Научная статья на тему 'Инновационный подход к повышению качества военного обучения студентов'

Инновационный подход к повышению качества военного обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ КАФЕДРА / ОБЩЕВОЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / КОМПЛЕКСНЫЕ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ (КТСУЗ) / MILITARY DEPARTMENT / STUDENTS'' MILITARY TRAINING SYSTEM / GENERAL MILITARY TRAINING DISCIPLINE / SERVICEMAN''S PROFESSIONAL AND MORAL QUALITIES / SYSTEMATIC APPROACH / INTEGRATED TACTICAL AND SPECIAL TRAINING TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добровольский Валерий Станиславович, Шпаков Геннадий Георгиевич

В данной статье обоснована определяющая роль курса общевоенных дисциплин в системе военного обучения студентов, являющегося основным инструментом в формировании у них высоких профессионально-нравственных качеств военнослужащего, высоковостребованных не только в военной, но и во всех других сферах деятельности личности, общества и государства. Обобщены результаты проведённых исследований (экспериментов) и опыта прохождения военной службы офицерами запаса выпускниками военных кафедр, подтвердившие неэффективность сложившейся в системе военного обучения студентов многолетней практики традиционного прохождения курса общевоенных дисциплин. Предложен системный подход к повышению эффективности и качества военного обучения студентов, предусматривающий целостное совершенствование основных составляющих такого обучения: правовой, содержательной, организационной, методической, научной, технико-технологической, контрольной, мотивационной, воспитательной, кадровой, экономической. Определены приоритеты в развитии каждой составляющей, предложены инновационные формы обучения студентов военных кафедр комплексные тактико-специальные учебные задачи (КТСУЗ) и комплексные групповые упражнения, обеспечивающие формирование соответствующих современным требованиям глубоких знаний, уверенных практических навыков и умений в исполнении обязанностей по должностному предназначению в реальных условиях повседневной и боевой деятельности. Реализация предлагаемого подхода будет способствовать решению проблемы повышения эффективности и качества военного обучения студентов, открывает широкие возможности для проведения научных исследований в данной области, в совокупности определяя одновременно общую стратегию совершенствования качественных параметров функционирования всей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добровольский Валерий Станиславович, Шпаков Геннадий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Approach to Improving the Quality of Students'' Military Training

The article substantiates the defining role and the importance of the course of general military disciplines in students' military training system. This course is the main tool in the formation of high professional and moral qualities of a serviceman, highly demanded not only in the military, but also in all other spheres of activity. The results of the conducted researches (experiments) and the experience of military service of reserve officers graduates of military departments during their conscription into military service in 2000-2010 are summarized. These results confirmed the ineffectiveness of the existing in students' military training system long-term practice of traditional way of passing of the course of general military disciplines. This situation determines an objective need to improve appreciably the quality of training. The authors propose an innovative system approach to increase the efficiency and the quality of students' military training providing integral and interconnected development and improvement of the main components ofsuch training: legal, content, organizational, methodical, scientific, technical and technological, control, motivational, educational, personnel, economic. The article defines the priorities in the development and improvement of each component and proposes innovative forms of integrated education ofmilitary departments students such as integrated tactical-special training tasks and complex group exercises that enhance the efficiency and quality of knowledge obtained and the formation of practical skills in the performance of duties for official purpose in the real conditions of daily and combat activities. In conclusion the authors specify that realization of the proposed innovative system approach will objectively promote the increase of efficiency and quality of students' military training. It opens wide opportunities for carrying out scientific researches in this field defining at the same time the general strategy for improving its qualitative parameters.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к повышению качества военного обучения студентов»

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Инновационный подход к повышению качества военного обучения студентов

Добровольский Валерий Станиславович - канд. военных наук, доцент военной кафедры. E-mail: dvs539@yandex.ru

Шпаков Геннадий Георгиевич - начальник военной кафедры. E-mail: fvomadi@yandex.ru Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия

Адрес: 125319, Москва, Ленинградский пр., 64

Аннотация: В данной статье обоснована определяющая роль курса общевоенных дисциплин в системе военного обучения студентов, являющегося основным инструментом в формировании у них высоких профессионально-нравственным качеств военнослужащего, высо-ковостребованных не только в военной, но и во всех других сферах деятельности личности, общества и государства Обобщены результаты проведённых исследований (экспериментов) и опыта прохождения военной службы офицерами запаса - выпускниками военных кафедр, подтвердившие неэффективность сложившейся в системе военного обучения студентов многолетней практики традиционного прохождения курса общевоенных дисциплин. Предложен системный подход к повышению эффективности и качества военного обучения студентов, предусматривающий целостное совершенствование основных составляющих такого обучения: правовой, содержательной, организационной, методической, научной, технико-технологической, контрольной, мотивационной, воспитательной, кадровой, экономической. Определены приоритеты в развитии каждой составляющей, предложены инновационные формы обучения студентов военных кафедр - комплексные тактико-специальные учебные задачи (КТСУЗ) и комплексные групповые упражнения, обеспечивающие формирование соответствующих современным требованиям глубоких знаний, уверенных практических навыков и умений в исполнении обязанностей по должностному предназначению в реальных условиях повседневной и боевой деятельности. Реализация предлагаемого подхода будет способствовать решению проблемы повышения эффективности и качества военного обучения студентов, открывает широкие возможности для проведения научных исследований в данной области, в совокупности определяя одновременно общую стратегию совершенствования качественных параметров функционирования всей системы.

Ключевые слова: военная кафедра, общевоенные дисциплины, профессионально-нравственные качества военнослужащего, системный подход к повышению качества военного обучения студентов, комплексные тактико-специальные учебные задачи (КТСУЗ)

Для цитирования: Добровольский В.С, Шпаков Г.Г. Инновационный подход к повышению качества военного обучения студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 141-151.

Постановка проблемы. Современный формат системы военного обучения студентов регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2008 г. № 152 «Об обучении граждан

Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и совместным приказом Минобороны Рос-

сии и Минобрнауки России от 10 июля 2009 г. № 666/249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Таким образом, одной из особенностей современной системы военного обучения студентов является наличие в ней двух самостоятельных подсистем, которыми являются:

• подсистема военного обучения студентов по программам подготовки офицерского состава для обеспечения текущих кадровых потребностей военной организации страны. Такое обучение осуществляется в сети созданных в образовательных организациях высшего образования (университетах) учебных военных центрах по установленному для каждого центра перечню военно-учётных специальностей в объёме программ, составляющих не менее 1500 часов учебного времени, включая месячную стажировку в воинских частях. Выпускники учебных военных центров после окончания обучения проходят военную службу по контракту на должностях офицерского состава в воинских формированиях и учреждениях военной организации страны. Организация, порядок и проблемы обучения студентов в военных учебных центрах университетов регулярно обсуждаются на межвузовских научно-практических конференциях и освещаются в печати, в том числе в журнале «Высшее образование в России», на страницах которого авторами ряда работ были обоснованы и поставлены проблемы нормативного правового регулирования и организационно-методического обеспечения обучения офицерских кадров в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, выработаны и предложены подходы к решению этих проблем [1-3];

• подсистема военного обучения студентов по программам подготовки офицеров, сержантов (старшин) и солдат (матросов) запаса, осуществляемого в целях накопления

необходимых объёмов подготовленных государственных мобилизационных людских ресурсов для обеспечения потребностей военной организации страны в военное время. Такое обучение осуществляется на военных кафедрах в образовательных организациях высшего образования (университетах) по установленному для них перечню военно-учётных специальностей в объёме учебных программ, составляющих 450 часов аудиторных занятий и 144 часа учебного времени на учебных сборах. В ходе проведённого в 2005-2009 гг. спектра реорганизационных мероприятий в настоящее время здесь сформировался комплекс проблем, требующих глубокого осмысления, научной проработки и публичного обсуждения подходов к их решению [4]. Они являются предметом осмысления в данной работе.

Программами обучения студентов на военных кафедрах по каждой военно-учётной специальности предусмотрено превентивное прохождение ими курса общевоенных дисциплин. Роль и значение данного курса трудно переоценить, так как он непосредственно направлен на формирование и закрепление у обучающихся на военных кафедрах студентов всей совокупности профессионально-нравственных качеств военнослужащих, к числу важнейших из которых безусловно могут быть отнесены: внешняя опрятность, подтянутость, аккуратность, вежливость, скромность, взыскательность, обязательность, организованность, честность, принципиальность, открытость, требовательность, самокритичность, дисциплинированность, высокая работоспособность, физическая выносливость и морально-психологическая устойчивость, способность к выработке, принятию и реализации решений на выполнение поставленных и внезапно возникающих задач, самостоятельность, настойчивость и инициативность, адаптивность к изменениям обстановки, патриотизм, мужество, храбрость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя Отечества и др. Такие качества всегда будут высоковостребован-

ными не только в военной сфере, но и во всех других сферах жизнедеятельности выпускника вуза, повышая его конкурентоспособность на рынке труда, адаптивность и устойчивость функционирования в сложных и динамичных социально-экономических условиях. Именно курс общевоенных дисциплин является главным инструментом формирования у проходящих военное обучение студентов высоких профессионально-нравственных качеств, что обусловливает необходимость постоянного изыскания и использования дополнительных резервов его дальнейшего качественного совершенствования.

Анализ и обобщение опыта прохождения военной службы офицерами запаса - выпускниками военных кафедр, призванными на военную службу в 2000-2010 гг., а также многочисленных отзывов о них командиров соединений, частей и кораблей показывают, что в подавляющем большинстве случаев уровень специально-технической подготовки офицеров запаса является достаточно высоким и отвечает предъявляемым требованиям. При этом отмечается откровенно слабая подготовленность большинства командиров подразделений - выпускников военных кафедр к практическому выполнению всего спектра обязанностей по должностному предназначению в условиях боевой и повседневной деятельности, особенно по вопросам строевой и огневой подготовки, планирования и проведения мероприятий боевой подготовки, обучения и воспитания личного состава, поддержания в подразделениях высокой воинской дисциплины и уставного внутреннего порядка и др. [4-6]. Всё это свидетельствует о недостаточной эффективности военного обучения студентов именно по курсу общевоенных дисциплин как главному инструменту их подготовки к практическому выполнению должностных обязанностей командиров подразделений, актуализируя проблему повышения эффективности и качества обучения.

На наш взгляд, реализуемый в учебном процессе военных кафедр традиционный

подход к прохождению данного курса является недостаточно эффективным и не обеспечивает практического решения данной проблемы. Сущность его заключается в распределении учебного времени проведения занятий на преподавание и учение, что предполагает раскрытие преподавателем учебного материала по теме занятия и предоставление студентам временных промежутков для его обязательного конспектирования как формальной гарантии качества их работы на занятии. Дальнейшая «углублённая» проработка студентами тем занятий, пройденных в день военного обучения (день военной кафедры), осуществляется в установленное для них время самоподготовки и, как правило, заключается в продолжении формального конспектирования учебного материала по пройденным темам с периодическим представлением конспектов преподавателю для проверки их полноты и качества.

Неэффективность такого подхода к прохождению курса общевоенных дисциплин подтверждается проведённым в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) исследованием (экспериментом), связанным с определением объёма и качества законспектированного студентами учебного материала непосредственно на занятии, а также проведением ими контрольного конспектирования в течение времени, отведённого на самоподготовку по данной теме. Анализ и обобщение результатов исследования свидетельствуют о том, что [4; 5]:

• конспекты занятий у большинства студентов (более 85%) представляют собой исполненные нечитаемыми иероглифами логически несвязанные обрывки учебной информации по теме занятия, практически исключающие возможность формирования целостных знаний;

• средний объём учебного материала, законспектированного большинством студентов (более 85%) непосредственно на занятии и в отведённое для них время самоподготовки, составляет не более 10-13% от

его общего объёма, предусмотренного методическими разработками по темам занятий. Иначе говоря, большинство студентов в отведённый для обучения на военной кафедре день формально конспектируют для последующего усвоения не более 13% учебного материала, предусмотренного тематикой программы курса общевоенных дисциплин. Большая часть учебного материала, предусмотренного методическими разработками по тематике данного курса, остаётся попросту незаконспектированной, а следовательно, и неосвоенной;

• использование студентами дополнительного времени для более глубокой проработки и усвоения учебного материала по пройденным темам курса в другие дни, не связанные с обучением на военной кафедре, не представляется возможным в связи с интенсивным и насыщенным прохождением ими обучения по основным профессиональным образовательным программам;

• выполнение конспектирования у подавляющего большинства студентов не сочетается с одновременным мысленным усвоением законспектированного ими учебного материала. Это подтверждается результатами проведённого после контрольного конспектирования опроса участников эксперимента с постановкой шести простых вопросов: из только что законспектированного материала 50% вообще не получили ответа, а на остальные вопросы ответили только 7% респондентов.

Инновационный подход к решению проблемы. Становится совершенно очевидной необходимость выработки общей стратегии качественного совершенствования военного обучения студентов на военных кафедрах, обеспечивающей решение данной проблемы. Основу данной стратегии должен составлять системный подход к повышению эффективности и качества процесса обучения студентов военных кафедр, предусматривающий взаимосвязанное совершенствование всех его структурных составляющих: правовой, организационной, содержательной, научно-

методической, технической, контрольной, мотивационной, воспитательной, кадровой, экономической. Остановимся на некоторых из них.

Совершенствование правовой составляющей военного обучения студентов в общем случае должно предусматривать:

- закрепление в нормативных правовых документах единых государственных требований по качественным параметрам подготовки выпускников военных кафедр, в соответствии с которыми они должны быть подготовлены к уверенному практическому исполнению всего спектра обязанностей по должностному предназначению командиров подразделений в реальных условиях повседневной и боевой деятельности. Реализация этих требований позволила бы сформировать оптимальный содержательный и организационно-методический алгоритм военного обучения и воспитания студентов, способствуя повышению его эффективности и качества;

- выработку правовых норм, предусматривающих проведение итоговой аттестации выпускников военных кафедр с выдачей им в установленном порядке государственного документа о полученном образовании - диплома (свидетельства) о прохождении профессиональной переподготовки к новому виду профессиональной деятельности по полученной военно-учётной специальности. Это могло бы служить дополнительной мотивацией к поступлению студентов на военные кафедры, открывая широкие возможности к одновременному совершенствованию механизма, критериев и качественных параметров их конкурсного отбора;

- разработку и реализацию правовых норм, регламентирующих включение военного обучения студентов в государственный оборонный заказ как создание государственных мобилизационных людских ресурсов для обеспечения потребностей военной организации страны, что способствовало бы появлению дополнительных источников

целевого финансирования развития учебной материальной базы данной системы.

Совершенствование содержательной составляющей военного обучения студентов. Оно должно быть направлено на разработку и реализацию в учебном процессе оптимального содержания учебной программы курса с рациональным распределением учебного времени по всем его учебным дисциплинам, обеспечивающего изучение и отработку студентами военных кафедр всего алгоритма организационно-практических и учебно-методических действий командира подразделения по должностному предназначению в условиях повседневной и боевой деятельности.

Совершенствование организационной составляющей военного обучения студентов по курсу общевоенных дисциплин должно быть направлено на:

• повышение качества годового планирования учебного процесса военных кафедр с включением в учебные планы, наряду с занятиями, ряда самостоятельных творческих работ студентов (рефератов, курсовых работ, докладов и выступлений на конференциях, эссе, контрольных работ и др.) по утвержденной тематике. Их подготовка способствовала бы более углублённой индивидуальной работе каждого студента с дополнительным материалом, обеспечивая повышение качества освоения каждой темы и всего курса в целом. Кроме того, в программе курса целесообразно предусмотреть конкретную тематику практических занятий для отработки студентами должностных обязанностей командира подразделения по вопросам управления повседневной и боевой деятельностью;

• создание и внедрение в практику чёткой системы предварительного отбора и изучения личностных характеристик кандидатов для поступления на военную кафедру. Такой отбор мог бы осуществляться на первом курсе в тесном взаимодействии с кафедрами, осуществляющими в этот период обучение студентов по основной професси-

ональной образовательной программе. Всё это позволило бы заблаговременно отслеживать и изучать индивидуальные качества кандидатов, сформировать социально-нравственный портрет каждого из них с последующим индивидуальным отбором лиц, максимально соответствующих установленным требованиям и критериям конкурсного отбора, а также с выработкой и реализацией индивидуальных подходов к их последующему обучению и воспитанию;

• организацию эффективной работы студентов военных кафедр непосредственно на занятиях и в процессе самостоятельной подготовки в отводимое для нее время. Данное направление относится к числу приоритетных, так как любые организационные, методические и иные меры и действия по повышению качества военного обучения окажутся безрезультатными при неэффективной работе самого студента [3-6].

Для обеспечения совершенствования работы студентов по освоению курса общевоенных дисциплин представляется целесообразным рекомендовать студентам учебных взводов к началу прохождения соответствующей дисциплины курса разрабатывать в электронном формате типовой вариант опорного конспекта по всей её тематике на основе методических разработок под руководством преподавателя военной кафедры. После проверки и утверждения такого конспекта он оформляется и брошюруется студентами по утверждённому преподавателем оригинал-макету в соответствии с требованиями по оформлению авторских работ (курсовых работ, рефератов и др.). Составление опорных конспектов по курсу общевоенных дисциплин в сравнении с традиционным формальным механическим фрагментарным конспектированием обладает целым рядом преимуществ, а именно:

- студент в процессе занятия не отвлекается от усвоения и осмысления доводимого преподавателем учебного материала по теме занятия, что способствует пониманию смысловой сущности рассматриваемых на

занятии объектов, процессов и явлений, уяснению их структурно-логических и функциональных связей с военной профессией и должностным функционированием военнослужащего, создавая благоприятные условия для получения более глубоких знаний и представлений, а также для последующего формирования на их основе уверенных практических навыков и умений по всему спектру обязанностей командира подразделения;

- студент в процессе занятия, не отвлекаясь от целостного и непрерывного восприятия учебного материала, имеет возможность отмечать в опорном конспекте какими-либо символами отдельные его фрагменты для дополнительной проработки, тем самым определяя оптимальный маршрут своей самостоятельной работы по усвоению и закреплению учебного материала по данной теме;

- студенту предоставляется возможность изучения и усвоения учебного материала по каждой теме без затраты времени на её механическое переписывание на бумажный носитель, что позволяет значительно увеличить объём изученного материала по каждой теме курса;

- преподаватели освобождаются от необходимости предоставлять студентам временные паузы для формального механического конспектирования фрагментов учебного материала, за счет чего обеспечивается возможность использования каждым преподавателем всего бюджета отводимого на занятие учебного времени для более полного и аргументированного раскрытия учебного материала.

Полные, правильно оформленные и сброшюрованные опорные конспекты по дисциплинам данного курса могут быть признаны объектами интеллектуальной собственности студентов, охраняемыми нормами национального и международного авторского права, что инициирует у всех опрошенных участников эксперимента мотивированное желание к сохранению своих конспектов как авторских работ после завершения прохождения курса и окончания обучения на военной кафедре.

Совершенствование методической составляющей. В общем случае оно должно быть направлено на качественную разработку профессорско-преподавательским составом военных кафедр материалов, составляющих учебно-методический комплекс документов (УМКД) по дисциплинам курса, на использование в учебном процессе наиболее эффективных педагогических инструментов (форм, методов, способов, приёмов, технологий) и рабочих средств проведения учебных занятий, на совершенствование форм, способов и инструментов промежуточного и итогового контроля результатов прохождения курса и др. [4-6].

Высокоэффективным и перспективным представляется инновационный подход к совершенствованию методической составляющей военного обучения студентов, предусматривающий разработку и внедрение в учебный процесс военных кафедр методики подготовки, проведения и оценки комплексных тактико-специальных учебных задач (КТСУЗ) и комплексных групповых упражнений по логически взаимосвязанным дисциплинам учебной программы. Это обеспечит возможность практической отработки всеми категориями обучающихся на военных кафедрах студентов (офицеров, сержантов, солдат запаса) всего спектра их обязанностей по должностному предназначению, связанных с выполнением поставленных боевых задач или элементов повседневной служебной деятельности подразделений.

Одним из важных резервов совершенствования методической составляющей военного обучения студентов, в том числе по курсу общевоенных дисциплин, является качественная подготовка презентаций по темам занятий с включением в них аудио- и видеофрагментов, логически взаимосвязанных с темой занятия и обеспечивающих её более углублённое восприятие и понимание. Лучшее запоминание наглядного материала объясняется тем, что услышанное слово скоро будет забы-

то - verba volant (сказанное улетает), так как воспринимается мгновениями в речевом потоке преподавателя, в то время как рисунок предъявляется сознанию в течение более длительного времени и поэтому лучше сохраняется в памяти. Комбинация же слухового и визуального восприятия информации является наиболее устойчивой к забыванию во времени, что наглядно подтверждают значительные преимущества современных комбинированных информационно-иллюстративных способов обучения с использованием традиционного речевого (вербального) способа и взаимосвязанной с ним презентации занятий. Презентации обеспечивают:

• представление учебного материала в структурированном виде по оптимальному логическому маршруту проведения занятия;

• раскрытие динамики процессов, явлений в их взаимосвязи с включением анимаций, аудио- и видеофрагментов, демонстрирующих их протекание в реальном масштабе времени применительно к рассматриваемой на занятии области знаний;

• возможность комплексного решения учебных задач, отработки студентами военных кафедр способов, приёмов и последовательности действий, соответствующих их действиям по должностному предназначению командиров подразделений;

• снижение физической и психологической нагрузки профессорско-преподавательского состава;

• развитие активности и инициативы студентов на занятии;

• возможность выполнения упражнений, самотестирования и осуществления преподавателем контроля полноты и качества усвоения студентами учебного материала [7; 8].

Кроме того, материалы презентаций занятий по каждой теме данного курса, выдаваемые студентам в качестве раздаточного материала на электронные устройства (планшеты, мобильные телефоны и др.), обеспечивают возможность последующего

многократного их использования и после проведения занятий в различных условиях повседневной жизни (время отдыха, проезд на транспорте и др.), что также способствует значительному увеличению объёма и качества проработанного и усвоенного учебного материала.

Совершенствование научной составляющей военного обучения студентов по курсу общевоенных дисциплин должно предусматривать:

повышение научного потенциала военных кафедр, связанное с подготовкой и защитой диссертаций по проблемам военного обучения студентов, а также с набором необходимых параметров для получения профессорско-преподавательским составом учёных званий. Организационные условия для решения этой задачи были созданы еще Минобразования России с введением в 2002-2003 гг. в штаты военных кафедр должностей профессоров и доцентов. В современных условиях работу по подготовке научно-педагогических кадров военных кафедр необходимо всемерно активизировать;

осуществление военными кафедрами широкого спектра научных исследований актуальных проблем теории и практики военного обучения студентов. Их тематика и проведение должны определяться не только образовательными организациями высшего образования, имеющими военные кафедры, но и заинтересованными органами государственного управления (Минобороны и Мин-обрнауки России), а также государственными программами развития образования, научно-технического развития и др.;

подготовку и публикацию в государственных научных и научно-информационных изданиях научных докладов, статей, монографий и другой научной продукции по вопросам военного обучения студентов с установлением тесного сотрудничества с редакциями этих изданий;

восстановление сложившейся в Минобразования (Минобрнауки) России в 20002005 гг. практики ежегодного проведения

региональных, ведомственных и общероссийских научно-методических конференций по вопросам военного обучения студентов, обеспечивающих широкое обсуждение сложившихся в данной системе проблем и противоречий, выработку оптимальных подходов и способов их практического разрешения, а также обобщение и распространение передового опыта организации, осуществления, управления и ресурсного обеспечения такого обучения.

Совершенствование технической составляющей военного обучения студентов должно обеспечивать их активное участие в проведении занятия, связанное с обсуждением проблемных ситуаций, обоснованием и выработкой оптимальных решений, практической отработкой навыков и умений в исполнении своих обязанностей по должностному предназначению. Поэтому представляется целесообразным осуществлять оснащение учебно-материальной базы военных кафедр современными обучающими техническими и технологическими системами и средствами, обеспечивающими не только объёмное воспроизведение любых образцов вооружения и военной техники, но и осуществление всех действий и процессов по их эксплуатации и боевому применению. К приоритетным образцам современных технических средств обучения могут быть отнесены: мультимедийные системы, тренажёрные средства, функциональное стендовое оборудование, учебно-действующие макеты и модели, учебные фильмы и видеокурсы, системы и средства автоматизированного управления и контроля обучения и др.

Совершенствование контрольной составляющей военного обучения студентов должно обеспечивать полноценную практическую реализацию совокупности выработанных современной педагогикой требований к организации контроля за учебной деятельностью студентов, дифференцированный индивидуальный характер контроля, его систематичность и регулярность прове-

дения, всесторонность и объективность, разнообразие форм контроля, а также единство требований преподавателей по совокупности критериев и методики осуществления контроля.

Совершенствование и усиление моти-вационной составляющей обучения студентов по курсу общевоенных дисциплин должны осуществляться на основе уяснения и осознания ими высокого рейтинга военных профессий, почётности и героики военной службы, ратного труда по защите национальных интересов, независимости, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Это будет способствовать высокой востребованности выработанных в процессе обучения на военных кафедрах профессионально-нравственных качеств военнослужащего на современном рынке труда. Работа в этом плане должна быть направлена на повышение качества индивидуальной и групповой учебно-воспитательной работы со студентами, побуждение их к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению ими содержания учебной программы курса, осознанию совокупности социальных, познавательных, профессионально-ценностных, коммуникативных, традиционно исторических, культурных и других потребностей, обеспечивающих формирование и совершенствование профессионально-нравственного облика военнослужащего.

Развитие воспитательной составляющей как одной из важнейших функций обучения студентов должно быть направлено на формирование и поддержание у них высокой мотивации к такому обучению, чувства личной ответственности за обеспечение безопасности и надёжной защиты личности, общества и государства, постоянное совершенствование знаний, навыков и умений в исполнении обязанностей командира подразделения по должностному предназначению в реальных условиях их боевого и повседневного функционирования.

Совершенствование кадровой составляющей обучения студентов по курсу общевоенных дисциплин в общем случае должно предусматривать:

• осуществление качественного отбора и расстановки кадров профессорско-преподавательского состава военных кафедр;

• создание и обеспечение функционирования единой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава военных кафедр. Указанная система могла бы быть сформирована уже в ближайшей перспективе на базе созданного в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) института военной подготовки, обладающего глубокими традициями военного обучения студентов, высоким научно-методическим потенциалом;

• формирование и внедрение в практику единой системы периодической индивидуальной аттестации профессорско-преподавательского состава военных кафедр на основе совокупности разработанных критериев с использованием соответствующих методов, форм и способов современной педагогики, педагогической психологии и др.

Совершенствование экономической составляющей военного обучения студентов по курсу общевоенных дисциплин должно обеспечить рациональное использование финансовых и материальных ресурсов, направляемых на развитие учебно-материальной базы военных кафедр, а также на дополнительное стимулирование профессорско-преподавательского состава.

Следует отметить, что распространяемые в прессе и в сети Интернет сведения о непомерно высокой стоимости военного обучения студентов на военных кафедрах не подтверждаются результатами проведённых в России исследований сравнительной экономичности подготовки офицеров в нашей стране. Они свидетельствуют о том, что в 1990-1992 гг. затраты на подготовку кадрового офицера в военном вузе в три-пять раз

превышали общие затраты на подготовку офицера запаса на военной кафедре гражданского вуза. Начиная с 1993 г. стоимость обучения таких специалистов в военных вузах в сравнении с гражданскими стала ещё более возрастать.

Выводы. Проведённое исследование практики военного обучения студентов и опыта прохождения военной службы офицеров запаса - выпускников военных кафедр свидетельствует о следующем.

1. Курс общевоенных дисциплин является основным инструментом формирования у проходящих военное обучение студентов высоких профессионально-нравственных качеств военнослужащего, востребованных во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, что обусловливает объективную потребность в его всестороннем качественном совершенствовании.

2. Предложенная авторами в рамках реализации инновационного подхода совокупность основных составляющих (направлений) качественного совершенствования военного обучения студентов определяет общую стратегию изменения качественных параметров функционирования данной системы.

3. Разработанные инновационные составляющие (направления) качественного совершенствования военного обучения студентов обеспечивают возможность проведения широкого спектра научных исследований и организационно-практических мероприятий по повышению эффективности такого обучения.

4. Реализация предложенного авторами инновационного подхода будет способствовать улучшению качественных параметров военного обучения студентов по курсу общевоенных дисциплин и уровня теоретической и практической подготовленности выпускников военных кафедр к исполнению обязанностей по должностному предназначению командиров подразделений в реальных условиях современной повседневной и боевой деятельности.

Литература

1. Абрамов А.Н, Ротков Л.Ю., Симонов А.В., Трембовецкий В.В. Инновационная модель подготовки офицеров в гражданском вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 17-24.

2. Ендовицкий Д.А., Шамаев В.Г. Военное образование в гражданском вузе: на пути к стабильности // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 129-131.

3. Ротков Л.Ю., Абрамов А.Н, Руг А.В. Актуальные вопросы подготовки офицеров в гражданских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 23-29.

4. Добровольский В.С. О некоторых подходах к повышению качества военного обучения студентов по курсу общевоенных дисциплин // Материалы научно-практической конференции в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) по военному обучению студентов. М.: МАДИ, 2018. С. 20-45.

5. Добровольский В.С, Шпаков Г.Г. Инновационный подход к решению проблемы повышения качества военной подготовки студентов // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2018. № 1; Добровольский В.С. Подготовка офицеров запаса: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2002. № 4. С. 37-42.

6. Шпаков Г.Г. Требования к профессорско-преподавательскому составу военных кафедр в вузах // Гуманитарный вестник. 2014. № 2 (29). С. 131-133.

7. Резник С.Д., Вдовина О.А.. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА, 2010. 389 с.

8. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

Статья поступила в редакцию 17.01.18 С доработки 04.03.18 Принята к публикации 11.04.18

Innovative Approach to Improving the Quality of Students' Military Training

Valery S. Dobrovolsky - Cand. Sci. (Military), Assoc. Prof. of the Military Department, e-mail: dvs539@yandex.ru

Gennady G. Shpakov - Head of the Military Department, e-mail: fvomadi@yandex.ru

Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI), Moscow, Russia

Address: 64, Leningradsky prosp., Moscow, 125319, Russian Federation

Abstract. The article substantiates the defining role and the importance of the course of general military disciplines in students' military training system. This course is the main tool in the formation of high professional and moral qualities of a serviceman, highly demanded not only in the military, but also in all other spheres of activity. The results of the conducted researches (experiments) and the experience of military service of reserve officers - graduates of military departments during their conscription into military service in 2000-2010 are summarized. These results confirmed the ineffectiveness of the existing in students' military training system long-term practice of traditional way of passing of the course of general military disciplines. This situation determines an objective need to improve appreciably the quality of training.

The authors propose an innovative system approach to increase the efficiency and the quality of students' military training providing integral and interconnected development and improvement of the main components of such training: legal, content, organizational, methodical, scientific, technical and technological, control, motivational, educational, personnel, economic. The article defines the priorities in the development and improvement of each component and proposes innovative forms of integrated education of military departments students such as integrated tactical-special training tasks and complex group exercises that enhance the efficiency and quality of knowledge obtained and the formation of practical skills in the performance of duties for official purpose in the real

conditions of daily and combat activities. In conclusion the authors specify that realization of the proposed innovative system approach will objectively promote the increase of efficiency and quality of students' military training. It opens wide opportunities for carrying out scientific researches in this field defining at the same time the general strategy for improving its qualitative parameters.

Keywords: military Department, students' military training system, general military training discipline, serviceman's professional and moral qualities, systematic approach, integrated tactical and special training tasks

Citation: Dobrovolsky, V.S., Shpakov, G.G. (2018). [Innovative Approach to Improving the Quality of Students' Military Training]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 5, pp. 141-151. (In Russ., abstract in Eng.)

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abramov, A.N., Rotkov, L.Yu., Simonov, A.V., Trembovetskiy, V.V. (2016). [Innovative Model of Training Officers in a Civil Institution]. Vysshee obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (203), pp. 17-24. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Endovitskiy, D.A., Shamayev, V.G. (2016). [Military Education at a Non-Military University: On the Road to Stability]. Vysshee obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5 (201), pp. 129-131. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Rotkov, L.Yu., Abramov, A.N., Rug, A.V. (2014). [Topical Questions of Officers' Preparation at Civilian Higher Education Institutions]. Vysshee obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2, pp. 23-29. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Dobrovol'skiy, V.S. (2018). [On Some Approaches to Improving the Quality of Military Teaching of Students in the Course of the General Military Disciplines]. In: Materialy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii v Moskovskom avtomobil'no-dorozhnom gosudarstvennom tekhnich-eskom universitete (MADI) po voennomu obucheniyu studentov 1.02.2018. Moscow: MADI Publ. 2018, pp. 20-45. (In Russ.)

5. Dobrovol'skiy, V.S., Shpakov, G.G. (2018). [Innovative Approach to Solving the Problem of Improving the Quality of Military Training of Students]. Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura [Automobiles. Road. Infrastrusture]. No. 1. (In Russ.); Dobrovol'skiy, V.S. (2002). [Training of Reserve Officers: Problems and Ways to Solve Them]. Voennaya mysl' [Military Thought]. No. 4, pp. 37-42. (In Russ.)

6. Shpakov, G.G. (2014). [Requirements to Teaching Staff of Military Departments of Universities]. Cjumanitarnyy vestnik [Humanities Bulletin]. No. 2 (29), pp. 131-133. (In Russ.)

7. Reznik, S.D., Vdovina, O.A. Prepodavatel' vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel'nosti [University Teacher: Technologies and Organization of Activities]. Moscow: INFRA Publ., 2010. 389 p. (In Russ.)

8. Slastenin, V.A., Isayev, I.F., Shiyanov, Ye.N. (2002). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Aka-demiya Publ. 576 p. (In Russ.)

The paper was submitted 17.01.18 Received after reworking 04.03.18 Accepted for publication 11.04.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.