УДК 378.035.7 ББК Ч400.522 + Ц44
DOI: 10.14529/ped160212
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
А.Б. Покрышкин, А.А. Белов, В.В. Дудоров
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Подготовка солдат и сержантов запаса для мобилизационного резерва Вооруженных Сил Российской Федерации, на факультетах военного обучения и военных кафедрах образовательных организаций высшего образования из числа студентов без отрыва от основного обучения, является актуальной задачей, выполнения которой требуют президент Российской Федерации и Министерство обороны РФ. Вместе с тем, предлагаемая Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны РФ программа военной подготовки оказалась несовершенной и не соответствующей требованиям современного российского образования.
Статья посвящена изучению способов повышения качества процесса создания рабочих программ дисциплин военной подготовки. Для достижения поставленной цели используется компетентностно-ориентированный подход к созданию рабочих программ.
В результате предложены изменения рабочих программ дисциплин «Методическая подготовка» и «Военная педагогика и психология». Впервые процесс создания рабочей программы военной дисциплины основан на компетентностно-ориентированном подходе. Формулирование военно-профессиональных компетенций и их использование в основе разработки программ дисциплин, служит основой для создания и реализации программ военной подготовки на качественно ином уровне, соответствующем современным требованиям педагогической науки.
Ключевые слова: компетентностно-ориентированный подход, военно-профессиональные компетенции, программы военной подготовки сержантов, солдат, запаса.
Введение. Более чем в 60 федеральных государственных образовательных организациях высшего образования с сентября 2014 года студенты без отрыва от учебного процесса начали военную подготовку по военно-учетным специальностям солдат (матросов), сержантов (старшин) с последующим зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Новая система военной подготовки студентов будет реализована практически во всех ведущих российских вузах с использованием имеющегося опыта подготовки на военных кафедрах из студентов гражданских вузов офицеров запаса.
Число студентов и перечень военно-учетных специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузах, сформированы Минобороны с учетом мобилизационной потребности Вооруженных Сил Российской Федерации. Качество военной подготовки студентов будет достигаться за счет ее двухэтапности: теоретического обучения на военных кафед-
рах и прохождения учебных (практических) сборов. При этом проведение учебных сборов со студентами вузов планируется с использованием существующей учебной инфраструктуры и материально-технической базы воинских частей и соединений военных округов. Продолжительность подготовки студентов по военно-учетным специальностям на должностях рядовых составляет 1,5 года, сержантов -2 года, а начать обучение смогут студенты 2 курса, годные к военной службе по состоянию здоровья и прошедшие профессиональный и психологический отбор [3].
Новая модель обучения требует разработки новой нормативно-правовой базы подготовки.
Нормативно-правовая база подготовки солдат и сержантов запаса. Впервые задача изменения военной подготовки студентов была поставлена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года.
В разделе Послания о военной подготовке студентов он отметил, что в этом году до 220 тыс. человек возросло число рядовых и сержантов-контрактников, при этом необходимо думать, как создать подготовленный мобилизационный резерв. И в этой связи предложил: не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить саму систему военной подготовки в вузах, дав возможность всем студентам пройти в ходе учёбы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность. Он подчеркнул, что армии следует уделить особое внимание наиболее востребованным, техническим специальностям [5].
Предлагалось начать обучение с 1 сентября 2014 года, что и было выполнено, к этому сроку должна была быть сформирована соответствующая нормативно-правовая база. Но формирование нормативно-правовой базы до сих пор не завершено.
В Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» были внесены изменения (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 № 246-ФЗ). В абзаце 3 части 1 статьи 17 «Добровольная подготовка граждан к военной службе» обучение на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса было добавлено - «программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса».
Внесены аналогичные изменения в статью 20 «Обучение граждан на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса» и статью 52 «Зачисление в запас» [2].
Но подзаконные акты до настоящего времени не изменены, а именно:
- совместный приказ Министра обороны Российской Федерации № 666 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 249 от 10 июля 2009 года «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
Получается, что возможность военной подготовки по программам подготовки солдат и сержантов запаса Федеральным законом предусмотрена, а механизма реализации этой возможности не существует.
За рубежом подобная практика подготовки солдат и сержантов не применяется нигде, эта инновация впервые проходит апробацию в системе высшего образования в Российской Федерации.
В США военные кафедры при университетах и некоторых колледжах осуществляют подготовку только офицеров.
В 2008 году из-за ограниченных финансовых возможностей и переоценки роли военных кафедр в Российской Федерации произошли кардинальные изменения: из 252 военных факультетов и кафедр вузов сохранились 68, также были организованы 35 учебных центров, призванных готовить кадровых офицеров по дефицитным специальностям для службы в ВС РФ. В США же функционируют около 600 аналогов военных кафедр при образовательных организациях высшего образование и колледжах, и их сокращения не планируется [7].
В соответствии со статьей 81 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» существуют особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Закон определяет следующие виды программ, реализуемых в интересах обороны и безопасности государства:
- основные профессиональные образовательные программы;
- примерные основные программы профессионального обучения;
- примерные дополнительные профессиональные программы.
Причем основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства,
обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, разрабатываются на основе требований, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников.
Указанные квалификационные требования устанавливаются федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.
А примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование [1].
Подготовка солдат и сержантов запаса на факультете военного обучения ЮжноУральского государственного университета. Факультет военного обучения Южно-Уральского государственного университета с 1 сентября 2014 года реализует Программу военной подготовки сержантов и солдат по военно-учетным специальностям танкотехнического обеспечения, утвержденную начальником Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации 2 апреля 2014 года.
По сути, указанная программа представляет собой примерную дополнительную профессиональную программу в области обороны и безопасности государства, и требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к таким образовательным программам не являются обязательными.
Предложенная программа военной подготовки по многим своим параметрам не устраивает профессорско-преподавательский состав факультета, поэтому коллектив ФВО прилагает определенные усилия по совершенствованию программы и внесению в нее соответствующих изменений.
Внесение изменений в программу военной подготовки не является трудноосущест-
вимой или невыполнимой задачей, периодически в ней происходят изменения по различным параметрам:
- срокам подготовки;
- тематическим планам;
- формам обучения и другим.
Изменения происходят как «сверху», так
и «снизу», когда Главное автобронетанковое управление требует подать предложения по совершенствованию программы военной подготовки [6].
Рассмотрим предложения по совершенствованию военной подготовки слушателей факультета по модулю, состоящему из двух дисциплин: «методическая подготовка» и «военная педагогика, и психология», разработкой и внедрением рабочей программы по этим дисциплинам на основе компетентностно-ориен-тированного подхода.
Процесс создания компетентностно-ориентированных образовательных программ сложный и трудоемкий, поэтому проектирование такой программы осуществляется поэтапно. Подробное описание разработки программы дано в статье Ю.В. Тягуновой [8].
Цель подготовки на военной кафедре -приобретение твердых знаний и умений, выработка устойчивых навыков, необходимых для выполнения задач по должностному предназначению в любых условиях боевой и мобилизационной обстановки спустя продолжительное время после окончания обучения.
Программа военной подготовки сержантов предусматривает на методическую подготовку 18 часов или 24 % из общего расчета 75 часов в семестр, на военную педагогику и психологию тоже 18 часов из общего расчета времени на подготовку в семестр.
В программе учебного сбора проведение занятий по психолого-педагогическому модулю не предусматривается.
Кроме того, в рабочей программе по этим предметам не определены целевые установки и организационно-методические указания, в «рабочей программе» имеется только перечень тем и расчет часов, представленных в табл. 1 и 2.
Из таблиц видно, что подобные программы дисциплин не только не обеспечивают прочности усвоения знаний, умений и навыков у обучаемых, но и не формируют их вообще.
Таблица 1
Перечень тем и расчет часов по методической подготовке
Номер и наименование темы Количество часов (форма)
1. Общие положения по организации и проведению занятий 2 (лекция)
2. Методика тактической подготовки 2 (ИМЗ*)
3. Методика тактико-специальной (специальной) подготовки 2(практическое)
4. Методика огневой подготовки 2 (лекция)
5. Методика РХБ защиты 2 (лекция)
6. Методика строевой подготовки 2 (лекция)
7. Методика физической подготовки 2 (лекция)
8. Содержание работы младших командиров по воспитанию воинов в духе высокой бдительности и боевой готовности 2 (лекция)
9. Формы и методы изучения личности воина и его индивидуальных особенностей. Методика проведения индивидуальной беседы 2 (лекция)
Итого 18
* - инструкторско-методическое занятие.
Таблица 2
Перечень тем и расчет часов по военной педагогике и психологии
Номер и наименование темы Количество часов (форма)
1. Военная психология как наука. Содержание и структура личности 2 (групповое)
2. Психические свойства личности, их проявление в деятельности и взаимоотношениях военнослужащих 2 (групповое)
3. Особенности психологической подготовки личного состава 2 (групповое)
4. Вопросы обучения в военной педагогике 2 (групповое)
5. Вопросы воспитания в военной педагогике 2 (групповое)
6. Методика индивидуально-воспитательной работы в подразделении 4 (групповое)
7. Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты 2 (групповое)
8. Методика работы младшего командира по профилактике отклоняющегося поведения у подчиненных 2 (групповое)
Итого 18
Разработка рабочих программ дисциплин военной подготовки на основе ком-петентностного подхода. Для разработки рабочей программы необходимо определить нужные компетенции. Сержант (командир отделения) в соответствии со статьей 158 Устава внутренней службы ВС РФ, в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и безопасность военной службы, строевую выправку и внешний вид подчиненных, исполнение ими обязанностей военной службы; за правильное использование и сбережение вооружения и военной техники, снаряжения и обмундирования и содержание их в порядке и исправности. Значит, в результате освоения программы подготовки, обучающийся должен овладеть
компетенциями для исполнения этих должностных обязанностей.
Но ФГОС военного образования не существует, поэтому наиболее подходящим представляется ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)».
Допустимо общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции для рабочей программы взять из этого стандарта. Кроме этого необходимо определить специальные профессиональные компетенции, конкретно - военно-профессиональ-
ные компетенции (ВПК) и сформулировать их, например, так как представлено ниже.
В результате освоения дисциплины слушатель должен:
• иметь представление:
- о целях, содержании и задачах обучения и воспитания военнослужащих;
- о характере боевых действий и применении подразделений в общевойсковом бою, об организации и осуществлении мероприятий морально-психологического обеспечения;
- об организации и проведении обучения и воспитательной работы при ведении боевых действий;
- о содержании задач морально-психологического обеспечения подразделения, воинской части;
• знать:
- основные принципы, формы и методы военного обучения и воспитания;
- методику проведения занятий по предметам боевой подготовки;
- методику разучивания и совершенствования военно-прикладных двигательных навыков;
- педагогические приемы по предотвращению и преодолению конфликтов в воинском подразделении;
• уметь:
- составлять план-конспект занятия по боевой подготовке;
- проводить занятия по боевой подготовке на учебном месте;
• владеть:
- навыками применения методических приемов и правил при обучении и воспитании солдат.
ВПК сержанта запаса:
1) способность грамотно оценивать об-
становку по техническому обеспечению при подготовке и в ходе боя и целесообразно принимать решения (ВПК-1);
2) способность анализировать значимые проблемы процессов управления войсками (ВПК-2);
3) целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе, Вооруженных силах, Сухопутных войсках (ВПК-3);
4) умение приобретать новые знания в военной науке, в том числе используя современные информационные технологии (ВПК-4);
5) умение проводить мероприятия воспитательного характера с личным составом (ВПК-5);
6) знание основ военной психологии и педагогики (ВПК-6);
7) умение готовить и проводить занятия с личным составом по боевой подготовке (ВПК-7);
8) владение методическими приемами на достаточном для проведения занятий уровне (ВПК-8).
Результаты применения компетентно-стного подхода к изменению существующих рабочих программ дисциплин «методическая подготовка» и «военная педагогика и психология». На основе компетент-ностно-ориентированного подхода к разработке рабочей программы дисциплин и опираясь на дидактические принципы военного обучения, нами переработана рабочая программа дисциплин «методическая подготовка» и «военная педагогика и психология». В результате они приняли вид, представленный в табл. 3 и 4. Эти программы позволяют не только дать знания, но и закрепить их в ходе семинаров, а также приобрести умения и навыки на практических занятиях.
Таблица 3
Перечень тем и расчет часов по методической подготовке
Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
теоретические практические
1. Общие положения по организации и проведению занятий 2 2 (лекция)
2. Методика тактической подготовки тактико-специальной (специальной) подготовки 2 2 (групповое)
3. Методика огневой подготовки 4 2 (лекция) 2
4. Методика РХБ защиты 4 2 (лекция) 2
5. Методика строевой подготовки 4 2 (лекция) 2
6. Методика физической подготовки 4 2 (лекция) 2
Итого 20 12 8
Таблица 4
Перечень тем и расчет часов по военной педагогике и психологии
Наименование разделов и тем Всего часов Виды занятий
1. Военная психология как наука. Содержание и структура личности. Психические свойства личности, их проявление в деятельности и взаимоотношениях военнослужащих 4 Лекция, семинар
2. Особенности психологической подготовки личного состава в частях постоянной готовности 2 Групповое
3. Вопросы обучения и воспитания в военной педагогике 4 Лекция, семинар
4. Формы и методы изучения личности воина и его индивидуальных особенностей. Методика проведения индивидуальной беседы. Работа по сплочению воинских коллективов, формированию уставных взаимоотношений между военнослужащими 4 Лекция, семинар
5. Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты 2 Групповое
Итого 16
Общая трудоемкость модуля составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.
Заключение. Переход образовательных организаций высшего образования к реализации основных образовательных программ на основе ФГОС предполагает решение вузами новых теоретических и практических задач.
Развернутая в этом направлении на факультете военного обучения работа является, по сути, педагогическим экспериментом, который позволит, в конечном счете, создать теоретически и эмпирически обоснованные методики построения моделей компетенций, а также привязанных к ним образовательных программ, педагогических технологий, средств и критериев оценки.
Эта работа будет способствовать качественному развитию системы военного профессионального образования и её соответствию современным требованиям Федеральных законов и стандартов.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.01.2016).
2. Федеральный закон № 53 «О воинской
обязанности и военной службе». - http://www. consultant.ru/document/cons.
3. В новом учебном году более 60 вузов России начнут военную подготовку студентов по военно-учетным специальностям солдат и сержантов запаса. - http://ens.mil.ru/ education/more.htm?id=11973288@egNews.
4. Педагогические основы военной подготовки студентов в вузе: учеб. пособие / Н.Н. Ефимов, С.В. Чернеев, В.Г. Григорьянц, А. В. Кузнецов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. -308 с.
5. Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному собранию // Рос. газ. - 2013. - № 6258.
6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
7. Стрелецкий, А. В. Система подготовки офицерских кадров в США / А.В. Стрелецкий // Зарубежное воен. обозрение. - 2006. -№ 11. - С. 20-25.
8. Тягунова, Ю.В. Общая характеристика технологии проектирования образовательно-научного процесса в вузе / Ю.В. Тягу-нова // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 30-31 дек. 2011 г. - М., 2011. - С. 349-353.
Покрышкин Александр Борисович, подполковник запаса, преподаватель кафедры танковых войск, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, pokryshkin@mail.ru.
Белов Андрей Анатольевич, полковник запаса, доцент кафедры танковых войск, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск, belovaa@susu.ru.
Дудоров Вячеслав Викторович, кандидат педагогических наук, полковник, начальник кафедры танковых войск, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, dudorovvv@susu.ru.
Поступила в редакцию 5 марта 2016 г.
DOI: 10.14529/ped160212
COMPETENCE-BASED CURRICULUM AS THE MEANS OF STUDENTS' TRAINING FOR SERVING IN THE ARMY BY THE FACULTY OF MILLITARY EDUCATION
A.B. Pokryshkin, pokryshkin@mail.ru,
A.A. Belov, belovaa@susu.ru,
V.V. Dudorov, dudorovvv@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
Training full-time university students as soldiers and sergeants for the mobilization reserve of the Armored Forces of the Russian Federation, at the Faculty of military training is an urgent task. The President of the Russian Federation and the Ministry of Defense of the Russian Federation have put this task forward. However, the curriculum developed by the Ministry of Defense is not perfect.
The paper considers the ways to improve the curriculum and the content of the subjects of military training.
As a result, the changes to be made in the syllabuses of subjects "Methodical Training" and "Military Pedagogy and Psychology" were offered. For the first time the curriculum for military subjects is based on competence approach.
Military professional competencies and their introduction into the syllabuses of subjects provide a framework for the creation and implementation of programmes of military training moving them to a higher level of quality the one that corresponds to the modern requirements of pedagogical science.
Keywords: competence approach, military professional competence, military training, soldier, sergeant in reserve.
References
1. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of December 29, 2012, no. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 21.01.2016).
2. Federal'nyy zakon № 53 "O voinskoy obyazannosti i voennoy sluzhbe" [The Federal Law "On Military Conscription and Military Service"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons (accessed 21.01.2016).
3. V novom uchebnom godu bolee 60 vuzov Rossii nachnut voennuyu podgotovku studentov po voenno-uchetnym spetsial'nostyam soldat i serzhantov zapasa [In the New Academic Year more than 60 Russian Universities will Begin Military Training of Students in Military Occupational Specialties of Soldiers and Sergeants Stock]. Available at: http://function.mil.ru/news_page/country/ (accessed 21.01.2016).
4. Efimov N.N., Cherneev S.V., Grigor'yants V.G., Kuznetsov A.V. Pedagogicheskie osnovy voennoy podgotovki studentov v vuze [The Pedagogical Foundation of Military Training for Students in High School]. Moscow, MGU Publ., 1986. 308 p.
5. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Putina V. V. Fe-deral'nomu sobraniyu [Message from the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly]. Rossiyskaya Gazeta, 2013, no. 6258.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 dekabrya 1999 g. № 1441 "Ob utverzhdenii polozheniya o podgotovke grazhdan Rossiyskoy Federatsii k voennoy sluzhbe" [Russian Federation Government Resolution Dated December 31 1999 no. 1441 "On Approval of the Regulations on the Preparation of Citizens of the Russian Federation for Military Service"].
7. Streletskiy A.V. [Officers Training System in the United States]. Foreign Military Review, 2006, no. 11, pp. 20-25. (in Russ.)
8. Tyagunova Yu.V. [Design Stages the Primary Education Programme in National Research University]. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 30-31 dekabrya 2011 g. [Theoretical and Methodological Problems of Modern Education: Materials of the International Scientific-practical Conference on December 30-31, 2011]. 2012, no. 26, pp. 35-43. (in Russ.)
Поступила в редакцию 5 марта 2016 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Покрышкин, А.Б. Подготовка студентов к службе в армии на факультете военного обучения средствами компетентностно-ориентированной программы дисциплины / А.Б. Покрышкин, А.А. Белов, В.В. Дудоров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 2. - С. 94-101. DOI: 10.14529/ped160212
Pokryshkin A.B., Belov A.A., Dudorov V.V. Competence-Based Curriculum as the Means of Students' Training for Serving in the Army by the Faculty of Milli-tary Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 2, pp. 94-101. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160212