Научная статья на тему 'Модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза'

Модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONALLY-ORIENTED PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольга Вадим Валентинович, Тимохович Александр Степанович

Статья посвящена развитию военного образования в период реализации военной реформы в России. Представлена разработанная и апробированная модель учебного процесса по формированию военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов в условиях аэрокосмического вуза. Показано, как педагогическая модель, основанная на синтезе военного и гражданского, в данном случае аэрокосмического, образования позволяет взаимно дополнять и развивать образовательные системы и на этой основе совершенствовать качество подготовки офицеров-ракетчиков и специалистов аэрокосмической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кольга Вадим Валентинович, Тимохович Александр Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF MILITARY AND PROFESSIONAL QUALITIES OF MISSILE OFFICERS IN AEROSPACE UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the development of military education in the period of the military reform in Russia. The designed and tested model of educational process to develop missile officers' military and professional qualities of aerospace university students is presented in the article. It is shown how a pedagogical model, based on the synthesis of military and civil, in our case, aerospace education, makes it possible to complement and develop these educational systems and thereupon to improve the training quality of missile officers and aerospace industry specialists.

Текст научной работы на тему «Модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИИЕРОВ-РАКЕТЧИКОВ V СТУДЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ВУЗА

Военное профессиональное образование, профессиональная педагогика.

В современных условиях основой стабильного обеспечения обороноспособности страны являются ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Важнейшим условием поддержания требуемой боевой готовности их всегда был высокий уровень выучки офицеров-ракетчиков, обладающих необходимыми военнопрофессиональными качествами.

Военно-профессиональные качества — это приобретенный путем специальной подготовки и опыта военной службы комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для технической эксплуатации и боевого применения ракетного вооружения и управления подразделениями в мирное и военное время. К ним относятся социально-личностные, профессиональные и эксплуатационно-практические качества.

Существующие реалии организации военно-профессиональной подготовки курсантов в военных вузах показывают, что на протяжении всего периода обучения преобладает тенденция к размыванию целостности военной и технической составляющей в обучении и последовательности формирования военно-профессиональных качеств. Из анализа сложившейся ситуации следует, что требуются коренная переработка учебных планов и программ, а также ввод в строй новых структурных учебных подразделений, которые соответствуют содержанию обучения, условиям и задачам службы выпускников без снижения качества их подготовки.

Анализ отзывов из войск о прохождении службы молодыми офицерами в течение первого года показывает, что уровень их подготовки к выполнению должностных обязанностей значительно ниже требуемого. Из-за этого процесс становления таких офицеров растягивается на значительный период, что отрицательно влияет на боевую готовность войск, наносит ущерб обороноспособности страны.

В.Ю. Новожилов, изучив ежегодные анализы итогов работы военных вузов, в перечне главных недостатков отмечает: снижение качества военно-профессио-нальной подготовки выпускников, особенно в части их практических умений и навыков по должностному предназначению; снижение уровня подготовленности к управлению подчиненными подразделениями в условиях повседневной профессиональной деятельности, в боевой обстановке, к боевому применению и организации технического обслуживания вооружения и военной техники. Одна из причин недостатков отражает неготовность военных вузов в современных условиях действовать целостной и эффективной системой, реализующей четкое и согласованное руководство инновациями в учебной, воспитательной и методической работе [Бережнова, Новожилов, 2011, с. 290-299].

Из вышеизложенного следует, что в системе военного образования имеются серьезные проблемы. Для их решения уже недостаточно использовать только потенциал высшей военной школы, и поэтому в настоящее время вектор военного образования направлен в сторону гражданских вузов. Прежде всего, в форме создания учебных военных центров по подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах, совершенствования военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах [Левченко, 2003; Ротков, 2008, с. 34-39; Шепелев, 2008, с. 27-35].

В современной России подготовка офицеров-ракетчиков, кадровых и офицеров запаса осуществляется в аэрокосмических вузах. Это связано с тем, что аэрокосмическое образование - особая общественная сфера, связанная с подготовкой специалистов для исследования и освоения космического и воздушного пространств и включающая в себя совокупность научных знаний, технических средств, организационных и промышленных структур, направленных на обеспечение присутствия и деятельности человека и созданных им объектов в космическом пространстве и на использование результатов этой деятельности в интересах всех людей, населяющих нашу планету [Кольга, 2006; Степанчикова, 2007].

Основные отличительные черты аэрокосмического образования — это, прежде всего, высокая сложность объектов техники и решаемых ею задач, специфичность используемых технологий, необходимость в соответствии с системным подходом изучения исключительно большого объема дополнительных по отношению к изучаемому объекту техники знаний, включая знания по всем этапам жизненного цикла изделия, высокая динамика развития космической техники [Кольга, 2006].

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать, разработать и реализовать модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза в процессе военно-профессиональной подготовки, а также разработать и апробировать организационно-методическое сопровождение ее эффективного функционирования.

Для того чтобы спроектировать модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза, необходимо решить следующие задачи: изучить исторические предпосылки становления и развития системы военного образования в России, его современное состояние и на этой основе определить направления развития военно-профессиональной подгтов-ки; с учетом развития современной науки и военной ракетной техники определить виды навыков и умений, характеризующие военно-профессиональные качества офицеров-ракетчиков; разработать модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов в условиях аэрокосмического вуза и обосновать ее компоненты; выявить и экспериментально проверить пути и условия повышения эффективности процесса формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов вуза.

Научная новизна исследования состоит в том, что, в отличие от работ Б.Ц. Бадмаева, отражающего общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессио-нальной деятельности (1998), В.М. Азарова, исследовавшего современное состояние проблемы морально-психологического процесса обучения и воспитания (2001), В.В. Белевцева (разработавшего вопросы организации, управления, оценки качества подготовки курсантов (2004), А.В. Беляева, исследовавшего проблему модернизации военно-патриотического и воинского воспитания (2005) и других авторов, в работе научно обоснованы направления военно-профессиональной подготовки: 1) развитие командных навыков по управлению подразделениями в мирное и военное время; 2) формирование навыков моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением современных ракетных комплексов; 3) развитие навыков решения типовых инженерных задач при эксплуатации ракетного вооружения на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе, и на их основе разработка и реализация модели формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракет-чиков у студентов аэрокосмического вуза.

Разработанная модель представлена на рисунке.

Внешние условия

Социальный заказ на военного специалиста Исторические предпосылки Социально-экономические условия

Т

Направления военно-профессиональной подготовки

Развитие командных навыков по управлению подразделениями в мирное и военное время Формирование навыков моделирования самостоятельных решений военно-про-фессиональных задач эксплуатационного характера по управлению техническим состоянием и боевым применением ракетных комплексов Развитие навыков решения типовых инженерных задач при эксплуатации ракетных комплексов на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе

Т

Структурные уровни формирования военно-профессиональных качеств

Первый уровень Базовая профессиональная подготовка: дает студентам фундаментальные теоретические знания по общественным, техническим и специальным наукам, которые формируют их представление о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности, а также о технологическом процессе по проектированию, изготовлению ракетной техники военно-гражданского назначения, их мотивацию к формированию военно-профессиональных качеств офицера-ракетчика Второй уровень Военная подготовка: дает студентам знания боевых ракетных комплексов, правила их эксплуатации и поддержания в постоянной готовности к боевому применению, а также позволяет приобрести практические навыки по порядку действий при эксплуатации боевых ракетных комплексов как в мирное, так и в военное время. На этом же уровне студенты получают знания процесса формирования у подчиненных морально-психологической готовности к выполнению ими своих функциональных обязанностей как в мирное так и в военное время, по грамотной эксплуатации ракетной техники Третий уровень Послевузовское образование: реализация офицерами-ра-кетчиками теоретических знаний и практических навыков, приобретенных ими во время военно-профессио-нальной подготовки в вузе, во время прохождения военной службы в ракетных воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации; продолжение военного образования в военных вузах; переподготовка офицеров для работы в гражданском секторе аэрокосмической отрасли после выхода в запас

Т

Методолого-теоретическая основа и учебно-методическое обеспечение

Основы естественных, философских, педагогических, технических и военных наук Нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы

т

Организационно-педагогическое сопровождение модели

Инновационные педагогические технологии и формы обучения, такие как: проблемное обучение; теории поэтапного формирования умственных действий; программированное обучение; технология развивающего обучения; компьютерные и мультимедийные технологии др. Структурные подразделения, обеспечивающие учебный процесс: факультет военного обучения; учебный военный центр; Студенческое собрание; Школа подготовки инструкторов на учебные сборы; Учебно-демонстра-ционный центр

Т

Результат: готовность выпускников к осуществлению следующих видов деятельности

Военно-служебной — офицер-ракетчик Эксплуатационно-практической в гражданской и военной отрасли

Рис. Модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов в условиях аэрокосмического вуза

Теоретическое обучение по основной специальности в университете и приобретенные эксплуатационно-практические качества во время военно-профессиональной подготовки на основе разработанной модели позволяют подготовить специалистов современного уровня, одинаково хорошо владеющих знаниями техники и современных технологий как гражданского, так и военного назначения. В основу характеристики эффективности уровня военно-профессиональной подготовки положен интегрированный коэффициент уровня сформированности военно-профес-сиональных качеств (В.П. Беспалько, В.М. Полонский и др.). Расчет количественного показателя - коэффициента усвоения Ку - при этом проводится по формуле:

Ку = пШ,

где п — количество освоенных будущим специалистом существенных признаков, понятий, видов деятельности; М — общее количество существенных признаков, понятий, видов деятельности, подлежащих освоению на соответствующем этапе эксперимента.

Сравнительный анализ проводился между студентами экспериментальной группы, прошедшими военную подготовку в рамках разработанной модели формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков, и студентами контрольной группы, прошедшими обучение по традиционной методике подготовки офицеров-ракетчиков. Из полученных результатов контрольного эксперимента видно, что средний уровень военно-профессиональной подготовки у студентов, прошедших обучение, в рамках разработанной модели значительно повысился и соответствует высокому уровню сформированности профессиональных навыков по сравнению с контрольной группой, где этот уровень соответствует нормативному.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что разработанная нами модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков является более эффективной по сравнению с традиционной методикой обучения, применяемой в контрольной группе. Значения коэффициента сформированности ключевых профессиональных качеств в среднем на 45 % превышают аналогичные показатели у офицеров традиционной системы подготовки.

Это обусловлено экспериментально-практической направленностью учебного процесса в рамках разработанной модели, использованием пусковых тренажерных комплексов, методик моделирования штатных и аварийных служебных ситуаций. Этому также способствует практическая деятельность студентов в рамках вновь созданных структурных подразделений: Школы подготовки инструкторов на учебные сборы, Студенческого собрания.

Основные научные результаты исследования.

1. На основании анализа научно-исторической литературы и современных социально-педагогических условий были определены направления развития военнопрофессиональной подготовки офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза. Этими направлениями являются: развитие командных навыков по управлению подразделениями в повседневной деятельности и во время боевых дежурств; формирование навыков моделирования самостоятельных решений военно-профес-сиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера, в том числе по управлению техническим состоянием и боевым применением вооружения и военной техники ракетных частей; навыки решения типовых инженерных задач в военной области на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе.

2. В ходе исследования определены навыки и умения, характеризующие военно-профессиональные качества офицера-ракетчика: управление подразделениями, состоящими из военнослужащих по контракту и по призыву, в мирное и воен-

ное время; проведение воспитательной работы с подчинёнными в многонациональном воинском коллективе по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка; умение работать со служебными документами, знание их видов, порядка разработки и обращения с ними; умение организовывать и проводить занятия по военно-специальной подготовке; практическое использование и эксплуатация боевых ракетных комплексов, проведение учебно-боевых пусков ракет, несение боевого дежурства в составе расчетов дежурных сил и др.

3. Разработана модель, обеспечивающая формирование военно-профессиональных качеств офицера-ракетчика у студентов аэрокосмического вуза, обоснованы ее компоненты и организационно-методическое сопровождение.

4. Выявлены и экспериментально проверены пути и условия повышения эффективности процесса формирования военно-профессиональных качеств офицера-ра-кетчика. Рост эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений произошел вследствие использования разработанной модели, в том числе более глубокого изучения ракетно-космической техники с помощью принципов военной педагогики; применения в разработанной модели инновационных методов обучения; ввода в учебный процесс учебно-тренажерного комплекса и агрегатов подвижного командного пункта ракетного дивизиона; посещения Школы по подготовке инструкторов на учебные сборы и Студенческого собрания и использования в учебном процессе разработанных автором учебных программ и учебно-методичес-ких пособий для обучения в них.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую научную разработку всех затронутых аспектов сложнейшего процесса подготовки высококвалифицированных офицеров-ракетчиков в системе аэрокосмического образования. К числу проблем, нуждающихся в дальнейшем детальном изучении, относятся проблемы военно-профессионального образования в системе переподготовки кадровых офицеров, переходящих в гражданскую отрасль по выслуге лет. Перспективным направлением дальнейших научных поисков выступает изучение влияния взаимодействия учебного заведения с военными частями в вопросе подготовки преподавательских кадров.

Библиографический список

1. Бережнова Л.Н., Новожилов В.Ю. Научная организация управления качеством образовательного процесса военного вуза в условиях перехода на компетентностный подход // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6.

2. Кольга В.В., Тимохович А.С. Модель военной подготовки в системе непрерывного многоуровневого аэрокосмического образования // Материалы II Всероссийской науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. Нижний Новгород: Волж. гос. инженерно-пед. ун-т, 2008. С. 112-113.

3. Кольга В.В. Организация учебного процесса непрерывного аэрокосмического образования школьников: учеб.-метод, пособие. Красноярск: СибГАУ, 2006. 108 с.

4. Левченко В.А. Методика организации военно-технической подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тамбов, 2003. 198 с.

5. Ротков Л. Подготовка офицеров в гражданском вузе // Научно-педагогический журнал. 2008. № 4.

6. Степанчикова М.А. Молодёжь и аэрокосмическое образование. Калуга: ГМИК,

2007. 25 с.

7. Шепелев О.Ю. Решение проблем подготовки офицеров в гражданских вузах // Научный вестник Уральской академии государственной службы. Екатеринбург: УАГС,

2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.