АХ. ТИМОХОБИЧ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА-ИНЖЕНЕРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННО-СЛУЖЕБНОЙ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА-ИНЖЕНЕРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
FORMATION OF COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE MILITARY ACTIVITY OF OFFICER-ENGINEER IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN TECHNICAL UNIVERSITY
A.C. Тимохович
A.S. Timokhovich
Студент, офицер-инженер, профессиональные компетенции, военно-служебная деятельность, вуз, школа по подготовке инструкторов на учебные сборы, студенческое собрание. Показан рост уровня сформированное™ компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза за счет организации учебного процесса на более высоком уровне интеграции военного и инженерного образования посредством введения новых организационных форм. Доказана возможность формирования мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов общекультурных и профессиональных компетенций военно-служебной деятельности студентов на более высоком уровне.
Student, officer-engineer, professional competences, military service activity, high school, school of trainers for training sessions, student meeting. The article shows the growth in the level of the formation of competences of military service performance of students of a technical university due to the organization of the educational process at a higher level of integration of military and engineering education through the introduction of new organizational forms, it also proves the possibility of the formation of motivational, value, cognitive, activity-oriented and reflective and evaluative components of common cultural and professional competences of military service perfformance of students at a higher level.
Ориентация государства на системную модернизацию Вооруженных сил предъявляет новые требования к качеству военно-технического образования.
Цель данной работы - показать, как у студентов технических вузов, имеющих учебные военные центры и военные кафедры, формировать общекультурные и профессиональные компетенции военно-служебной деятельности офицера-инженера.
Реализация основной функции офицера-инженера - управление подразделениями в мирное и военное время и поддержание военной техники в состоянии боевой готовности в условиях высокого уровня технической оснащенности подразделений - требует их качественной общевоенной и инженерной подготовки, что возможно обеспе-
чить в условиях интеграции военного и инженерного образования при формировании компетенций военно-служебной деятельности [Кириллов, 2007, с. 110].
На основе проведенного анализа, отзывов из войск на выпускников и результатов государственных выпускных экзаменов мы пришли к выводу, что традиционная система военной подготовки позволяет готовить офицеров-инженеров среднего уровня сформированное™ компетенций военно-служебной деятельности, что недопустимо на современном этапе развития вооруженных сил и государства в целом [Шапуленко, 2010, с. 28].
Оценка уровня сформированное™ профессиональных компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза определялась критериями сформированное™ и их показателями
в контексте компетентностного подхода. Для оценки ответов использовался интегрированный коэффициент уровня сформированное™ профессиональных компетенций. Расчет количественного показателя - коэффициента Ку - при этом проводится по формуле: Ку = n/N; где п - количество освоенных будущим специалистом существенных признаков, понятий, видов деятельности; N - общее количество существенных признаков, понятий, видов деятельности, подлежащих освоению на соответствующем этапе эксперимента.
Были выделены три уровня сформированно-сти компетенций военно-служебной деятельности: I - низкий; II - средний; III - высокий, которым соответствуют следующие значения коэффициента Ку: 0-0,3; 0,3-0,5; 0,5-0,8.
Исходный уровень сформированное™ компетенций военно-служебной деятельности у студентов, прошедших обучение по традиционной методике военной подготовки, определялся на констатирующем этапе, и он соответствовал среднему коэффициенту уровня сформированное™ компетенций военно-служебной деятельности. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Коэффициент уровня сформированное™ компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза (констатирующий эксперимент)
Коэффициент уровня сформированное™ компетенций военно-служебной деятельности Студенты, участвующие в эксперименте, чел.
100
Ку 0,48
Совершенствованием различных аспектов военно-профессиональной подготовки офицеров для современной Российской армии занимались: P.A. Белоусов (педагогические условия формирования коммуникативной компетентности молодых офицеров); В.П. Быков (формирование базовых профессиональных умений курсантов в период их летной практики); A.B. Немушкин (формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки в вузе); В.И. Омельченко (разви-
тие информационно-аналитической компетентности у будущего офицера-инженера); Ю.Г. Евдокимова (теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессиональной компетентности будущего офицера).
Признавая бесспорную ценность проведенных исследований, необходимо отметить, что в них не рассматривалась проблема формирования компетенций военно-служебной деятельности как ин-тегративного качества личности, обеспечивающей продуктивность и надежное выполнение своих обязанностей (Тимохович, 2010).
В настоящее время, когда происходят глубокие взаимопроникающие процессы в экономической, политической, информационной и других сферах нашей жизни, принцип интеграции становится системообразующим фактором социума. Естественно, что современная система образования не может оставаться в стороне от потребностей и запросов общества.
Обучение на военной кафедре и в учебном военном центре организуется методом «военного дня» и ограничено количеством учебных часов, чего недостаточно для развития компетенций военно-служебной деятельности, таких как управление подразделениями в мирное и военное время; формирование навыков моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением современных ракетных комплексов; развитие навыков решения типовых инженерных задач при эксплуатации ракетных комплексов на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе.
В связи с этим в ходе исследования автором были разработаны и введены в учебный процесс «Школа по подготовке инструкторов на учебные сборы» и «Студенческое собрание».
Данные организационные формы позволили сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции у будущих офицеров-инженеров. Рассмотрим назначение каждой из них в отдельности.
Школа подготовки инструкторов на учебные сборы. Основная цель обучения в ней - подготовить командный состав учебных взводов за счет формирования у студентов организационно-
го]
АХ. ТИМОХОБИЧ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА-ИНЖЕНЕРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
управленческих навыков по управлению подразделениями в мирное и военное время, проведения воспитательной работы и решения военно-профессиональных задач эксплуатационного характера.
Для достижения цели необходимо:
- отобрать из общей массы студентов, имеющих склонности к командной, творческой и организаторской работе, с учетом специфики жизнедеятельности подразделений на учебных сборах, максимально приближенных к боевой обстановке;
- распределить кандидатов по направлениям обучения (на командный состав взводов, отделений; инструкторов по подготовке лиц суточного наряда, инструкторов по организации и проведению информационно-воспитательной работы; по организации и проведению спортивно-массовой работы; по выпуску стенной печати, ра-дио- и видеогазет; по организации и проведению культурно-досуговых мероприятий с личным составом в выходные и праздничные дни);
- организовать занятия согласно учебным программам;
- организовать итоговый контроль в конце обучения.
Студенты, закончившие обучение и успешно прошедшие итоговый контроль, допускаются к выполнению возложенных на них обязанностей во время учебных сборов
Накопленный опыт работы показывает, что студенты, прошедшие теоретическое и практическое обучение в школе и получившие практические навыки, затем применив их на учебных сборах, имеют
сформировавшиеся организационно-командные навыки по управлению личным составом в мирное и военное время в ракетных частях, чего недостаточно у молодых офицеров, прошедших военную подготовку по традиционной методике.
Рассмотрим программу обучения по I направлению: подготовка лиц суточного наряда. Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий представлено в табл. 2. Из таблицы видно, что обучение организуется в 4 и 5 семестрах обучения на военной кафедре по трем разделам. Программы обучения по II, III направлениям структурно схожи, но каждое направление характерно своей направленностью.
Идея создания Студенческого собрания направлена на возрождение офицерских традиций российской армии [Подоляк, 1983, с. 25-31], которые являлись мощным и эффективным фактором сплочения войск, поддержания патриотизма среди офицерского корпуса.
Студенческое собрание предназначено для:
- формирования у будущих офицеров-инженеров знаний мировой и отечественной художественной литературы, музыкальных произведений, живописи и др.;
- сплочения студентов между собой, формирования корпоративной культуры;
- содействия военному образованию студентов, выраженного в добросовестном отношении к учебе, оказании помощи товарищам, испытывающим затруднения в учебе;
- организации культурно-досуговой работы среди студентов.
Таблица 2
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (I направление)
Номера и наименование разделов и тем Всего часов учебных занятий по расписанию В том числе учебных занятий с преподавателем в вузе Из них по видам учебных занятий в вузе Время, отводимое на самостоятельную работу
лекции групповые занятия практические занятия семинары
1 2 3 4 5 6 7 8
Раздел 1. Организация и несение гарнизонной службы 4 семестр
Тема 1. Организация гарнизонной службы 3 2 3 - - - 1
Тема 2. Должностные лица гарнизона и их обязанности 3 2 - 2 - - 1
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8
Тема 3. Гарнизонный наряд 3 2 2 - - - 1
Итого 9 6 5 2 - - 3
Раздел 2, Внутренний порядок 5 семестр
Тема 1. Размещение военнослужащих 3 2 - 2 - - 1
Тема 2, Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих 3 2 2 - - - 1
Итого 6 4 2 2 - - 2
Раздел 3. Суточный наряд 5 семестр
Тема 1. Общие положения 3 2 2 - - - 1
Тема 2. Обязанности лиц суточного наряда 6 5 2 - 3 - 1
Итого 9 7 4 - 3 - 2
Всего по направлению 24 17 11 4 3 7
Программа работы Студенческого собрания эксплуатационной военно-служебной деятельно-представлена в табл. 3. сти студенты вуза приобретают в процессе интегра-
Профессиональные компетенции технико- ции военного и общеинженерного образования.
Таблица 3
Программа работы Студенческого собрания
№ п/п Название мероприятия Время Место проведения
1 Заседания кружка «Живая книга» Ежемесячно Студенческий дом культуры (СДК)
2 Репетиции духового оркестра Еженедельно СДК
3 Тренировочные игры боулинг-клуба «Снайпер» Ежемесячно Боулинг-клуб
4 Развитие тактических навыков и командной сплоченности во время игры в пейнтбол Май, июнь Пейнтбольный клуб
5 Репетиции хора военного института Еженедельно СДК
6 Прослушивание классических музыкальных произведений Апрель, май, октябрь СДК
7 Школа классических танцев Еженедельно СДК
8 Клуб «Масляный холст» Ежемесячно школа живописи
9 Коллективный просмотр спортивных матчей Ежемесячно спортивное кафе
10 Школа этикета «Аристократ» Ежемесячно СДК
11 Клуб «России верные сыны» Ежемесячно СДК
12 Клуб «Моделист-конструктор» Ежемесячно едк
13 Театральные постановки Ежемесячно Театры
14 Клуб «Любители шахматных баталий» Еженедельно едк
15 Отчетный смотр Раз в полугодие едк
Ранее уже рассматривались интеграционные процессы в образовании в целом и в нашем исследовании в частности, которые позволяют расширить компетенции военно-служебной деятельности технико-эксплуатационного характера будущего офицера-инженера [Тимохович, 2013, с. 80-85].
Результаты контрольного эксперимента (рис.) показывают рост уровня сформированное™
мотивационно-ценностного, когнитивного, дея-тельностного и рефлексивно-оценочного компонентов у студентов экспериментальной группы, прошедших обучение в разработанной нами структуре модели по реализации педагогических условий для формирования профессиональных компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза.
А.С. ТИМОХОВИЧ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА-ИНЖЕНЕРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Количество студентов, %
Рис. - Развитие уровня сформированности мотивационно- ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонента у студентов экспериментальной и контрольной групп
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, чтобы повысить уровень сформированности компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза, необходимо в учебный процесс вводить новые структурные подразделения и организовывать этот процесс на более высоком уровне интеграции военного и инженерного образования.
Библиографический список
1. Кириллов Ю.Ф. Управление подразделениями в мирное время: учебник. М.: Голден Би, 2007. С. 98-115.
2. Подоляк Я.В. Офицеру об этике. М., 1983. 57 с.
3. Положения об офицерских собраниях в от-
дельных частях войск // Приказы по военному ведомству за 1884 г. Спб., 1885. С. 10-86.
4. Тимохович A.C., Кольга В.В. Интегрирование содержания военных и общеинженерных дисциплин в учебном процессе технического вуза // Вестник К ГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1 (23). С. 80-85.
5. Шапуленко В.В. Современное состояние и пути формирования военно-профессиональной готовности выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ // Электронная библиотека Социологического факультета МГУ М.В. Ломоносова. II Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения-2010».