Научная статья на тему 'Организационно-педагогическая структура формирования военно-профессио- нальных качеств офицеров-ракетчиков в аэрокосмическом вузе'

Организационно-педагогическая структура формирования военно-профессио- нальных качеств офицеров-ракетчиков в аэрокосмическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольга Вадим Валентинович, Тимохович Александр Степанович

Статья посвящена организации военной подготовки в техническом вузе. В ней показаны проблемы и противоречия современной системы подготовки офицеров, представлена система военного образования подготовки офицеров-ракетчиков в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева, (военное профессиональное образование, профессиональная педагогика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кольга Вадим Валентинович, Тимохович Александр Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическая структура формирования военно-профессио- нальных качеств офицеров-ракетчиков в аэрокосмическом вузе»

РАЗДЕЛ XI

ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 355.233/237

Кольга Вадим Валентинович

Доктор педагогических наук, проректор по довузовской и воспитательной работе Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнёва, kolgavv@yandex.ru, Красноярск.

Тимохович Александр Степанович

Начальник военной кафедры РВСН, факультет военного обучения, Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнёва, TAStepanich@yandex.ru, Красноярск

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРОВ-РАКЕТЧИКОВ В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Kolga Vadim Valentinovich

Doctor of pedagogics, vice-rector, Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev,Russia, Krasnoyarsk.

Timohovich Aleksandr Stepanovich

Head of military department, Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

IMPROVEMENT WAYS MILITARY - VOCATIONAL TRAINING IN A TECHNICAL COLLEDGE

В современных условиях основной стабильного обеспечения обороноспособности страны являются ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Они являются реальной военной силой, способной парировать потенциальные военные угрозы для России, и наиболее серьезным фактором сдерживания потенциального противника. Высокая оперативная готовность к выполнению боевых задач, живучесть ракетных комплексов, надежность и устойчивость боевого управления в условиях противодействия потенциальному противнику позволяют РВСН вносить определяющий вклад в решение задачи ядерного сдерживания.

Важнейшим условием поддержания требуемой боевой готовности ракетных войск всегда был высокий уровень выучки офицеров-ракетчиков, в процессе подготовки которых необходимо формирование у них устойчивых навыков технической эксплуатации и боевого применения ракетного вооружения и глубокое понимание принципов устройства и функционирования ракетно-космической техники военного и гражданского назначения.

Существующие реалии в организации военно-профессиональной подготовки курсантов в ВУЗах показывают, что на протяжении всего периода обучения преобладает тенденция к размыванию целостности военной и технической составляющей в обучении и последовательности формирования командно - методических навыков. Наложение квалификационных требований к офицерам-ракетчикам на существующие учебные планы и программы без существенной их переработки привело, на сегодняшний день, к дисбалансу между теоретической и практической составляющими процесса военно-профессиональной подготовки. Анализ сложившейся ситуации (А. А. Алатырцев, В. П. Зинченко, Е. И. Машбиц, Н. Ф. Талызина, Л. С. Цесник) требует коренной переработки планов и учебных программ на предмет соответствия содержания обучения условиям и задачам службы выпускников без снижения качества их подготовки.

По мнению специалистов (Н. А. Алексеев, А. Н. Панов), в настоящее время ключевая проблема военно-профессиональной подготовки в вузе состоит в том, чтобы обеспечить преемственность военных и технических знаний на всех этапах профессиональной подготовки будущего специалиста.

Серегина Т. н. считает, что реформы военного образования, непосредственно нацеленные на улучшение качества офицерского корпуса, предполагают повысить степень гуманитаризации образовательного процесса. Необходимость гуманизации воинского труда и гуманитаризации военного образования обусловливает заказ на разработку теоретических основ подготовки военнослужащих, обладающих творческой активностью, профессиональной компетентностью, способных эффективно решать все задачи военной службы.

В. В. Шапуленко проанализировав отзывы из войск, о прохождении службы молодыми офицерами в течение первого года, сделал вывод, что уровень их подготовки к выполнению должностных обязанностей значительно ниже требуемого [5]. Офицеры - вчерашние выпускники вузов министерства обороны РФ, зачастую не имеют достаточного уровня профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых морально-боевых и нравственных качеств. Отмечается также их недостаточная методическая подготовка к обучению и воспитанию подчиненных, слабое физическое развитие.

Результаты входного контроля в войсках выпускников военных институтов на протяжении четырех лет также показали, что уровень их профессиональной подготовки имеет устойчивую тенденцию к снижению, что влечет за собой увеличение сроков освоения боевой техники.

Из-за недостаточных умений и навыков в руководстве подразделениями по организации эксплуатации военной техники и поддержанию воинской дисциплины процесс становления таких офицеров растягивается на значительный период, что отрицательно влияет на боевую готовность войск, наносит ущерб обороноспособности страны.

Подготовкой современных военных специалистов, получающих одновременно военную и гражданскую специальность, в настоящее время в основном занимаются гражданские технические вузы (в том числе аэрокосмические), где имеются военные кафедры для обучения офицеров запаса и учебные военные центры по подготовке кадровых офицеров.

Синтез военно-профессиональной подготовки в рамках вуза и системы «гражданского» аэрокосмического образования позволяет значительно повысить профессиональную компетентность современного офицера-ракет-чика в вопросах практического использования и эксплуатации объектов ракетно-космической техники в военной и гражданской отраслях, повысить ответственность за результаты ее практического использования. Этот потенциал сейчас используется не в полной мере.

Таким образом, вопрос формирования и развития эксплутационно-практических качеств офицеров-ракетчиков в процессе их подготовки является весьма актуальным для современного военно-профессионального образования.

Для решения назревших проблем по подготовке современных офицеров-ракетчиков недостаточно использовать потенциал высшей военной школы, поэтому в настоящее время вектор военного образования направлен в сторону гражданских технических вузов.

Современные офицеры-ракетчики в основном проходят подготовку в аэрокосмических вузах. При этом потенциальные возможности аэрокосмического образования до сих пор не полностью реализованы при формировании научно-технологических компетенций будущих офицеров в вопросах эксплуатации ракетной техники военно-гражданского назначения.

Аэрокосмическое образование - особая общественная сфера, связанная с подготовкой специалистов для исследования и освоения космического и воздушного пространств и включающая в себя совокупность научных знаний, технических средств, организационных и промышленных структур, направленных на обеспечение присутствия и деятельности человека и созданных им объектов в космическом пространстве и на использование результатов этой деятельности в интересах всех людей, населяющих нашу планету.

Аэрокосмическое образование является по комплексу причин опережающим образованием в мире. Его основными характеристиками являются: фундаментальность подготовки, многопрофильность, системность, универсальность и т. п.

Основные отличительные черты аэрокосмического образования - это, прежде всего, высокая сложность объектов техники и используемых технологий, наличие оборонной компоненты в образовательных программах, необходимость изучения исключительно большого объема дополнительных знаний (включая знания всех этапов жизненного цикла изделия), высокая динамика развития космической техники.

Таким образом, аэрокосмическое образование способствует получению будущими офицерами-ракетчиками фундаментальных теоретических, науч-

ных и практических знаний для проектирования и производства объектов ракетной техники и необходимых навыков ее эксплуатации.

Создание с 2008 года в гражданских вузах учебных военных центров (УВЦ) для подготовки кадровых офицеров совершенно не затронуло вопросы совершенствования содержательной компоненты военно-профессиональной подготовки будущих офицеров, согласования учебных программ и педагогических технологий в военном и гражданском образовании.

Для организации военной подготовки в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева была разработана организационно-педагогическая структура военно-профессиональной подготовки, направленная на формирование профессиональных и организационных знаний, умений, навыков; развитие профессиональных способов выполнения служебных обязанностей офицерами-ракетчиками (рисунок).

Организационно-педагогическая структура подготовки офицеров-ра-кетчиков в вузе устанавливает детерминированную взаимосвязь внешних факторов с целями развития военного образования, с ведущими идеями и принципами аэрокосмического образования на основе поуровневого структурирования военно-профессиональной подготовки [3; 4].

Организационно-педагогическая структура учебного процесса военнопрофессиональной подготовки реализована на следующих уровнях: базовая профессиональная подготовка (формирование базовых навыков у студентов для изучения критически важных ракетно-космических технологий военно-гражданского назначения, развитие способностей к решению типовых и нестандартных технологических и проектных задач); факультет военного обучения (подготовка офицеров запаса для ракетных войск стратегического назначения и главного ракетно-артиллерийского управления); учебный военный центр (подготовка кадровых офицеров для ракетных войск стратегического назначения, знающих устройство, правила эксплуатации и боевого применения боевых ракетных комплексов, способных поддерживать на должном уровне боеготовность и боеспособность ракетных частей); послевузовское образование (подготовка и переподготовка специалистов для эксплуатации, сервисного обслуживания и утилизации ракетной техники аэрокосмической и военной отраслей).

Каждый из уровней обеспечивает необходимые организационные, содержательные и ресурсные условия реализации программ подготовки офице-ров-ракетчиков и позволяет формировать у студентов, как у будущих офицеров, высокие морально-личностные и профессионально-боевые качества, подготовить их к выполнению обязанностей в войсках, как в военное, так и в мирное время.

Теоретические знания и практические навыки студенты приобретают в процессе плановых занятий в УВЦ и на военной кафедре, в школе подготовки инструкторов на военные сборы, в совете командиров учебных взводов, на студенческом собрании, в военно-историческом музее ракетной техники,

286

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Изменение системы комплектования Вооруженных сил, тенденции развития военного образования. Социально- экономические, научно-технические, культурные, исторические ценности, военные традиции. Тенденции развития аэрокосмического и военного образования. Социальные, культурные, научно-образо-вательные институты, базовые предприятия аэрокосмической отрасли, ракетные воинские части. Тенденции развития аэрокосмической отрасли и военной ракетной техники.

ЦЕЛИ

Формирование экс-плуатационно-практи-ческих навыков использования объектов ракет-но-космической техники двойного назначения Развитие ответственности военного специалиста за принятое решение в интересах обороноспособности страны Формирование и развитие знаний, умений, навыков и профессиональных способов деятельности специалиста в сфере военно-гражданского назначения Повышение качества подготовки будущего специалиста аэрокосмической отрасли и офицера-ракетчика Развитие личностных профессиональных качеств будущего офицера-ракетчика, как командира умеющего управлять подразделением в боевой обстановке, так и специалиста по эксплуатации ракетной техники гражданского назначения

МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Основы естественных, технических и военных наук

СТРУКТУРА

I уровень Базовая профессиональная подготовка II уровень Военная подготовка III уровень Послевузовское образование

Университет Факультет военного обучения Учебный военный центр Во- енная служба Переподготовка, научная работа (адьюнктура, докторантура, соискательство) Гражданский сектор аэрокосмической отрасли (обучение на гражданских кафедрах вуза)

Студент-курсант Офицер-ракетчик (офицер запаса) Офицер-ра- кетчик (кадровый) Офи- цер-ракет- чик Военный офицер-исследо-ватель, военный педагог Инженер-проектировщик, конструктор, инженер-исследователь, менеджер

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Научно-методическое Психолого-педагогическое Структурно-организационное

Учебно-методическое обеспечение, индивидуальное методическое сопровождение, инновационные педагогические технологии Профессионально-психологический мониторинг, психологическое сопровождение, индивидуальные консультации Создание новых структурных подразделений

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОДЕЛИ

Внутренние Внешние

Военно-техническая подготовка Военно-организационная подготовка 1. Ракетные воинские части. 2. Базовые предприятия аэрокосмической отрасли.

Учебный военный центр, Факультет военного обучения., Кафедры гражданских институтов вуза., Аэрокосмическая школа, Учебно-демонстрационный центр ракетной техники, Центр управления полетами космических аппаратов. 1. Школа по подготовке инструкторов на военные сборы. 2. Студенческое собрание.

РЕЗУЛЬТАТ: ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

научно-исследова-тельская деятельность - создание математических моделей, оценивающих физические процессы функционирования объектов ракетно-космической техники в аварийных и экстремальных режимах проектно-конструкторская деятельность - проектирование процессов эксплуатации, сервисного обслуживания и утилизации объектов ракетной техники военно-гражданского назначения; создание компьютерных моделей функционирования объектов ракетно-космического назначения в условиях военной и гражданской эксплуатации экспериментально-практическая деятельность - проведение практических испытаний ракетной техники военного и гражданского назначения в нормальных и аварийных режимах организационно-управленческая деятельность - развитие навыков организации и управления военными подразделениями в ходе эксплуатации объектов ракетно-космической техники и развитие административно-хозяйственных знаний и навыков для перехода из военного сектора деятельности в гражданский военно-служебная деятельность - приобретение навыков практического использования и эксплуатации ракетных комплексов военного назначения в условиях консервации и активного боевого дежурства, а также управления подразделениями контрактников

Рисунок - Модель военно-профессиональной подготовки в вузе

В. В. Кольга, А. С. Тимохович

центре управления полётами космических аппаратов, а также на военных сборах в войсковых частях.

Использование разработанной организационно-педагогической структуры базируется на взаимовлиянии военного и «гражданского» аэрокосмического образования. Студенты, прошедшие военную подготовку в учебном военном центре используют знания гражданского аэрокосмического образования во время прохождения военной службы в ракетных частях. Кроме того, гражданские специалисты аэрокосмической отрасли, прошедшие военную подготовку имеют более высокую компетентность в вопросах технической эксплуатации ракетной техники военно-гражданского назначения, чем студенты, не получившие военного образования.

Значимость достигаемого результата определяется способностью специалиста к выполнению основных видов деятельности, как при эксплуатации боевых ракетных комплексов, так и при создании и практическом использовании ракетно-космических объектов гражданского назначения.

Для определения эффективности разработанной организационно-педагогической структуры учебного процесса военно-профессиональной подготовки был проведен педагогический эксперимент.

В основу характеристики эффективности уровня военно-профессиональной подготовки был положен интегрированный коэффициент уровня сформированное™ военно-профессиональных знаний. Интегрированный подход достаточно распространен, в своих исследованиях его использовали многие ученые (В. П. Беспалько, В. М. Полонский и др.). Расчет количественных показателей при этом проводился по формулам (1) и (2):

У. С. = а + б + 5в (1)

где У- С- - средний уровень сформированное™ военно-профессиональных качеств;

а, б, в - компонентный состав содержания обобщенных военно-профессиональной качеств (опыт военно-служебной деятельности - в форме организации занятий по: боевой подготовке; индивидуально-воспитательной, информационно- воспитательной, спортивно-массовой и культурно-досуговой работе; несения боевого дежурства в составе дежурной смены на учебных сборах в войсках);

5 - коэффициент, соответствующий основным структурным компонентам военно-служебной деятельности (приобретение навыков практического использования и эксплуатации ракетных комплексов военного назначения в условиях консервации и активного боевого дежурства, а также управления подразделениями контрактников и др.).

Были выделены четыре уровня успешности военно-профессиональной подготовки будущего офицера-ракетчика: I (неуспешный); II (нормативно-минимальный); III (нормативный); IV (нормативно-высокий), которым соответствуют следующие значения коэффициента У- С.; 10-19; 20-39; 40-59; 60-70.

_ Ї?=1ЩЇ?=1Щ

К = пії пії (2),

где К - средний коэффициент сформированности ключевых воєнно- профессиональных качеств;

пі - количество верно выполненных операций, составляющих военнопрофессиональную компетентность і - студентом; п - максимальное число операций, которое должно быть выполнено при проявлении сформированности той или иной военно-профессиональной компетентности; N - число испытываемых студентов;

Для проведения эксперимента нами было задействовано 200 студентов, из них 100 человек контрольной группы и 100 человек экспериментальной группы, допущенных к обучению на военной кафедре, из числа ракетных специальностей (ИМИ - институт машиноведения и инноватики, ИКТ - институт космической техники, ИИТК - институт информатики и телекоммуникаций, ИГА - институт гражданской авиации).

Для определения уровня подготовки среди студентов контрольной и экспериментальной групп было проведено два контрольных среза - в начале и в конце обучения. Основные результаты этих срезов представлены в таблице.

Полученные результаты показали, что средний уровень сформированности военно-профессиональных качеств студентов контрольных групп повысился и стал соответствовать среднему уровню подготовки. Коэффициент сформированности ключевых военно-профессиональных качеств находится в пределах от 0,48 до 0,53. Его рост связан с внедрением практической составляющей в учебный процесс (учебно-тренажерного комплекса и агрегатов ракетного дивизиона).

Полученные результаты экспериментальных групп, прошедших обучение в рамках разработанной организационно-педагогической структуры соответствует высокому уровню успешности военно-профессиональной подготовки. Средний коэффициент сформированности ключевых военнопрофессиональных компетентностей лежит в пределах от 0,54 до 0,68.

Таблица 2 - Результаты контрольного эксперимента по сформированности военно-профессиональных компетентностей у будущих офицеров-ракетчиков (контрольная группа/экспериментальная группа)

Период обучения Коэффициенты сформированности военно-профессиональных компетентностей у будущих офицеров-ракетчиков Студенты институтов участвующих в эксперименте

ИМИ ИКТ ИИТК ИГА

25 25 25 25

1 2 3 4 5 6

Начало обучения У.С. 12/12 11/13 12/11 13/13

К1 0,33/0,3 0,36/0,33 0,37/0,34 0,37/0,33

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6

Конец обучения У.С. 49/60 46/62 58/63 51/65

К2 0,49/0,59 0,48/0,62 0,52/0,67 0,53/0,68

Результаты проведенных экспериментов показывают, что разработанная организационно-педагогическая структура учебного процесса подготовки офицеров-ракетчиков в аэрокосмическом вузе позволяет повысить уровень военно-профессиональных качеств у студентов прошедших военное обучение в рамках разработанной структуры, и в том числе, повысить компетентность специалиста аэрокосмической отрасли в вопросах практического использования ракетной техники двойного военно-гражданского назначения.

Результаты итогового контроля, положительные отзывы на выпускников, поступающие из ракетных воинских частей, позволяют сделать вывод: созданная в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М.Ф. Решетнёва организационно-педагогическая структура военно-профессионального образования позволяет готовить офицеров-ра-кетчиков отвечающих современным требованиям предъявляемым к специалистам отрасли как военной, так и гражданской направленности.

Библиографический список

1. Кулаков, В. Ф. На службе Отечеству [Текст]/ В. Ф. Кулаков, В. А. Золотарёв, В. В. Марушенко II Книга для чтения. - Москва: Изд-во «Русь-РКБ», 1999. - 331 с.

2. Азаров, В. М. Во имя России [Текст]: учебное пособие. / В. М. Азаров, В. А. Золотарёв, В. В. Марушенко. - М.: ООО «Изд-во АМЛИКС», 2001. - 368 с.

3. Кольга, В. В. Концепция построения системы непрерывного аэрокосмического образования [Текст]: Монография. / В. В. Кольга. - Красноярск: КГУ, 2006. -159 с.

4. Тимохович, А. С. Модель военной подготовки в системе непрерывного многоуровневого аэрокосмического образования [Текст]/ В. В. Кольга, А. С. Тимохович //Статья в сборнике материалов II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет». - Нижний Новгород, 2008 г. - С. 112-113.

5. Шалупенко, В. В. Современное состояние и пути формирования военнопрофессиональной готовности выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ [Текст]/ В. В. Шапуленко II Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. II Всероссийская научная конференция СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.