Научная статья на тему 'Понятие военно-педагогической компетентности и особенности её формирования у будущих офицеров'

Понятие военно-педагогической компетентности и особенности её формирования у будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1864
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотов Александр Александрович, Бунин Сергей Викторович, Беловолова Светлана Павловна

В статье рассматриваются понятия компетенция, компетентность, педагогическая компетентность и особенности формирования военно-педагогической компетентности у будущего офицера с учётом требований, предъявляемых к выпускнику ВОУВПО внутренних войск основной образовательной программой по дисциплине «Военная педагогика», специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотов Александр Александрович, Бунин Сергей Викторович, Беловолова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие военно-педагогической компетентности и особенности её формирования у будущих офицеров»

раздел V

ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.01

Зотов Александр Александрович

Адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, [email protected], Новосибирск

Бунин Сергей Викторович

Кандидат педагогических наук, [email protected], Москва Беловолова Светлана Павловна

Доктор педагогических наук, профессор НГПУ, НВИ ВВ МВД России, [email protected], Новосибирск

ПОНЯТИЕ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Zotov Aleksandr Aleksandrovich

А Military Post-Graduate Novosibirsk Military Institute of Interior Troops named after I. K. Yakovlev of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, [email protected], Novosibirsk

Bunin Sergei Victorovich

Candidate of Pedagogy, [email protected], Moscow

Belovolova Svetlana Pavlovna

Doctor of pedagogics, professor NGPU, NVI MVD of Russia, [email protected], Novosibirsk

THE CONCEPT AND PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF FUTURE OFFICERS’ MILITARY AND PEDAGOGICAL COMPETENCY IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

OF INTERIOR TROOPS

На современном этапе развития внутренних войск МВд России, военное образование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой профессионального роста военного специалиста, повышения эффективности применения войск при выполнении возложенных на них Федеральным законом задач [15].

В числе важнейших направлений деятельности внутренних войск, нуждающихся в концентрации усилий, является работа с офицерскими кадрами. В рамках обучения и воспитания подчиненных, возникла необходимость в

качественно иной подготовке будущего офицера, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с гибкостью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к решению поставленных перед войсками задач.

В настоящее время ведутся поиски новых форм, путей подготовки офицерских кадров в условиях военных институтов, способных удовлетворить спрос войск в выпускниках, умеющих компетентно обучать и воспитывать личный состав. Проблема компетентности будущего офицера довольно активно рассматривается в военной среде: педагогические основы управления процессом формирования педагогической компетентности будущего офицера (Г. Г. Кисёлев), формирование педагогической компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России в процессе учебной практики (П. Н. Коноваленко), педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ (Л. Ю. Кривцов). Цель обозначенных работ, это выявление условий, факторов, критериев, педагогической подготовки офицерских кадров, разработка путей их совершенствования. На наш взгляд рассматриваемая в научных трудах «педагогическая компетентность» не достаточно полно отражает специфику деятельности будущего офицера, в связи, с чем возникла необходимость введения в педагогическую науку понятия «военно-педагогическая компетентность».

Одной из ведущих составляющих новой образовательной парадигмы в на сегодняшний день является компетентностный подход. Понятие компетентности шире понятия знания или умения, или навыка, оно включает их в себя, тем не менее это понятие иного смыслового ряда. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную - технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [12, с. 14]. В этом плане компетентностный подход как одно из ключевых направлений реформирования российского образования «следует признать крайне полезным для отечественной системы высшего профессионального образования» [11, с. 42], так как «основное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в нахождении путей обеспечения деятельностной позиции в образовательном процессе, способствующих становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, компетентного решения новых проблем и задач» [5, с. 35].

Термины «компетентность» и «компетенция», как инструмент педагогических исследований, требуют уточнения их смысла и разграничения, в связи с близкими по смыслу и назначению понятиями.

Анализ соответствующих источников позволяет констатировать нерешенность проблемы соотношения данных понятий в отечественной науке. Одни авторы (Л. И. Васильев, А. Н. Мальцев, Н. Соснин и др.) употребляют эти понятия в качестве синонимов. Другие авторы данные понятия считают близкими, но все-таки, разноплановыми. По мнению И. А. Зимней в смысловой основе компетентностного подхода должна находиться категория компетентность [3].

Компетентность (от лат.competens - надлежащий, способный) - это обладание знаниями и опытом в определенной области [10, с. 241], [8, с. 164], интегральная профессионально-личностная характеристика, определяемая готовностью и способностью специалиста выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами [6, с. 4]. При этом компетенция (от лат.competere добиваться, соответствовать, подходить) - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [4]; способность применять знания, умения, опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях [7, с. 19]. Из этих определений видно, что понятие компетенции является более узким и, в целом, обусловленном знаниями, умениями и навыками в области какой-либо профессии.

Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению специалистом своего места в мире, вследствие чего образование _ предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости [1, с. 12]. Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития человека, его не столько психологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [9].

Все сказанное позволяет констатировать, что компетентностный подход выдвигает на первое место не просто информированность личности в области своей профессии, а динамическую способность разрешать проблемы, возникающие в разнообразных профессиональных и жизненных ситуациях.

А. Хуторской предлагает следующие их определения:

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Иными словами, компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного индивида. Таких качеств целый веер - от смысловых и мировоззренческих (например, зачем мне необходима эта компетенция) до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю ее в жизни). Компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенции.

Для более четкого разграничения понятий «компетенция» и «компетентность» А. И. Сурыгин определяет их следующим образом:

- под компетентностью, с точки зрения результатов образования, понимается способность личности к выполнению какой-либо деятельности, или действий, способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты между людьми.

- компетенция - это содержание соответствующей компетентности в виде системы знаний, умений, опыта и степени удовлетворительного овладения определенными нормами общения, поведения как результата научения.

Итак, понятие «компетентность» более широкое по отношению к «компетенции», оно вбирает в себя понятие «компетенция», являющееся содержанием образования и формирующее «компетентность» обучаемого.

Анализ работ по проблеме компетенции и компетентности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание самих понятий «компетенция» и «компетентность».

Под профессиональной компетентностью Н. В. Кузьмина понимает «способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется»

Л. М. Митина в понятие «педагогическая компетентность», включает «знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности» [2].

Анализ научной литературы показывает, изучение проблемы компетентности учителя, исследователи в своих работах используют термины «профессиональная компетентность» (В. Р. Веснин, Б. С. Гершунский, Т. В. До-будько, А. К. Маркова), «Педагогическая компетентность» (Л. М. Митина), либо оба термина (Н. Н. Лобанова), а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (В. А. Адольф, Ю. Н. Кулют-кин, Г. С. Сухобская).

В. Р. Веснин под профессиональной компетентностью понимает «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям».

По мнению В. А. Адольфа «Профессиональная педагогическая компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса».

Вводя понятие «военно-педагогической компетентности» мы взяли за основу трактовку исследователя П. Н. Коноваленко, «педагогическая компетентность курсантов образовательных учреждений МЧС России - это интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности, включающая высокий уровень педагогической культуры, высокую правовую культуру, сформированность коммуникативных умений, умение вести воспитательную работу с подчиненными, эффективно орга-

низовывать работу с коллективом и взаимодействие в экстремальных условиях» [13].

Рост внимания к военно-педагогической компетентности будущих офицеров внутренних войск в настоящее время обусловлен задачами повышения боевой готовности подразделений, совершенствования морально-психологической подготовки личного состава. При этом немаловажную роль играют постоянное усложнение морально-психологических нагрузок военнослужащих, связанных с ведением боевых действий в современных условиях, необходимость интенсифицировать процесс обучения и воспитания личного состава, решать учебные задачи в короткие сроки, быстро овладевать новыми способами ведения боевых действий, новыми образцами оружия и боевой техники.

Исходя из вышеизложенного, под военно-педагогической компетентностью будущих офицеров будем понимать разностороннюю сущностнопсихометрическую характеристику личности, включающую высокую профессиональную культуру, эффективное оперирование педагогическими методами, средствами и приемами, высокую коммуникабельность позволяющую качественно выполнять поставленные задачи по обучению и воспитанию подчиненных в целях повышения боевой готовности, как в мирное, так и военное время.

На наш взгляд, формировать военно-педагогическую компетентность курсантов в процессе обучения и воспитания в стенах ВОУВПО, значит учитывать вопросы психического здоровья военнослужащих, психологическую закалку, психологический отбор и военно-профессиональную ориентацию молодежи, а также национально-психологические особенности, сильные и слабые стороны морально-психологического состояния военнослужащих. Кроме того необходимо поставить будущих офицеров в такие условия и ситуации, где желательные мотивы, цели, методы складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, на основе стимулирования, активизации и развития познавательной активности курсанта, связанной с предоставлением свободы и ответственности, возможности творить.

С нашей точки зрения, формирование военно-педагогической компетентности будущих офицеров должно проходить в условиях проявления внутренних побуждений личности к продуктивной деятельности связанной с будущим обучением и воспитанием подчиненных, осознания собственных возможностей и дальнейшего саморазвития.

В Новосибирском военном институте внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, выпускника ВОУВПО внутренних войск и направления формирования соответствующей компетентности по дисциплине новой образовательной программы.

Исходя из требований основной образовательной программы по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» внедренной в образовательный процесс военных институтов внутренних войск МВД России с сентября 2011 года, предъявляемых по дисциплине «Военная педа-

гогика» к выпускнику, мы можем обозначить некоторые аспекты формирования военно-педагогической компетентности будущего офицера [14]:

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

1. Общекультурными (ОК):

- способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

- способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

- способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации,

- обобщению, критическому осмыслению, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

- способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);

- способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);

2. Профессиональными (ПК):

- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

2. 1В правоохранительной деятельности:

- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

- способность осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-16);

2. 2 В педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-29);

- способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30).

3. Военно-профессиональными (ВПК):

- способен иметь высокий уровень военно-профессиональной подготовки, творчески подходить к решению задач боевой готовности подразделения, укрепления воинской дисциплины и службы войск, воспитания личного состава и улучшения его быта (ВПК-4);

- готов соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия (ВПК-12);

3. 1 В педагогической деятельности:

- готовностью организовывать в подразделении боевую подготовку, лично проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами (старшинами), а также с подразделениями (ВПК-24);

- способностью проводить консультирование личного состава по военно-социальным вопросам (ВПК-41).

3.2. В воспитательной деятельности:

- способен формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества (ВПК-26);

- способен постоянно проводить с подчиненными индивидуальную работу по воинскому воспитанию, принимать меры по сплочению воинского коллектива (ВПК-27);

- готов планировать морально-психологическое обеспечение в подразделении (ВПК-28);

- готов проводить воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего (ВПК-29);

- готов организовывать в подразделении общественно-государственную подготовку (ВПК-32);

- готов проводить правовое воспитание личного состава подразделения (ВПК-33);

- способен воспитывать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы, обобщать и распространять положительный опыт работы в подразделении по обеспечению выполнения этих требований (ВПК-34);

- способен подводить итоги боевой подготовки подразделения, состояния воинской дисциплины и внутреннего порядка, внутренней и караульной служб, а также безопасности военной службы (ВПК-38);

- способен проводить консультирование личного состава по военносоциальным вопросам (ВПК-41);

В результате изучения дисциплины выпускник должен:

знать:

- требования правовых актов МВД России и главнокомандующего внутренними войсками МВД России по организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России (ОК -1, ВПК - 5);

- сущность воспитания военнослужащих, цели и задачи воспитания, содержание системы воспитания военнослужащих: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое (ОК-1, ОК-7);

- субъекты и объекты системы воспитания, педагогическую технологию воспитательной работы, управление системой воспитания (ОК-16, ПК-2);

- общие вопросы военной педагогики, теорию и методику обучения военнослужащих, педагогические основы воспитания военнослужащих (ВПК-41);

- общие основы военной психологии, психологические особенности военной службы, психологическое обеспечение профессиональной деятельности военнослужащих (ОК-5, ОК-9, ВПК-1);

уметь:

- использовать принципы, законы и методы военной педагогики и психологии для решения военно-профессиональных задач (ПК - 2, ПК-11, ПК-16, ПК-30,ВПК - 24);

- обеспечивать эффективность системы воспитания военнослужащих в контексте социальной модернизации страны, инновации в педагогическом механизме и технологии воспитания (ОК - 1);

- оценивать факты и явления военно-педагогической деятельности с нравственной точки зрения, осуществлять с позиции военно-профессиональной этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях (ОК - 5, ОК-16, ВПК - 41);

- анализировать механизм возникновения и разрешения конфликтов в воинских коллективах, природу и пути предупреждения девиантного поведения в конкретных служебных ситуация (ОК - 7, ПК -16);

- правильно стоить общение в воинском коллективе, в том числе представителями различных национальностей и конфессий, диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в конфликтного поведения (ОК - 7, ПК-16);

- на высоком методическом уровне качественно проводить занятия по предметам боевой подготовки и общественно-государственной подготовки, широко применяя формы, методы и принципы обучения военнослужащих (ВПК-24, ВПК - 41);

владеть:

- методическими основами анализа эффективности системы воспитания военных кадров (ОК - 5, ПК - 2);

- совокупностью методов и приемов воспитания, объединенных формами воспитательной работы в систему (ПК - 24);

- основными принципами воспитания и методами изучения субъектов и объектов воспитания (ОК - 7, ОК - 9);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совокупностью методов и принципов обучения военнослужащих, с применением различных форм проведения занятий (ОК-7, ПК-30, ВПК-41);

- методами воспитательных воздействий и взаимодействий, профилактики и перевоспитания военнослужащих, средств морального и материального стимулирования, техническими и инновационными средствами (ПК-16);

- реализовать средства и методы воспитания военнослужащих в формах воспитательной работы (ПК-30);

- анализом психологии личности и воинского коллектива, навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия (ОК - 1);

- методами психологической релаксации и особенностями психологии воинской деятельности (ОК - 7, ОК - 9).

Таким образом, в настоящей статье нами показано формирование военнопедагогической компетентности как необходимое условие будущей эффективной профессиональной деятельности офицера.

Библиографический список

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. А. Сериков // Педагогика. - 2003. - 10. - С. 8-14.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - 5. - С. 37-39.

3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход каково его место в системе подходов к проблемам образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - 8. - С. 20-26.

4. Кантор, И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы [Текст] / И. М. Кантор. - М.: Педагогика, 1980. - 158 с.

5. Козырева, В. А. Компетентностный поход в построении профессиональной подготовки специалиста в области образования [Текст] / В. А. Козырева, Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпиицина // Информационный бюллетень 1 (29) УМО по направлению педагогического образования. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - С. 34. - Материалы. IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Научный потенциал студенчества в XXI веке Том второй. Общественные науки. г. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. 405 с. © Северо-Кавказский государственный технический университет, www.ncstu.ru

6. Никитин, Э. Условия диктует жизнь [Текст] / Э. Никитин // Школа. - 1998. -

3. - С. 2-6.

7. Олейникова, О. Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях : учебное пособие [Текст] / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. - М.: Альфа, 2005. - 288 с.

В. Психолого-педагогический словарь-справочник [Текст] / Составитель Ю. А. Добейко, Н. М. Борозенец - М.:Народное образование; Ставрополь: Изд-во СтГАУ АГРУС, 2004. - 256 с.

9. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. В. Сериков; под. ред. В. А. Сласте-нина, И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр Академия, 200В - 256 с.

10. Словарь иностранных слов [Текст]. - 9-е изд., испр. - М.: Русский язык, 19В2. - 60В с.

11. Соснин, Н. Компетентностный подход: проблемы освоения [Текст] / Н. Соснин // Высшее образование в России. - 2007. - 6. - С. 42-45.

12. Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]. - М., 2000. - С. 14.

13. Коноваленко, П. Н. Формирование педагогической компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России в процессе учебной практики [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 0В / П. Н. Коноваленко. - Шуя, 2005, 1В1 с.

14. Квалификационные требования к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников и основная образовательная программа федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России. Утверждены Приказом ГКВВ МВД России от 16. 06. 2011 года № 220.

15. Федеральный закон от 6. 02. 1997 года N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Статья 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.