Научная статья на тему 'Реализация междисциплинарного подхода при подготовке студентов учебного военного центра гражданского вуза'

Реализация междисциплинарного подхода при подготовке студентов учебного военного центра гражданского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / УЧЕБНАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ДОЛЖНОСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ / ACTIVITY APPROACH / ACTIVE LEARNING METHODS / SYSTEM / MILITARY TRAINING CENTER / TACTICAL PROBLEM / INTENDED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонов Алексей Валентинович, Антонюк Алесь Владимирович

Предлагается вариант реализации междисциплинарного подхода при подгтовке студентов учебного военного центра гражданского вуза за счет разработки и внедрения в учебный процесс учебных тактических задач. Данный вариант в сочетании с активными методами и средствами обучения позволяет подготовить будущего офицера в объеме, удовлетворяющем квалификационным требованиям к выпускнику учебного военного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INTERDISCIPLINARY APPROACH IN PREPARING STUDENTS AT THE MILITARY TRAINING CENTER OF A CIVILIAN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The authors propose an option for implementing interdisciplinary approach in preparing students of the military training center of a civilian institution of higher education through the development and use of tactical tasks in the learning process. The proposed form of training, combined with active learning methods and tools, makes it possible to prepare future officers who will meet the qualification requirements for the military training center graduates.

Текст научной работы на тему «Реализация междисциплинарного подхода при подготовке студентов учебного военного центра гражданского вуза»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, N° 1 (41), с. 191-195

191

УДК 372.147

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА

© 2016 г. А.В. Симонов, А.В. Антонюк

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Lesik0911 @yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2015 Статья принята к печати 21.01.2016

Предлагается вариант реализации междисциплинарного подхода при подготовке студентов учебного военного центра гражданского вуза за счет разработки и внедрения в учебный процесс учебных тактических задач. Данный вариант в сочетании с активными методами и средствами обучения позволяет подготовить будущего офицера в объеме, удовлетворяющем квалификационным требованиям к выпускнику учебного военного центра.

Ключевые слова: деятельностный подход, активные методы обучения, учебный военный центр, учебная тактическая задача, должность предназначения.

В настоящее время нормативная документация, регламентирующая образовательную деятельность в РФ, ориентирована на компетент-ностный подход, на формирование, в первую очередь, профессиональных компетенций.

К сожалению, сложившаяся в настоящее время предметная или дисциплинарная система обучения в вузе приводит к определенным противоречиям между разрозненным представлением знаний и умений в рамках отдельных учебных дисциплин и необходимостью сформировать у выпускника профессиональную компетентность как интегральную характеристику, обеспечивающую успешную реализацию профессиональной и социальной деятельности.

Для студентов, обучающихся в учебном военном центре (УВЦ) гражданского вуза, а в дальнейшем - профессиональных военнослужащих, это противоречие еще более актуально в силу сложности, многогранности и значимости воинского труда как особого вида государственной службы. Ежедневно офицеру приходится решать комплекс задач, связанных с несением боевого дежурства, организацией боевой подготовки, подготовкой к ведению боя, содержанием, эксплуатацией и ремонтом вооружения и военной техники, организацией и ведением войскового хозяйства, службы войск, воспитанием подчиненных и др.

Указанные противоречия могут быть устранены, в первую очередь, за счет интеграции содержания образования, сознательного формирования и усиления в учебном процессе междисциплинарных и межпредметных связей.

В настоящее время в вузах МО РФ одной из форм организации таких комплексных занятий, использующих тесные междисциплинарные связи, является использование учебных тактических и учебных комплексных тактических задач (УТЗ и УКТЗ) [1; 2; 3]. Вместе с тем в руководящих документах по организации учебно-воспитательного процесса в УВЦ и на военных кафедрах гражданских вузов [4; 5] и в известной нам литературе использование такой формы подготовки студентов не регламентируется, а также отсутствуют методические указания по разработке УТЗ для студентов УВЦ. Поэтому обоснование методических подходов к конструированию и реализации такой формы междисциплинарной подготовки студентов УВЦ является актуальной учебной и методической проблемой.

Под учебной тактической задачей будем понимать совокупность объединенных единым замыслом, согласованных по учебным и воспитательным целям, формам, методам, средствам, времени и местности учебных занятий, обеспечивающих требуемый уровень практической подготовленности выпускников вуза [3].

В основе построения и функционирования УТЗ лежат, конечно же, виды и модели профессиональной деятельности выпускника, которые определены функциональными обязанностями по должностям предназначения офицера - выпускника УВЦ и заданы в квалификационных требованиях [6].

Анализ служебной деятельности выпускников УВЦ, их должностного предназначения с учетом перспектив по службе показывает, что

«ключевым» для офицера является его умение организовать подготовку и ведение боя подразделения. При реализации этого вида деятельности выполняются следующие действия:

- уяснение поставленных вышестоящим командиром задач;

- оценка обстановки (по составляющим, с производством тактических расчетов и оценкой их результатов);

- принятие решения на бой и постановка боевых задач подчиненным;

- планирование боя (разработка, оформление боевых документов);

- организация взаимодействия с подразделениями других видов и родов войск;

- подготовка техники и личного состава к бою;

- организация и несение боевого дежурства;

- ведение боя в различных условиях и др.

Естественно, что все эти составляющие

должны быть в структуре УТЗ, а их содержание должно фокусировать в себе знания и умения, полученные студентами по различным дисциплинам военной подготовки. Кроме того, анализ показывает, что данные вопросы охватывают практически все квалификационные требования по тактическим, тактико-специальным и общевоенным дисциплинам [6], а также ряд значимых компетенций согласно ФГОС [6] в целом по специальности, особенно по модулям специализаций.

Имеющийся опыт подготовки военных специалистов позволил сформулировать основополагающие требования к построению и функционированию УТЗ.

На наш взгляд, самое главное из них заключается в том, что УТЗ должна повышать эффективность и качество подготовленности выпускников УВЦ к их профессиональной деятельности на должностях предназначения в войсках по сравнению с вариантом прохождения разрозненных, слабо связанных между собой по целям, учебно-воспитательной информации, формам, методам, средствам обучения отдельных учебных дисциплин.

Выполнение указанного главного требования может быть достигнуто при реализации следующих частных требований к построению УТЗ:

- обеспечить овладение студентами наибольшим числом видов профессиональной деятельности в отведенное учебное время за счет рационального отбора наиболее важных видов деятельностей, построения их моделей, создания единой исходной тактической обстановки;

- обеспечить более прочное овладение обучающимися формами и способами подготовки и ведения боевых действий;

- реализовать в ходе учебных занятий формы и методы активного обучения с преимуществом игровых методов на фоне проблемных ситуационных задач и тактических эпизодов;

- использовать опыт войн, военных конфликтов, боевой подготовки своих войск и войск зарубежных стран;

- обеспечить формирование и развитие личностных качеств офицера - выпускника вуза, необходимых для выполнения основных видов деятельности на должности предназначения;

- иметь возможность при необходимости совершенствовать и развивать ее без существенных переходных процессов и сбоев в организации и ведении учебного процесса;

- обеспечить соответствие уровня подготовленности студентов педагогическим целям системы.

Изложенные выше методологические подходы к построению и функционированию УТЗ позволили сформировать ее основные параметры применительно к УВЦ ННГУ.

Во-первых, для полной реализации междисциплинарного подхода, необходимо планировать эту форму подготовки на завершающем этапе обучения студентов (в последнем семестре подготовки) и только в виде практических занятий.

Во-вторых, содержание УТЗ должно включать в себя всю полноту моделей деятельности выпускника («ключевые», наиболее важные этапы деятельности - обязательно) с опорой на использование изученных к этому времени учебных дисциплин. Например, практическая отработка этапа принятия решения на бой потребует от студента знаний и умений из различных областей военного дела: тактики, боевого применения техники, военной истории, технической подготовки, повседневной деятельности войск, огневой подготовки, военной топографии и многих других.

В-третьих, основным видом занятий (формой обучения), применяемых в ходе УТЗ, должно быть групповое упражнение, целью которого является привитие обучающимся умений и навыков планирования, организации боевых действий, их обеспечения и управления войсками. На групповом упражнении все студенты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица [3]. В УВЦ ННГУ основные должности для отработки вопросов УТЗ - командир и начальник штаба подразделения.

Таблица 1

Структура и основное содержание учебной тактической задачи «Подготовка и ведение боя подразделением»

№ п/п Тема занятия, отводимое время Краткое содержание (изучаемые вопросы) Обеспечивающие дисциплины Разрабатываемые студентами документы

1. Занятие № 1. Подготовка карты командира подразделения к работе - 4 часа Подбор, склеивание карты, нанесение реквизитов и обстановки на карту «Тактика», «УПМВ», «Военная топография» Карта командира

2. Занятие № 2. Уяснение боевой задачи командиром подразделения - 4 часа Уяснение боевой задачи, расчет времени, отдача предварительных распоряжений «Тактика», «УПМВ», «Военная история», «ОВП», «Боевое применение» Карта командира, Расчет времени на подготовку к боевым действиям, Предварительное распоряжение

3. Занятие № 3. Оценка обстановки командиром подразделения - 4 часа Расчет реализуемых зон обнаружения и поражения подразделения «Тактика», «УПМВ», «Военная топография», «Боевое применение», «Военно-техническая подготовка» Карта командира, Профили местности

4. Занятие № 4. Оценка обстановки командиром подразделения - 4 часа Расчет огневых возможностей, возможностей по прикрытию, по накоплению ракет «Тактика», «УПМВ», «Боевое применение», «Военно-техническая подготовка» Карта командира, Сетевые графики накопления ракет

5. Занятие № 5. Оценка обстановки командиром подразделения - 4 часа Расчет и оценка маневренных возможностей «Тактика», «Боевое применение», «Военно-техническая подготовка», «Военная топография», «ОВП» Карта командира, Схема марша, Приказ на марш

6. Занятие № 6. Принятие решения командиром подразделения на бой - 10 часов Разработка и доклад элементов решения на бой «Тактика», «УПМВ», «Военная история», «Боевое применение», «Военно-техническая подготовка», «Военная топография», «ОВП» Карта командира, Схема марша, Пояснительная записка к решению на бой, Боевые задачи подчиненным подразделениям

7. Занятие № 7. Несение боевого дежурства в подразделении - 6 часов Заступление подразделения на боевое дежурство, действия дежурных сил при переводе в готовность и по самолету-нарушителю «Тактика», «Боевое применение», «Военно-техническая подготовка», «УПМВ», «ОВП» Карта командира, Приказ командира о заступлении на боевое дежурство, Журнал несения боевого дежурства и др.

8. Занятия № 8-11. Ведение боя в различных условиях обстановки - 22 часа Ведение боя в простых условиях, в условиях огневого подавления, по различным типам целей «Тактика», «Боевое применение», «Военно-техническая подготовка», «УПМВ», «ОВП» Карта командира, Отчетные карточки стрельб

Примечания: УПМВ - дисциплина «Управление подразделениями в мирное время»; ОВП - дисциплина «Общевоенная подготовка».

В силу вышеизложенного, групповое упражнение позволяет реализовать деятельностный подход к подготовке студентов, в рамках которого основными являются преимущественно активные методы обучения [7]: деловые и профессиональные игры, работа в микрогруппах (в штабах, в составе учебно-боевых расчетов), метод анализа конкретных ситуаций, «мозгового штурма» и др.

В-четвертых, основными методическими документами для проведения УТЗ должны быть, на наш взгляд, следующие:

- замысел ее проведения (карта и пояснительная записка);

- основное задание для обучающихся, включающее общую и частную обстановку (тактический фон), исходные и справочные данные для

принятия решений, задания на самостоятельную работу по каждому занятию;

- комплект учебно-методических материалов для проведения групповых упражнений;

- образцовые боевые документы;

- перечень тестов и контрольных заданий для оценки усвоения знаний и умений обучающихся.

На основе вышеприведенных рассуждений в УВЦ ННГУ была разработана и реализована учебная тактическая задача «Подготовка и ведение боя подразделением» в объеме 62 часов, структура и основное содержание которой приведены в таблице 1.

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что каждое занятие в ходе УТЗ позволяет формировать интегральные умения и навыки по различным видам деятельности должностных лиц подразделения в ходе подготовки и ведения боя.

Текущий контроль качества и степени усвоения учебного материала в ходе УТЗ проводится в форме комплексного анализа результатов выполнения практических работ (вводных) в ходе каждого занятия.

В ходе решения учебной тактической задачи студенты разрабатывают, оформляют и защищают боевые документы (пояснительная записка к решению командира подразделения на противовоздушный бой, приказ на марш, карта командира, схема марша и др.) по критериям, принятым в войсках.

Полученные оценки за боевые документы суммируются с оценками, полученными за каждое занятие. По сумме баллов, полученных за все работы в ходе УТЗ, составляется итоговый рейтинг успеваемости студента, который выполняет мотивирующую и стимулирующую функции.

Для оценки эффективности функционирования системы подготовки необходимо иметь «обратную связь» с заказчиком по военно-учетной специальности (например, путем получения отзывов на выпускников из войск).

Так, за период 2013-2015 гг. в УВЦ поступило более 20 отзывов на выпускников, в которых отмечается, что практически все молодые офицеры - бывшие студенты ННГУ успешно начинают военную службу, не испытывая особых затруднений в своем профессиональном становлении. Всего в полученных отзывах содержится 92% отличных и хороших оценок и только 8% удовлетворительных, т.е. преобладающая оценка военно-профессиональной подготовки, деловых и нравственных качеств выпускников УВЦ ННГУ -«высокая» и «достаточная».

Таким образом, разработанные и реализованные в учебном процессе УВЦ гражданского вуза учебные тактические задачи, интегрирующие в себе практические вопросы различных дисциплин военной подготовки, максимально приближают военную подготовку студента к реальной служебной деятельности, обогащают его войсковым опытом, позволяют своевременно корректировать содержание обучения и воспитания.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 212 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"» // Российская газета. № 298. 30.12.2014.

3. Благодеров А.В. Организация и ведение учебно-воспитательного процесса, методической и научной работы в вузе и его подразделениях. Основы построения системы учебных оперативно-тактических (тактических, тактико-специальных) задач (конспект лекций). Уч.-метод. пособие. Тверь: ВКА ПВО им. Маршала Советского Союза Жукова Г.К., 1994. 58 с.

4. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Российская газета. № 56. 15.03.2008.

5. Приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 10 июля 2009 г. № 666/249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных учреждениях высшего профессионального образования». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 44. 02.11.2009.

6. Квалификационные требования по военно-учетной специальности выпускников учебного военного центра при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», ВУС «Эксплуатация и ремонт радиотехнических средств наведения зенитных ракетных комплексов противовоздушной обороны ВВС»: Уч.-метод. пособие. Н. Новгород: ННГУ. 2008, 13 с.

7. Симонов А.В., Антонюк А.В. Применение активных методов обучения при изучении дисциплин тактико-специальной подготовки на примере учебного военного центра ННГУ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3. Ч. 4. С 189-192.

IMPLEMENTATION OF INTERDISCIPLINARY APPROACH IN PREPARING STUDENTS AT THE MILITARY TRAINING CENTER OF A CIVILIAN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

A V. Simonov, A. V. Antonyuk

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The authors propose an option for implementing interdisciplinary approach in preparing students of the military training center of a civilian institution of higher education through the development and use of tactical tasks in the learning process. The proposed form of training, combined with active learning methods and tools, makes it possible to prepare future officers who will meet the qualification requirements for the military training center graduates.

Keywords: activity approach, active learning methods, system, military training center, tactical problem, intended position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.