Научная статья на тему 'Военное образование в гражданском вузе: на пути к стабильности'

Военное образование в гражданском вузе: на пути к стабильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ПОЛНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / НАУЧНАЯ РОТА / MILITARY EDUCATION / MILITARY SPECIALTY / MILITARY TRAINING CENTRE / RESERVE OFFICER TRAINING DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ендовицкий Дмитрий Александрович, Шамаев Виктор Григорьевич

В статье на примере Воронежского государственного университета рассматривается становление и развитие военного образования в гражданском вузе. Автор^1 анализируют образовательную деятельность и качество подготовки специалистов в Учебном военном центре вуза за определенный период, а также нормативную базу, применимую в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ендовицкий Дмитрий Александрович, Шамаев Виктор Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY EDUCATION AT A NON-MILITARY UNIVERSITY: THE ROAD TO STABILITY

The article reviews military education formation and development in a non-military university by the example of Voronezh State University. It analyzes the educational activity and specialist training quality provided by the Military Training Centre over a certain period. The authors also discuss the legal and regulatory framework applied in this field.

Текст научной работы на тему «Военное образование в гражданском вузе: на пути к стабильности»

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ: НА ПУТИ К СТАБИЛЬНОСТИ

ЕНДОВИЦКИЙ Дмитрий Александрович - д-р экон. наук, проф., ректор, Воронежский государственный университет. E-mail: [email protected]

ШАМАЕВ Виктор Григорьевич - канд. истор. наук, доцент, проф. военной кафедры, Воронежский государственный университет. E-mail: [email protected]

АннотацияВ статье на примере Воронежского государственного университета рассматривается становление и развитие военного образования в гражданском вузе. Авторы анализируют образовательную деятельность и качество подготовки специалистов в Учебном военном центре вуза за определенный период, а также нормативную базу, применимую в данной области.

Ключевые слова: военное образование, военная специальность, система полного военного образования в гражданском вузе, Учебный военный центр, военная кафедра, научная рота

Для цитирования:Ендовицкий Д.А, ШамаевВ.Г. Военное образование в гражданском вузе: на пути к стабильности // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 127-131.

Уходящий в историю 2015 год останется в памяти как год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Естественно, что и мероприятий патриотического и воспитательного характера в ВГУ проводилось на порядок больше. На фоне лейтмотива «Памяти павших будем достойны » мы стремились сделать привлекательным не только военное образование в вузе, но и саму службу в Вооружённых силах Российской Федерации, привить чувство уважения и преклонения перед теми, кто носил, носит и будет носить погоны. Яркий след от проведенной работы красной нитью пойдёт в будущее.

В Воронежском государственном университете был сформирован нештатный Знамённый взвод (взвод почётного караула), приобретена парадная форма, макеты оружия (карабины, шашки). Общеизвестна нелюбовь к строевой подготовке среди мужчин, служивших в армии. У нас картина оказалась диаметрально противоположной. Курсанты Учебного военного центра стремились в эту группу, до изнеможения отрабатывая строевые приёмы. Их тренировки становились зрелищными. И когда на

торжественном митинге, посвящённом Дню Победы, у главного учебного корпуса этот взвод торжественно проносил венок, на глазах не только ветеранов, но и всех присутствующих выступили слёзы. Мы смогли сохранить её Величество Память. А прохож-

128

Высшее образование в России • № 5, 2016

дение торжественным маршем со Знамёнами вселяло чувство гордости и душевного подъёма. Это было не просто рядовое «мероприятие», а событие, оказавшее мощнейший информационно-психологический эффект. Главное, что это всерьез и надолго.

Да, это важно и для военного образования в гражданском вузе, куда юноши приходят, будучи не мотивированными на военную составляющую. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с трибуны ВГУ, сказал: «... Действительно, образование так же важно, как и оборона, и точно так же может быть только общенациональным делом» Наверное, многое зависит и от «намоленного» здания. В стенах учебного корпуса, где сегодня находится военная кафедра и учебный военный центр, с 24 октября 1882 г. работало Воронежское духовное училище.

20 августа 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление об утверждении «Положения о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной службы в РККА гражданами, обучающимися в ВУЗах и техникумах и окончивших их», в этом же месяце был подписан приказ Реввоенсовета СССР №565 о начале военного обучения студентов. Несмотря на все трудности, 1 октября 1926 г. на военной кафедре начались нормальные занятия. Эта дата стала днем рождения военной кафедры. В ее истории, как в капле воды, в целом отражается история военного образования в стране. Создание и расформирование, репрессии и реабилитации, вновь восстановление. Постоянно новое, неизведанное, начинавшееся без правовой базы, вне закона. Все шло методом проб и ошибок. Выдержали.

Восемь десятилетий спустя Председатель комиссии МО РФ генерал-лейтенант С.Е. Давыдов доложил министру обороны России о том, что «руководство Воронеж-

ского государственного университета активно включилось в реализацию одного из государственных приоритетов России (в области образования) в части, касающейся реформы системы военного образования, и, в целом, готово к началу подготовки офицеров для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту из числа студентов с 1 сентября 2006 г.» Так зарождался Учебный военный центр.

В 2016 г. мы будем отмечать 90 лет военной кафедре и 10 лет Учебному военному центру при ВГУ. С чем мы подходим к этим датам, с какими успехами и проблемами?

Наверное, точкой отсчёта стал 2013 год. После четырёхлетнего перерыва возобновлён набор в Учебный военный центр (УВЦ). Зачисление граждан в УВЦ осуществлялось на основании приказов ректора после освидетельствования ВВК и признания годными по состоянию здоровья к военной службе, проведения профессионального психологического отбора, проверки уровня физической подготовки и заключения договора по установленной форме. В том же году Министерство обороны РФ увеличило цифры набора для военной кафедры по набору в 2014 г. на 30%.

4 июля 2013 г. наш вуз принял участие в совещании ректоров ведущих вузов России, посвященном вопросам создания научных рот. Совещание прошло под председательством министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу. А через месяц, 30 июля 2013 г., во главе с губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым мы приняли участие в мероприятии по проверке хода работ по созданию научной роты на базе ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Впервые в отечественной истории на практике внедрялась новая модель военной службы. Впослед-

1 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Воронежском государственном университете 18 сентября 2011 года // Воронежский университет. 2011, 29 сент.

ствии наш вуз, единственный из числа региональных, принимал участие в мероприятиях, проводимых министром обороны Российской Федерации с ректорами ведущих российских вузов. В ходе мероприятий ставились вопросы формирования новой системы военной подготовки студентов высших учебных заведений. Мы обсуждали совершенно уникальную ситуацию, в которой студенты получили возможность выбирать программу обучения - стать солдатом запаса, сержантом запаса или офицером запаса. Мы опрашивали студентов, обсуждали эту тему на Совете ректоров Воронежской области, поднимали ее на заседании Ассоциации государственных вузов Черноземья - и везде получили хорошие, положительные отзывы. Собирали родителей - они также поддержали идею. Запустив ее через официальные аккаунты университета в социальных сетях - блогах, твитере, фэйсбуке, мы также получили очень хорошие отклики.

10 сентября 2014 г. ВГУ принял участие во встрече с ректорами и студентами ведущих вузов страны, проводимой министром обороны Российской Федерации, генералом армии С.К. Шойгу на базе МВТУ им. Н.Э. Баумана. Министр сообщил, что уже с сентября студенты российских вузов на военных кафедрах приступили к обучению по программам подготовки солдат и сержантов. Таким образом, реализуя послание Президента РФ В.В. Путина о подготовке на военных кафедрах солдат и сержантов запаса, ВГУ, единственный вуз в Центральном Черноземье, провёл набор студентов на военную кафедру для обучения по программам подготовки солдат и сержантов запаса.

Обратимся к страницам Годового отчета ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» за 2015 г. Что сделано за прошедший год? Сложилась чёткая система полного военного образования в гражданском вузе:

• 1,5 года - подготовка солдат запаса

на военной кафедре;

• 2 года - подготовка сержантов запаса на военной кафедре;

• 2,5 года - подготовка офицеров запаса на военной кафедре;

• 5 лет - подготовка кадровых офицеров в учебном военном центре.

Принимая участие в брифингах начальника Управления военного образования -заместителя начальника ГУК МО РФ, генерал-майора Е.В. Кучинского в рамках секции «Воинское обучение и воспитание », мы увидели прекрасные научные сообщения выпускников научных рот, точнее, наших выпускников, прошедших службу в научных ротах с присвоением офицерских званий.

Выпускники УВЦ предыдущих лет, добившиеся хороших показателей на службе, стали работать на имидж вуза. От командования стали поступать предложения по размещению заказов на набор абитуриентов для обучения специалистов в их интересах. Почему выбор пал на наш вуз? Прежде всего - из-за высокого качества подготовки. Профильные факультеты и Учебный военный центр работают как еди-

130

Высшее образование в России • № 5, 2016

ное целое. Так, при подготовке офицеров по военно-учётной специальности «Организация информационного обеспечения» на базе факультета журналистики одну из дисциплин в Учебном военном центре вела заведующая кафедрой «Связи с общественностью» доцент Е.Е. Топильская. Военная подготовка не отвлекала от факультетского образования, а лишь углубляла получаемые знания. Более того, благодаря тесному взаимодействию вуза и Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ все факультетские практики проходили в органах информационного обеспечения, по сути - на будущих местах службы. Таким образом, вместо одной плановой войсковой стажировки курсанты получали в три-четыре раза больше практических навыков, а выпускники приходили в уже знакомый коллектив. ВГУ стал первым в стране по обучению этой специальности в Учебном военном центре. В этом году мы будем набирать курсантов для подготовки по специальности «Военная журналистика» в интересах Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ. Стоит отметить, что наш вуз пока единственный, где готовятся кадровые офицеры по этой специальности.

Если рассматривать более подробно межфакультетские связи, то аналогичную ситуацию мы увидим и по военно-учётной специальности «Лингвистическое обеспечение военной деятельности». Так, например, арабский язык, как на факультете, так и в Учебном военном центре, ведёт носитель изучаемого языка, гражданин России М. Джамиль. Здесь ведётся подготовка кад-ровыхофицеров не только в интересах Министерства обороны РФ, но и для других органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Важным моментом является и то, что выпускники «несто-

личного » вуза едут служить в любую точку России и далеко за её пределы.

В предыдущие годы набор в Учебный военный центр для подготовки в интересах Управления ракетных войск и артиллерии проводился только по одной специальности - «Фундаментальные математика и механика». В 2015 г. была решена и эта проблема. Добавлены три новые специальности: «Экономическая безопасность», «Информационно-аналитические системы безопасности », «Компьютерная безопасность ».

Как результат - на 2016 г. утверждены и получены контрольные цифры приёма для подготовки кадровых офицеров по направлениям:

• «Военная журналистика»;

• «Переводи переводоведение»;

• «Экономическая безопасность »;

• «Фундаментальные математика и механика»;

• «Информационно-аналитические системы безопасности»;

• «Компьютерная безопасность ».

В последнее время возникли трудности в деятельности военной кафедры в плане подготовки офицеров запаса, связанные с присвоением бакалаврам воинского звания по запасу «лейтенант». Как известно, Министерством обороны проводится большая целенаправленная работа по совершенствованию правовой базы военного образования. Однако подобная работа может занять более года, а звание необходимо присваивать уже в этом году, ведь в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Федерального закона «гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, при зачислении в запас министр обороны Российской Федерации присваивает воинское звание офицера»2.

2 Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями).

Обратимся к Положению о факультетах военного обучения (военныхкафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

6. Министерство обороны Российской Федерации:

а) определяет перечень военно-учетных специальностей, по которым осуществляется военная подготовка с учетом специальностей по основной образовательной программе высшего учебного заведения ...

9. Граждане до достижения ими 30-летнего возраста, изъявившие желание пройти военную подготовку в процессе обучения по основной образовательной программе, проходят отбор на конкурсной основе...

20. Изучение гражданами учебных дисциплин по программе военной подготовки проводится на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин по основной образовательной программе, необходимых для получения квалификации

«специалист.» или квалификации (степени) «магистр».

Таким образом, статьей 20 вышеназванного Постановления Правительства РФ, фразой: «.необходимых для получения квалификации "специалист" или квалификации (степени) "магистр" » - исключается обучение на военных кафедрах бакалавров. Нам представляется законным принятие решения о признании данной фразы не действующей с момента введения ФГОС. В обновленном виде ст. 20 будет звучать так: «Изучение гражданами учебных дисциплин по программе военной подготовки проводится на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин по основной образовательной программе». В этом случае она не будет противоречить ст. ст. 1, 6, 9, 20 названного Постановления. Это снимет проблему для всех военных кафедр России и тем самым обеспечит стабильность военного образования в гражданском вузе.

Статья поступила в редакцию 03.04.16.

MILITARY EDUCATION AT A NON-MILITARY UNIVERSITY: THE ROAD TO STABILITY

ENDOVITSKY Dmitry A. - Dr. Sci. (Economics), Prof., Rector, Voronezh State University, Voronezh, Russia. E-mail: [email protected]

SHAMAEV Viktor G. - Cand. Sci. (History), Prof. of the Military Department, Voronezh State University, Voronezh, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article reviews military education formation and development in a nonmilitary university by the example of Voronezh State University. It analyzes the educational activity and specialist training quality provided by the Military Training Centre over a certain period. The authors also discuss the legal and regulatory framework applied in this field.

Keywords: military education, military specialty, Military Training Centre, Reserve Officer Training Department

Cite as: Endovitsky, D.A., Shamaev, V.G. (2016). [Military Education at a Non-Military University: the Road to Stability]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5 (201), pp. 127-131. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 03.04.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.