Научная статья на тему 'Педагогическая компетентность выпускника военного вуза: к постановке проблемы'

Педагогическая компетентность выпускника военного вуза: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАНННОСТИ / COMPETENCE / FORMING PEDAGOGICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS / LEVEL OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Андрей Игоревич

В статье на основе анализа исследований отечественных ученых и литературы рассматривается сущность и содержание понятия «педагогическая компетентность», а так же педагогическая компетентность выпускника военного вуза. Раскрывается педагогический процесс подготовки выпускника военного вуза, его свойства педагогической личности, исследования посвященные формированию различных аспектов педагогической компетентности педагога и обучению, различным видам педагогической деятельности будущих офицеров, образовательный процесс, реализуемый в модели формирования компетентности выпускника военного вуза, который определяется интегрированной cовокупностью форм, методов и средств как механизмов его реализации, педагогические умения и навыки, которые отражают основные требования, предъявляемые к выпускникам их практической профессиональной деятельности и отражают ее характерную специфику, а так же признаки, отражающих конструкт, который можно назвать управленческие качества как: способность организовывать службу войск и управлять безопасностью военной службы в подразделении, обеспечивать управление в подразделениях общевойсковых соединений, обеспечивать защиту государственной тайны в подразделении, организовывать и проводить занятия с подчиненными, руководить коллективом, его мнением, настроением и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко Андрей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical competence of a graduate of a military academy: problem statement

In article on the basis of the analysis of researches of domestic scientists and literature examines the nature and content of the notion "pedagogical competence" pedagogical competence of the graduate of a military Academy. Reveals the pedagogical process of preparation of the graduate of a military Academy, its pedagogical properties of the individual, research on the formation of different aspects of pedagogical competence of the teacher and learning the various types of pedagogical activity of future officers of the educational process that is realized in the model of formation of competence of the graduate of a military Academy, which is an integrated set of forms, methods and tools as mechanisms for its implementation, teaching skills that reflect the basic requirements requirements for graduates of practical professional activities and reflect its characteristic specifics, and characteristics that reflect the construct, which can be called managerial qualities: ability to organise troops and manage military security service in the division, to ensure the management in the units of the combined arms to ensure the protection of state secrets in the division, organize and carry out activities with subordinates to lead the team, his opinion, mood, etc.

Текст научной работы на тему «Педагогическая компетентность выпускника военного вуза: к постановке проблемы»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Дата публикации: 1.01.2017

удК I59.992.48-54. А. И. ПАВЛЕНКО

Педагогическая компетентность выпускника военного вуза: к постановке проблемы

В статье на основе анализа исследований отечественных ученых и литературы рассматривается сущность и содержание понятия «педагогическая компетентность», а так же педагогическая компетентность выпускника военного вуза. Раскрывается педагогический процесс подготовки выпускника военного вуза, его свойства педагогической личности, исследования посвященные формированию различных аспектов педагогической компетентности педагога и обучению, различным видам педагогической деятельности будущих офицеров, образовательный процесс, реализуемый в модели формирования компетентности выпускника военного вуза, который определяется интегрированной совокупностью форм, методов и средств как механизмов его реализации, педагогические умения и навыки, которые отражают основные требования, предъявляемые к выпускникам их практической профессиональной деятельности и отражают ее характерную специфику, а так же признаки, отражающих конструкт, который можно назвать управленческие качества как: способность организовывать службу войск и управлять безопасностью военной службы в подразделении, обеспечивать управление в подразделениях общевойсковых соединений, обеспечивать защиту государственной тайны в подразделении, организовывать и проводить занятия с подчиненными, руководить коллективом, его мнением, настроением и т.д.

Ключевые слова: компетенция, формирование педагогической компетентности, педагогические условия, образовательный процесс, уровень сформированнности

Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Accepted: 1 December 2016 Published: 1 January 2017 No. 6 (24). pp. 48-54.

A . I . PAVL E N КО

Pedagogical competence of a graduate of a military academy: problem statement

In article on the basis of the analysis of researches of domestic scientists and literature examines the nature and content of the notion "pedagogical competence" pedagogical competence of the graduate of a military Academy. Reveals the pedagogical process of preparation of the graduate of a military Academy, its pedagogical properties of the individual, research on the formation of different aspects of pedagogical competence of the teacher and learning the various types of pedagogical activity of future officers of the educational process that is realized in the model of formation of competence of the graduate of a military Academy, which is an integrated set of forms, methods and tools as mechanisms for its implementation, teaching skills that reflect the basic requirements requirements for graduates of practical professional activities and reflect its characteristic specifics, and characteristics that reflect the construct, which can be called managerial qualities: ability to organise troops and manage military security service in the division, to ensure the management in the units of the combined arms to ensure the protection of state secrets in the division, organize and carry out activities with subordinates to lead the team, his opinion, mood, etc.

Keywords: competence, forming pedagogical competence, pedagogical conditions, educational process, the level of formation

Отличительной особенностью образования XXI века является его ориентация на свободное развитие, развитие творческой инициативы, самостоятельность обучаемых, формирование конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов. В связи с этим приоритетным направлением российской образовательной политики, в настоящее время, провозглашен переход от парадигмы к компе-тентностному подходу, который был ранее нормативно закреплён правительственной Программой модернизации российского образования. Современная модель компетентностного подхода была обсуждена и конкретизирована. Основу компетентностного подхода составляют два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Изучение работ по проблеме компетентностного подхода показывает, что однозначного определения компетенции и компетентности, а также единой классификации компетенций до сих пор нет.

Проблема формирования компетенций выпускников вузов является предметов исследования многих отечественных и зарубежных ученых: Зимней И.А., Хуторским А.В., Выготским Л.С., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н.

Так, например, И. А. Зимняя полагает, что понятие компетентности зародилось еще во времена древнегреческого ученого Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим «atere» - «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» [1].

В свою очередь, «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» 1907 года, определяет компетенцию, как «достаточную осведомленность, необходимую для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений» [2].

А. В. Хуторской предлагает следующие определения:

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, т. е. компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач (проблем) [3].

Определения компетентности сходны и дублируют друг друга, в то время как для «компетенции» нет единого толкования, это понятие

трактуется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен». Можно найти такие определения «компетенции» как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитарностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений», «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков» [4].

Будем исходить из того, что под компетентностью понимается комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной сфере деятельности и который зависит от необходимого для этого набора компетенций. Требования к компетентности представлены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВО) в виде профиля будущего специалиста набором компетенций, которые необходимо сформировать у обучаемого по мере освоения программ высшего профессионального образования [5].

Понятие «компетентность» традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста, однако их значение в педагогических науках трактуется не всегда однозначно. Исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева показывают, что формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных педагогических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию [6].

Данный педагогический процесс в чем-то схож с дихотомией языка и речи, определенной Ф.де Соссюром: с одной стороны компетентность является формирующим и развивающим свойством личности, однако с другой стороны, развитие профессиональной пригодности сказывается на развитии личности.

По мнению большинства педагогов, занимавшихся вопросами профессиональной пригодности и формированием педагогической компетенции, основы закладываются с рождением ребенка и определяются нейродинамическими качествами индивида. Между тем они признают доминирующую роль личности и тот факт, что

благодаря высокой степени мотивации успехов в той или иной деятельности могут достигнуть даже люди «профессионально непригодные» с точки зрения их комплекции или быстроты нейродинамических реакций (наиболее яркие примеры мы можем видеть в спорте и в балете). Таким образом, в самом общем смысле, под педагогической компетентностью мы можем понимать педагогический профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в сфере образования и воспитания.

Интересны взгляды западных ученых на вопросы педагогической компетентности. В частности, Ф. Парсон, считает, что каждый человек по своим профессиональным способностям при -годен к выполнению только одной профессии. По его мнению, именно правильный выбор профессии лежит в основе гармоничной самореализации и обусловливает исключение внутренних конфликтов между ожиданиями и возможностями человека[7].

Существует множество исследований, посвященных формированию различных аспектов педагогической компетентности педагога и обучению различным видам педагогической деятельности: организации внеклассной работы, работы с родителями, воспитательной работы, формирование и развитие дидактических навыков и умений учителя, способностей использования элементов психоанализа и т.п. Однако большинство исследователей рассматривает лишь один или несколько аспектов педагогический деятельности, а, следовательно, уделяет внимание формированию того или иного качества, являющегося частью профессиональной компетентности.

«Компетентность» определяется И.А.Зимней как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». Применительно к осуществлению процесса преподавания иностранных языков под компетенцией мы предлагаем понимать совокупность теоретических знаний, необходимых педагогу для осуществления своей профессиональной деятельности, а под термином компетентность - способность практически использовать полученные знания в ходе реализации педагогического процесса[8].

Понятие «педагогической компетенции» преподавателя рассматривается в настоящее время с точки зрения гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности учащегося. Одним из основных элементов образования, с точки зрения гуманистов, являются субъект-субъектные отношения, предполагающие, в отличие от многовековой практики, установившейся в методике обучения различным дисциплинам, равновеликую важность ролей учителя и ученика в

педагогическом процессе. Главной «ловушкой» в данном случае является четкое различение понятий «равновеликая важность» и «равенство». Одинаковая активность сторон образовательного процесса вовсе не обозначает их равенства в плане социальном и психологическом. Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень тонко выдержать грань между сотрудничеством и панибратством и, увлекшись идеями максимально гармоничного самостоятельного развития личности, не упустить из виду тот факт, что любое педагогическое сотрудничество предполагает наличие ведущего и ведомого, главная же задача учителя - реализация роли ведущего, даже в ситуациях, предполагающих иллюзию равенства ролей учителя и обучающихся. Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность - это то, чему можно научиться (во время учебы или на практике), то есть в случае нашего исследования - это уровень владения учителем преподаваемым языком, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность, наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция - это наличие врожденных или благоприобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с аудиторией того или иного возраста (каждый учитель, как правило, предпочитает свою возрастную категорию, т.е. аудиторию того возраста, с которым ему работать наиболее комфортно), способность к изучению иностранных языков, терпение, эм-патия, способность к психологическому наблюдению и анализу и т.д.

Ученые, занимающиеся проблемами профессионализации военных кадров (А.И. Благодаров, В.В. Гусев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев, С.И. Горбенко), считают, что педагогическая компетентность и профессионализм в совокупности образуют явление профессиональной культуры, определяя основное содержание последней. Содержание профессиональной культуры офицера включает такие компоненты как: духовно-нравственное совершенство, офицерский менталитет, военно-профессиональную компетентность, психолого-педагогическую подготовленность.

Военный вуз в соответствии с ФГОС ВО определяет формат компетентности выпускника. Мнения, оценки и требования заказчиков становятся определяющими при уточнении состава и содержания групп компетенций. При этом важно сохранить положительное ГОС ВО второго поколения и максимально использовать преимущества компетентностного подхода, воплощенного в новых ФГОС ВО, максимально снизить отрицательное влияние проблем на результат формирования компетенций будущего военного специалиста в образовательном процессе на основе ГОС ВО второго поколения, существенными недостатками которого применительно к военному вузу являлись - узкий технократичный

подход к определению содержания модели будущего военного специалиста - несогласованность понятий и категорий при определении модели будущего военного специалиста - недостаточная направленность модели на развитие личностных и творческих качеств выпускника. Важно отметить, что модель формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза - это, с одной стороны, результат системного проектирования профессионального становления выпускника совместно с обеспечивающими его реализацию требованиями образовательного процесса, с другой - находящийся в постоянном развитии процесс согласования разработанных в военном вузе образовательных программ с изменяющимися характеристиками современных Вооруженных сил России. Образовательный процесс, реализуемый в модели формирования компетентности выпускника военного вуза, должен определяться интегрированной совокупностью форм, методов и средств как механизмов его реализации. Сочетание форм, методов, средств обучения, подготовка учебных материалов, разработка материалов для текущей и итоговой оценки, а также коррекции результатов обучения определяется формируемыми компетенциями и учитывает субъектные и личностные особенности курсантов [9].

Содержание педагогической компетентности будущих офицеров находится в зависимости от целей, задач и характера педагогической деятельности. К особенностям педагогической компетентности военных специалистов по целям, задачам, результатам служебной деятельности относятся: зависимость целей и задач военной службы от кадровой необходимости МО РФ и закрепления их в положениях нормативно - правовой базы РФ, интегративный характер результатов выполнения служебных задач, сочетающий в себе боевую готовность подразделений и частей, морально - психологическое состояние воинского коллектива и качественные позитивные изменения в конкретной личности военнослужащего. Следует отметить, что формирование педагогической компетентности военных специалистов осуществляется в контексте всесторонней подготовки и становления военных кадров. Оно обусловлено созданием непрерывного образования и развития обучающихся, которые осуществляются логически взаимосвязанно и поэтапно в рамках сложившегося системного подхода к организации образовательного процесса в военном вузе [10].

Образовательный процесс военного вуза представляет собой целенаправленную, организованную, систематически осуществляемую, взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность обучающего (преподаватель, начальник курса) по формированию и развитию у курсантов в том числе и педагогической компетенции, которая необходима для успешного выполнения

должностных обязанностей в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

Формирования педагогической компетентности выпускника военного вуза развернута в интегративном образовательном пространстве военного вуза и учитывает особенности взаимодействия субъектов и структур образовательного комплекса, а также закономерности и результаты профессионального и личностного становления военного специалиста. Организация контроля деятельности курсантов в военном вузе на завершаемом этапе обучения включает: - государственный экзамен, оценивающий уровень сформированности компетенции выпускников в ходе аттестационных испытаний по результатам выполнения комплексных квалификационных заданий - выпускную квалификационную работу, выполняемую каждым выпускником в форме дипломной работы или дипломного проекта и имеющую целью систематизировать и расширить знания и практические навыки выпускников в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, определить уровень подготовленности выпускников к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью и предназначением. Организация контроля деятельности курсантов является важной составной частью модели формирования педагогической компетентности выпускника военного вуза, позволяющая корректировать содержание, формы и методы педагогического процесса в целом, на основе обратной связи в ходе обучения[11].

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (управленческой, инженерной, педагогической и т. д.).

Педагогическая компетентность предполагает, что человек, профессионально работающий в области педагогики, способен рационально использовать всю совокупность цивилизованного опыта в деле воспитание и обучения, а значит, в достаточной степени владеет способами и формами целесообразной педагогической деятельности и отношений.Исходный показатель профессионально-педагогической компетентности - это личностно - гуманная ориентация.

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или над предметной сферы профессиональной деятельности. Их можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в конкретной профессиональной области (например, в военной).

Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль деятельности, создает целостный образ специалиста, а в конечном итоге обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики специалиста [12].

Согласно важным компонентом профессиональной культуры офицера является его непосредственная педагогическая подготовленность. Она характеризует готовность и способность решать задачи воинского труда и повседневной жизни, опираясь на принципы педагогики и других наук, а также непосредственно участвовать в учебно-воспитательном процессе и придавать педагогическую направленность всем сторонам воинского труда.

С учетом вышеизложенного, педагогическая компетентность выпускника военно-инженерного и технического вуза, обусловлена действием общих, особенных и единичных закономерностей военной службы, а ее сущность выражается в сформированности комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского труда.

Отличительными особенностями педагогической компетентности будущего офицера по целям, задачам и результатам воинского труда являются следующие: обусловленность целей и задач военной службы, социальным заказом общества и закрепление их в законах, воинских уставах и приказах; сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность воинского труда, складывающийся из боеготовности воинских подразделений и частей, морально-психологического состояния личного состава и качественных позитивных изменений в конкретной личности военнослужащего; соответствие индивидуальных качеств и действий военнослужащего выдвигаемым целям, задачам и функциям [13].

Исходя из вышеуказанного мы можем выделить несколько факторов, отражающих наиболее общую структуру требований педагогической компетентности к выпускнику военного вуза. Первый фактор объединил педагогические умения и навыки, которые отражают основные требования, предъявляемые к выпускникам их практической профессиональной деятельностью и отражают ее характерную специфику. Они были обозначены как специальные качества. Второй фактор объединил сочетание признаков, отражающих конструкт, который можно назвать управленческие качества (способность организовывать службу войск и управлять безопасностью военной службы в подразделении, обеспечивать управление в подразделениях общевойсковых соединений, обеспечивать защиту государственной тайны в подразделении, организовывать и проводить занятия с подчиненными, руководить коллективом, его мнением, настроением и т.д.).

Третий фактор объединил навыки, способности и умения, в большей степени отражающие умение военного инженера быстро и адекватным образом отвечать на изменение ситуации. Данный фактор был объединен под общим названием адаптивные качества военного инженера.

Четвертый фактор объединил сочетание при-

знаков, которые наиболее полно характеризуют командные качества руководителя инженерно - технического подразделения (поддержание боевой готовности подразделения, организация боевой подготовки подразделения, обеспечение строевой выучки подчиненного личного состава и строевой слаженности подразделения, организация повседневной деятельности подразделения в соответствии с положениями общевоинских уставов и др.).

Пятый фактор объединил педагогические умения и навыки, содержательный анализ которых позволил определить их в общую коммуникативную направленность. Исходя из этого они были обозначены как коммуникативные качества (способность к устной и письменной коммуникации в военно-профессиональной сфере, уметь организовать и проводить занятия с подчиненными, организовать проведение воспитательной работы и мероприятий МПО в подразделении (части) в мирное и военное время и др.).

Выводы: анализ деятельности подготовки офицеров инженерного профиля показывает, что каждый офицер-инженер реализует различные виды педагогической деятельности, качество которых в целом определяет уровень боевой готовности части, в которой он служит. От того насколько офицер будет подготовлен к этим видам деятельности, насколько полно и правильно сможет осознать сложившиеся условия.

Основной закономерностью процесса формирования педагогической компетентности будущих офицеров в ходе обучения в военном вузе является целостность формирования педагогической компетентности курсантов в логической взаимосвязи всего множества ее структурных компонентов. Целостность данного процесса означает наличие взаимообусловленных структур, обеспечивающих полноценное его функционирование. К основным структурным компонентам исследуемого процесса относят: цель и задачи, содержание, функции, субъектно-объектные связи, закономерности, принципы, противоречия, методы, средства, формы, контроль и оценку его результатов. Другой закономерностью выступает зависимость процесса формирования профессиональной компетентности курсантов в ходе обучения в военном вузе от социально- экономических, политических, правовых, военных и других факторов жизнедеятельности общества и государства. Роль педагогически подготовленных военных кадров возрастает и в современных условиях, особенно в связи с появлением новых внешних и внутренних угроз безопасности Российской Федерации, геополитическими изменениями в мире, в условиях таких видов вооруженных конфликтов, как внутренние, международные, пограничные, а также новых форм применения Вооруженных Сил, в т. ч., в миротворческих и контртеррористических операциях, действиях по поддержанию мира.

Педагогическая компетентность выпускника военного вуза формируется в ходе образовательного процесса, задействующего разные формы и способы его организации. Наиболее используемыми являются теоретические занятия, практикумы, стажировки, факультативы, беседы и т.д. К способам формирования педагогической компетенции курсантов мы также относим создание и реализацию комплексной-программы формирования военно-профессиональных компетенций, создание, имитирующих ситуаций, постановку задач и заданий разной: сложности и направленности, ролевые игры, работу на макетах и тренажерах, включение курсанта в разные виды педагогической и профессиональной деятельности. Эти способы применяются в ходе прохождения практики, стажировки, контрольно-проверочных занятий, войсковых учений, маневров, командно-штабных тренировок, мобилизационных учений, подготовки выпускных квалификационных работ [14].

Педагогическая компетентность выпускника высшего военного учебного заведения формируются, развиваются в период обучения в вузе, а затем совершенствуются в период практической службы в воинских частях и подразделениях, в ходе интенсивной боевой подготовки, во время обучения на курсах повышения квалификации, сборах и учениях.

Следовательно, говоря о педагогической компетентности, мы полагаем, что у курсанта в период обучения в военном ВУЗе должны быть сформированы личностные качества.

При этом под компетенцией понимается: «совокупность военно-педагогических качеств, устанавливаемых по отношению к определенным видам профессиональной деятельности, формирование которых является целями обучения».

Компетентность офицеров, их профессионализм связаны с педагогической подготовленностью и зависят от тех знаний, умений и навыков, которые приобретаются ими в период обучения в военных учебных заведениях. При этом компетентность не ставится нами в один ряд с эрудированностью, т. е. простым объемом знаний. Компетентность следует рассматривать как совокупность качеств командира (начальника) позволяющих ему возглавлять подразделение, организовывать деятельность подчиненных, руководить и управлять в повседневных условиях и бою.

На наш взгляд, формирование педагогической компетентности у выпускника военного вуза - это целостный, комплексный и целенаправленный процесс в учебно-воспитательной работе командно-преподавательского состава военного вуза на всех этапах выработки педагогической компетентности у курсантов (формирования и развития педагогических установок, мотивов, целей, убеждений).

Педагогическая компетентность будущего

офицера характеризуется высокой продуктивностью или эффективностью деятельности. Высокопродуктивной считается деятельность, отличающаяся высокими служебными показателями, оптимальной интенсивностью и напряженностью, организованностью, стабильностью и последовательностью, преследующая положительные социально значимые цели, сохраняющая здоровье специалиста и развивающая его как личность. Здесь следует отметить, что процесс развития человека постоянен, а в практическую работу по формированию личности будущих офицеров в современных условиях включаются новые поколения преподавателей военных вузов, которые в большинстве, являясь специалистами различных предметных областей военного дела.

Конечным элементом процесса формирования педагогической компетентности у курсантов в ходе обучения является результат. Результат 0 то, что получено в завершение какой-нибудь деятельности, работы, итог. В логическом понимании результат - это реализованная цель обучения курсантов военных вузов. Основными его показателями выступают знания, умения, навыки и педагогические качества, отраженные в ФГОС ВО и квалификационной характеристике выпускника. Результатом рассматриваемого процесса является сформированная педагогическая компетентность выпускников, позволяющая им эффективно выполнять служебные задачи в соответствии с должностным предназначением. Таким образом, системное рассмотрение сущности и структуры исследуемого процесса показывает, что в современных условиях педагогическая компетентность у курсантов в ходе обучения в военном вузе может быть достигнута с высшей степенью результативности при разработке и внедрении в практику образовательного процесса следующих путей: оптимизации организационной структуры и содержания изучения учебных дисциплин, специальной подготовки, внедрения современных технологий в процесс формирования педагогической компетентности у курсантов, активизации самосовершенствования курсантов по развитию педагогической компетентности.

Приведенные рассуждения позволяют нам сделать вывод, что в настоящее время базисом подготовки педагогически грамотного офицера, компетентного специалиста выступает совместная учебная деятельность, представляющая собой акты обмена действиями, операциями, вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между преподавателем и курсантами и между самими учащимися в процессе освоения данной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 N 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=176010&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.5385630663507#0 (дата обращения: 16 октября 2016)

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://government.ru/ media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf

3. Глайсснер О.Ю. Система высшего образования в Германии: великое множество путей // Alma mater. 2008. № 10. C. 59-60.

4. Дендеберя А.П. Проектирование информационно-дидактической среды педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №2 С.56-61.

5. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

7. Рыкова Е.В., Киселёва Е.С., Романова М.Л., Романов Д.А. Формирование информационно-дидактической компетентности педагогов // Научные труды КубГТУ. 2015. №1. URL: http://ntk.kubstu.ru/file/312 (дата обращения: 25.09.2016)

8. Сагимбаева Г.С., Дарвиш О.Б. Особенности подготовки будущих специалистов в условиях кредитной системы обучения (на примере Казахстана) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=16555 (дата обращения: 16.10.2016).

9. Серик М., Керимбаев Н., Ликерова А. Информационно-дидактическая система как важное звено в интеграции образования // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 12-1. С. 91-92. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=3320 (дата обращения: 25.09.2016).

10. Сидакова Л.В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. 2016. № 2. С. 62-64.

Информация об авторе Павленко Андрей Игоревич

(Россия, Воронеж) Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина

Information about the author

Pavlenko Andrey Igorevich

(Russia, Voronezh) Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.