирования от адекватного до динамического рассогласования поведения, носящего характер предпатологического расстройства [19].

Функция эмоций заключается в запуске энергетических ресурсов, формировании адаптивного поведения, поддержании или устранении контактов с фактором, оказавшим влияние на организм, и проявляется в организации специфической формы поведения в конкретной ситуации. Даже простая задержка одного из процессов интеграции может привести к дезорганизации функциональной системы и развитию эмоций отрицательного знака. Отсутствие должной положительной эмоции сосредоточивает весь «фокус активности» мозга на подборе комбинаций афферентных возбуждений, способных дать полноценный приспособительный эффект [19].

Военно-профессиональная деятельность в экстремальных условиях сопровождается выраженной и длительной активацией эмоциональных структур головного мозга, а также гиперфункцией стресс-лимитирующих систем [23], что в конечном счете формирует патологическую систему. Ранения в этих условиях усиливают проявления данной системы, делая ее архитектонику еще более сложной.

Длительное пребывание в условиях боевой обстановки закрепляет образовавшуюся патологическую функциональную систему. Она яв-

ляется основой психопатологических и психосоматических синдромов, выявляемых у участников боевых действий после возвращения в мирную жизнь (как в течение 3 лет после выхода из экстремальных условий, так и 6-8 лет после окончания войны).

Профессиональное здоровье имеет свойства биосоциального фактора. Именно психическое здоровье, мировоззренческие установки воина, развитое чувство воинского долга и профессионализм - первые серьезные добиологиче-ские барьеры на пути разрушительной силы боевого стресса, воздействующего на глубинные структуры мозга, сознание и дух.

Таким образом, должный уровень психофизического профессионального здоровья служит основой боевой активности, способствует выявлению профессионализма военнослужащих в достижении боевого результата. Результаты фундаментальной разработки медико-психологической проблемы диагностики, коррекции и лечения последствий стресса у военнослужащих позволяют решать задачи охраны психического здоровья как условия поддержания боеготовности и боеспособности войск.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н. А. Интегративная медицина //Вестн. новых мед. технологий. - Тула, 1997.

- Т.4, №1. - С. 43.

2. Агаджанян Н. А. Экология и резервы здоровья /Н. А. Агаджанян, П. Г. Петрова, А. Р. Варфоломеев. - Якутск, 1996. - 57 с.

3. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке /Под ред. Д. В. Колесова. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

4. Адаптация молодого воина к условиям воинской службы и профилактика дизадаптаци-онных расстройств: Метод. рук. МО СССР /П. О. Вязицкий, М. М. Дьяконов, Б. В. Ендальцев и др.

- М., 1990. - 28 с.

5. Баевский Р. М. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 298 с.

6. Баевский Р. М. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека /Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, Л. А. Максимов. -Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. - 55 с.

7. Безруких М. М. Знаете ли вы своего ученика? /М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

8. Белинский А. В. Медико-психологическая реабилитация участников боевых действий в многопрофильном госпитале /А. В. Белинский, М. В. Лямин //Воен.-мед. журн. - 2000. - Т. 321, №1. - С. 62 - 66.

9. Боченков А. А. Актуальные проблемы военной психофизиологии /А. А. Боченков, В. Н. Шо-стак, А. Н. Глушко //Воен.-мед. журн. - 1996. - Т. 313, №12. - С. 35 - 40.

10. Быков Е. В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа /Е. В. Быков, А. П. Исаев //Физиология

человека. - 2001. - Т. 27, №5. - С. 76 - 81.

11. Варианты ситуационного невротического реагирования у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву /И. В. Доровских, А. С. Заковряшин, Г. Ю. Мальцев, М. Б. Агарков // Воен.-мед. журн. - 2004. - Т. 325, №6. - С. 45 -48.

12. Влияние умственных и психоэмоциональных нагрузок на кардиогемодинамические показатели абитуриентов /Э. С. Геворкян, А. В. Даян, С. М. Минасян, Ц. И. Адамян //Гигиена и санитария. - 2004. - №3. - С. 67 - 71.

13. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования /М. Н. Степанова, Н. Н. Куинджи, А. Г. Ильин и др. //Гигиена и санитария. - 2000. - №1. - С. 40 - 44.

14. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб: Питер, 2002. - 496 с.

15. Григоренко Г. Ф. Особенности адаптации лиц, прибывших в Южное Приморье из различных климатогеографических зон /Г. Ф. Григорен-ко, В. В. Бердышев //Воен.-мед. журн. - 1993. -Т. 314, №8. - С. 58.

16. Григорьев А. И. Стрессы в условиях нормального образа жизни, при гипокинезии (моделирующей эффекты невесомости) и в космических полетах /А. И. Григорьев, Б. М. Федоров // Физиология человека. - 1996. - Т. 22, №2. -С. 10 - 19.

17. Донозологические изменения показателей гомеостаза у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву /В. М. Клюжев, С. Л. Джергения, Ю. Л. Пацевич и др. //Воен.-мед. журн. - 2004. - Т. 325, №11. - С. 26 - 31.

18. Дубровинская Н. В. Психофизиология развития: психофизиологические основы детской валеологии /Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М.: Владос, 2000. - 144 с.

19. Загородников Г. Н. Об адаптации военнослужащих к военной службе //Воен.-мед. журн. -1992. - Т. 313, №12. - С. 16 - 17.

20. Зайцев А. Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения //Гигиена и санитария. - 2004. - №1. - С. 54 - 55.

21. Зайцев А. Г. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих как психолого-педагогическая задача //Воен.-мед. журн. - 2005. -Т. 326, №5. - С. 47 - 50.

22. Здоровье, развитие, личность /Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. - М.: Медицина, 1990. - 336 с.

23. К вопросу о профилактике острых респираторных вирусных инфекций и пневмоний в войсках /В. И. Сибилев, В. А. Хоженко, В. И. Рыжиков и др. //Воен.-мед. журн. - 1999. - Т. 320, №2. - С. 18 - 22.

24. Клинико-эпидемиологические и врачебно-экспертные особенности нервно-психической заболеваемости призывных контингентов /В. В. Куликов, А. А. Тарасов, О. Э. Чернов, О. С. Работ-кин //Воен.-мед. журн. - 1999. - Т. 320, №1. -С. 17 - 20.

25. Крылов Д. Н. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика /Д. Н. Крылов, Т. П. Кулакова // Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С. М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. -С. 229.

26. Махнев М. В. Медико-социальные аспекты адаптации военнослужащих /М. В. Махнев, А. В. Махнев //Воен.-мед. журн. - 2000. - Т. 321, №9.

- С. 57 - 64.

27. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов. - Л.: Наука, 1982. - 103 с.

28. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.

29. Минин В. В. Особенности вегетативных и эндокринных функций у сельских и городских школьников пубертантного возраста: Автореф. дис. ...канд. биол. наук. - Новосибирск, 2000. -22 с.

30. Новиков В. С. Иммунофизиологические механизмы адаптации к экстремальным воздействиям //Физиология человека. - 1996. - Т. 22, №2. - С. 25

31. Особенности течения реактивных артритов в условиях Афганистана /Н. М. Коломоец, В. Г. Новоженов, И. А. Волчек и др. //Воен.-мед. журн.

- 1992. - Т. 313, №12. - С. 35 - 38.

32. О состоянии психиатрической помощи в Вооруженных Силах Российской Федерации /С. В. Литвинцев, В. К. Шалугей, А. С. Фадеев и др. // Воен.-мед. журн. - 2003. - Т. 324, №3. - С. 13 -20.

33. Патофизиологическое обоснование проблемы охраны здоровья военнослужащих и пути ее решения /А. Д. Бучнов, А. Н. Полежаев, О. Н. Самылова и др. //Клинич. и патологич. физиология. - 2003. - №2. - С. 31 - 35.

34. Прихожин А. М. Тревожность у детей и

подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

35. Савилов Е. Д. Состояние адаптации как показатель здоровья /Е. Д. Савилов, С. А. Выбо-рова //Гигиена и санитария. - 2006. - №3. -С. 7 - 8.

36. Сапов И. А. Неспецифические механизмы адаптации человека /И. А. Сапов, В. С. Новиков.

- Л.: Наука, 1984. - 146 с.

37. Снедков Е. В. Боевая психическая травма: Автореф. дис. .д-ра. мед. наук. - СПб, 1997. - 48 с.

38. Становление и перспективы развития медицинской реабилитации в Вооруженных Силах Российской Федерации /И. М. Чиж, В. Н. Иванов, Ю. С. Голов, А. М. Щегольков //Воен.-мед. журн.

- 2000. - Т. 321, №1. - С. 4 - 15.

39. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 250 с.

40. Фарбер Д. А. Физиология школьника /Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. - М.: Педагогика, 1990. - 245 с.

41. Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность. - М.: Медицина, 1977. - 215 с.

42. Федоров Б. М. Стресс и система кровообращения. - М.: Медицина, 1991. - 319 с.

43. Чиж И. М. Актуальные проблемы психофизиологического обеспечения военно-профессиональной деятельности /И. М. Чиж, Е. Г. Жиля-ев //Воен.-мед. журн. - 1998. - Т. 319, №3. -С. 4 - 10.

44. Шостак В. И. Военно-профессиональная работоспособность как критерий здоровья /В. И. Шостак, Л. А. Яньшин //Воен.-мед. журн. - 1992.

- №Т. 313, №11. - С. 54 - 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 19.01.07

M. Syzdykova

SIGNIFICANCE OF PSYCHOPHYSIOLOGIC TRAINING OF YOUNG MEN FOR EXTREME FACTORS OF ARMED FORCES

The author of the article concluded, that proper level of professional psychophysical health is the base of fighting activity and it favour the exposing of professionalism of soldiers for the achievement of the battle result. The results of fundamental elaboration of medico-psychological problem of diagnosis, correction and treatment of the stress consequences in soldiers allow working out the problems of the health protection as the condition of the supporting of the fighting readiness and the fighting efficiency of the forces.

М. Сыздьщова

ЖАСТАРДЫЦ 6СКЕРИ ЦЫЗМЕТ БАРЫСЫНДАРЫ Ш¥РЫЛ ФАКТОРЛАРРА ПСИХОФИЗИОЛОГИЯЛЬЩ ДАЙЫНДЫРЫНЫЦ МАЦЫЗЫ

Автор макалада кэаби психофизикалык денсаулык дечгей жауынгерлк белсендшктщ Heri3i ре™де кызмет eTin, жауынгерлердщ эскери нэтижеге жетуше ыкпал ететшдИн керсеткен. Диагностиканыч меди-ко-психологиялык проблемаларын тYбeгeйлi эз1рлеудщ, эскери кызметшшердщ стресшщ зардаптарын кор-рекциялау мен емдеудщ нэтижeлeрi эскери бел1мдердщ жауынгерлк дайындырын калпында устаудыч шарты ре™де эскери кызметшшердщ психикалык саулырын шешуге мYмкiндiк бередг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.