МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИИЕРОВ-РАКЕТЧИКОВ V СТУДЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ВУЗА
Военное профессиональное образование, профессиональная педагогика.
В современных условиях основой стабильного обеспечения обороноспособности страны являются ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Важнейшим условием поддержания требуемой боевой готовности их всегда был высокий уровень выучки офицеров-ракетчиков, обладающих необходимыми военнопрофессиональными качествами.
Военно-профессиональные качества — это приобретенный путем специальной подготовки и опыта военной службы комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для технической эксплуатации и боевого применения ракетного вооружения и управления подразделениями в мирное и военное время. К ним относятся социально-личностные, профессиональные и эксплуатационно-практические качества.
Существующие реалии организации военно-профессиональной подготовки курсантов в военных вузах показывают, что на протяжении всего периода обучения преобладает тенденция к размыванию целостности военной и технической составляющей в обучении и последовательности формирования военно-профессиональных качеств. Из анализа сложившейся ситуации следует, что требуются коренная переработка учебных планов и программ, а также ввод в строй новых структурных учебных подразделений, которые соответствуют содержанию обучения, условиям и задачам службы выпускников без снижения качества их подготовки.
Анализ отзывов из войск о прохождении службы молодыми офицерами в течение первого года показывает, что уровень их подготовки к выполнению должностных обязанностей значительно ниже требуемого. Из-за этого процесс становления таких офицеров растягивается на значительный период, что отрицательно влияет на боевую готовность войск, наносит ущерб обороноспособности страны.
В.Ю. Новожилов, изучив ежегодные анализы итогов работы военных вузов, в перечне главных недостатков отмечает: снижение качества военно-профессио-нальной подготовки выпускников, особенно в части их практических умений и навыков по должностному предназначению; снижение уровня подготовленности к управлению подчиненными подразделениями в условиях повседневной профессиональной деятельности, в боевой обстановке, к боевому применению и организации технического обслуживания вооружения и военной техники. Одна из причин недостатков отражает неготовность военных вузов в современных условиях действовать целостной и эффективной системой, реализующей четкое и согласованное руководство инновациями в учебной, воспитательной и методической работе [Бережнова, Новожилов, 2011, с. 290-299].
Из вышеизложенного следует, что в системе военного образования имеются серьезные проблемы. Для их решения уже недостаточно использовать только потенциал высшей военной школы, и поэтому в настоящее время вектор военного образования направлен в сторону гражданских вузов. Прежде всего, в форме создания учебных военных центров по подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах, совершенствования военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах [Левченко, 2003; Ротков, 2008, с. 34-39; Шепелев, 2008, с. 27-35].
В современной России подготовка офицеров-ракетчиков, кадровых и офицеров запаса осуществляется в аэрокосмических вузах. Это связано с тем, что аэрокосмическое образование - особая общественная сфера, связанная с подготовкой специалистов для исследования и освоения космического и воздушного пространств и включающая в себя совокупность научных знаний, технических средств, организационных и промышленных структур, направленных на обеспечение присутствия и деятельности человека и созданных им объектов в космическом пространстве и на использование результатов этой деятельности в интересах всех людей, населяющих нашу планету [Кольга, 2006; Степанчикова, 2007].
Основные отличительные черты аэрокосмического образования — это, прежде всего, высокая сложность объектов техники и решаемых ею задач, специфичность используемых технологий, необходимость в соответствии с системным подходом изучения исключительно большого объема дополнительных по отношению к изучаемому объекту техники знаний, включая знания по всем этапам жизненного цикла изделия, высокая динамика развития космической техники [Кольга, 2006].
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать, разработать и реализовать модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза в процессе военно-профессиональной подготовки, а также разработать и апробировать организационно-методическое сопровождение ее эффективного функционирования.
Для того чтобы спроектировать модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза, необходимо решить следующие задачи: изучить исторические предпосылки становления и развития системы военного образования в России, его современное состояние и на этой основе определить направления развития военно-профессиональной подгтов-ки; с учетом развития современной науки и военной ракетной техники определить виды навыков и умений, характеризующие военно-профессиональные качества офицеров-ракетчиков; разработать модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов в условиях аэрокосмического вуза и обосновать ее компоненты; выявить и экспериментально проверить пути и условия повышения эффективности процесса формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов вуза.
Научная новизна исследования состоит в том, что, в отличие от работ Б.Ц. Бадмаева, отражающего общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессио-нальной деятельности (1998), В.М. Азарова, исследовавшего современное состояние проблемы морально-психологического процесса обучения и воспитания (2001), В.В. Белевцева (разработавшего вопросы организации, управления, оценки качества подготовки курсантов (2004), А.В. Беляева, исследовавшего проблему модернизации военно-патриотического и воинского воспитания (2005) и других авторов, в работе научно обоснованы направления военно-профессиональной подготовки: 1) развитие командных навыков по управлению подразделениями в мирное и военное время; 2) формирование навыков моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением современных ракетных комплексов; 3) развитие навыков решения типовых инженерных задач при эксплуатации ракетного вооружения на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе, и на их основе разработка и реализация модели формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракет-чиков у студентов аэрокосмического вуза.
Разработанная модель представлена на рисунке.
Внешние условия
Социальный заказ на военного специалиста Исторические предпосылки Социально-экономические условия
Т
Направления военно-профессиональной подготовки
Развитие командных навыков по управлению подразделениями в мирное и военное время Формирование навыков моделирования самостоятельных решений военно-про-фессиональных задач эксплуатационного характера по управлению техническим состоянием и боевым применением ракетных комплексов Развитие навыков решения типовых инженерных задач при эксплуатации ракетных комплексов на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе
Т
Структурные уровни формирования военно-профессиональных качеств
Первый уровень Базовая профессиональная подготовка: дает студентам фундаментальные теоретические знания по общественным, техническим и специальным наукам, которые формируют их представление о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности, а также о технологическом процессе по проектированию, изготовлению ракетной техники военно-гражданского назначения, их мотивацию к формированию военно-профессиональных качеств офицера-ракетчика Второй уровень Военная подготовка: дает студентам знания боевых ракетных комплексов, правила их эксплуатации и поддержания в постоянной готовности к боевому применению, а также позволяет приобрести практические навыки по порядку действий при эксплуатации боевых ракетных комплексов как в мирное, так и в военное время. На этом же уровне студенты получают знания процесса формирования у подчиненных морально-психологической готовности к выполнению ими своих функциональных обязанностей как в мирное так и в военное время, по грамотной эксплуатации ракетной техники Третий уровень Послевузовское образование: реализация офицерами-ра-кетчиками теоретических знаний и практических навыков, приобретенных ими во время военно-профессио-нальной подготовки в вузе, во время прохождения военной службы в ракетных воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации; продолжение военного образования в военных вузах; переподготовка офицеров для работы в гражданском секторе аэрокосмической отрасли после выхода в запас
Т
Методолого-теоретическая основа и учебно-методическое обеспечение
Основы естественных, философских, педагогических, технических и военных наук Нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы
т
Организационно-педагогическое сопровождение модели
Инновационные педагогические технологии и формы обучения, такие как: проблемное обучение; теории поэтапного формирования умственных действий; программированное обучение; технология развивающего обучения; компьютерные и мультимедийные технологии др. Структурные подразделения, обеспечивающие учебный процесс: факультет военного обучения; учебный военный центр; Студенческое собрание; Школа подготовки инструкторов на учебные сборы; Учебно-демонстра-ционный центр
Т
Результат: готовность выпускников к осуществлению следующих видов деятельности
Военно-служебной — офицер-ракетчик Эксплуатационно-практической в гражданской и военной отрасли
Рис. Модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов в условиях аэрокосмического вуза
Теоретическое обучение по основной специальности в университете и приобретенные эксплуатационно-практические качества во время военно-профессиональной подготовки на основе разработанной модели позволяют подготовить специалистов современного уровня, одинаково хорошо владеющих знаниями техники и современных технологий как гражданского, так и военного назначения. В основу характеристики эффективности уровня военно-профессиональной подготовки положен интегрированный коэффициент уровня сформированности военно-профес-сиональных качеств (В.П. Беспалько, В.М. Полонский и др.). Расчет количественного показателя - коэффициента усвоения Ку - при этом проводится по формуле:
Ку = пШ,
где п — количество освоенных будущим специалистом существенных признаков, понятий, видов деятельности; М — общее количество существенных признаков, понятий, видов деятельности, подлежащих освоению на соответствующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ проводился между студентами экспериментальной группы, прошедшими военную подготовку в рамках разработанной модели формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков, и студентами контрольной группы, прошедшими обучение по традиционной методике подготовки офицеров-ракетчиков. Из полученных результатов контрольного эксперимента видно, что средний уровень военно-профессиональной подготовки у студентов, прошедших обучение, в рамках разработанной модели значительно повысился и соответствует высокому уровню сформированности профессиональных навыков по сравнению с контрольной группой, где этот уровень соответствует нормативному.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что разработанная нами модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков является более эффективной по сравнению с традиционной методикой обучения, применяемой в контрольной группе. Значения коэффициента сформированности ключевых профессиональных качеств в среднем на 45 % превышают аналогичные показатели у офицеров традиционной системы подготовки.
Это обусловлено экспериментально-практической направленностью учебного процесса в рамках разработанной модели, использованием пусковых тренажерных комплексов, методик моделирования штатных и аварийных служебных ситуаций. Этому также способствует практическая деятельность студентов в рамках вновь созданных структурных подразделений: Школы подготовки инструкторов на учебные сборы, Студенческого собрания.
Основные научные результаты исследования.
1. На основании анализа научно-исторической литературы и современных социально-педагогических условий были определены направления развития военнопрофессиональной подготовки офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза. Этими направлениями являются: развитие командных навыков по управлению подразделениями в повседневной деятельности и во время боевых дежурств; формирование навыков моделирования самостоятельных решений военно-профес-сиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера, в том числе по управлению техническим состоянием и боевым применением вооружения и военной техники ракетных частей; навыки решения типовых инженерных задач в военной области на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе.
2. В ходе исследования определены навыки и умения, характеризующие военно-профессиональные качества офицера-ракетчика: управление подразделениями, состоящими из военнослужащих по контракту и по призыву, в мирное и воен-
ное время; проведение воспитательной работы с подчинёнными в многонациональном воинском коллективе по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка; умение работать со служебными документами, знание их видов, порядка разработки и обращения с ними; умение организовывать и проводить занятия по военно-специальной подготовке; практическое использование и эксплуатация боевых ракетных комплексов, проведение учебно-боевых пусков ракет, несение боевого дежурства в составе расчетов дежурных сил и др.
3. Разработана модель, обеспечивающая формирование военно-профессиональных качеств офицера-ракетчика у студентов аэрокосмического вуза, обоснованы ее компоненты и организационно-методическое сопровождение.
4. Выявлены и экспериментально проверены пути и условия повышения эффективности процесса формирования военно-профессиональных качеств офицера-ра-кетчика. Рост эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений произошел вследствие использования разработанной модели, в том числе более глубокого изучения ракетно-космической техники с помощью принципов военной педагогики; применения в разработанной модели инновационных методов обучения; ввода в учебный процесс учебно-тренажерного комплекса и агрегатов подвижного командного пункта ракетного дивизиона; посещения Школы по подготовке инструкторов на учебные сборы и Студенческого собрания и использования в учебном процессе разработанных автором учебных программ и учебно-методичес-ких пособий для обучения в них.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую научную разработку всех затронутых аспектов сложнейшего процесса подготовки высококвалифицированных офицеров-ракетчиков в системе аэрокосмического образования. К числу проблем, нуждающихся в дальнейшем детальном изучении, относятся проблемы военно-профессионального образования в системе переподготовки кадровых офицеров, переходящих в гражданскую отрасль по выслуге лет. Перспективным направлением дальнейших научных поисков выступает изучение влияния взаимодействия учебного заведения с военными частями в вопросе подготовки преподавательских кадров.
Библиографический список
1. Бережнова Л.Н., Новожилов В.Ю. Научная организация управления качеством образовательного процесса военного вуза в условиях перехода на компетентностный подход // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6.
2. Кольга В.В., Тимохович А.С. Модель военной подготовки в системе непрерывного многоуровневого аэрокосмического образования // Материалы II Всероссийской науч.-метод. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов. Нижний Новгород: Волж. гос. инженерно-пед. ун-т, 2008. С. 112-113.
3. Кольга В.В. Организация учебного процесса непрерывного аэрокосмического образования школьников: учеб.-метод, пособие. Красноярск: СибГАУ, 2006. 108 с.
4. Левченко В.А. Методика организации военно-технической подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тамбов, 2003. 198 с.
5. Ротков Л. Подготовка офицеров в гражданском вузе // Научно-педагогический журнал. 2008. № 4.
6. Степанчикова М.А. Молодёжь и аэрокосмическое образование. Калуга: ГМИК,
2007. 25 с.
7. Шепелев О.Ю. Решение проблем подготовки офицеров в гражданских вузах // Научный вестник Уральской академии государственной службы. Екатеринбург: УАГС,
2008.