Научная статья на тему 'Образовательные и квалификационные стандарты: проблемы подготовки военных кафедр в Уральском военном округе в 1980-2000 гг'

Образовательные и квалификационные стандарты: проблемы подготовки военных кафедр в Уральском военном округе в 1980-2000 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ / ГРАЖДАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ВОЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ / КУРС ОБУЧЕНИЯ / MILITARY SCHOOLS / CURRICULA / ACADEMIC CURRICULUM / THE STATE EDUCATIONAL STANDARD / QUALIFYING REQUIREMENTS / SUBJECT MATTERS / QUALITY OF PREPARATION OF THE MILITARY STAFF / A CIVIL SPECIALITY / A MILITARY SPECIALITY / A LEVEL OF TRAINING / A COURSE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Анатолий Михайлович

Проводится анализ совершенствования учебных программ, учебных планов, государственных образовательных стандартов по подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях, дислоцированных на территории Уральского военного округа в 1980-е начале 2000-х гг., показаны их характерные особенности и влияние на качество подготовки выпускаемого контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кот Анатолий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education and Qualification Standards: The Problems of Military Staff Training in Ural Military District in 1980-2000s

The article analyses the development of curricula and state educational standards for officer training in military educational institutions located on the territory of Ural Military District in 1980-2000s, and presents their characteristic features and influence on the quality of graduate training

Текст научной работы на тему «Образовательные и квалификационные стандарты: проблемы подготовки военных кафедр в Уральском военном округе в 1980-2000 гг»

образовательные и квалификационные стандарты: проблемы подготовки... ББК 74.584(2)7

А.М. Кот

Образовательные и квалификационные стандарты: проблемы подготовки военных кадров в Уральском военном округе в 1980-2000-е гг.

Ключевые слова: военно-учебные заведения, учебные планы, учебные программы, государственный образовательный стандарт, квалификационные требования, учебные дисциплины, качество подготовки военных кадров, гражданская специальность, военная специальность, уровень обученности, курс обучения.

Key words: military schools, curricula, academic curriculum, the state educational standard, qualifying requirements, subject matters, quality of preparation of the military staff, a civil speciality, a military speciality, a level of training, a course of education.

Практика повседневной и боевой деятельности войск исследуемого периода свидетельствует о снижении уровня профессиональной подготовки выпускников военных вузов и прежде всего в области приобретения практических навыков.

В докладе А.П. Платонова на конференции Академии военных наук отмечалось, что в 1980-1990-х гг. в учебных программах вузов произошло снижение бюджета военно-профессиональной подготовки курсантов с 2800 часов в средних военных училищах до 2500 часов в высших военных училищах со сроком обучения 4 года и 1900 часов - в военных институтах со сроком обучения 5 лет [1, с. 14].

С 1 августа 1987 г. училища Уральского военного округа (УрВО) перешли на новые учебные планы и программы обучения, а преподавание на 2, 3 и 4 курсах было спланировано по переходным планам и программам. Особенностью новых планов и программ обучения с 1987 г. стало увеличение количества учебных часов на практическую выучку курсантов с 50 до 75%, при этом до 70% учебных занятий планировалось проводить в поле, из них около 50% - ночью. С 1 сентября 1991 г. обучение началось полностью по новым учебным планам и программам [2, л. 54-112].

Подготовка офицеров в военно-учебных заведениях, дислоцированных на территории УрВО и выпускающих офицеров-политработников, до 1992 г. проходила по учебным планам и программам, предусматривающим выделение на военную подготовку, общественные и общенаучные дисциплины примерно равного количества часов. Причем распределение учебного времени колебалось в незначительных размерах на общественные и военные дисциплины, а на общенаучные дисциплины оставалось без изменений [3, л. 8; 4, л. 1-2].

Подготовка офицеров для сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Главного автомобильного управления, инженерных войск Вооруженных сил до

1995 г. включительно проходила по учебным планам и программам, имеющим значительные изменения в распределении бюджета учебного времени по отношению к офицерам-политработникам. Суммарный бюджет групп общественных и общенаучных наук для их подготовки был меньше примерно в 2 раза бюджета времени, выделяемого на военную подготовку офицера [5], что примерно соответствовало рекомендациям Министерства обороны [6].

В связи с общеизвестными событиями конца 1980-х - начала 1990-х гг. в СССР и Союзе Независимых Государств (СНГ) в целях принятия контрмер по деидеологизации общества и Вооруженных сил директивой министра обороны №Д-70 введен перечень учебных дисциплин по группе общественных дисциплин, определено количество часов и отчетность по ним [7].

В учебные планы 1992 г. подготовки офицеров по сравнению с планами до 1991 г. внесены следующие изменения: исключены дисциплины «Политическая история ХХ в.», «Основы военно-политической географии и экологии», а дисциплины «Основы художественной культуры» и «История народов СССР» переименованы дисциплины «Культурология» и «Современная отечественная история» соответственно. Кроме того, в рамках дисциплины «Культурология» директивным письмом Комитета по работе с личным составом Вооруженных сил СНГ от 10.08.1992 №172/2070 был введен спецкурс «Религиоведение» [8], а в соответствии с приказом Главнокомандующего Вооруженных сил СНГ №53-1992 г. за счет сокращения времени на отдельные дисциплины группы общественных дисциплин время, отводимое на дисциплину «Военная история» из подгруппы тактических, тактико-специальных дисциплин, увеличено на 70 часов [9].

Особенностью группы тактических и тактикоспециальных дисциплин являлось то, что из общего объема времени около 90% выделялось на профилирующие дисциплины. Практические занятия в этой группе составляли 80% времени, а доля полевых занятий и занятий в учебном центре без учета часов на войсковую стажировку - 70% от числа всех видов практических занятий. Основное время военной подготовки по тактическим и тактико-специальным дисциплинам распределялось следующим образом: на подготовку солдата - 4%; командира отделения -5%; командира взвода - 60%; по ротной (батарейной)

тематике - 23%; по батальонной (дивизионной) тематике - 8%. Объем изучаемых военно-технических и военно-специальных дисциплин обеспечивал профессиональную подготовку офицеров по специальности. Практическая направленность обучения в этой группе занимала 90% учебного времени, а полевые занятия и занятия в учебном центре без учета часов на войсковую стажировку - 43% от всех видов практических занятий. В целом 70% учебного времени, отводимого в учебном плане на военную (военно-специальную) подготовку, уделялось практическим видам занятий и около 40% от практических занятий планировалось проводить в поле [5].

При изучении дисциплин военно-специальной подготовки из-за недостаточных знаний и в целях логической взаимосвязи в состав отдельных военнотехнических дисциплин практиковалось включение определенных разделов дисциплин общенаучной и общеинженерной подготовки.

Проведенный анализ распределения учебного времени для подготовки офицеров-политработников [3], офицеров-артиллеристов со сроком обучения 4 года [5] и офицеров-инженеров [10, л. 64, 73, 113, 158] до начала 1990-х гг. показывает, что для подготовки офицеров-политработников из бюджета учебного времени выделялось примерно 50% времени на общественные дисциплины, на военные - 45% и общенаучные - 5%. В начале 1990-х гг. отмечается некоторое уменьшение бюджета времени, выделяемого на общественные дисциплины (до 44 %) и увеличение - на военные дисциплины (до 51%), что можно объяснить курсом руководства страны на деидеологизацию Вооруженных сил.

Что касается распределения бюджета времени на подготовку офицеров-артиллеристов и офицеров-инженеров, то и в конце 1980-х, и в начале 1990-х гг. в учебных планах особых изменений не произошло: на общественные дисциплины выделялось от 10 до 17% бюджета времени, на военные - от 60 до 66%, на общенаучные - от 20 до 29%.

В 1993-1994 учебном году основные усилия командования, преподавательского состава вузов, дислоцированных на территории УрВО, были сосредоточены на совершенствовании планирования, организации и проведении всех видов учебных занятий, а также направлены на реализацию требований, изложенных в концепции развития системы военного образования, утвержденной министром обороны РФ в 1993 г. в приказе №191. Учебные планы и программы корректировались в соответствии с требованиями времени [11, л. 267].

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) первого поколения был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №940 [12] и приказом министра обороны Российской Федерации №362 [13].

Введение ГОС ВПО в военно-учебных заведениях было направлено на дальнейшее совершенствование подготовки офицеров, повышение уровня их фундаментальной теоретической подготовки и предполагало сопровождение освоения ГОС внедрением новых методов и средств, новых технологий обучения, ориентированных на повышение эффективности учебной работы преподавателей, слушателей и курсантов.

Федеральный компонент ГОС, регламентирующий организацию и содержание образовательного процесса по подготовке офицеров в высших военно-учебных заведениях, представлял собой совокупность государственных требований, норм и положений, включенных в следующие документы: ГОС ВПО в части общих требований к структуре высшего профессионального образования (уровни образования, сроки и формы обучения), образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебой нагрузки обучающихся и ее максимальному объему; классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденный приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвузом) от 5.03.1994 №180 [14] и приказом министра обороны 1994 г. №156 [15]; государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям и специальностям, утвержденные Госкомвузом России по каждому конкретному направлению или специальности.

В соответствии со ст. 2 Положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны, введенного в действие приказом министра обороны 1994 г. №110 [16], военно-учебные заведения осуществляли подготовку офицеров с высшим образованием, соответствующим третьему уровню высшего профессионального образования в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. При этом высшие военно-учебные заведения, осуществляющие подготовку офицеров с высшим военноспециальным образованием, в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» [17] и приказом министра обороны 1994 г. №156, наряду с обучением военным специальностям должны были предусматривать обучение гражданским специальностям в родственных (смежных) гражданских областях, что являлось с 1996 г. новшеством в подготовке офицеров [15].

Порядок применения ГОС ВПО в военных вузах Министерства обороны устанавливал, что профессиональная образовательная программа, определяющая учебный процесс при подготовке офицеров с высшим военно-профессиональным образованием по установленным для военно-учебного заведения военной и гражданской специальностям, должна включать следующие документы [18]: а) государственные тре-

бования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной гражданской специальности, утверждаемые Госкомвузом (ГОС); б) квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по конкретной военной специальности в качестве дополнения к образовательному стандарту по соответствующей гражданской специальности; в) учебный план и комплект связанных единой целевой установкой учебных программ.

При составлении учебного плана и программ военно-учебным заведениям рекомендовалось использовать примерные формы учебного плана и программ, установленные приложениями №2 и 3 к директиве министра обороны 1993 г. №Д-86, а также требования, необходимые для проведения итоговой государственной аттестации выпускников.

Для оказания помощи в разработке квалификационных требований, учебных планов и программ Главное управление кадров и военного образования Министерства обороны РФ подготовило для военноучебных заведений и органов военного образования методические рекомендации [19]. Они были составлены с учетом порядка применения ГОС ВПО в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны.

В методических рекомендациях подчеркивалось, что принципиальным отличием новых учебных планов и программ должно стать обеспечение обучения курсантов наряду с военной также и гражданской специальности в одной из родственных или смежных гражданских отраслей.

Для каждой военной специальности квалификационные требования являлись, по сути дела, тем нормативным документом, который в Министерстве обороны выполнял роль ведомственного образовательного стандарта.

Квалификационные требования разрабатывались в качестве дополнения к ГОС по соответствующей гражданской специальности и вместе с ГОС служили основой для разработки учебного плана и программ. В них указывались: наименование военной специальности и квалификация выпускника; характеристика военной специальности (место специальности в области применения рода войск, объекты военно-профессиональной деятельности, первичные и последующие должности, для которых должен быть подготовлен офицер); общие требования к военно-профессиональной подготовленности выпускника (по специальности, боевым, моральнонравственным и личностным качествам); требования к знаниям и умениям по военно-профессиональным дисциплинам; перечень к минимуму содержания военно-профессиональных дисциплин по специальности; дополнительные требования к знаниям и умениям по дисциплинам ГОС (требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, военной истории, математическим и

общим естественно-научным дисциплинам, общепрофессиональным дисциплинам) [20].

Отличительные черты разработанных квалификационных требований: требования к знаниям и умениям заимствованы из ГОС: «иметь представление», «знать», «уметь использовать», «владеть», «иметь опыт (навык)»; перечень всех военно-профессиональных дисциплин, формирующих курсанта как офицера и военного специалиста, их объем в часах рассчитан исходя из 54-часовой учебной недели; часы, предусмотренные ГОС на элективные дисциплины в группе гуманитарных и социально-экономических дисциплин и группе специальных дисциплин, оставлены в составе этих групп. Они отведены на изучение военно-профессиональных дисциплин (разделов, тем) соответствующего профиля; в интересах военнопрофессиональной подготовки использованы права, предоставленные ГОС, по перераспределению времени между группами дисциплин в пределах 5% и между дисциплинами внутри групп - в пределах 10%.

Особенностью учебного плана и учебных программ являлось то, что при их разработке новые требования ГОС-1994 г. по организации подготовки курсантов по военной и гражданской специальностям были интерпретированы согласно требованиям Положения о высших военно-учебных заведениях и директивы министра обороны РФ Д-86. Общий бюджет учебного времени образовательного стандарта и его составляющие были приведены путем перерасчета к нормативному сроку обучения 5 лет (кроме медицинских специальностей, а также некоторых инженерных специальностей со сроком обучения 6 лет).

При этом объем гуманитарных и социальноэкономических дисциплин был сохранен в пределах, установленных образовательным стандартом по специальности; содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин формировалось на основе Требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденных Госкомвузом России 18 августа 1993 г. [21].

Изменился и состав групп дисциплин учебного плана. Их стало шесть: общие гуманитарные социально-экономические дисциплины; цикл математических и общих естественно-научных дисциплин; общепрофессиональные дисциплины; специальные дисциплины; тактические и общевоенные дисциплины (вместо дисциплин специализации по ГОС); стажировка и практики (вместо дисциплин и курсов по выбору студентов, устанавливаемых вузом, и практики).

Состав учебных дисциплин первых четырех групп сформирован на основе ГОС. Кроме того, в каждую из первых четырех групп включены военно-

профессиональные дисциплины, не предусмотренные ГОС, но по своему содержанию непосредственно примыкающие к дисциплинам группы. Например: в первую группу перенесены дисциплина «Военная история», физическая подготовка и иностранный язык; в блоке математических и общих естественнонаучных дисциплин наименование дисциплины «Химия» изменено на «Химия, пороха и взрывчатые вещества», отдельные темы дисциплины носили прикладной характер и были ориентированы на изучение химического состава порохов и взрывчатых веществ, применяемых для производства артиллерийских боеприпасов [22].

Включенная в блок дополнительная дисциплина «Теория вероятностей и теоретические основы стрельбы» обеспечивала применение отдельных разделов математики как прикладных для теоретического обоснования стрельбы артиллерии; в блоке специальных дисциплин программные вопросы из дисциплин, определенных ГОС, включены в содержание на освоение образцов вооружения и военной техники: конструкция, эксплуатация и основы проектирования артиллерийских орудий; конструкция, эксплуатация и основы проектирования реактивных систем залпового огня и противотанковых реактивных комплексов; конструкция, эксплуатация и основы проектирования электрооборудования ракетно-артиллерийского вооружения; конструкция и эксплуатация командирских машин управления.

К циклу специальных дисциплин были отнесены учебные дисциплины, ранее входившие в подгруппу военно-технических и военно-специальных дисциплин.

При формировании общепрофессиональных и специальных дисциплин особое внимание было уделено усилению эксплуатационной направленности в подготовке выпускников как приоритетной в практической деятельности офицера. Содержание специальных дисциплин ориентировалось на освоение образцов вооружения и военной техники, состоящих на вооружении или перспективных для данного вида Вооруженных сил (рода войск).

Практику, предусмотренную ГОС по специальности, планировалось реализовывать путем прохождения учебной, производственной, ремонтной и других видов практик, войсковой стажировки, а также вождения боевых машин, несения внутренней, гарнизонной и караульной служб, которые являются составной частью практической военно-профессиональной подготовки выпускников. В состав итоговой государственной аттестации впервые были включены выполнение и защита выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, работы, задачи) [22].

Особенностью разработанных учебных программ являлось то, что целевая установка программы включала требования как ГОС, так и к

военно-профессиональной подготовке выпускников. Сохранены наименования (категории) уровней обученности, принятые в ГОС и квалификационных требованиях.

Приказ министра обороны Российской Федерации №195 1995 г. [23] требовал от заместителей министра обороны, главнокомандующих видами Вооруженных сил, командующих (начальников) родами войск, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны, имеющих в подчинении военно-учебные заведения, организовать разработку и утверждение учебных планов и программ в соответствии с Порядком применения ГОС ВПО в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации [18].

Предусматривалось приступить по новым учебным планам и программам не позднее 1997-1998 учебного года.

Уже в сентябре 1996 г. в военных училищах (институтах) округа была завершена работа по созданию новых учебных планов и программ в условиях внедрения в вузах министерства обороны РФ ГОС ВПО [24, л. 296]. За короткое время вузы осуществили огромную деятельность по разработке учебно-методических материалов по новым программам. В то же время в отдельных вузах округа (Челябинское высшее военное танковое командное училище) они были разработаны несвоевременно и не везде качественно, а методические материалы по общевоенным дисциплинам к началу обучения по новым учебным планам и программам вообще не были разработаны [25, л. 72-102].

Квалификационные требования к военнопрофессиональной подготовке выпускников должны были разрабатываться на специальность соответствующим видом, родом войск, главным или центральным управлением министерства обороны, в интересах которого организуется подготовка офицеров. Однако из-за отсутствия методических рекомендаций по обоснованию квалификационных требований, а также содержания и объемов подготовки военных специалистов эта работа была перепоручена вузам, причем в очень сжатые сроки.

В результате требуемые уровни обученности и минимумы содержания дисциплин ГОС были сформированы по ранее действующим учебным программам. По сути, ГОС закрепили существовавшие уровни и содержание практики, боевого опыта и строительства Вооруженных сил. Но самое пагубное состояло в том, что объемы часов на изучение учебных дисциплин были определены не из условия необходимого и достаточного времени для достижения требуемых уровней обученности, а исходя из директивно установленного срока обучения 5 лет для офицеров с высшим военноспециальным образованием [1].

Обучение по новым учебным планам и программам являлось новым делом в подготовке офицерских

кадров, поэтому в целях определения основных направлений реализации ГОС ВПО в военном вузе и выработки рекомендаций вузам округа по внедрению в учебном процессе передовых методов обучения курсантов в Челябинском высшем военном танковом командном училище в апреле 1998 г. состоялась научно-практическая конференция на тему «Пути реализации ГОС ВПО в военном вузе» [26, л. 12].

С 2001 г. военные вузы начали подготовку офицеров в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов 2-го поколения [27].

Содержание организации образовательного процесса по каждой специальности, установленной для высшего военно-учебного заведения, закреплено Руководствами по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации [28-29] и в эти годы определялось основной военной образовательной программой профессионального образования. Она включала в себя государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые устанавливались соответствующим государственным образовательным стандартом, и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников, которые являлись дополнением к соответствующим ГОС; учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик и стажировок.

Анализ учебных планов 1995 г., а также планов, разработанных после введения ГОС-1994 г. и ГОС-2000 г., для направления подготовки дипломированных специалистов 654500 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» по гражданской специальности 180100 «Электромеханика» и по военной специальности «Применение подразделений артиллерии» [30] показывает, что по сравнению с 1991 г. в учебных планах 2001 г. произошло увеличение примерно в 1,8 раза бюджета времени, выделяемого на подготовку специалистов. Время на изучение общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин увеличилось с 10,3 до 20,4%, общих математических и естественно-научных дисциплин - с 12,6 до 22,1%, общепрофессиональных дисциплин - с 10,7 до 16,2% соответственно. В то же время уменьшился бюджет времени на изучение военно-профессиональных дисциплин с 61,3 до 41,4%.

По сравнению с учебным планом до 1995 г. увеличение общего бюджета времени примерно на 80% на подготовку офицеров в военно-учебных заведениях при введении ГОС-1994 и ГОС-2000 было вызвано переходом на 5-годичное обучение. Кроме того, в связи с принятием концепции подготовки офицеров и по гражданской специальности примерно в 3 раза был увеличен бюджет общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных, общепрофессиональных дисциплин, что должно было служить в пользу улучшения

качества подготовки выпускников военных вузов по гражданской специальности.

Анализ распределения бюджета времени для гражданской специальности «Электромеханика» и военной специальности «Боевая и повседневная деятельность подразделений артиллерии сухопутных войск» по уровням обученности и курсам обучения для выпускников Екатеринбургского артиллерийского института подтверждает обратное [27; 31].

Всего на приобретение определенных уровней обученности по гражданской специальности офицерам-артиллеристам отводилось только 23,9% от общего бюджета времени, причем на приобретение уровней обученности «иметь представление» и «знать» отводилось 16%, а на уровни обученности «уметь использовать» и «иметь навыки» - только 9,9%. Причем в основном это происходило на младших курсах обучения. К концу обучения привитие курсантам умений и навыков по гражданской специальности практически прекращается. Другими словами, как нам видится, уже при создании ГОС, самой программы подготовки офицера были заложены недостатки обучения его как гражданского специалиста.

Что касается военной специальности, то на приобретение уровней обученности отводилось 76,1% от общего бюджета времени, а на уровни обученности «иметь представление» и «знать» - 32%, «уметь использовать» и «иметь навыки» только 42% времени. Привитие практических умений и навыков происходило во время всего процесса обучения, однако можно отметить, что за весь период обучения практические умения и навыки прививались курсантам неравномерно: основное время (15%) выделено на 4-м курсе обучения. На 5-м курсе время на привитие практических навыков сокращяется до 6%.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что как по гражданской, так и по военной специальности происходит занижение бюджета времени на такие уровни обученности, как «уметь использовать», и «иметь навыки» и, соответственно, завышение уровней обученности «иметь представление» и «знать». Это приводит к упрощению организации учебного процесса, снижению обученности и подготовленности выпускников военно-учебных заведений как по гражданской, так и по военной специальностям.

Умения и навыки вырабатываются курсантами на практических занятиях и тренировках, и от них в целом зависит уровень подготовки выпускника военно-учебного заведения.

Попытку занижения бюджета времени на умения и навыки в военно-учебных заведениях отчасти, как нам видится, можно оправдать отсутствием достаточной учебной материально-технической базы для подготовки офицеров.

В целом можно отметить, что в исследуемый период учебные планы и программы подготовки спе-

циалистов для Вооруженных сил были направлены на выработку у курсантов высоких морально-боевых качеств и военно-профессиональных знаний и умений. При этом до начала 1990-х гг. военная составляющая была в пределах 60% от общего бюджета учебного времени. Введение ГОС ВПО и необходимость подготовки курсантов дополнительно и по гражданской специальности потребовало перераспределения бюджета учебного времени в сторону уменьшения времени на военную составляющую, что, естественно, не могло не сказаться на качестве подготовленных военноучебными заведениями офицерских кадров.

Занижение уровней обученности «уметь использовать» и «иметь навыки» и их несоответствие ГОС и квалификационным требованиям также снижают качество обученности выпускников как по гражданской, так и по военной специальности.

Таким образом, исследование учебных планов, ГОС ВПО и квалификационных требований показывает, что соответствие бюджета времени уровням обученности и его рациональное распределение по курсам обучения станет неоценимым резервом в подготовке квалифицированных специалистов для Вооруженных сил РФ.

Библиографический список

1. Платонов, А.П. Проблемы кадрового обеспечения управления войсками / А.П. Платонов // Независимое военное обозрение. - 2004. - 20 февр.

2. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). - Ф. 10193. - Оп. 09120 ф. - Д. 3.

3. Архив УрВО ЦАМО РФ. - Ф. 28. - Оп. 50616. - Д. 1.

4. Архив УрВО ЦАМО РФ. - Ф. 28. - Оп. 16815. - Д. 6.

5. Учебный план Екатеринбургского высшего артиллерийского ордена Красной Звезды училища. - Екатеринбург, 1992, 1995.

6. Директива министра обороны №Д-9. - М., 1990.

7. Директива министра обороны №Д-70. - М., 1991.

8. Директивное письмо Комитета по работе с личным составом Вооруженных сил СНГ от 10.08.1992 №172/2070.

- М., 1992.

9. Приказ Главнокомандующего Вооруженных сил СНГ №53. - М., 1992.

10. ЦАМО РФ. - Ф. 10191. - Оп. 010108 ф. - Д. 2.

11. ЦАМО РФ. - Ф. 28. - Оп. 17622. - Д. 3.

12. Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования : постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №940. - М., 1994.

13. Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования : приказ министра обороны Российской Федерации от 5.03.1994 №362. - М., 1994.

14. Об утверждении классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования : приказ Государственного комитета по высшему образованию от 5.03.1994 №180. - М., 1994.

15. Об утверждении классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования : приказ министра обороны Российской Федерации 1994 г. №156. - М., 1994.

16. О введении в действие Положения о высших военноучебных заведениях министерства обороны Российской Федерации : приказ министра обороны Российской Федерации 1994 г. №110. - М., 1994.

17. О воинской обязанности и военной службе : Федеральный закон Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №13.

18. Порядок применения ГОС ВПО в высших военноучебных заведениях Министерства обороны Российской

Федерации. Приложение №1 к приказу министра обороны Российской Федерации 1995 г. №195. - М., 1995.

19. Методические рекомендации по разработке квалификационных требований, учебных планов и программ для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием. - М., 1995.

20. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников высших артиллерийских командно-инженерных училищ МО РФ. - М., 1996. Инв. №4.

21. Требования (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» // Бюллетень Госкомвуза России. - №11. - М., 1993.

22. Учебный план Екатеринбургского высшего артиллерийского командно-инженерного училища. - Екатеринбург, 1996.

23. О переходе высших военно-учебных заведений министерства Российской Федерации к обучению по новым учебным планам и программам : приказ министра обороны Российской Федерации от 6 июня 1995 г. №195.

- М., 1995.

24. Архив УрВО ЦАМО РФ. - Ф. 28. - Оп. 17622. - Д. 15.

25. Архив УрВО ЦАМО РФ. - Ф. 27. - Оп. 18371. - Д. 6.

26. Архив УрВО ЦАМО РФ. - Ф. 27. - Оп. 18371. - Д. 11.

27. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 654500 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». Квалификация

- инженер. - М., 2000.

28. Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения министерства обороны Российской Федерации : Приказ министра обороны Российской Федерации от 04.01.2000 №10. - М., 2000.

29. Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения министерства обороны Российской Федерации : приказ министра обороны Российской Федерации от 12.03.2003 №80. - М., 2003.

30. Учебные планы Екатеринбургского высшего военного артиллерийского командного училища. - Екатеринбург, 1993-2001.

31. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников высших артиллерийских командно-инженерных училищ МО РФ. - М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.