Научная статья на тему 'Применение активных методов обучения при изучении дисциплин тактико-специальной подготовки на примере учебного военного центра ННГУ'

Применение активных методов обучения при изучении дисциплин тактико-специальной подготовки на примере учебного военного центра ННГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / УЧЕБНАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ДОЛЖНОСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонов А. В., Антонюк А. В.

Предлагается совокупность активных методов и средств, которые могут применяться в ходе изучения тактико-специальных дисциплин студентами учебных военных центров гражданских вузов. Предложенные методы позволяют подготовить будущего офицера в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику учебного военного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонов А. В., Антонюк А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE STUDY OF SPECIAL TACTICS SUBJECTS: A CASE STUDY OF THE MILITARY TRAINING CENTER OF THE NIZHNI NOVGOROD STATE UNIVERSITY

In this article, the authors propose a set of active methods and tools, which can be used in the study of special tactics subjects by students of military training centers of civil higher education institutions. These methods make it possible to prepare future officers who will meet the qualification requirements for the military training center graduate.

Текст научной работы на тему «Применение активных методов обучения при изучении дисциплин тактико-специальной подготовки на примере учебного военного центра ННГУ»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 189-192

УДК 372.8

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ННГУ

© 2014 г. А.В. Симонов, А.В. Антонюк

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 18.11.2014

Предлагается совокупность активных методов и средств, которые могут применяться в ходе изучения тактико-специальных дисциплин студентами учебных военных центров гражданских вузов. Предложенные методы позволяют подготовить будущего офицера в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику учебного военного центра.

Ключевые слова: активные методы обучения, тактико-специальная подготовка, деятельностный подход, учебный военный центр, учебная тактическая задача, должность предназначения.

Одним из основных направлений перестройки военного образования является повышение уровня тактической и специальной подготовки выпускников высших военных учебных заведений и учебных военных центров гражданских вузов. Основным методом изучения тактико-специальных дисциплин является создание на занятиях и учениях условий, близких к реальным, ставящих обучающихся перед необходимостью искать и находить наиболее целесообразные решения, неожиданные для противника способы действий, проявлять военную хитрость, применять маневр. Вместе с тем эти дисциплины довольно объемны. Устранить в определенной степени противоречия между растущим объемом необходимых выпускникам знаний, навыков и ограниченным учебным временем можно путем интенсификации учебного процесса, в первую очередь за счет активизации деятельности студентов в процессе обучения. Поэтому в настоящее время актуальна разработка форм, способов и методов активного обучения студентов, а также контроля знаний выпускников, в том числе с использованием электронных обучающих комплексов.

Кроме сложившегося противоречия между требуемым объемом знаний выпускника и ограниченным объемом учебного времени в теории и практике обучения и воспитания будущего офицера существует ряд противоречий:

во-первых, между системным, комплексным, интегральным применением полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности и последовательным их изуче-

нием в различных учебных дисциплинах и курсах;

во-вторых, между формальным, абстрактным характером обучения в вузе и реальным предметом будущей профессиональной деятельности выпускника, где знания, умения и навыки нужны не в «чистом» теоретическом виде, а в тесной взаимосвязи, т.е. в контексте ситуаций служебной деятельности;

в-третьих, между индивидуальным, т.е. личностным характером приобретения и усвоения знаний каждым обучающимся и коллективным характером будущего профессионального труда, требующего наличия тесных межличностных взаимодействий и отношений внесения личного вклада в принятие конечных решений, в достижение общей цели;

в-четвертых, профессиональный труд требует активного участия в нем всех физических и психических функций офицера, т.е. всей его личности, в то время как в учебе активно участвуют только те части интеллекта обучающегося, которые опираются в основном на процессы восприятия и памяти.

Указанные противоречия известны давно и в разной степени оказывали и продолжают оказывать свое влияние на развитие педагогики как науки. Дидактика (наука об обучении), разрешая эти противоречия, в свое время разработала и рекомендовала к внедрению ряд новых форм и методов обучения. К ним прежде всего следует отнести: установление прочных межпредметных связей; разработку сквозных программ и структурно-логических схем; внедрение индивидуализированного подхода к обучению

190

А.В. Симонов, А.В. Антонюк

студентов; разработку и внедрение квалификационных характеристик и др.

Начав в 2006 году тактико-специальную подготовку обучающихся в учебном военном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского, преподаватели также вынуждены были решать эти противоречия за счет внедрения в учебный процесс системы активных методов, способов и средств обучения, в основе которых лежал дея-тельностный подход к обучению (рис.). Лозунг деятельностного подхода в обучении: «Учить будущей деятельности вне этой деятельности нельзя!».

Тактико-специальную подготовку в вузе условно можно разделить на две составляющие. Первая из них непосредственно ориентирована на получение теоретических знаний. Она становится фундаментом для дальнейшей практической деятельности студентов. Следует отметить, что в ходе большинства теоретических занятий также используются активные методы обучения: проблемный, игровой, диалоговый, метод критических ситуаций и др.

Вторая составляющая - это практическая реализация полученных в процессе теоретической подготовки знаний. А именно формирование у обучающихся навыков и умений, необходимых для выполнения обязанностей в должности предназначения.

Занятия по практической составляющей тактико-специальной подготовки проводятся в форме: практических занятий; тренажей и тренировок; групповых упражнений; методической практики студентов. Все эти формы являются активными, так как обучающиеся работают в составе микрогрупп (штабов), они представляют организацию их деятельности в роли командиров подразделений и т.п.

В ходе практических занятий студенты проводят расчеты основных показателей и характеристик, необходимых для оценки обстановки и принятия решений. При этом широко применяются: выполнение вводных, оперативные скачки, мозговой штурм проблемы, моделирование катастроф и другие методы.

В ходе практических занятий на учебных КП подразделений, а также во время тренажей формируются практические навыки в выполнении функциональных обязанностей индивидуально и в составе боевого расчета. При этом моделируются различные ситуации, которые могут возникать при отражении удара воздушного противника: массированный удар, маневр, помехи, огневое подавление, аварийные ситуации и др. Обучающиеся получают навыки как ведения боевой работы, так и руководства под-

чиненными. Помимо реальной боевой техники в учебном боевом центре ННГУ широко используются тренажные системы с использованием электронных обучающих комплексов.

На групповых упражнениях, которые составляют основу учебной тактической задачи, студенты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица командования или штаба подразделения. Они самостоятельно принимают решение на противовоздушный бой, для чего им приходится проводить тактические расчеты, анализировать полученные результаты, формировать на основе полученных результатов выводы и, что очень важно, самостоятельно в роли командира подразделения докладывать свое решение с учетом требований уставов и правил штабной культуры. В завершение учебной тактической задачи студенты разрабатывают, оформляют и защищают боевые документы (пояснительная записка к решению командира подразделения на противовоздушный бой, приказ на марш подразделения, карта командира подразделения, схема марша подразделений) по правилам, принятым в войсках.

В рамках учебной тактической задачи проводится заступление подразделения студентов на учебное боевое дежурство, в ходе которого обучающиеся самостоятельно разрабатывают документацию и проводят ритуал заступления на боевое дежурство. В ходе несения учебного боевого дежурства они также выполняют обязанности в должности начальника дежурной смены сокращенного боевого расчета, ведут боевую работу в составе расчета по самолету - нарушителю воздушного пространства.

Кроме вышеуказанных форм тактико-специальной подготовки дополнительно закрепить полученные навыки студентов учебного военного центра позволяет методическая практика по руководству подчиненными, в ходе которой каждый обучающийся пробует себя в роли руководителя подразделения.

С целью оценки и повышения уровня индивидуальной и коллективной практической подготовки студентов на завершающем этапе среди сформированных из студентов учебных боевых расчетов проводится ракетно-стрелковый конкурс, который включает в себя проверку умения вести противовоздушный бой в различных условиях обстановки на командном пункте подразделения. Принцип состязательности и применение мер материального и морального стимулирования по результатам ракетно-стрелко-вого конкурса позволяет значительно активизи-

Применение активных методов обучения при изучении дисциплин тактико-специальной подготовки 191

Рис. Реализация активных методов, средств и форм обучения в ходе тактико-специальной подготовки студентов учебного военного центра ННГУ

ровать познавательную деятельность обучающихся.

Заключительным и самым важным этапом подготовки будущих специалистов является войсковая стажировка на должностях предназначения. Каждый студент в соответствии с полученным заданием выполняет обязанности в качестве дублера на различных рабочих местах и воинских должностях под руководством войсковых офицеров.

Именно такая система активных форм, методов и средств в рамках реализации деятель-ностного подхода в обучении тактико-специальной подготовке максимально приближает

обучение студента к реальной служебной деятельности, обогащает его войсковым опытом, позволяет своевременно регулировать отработку практических навыков, корректировать содержание обучения в соответствии с изменившимися требованиями и условиями.

Как показывает анализ отзывов на выпускников учебного военного центра Нижегородского государственного университета в 20072013 гг., молодые офицеры быстро адаптируются к служебной деятельности, в кратчайшие сроки заступают на боевое дежурство, с высоким качеством выполняют боевые и учебные задачи.

192

А.В. Симонов, А.В. AHmoHWK

THE USE OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE STUDY OF SPECIAL TACTICS SUBJECTS: A CASE STUDY OF THE MILITARY TRAINING CENTER OF THE NIZHNI NOVGOROD STATE UNIVERSITY

A V. Simonov, A. V. Antonyuk

In this article, the authors propose a set of active methods and tools, which can be used in the study of special tactics subjects by students of military training centers of civil higher education institutions. These methods make it possible to prepare future officers who will meet the qualification requirements for the military training center graduate.

Keywords: active learning methods, special tactics training, activity approach, military training center, tactical problem, position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.