Научная статья на тему 'Особенности подготовки солдат запаса в гражданских вузах'

Особенности подготовки солдат запаса в гражданских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СОЛДАТ ЗАПАСА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ (ФАКУЛЬТЕТЕ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ) / THE TRAINING OF RESERVE SOLDIERS / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL STRATEGIES / TECHNOLOGY CASE STUDIES / TRAINING OF STUDENTS AT THE MILITARY DEPARTMENT (THE FACULTY OF MILITARY TRAINING)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Игорь Львович

Интересы обороноспособности страны требуют качественной подготовки мобилизационного резерва для Вооруженных Сил России, в том числе солдат запаса. Используемая в гражданских вузах педагогическая практика подготовки военнослужащих не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подготовленности солдат запаса. Данное обстоятельство выявило необходимость разработки эффективных педагогических технологий, применительно к образовательной деятельности гражданских вузов. Для решения этой проблемы нами выдвинуты следующие организационно-педагогические условия: обогащение умений и навыков будущих солдат запаса, становление их организационно-волевых качеств, приобщение их к военно-профессиональным действиям. Реализацию названных условий мы предлагаем осуществлять посредством использования в образовательной деятельности профессионально ориентированных технологий. Основной в ходе нашего исследования была избрана технология кейс-стади. Так же в ходе практических занятий студенты привлекались к выполнению заданий на принятие решения, предусматривающие поиск оптимального решения. В ходе учебных сборов в воинских частях будущие солдаты запаса приобретали навыки применения оружия и военной техники, отрабатывали учебно-боевые задачи. Реализация выдвинутых нами организационно-педагогических условий дала положительные результаты. Так, количество студентов экспериментальных групп с начальным уровнем подготовленности к военно-профессиональной деятельности сократилось с 52,45% в начале эксперимента до 19,1% в конце, с 39,1% до 46,67% увеличилось количество студентов с базовым уровнем подготовленности и с 8,45% до 34,23% с повышенным уровнем. Реализация выдвинутых нами организационно-педагогических условий позволяет повысить качество подготовки солдат запаса в гражданских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Игорь Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF SOLDIERS OF A STOCK IN CIVIL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Interests of defense capability of the country demand high-quality preparation of a mobilization reserve for Armed Forces of Russia, including soldiers of a stock. The student teaching of training of the military personnel used in civil higher education institutions not fully meets requirements imposed to readiness of soldiers of a stock. This circumstance has revealed need of development of effective pedagogical technologies, in relation to educational activity of civil higher education institutions. For the solution of this problem we have laid down the following organizational and pedagogical conditions: enrichment of skills of future soldiers of a stock; formation of their organizational and strong-willed qualities; their familiarizing with military and professional actions. We suggest to enable the realization of the called conditions by means of use in educational activity of professionally focused technologies. The main during our research has been elected technology a case-stadi. Also during a practical training students were involved in performance of tasks for decision-making, providing search of the optimal solution. During the training sessions in military units future soldiers of a stock gained skills of use of weapons and military equipment, worked educational and fighting tasks. Realization of the organizational and pedagogical conditions which are laid down by us has yielded positive results. So, the number of students of experimental groups with the initial level of readiness to military professional activity was reduced from 52,45% at the beginning of the experiment to 19,1% at the end, from 39,1% to 46,67% the number of students with basic level of readiness and from 8,45% has increased to 34,23% with the increased level. Realization of the organizational and pedagogical conditions which are laid down by us allows to increase quality of training of soldiers of a stock in civil higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки солдат запаса в гражданских вузах»

УДК 355.237.084.92

Михайлов И.Л.

Военно-инженерный институт Сибирского федерального университета, г Красноярск

E-mail: vii@sfu-kras.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОЛДАТ ЗАПАСА В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

Интересы обороноспособности страны требуют качественной подготовки мобилизационного резерва для Вооруженных Сил России, в том числе солдат запаса. Используемая в гражданских вузах педагогическая практика подготовки военнослужащих не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подготовленности солдат запаса. Данное обстоятельство выявило необходимость разработки эффективных педагогических технологий, применительно к образовательной деятельности гражданских вузов.

Для решения этой проблемы нами выдвинуты следующие организационно-педагогические условия: обогащение умений и навыков будущих солдат запаса, становление их организационно-волевых качеств, приобщение их к военно-профессиональным действиям. Реализацию названных условий мы предлагаем осуществлять посредством использования в образовательной деятельности профессионально ориентированных технологий. Основной в ходе нашего исследования была избрана технология кейс-стади. Так же в ходе практических занятий студенты привлекались к выполнению заданий на принятие решения, предусматривающие поиск оптимального решения. В ходе учебных сборов в воинских частях будущие солдаты запаса приобретали навыки применения оружия и военной техники, отрабатывали учебно-боевые задачи.

Реализация выдвинутых нами организационно-педагогических условий дала положительные результаты. Так, количество студентов экспериментальных групп с начальным уровнем подготовленности к военно-профессиональной деятельности сократилось с 52,45% в начале эксперимента до 19,1% в конце, с 39,1% до 46,67% увеличилось количество студентов с базовым уровнем подготовленности и с 8,45% до 34,23% - с повышенным уровнем. Реализация выдвинутых нами организационно-педагогических условий позволяет повысить качество подготовки солдат запаса в гражданских вузах.

Ключевые слова: подготовка солдат запаса, организационно-педагогические условия, педагогические стратегии, технология кейс-стади, обучение студентов на военной кафедре (факультете военного обучения).

В целях поддержания на должном уровне обороноспособности страны необходимо обеспечить качественную подготовку запаса Вооруженных Сил России. Кроме того важно определить для него оптимальное количественное соотношение с учетом необходимых военно-учетных специальностей.

Большое внимание в связи с этим в настоящее время уделяется подготовке солдат запаса в гражданских вузах.

Подготовленный в гражданском вузе солдат запаса должен обладать прочными умениями и навыками владения оружием, военной и специальной техникой, сформированными организационно-волевыми и другими профессионально-важными качествами, влияющими на их деятельность по должностному предназначению.

В интересах качественной подготовки солдат запаса в гражданских вузах необходимо осуществить обогащение умений и организационно-волевых качеств будущих солдат запаса посредством широкого использования в образовательном процессе технологий творческого обучения, развития активного

мышления обучаемых, использования профессионально ориентированных технологий

[2], [4].

Исследуя обозначенную нами проблему, мы под педагогической стратегией «обогащение» вслед за В.В. Игнатовой понимаем реализацию педагогических условий посредством качественного отбора содержания образования, гибкого использования форм, методов, приемов и средств и дифференциацию по принципу «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Обогатить - приумножить знания, умения, опыт и др., сделать целесообразнее, богаче в соответствии с педагогической целью» [10, с. 111].

В качестве основной технологии педагогического обогащения умений и организационно-волевых качеств будущих солдат запаса мы используем технологию кейс-стади.

Основанием для выбора образовательной технологии явилось представление о том, что каждый субъект имеет собственную траекторию профессионального движения, и подготовка к военной деятельности эффективно осуществляется в том случае, если субъект

включен в деятельность [11, с. 144]. В данном случае, педагогическая технология кейс-стади представляется нами как форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия, в основе которого лежит поиск решения конкретной ситуации [1].

Необходимость использования технологии кейс-стади в педагогическом обогащении умений и организационно-волевых качеств солдат запаса обусловлена двумя обстоятельствами.

Первое вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации. Второе обусловлено развитием требований к качествам личности специалиста, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий [9], [12].

Технология кейс-стади используется в организации обучения будущих солдат запаса описанием конкретных ситуаций или конкретного случая, которые предлагаются обучаемым для поиска решения. Обучающиеся проводят анализ ситуации, исследуют проблему, предлагают оптимальные решения. При этом поиск решения актуализирует определенный объем знаний, которые необходимо усвоить при решении данной проблемы [14].

Каждая проблемная ситуация включает следующие основные этапы:

- постановку проблемы, формулирование задачи исследования. Предназначение этого этапа состоит в актуализации противоречий, внутренних целей [13];

- определение цели и актуальности исследования. Составление списка вопросов, на которые нужно дать ответы в процессе исследования;

- определить методы сбора информации;

- работу по творческим микрогруппам, содержащую процесс самостоятельного поиска. Данный этап делится на две части:

1) проектировочная деятельность, заклю-чающуяся в самоопределении микрогрупп, кор-

рекции коллективных целей, принятии решения, разработке программы деятельности;

2. Исполнительская деятельность, заключа-ющуяся в реализации программы коллективных мероприятий, выработке личных и коллективных позиций, контроле и коррекции деятельности групп. Данный этап предназначен для разрешения противоречий, выработки целей каждого, освоения способов коллективной мыслительной деятельности, разработке проблем [15];

- обсуждение кейса в микрогруппах: аргументирование позиций, определение содержательной стороны проблемы, выработка коллективного мнения по проблеме. Этот этап предназначен для разрешения противоречий и выработке общей позиции микрогруппы;

- презентация решений микрогрупп и проведение открытой дискуссии по проблеме в учебной группе. При этом окончательного ответа на рассматриваемый вопрос может и не быть. На данном этапе формируется коллективная и личная позиция, определяются последующие разработки проблемы, формулируются одна или несколько теорий или гипотез по данной проблеме.

Одним из существенных противоречий в военном образовании является активное наполнение образовательного процесса военных вузов информационными технологиями при отсутствии стратегических перспектив в дальнейшей информатизации этого процесса [3, с. 21].

Следует отметить, что технология кейс-стади имеет определенное сходство с традиционными упражнениями или задачами, но в отличие от них она способствует приобретению студентами ряда практических умений и навыков, учит их решению сложных не структурированных проблем. При использовании техники кейс-стади актуализируются межпредметные связи.

Сформированность умений, навыков и организационно-волевых качеств в целях соответствия квалификационным требованиям подразумевает, что будущий солдат запаса должен:

- быть бдительным и храбрым, отважным и волевым, всегда готовым защищать народ и Отечество, дисциплинированным, решительным, смелым, инициативным, выносливым военнослужащим и др.;

Особенности подготовки солдат запаса в гражданских вузах

Михайлов И.Л.

- уметь действовать при объявлении тревоги; в боевой обстановке применять вооружение и боевые гранаты днем и ночью; вести радиообмен на средствах связи; оборудовать окопы и укрытия; преодолевать инженерные заграждения и устанавливать их; действовать на зараженной местности; ориентироваться на местности по топографической карте и без нее; выполнять нормативы, упражнения по физической подготовке; готовить место отдыха из табельных и подручных материалов и др. [8].

Будущие солдаты запаса постоянно тренируются в умелой подаче уставных команд, получают практику в выполнении обязанностей дневального по батарее, контрольно-пропускному пункту, помощника руководителя занятия на учебной точке, участника мероприятий спортивно-массовой работы.

Указанные навыки будущие солдаты запаса получают и совершенствуют по каждому виду выполняемых обязанностей, занятий и мероприятий равномерно с установленной периодичностью в ходе обучения под руководством командиров отделений, учебных взводов и ответственных кураторов. Так же в процессе практических занятий для студентов предоставляется в определенном объеме резерв времени. Данный резерв времени запланирован для командира с целью проведения занятий по боевой готовности в составе учебных взводов и курса обучения, дополнительной отработки с будущими солдатами запаса наименее усвоенных вопросов.

Целью обучения будущих солдат запаса в итоге практических занятий является получение необходимых знаний и выработка навыков действий в общевойсковом бою, физическая закалка и оказание помощи в адаптации к предстоящим учебным сборам на базе воинских частей.

Практические занятия с будущими солдатами запаса, проводятся, в составе учебного взвода на подготовленных объектах учебно-материальной базы. При обучении необходимо соблюдать последовательность в отработке тем и переходить от простого к сложному, добиваясь сначала правильности выполнения приема, а затем быстроты и четкости его выполнения.

В дальнейшем в соответствии с программой военно-профессиональной подготовки

студентов приступают к подготовке по военно-учетной специальности.

Этот период является наиболее ответственным в обучении будущих солдат запаса.

Основная задача подготовки по специальности это обучение студентов уверенным и грамотным действиям в боевой обстановке в должности по своей военно-учетной специальности.

В ходе занятий кроме приобретения необходимых умений и навыков, за счет создания соответствующей обстановки и условий, в обязательном порядке должны решаться задачи психологической подготовки будущих солдат запаса. Они должны быть готовы преодолевать опасности и трудности боевой обстановки, выдерживать высокие нервно-психологические и физические нагрузки, характерные для всех видов боевых действий. Всё это возможно достигнуть внесением в проведение занятий элементов напряженности и внезапности, опасности и разумного риска, свойственных реальной боевой обстановке, многократной тренировкой будущих солдат запаса в выполнении изученных приемов и действий, воспитанием уверенности в российском вооружении, военной технике, средствах защиты и своих командирах.

При проведении практических занятий профессорско-преподавательский состав факультета военного обучения вуза применяет задания на принятие решения.

Задания на принятие решения направлены на определение оптимального способа действия для достижения поставленных задач. Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задач принятия решения. Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли будущим солдатом запаса.

Формальная модель задания принятия решения может быть описана следующим образом:

- для индивидуального предпочтения решения:

So, Т, Q | S, А, В, X £ К, Y ор1 ; (1)

- для группового предпочтения решения:

So, Т, Q | S, А, В, X Ц Y ор1 (2)

Где слева от вертикальной черты расположены известные, а справа - неизвестные элементы задания: 8о - проблемная ситуация; Т - время для принятия решения; Q - имею-

щиеся для принятия решения ресурсы; 8= (81... Sn) - множество альтернативных ситуаций, уточняющих проблему ситуации 8о. А =(А1... Ап) - множество целей, преследуемых при принятии решения, В = (В1.. В 1) - множество ограничений; Y == (У1.. ^т) - множество альтернативных вариантов решения; f - функция индивидуального предпочтения; К - критерий выбора наилучшего решения; F(f) - функция группового предпочтения решения; L - принцип согласования индивидуальных предпочтений для формирования групповых предпочтений; Y opt - оптимальное решение [7].

Таким образом, содержание задачи принятия решения можно сформулировать следующим образом:

В условиях проблемной ситуации So, располагаемого времени - Т и ресурсов - Q необходимо уточнить ситуацию 8о множеством гипотетических ситуаций 8, сформировать множество целей А, ограничений В и альтернативных вариантов решения Y, произвести оценку индивидуальных предпочтений решения f и найти оптимальное решение Y ор^ руководствуясь сформулированным критерием выбора наилучшего решения К - для индивидуального предпочтения решения или удовлетворяющие групповому предпочтению F(f), найденному на основе выбранного принципа согласования - L -для группового предпочтения решения.

Этап постановки задач должен дать ответ на вопросы: какую проблему и в каких условиях нужно решать? Когда ее нужно решать? Какими силами и средствами будет решаться проблема? [7].

Логическим продолжением процесса подготовки солдат запаса на факультете военного обучения (военной кафедре) гражданского вуза является прохождение студентами учебных сборов на базе воинских частей.

Целью учебных сборов является подготовка будущих солдат запаса к самостоятельной военно-профессиональной деятельности, адаптация к конкретной служебной обстановке, включение в военно-профессиональную деятельность [5].

В ходе учебных сборов будущие солдаты запаса приобретают навыки эксплуатации, ремон-

та, боевого применения вооружения и военной техники, отрабатывают упражнения, приемы и нормативы выполнения учебно-боевых задач и приобретают опыт в исполнении обязанностей по должностному предназначению.

Например расчет фортификационного оборудования позиций по единичным и тактическим нормативам.

В основном решать предстоит следующие задачи:

- определение характера фортификационного оборудования позиции, которое может быть выполнено имеющимися силами и средствами в заданные сроки;

- определение времени, необходимого для выполнения задач фортификационного оборудования в заданном объеме имеющимися силами и средствами;

- определение необходимых сил и средств (усиления) для выполнения задач по фортификационному оборудованию в заданном объеме и в заданные сроки.

Для решения задачи по определению характера фортификационного оборудования позиции, района, полосы в заданные сроки имеющимися силами и средствами последовательность расчета следующая:

- предварительно распределяются имеющиеся силы и средства для фортификационного оборудования каждого элемента позиции;

- для конкретных условий обстановки определяются возможности по фортификационному оборудованию местности;

- в соответствии с принятой для данного района последовательностью определяется такой объем задач, трудоемкость выполнения которых соответствует определенным ранее возможностям по фортификационному оборудованию местности и т. д. [6].

Таким образом, обогащение умений и навыков, организационно-волевых качеств солдат запаса и приобщение их к военно-профессиональным действиям в гражданских вузах с использованием новых технологий и решением ситуационных задач в ходе практической подготовки, позволяет обеспечить качественную подготовку солдат запаса в полном объёме.

06.03.2017

Михайлов И.Л.

Особенности подготовки солдат запаса в гражданских вузах

Список литературы:

1. Адольф, В.А. Место познавательной активности в процессе формирования профессиональной компетентности / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2006. -№1. - С. 15-22.

2. Алехин, И.А. Дидактическое проектирование инновационных технологий профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в военном вузе / И.А. Алехин // Казанская наука. - 2016. - №10. - С. 32-38.

3. Алёхин, И.А. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов на основе интеграции информационных и дидактических ресурсов военного вуза / И.А. Алёхин, И.В. Тренин // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сб. статей. - 2016. - С. 20-23.

4. Афанасьев, А.К. Компетентностная модель подготовки офицеров запаса в государственных технических вузах / А.К. Афанасьева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - №3-4. - Том 11. - С. 580-583.

5. Бельчиков, В.В. Развитие основных компетенций по инженерной подготовке сержантов и солдат запаса и методология овладения ими на учебных сборах / В.В. Бельчиков, Н.С. Кастрюлина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. -2015. - №3(4). - С. 230-236.

6. Володарская, Л.Н. Военно-инженерная подготовка солдат и сержантов запаса в техническом вузе / Л.Н. Володарская, В.В. Кольга, А.С. Тимохович // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №3. - С. 98-102.

7. Задачи принятия решений [Электронный ресурс]. - URL: books.ifmo.ru/file /pdf/312.Hdf.

8. Гарин, Е.Н. Концепция Военного института Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] / Е.Н. Гарин. -URL: http://vii.sfu-kras.ru/info/public/vii/book/kontseptsiya-voennogo-instituta-sibirskogo-federalnogouniversiteta-2007.

9. Золотарев, А.А. Кейс-метод: особенности разработки и реализации (методические рекомендации) / А.А. Золотарев. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. - 48 с.

10. Игнатова, В.В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза / В.В. Игнатова, О.А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: НГПУ 2004. - №1. - С. 105-113.

11. Ильина, Н.Ф. Профессиональное становление педагога в инновационном комплексе: дис. ... канд. пед. наук 13.00.08 / Н.Ф. Ильина. - Красноярск: КГПУ 2006. - 198 с.

12. Картавых, М.А. Использование технологии кейс-стади в формировании универсальных учебных действий познавательного характера / М.А. Картавых, А.А. Щепетильников // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - №7. - С. 54-57.

13. Невлева, И.М. Проблемная ситуация как мотивационно-ценностное содержание педагогического процесса / И.М. Невлева, В.И. Соловьева // Педагогическое образование в системе высшей школы: сб. статей. - Белгородский университет кооперации, экономики и права. - 2015. - С. 76-86.

14. Смолянинова, О.Г. Метод case study и возможные ситуации его использования в вузовском образовании в России / О.Г. Смо-лянинова, Н.В. Савченко, В.Н. Востриков // Технологии в образовании: сб. статей научно-методической конференции НОУ ВПО Центросоюза РФ Сибирский университет потребительской кооперации. - 2015. - С. 155-171.

15. Узденова, А.М. Исполнительская деятельность студентов: поиск эмпирических векторов / А.М. Узденова // Гуманизация образования. - 2011. - №6. - С. 20-25.

Сведения об авторе:

Михайлов Игорь Львович, соискатель кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, начальник отдела общевоенной подготовки Военно-инженерного института Сибирского федерального университета 660036, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Академгородок, д. 13 А, каб. 3-01, e-mail: miiglv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.