УДК 378.147
Володарская Лариса Николаевна
Врач-невролог высшей категории, заведующий неврологическим отделением, филиал Гарнизонного военного госпиталя, [email protected], Красноярск
Кольга Вадим Валентинович
Доктор педагогических наук, проректор по внеучебной работе, профессор кафедры менеджмента организации, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
Тимохович Александр Степанович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности информационных технологий, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, [email protected], Красноярск
военно-инженерная подготовка солдат
И СЕРЖАНТОВ ЗАПАСА В ТЕхНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации образовательного процесса подготовки офицеров, сержантов и солдат из числа студентов, обучающихся по очной форме обучения, военных кафедр вузов. В статье рассматривается проблема разработки педагогических подходов и технологий обучения военного инженерного кадрового резерва из числа учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья, медицинскими рекомендациями и требованиями к военным специалистам. Намечены общие подходы к разработке педагогических методов и технологий для обучения студентов с частичными физическими отклонениями здоровья на военных кафедрах технических вузов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, военно-инженерная подготовка в техническом университете.
Вопросы укрепления обороноспособности России в современных геополитических условиях становятся все более актуальными. Одним из важнейших компонентов боеготовности вооруженных сил является наличие у государства подготовленного и обученного кадрового военно-инженерного резерва. В связи с этим Государственная дума Российской Федерации приняла закон, который дает возможность готовить на военных кафедрах вузов не только офицеров, но и сержантов и солдат из числа студентов, обучающихся по очной форме. По этой программе студент может обучаться около двух с половиной лет на резервиста-сержанта и полтора года на солдата запаса. При этом вузы не прекращают подготовку кадровых офицеров и офицеров запаса.
Научным и прикладным обоснованием различных аспектов военно-профессиональной подготовки офицеров для современной российской армии занимались Р. А. Белоусов (педагогические условия формирования коммуникативной компетентности молодых офицеров); В. П. Быков (формирование базовых профессиональных умений курсантов
в период их летной практики); А. В. Не-мушкин (формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки в вузе); В. И. Омельченко (развитие информационно-аналитической компетентности у будущего офицера-инженера); Ю. Г. Евдокимова (теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессиональной компетентности будущего офицера); А. С. Шадрин и Е. В. Туркин (формирование деловых качеств офицера у курсантов в процессе подготовки в военном вузе) и др. По мнению Н. А. Алексеева и А. Н. Панова, в настоящее время ключевая проблема военно-профессиональной подготовки в вузе состоит в том, чтобы обеспечить преемственность военных и технических знаний на всех этапах профессиональной подготовки будущих специалистов [Приводится по: 6; 8]. Т. Н. Серегина считает, что реформы военного образования, непосредственно направленные на улучшение качества профессиональной подготовки офицерского корпуса и развитие личности будущего офицера, предполагают повышение доли гуманитарной составляющей
в образовательном процессе вузов. Проанализировав отзывы о прохождении службы молодыми офицерами в течение первого года, В. В. Шапуленко сделал вывод, что уровень их подготовки к выполнению должностных обязанностей значительно ниже требуемого. Офицеры - вчерашние выпускники вузов Министерства обороны РФ - зачастую не имеют достаточного уровня компетенций военно-служебной деятельности [Приводится по: 6; 8].
Признавая бесспорную ценность проведенных исследований, необходимо отметить, что в них не рассматривались вопросы подготовки солдат и сержантов из числа студентов высших учебных заведений.
Для организации качественной подготовки солдат и сержантов запаса в вузе необходимо решение ряда проблем.
Первая проблема заключается в необходимости анализа имеющихся образовательных, организационных и материальных ресурсов и сбалансированного поэтапного наращивания учебно-материальной базы, необходимой университетам для такой подготовки.
Уже с 1 сентября 2014 г. на военных кафедрах вузов организована учеба студентов (в том числе непрофильных специальностей) по программам подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса. С 1 сентября 2015 г. начнется обучение студентов в создаваемых на базе профильных кафедр межвузовских центрах военной подготовки. К ним «прикрепят» близлежащие вузы, а при необходимости и высшие учебные заведения Минобороны. Наконец, на третьем этапе -с 1 сентября 2016 г. армейской подготовкой охватят всех студентов, в том числе и тех, чьи учебные заведения расположены далеко от межвузовских центров военной подготовки, на базе вновь созданных филиалов этих центров [5].
Вторая проблема касается организации набора в такие центры военной подготовки. Сложность состоит в отборе необходимого количества студентов, изъявивших желание пройти военную подготовку и отвечающих требованиям к состоянию здоровья и нервно-психологической устойчивости. Процедура отбора значительно сокращает круг возможных кандидатов для обучения в таких межвузовских центрах и на военных ка-
федрах. Уже на школьном этапе количество детей, потенциально способных по критерию здоровья проходить полноценную военную подготовку, невелико.
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением на протяжении всего процесса обучения хронических форм заболеваний, снижается индекс здоровья.
В определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние нервно-психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т. к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми. Поэтому особое внимание должно уделяться уровню нервно-психической устойчивости военнослужащих срочной службы и студентов военно-технических вузов, сержантов и офицеров.
Под нервно-психической неустойчивостью понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.
В происхождении неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости определяющую роль играют биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами.
Во-первых, это объясняет, почему встречающиеся отклонения в поведении и деятельности у обычного человека носят незначительный характер и не накладывают отпечаток на личность в целом, в то время как у лиц с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости эти от-
клонения не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности, в том числе и на обучении военному делу.
Во-вторых, это предопределяет в работе с военнослужащими с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.
Реализация этих мероприятий возможна при тесном сотрудничестве командиров, их заместителей по воспитательной работе, психологов и медицинских работников.
В настоящее время, исходя из анализа демографической обстановки в Российской Федерации, особое значение в Вооруженных Силах приобретает качественное изучение пополнения, прибывающего для укомплектования воинских частей. Это первый этап, обеспечивающий боеготовность, уверенность командиров всех уровней в возможности выполнения задач по предназначению, грамотной организации работ по укреплению морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины.
По данным РАМН, в России 5 миллионов человек страдают тяжелыми психическими заболеваниями [4]. Четверть населения -то есть 36,5 миллионов человек - страдают различными психическими расстройствами. Еще 10 лет назад эта цифра была в 2,5 раза ниже. Сегодня в мире только 10 % людей - стрессоустойчивые. В обычной жизни 25 % населения сталкиваются с проблемами в плане психического здоровья, каждый четвертый человек нуждается в помощи психотерапевтов, специалистов в области неврологии, психологов, хотя многие даже и не подозревают об этом. Процент абсолютно здоровых людей продолжает снижаться.
Практически здоровым считается военнослужащий умственно развитый, достаточно внутренне уравновешенный, способный овладеть воинской специальностью, находиться в организованном воинском коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья. Состояние нервно-психического здоровья непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально-экономических, эко-
логических, физических, психотравмирую-щих, токсических и др.
Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву нервно-психической деятельности. Для определения склонности к срывам в деятельности нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении в 1978 г. Л. И. Спивак предложил рассмотреть понятие нервно-психической неустойчивости (НПН) [2].
Понятие «нервно-психическая неустойчивость» объединяет явные или скрытые нарушения эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции.
Формы проявления НПН многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.
Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климатогеогра-фические условия, различные профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда (ограниченное пространство, шум, вибрация, температурные нагрузки, электромагнитное излучение, операторская деятельность, аварийные ситуации и т. п.) - все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих.
Исходя из вышесказанного, исключительно важная роль в практической работе военных врачей и специалистов по профессиональному психологическому отбору отводится оценке уровня нервно-психической
устойчивости военнослужащих.
Основываясь на изучении состояния здоровья военнослужащих, проходящих службу по призыву, установлено, что количество здоровых призывников составляет менее 60 %, с отдельными признаками нервно-психической неустойчивости - 25 %, с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости - 10 %, больных - около 5 %.
Становится очевидным, что всем должностным лицам воинских частей (военным психологам, специалистам профотбора, врачам-специалистам, офицерам-воспитателям) необходимо глубоко и всесторонне изучать прибывающее пополнение, чтобы знать его особенности, учитывать их и принимать своевременные, необходимые меры организационного и воспитательного характера в интересах повышения боевой готовности, организованности и воинской дисциплины.
Таким образом, при отборе студентов для обучения на военной кафедре и в дальнейшей организации учебного процесса по подготовке солдат и сержантов запаса необходимо учитывать, с какими признаками нервно-психической неустойчивости пришли студенты.
Третья проблема организации качественной подготовки солдат и сержантов запаса в вузе заключается в полном отсутствии специальных образовательных программ по военной подготовке, адаптированных к студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Программы военной подготовки необходимо формировать с учетом сложившейся сегодня ситуации с состоянием здоровья студентов. При этом даже студенты, прошедшие военно-врачебную комиссию и получившие соответствующую группу пригодности, должны получать моральную и физическую нагрузку, не допускающую перенапряжения сил и не повлекшую за собой тяжелых последствий.
Формирование содержания таких образовательных программ, определение баланса между аудиторной, тактической и физической подготовкой, определение оптимальных нагрузок (в первую очередь физических) является на сегодняшний момент первостепенной задачей подготовки военно-инженерного кадрового резерва. При этом необходимо разработать адекватные педаго-
гические подходы и технологии для подготовки студентов с частичными физическими отклонениями в состоянии здоровья. Особое внимание следует уделить оценке эффективности результатов обучения по этим адаптированным программам и выработке рекомендаций будущим военно-инженерным специалистам по выбору военно-учетной специальности.
Таким образом, организацию военной подготовки офицеров, сержантов и солдат в межвузовских военных центрах необходимо реализовывать на базе специально спроектированных педагогических моделей, учитывающих специфику состояния здоровья студентов, медицинские рекомендации и квалификационные требования по военно-учетным специальностям.
Библиографический список
1. Воженников А. В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. - М.: РАГС, 2008. - 223 с.
2. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 369 с.
3. Кольга В. В., Меркулов А. Б., Тимохович А. С. Формирование профессиональных компетенций офицеров-инженеров в учебном процессе технического вуза. - Красноярск: КГПУ, 2014. - 124 с.
4. Медицина от А до Я [Электронный ресурс]. - URL: www.erom.ru (дата обращения: 15.02.2015).
5. Мокушин Д. В. Военная подготовка студентов // Российская газета. - 28.01.2014.
6. Тимохович А. С. Формирование профессиональной компетентности офицеров-инженеров в образовательном процессе технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск: КГПУ, 2013. - 186 с.
7. Шадрин А. С., Туркин Е. В. Принципы и подходы формирования профессионально-деловых качеств офицера у курсанта в процессе обучения в военном институте // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 53-57.
8. Шапуленко В. В. Современное состояние и пути формирования военно-профессиональной готовности выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://libed.ru/knigi-nauka/358979-4-formirovanie-kompetenciy-voenno-sluzhebnoy-deyatelnosti-studentov-tehnicheskogo-vuza.php (дата обращения: 15.02.2015).
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Volodarskaya Larisa Nikolaevna
Doctor-neurologist highest category, head of the neurological Department, branch, Garrison military hospital, [email protected], Krasnoyarsk
Kol'ga Vadim Valentinovich
Dr. Sci. (Pedag.), Vice-rector of extracurricular work, Professor of the Department of Organization Management, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk
Timohovich Alexandr Stepanovich
Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department of Security of Information Technologies, Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, [email protected], Krasnoyarsk
MILITARY ENGINEERING TRAINING OF SOLDIERS AND SERGEANTS STOCK TECHNICAL UNIVERSITY
Abstract. The article examines the approaches to organization of educational process of training of officers, sergeants and soldiers from among students enrolled in full-time education, military departments of universities. In the article the problem of development of pedagogical approaches and learning technologies military engineering personnel reserve of the number of students taking into account peculiarities of their health status, medical recommendations and requirements to military personnel. Scheduled General approaches to the development of pedagogical methods and techniques for teaching students with partial physical disabilities health in the military departments of technical universities.
Keywords: professional training, military engineering training at the technical University.
Поступила в редакцию 20.03.2015