Научная статья на тему 'О профессиограмме личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога'

О профессиограмме личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1355
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / ИДЕАЛ / ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОГРАММА ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хальзов Валерий Иванович

В статье определяется и обосновывается профессиографическая характеристика личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога, даются структурные функциональные компоненты его педагогической деятельности и соответствующие личностные качества, знания и умения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хальзов Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the definition of the professional characteristic of personality of an officer who belongs to the Ministry of Interior as a military and a teacher. Structural functional components of his pedagogical activity and his personal qualities and skills are given here

Текст научной работы на тему «О профессиограмме личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога»

6 См.: Савоскул С.С. Местное самосознание в современной России (по материалам Переславля Залесского) // Отечественная история. 2006. № 4. С. 158-169.

7 См.: Следзевский RB. Указ. соч. С. 41.

8 См.: Кривич Н. А. Понятие «регион» в современной науке // Культура Петербургского региона в науке и образовании: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 8.

9 Региональные элиты Северо-запада России: политические и экономические ориентации. СПб., 2001. С. 74.

10 Цит. по: Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. СПб., 2005. С. 5.

11 См., напр.: Н. Бэрон Centre for Russion and East European Studies, University of Birmingham // Бэрон H. Региональная история и центр-периферийная концепция в англо-американских исследованиях по советской истории: теоретические подходы // Материалы международной конференции. Ч. I. Рязань, 1999. С. 71-75.

12 Die Geschichte Russlands im 16.und 17. Jahrhundert aus der Perspektive seiner Regionen / Hrsg. A. Kappeler. Wiesbaden, 2004. (Forschungen zur osteuropaishen Geschichte. Bd. 63).

13 См.: Межевич М.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. Ч. 2. С. 20.

14 См.: Основание регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон. СПб., 1999. С. 2-23.

15 См.: Соколов А.К. Проблемы исторического районирования России // Регины и регионализм в странах Запада и России. М., 2001. С.63.

16 Подробнее об этом см., напр.: Межевич Н.М. «Балтийский регион»: попытка идентификации // Санкт-Петербург и страны северной Европы. Материалы ежегодной научной конференции. СПб., 2002. С. 154- 160.

17 Куропятник А.И. Идентичность и система расселения на Севере Европы: антропологический анализ корреляции // Санкт-Петербург и страны северной Европы. Материалы ежегодной научной конференции. СПб., 2002. С. 163.

18 Костомаров B.r. 1999. С. 81.

19 См.: Николаев О.Р. 1998.

В.И. Хальзов*

О профессиограмме личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога

B статье определяется и обосновывается профессиографическая характеристика личности офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога, даются структурные функциональные компоненты его педагогической деятельности и соответствующие личностные качества, знания и умения.

The article is devoted to the definition of the professional characteristic of personality of an officer who belongs to the Ministry of Interior as a military and a teacher. Structural functional components of his pedagogical activity and his personal qualities and skills are given here.

Ключевые слова: цель, идеал, задача воспитания и самовоспитания, профессиограмма личности офицера подразделения

Жизнь, профессиональная деятельность офицеров подразделений свидетельствует о том, что решение многих служебных, общественных социальных задач связывается с уровнем личностного обеспечения. На эту зависимость обращали внимание многие педагоги.

В разностороннем развитии специалиста, общекультурном и профессиональном, в современных условиях нужны более гибкие механизмы связи требований к его личности и технологии подготовки.

Моделирование специалиста как элемент выработки стратегических целей подготовки не всегда может срабатывать на уровне тактических решений. В связи с этим, многие авторы по-разному относятся к моделированию в подготовке специалистов, однако модель специалиста все же нужна для общей ориентации и тех, кто готовит специалиста, и тех, кто готовится им стать. Она необходима и для периодической коррекции целей и задач подготовки как специального заказа общества. Так, В.А. Якунин подчеркивает, что качественное и количественное определение целей есть не что иное, как формирование модели будущего результата, и в системе высшего образования они находят свое выражение в построении модели специалистов различного профиля или в составлении их квалификационного паспорта1.

* Профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.

В военно-педагогической и психологической литературе предпринимались попытки определить такой квалификационный паспорт офицера. В этом плане заслуживают внимания работы В.И. Вдовюка,

В.А. Губина, Б.П. Корочкина и др.2 Данные авторы, анализируя понятия «модель специалиста», «квалификационная характеристика», «профессиограмма», отдают предпочтение последнему термину

- «профессиограмма», под которым понимают совокупность основополагающих социальнополитических, служебных, психологических и иных требований, предъявляемых к человеку, в которых фиксируется его положение в определенной сфере деятельности. Оно отражает методологические ^ идеи и положения, содержащиеся в фундаментальных исследованиях философов, психологов и СЪ педагогов, в руководящих документах, определяющих предназначение офицера в мирное и военное время, предметную и функциональную структуры деятельности и структуру личности (личностные ^ качества), соответствующие данной профессии.

При определении и обосновании профессиограммы офицера подразделения как педагога учитывалось, что вся система проектируемых качеств офицера, какой бы полной она ни была, не может и не должна абсолютно точно воспроизводиться в каждом выпускнике военного вуза. Иначе ^

при организованном учебно-воспитательном процессе такая модель может стать неким абсолютом, ^

претендующим на годность для каждого. И следует согласиться с Н.Б. Крыловой в том, что разрешение противоречия между стандартами подготовки и индивидуальным развитием личности лежит на пути гуманизации и гуманитаризации воспитания, которое является сложным, открытым и динамичным ^ процессом, создающим возможности для каждого студенту развиваться как индивидуальности на основе выбора своих, личностно значимых целей и задач самовоспитания из совокупности заданных обществом различных образцов3.

Ьв

*

Здесь уместно обратиться к понятиям «цель», «задача», «идеал». Данные понятия относительны ^ и различаются между собой, отмечает В.А. Якунин, масштабом своего значения по отношению к ^

окончательному результату и периодом времени, который они охватывают. Под задачей имеют в виду реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель же ^

предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный период времени. Идеал, ^

или «сверхзадача», - это тот, редко достигаемый окончательный желаемый результат, к которому можно ^

постоянно приближаться. В связи с этим при определении системы качественных характеристик ^

личности офицера необходимо учесть следующие обстоятельства: Й

1) различие природных дарований у индивидов есть не столько причина, сколько следствие ^

разделения труда - т.е. пригодность человека окончательно формируется в процессе деятельности; ^

2) личность обладает возможностью компенсировать слаборазвитые и запущенные ^

психические качества через усиление проявления других, т.е. равная эффективность деятельности может быть достигнута за счет индивидуального стиля работы; ^

3) профессиональная пригодность человека возрастает по мере его социального опыта и эволюции личности;

4) устойчивый интерес, профессиональная направленность к избранному труду и удовлетворенность своей работой, общественно значимая мотивация являются надежной гарантией достижения успехов в военно-педагогической работе, в службе в целом.

Учитывая вышеназванные обстоятельства и методологические положения, имеющиеся разработки профессиограмм специалистов, основываясь на анализе содержания основных функций ^

военно-педагогической деятельности офицера внутренних войск, систематизируя содержание ^

официальных документов и материалов, имеющихся исследований и опыта работы офицеров, ^

добивающихся высоких результатов в боевой службе, в обучении и воспитании личного состава, были 8

определены основополагающие знания, навыки и умения и профессиональные личностные качества ^

офицера подразделения, соответствующие основным функциям его военно-педагогической ^

деятельности. Оценочная анкета заполнялась в таких логических категориях, как: ^

- степень необходимости качественных характеристик офицера («очень необходимо»,

«необходимо», «помогает»); Оо

- степень проявления при выполнении той или иной функции («всегда», «очень часто»,

«иногда»). ^

В таблицу внесены качественные характеристики (знания, навыки и умения, качества личности), которые получили оценку «очень необходимо», проявляется «всегда» - 75 % и более, к общему числу ^

опрошенных, и «необходимо», проявляется «очень часто» - не менее 50 %. В итоге было проведено ^

ранжирование определившихся качеств. К ранжированию были привлечены 75 офицеров (заместители командиров подразделений по воспитательной работе на курсах повышения квалификации в Санкт-Петербургском военном институте ВВ МВД) и 20 человек офицеров-преподавателей, служивших ранее на различных должностях во внутренних войсках этого же Военного

института, которых можно считать экспертами в определении значимости того или иного качества для офицера подразделения как военного педагога, воспитателя подчиненных. Таким образом, составленная профессиограмма офицера подразделения внутренних войск и апробированная опытными практическими работниками войск и военного института представлена ниже.

ПРОФЕССИОГРАММА ^ офицера подразделения внутренних войск как военного организатора и педагога

^ Основные функции деятельности и соответствующие им знания, навыки и умения, качества

офицера

ф ( Общественно-государственные функции:

^ - последовательно проводить в жизнь Указы Президента и решения Правительства РФ;

2 - организовывать и проводить общественно-государственную подготовку личного состава ^ подразделения;

^ - осуществлять политико-государственную направленность при организации и проведении

^ учебных занятий и воспитательных мероприятий;

^ - воспитывать бдительность.

Сч

^ 1. Общеполитические знания:

- положения Конституции, постановления Правительства по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики;

- приказы и директивы министра внутренних дел и командующего по вопросам профессионального воспитания и обучения военнослужащих;

5^ - общие социальные закономерности становления и развития демократического правового

государства;

^ - современная международная военно-политическая обстановка;

15 - тенденции развития экономических и политических взаимоотношений различных государств.

£

N

ф - умело разбираться в научной теории и руководствоваться ее положениями в практической

^ деятельности, в жизни;

^ - проводить работу по повышению боевой готовности подразделения, караулов и войсковых

нарядов;

^ - добиваться глубокого осознания личным составом государственной важности задач боевой

службы;

- воспитывать у военнослужащих профессиональную бдительность, своевременно разоблачать замыслы, действия и ухищрения преступных элементов;

- планировать и проводить общественно-государственную подготовку с личным составом, оказывать молодым офицерам методическую помощь.

3. Социально-политические качества офицера:

г«

О - общая политическая культурность;

^ - преданность Родине, народу, правительству;

3 - верность Военной присяге; патриотизм и интернационализм;

^ терпимость к другим взглядам и идеям, не противоречащим закону и нравственности.

Служебно-боевые функции деятельности офицера:

- организовывать успешное выполнение служебно-боевых задач всеми видами войсковых нарядов;

- обеспечивать постоянную боевую готовность подразделения;

- осуществлять мероприятия по приведению подразделения в установленные степени боевой готовности;

£

2. Навыки и умения общественно-государственной подготовки:

а.

- организовывать и выполнять повседневные служебно-боевые задачи, а также при чрезвычайных обстоятельствах, в отрыве от мест дислокации;

- организовывать и осуществлять основные способы действий в борьбе с преступными элементами;

- организовывать выполнение задач внутренней службы в подразделении;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществлять организацию и ведение тактических действий МСВ, МСР, МСБ в

общевойсковом бою. е

Г*

1. Военно-специальные знания

£

Я

к

Ьв

а

- функций и организационной структуры внутренних войск;

- требования общевоинских уставов и специальных уставов и руководящих документов;

- организации и руководства боевой службы личного состава всех видов нарядов;

- основы подготовки и действий подразделения в военное время и при ЧО; 55

организацию, вооружение и действия подразделений специального назначения; ^

- основы организации взаимодействия при выполнении задач службы при ЧО;

- основ современного общевойскового боя, организацию и ведение тактических действий МСВ

МСР, МСБ; е

- боевые свойства ОМП и средства защиты от него;

- содержание и правила оформления боевых документов. ^

б

2. Навыки и умения служебно-боевой деятельности офицера: р

г

- проводить работу по обеспечению высокой боевой готовности подразделения;

- организовывать и руководить боевой службой всех видов нарядов; о

- точно выполнять требования уставов, приказов, наставлений, инструкций по боевой службе; о

- выполнять служебно-боевые задачи в мирное и военное время, при ЧО и в отрыве от мест у

дислокаций; ^

- организовывать тактические действия и управлять МСВ, МСР, МСБ в современном Й

общевойсковом бою; е

- организовывать и осуществлять мероприятия по защите от ОМП; ^

- работать на радиостанциях ротной (батальонной) сети; и

- ориентироваться на местности по карте, составлять боевые документы.

3. Военно-профессиональные и боевые качества офицера:

- военно-служебная компетентность;

- ответственность и самостоятельность;

- эмоционально-волевая устойчивость в экстремальных условиях;

- решительность, смелость, мужество, самообладание, работоспособность.

о

Военно-технические и хозяйственные функции деятельности офицера: с

СЪ

- поддерживать в состоянии боевой готовности вооружение и боевую технику и другие 2!

технические и специальные средства; ^

- обеспечивать грамотную их эксплуатацию и хранение; ^

- бережно хранить и эксплуатировать материальное имущество подразделения, караулов и 3

других объектов;

- организовывать экономическую работу в подразделении; Оо

- заботиться о продовольственном, материальном и техническом довольствии личного состава,

быть внимательным к запросам военнослужащих; 2

- руководить работой технического кружка.

1. Военно-технические и хозяйственные знания: ^

- боевой техники, вооружения, ИТС, имеющихся на вооружении в подразделении;

- боевой техники и вооружения вероятного противника, преступных формирований;

- боевого, технического, инженерного и тылового обеспечения подразделений;

- основных задач и организации войскового хозяйства в подразделении;

- порядка обеспечения личного состава продовольствием, вещевым имуществом, вооружением, организации денежного и квартирного довольствия;

- правила дорожного движения и основы безопасности движения, общее устройство механизмов автомобиля, БТР и БМП.

2. Технические и хозяйственные навыки и умения:

^ - стрельбы из всех видов оружия, имеющегося на вооружении подразделения, управления огнем

взвода, роты;

- управления всеми видами боевой техники и транспортными средствами, организовывать

^ работу по предупреждению ДТП; ф ( - организовывать и проводить проверку боя стрелкового оружия и приводить его к

^ нормальному бою;

^ - использовать возможности ИТС при организации боевой службы;

15 - организовывать и осуществлять должностной контроль всех сторон военно-хозяйственной

^ деятельности в подразделении (снабжение, эксплуатация, ремонт боевой техники, оружия и имущества). ос

^ 3. Военно-технические и хозяйственные качества офицера:

- любовь к технике и оружию;

- техническая эрудированность и культурность;

- аккуратность и точность; заботливость, внимательность и чуткость к просьбам подчиненных;

- экономическая сметка, практичность ума.

Военно-воспитательные функции деятельности офицера:

3 - изучать и анализировать поведение и действия военнослужащих, психологию воинского

^ коллектива, микрогрупп;

^ - целеустремленно, планомерно организовывать и проводить воспитательную работу со всеми

§ категориями военнослужащих;

- воспитывать у личного состава преданность Родине, народу;

^ - воспитывать верность Военной присяге и культуру взаимоотношений с людьми;

^ - формировать у всех военнослужащих морально-боевые качества;

^ - оценивать, предвидеть и прогнозировать последствия воспитательных воздействий.

ок

^ 1. Общие психолого-педагогические знания:

&

- сущности и закономерностей военно-педагогического процесса в войсках;

- целей, задач и содержания воспитания и самовоспитания военнослужащих;

- основных закономерностей воинского, нравственного, правового, физического, экологического и эстетического воспитания;

- сущности и системы методов и форм воспитательной работы в подразделении;

- основных направлений руководства педагогической деятельностью сержантов, актива;

- психологию личности воинского разнонационального коллектива;

££ - пути повышения общей и педагогиче ской культуры младших командиров.

£

^ 2. Психолого-педагогические навыки и умения:

изучать все компоненты психологии личности и воинского коллектива;

15

^ - давать всестороннюю психологическую характеристику личности и коллектива;

- формулировать педагогические цели и задачи воспитательной работы в подразделении;

^ - планировать и организовывать проведение воспитательной работы в соответствии с

^ требованиями жизни и боевой службы;

^ - реализовывать требования принципов и методов воспитания военнослужащих;

- проявлять творчество, взаимодействие, включать подчиненных во все виды деятельности (в боевую службу, боевую учебу, в общественную работу);

- организовывать и стимулировать самосовершенствование каждого военнослужащего.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Общепедагогические качества:

- педагогическая убежденность, требовательность, гуманность;

- доброта, порядочность, человечность; терпимость, справедливость, милосердие.

Военно-дидактические функции офицера: В

с

- организовывать и лично проводить занятия по предметам служебно-боевой подготовки, ^ учитывая их особенности;

- определять и четко формулировать (для себя и подчиненных) цели, объем содержания темы и занятия, систему конкретных знаний, навыков и умений;

- решать воспитательные задачи в ходе обучения; ^

- использовать эффективные формы организации и методы обучения военнослужащих, ^

проявлять творчество; мобилизовывать, стимулировать активную учебно-познавательную деятельность обучаемых;

- оценивать результаты обучения и вносить коррективы в свою деятельность и познавательную деятельность подчиненных.

Г'Ь1

1. Военно-дидактические знания:

- сущности задач и особенностей процесса обучения военнослужащих;

- дидактических закономерностей, принципов и путей реализации их требований; ^

- основных концепций обучения и путей реализации их содержания в боевой подготовке с

личного состава;

- системы

- методики проверки и оценки результатов учебной работы офицера.

3. Военно-дидактические качества:

- дидактическая грамотность; педагогическая наблюдатели личная примерность и опрятность;

к

о

- системы форм и методов обучения военнослужащих; г

у

3;

2. Военно-дидактические навыки и умения: 5;

в

организовывать и творчески проводить различные виды занятий; ^

- осуществлять педагогический анализ учебных занятий, поведения военнослужащих; и реализовывать принципы, методы и приемы обучения;

- руководить самообразованием военнослужащих; е

- изучать, обобщать и внедрять передовой опыт обучения и воспитания, результатов исследовательской работы в свою практику;

- проверять, оценивать обученность и воспитанность подчиненных, перестраиваться в работе.

- педагогическая наблюдательность, мышление, такт, требовательность, педагогическая техника; с

и

- чувство нового, любознательность. и

Функции деятельности офицера по индивидуальному обучению и воспитанию I©» подчиненных: Оо

- изучать индивидуальные, возрастные, национальные и другие особенности военнослужащего, ^

К)

их влияние на его поведение и действия;

- оказание индивидуальной помощи в интеллектуальном, нравственно-правовом, физическом развитии;

- забота о состоянии здоровья каждого военнослужащего, постоянно общаться и поддерживать ^ хорошее настроение;

- анализировать объективно, тактично оценивать уровень обученности и воспитанности каждого солдата, сержанта, прапорщика, подчиненного офицера;

- повышать общую и профессиональную культуру каждого военнослужащего.

1. Психолого-педагогические знания:

сущности и закономерности индивидуального воспитания;

- психологии личности военнослужащего;

- методов изучения личности;

- историю жизни и воспитания военнослужащего;

^ - особенностей проявления психики того или иного подчиненного.

Гч

2. Навыки и умения индивидуальной учебно-воспитательной работы:

С2 - изучение индивидуальных особенностей личности;

СУ} - разрабатывать всестороннюю психологическую характеристику личности;

^ - формулировать педагогические цели и задачи в обучении и воспитании военнослужащего с

^ учетом его особенностей;

5 - взаимно доверительно общаться, составлять план работы и оказывать помощь в его

^ реализации;

^ - руководить самообразованием и самовоспитанием;

^ - педагогически продуманно стимулировать работу подчиненного над собой.

и

а»

3. Личностные качества офицера:

- доброжелательность, искренность, заботливость;

- тактичная требовательность, внимательность к недостаткам;

- терпеливость, устойчивость к срывам и педагогический оптимизм.

Функции деятельности офицера по укреплению воинской дисциплины:

- формировать социальную, нравственную и правовую сознательность;

І5 - воспитывать понимание и сознание своего патриотического долга, верность Военной присяге;

^ - развивать ответственность исполнения своих должностных и общественных обязанностей;

^ - разъяснять и развивать сознательное повиновение командирам и начальникам;

^ - поддерживать в подразделении четкий уставной порядок жизни и взаимоотношений.

£

^ 1. Военно-профессиональныезнания:

N

^ - понятий дисциплины и дисциплинированности.

- психологического анализа поступка (проступка);

^ - психологических условий укрепления дисциплины; сущности и способов формирования

&

- различных факторов, влияющих на личность и поведение военнослужащих;

^ - профилактики конфликтов и неуставных взаимоотношений;

- правовых основ укрепления воинской дисциплины и порядка в подразделении.

2. Навыки и умения офицера по укреплению воинской дисциплины:

^ - уважение закона, прав и обязанностей военнослужащего в сочетании с высокой

^ требовательностью;

^ - взаимной вежливости при обращении и отдания воинского приветствия;

- поддержания взаимоотношений между всеми категориями военнослужащих;

££ - совершенствование общей и педагогической культуры у всех военнослужащих, особенно у

3 молодых офицеров и сержантов;

- поддержания в подразделении уставного порядка;

^ - педагогического использования дисциплинарной практики в интересах боевой службы и

^ воспитания сознательной дисциплинированности военнослужащего.

3. Военно-профессиональные качества:

- личная дисциплинированность и исполнительность офицера;

- правовая грамотность; корректная требовательность и справедливая принципиальность;

- интеллигентность, опрятность и воинская вежливость во взаимоотношениях с подчиненными.

Социально-правовые функции деятельности офицера:

- создавать в воинском коллективе благоприятную социально-психологическую правовую атмосферу;

- поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими;

- повышение ответственности офицеров и сержантов за безопасность личного состава; I Ьв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение правовой защищенности военнослужащих, их чести и достоинства; ^

- недопущение неправомерных действий должностных лиц, выходящих за пределы уставных взаимоотношений, ущемляющих их права и обязанности.

1. Знания офицера в области культурно-просветительной работы:

Гі

к

я

1. Социально-правовые знания: ^

а

- содержание Основного Закона - Конституции Российской Федерации; й

- содержание законов, общевоинских и специальных уставов, инструкций и наставлений, регламентирующих жизнь и воинскую деятельность военнослужащих внутренних войск;

- содержание нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок прохождения воинской службы и социального обеспечения военнослужащих;

- содержание законодательных актов, обеспечивающих свободу и безопасность личности, прав человека, гарантирование правовой защищенности гражданина и его гражданской активности.

2. Навыки и умения офицера в осуществлении социально-правовых функций:

- оформлять гражданско-правовые заявления, жалобы, определения и т.п.; СЪ

организовывать и проводить мероприятия правовоспитательного характера, нацеленные на °

формирование и повышение правовой культуры военнослужащих; о

решать вопросы социальной и правовой защиты подчиненных; воспитывать у у

военнослужащих уважение законов и прав человека, неукоснительное соблюдение требований ^

законности. Я

СЬ

3. Профессиональные качества:

СЪ

„ а

- правовая подготовленность, культурность;

- готовность к защите конституционных прав и свобод подчиненных; принципиальность, смелость, мужество в слове и действиях.

Культурно-просветительные функции деятельности:

- планирование и осуществление культурно-просветительных мероприятий с учетом интересов

личного состава; .

привлечение актива и членов семей военнослужащих в проведение культурного досуга и ^

отдыха личного состава; с

- использование различных форм и методов культурно-просветительной работы; и

организация коллектива художественной самодеятельности, его подготовки и выступления Я

перед личным составом; ^

- организация просмотра телепередач, прослушивания радио;

- организация и создание условий для чтения изданий периодической печати и художественной

литературы I

1

и»

К)

- основных руководящих документов по организации и материальному обеспечению ^ мероприятий;

- содержания и основных форм и методов культурно-просветительной работы;

- основных норм довольствия подразделения культурно-просветительным имуществом;

- возможностей центров и очагов культуры и природных данных в районе дислокации подразделения.

2. Навыки и умения культурно-просветительной работы:

- планирования культурно-просветительных мероприятий;

- организация подготовки и проведения культурно-просветительных мероприятий в предвыходные, выходные и праздничные дни;

- организация и использования различных форм и методов культурно-просветительной работы.

^ Функции офицера по военно-физическому воспитанию и спортивно-массовой работе:

и

5 - разъяснять значение физической подготовки для здоровья и повышения качества боевой

^ службы;

а*

3. Профессиональные качества:

^ - жизненная активность;

- отзывчивость к культурным потребностям подчиненных;

- организаторские качества.

Л - организовывать и проводить учебные занятия по физической подготовке, утреннюю

^ физическую зарядку;

- организовывать физические тренировки в процессе обучения в составе взвода, роты;

- применять физические упражнения в целях психологической подготовки военнослужащих к

^ сложным условиям службы;

- организовывать и проводить массовые военно-спортивные состязания, сдачу норм ВСК;

- проверять и оценивать физическую подготовленность военнослужащих отделения, роты, взвода;

- вести учет подготовленности и спортивной работы в подразделении.

и

^ 1. Военно-спортивные знания:

* ф -

^ - наставления по физической подготовке;

^ - методики организации и проведения учебных занятий по физической подготовке и физической

^ зарядке;

^ - методики организации и проведения массовых спортивных праздников и других мероприятий

^ в подразделении;

^ - систему проверки и оценки одиночной физической подготовки военнослужащего и

^ подразделения.

2. Навыки и умения офицера:

- организовать и провести учебные занятия по физической подготовке с личным составом ^ отделения, взвода, роты;

- разъяснить и убедить в необходимости заниматься активно физической зарядкой и спортом, методически правильно провести утреннюю физическую зарядку;

- организовать и провести спортивный праздник, соревнование в подразделении.

3. Военно-физические и методические качества:

- сила, ловкость, выносливость, быстрота реакции, умение плавать, владеть приемами самбо, ^ рукопашного боя, смелость;

5 - педагогическая и методическая грамотность.

^ Функции деятельности офицера по поддержанию деловых взаимоотношений с местными

органами власти и другими организациями:

- поддерживать регулярные взаимоотношения с руководителями местных органов власти;

- осуществлять постоянное взаимодействие по вопросам жизни, службы, быта, отдыха и воспитания личного состава и гражданской молодежи;

- поддержание общественного порядка в районе дислокации подразделения.

1. Знания офицера:

- структуры органов власти и их руководителей;

- прав работников органов власти, других организаций и их возможностей по организации взаимодействия;

- свои обязанности по взаимодействию с органами власти и другими организациями. ^

2. Навыки и умения: с

вхождения в контакт и налаживания деловых взаимоотношений с руководителями органов %

к

власти и организациями;

- планирования совместной работы по вопросам жизни, быта, службы и отдыха военнослужащих и членов их семей;

- организации военно-патриотического воспитания гражданской молодежи и школьников.

3. Профессиональные качества:

а

а

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- общая культурность;

- коммуникативность;

- обаятельность;

привлекательность; р

- инициативность;

- деловитость. р

с

Военно-организаторские функции деятельности офицера: о

- организация коллективной и индивидуальной служебно-боевой деятельности подчиненных; °

- организация учебно-воспитательной, служебно-правовой и других видов воинской у

деятельности офицера подразделения; %

организация всестороннего материально-технического, хозяйственного и денежного

Я сь

довольствия; ^

- организация своего поведения в зависимости от цели, решаемых военно-педагогических задач деятельности подчиненных;

- организация служебной и учебно-познавательной деятельности подчиненных.

1. Военно-организаторские знания:

- основ научной организации труда и управления войсками;

- планирования, контроля, учета различных видов деятельности;

- аналитической и прогностической деятельности;

- своих организаторских способностей и возможностей подчиненных.

2. Навыки и умения организаторской деятельности: ^

с

- определять цели деятельности; оценивать обстановку; 8

принимать решения;

- планировать работу и мобилизовывать людей; ^

- определять средства и способы достижения целей деятельности;

- осуществлять контроль и оценку результатов;

вносить коррективы в свою деятельность и деятельность подчиненных. ^

3. Организаторские качества:

целенаправленность и инициативность;

- компетентность и дальновидность; ^

- организованность и деловитость;

- общительность и распорядительность;

- решительность, настойчивость, творчество;

- ответственность, критичность и гибкость ума.

Еще раз подчеркнем, что разработанная профессиограмма офицера подразделения внутренних войск может рассматриваться как приближенный образец «нормативного» эталона офицера. В ней выражаются существенно важные деятельностные и личностные признаки профессии, в которых зафиксирован накопленный общественный опыт, отвечающий заданным требованиям.

Относительно подробное описание содержания функциональной структуры деятельности и личностных качеств офицера позволяет самым существенным образом улучшить целенаправленное формирование нужных качеств у молодых офицеров подразделения, а следовательно, повысить ^ эффективность их военно-педагогической работы. Профессиограмма может выступить в качестве программы по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства офицеров при 1^4 осуществлении командирской подготовки, а также в процессе военно-педагогического самосовершенствования офицера. Наличие, содержание и уровень сформированности основных компонентов функциональной структуры деятельности и личности офицера могут выступить в качестве ^ критериев оценки эффективности профессиональной деятельности офицера подразделения как ^ военного организатора и педагога.

^ 1 См.: Якунин В.А. Психологические основы управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Дис. ... докт.

^ психол. наук. Л., 1989. С. 81.

Л 2 См.: Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М., 1971; Губин В.А. Формирование

командирских качеств у курсантов военных училищ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1965; Корочкин Б.П. Методологические ^ вопросы разработки профессиограммы офицера-политработника // Содержание деятельности и личностные качества офицера-политработника. М., 1976. С. 9-17.

3 Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990. С. 14.

а В.А. Юренкова*

&

§ Социально-психологические

^ и индивидуально-психологические факторы,

^ детерминирующие процесс наркотизации личности

I

В статье излагаются основные факторы, детерминирующие процесс наркотизации личности. Всесторонне поведения. Приведены примеры.

рассмотрены социально-психологические и индивидуально-психологические причины зависимого от наркотиков

^1

Yrenkova V.A. Socially and the individually-psychological factors determining process наркотизации ^ of the person. In clause the major factors determining process of the drugging of the person are stated. The socially-psychological and individually-psychological reasons of behaviors dependent on drugs are comprehensively considered. Examples are resulted.

3

X

^ Вопрос о том, что заставляет человека приобщаться к употреблению наркотических средств,

О начал занимать ученых, как только стало очевидным пагубное влияние таких средств на организм, т.е. ■£ со второй половины Х1Х в. В различные периоды общественного бытия его острота варьировалась, что зависело от уровня развития науки, цивилизации, распространенности явления, отношения к нему тех или иных государств и т.д. Возникали и разнообразные концепции, объясняющие природу ^ наркотизации индивида.

^ Среди первых были так называемые «дегенеративные» теории, которые связывали наркоманию

с заболеванием и процессом вырождения в отдельных семьях и кланах. Таким образом, по мнению ученых того времени, наркомания, по сути, находилась в одном ряду с «царской» болезнью -гемофилией, роднясь с ней своей этиологией. Впоследствии были другие теории, но необходимо

* Доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.