Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза'

Модель формирования профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1979
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАНННОСТИ / COMPETENCE / MODEL OF COMPETENCE FORMATION / COMPLEX PROGRAM / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EVALUATION CRITERIA / FORMED LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белошицкий Александр Владимирович, Мещеряков Дмитрий Викторович

Разработанная модель формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза, представленная структурно-функциональным и операционально-результативным блоками, раскрывает механизм реализации образовательного процесса в военном вузе с функцией управления, изменения и оценивания готовности курсанта к самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белошицкий Александр Владимирович, Мещеряков Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE OFFICERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY SCHOOL

The developed models of professional competence of graduates of military high school, presented the structural and functional and operationally-efficient units, reveal the mechanism of the implementation of the educational process in the military college with the function of management, change and evaluate student readiness for self-military career.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.992.7

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

© Александр Владимирович БЕЛОШИЦКИЙ

Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент, начальник отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, е-шаП: [email protected] © Дмитрий Викторович МЕЩЕРЯКОВ Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, начальник учебной лаборатории, е-тай: [email protected]

Разработанная модель формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза, представленная структурно-функциональным и операционально-результативным блоками, раскрывает механизм реализации образовательного процесса в военном вузе с функцией управления, изменения и оценивания готовности курсанта к самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетенции; модель формирования компетентности; комплексная программа; педагогические условия; критерии оценки; уровни сформированнности.

Готовность выпускников военного вуза к выполнению должностных обязанностей по предназначению в войсках в условиях динамичного реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, предполагает сфор-мированность общенаучных, профессиональных, социально-психологических, командных (управленческих) и военно-специальных компетенций, что обусловливает необходимость разработки модели формирования профессиональной компетентности будущего офицера в военном вузе.

Моделирование педагогического процесса, ориентированное на целенаправленное создание системы значимых профессиональных характеристик офицера, позволяет представить процесс формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в динамике его развертывания с выделением структурно-функциональных и операционально-результативных компонентов, описанием связей и отношений между ними.

Так как модель является упрощенным объективно-субъективным аналогом прото-

типа, то результаты ее создания существенно зависят от используемых концептуальных основ. В качестве таковых рассматривается совокупность взаимосвязанных идей, отражающих общую концепцию проектируемой модели и использующих реально существующие связи в моделируемом объекте [1].

Педагогическая модель должна быть гибкой, динамичной, способной по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Следует учитывать, что создание модели-копии педагогического процесса невозможно, поскольку педагогическая деятельность - это творческий процесс педагогического взаимодействия преподавателей и курсантов.

Разработка модели формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза осуществлялась на следующих принципах:

- дифференцированного и индивидуального подхода к обучению и воспитанию курсантов;

- сознательности, активности и мотивированности курсантов;

- социальной обусловленности и научности обучения и воспитания;

- практической направленности в подготовке курсантов;

- систематичности и последовательности в обучении и воспитании;

- многоуровневости образовательных задач;

- единства обучения и воспитания.

Моделирование педагогического процесса должно иметь не только дидактический, но социально-педагогический характер. Также необходимо учитывать инновационные формы организации процесса обучения. К таким формам можно отнести:

- моделирование целостного педагогического процесса;

- создание условий для развития активности курсантов и самореализации в образовательном процессе;

- гуманизацию и гуманитаризацию образования;

- формирование социально значимой системы ценностей у курсантов;

- применение педагогических концепций развивающей направленности (проблемное, проективное, модульное обучение и др.).

Модель формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза состоит из двух блоков: структурнофункционального и операционально-результативного (рис. 1).

Структурно-функциональный блок включает: компоненты компетентности - компетенции, комплексную программу формирования компетенций будущего офицера, этапы формирования компетенций, педагогические условия и принципы формирования компетенций.

Сущностные характеристики модели формирования компетентности выпускника раскрыты в работах Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузан-кова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова и др. [2]. По мнению этих ученых, модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен, каким уровнем профессиональной под-

готовки он должен обладать. Следует заметить, что модели по различным специальностям будут отличаться целями, задачами, компетенциями, технологиями обучения и оцениванием результатов.

В компетентностных моделях специалистов, разработанных В.И. Байденко, И. А. Зимней, О.И. Мартынюк, Ю.Г. Татур и др., основой модели выпускника выступает интегрированная классификация компетенций, которая рассматривается как инвариант и представляется приемлемой для всех направлений и специальностей [3].

В модели формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза раскрывается процесс и результат вузовской подготовки, выраженной системным качеством - компетентностью, обеспечивающей готовность и способность будущего офицера к успешной профессиональной деятельности, содержательно представленной ключевыми и предметными компетенциями.

Учитывая особенности обучения курсантов в военном вузе и квалификационные требования, определены компетенции, необходимые курсанту в самостоятельной военнопрофессиональной деятельности.

1. Социальные и психологические компетенции (СПК) - компетенции, которые обеспечивают достижение высоких результатов в процессе деятельности, осуществляемой в различных социальных группах и жизненных ситуациях.

2. Командные (управленческие) компетенции (К(У)К) - компетенции, позволяющие выпускнику военного вуза эффективно осуществлять организационно-управленческую деятельность и оценивать достигаемые результаты.

3. Общенаучные компетенции (ОНК) -компетенции, способствующие систематической познавательной деятельности по усвоению новых знаний.

4. Профессиональные компетенции (ПК) -компетенции, позволяющие применять знания на практике по специальности.

5. Военно-специальные компетенции (ВСК) - компетенции профессионально ориентированные для решения задач по функциональному предназначению.

КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ - КОМПЕТЕНЦИИ

О

ю

.0

I

го

I

0

1

0

1

к

О

Группа целей и ______задач________

Группа

диагностических

средств

Формы Учебно-плановые, служебнорегламентационные Методы Объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, проектов, модульный, деловые игры, групповая дискуссия, анализ ситуаций и др.

Средства

Материальные,

идеальные

Результативная ______группа_____

Теории, концепции, подходы в формировании компетенций

Деятельностная; контекстного обучения; поэтапного формирования умственных действий и [понятий__________________

Ассоциативно -рефлекторная; проблемно-деятельностная; программированного обучения__________________

Личностный;

системный;

междисциплинарный

1 курс -К 2 курс 3 курс л 4 курс .14

1, 2 семестр -V 3, 4 семестр і/ 5, 6 семестр V 7, 8 семестр

5 курс 10, 2 семестр

ОПД ОПД ВПД

ВПД ВПД 1

ГСД

ГСД ГСД ЭОУД

ЭОУД

ЕНМД

Принципы формирования компетенций

Индивидуальный подход к развитию личностных качеств курсантов__________

Самоактуализация и адекватность самооценки курсанта

Учет направленности выпускников к определенному виду военнопрофессиональной деятельности

Объективность учета факторов, влияющих на образовательный процесс военного вуза

П рофессионал ьная компетентность преподавателя военного вуза

Общедидактические

Профессиональные

Научности, проблемности, системности, комплексности и др.

Интеграции и дифференциации, курсантоцентризма, модульности, функциональности, гибкости, преемственности и др.

ВПД

ВПД

________________________________ЦЕЛЬ__________________________________

Формирование профессиональной компетентности выпускника военного вуза

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИИ

Общенаучные Профессиональные Социальные и психологические Командные (управленческие) Военно- специальные

1 1

І І

ТАКСОНЫ-ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Таксон А Воспроизведение Таксон Б Осознание Таксон В Применение Таксон Г Анализ Таксон Д Интегрирование

Дать определение, повторить, фиксировать, перечислить, вспомнить, назвать, пересказать, акцентировать Т олковать, обсудить, описать, переформулировать, распознавать, объяснить, выразить, опознавать, обнаружить, сообщить, рецензировать Интерпретировать, применять, употреблять, использовать, демонстрировать, инсценировать, применить на практике, проиллюстрировать, действовать, разработать план Распознавать, экспериментировать, проверить, сопоставить, критиковать, избирать, обследовать, дискутировать, ставить вопрос, соотнести, классифицировать Разработать, систематизировать, компоновать, собирать, составить, создавать, наладить, организовать, управлять, подготовить

к

о

л

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы

н

в

и

т

а

т

ь

л

у

з

р

і

о

н

ь

л

а

н

о

и

а

р

е

п

О

X. X. “V ^

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Начальный Ориентационный Базовый Профессиональный

РЕЗУЛЬТАТ - сформированная профессиональная компетентность выпускника военного вуза

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Низкий Средний Высокий

Менее 50% базового УСК 50% базового УСК 35% ориентационного УСК 15% профессионального УСК 75% профессионального УСК 25% базового УСК

Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза

Инвариантное ядро модели формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза составляют ключевые компетенции, к которым относятся группы общенаучных, социальных и психологических, а также профессиональных компетенций. Ими должны обладать все выпускники независимо от характера профессиональной деятельности. Предметные компетенции включают группы командных (управленческих) и военно-специальных компетенций.

Военный вуз в соответствии с ФГОС ВПО определяет «формат» модели формирования компетентности выпускника. Мнения, оценки и требования заказчиков становятся определяющими при уточнении состава и содержания групп компетенций.

При этом важно сохранить положительное ГОС ВПО второго поколения и максимально использовать преимущества компе-тентностного подхода, воплощенного в новых ФГОС ВПО, максимально снизить отрицательное влияние проблем на результат формирования компетенций будущего военного специалиста в образовательном процессе на основе ГОС ВПО второго поколения, существенными недостатками которого применительно к военному вузу являлись:

- узкий технократичный подход к определению содержания модели будущего военного специалиста;

- несогласованность понятий и категорий при определении модели будущего военного специалиста;

- недостаточная направленность модели на развитие личностных и творческих качеств выпускника.

Важно отметить, что модель формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза - это, с одной стороны, результат системного проектирования профессионального становления выпускника совместно с обеспечивающими его реализацию требованиями образовательного процесса, с другой - находящийся в постоянном развитии процесс согласования разработанных в военном вузе образовательных программ с изменяющимися характеристиками современных Вооруженных сил России.

Образовательный процесс, реализуемый в модели формирования компетентности выпускника военного вуза, должен определять-

ся интегрированной совокупностью форм, методов и средств как механизмов его реализации.

Сочетание форм, методов, средств обучения, подготовка учебных материалов, разработка материалов для текущей и итоговой оценки, а также коррекции результатов обучения определяется формируемыми компетенциями и учитывает субъектные и личностные особенности курсантов.

Для реализации модели разработана комплексная программа формирования профессиональных компетенций будущего офицера в образовательном процессе военного вуза, которая раскрывает механизм взаимодействия форм, методов и средств, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций с функцией управления, оценивания и корректировки.

Она отвечает следующим требованиям:

- обеспечивать военно-профессиональную направленность образовательного процесса;

- осуществлять процессы обучения, воспитания, развития личности курсантов, в соответствии с целями и задачами формирования профессиональной компетентности будущего офицера;

- учитывать личностные особенности курсантов и особенности их группового взаимодействия;

- гармонировать теоретическую и практическую составляющие образовательного процесса для наиболее эффективного формирования профессиональных компетенций.

Комплексная программа включает три группы: целей и задач, дидактических

средств, диагностическую часть.

Группа целей и задач содержит диагно-стично поставленные цели и ориентирует образовательный процесс военного вуза на их достижение.

Целью комплексной программы является формирование профессиональной компетентности будущего офицера в образовательном процессе военного вуза.

Задачами комплексной программы являются:

- развитие мышления, творческих и личностных качеств курсантов;

- удовлетворение потребностей курсантов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, повышение профес-

сионального уровня в соответствии с военнопрофессиональной деятельностью;

- формирование устойчивой мотивации курсантов к будущей военно-профессиональной деятельности;

- теоретическое и методическое обеспечение учебного процесса на всех этапах, повышение эффективности организации и проведения учебной, методической и научной работы;

- совершенствование информационнопредметной среды обучения и воспитания курсантов.

Группа дидактических средств.

Для достижения образовательной цели преподаватель должен эффективно использовать различные формы организации обучения:

- учебно-плановые (лекции, семинары, практические и групповые занятия (ПЗ, ГЗ), военно-научные кружки (ВНК), конференции, тактико-специальные учения и занятия (ТСУ, ТСЗ), воинские стажировки, курсовые и дипломные работы);

- служебно-регламентационные (инструкторско-методические занятия (ИМЗ), индивидуальные и коллективные беседы, служебные совещания, подведение итогов, служба в нарядах и караулах, спортивномассовые мероприятия).

В комплексной программе формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза применяются следующие методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемнопоисковый, исследовательский, проектировочный, модульный, деловые игры, мозговой штурм, групповая дискуссия, анализ ситуаций, ролевые игры и др.) и средства (материальные (учебно-методические материалы (УММ), таблицы, макеты, модели, учебнотехнические средства, лабораторное оборудование), идеальные (воинские традиции, военно-исторические ценности)).

Результатирующая группа.

В данной группе определяется исходный уровень знаний обучающихся, а также информация об изменении уровня формирования компетенций курсанта в процессе обучения, что обеспечивает систематическую обратную связь, позволяющую выстраивать адаптивную программу обучения и своевременно корректировать взаимодействие преподавателя и курсанта в процессе обучения.

На формирование профессиональной компетентности будущих офицеров существенное влияние оказывают следующие факторы:

- перспективное и текущее планирование учебно-воспитательной работы;

- мотивация курсантов к формированию профессиональной компетентности;

- контроль состояния воинской дисциплины, правовое воспитание;

- морально-психологическое состояние личного состава;

- культурно-досуговая и военносоциальная работа;

- уровень психолого-педагогической подготовки преподавательского состава и офицеров курсового звена и др.

В формировании профессиональной компетентности выпускника военного вуза важным направлением является выявление и реализация педагогических условий, способствующих достижению высоких результатов.

Принимая во внимание масштабность понятия «педагогические условия», были определены те, которые имеют существенное значение для формирования профессиональной компетентности военного специалиста.

1. Персонализированный подход к развитию личностных качеств курсанта.

2. Самоактуализация личностного потенциала и адекватность самооценки курсанта.

3. Учет направленности выпускников к определенному виду военно-профессиональной деятельности.

4. Объективность учета факторов, влияющих на педагогическую деятельность.

5. Профессиональная компетентность преподавателя военного вуза [4].

Следует заметить, что группы компетенций формируются как в учебное время, так и в повседневной деятельности курсанта. Учебное время - все виды занятий в циклах дисциплин, тактико-специальные учения и занятия, войсковая стажировка. Повседневная деятельность:

- мероприятия, проводимые согласно плану культурно-досуговой работы (беседы, лектории, просмотр кинофильмов, тематические вечера, культпоходы, работа кружков художественной самодеятельности, редакционной коллегии в подразделениях);

- мероприятия распорядка дня (подъем, прием пищи, тренажи, спортивно-массовые мероприятия);

- отработка командно-методических навыков и навыков воспитательной работы (стажировка курсантов на вышестоящих должностях, исполнение обязанностей лиц суточного наряда).

Управление процессом формирования профессиональной компетентности осуществляется не только командирами подразделений, преподавательским составом, но и всеми офицерами вуза личным примером в исполнении воинского долга.

Образовательный процесс военного вуза представляет собой целенаправленную, организованную, систематически осуществляемую, взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность обучающего (преподаватель, начальник курса) по формированию и развитию у курсантов тех компетенций, которые необходимы для успешного выполнения должностных обязанностей в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.

Модель формирования профессиональной компетентности выпускника развернута в интегративном образовательном пространстве военного вуза и учитывает особенности взаимодействия субъектов и структур образовательного комплекса, а также закономерности и результаты профессионального и личностного становления военного специалиста.

Модель формирования компетентности будущего офицера включает в себя два взаимосвязанных процесса - организацию деятельности обучающихся и контроль (оценку) этой деятельности. В модели эти процессы представлены операционально-результативным блоком.

Организация контроля деятельности курсантов в военном вузе необходима для реализации эффективного управления учебным процессом. Так, на первом этапе устанавливается исходный уровень подготовки абитуриента, непосредственно на вступительном экзамене или по результатам ЕГЭ и профессионально-психологическом отборе. Информацию о состоянии исходного уровня знаний важно использовать для адаптации курсантов к учебному процессу военного вуза.

Промежуточный контроль (экзамены, зачеты, курсовые проекты и др.) дает препо-

давателю сведения о ходе формирования у курсантов требуемых компетенций.

К текущему контролю относятся: практические занятия, семинары, зачеты, экзамены, а также самостоятельное исполнение обязанностей лиц суточного наряда, должностных обязанностей, контрольные стрельбы, сдача нормативов по специальности и военно-спортивных, сдача на классность.

Организация контроля деятельности курсантов в военном вузе на завершаемом этапе обучения включает:

- государственный экзамен, оценивающий уровень сформированности компетенций выпускников в ходе аттестационных испытаний по результатам выполнения комплексных квалификационных заданий;

- выпускную квалификационную работу, выполняемую каждым выпускником в форме дипломной работы или дипломного проекта и имеющую целью систематизировать и расширить знания и практические навыки выпускников в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, определить уровень подготовленности выпускников к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью и предназначением.

Организация контроля деятельности курсантов является важной составной частью модели формирования компетентности выпускника военного вуза, позволяющая корректировать содержание, формы и методы педагогического процесса в целом, на основе обратной связи в ходе обучения.

Операционально-результативный блок

содержит: критерии оценки компетенций, таксоны-показатели оценки компетенций, уровни сформированности компетенций (УСК) и уровни сформированности компетентности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критериями для оценки сформированно-сти компетенций выпускника военного вуза выбраны следующие группы компетенций: общенаучные, профессиональные, социальные и психологические, командные (управленческие) и военно-специальные. Эти группы компетенций определяют профессиональную компетентность выпускника военного вуза.

Таксоны-показатели оценки компетенций определяют уровни их сформированности.

Таксон А - воспроизведение, показывает, что обучающийся может повторить изученный материал, перечислить его основные моменты, дать определения, пересказать, перечислить и др.

Таксон Б - осознание, показывает, что обучающийся может объяснить, обсудить, выразить, а также переформулировать изученный материал.

Таксон В - применение, показывает, что обучающийся способен продемонстрировать, инсценировать, интерпретировать, применить на практике, разработать план и др.

Таксон Г - анализ, показывает, что обучающийся способен распознавать, соотносить, дискутировать, избирать, экспериментировать и обследовать.

Таксон Д - интегрирование, показывает, что обучающийся способен компоновать, разрабатывать, систематизировать, организовывать и управлять направлением своей деятельности и давать ей оценку.

В своей совокупности таксоны А и Б определяют начальный уровень сформирован-ности компетенций выпускника.

Начальный уровень характеризуется отсутствием знаний о действиях, относящихся к реализации профессиональных функций: шаблонным характером деятельности, анализ своей деятельности носит субъективный характер, отсутствием творческих идей, низкой мотивацией, ответственностью и др.

Таксонами Б и В определяется ориентационный уровень сформированности компетенций выпускника, который характеризуется осознанностью выполняемых действий, рациональным их исполнением с учетом отдельных сформированных компетенций. Действия целенаправлены и результативны. Курсанты способны анализировать собственную деятельность, наблюдается положительная мотивация к военно-профессиональной деятельности.

Таксоны В и Г определяют базовый уровень сформированности компетенций выпускника. Он характеризуется наличием устойчивой мотивации к военно-профессиональной деятельности, ее качественному анализу, творческому подходу, вариативностью и целенаправленностью своих действий. Курсанты осмысленно проектируют свою военнопрофессиональную деятельность, учитывая предметно-содержательный, психологиче-

ский, социальный и управленческий аспекты. На этом уровне обучающиеся способны прогнозировать результаты учебной и служебной деятельности, самостоятельно корректировать выявленные недостатки, стремятся к самосовершенствованию, осознают важность всех компонентов групп компетенций для их реализации в военно-профессиональной деятельности.

Таксоны Г и Д определяют профессиональный уровень сформированности компетенций выпускника, который характеризуется умением осуществлять выбор наиболее эффективных форм, средств и методов в обучении, способствующих формированию всех групп компетенций в полном объеме.

Сформированные на разных уровнях компетенции выпускника военного вуза определяют его профессиональную компетентность.

Так, низкий уровень сформированности профессиональной компетентности выпускника предполагает менее 50 % базового уровня сформированности компетенций.

Средний уровень сформированности профессиональной компетентности выпускника составляет 50 % базового, 35 % ориентационного и 15 % профессионального уровня сформированности компетенций (процент соотношения сформированности профессионального и ориентационного уровня может незначительно варьироваться).

Высокий уровень сформированности профессиональной компетентности выпускника составляет 75 % профессионального и 25 % базового уровня сформированности компетенций (процент соотношения может незначительно варьироваться).

Предложенная модель формирования профессиональной компетентности выпускника военного вуза основана на комплексном, многоаспектном подходе, предполагающем тесную взаимосвязь учебной и служебной деятельности, и представляет собой сложное структурное образование, ядро которого составляют сформированные компетенции.

1. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Специфика моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. Вып. 3.

2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / под ред. Я.И. Кузь-минова и др. М., 2004.

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

4. Мещеряков Д.В. Педагогические условия формирования компетенций выпускника во-

енного вуза. Центральный справочно-информационный фонд МО РФ (депонирована 18.06.2012 г., инв. № В7403) // Сборник рефератов депонированных рукописей. М., 2012. Серия Б. Вып. № 99.

Поступила в редакцию 12.09.2012 г.

UDC 159.992.7

MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE OFFICERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY SCHOOL

Alexander Vladimirovich BELOSHITSKIY, Military Aviation Engineering University, Voronezh, Russian Federation, Doctor of Education, Associate Professor, Head of Research and Training of Teaching Staff Department, e-mail: [email protected]

Dmitry Viktorovich MESHCHERYAKOV, Military Aviation Engineering University, Voronezh, Russian Federation, Head of Educational Laboratory, e-mail: [email protected]

The developed models of professional competence of graduates of military high school, presented the structural and functional and operationally-efficient units, reveal the mechanism of the implementation of the educational process in the military college with the function of management, change and evaluate student readiness for self-military career.

Key words: competence; model of competence formation; complex program; pedagogical conditions; evaluation criteria; formed levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.